А кстати, почему Тир? Современное арабское название города – Сур, но почему-то и в России и на Западе его зовут древним финикийским именем, а то время как в случае Сидона прижилось современное арабское название Сайда.
От Сайды до Тира – 40 километров. Минибас (2 тысячи лир) преодолевает это расстояние за час, по прибрежному шоссе с парой блокпостов – второй уже на въезде в сам город, с агитплакатом, на котором изображён узнаваемый дядечка с козлиной бородкой и надписью (на английском), которую перевёл как "Дядя Сэм, не зарывайся!":)

Тир в древности был одним из крупнейших финикийских полисов, возник, видимо, в 4-м тысячелетии до н.э. Выходцы из Тира основали многочисленные колонии по всему Средиземноморью, в том числе Карфаген и Гадес. В разное время город был под властью Египта, Ассирии, Вавилонии, Ахеменидов, но сохранял автономию. В 332 году до н.э. город после долгой осады взял и разрушил Александр Македонский. Затем он входил в состав держав его приемников Птолемеев и Селевкидов. В 64 году до н.э. вошёл в состав Римской державы, был столицей провинции Сирия Финикийская. В Византии Тир был центром архиепископства. В 635 году его завоевали арабы и построили тут флот, с которым захватили Кипр. Во времена Крестовых походов Тир стал настоящим символом сопротивления крестоносцам – они захватили его только в 1124 году, после пары осад. И удерживали до 1291 года. В современном Ливане на долю Тира выпала судьба "приграничного города". Ныне Тир – один из оплотов "Хезболлы".


Это чувствуется сразу – проезжая по улицам, увешанным "хезбольскими" флагами (при полном отсутствии ливанских), портретами шейха Насраллы, его приближённых, юных героев борьбы с сионизмом.


Когда сходишь с минибаса на рынке, то перекрывая шум арабского базар, по ушам сразу ударяют боевые марши "Хезболлы", доносящиеся из колонок у дверей магазинчика, торгующего соответствующей символикой. Так что, ежели в Ливане вас интересует "хезбольская" экзотика – то это не в Баальбеке, а в Тире.


По причине обилия "Хезболлы" ливанская армия в Тире не так заметна, как в Бейруте, Триполи и Сайде – всего один БТР видел. Гораздо чаще на улицах попадались белые ООНовские джипы с голубокасочными миротворцами латиноамериканской наружности – выглядели они слегка затравленно:)


Что ещё можно посмотреть в Тире? Остатки античного города, которые даже в список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят – совершенно незаслуженно, по-моему. Они представлены в паре археологических зон – Аль-Басс и Аль-Мина (вход – 6 тысяч лир каждая).


Такие вот археологические раскопы с разными маловразумительными колоннами и грудами камней с табличками.


Сам Тир расположен на полуострове, выдающемся в Средиземное море – так что они в Тире с трёх сторон сразу.


При въезде в город минибас сначала останавливается на кольце Аль-Басс, тут и сходит большинство пассажиров. Рядом – обширный палестинский лагерь Аль-Басс. Никакой стеной он не окружён – просто городские кварталы полутрущобного вида, украшенные кое-где палестинскими флагами и портретами Арафата. За лагерем и находится одноимённая археологическая зона.


Дальше автобусик проезжает по длиннющей набережной с плотным трафиком – до кольца Аль-Мина. Тут и находится местный бас-стэнд, совмещённый с суком. В местной фрэшнице делают лучшие соки во всём Ливане – оранж в настоящих сирийских больших кружках стоил 3 тысячи лир.
С кольца немного пройти на юг – и будет археологическая зона Аль-Мина.


С другой стороны – вроде как старинные кварталы с мечетками.


На самом конце полуострова – бывшие христианские кварталы с маяком.

Древняя Тира (Тера) – античный город, расположенный на крутом скалистом мысе Меса Вуно, на высоте 396 м над уровнем моря. Свое название город получил в честь мифического правителя острова Тираса и был заселен дорийцами еще с 9-го века до н.э. и существовал до 726 года н.э.

Руины древнего города были открыты в 1895 году немецким археологом Фридрихом фон Хиллером. Систематические раскопки велись здесь до 1904 года и были обнаружены большая часть жилых домов и кладбища древней Тиры. Вновь раскопки возобновились под эгидой Археологического общества Афин в период между 1961 и 1982 годами. Тогда на склонах Селлада был обнаружен древний некрополь.

Большая часть руин древнего города относится к эллинистической эпохе, но существуют также останки римских и византийских построек. Из наиболее важных архитектурных памятников, обнаруженных при раскопках, стоит выделить древнюю Агору, которая находилась практически в центре города. Здесь были сосредоточены храмы и общественные здания. В юго-западной части Агоры расположена Царская галерея в дорическом стиле, построенная во времена правлении Юлия Цезаря (1-е столетие н.э.). Впечатляет и храм Артемиды, вырубленный прямо в скале (конец 4-го - начало 3-го века до н.э.). На скале высечены различные надписи и символы богов (орел Зевса, лев Аполлона и дельфины Посейдона). Также на территории древнего города были обнаружены храм Дионисия (3-й век до н.э.) и святилище Аполлона (6-й век до н.э.). Особый интерес представляет древний театр, построенный во времена династии Птолемеев (3-й век до н.э.). Изначально в театре имелась оркестровая яма, за счет которой, при его реконструкции в 1-ом веке н.э., была увеличена сцена. Примечательны и такие древние сооружения как Римские бани, Византийские стены, церковь Святого Стефана (построена на руинах раннехристианского храма Святого Архангела Михаила) и Древний некрополь.

Археологические раскопки древнего поселения имели огромное историческое значение. Помимо прекрасных архитектурных сооружений было также найдено множество ценнейших артефактов, которые прекрасно иллюстрируют жизнь древнего города в разных ее аспектах. Сегодня территория Древней Тиры открыта для посещений. Осмотрев архитектурные достопримечательности, вы также можете полюбоваться прекрасными панорамными видами, которые открываются с вершины скалы.

На фото Сидонская крепость, в прошлом защищавшая городской порт, построена в XIII в. крестоносцами как крепость на острове, что связан с материком узким перешейком. Крепость неоднократно разрушали захватчики, и сами же восстанавливали. Сегодня от замка сохранилась пара башен, соединенных стеной.

История Сидона

Древний город Сидон расположен на побережье . В глубокой древности он был финикийским городом-государством, одним из крупнейших в Восточном Средиземноморье.

Точное время появления Сидона пока не установлено. Согласно общепринятой точке зрения, он возник, по-видимому, в 4-м тыс. до н. э. Располагался этот древний город Финикии в приморской долине шириной менее 2 км.

Во 2-м тыс. до н. э. он являлся крупным центром международной торговли. Чтобы отстоять свое право на это, Сидон вел упорную борьбу, в том числе и вооруженную, со своем соседом, городом Тиром, за главенствующие позиции в политике и торговле Финикии.

В конце 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. Сидон принимал самое активное участие в финикийской колонизации Западного Средиземноморья.

Он стал метрополией многих колоний, а его корабли, как отмечал Геродот, были известны своим быстрым ходом. Подобно всем главