Позвонил мне намедни с вопросом, правда ли, что греческое вино было таким густым, что пить его не могли, отчего и разбавляли водой. Он это прочитал где-то.

Я хотел было ответить анекдотом "Почему вы эту гадость пьете? - Потому чо жидкая, была бы твердая - грыз бы". Но вспомнил, что уже шутил аналогично на эту тему, а повторяться я не люблю.

Поэтому я просто ответил, что это неправда и пообещал повесить в сеть свою стародавнюю статью о причинах разбавления древними вина.

ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ О РАЗБАВЛЕНИИ ВИНА

Юноша! Скромно пируй, и шумную Вакхову влагу
С трезвой струёю воды, с мудрой беседой мешай.

Фокилид

Когда речь заходит об античном виноделии и винопитии, с завидным постоянством всплывает один и тот же интригующий вопрос: зачем древние разбавляли вино?

С распространением Интернета и благодаря поисковым системам всякая выдумка доморощенного «специалиста» имеет шанс служить просвещению широкого круга интересующихся предметом. Поэтому жанр научно-популярного изложения обогатился сегодня востребованным направлением - последовательным анализом и опровержением популярных домыслов. К этому направлению принадлежит и наш очерк.


Коллективным разумом, представленным Интернетом, предложено уже немало ответов как отчасти резонных, так и фантастических на вопрос о разбавлении вина. Встречаются предположения, что этот обычай способствовал обеззараживанию дурной затхлой воды. Что античные вина были до приторности сладкими или, напротив, ужасно противными и горькими и поэтому пить их без воды было невозможно. Что вина были невероятно густыми из-за особых технологий приготовления и поэтому требовали разбавления. Кто-то приписывает продукту древних виноделов небывалую крепость, которую требовалось уменьшить водой. Шедевр подобных объяснений - безапелляционное утверждение, что-де античное вино - это и не вино на самом деле, а разные травяные настои, содержавшие в себе в том числе наркотические компоненты. Самое забавное, что в каждом из этих утверждений есть некое правдивое зерно, но ни одним из них традицию пития разбавленного вина объяснить невозможно.

Не вино и было?

Считать, что древние готовили вино не из винограда, а из каких-то трав, может,конечно, только полный профан, не знающий ни о многочисленных изображениях всего винодельческого процесса древними художниками и скульпторами, ни о сохранившихся до наших дней винодельнях, ни о поэтах и писателях, воспевших виноградную лозу, ни о том, что современные технологии позволяют по винному камню, часто сохраняющемуся на стенках амфор и виноградным косточкам, находимым около давилен, судить даже о сорте напитка. Однако, действительно, древние вина часто содержали в себе растительные ароматические добавки - существовали смоляные, розовые, шафрановые и многие другие вина, а римляне даже изобрели вермут… Но все-таки, предполагать, что в вине использовались какие-то наркотики - это ни на чем не основанный домысел. Вино само по себе служило традиционным средиземноморским наркотиком, если под этим словом понимать любые средства для добровольного изменения сознания. Нам известно единственное упоминание некоего наркотического снадобья, которое подмешивали в вино, дабы привести пьющего в состояние эйфорической радости. Гомер, описывая богатый пир, заданный спартанским царем Менелаем и его женой Еленой, говорит:


Умная мысль пробудилась тогда в благородной Елене:

В чаши она круговые подлить вознамерилась соку
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье

Бедствий дающего; тот, кто вина выпивал, с благотворным
Слитого соком, был весел весь день и не мог бы заплакать,
Если б и мать и отца неожиданной смертью утратил,
Если б нечаянно брата лишился иль милого сына,
Вдруг пред очами его пораженного бранною медью.

Диева светлая дочь обладала тем соком чудесным;
Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,

Им наделила; земля там богатообильная много
Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким

Прочих людей, поелику там все из Пеанова рода.

(Одиссея, IV , 219-232)

Понятно, что это упоминание относится к чрезвычайно древним временам, а само снадобье было привозным и использовалось эпизодически. То есть перед нами типичный случай исключения, подтверждающего правило.

Наркотические вещества в нашем современном понимании, конечно, тоже были известны в древности, например, опиум. Но употребляли его либо в качестве снотворного средства, что видно из стиха Парменона из Византия:

Кто пьёт вино, как взмыленный скакун воду,
Не выговорит внятно ни одной буквы:
Без слов он будет дрыхнуть над своей бочкой,
Как будто опоил его настой мака
(Афиней, 221 а),

либо как яд, что следует, например, из рецепта противоядия от опиума из книги Скрибония Ларга.

Вино служило для дезинфекции воды?

Обеззараживание воды вином - дело куда более вероятное. Например, об этом прямо пишет историк Ксенофонт в книге «Киропедия»: войско в далеком походе должно иметь столько вина, чтобы постепенно сокращая его добавление приучать солдатские желудки к незнакомой воде и не подхватить желудочной инфекции (VI , 2, 36-37). Известно, кроме того, что римским легионерам надлежало иметь при себе винный уксус, дабы добавлять его в воду. Это очевидно тоже было средством дезинфекции. Понятно, что солдаты сталкивались с водой самого разного свойства, а страдающее поносом войско на войне обречено на гибель.

Есть и еще одно авторитетное свидетельство. Оно принадлежит Ахиллу Татию, греческому писателю II в . н.э. В его романе «Левкиппа и Клитофонт» есть такие строки: «Тогда я впервые испил нильской воды, не смешанной о вином, так как мне хотелось вкусить чистого наслаждения от питья. Ведь вино искажает природный вкус воды. Я зачерпнул воду чашей из прозрачного хрусталя и сразу увидел, что блеск воды превосходил сверкание хрусталя. Сладостно было пить эту воду, студеную как раз в меру наслаждения. Я знаю, что в иных реках Эллады вода просто ранит своим холодом. Так что я мог сравнить воду Нила с ними. Мне стало попятно, почему египтяне без страха пьют нильскую воду, не нуждаясь в услугах Диониса» (Татий, IV, 18).

Казалось бы, чего еще?

Но ведь сторонники предположения о дезинфицирующей функции вина исходят из того, что вообще вся питьевая вода в древности была неважной. Что воду якобы держали в больших сосудах, где она быстро портилась, для чего и требовалось добавлять к ней вино. Откуда появилась легенда о затхлой воде при этом не очень понятно. Ведь чтобы согласиться с этим мнением, придется согласиться и с тем, что лень древних греков, а за ними и римлян простиралась настолько, что они пускались на сложнейшие, долгие и затратные мероприятия по виноделию, вместо того, чтобы лишний раз сходить на источник или к колодцу. Учитывая, что селились люди поблизости от постоянных источников пресной воды, а там, где их не было, копались колодцы, глубина которых могла составлять более двух десятков метров, качество воды обычно было вполне удовлетворительным, и такое объяснение кажется натяжкой.

У вина был невыносимый вкус?

Были ли древние вина страшно сладкими или ужасно горькими? Одно из первых упоминаний превосходнейшего вина встречается уже в Одиссее. Все тот же Гомер повествует о поистине удивительном напитке - вине из Исмара:

Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться
В ком пробуждалось желанье, то в чашу его нацедивши,
В двадцать раз боле воды подбавляли, и запах из чаши
Был несказанный: не мог тут никто от питья воздержаться.

(Одиссея, IX , 208-211)

Но, конечно же, не стоит воспринимать буквально это сообщение. Поэтическая гипербола, столь свойственная эпическим произведениям, говорит лишь о том, как высоко ценились ароматные с выраженным вкусом вина.

Надо помнить, что вкус античных вин был очень разным. Конечно же, какие-то вина, изготовленные из подсохших на лозе ягод с большим содержанием сахара или подслащенные специально - изюмное, медовое и подобные им, явно относятся к разряду десертных по современной классификации. Первое известное нам пособие по виноделию - наставления Гесиода в «Трудах и днях» - рекомендует готовить вино именно из подвяленного винограда:


Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья.

Десять дней и ночей непрерывно держи их на солнце,
Дней на пяток после этого в тень положи, на шестой же

Лей уже в бочки дары Диониса, несущего радость.

(Труды и дни, 611-614)

Итак, сладость и сильный аромат - два наиболее ценимых свойства хорошего вина по древнегреческой версии. Но это совершенно не отменяло хождения других, более простых, как бы мы сейчас сказали, столовых вин, особой приторностью не отличавшихся. Если мы не очень много знаем о вкусе самых древних вин, то, например, об италийских винах I в. до н.э. - I в. н.э. нам известно в подробностях. И многие из них характеризовались современниками как «кислятина». И, кстати, разбавлялись точно так же, как все прочие. Поскольку они производились в той же винодельческой традиции, что и древнейшие предшественники, считать причиной разбавления вина его предполагаемую приторность явно неверно.

Вино было невозможно пить?

Разбавлялось ли древнее вино потому, что было чрезвычайно густым? Возможно, к месту вспомнить бородатый анекдот: на вопрос, почему вы пьете водку, некий любитель отвечает: «Потому что жидкая. Была бы твердая - грыз бы!»

Если бы вся проблема состояла только в удобстве употребления загустевшего вина, древние не упражнялись бы в изготовлении изысканных кратеров, киликов и канфаров, а пользовались бы вместо этого длинной ложкой, с которой вино сподручно слизывать. Вместе с тем мнение о густоте древних вин родилось отнюдь не на пустом месте. Правда, относится такое утверждение далеко не ко всем напиткам, а только к тем, которые выдерживались огромное количество времени. Плиний Старший рассказывал о легендарном опимианском вине: «До сих пор хранятся эти вина; им уже почти двести лет, и они превратились в нечто вроде горьковатого мёда - таково свойство вина в глубокой старости, - пить их в чистом виде нельзя и нельзя уничтожить водой их неодолимую горечь; зато малейшая их подмесь исправляет другие вина» (Естественная история, 14, 6, 55-57).

Итак, густеть со временем было свойственно для древних вин, но, во-первых, это никак не относится к повседневному питью, а во-вторых, старинное вино употребляли только при купажировании для облагораживания более молодых. Нет, не поэтому разбавлялись вина.

Крепость вина была - не чета нынешним?

Последний, пожалуй, миф заключается в том, что древние ухитрялись готовить вино неслыханной крепости, отчего и требовалась вода. Считается, что при обычном брожении максимально возможная крепость вина - около 15 градусов спирта. Специальные спиртовыносливые винные дрожжи выдерживают до 17 градусов спирта. Далее брожение не может идти по естественным причинам. Этим утверждением можно было бы ограничиться. Но повторимся: даже самая странная из перечисленных версий имеет в себе некую истинную отправную точку.

Вероятно, миф о фантастической крепости античного вина родился из мимоходом оброненной Плинием Старшим фразы. Фразы поистине загадочной, касающейся прославленного фалернского вина: «Нет сейчас вина более знаменитого; это единственное, которое горит». Горящее вино! Совершенно неслыханное дело, и мы еще подробнее коснемся Фалерна в отведенной ему главе. Сейчас же для нас ключевое слово - «единственное». Даже если этот сорт каким-то чудом имел подобную крепость, то все равно аналогов ему не было. Остальные вина держались в отведенных им природой пределах, а некоторые - и это достоверно известно, - были слабыми.

Надо заметить, что известный исследователь Ф. Лиссарраг тоже видит корень традиции смешения вина в его относительной крепости, но он имеет в виду крепость вина с высокой сахаристостью. Однако, как было замечено, технологии приготовления и сам напиток со временем менялись, вино становилось разнообразнее, и за тысячелетней традицией должно было стоять что-то большее, чем просто коллективная память о древнейших рецептах. Так что, причины разбавления вина следует поискать в ином.

В античности пили и неразбавленное вино!

Почему-то почти все, кто ищет ответ на вопрос о смешении вина и воды, исходят из того, что древние не могли пить вино в его неразбавленном виде. Но ведь это категорически не так! Не только пресловутые скифы и примкнувший к ним спартанский царь Клеоменпили вино неразбавленным. Нам известны многочисленные примеры того, как греки и римляне пили чистое вино и очевидно получали от этого немалое удовольствие. Об этом есть десятки упоминаний.

Более того, всякий греческий симпосий начинался именно с несмешанного вина. «Несмешанное вино, подаваемое в конце обеда в честь Благого Бога, пьют понемногу, просто чтобы вкус его напоминал о силе вина и о даре бога. Пьют его нарочно после насыщения, чтобы выпить меньше. Берут его прямо со стола и трижды воздают честь богу, как бы умоляя его оберечь нас от всего непристойного и от непомерной жажды к выпивке, а послать нам только хорошее и нужное» - приводит Афиней слова Феофраста (Афиней, 693 d ). Но отнюдь не только в символических целях пили чистое вино.

В «Лиситрате» Аристофана женщины, принося друг другу клятву, решают действовать так:

Огромный черный ковш поставим на землю,
Потом заколем мех вина фасосского
И поклянемся выпить все без примеси!

Органолептические свойства неразведенного напитка отнюдь не отвращают от него представительниц прекрасного пола, которых, кстати, в Греции частенько обвиняли в пьянстве:

Клеоника

По цвету и по виду кровь отличная!

Лампито

И пахнет сладко, боги мне свидетели!

Миррина

Подружки, присягнуть мне дайте первою!

Мужчины тоже отдавали должное незамутненной лозе:

Чистого выпьем вина Дионисова! Утро коротко.
Станем ли лампы мы ждать, вестницы скорого сна? -

восклицает Асклепиад.

Чистое пей, ты страдалец в любви, и к отрокам пламя,
Бромий, забвенье даря, пусть успокоит в тебе;
Чистое пей! Осушив до краёв наполненный кубок,
Горечь страдания прочь ты из души изгони, -

Вторит ему поэт Дионисий.

Но вот появляются и жертвы пагубной привычки:

Пьяницу Эраксиксена винные чаши сгубили:
Выпил несмешанным он сразу две чаши вина.

(Каллимах)

Однако удалые пьяницы не переводятся на белом свете, и уже римлянин Катулл отгоняет воду от своей чаши с фалернским:

Ты ж, вода, беги, вина погибель,
и к другим, кто нравом строг, отсюда
убирайся: чистый здесь Фионец!

Нетрудно заметить, что питие чистого вина - своеобразный маркер, указывающий либо на бесшабашность и брутальный нрав персонажа, либо на переживаемый им душевный кризис. Но главный вывод: неразбавленное вино на протяжении античности вполне можно было пить, и получать от этого удовольствие. Стало быть, правильно поставленный вопрос звучит так: почему древние греки и римляне в массе своей не хотели пить неразбавленное вино?

Что же заставляло древних разбавлять вина?

«Если, например, кто-нибудь пил несмешанное вино, ты огорчался» - говорит, обращаясь к Демосфену, оратор Гиперид (Афиней, 424d ). Почему же?

Сами же греки и отвечали на этот вопрос вполне определенно и без обиняков:

Принеси мне чашу, отрок, - осушу ее я разом!
Ты воды ковшей с десяток в чашу влей, пять - хмельной браги,
И тогда, объятый Вакхом, Вакха я прославлю чинно.
Ведь пирушку мы наладим не по-скифски: не допустим
Мы ни гомона, ни криков, но под звуки дивной песни
Отпивать из чаши будем.

(Анакреонт)

Непристойное поведение на пиру приписывалось варварам. Ксенофонт в уже упомянутой «Киропедии» так излагает беседу царя Астиага с маленьким Киром, только что подменившем на пиру царского виночерпия Сака:
«- Почему же, Кир, ты, во всем прочем подражая Саку, не отпил вина из чаши?
- А потому, - отвечал Кир, - что я, клянусь Зевсом, побоялся, как бы в кратере с вином не оказался яд. Ведь когда ты угощал своих друзей, празднуя день рождения, я точно заметил, что он подлил яду всем вам.
- Как же ты, мой мальчик, заметил это?
- Я заметил это, клянусь Зевсом, по тому весьма расстроенному состоянию, в каком оказались и тела ваши и души. Прежде всего, вы делали все то, что запрещаете делать нам, детям. Вы хором кричали, не понимая друг друга, очень смешно пели; не слыша поющего, уверяли, что он поет необыкновенно хорошо. Каждый из вас хвастал своей силой, но когда вы хотели подняться, чтобы пуститься в пляс, вы не только танцевать под музыку, но даже встать не могли. И ты совершенно забыл о том, что ты царь, а другие - что ты над ними господин. Тут-то я впервые понял, что это и есть свобода слова - то, чем вы тогда занимались. Ведь вы говорили, не умолкая.
Тогда Астиаг спросил:
- А твой отец разве не бывает пьян?
- Нет, клянусь Зевсом!
- Но что же с ним в подобном случае происходит?
- Он лишь утоляет жажду и ничего дурного с ним не случается. Как я полагаю, дедушка, это происходит оттого, что не Сак служит у него виночерпием» (Киропедия, I , 3, 23-24).

Буйство, невоздержанность, невозможность контролировать свое поведение - эти качества, присущие опьяненному человеку, категорически осуждались. Традиционные в древности легкие закуски, состоявшие из растительной пищи и сыров, преимущественно теплый климат способствовали быстрому, а главное - неожиданно наступающему опьянению. Непредсказуемый в своем поведении человек не мог найти себе места в полисном социуме. Об этом нередко напоминали даже росписи на сосудах для вина, наглядно демонстрирующие последствия пьянства: драки, поножовщина и тошнота в явно неподходящий момент. Разбавленное же вино во многом снимало опасность внезапно перестать владеть собой. Оно позволяло вдоволь утолять жажду и одновременно контролировать степень опьянения, очень точно дозируя количество алкоголя. Пьющий довольно быстро приходил в состояние душевного подъема, той легкой эйфории, когда язык развязывается, друзья становятся душевнее, а все проблемы оказываются мелкими и несущественными. Смешанное вино легко позволяло не перешагивать эту стадию, и долго поддерживать себя в таком приятном состоянии. Такова самая важная - социальная составляющая традиции. Кроме того, были и сопутствующие выгоды, например, это было гораздо экономнее, чем пить цельное вино.

Некоторые полагают, что степень воздействия вина на организм прямо пропорционален градусности, и если, к примеру, вино крепостью 12% об. разбавить 1:3, то получившийся напиток окажется не крепче кваса. Не возьмемся подводить токсикологическую базу, но заметим, что на практике опьяняющий эффект такого вина оказывается значительно выше, нежели ожидалось.

Итак, мы беремся утверждать, что в основание традиции клался исключительно нравственный императив, а вовсе не физическая невозможность пить вино неразбавленным.

Вино старо как мир. Вместе с самой цивилизацией оно пришло к нам с Востока, о чем свидетельствуют таблички, папирусы и свитки, найденные в египетских гробницах. То человечество, к которому мы себя причисляем, трудясь, враждуя и любя, не обходилось без поддержки этого живительного напитка.

Делать какие-либо заключения о вине в эпоху фараонов по многочисленным работам художников и скульпторов мы не можем — слишком удалено от нас это время. Наша эра вина, истоки которой пока еще различимы, начинается с финикийцев, обосновавшихся на берегах

Средиземного моря примерно в 1100 г. до РХ, и греков, поселившихся тут лет 350 спустя. Впоследствии эти земли — Италия, Франция и Испания — стали подлинным домом вина (хотя этруски уже между VIII и IV в. до РХ культивировали виноград). Греки называли Италию «землей, увешанной лозами» — так же, как викинги, побывав в 1000 г. после РХ в Америке, за обилие местного винограда дали ей имя Винландия. В Северной Африке, южной Испании, Провансе, Сицилии, материковой Италии и на берегах Черного моря первые виноградники появились во времена греческой и финикийской цивилизаций.

Вина самой Греции — не бог весть что с точки

Зрения времен более поздних — восхвалялись поэтами, оставившими о них множество свидетельств. В Афинах существовала даже широко распространенная послепиршественная игра kottabos, в ходе которой игроки выплескивали из своих чаш остатки вина, стараясь попасть в уравновешенный на подпорке сосуд. Изысканных юношей обучали тонкостям этой игры. Однако такое обращение с вином, как и сведения о том, что его почти неизменно пили из того, что мы назвали бы «винной чашей», приправляя травами, пряностями, медом и разводя водой (временами даже морской), позволяют усомниться в его достоинствах. Несомненно лишь одно — различные эгейские вина, в частности из Хиоса, ценились выше прочих, и спрос на них оставался неизменным. Узнать же, понравились ли бы нам эти вина сегодня, невозможно.

Греки занимались промышленным выращиванием винограда в южной Италии, этруски — в Тоскане и севернее нее, за ними пришли римляне. О вине и виноделии Древнего Рима было написано так много, что можно набросать примерную карту распространения вин в ранней Римской империи. Величайшие из писателей, даже сам Вергилий, сочиняли наставления для виноделов. Одна из сентенций Вергилия — «Лоза любит открытый холм», — вероятно, лучший совет, какой можно дать европейскому виноделу.

Другие авторы были более расчетливыми и рассуждали о том, сколько может сделал раб при минимуме еды и сна, не снижая эффективности труда. Римляне занимались виноделием в крупных масштабах. Оно распространилось по всей империи, так что со временем Рим начал ввозить амфоры из колоний в Испании, Северной Африке — со всего Средиземноморья. Поскольку Помпея была курортом и важным пунктом транзитной торговли вином, превосходно сохранившиеся руины этого города дают нам множество детальных свидетельств.

Насколько хороши были римские вина? Некоторые из них, по-видимому, хранились необычайно долго, что предполагает тщательность изготовления. Для концентрации сусла нередко использовали нагрев, а само вино держали над очагом, подвергая воздействию дыма, — видимо, для придания ему качеств теперешней мадеры.

Римские вина лучших урожаев становились предметом всеобщего обсуждения, а употребляли их куда дольше, чем мы можем себе представить. Знаменитое «Опимийское», урожая того самого года, в который Опимий стал консулом, — 121-й до РХ-пили, когда вину было 125 лет.

У римлян было все необходимое для выдержки вина, хоть они и не использовали те же материалы, что мы. Стекло, к примеру, для хранения вина не применялось. Деревянные бочки были в ходу только в Галлии (включавшей и часть Германии). Подобно грекам, римляне пользовались глиняными амфорами, вмещавшими около 35 л. 2000 лет назад итальянцы, вероятно, пили то же вино, что пьют их нынешние потомки: молодое, резкое, иногда более резкое и горьковатое, иногда более сильное и крепкое, в зависимости от урожая. Даже изобретенный римлянами метод выращивания лозы на деревьях — ее фестоны стали частью фризов классических зданий, — и поныне применяется, хоть и в меньшей мере, на юге Италии и в северной Португалии.

Греки завезли виноград на север, в южную Галлию. Римляне акклиматизировали его, и ко времени, когда в V в. после РХ они покинули места, ставшие ныне Францией, были заложены основы почти всех наиболее известных сейчас виноградников современной Европы. Начав с Прованса, в котором уже несколько столетий существовали посаженные греками виноградники, римляне двинулись в долину Роны и Лангедок (Нарбонн). Даже сегодня, в XXI в, у нас нет достоверных свидетельств о начале виноградарства в Бордо. Самое раннее упоминание содержится в относящихся к IV в. до РХ сочинениях Авзония (поэт жил в Сент-Эмильоне, возможно даже в Chateau Ausone, но, скорее всего, виноград в этих краях выращивали задолго до него).

Похоже, древнеегипетские боги пили вино с не меньшим удовольствием, чем люди. Фараон Тутмос III из 18-й династии (1479-1425 гг. до РХ) предлагает наполненные вином сосуды богу Нуна.

Раннее распространение виноградной лозы. Начав свой путь с Кавказа или Месопотамии 1 в 6000 г. (возможно) до РХ, она пришла в Египет и Финикию 2 около 3000 г. до РХ. К 2000 г. до РХ лоза попала в Грецию 3, а около 1000 г. до РХ уже произрастала в Италии, Сицилии и Северной Африке 4. В последующие 500 лет она достигла, по меньшей мере, Испании, Португалии и юга Франции 5, а возможно, и южной России. И, наконец (см. карту на следующей странице), распространилась с помощью римлян до северной Европы 6, попав даже в Британию.

Вина, которые пили римляне: примерная карта виноделия в Италии в 100 г. после РХ. Названия современных городов набраны жирным шрифтом, названия вин — обычным.

Помпеи и Геркуланум, римские прибрежные курорты, погибшие при извержении Везувия в 79 г. после РХ, и поныне не исследованы до конца. Однако их дома (здесь показан дом Луция Кая Секунда), улицы, погреба и питейные заведения позволяют составить ясное представление о том, что и как пили римляне.

Эта карта показывает примерное распространение виноградной лозы vitis vinifera в Римской империи в 100 г. после РХ. Налицо удивительное сходство с виноградниками XXI в., хотя в Испании, Португалии и Франции их было гораздо меньше, а в Восточной Европе (и, по-видимому, в Британии) неизмеримо больше.

Раннее развитие виноградарства происходило в долинах рек и вдоль естественных путей сообщения, расчищенных римлянами от лесов изначально ради того, чтобы обезопасить себя от нападений из засад. Причина, помимо прочего, в том, что вино удобнее всего было перевозить на судах и лодках. Бордо, Бургундия, Трир на Мозеле (город, в музее которого выставлено высеченное из камня римское судно для перевозки вина), вероятно, возникли как центры торговли греческими и итальянскими винами. Позже появились собственные виноградники, постепенно вытеснившие привозную продукцию.

К I в. виноградники были уже на Луаре и Рейне, ко II в. — в Бургундии и севернее, в Париже (не лучшая из идей), в Шампани и на Мозеле. Кот д’Ор в Бургундии так и остался наименее доступным из заслуживающих упоминания районов виноградарства — здесь нет удобных водных путей. Он лежит там, где главная северная дорога (ведущая к Триру на Мозеле — на север Римской империи) огибает богатую провинцию Отён. Местные жители, усмотрев в своем положении большие коммерческие возможности, подыскали и наиболее плодородные склоны. Так был заложен фундамент винной индустрии Франции.



.

Похожие рецепты:

  1. Важное условие при выборе исходного сырья — использование зрелых свежесобранных плодов и ягод. Плоды или ягоды перебирают, удаляют загнившие, недозрелые...
  2. Хорошие натуральные вина можно приготовить из соков различных культурных и дикорастущих плодов и ягод, причем их можно использовать в любых...
  3. С тех пор, как человечество познало культуру земледелия, виноградная лоза и ее дары ассоциируются с праздниками, религиозными церемониалами и пищей....

Италия славится не только вкуснейшей пиццей, пастой, салями и сырами. Это небольшое государство еще и крупнейший производитель благородных сортов вина. В стране 20 винодельческих регионов, культивируется 250 сортов винограда и производится 3500 сортов вина. Ключевую роль в винодельческой промышленности Италии играет центральный регион Лацио или римская провинция. Какие вина стоит попробовать в Риме и в округе? Расскажем поподробнее...

Вина Рима и региона Лацио

Лацио расположился в самом центре Италии. Его западное побережье омывают тёплые воды Тирренского моря, а территория делится на пять провинций: Латина, Витербо, Риети, Рим и Фронзиноне. Центром региона является Рим.
Живописный ландшафт региона довольно разнообразен: цепь гор граничит с плодородными равнинами, которые питаются водами из многочисленных рек. Морской бриз и прохладные горные ветра обеспечили региону идеальный климат для выращивания винограда.

Винодельческие традиции Лацио

Лацио - регион белого вина. Здесь производят лучшее белое вино из старейших культурных сортов - мальвазия и треббьяно. Под эти сорта выделено больше половины площадей местных виноградников. Мальвазия - это белый виноград, который выращивают уже две тысячи лет. На территорию современной Италии его завезли, скорее всего, из Греции. Треббьяно не менее древний сорт, который был известен еще этрускам (цивилизации, существовавшей до Древнего Рима). Самые популярные разновидности мальвазии и треббьяно:
Malvasia del Lazio;
Malvasia Bianca di Candia;
Trebbiano Toscano;
Trebbiano Giallo.



Несмотря на преобладание белых сортов, на которые приходится 90% готовой продукции, красные сорта винограда в Лацио тоже выращивают.

Наиболее распространенные из них:

Montepulciano. Монтепульчано созревает поздно, поэтому выращивают его только в центральных и южных районах Италии. Вино из монтепульчано отличается терпкостью.

Merlot. Мерло - это один из самых распространенных сортов винограда. В Лацио он особенно популярен в провинции Латина, где из него делают изумительное вино Merlot di Aprilia.

S angiovese. Санджовезе родом из Тосканы, но сорт распространен и на остальной территории Италии. Вино из этого винограда получается рубинового цвета с фруктовым ароматом и легкой горчинкой.



Лучшие белые вина Лацио. Frascati

Ведущий винодельческий район в Лацио - это Castelli Romani. Ландшафты этих земель сформировались благодаря вулканической активности. В потухших кратерах теперь водоемы, а почва отлично подходит для выращивания винограда.
Пожалуй, самое известное вино этой части Лацио - Frascati. Молодой и нежный напиток, послевкусие от которого наполнено оттенками миндаля, груши и цитрусовых, а аромат - яркий и оригинальный, с нотками ореха, персика, ананаса и тропических плодов. В купаже Frascati собраны сорта мальвазии, треббьяно и бонвино. Основной производитель вина - Colli di Catone. Раньше, чтобы попробовать Frascati, нужно было обязательно приехать в Италию, т.к. вино очень капризно к длительной транспортировке. Теперь же современные винодельческие технологии решили эту проблему.


Лучшие белые вина Лацио. Est! Est!! Est!!! di Montefiascone

Еще один прославленный винодельческий район Лацио - это Tuscia (Тушия) в провинции Витербо. Производить вино в этих краях стали еще в глубокой древности: три тысячи лет назад этруски выращивали здесь виноград. Сейчас гордостью этого района Лацио является знаменитое на весь мир Est! Est!! Est!!! di Montefiascone. Напиток объединил в себе такие сорта, как треббьяно тоскано, мальвазия бьянка тоскана и росceттo. Est! Est!! Est!!! di Montefiascone имеет золотистый оттенок и гармоничный вкус, наполненный терпким мускусом, плодами боярышника и спелыми фруктовыми нотками.

Необычное название это вино получило ещё в XII веке. Местные легенды гласят о том, что Джованни Дефук - итальянский епископ, сопровождал в поездке английского короля Генриха V. Джованни послал вперёд своего пажа, чтобы доложить о приезде королевской особы и подыскать гостиницу, где бы подавали лучшее во всей Италии вино. Двери гостиниц, в которых вино подходило по качеству, слуга должен был отмечать надписью Est, что на латинском означает "есть". Вино в небольшой деревушке Монтефиасконе было настолько изысканным и не похожим на все остальное, что когда-либо пробовал паж, что он не смог устоять и написал слово трижды, поставив после каждого восклицательный знак.

Лучшее красное вино Лацио. Merlot di Aprilia



В 70 километрах к югу от Рима расположена провинция Латина, входящая в состав Лацио. Местные ландшафты не очень подходили для выращивания винограда, поскольку представляли собой непроходимые болота. Но в начале XX века их осушили и стали выращивать здесь красные сорта винного винограда. Передовым районом Латины является Априлия, где выпускают знаменитое Merlot di Aprilia - вино гранатового оттенка, со слегка травянистым вкусом.

Чтобы попробовать лучшие вина региона Лацио, побывать на винодельнях и продегустировать местные деликатесы, присоединяйтесь

Просто нажмите "оставить заявку" на сайте или напишите на адрес [email protected] или по тел +39 3275381738 (viber, whats"app) и мы подберем для Вас наиболее подходящий тур

В период сосуществования на территориях Италии двух культур - греческой и этруской, они не смешивались. Существовала невидимая граница между ними из-за глубоких различий в традициях, верованиях и, даже погребениях. У греков - погребение в землю, у этрусков - кремация. Среди различий также методы возделывания винограда и использование вина в ритуалах.

Распространение лозы, опирающейся на деревья, совпадает с территориями распространения этрусков не только в северной Италии, но и в Кампанье. В районе Аверса в Кампанье с начала периода этруской цивилизации до наших дней используют «лозу на дереве» как метод выращивания виноградной лозы. Лоза, подвязанная к тополям характеризует пейзажи, в то время как в районе Неаполя совсем другие поля винограда, без деревьев, низкие лозы. В провинции Вероны ещё в XIX веке использовали деревья, разделяющие поля с овощами, на которых подвязывали лозы винограда.

Даже в словаре этих было слова атальсон, что значило «связанный с деревом». Этруски в районе центральной Италии с VIII века до н.э. предпочитали вино претто, то есть натуральное. А вот римляне пили вино, как греки - разбавленное водой, со специями или с травяными отварами . Термин Мульсум означал у римлян вино смешанное с мёдом. Его приносили в начале банкетов и ужинов вместе с закусками, так что мульсум - вино аперитив. Лучший мульсум получался из лозы на деревьях, когда виноград собирали в засушливые дни и ягоды не до конца раздавливали. К трём частям вина добавляли одну часть мёда и в течении месяца вино зрело в закрытых амфорах. Затем его фильтровали и снова оставляли дозревать. Мульсум - не только вино у римлян, но и лекарство для лечения желудка, в этом случае мульсум пили разогретым.

По примеру греков, в вино добавляли и «ароматизаторы», например, смолу сосны-пинии. Тогда получали вино пикатум - пикантное вино. Про полезные свойства такого вина писал Плиний в 23 книге своей Истории природы .

Такое вино (со смолой пинии) приобретает новые свойста - согревает, помогает пищеварению и очищает организм от токсинов. Хорошо помогает при болях в груди, в животе и маточных болях (если они не сопровождаются температурой), улучшает настроение, помогает при язве, переломах и растяжениях, кашле и астме путем прикладывания смоченной в вине шерсти. Лучше всего вино пикьято из района Ельвии, но все согласны, что если его выпить много, то оно ударяет в голову.

В о времена основания Рима в VIII — VII веках до н.э. вино предназначалось для избранных привилегированных слоёв общества, а также использовалось для ритуальных обрядов и жертвоприношений в храмах, как это уже сложилось ранее у шумеров, египтян, этрусков и греков.

Долгие времена символы, связанные с вином и виноделием, оставались религиозной символикой и символами власти. Например, ковш для черпания вина после фильтрации назывался симпулум , и его изображали на Рима.

На ден а рии эпохи Веспасиана 1 века н.э. изображены символические предметы, среди них симпулум, который использовали жрецы во время жертвоприношений. Изображения кувшина для вина на монете говорит о том, что император признаёт и почитает жрецов.

Реверс монеты Денарий Веспасиана, слева — симпулум

Часто такие символы на монетах указывали на должности Императора. Они часто были главными жрецами Помтифекс Максимус. По легенде тот же Веспасиан был ещё и Авгуром - предсказателем будущего, то есть передавал волю богов народу.

С расширением территорий Римской Империей на новые земли в колонии распространяли и культуру виноделия. Таким образом, увеличение производства вина расширяло возможности торговли и товарообмена с населением приграничных территорий, которые охотно покупали вино у римлян.

С юга и центральной части полуострова виноградники распространили в Паданской равнине - производили красное вино Ретико , за которым императоры из Рима присылали повозки. В Пьемонте делали вино из чёрного винограда, подходящего к холодному климату, соответствующего современному сорту винограда Неббиоло. Эти лозы перевезли и в Бургундию, из них произошел современный сорт Пино.

Римляне были прекрасными виноделами и знали основные приёмы современного виноделия. Историки тех далёких времён оставили нам перечень сортов винограда и свойств вина, которые из них производили. Древние труды Плиния и Колумеллы были основой виноделия вплоть до XVIII века.

Как делали вино римляне?

Римский пресс, реконструкция

Они собирали зрелые гроздья винограда, срезая их ножом серповидной формы. В корзинах виноград переносили в погреб, где его сортировали. Незрелые и раздавленные кисти предназначались для «вина рабов» . К ним добавляли воду после выжимки, по сведениям Катона. Из такого разбавленного сока получалось вино низкого качества, плохо перебродившее. Только такое вино давали рабам. Им предназначалась порция на день - три четверти литра в день. На каждого раба в год с среднем получалось 260 литров . Также их поили водой с уксусом, она называлась поска.

Давили виноград в низких каменных ваннах, чтобы слой его был равномерным. При помощи решеток из ивовых прутьев сок фильтровали и разливали в сосуды - долии для ферментации.

Долия - широкий керамический сосуд, вмещал он 600-1000 литров вина . Так получалось игристое молодое мутное вино, которое осветляли взбитым яичным белком или козьим молоком. Греки, в отличии от римлян, применяли для осветления мрамор или куски глины.

Перебродившее вино разливали в другие сосуды для созревания, меньшие размером долии 180-300 литров или с обеих сторон для перевозки.

У них были заостренные конусы на дне, чтобы вкапывать из в землю в подвалах, где они хранились или в песок в трюме корабля при перевозках. До III века н.э. амфоры для морских перевозок вина были 20 литровыми. Их герметично закупоривали пробками, заливали смолой пинии, которая благоприятствовала созреванию вина.

На амфорах ставили клеймо - этикетку с названием места, где сделали вино, именами винодела и консула, который правил в этом году.

Амфора, запечатанная во 2 веке, Верона,

Так покупатели защищались от поддельного вина, но всё равно случаев фальсификации было немало. Например, в республиканскую эпоху славились вина из области Кос, и их имитировали на территориях Италии. Катон с своём труде о сельском хозяйсте De agricultura писал. Что виноград замачивают в морской воде, и вино, произведенное из такого винограда похоже на вино Кос. Даже амфоры имитировали, чтобы было впечатление иностранного вина.

С 1 века н.э. для перевозки вина начали использовать и бочки, их удобнее разгружать. Специальные корабли для перевозок вина назывались Naves Vinariae - Винные корабли. Они были небольшие и быстроходные, крепкие и устоичивые в случае ураганов винные корабли перевозили до 300 амфор с вином.

Когда открывали амфору или долия с созревшим вином, надо было определить его качество. У римлян были дегустаторы , которые пробовали вина, определяя их достоинства. Конечно. Их пробовали и перед банкетами знати, чтобы избежать отравления.

Банкет у римлян

В эпоху Августа любили вино сладкое и крепкое. Вино старили на воздухе. Возраст вина имел значение и у римлян, и у греков. Старое вино было признаком отличного вина. В Сатириконе Петроний описывает банкет в доме богатого вольноотпущенника Тримальчона:

«Принесли амфоры с вином, аккуратно закупоренные. На горловинах были этикетки - Фалерно Опимьяно, сто лет. Пока все гости читали, Тримальчок хлопнул в ладоши и закричал - О, боги… Вино живёт дольше человека. Выпьем же его быстрее. Вино - это жизнь.»

С методами производства вина в Римской Империи только крепкие вина могли сохраняться более года. До 1 века до н.э. вино созревало натурально, затем стали придумывать методы искусственного ускорения созревания. Например, амфоры помещали в теплые подогреваемы помещения, что не только ускоряло ферментацию, делало вино стабильным, но и предохраняло от закисания и образования винного уксуса. Проходил процесс своеобразной пастеризации вина.

Римляне производили и вид шампанского , которое называли Aigleucos. Оно было шипучим и сладким, для его созревания амфоры опускали на дно глубоких колодцев с холодной водой.

В Римской Империи производили красное вино vinum atrum и белое вино vinum candidum. Вино было крепким и пили его разбавленным водой, один к трём, а зимой и снегом. Так из вина крепос т ью 15/16 градусов получалось вино 5/6 градусов.

Самые важные и элитные виноградники были в Кампанье в те далёкие времена. Народы, которые жили здесь издавна возделывали виноградники, подрезая лозу на шпалерах. Такую технику редко применяли римляне. По традиции живший до основания Рима легендарный царь Сабино был прозван Потаторе дей вити или vitis Sator, то есть Обрезающий лозу . Виргилий в VII книге поэмы Энеид а описывает Сабино с ножом для обрезки виноградной лозы в руках - эмблемой избранности и элиты тех времён.

После сбора урожая, виноград давили ногами, мозаика в Помпей 1 век

Цены на вино, сколько пили римляне?

С расширением Римской Империи распространялось на новые территории и виноделие. В конце III века н.э. при императоре Аурелиане в Риме сосредоточилось так много вина, что он раздавал его бесплатно.

Цена на вино зависела от качества, от 30 денариев за поллитра за ценные вина до 16 денариев за вина среднего качества. Низкокачественнные вина стоили 8 денариев за 0,54 литра- мера вина 1 сестиарий . Среднее потребление вина гражданами Империи 140-180 литров в год на человека.

Для сравнения цен в конце 1 века н.э. (1 денарий — 4 сестерция) Годовое жалование легионера — 1200 сестерциев, молодая рабыня Фортуната продана за 600 денариев (2400 сестерция), на аукционе в Помпеях продан раб за 6252 сестерция, вход в общественные термы — 1/16 сестерция, состояние генерала Красса — 200 млн сестерциев, стоимость большого имения — 3 млн сестерциев, состояние писателя Плиния Младшего — 20 млн сестерциев. Складывается впечатление, что хорошее вино стоило дорого в Римской Империи.

Процесс производства вина был непростой. И описывать его бы пришлось довольно долго, если бы не Катон. Речь идет о Марке Катоне — старшем из прославившихся Катонов: оба были известны своей честностью, неподкупностью, принципиальностью, презрением к удовольствиям и роскоши и суровостью. Старший говорил «Карфаген должен быть разрушен!»; младший (правнук Марка) — боролся с Цезарем и покончил жизнь самоубийством, разрезав себе живот и вытащив из него собственными руками внутренности.

Оба Катона были прижимисты и практичны и достигли немалого успеха в бизнесе и менеджменте; Катон-младший был не намного беднее Красса или Лукулла — и даже Помпей Великий не считал зазорным породнится с домом Катонов. Основу семейному благосостоянию положил Марк Катон в семейном имении неподалеку от Рима — «в земле сабинян». И об эффективном управлении имением он написал книгу. «О сельском хозяйстве» — один из самых древних сохранившихся образцов бизнес-литературы.

Для того, чтобы вы лучше познакомились с автором — приведу пару выдержек из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха :

«Усердно хлопоча о приумножении своего имущества, он пришел к мысли, что земледелие — скорее приятное времяпрепровождение, нежели источник дохода, и потому стал помещать деньги надежно и основательно: он приобретал водоемы, горячие источники, участки пригодные для устройства валяльной мастерской, плодородные земли с пастбищами и лесами (ни те, ни другие не требуют забот), и все это приносило ему много денег, меж тем как, по словам самого Катона, даже Юпитер не в силах был причинить ущерб его собственности. Занимался он и ростовщичеством, и вдобавок самым гнусным его видом: ссудой денег под заморскую торговлю. Вот как он это делал. Он основывал сообщество и приглашал получивших ссуду вступить в него. Когда их набиралось пятьдесят человек и столько же судов, Катон через посредство вольноотпущенника Квинктиона (который вел все дела совместно с должниками и вместе с ними пускался в плавание), брал себе одну долю из пятидесяти. Так, рискуя лишь незначительною частью целого, он получал огромные барыши. Он ссужал в долг и собственным рабам; те покупали мальчиков, а потом, через год, как следует выучив и вымуштровав их на средства Катона, продавали. Многих оставлял себе Катон — за ту цену, которую мог бы дать самый щедрый покупатель. Стараясь и сыну внушить интерес к подобным занятиям, он говорил, что не мужчине, но лишь слабой вдове приличествует уменьшать свое состояние. Еще резче высказался он, не поколебавшись назвать божественным и достойным восхищения мужем всякого, чьи счета после его смерти покажут, что за свою жизнь он приобрел больше, чем получил в наследство»

«Он был прекрасным отцом, хорошим супругом, рачительным хозяином и никогда не считал заботы о доме маловажными или незначительными. А потому, мне кажется, будет не лишним рассказать и об этом. Он взял жену скорее хорошего рода, чем богатую, полагая, правда, что и родовитости и богатству одинаково свойственны достоинство и некоторая гордыня, но надеясь, что женщина знатного происхождения, страшась всего низкого и позорного, окажется особенно чуткой к добрым правилам, которые внушает ей муж. Тот, кто бьет жену или ребенка, говорил он, поднимает руку на самую высокую святыню. Он считал более почетной славу хорошего мужа, чем великого сенатора, и в Сократе, знаменитом мудреце древности, его восхищало лишь то, как неизменно снисходителен и ласков был он со своей сварливой женой и тупыми детьми»

Но хватит, наверное, о Катоне — я обещал о древнеримском вине. Благодаря уже упомянутой «De agri cultura» мне даже стараться не надо — Катон описал все точно и подробно. Итак, занявшись своим имением:

«Заметь, на каком участке следует разводить виноградник. На месте, которое будет считаться лучшим для виноградной лозы и будет залито солнцем, там посади мелкий аминейский виноград, двойной евгенейский и мелкий желтоватый. Какое место будет жирнее или где будет больше тумана, там сажай крупный аминейский, мургентинский, апициев и луканский. Остальные сорта, особенно же «смесь» (miscella), подойдут к любому участку. В подгородном имении лучше всего иметь сад с виноградными лозами, вьющимися по деревьям. Можно продавать и дрова и ветви, и хозяину будет чем попользоваться. В таком имении следует сажать все, что для него подходит: разные сорта винограда - мелкий аминейский, крупный и апициев. Виноград сохраняется в горшках в виноградных отжимках; хорошо также сохраняется он в виноградном соку, сиропе и в вине из выжимок, смешанном с водой. Твердокорый и крупный аминейский виноград ты можешь подвесить; он хорошо сохраняется в качестве изюма в кузнице»

«Каким образом надлежит оборудовать 100 югеров (около 29 гектаров) виноградника. Нужны: вилик (управляющий), вилика, 10 работников, 1 пахарь, 1 погонщик ослов, 1 человек, который смотрит за ивняком, 1 свинопас - итого 16 человек, пара волов, пара ослов, которые ходят в упряжке, 1 осел для мельницы, 3 вполне оборудованных пресса, кувшины, куда могут вместиться пять виноградных сборов-на 300 мехов, 20 кувшинов, куда складывают виноградные выжимки; 20 для зерна, отдельные покрышки для каждого кувшина; 6 посудин, оплетенных ковылем (spartum). 4 амфоры, оплетенных ковылем, 2 воронки, 3 плетеных фильтра, 2 фильтра, чтобы снимать плесень, 10 кувшинов для виноградного сока, 2 телеги, 2 плуга, 1 ярмо для повозки, 1 ярмо для работы в винограднике, 1 ярмо для ослов, 1 круглое медное блюдо, 1 мельничный привод, 1 медный котел вместимостью в мех, 1 крышка для котла, 3 железных крюка, 1 медный котел для варки вина, вместимостью в мех, 2 кувшина для воды, 1 лейка, 1 таз, 1 кувшин, 1 помойное ведро, 1 ведро для воды, 1 маленький подносик, 1 черпак, 1 подставка для лампы, 1 ночной горшок, 4 кровати, 1 скамейка, 2 стола, 1 стол, на котором месят тесто, 1 платяной сундук, 1 ларь для съестных припасов 6 длинных скамеек, 1 водяное колесо, 1 модий (емкость, объемом около 9 л.), обтянутый железом, 1 полумодий, 1 чан для мытья, 1 ванна, 1 чан для люпина, 10 кувшинов меньшего размера; сбруя с набором для 2 волов, 3 попоны для ослов с набором, 3 вьюка, 3 корзинки для винной гущи, 3 мельницы, на которых работают ослы, 1 ручная мельница; железные орудия: 5 серпов для ситника, 6 ножей для обрезки листвы с лесных деревьев, 3 садовых, 5 топоров, 4 клина, 2 лемеха, 10 тяжелых лопат, 6 легких, 4 совкообразных заступа, 2 четырехзубых грабель, 4 плетенки для навоза, 1 кузов из ситника для навоза, 40 ножиков для срезывания винограда, 2 жаровни, 2 щипцов, 1 кочерга; 20 америйских корзинок, 40 плетенок, употребляемых при пересадке, или 40 корыт, 40 деревянных лопат, 2 больших корыта, 4 матраца, 4 подстилки, 6 подушек, 6 покрывал, 3 полотенца, 6 лоскутных одеял для рабов»

Обзавевшись таким немудреным хозяйством, можно приступать к производству вина. Вот как делали вино в Древнем Риме:

«Смотри, чтобы к съемке винограда все нужное было готово. Мыть прессы, чинить корзинки, осмаливать кувшины следует в дождливую погоду. Следует приготовить и починить корзинки, намолоть полбы, закупить соленой рыбы, посолить опавшие оливки. Собери гроздья miscella, когда придет время, и сделай «раннее вино», которое будут пить работники. Виноградный сок, выжатый за день, равномерно дели по кувшинам и соблюдай чистоту. Если понадобится, влей в виноградный сок густого виноградного сиропу, сваренного из сока, натекшего из гроздьев раньше, чем их положили под пресс; подбавь на мех 1/40 часть этого сиропа или 1 1/2 фунта соли. Если будешь класть толченый мрамор, положи на мех 1 фунт; положи его в посудину, смешай с виноградным соком; слей это в кувшин. Если будешь класть смолу, то на мех виноградного сока возьми 3 фунта ее и хорошенько измельчи; положи их в корзиночку и оставь ее висеть в кувшине с виноградным соком; часто встряхивай, чтобы смола распустилась. Когда вольешь сиропу или положишь мрамору или смолы, в течение 20 дней часто перемешивай вино; виноград дави ежедневно. Виноградный сок, полученный из выжимок, раздели между предназначенными для него кувшинами и равномерно подливай его.
Греческое вино надлежит делать таким образом. Собери совершенно зрелых гроздьев апициева винограда. Когда ты отберешь их, влей 2 квадрантала раньше приготовленной морской воды на один
мех виноградного соку, выжатого из них, или положи модий чистой соли, подвесь ее в корзиночке и оставь расходиться в соку. Если хочешь сделать белое вино, налей половину вина из желтого винограда, а половину из апициева; подбавь 1/30 часть старого виноградного сиропу. Какое бы вино ты ни уваривал до густоты сиропа, подбавляй 1/30 часть сиропу»

Приготовив достаточное количество вина, можно винограду и поесть. А уж потом — и о рабах подумать:

«Когда виноград созреет и будет собран, распорядись сохранить его, в первую очередь, для семьи и домочадцев и распорядись снимать его совершенно зрелым и сухим, чтобы он не потерял своей славы. Свежие виноградные выжимки ежедневно просеивай через кровать, сплетенную из ремней, или через решето, для этого приготовленное. Набей выжимками осмоленные кувшины или осмоленный чан для вина. Хорошенько накажи его замазать, чтобы давать волам зимой. Если хочешь, слегка перемой их. Получится плохое вино, которое будут пить рабы.
По окончании съемки винограда прикажи спрятать по своим местам прессы, корзинки, плетенки, веревки, подпорки, затяжки. Кувшины с вином заставь обтирать дважды в день и распорядись
иметь по отдельному венику на каждый кувшин, чтобы протирать им края кувшинов. Когда после съемки пройдет тридцать дней и кувшины будут хорошо очищены от виноградной шелухи, замазывай их. Если ты хочешь слить вино с отстоя, то сейчас для этого самое лучшее время»

Вот такое вот вино употребляли римские патриции. Интересно было бы попробовать.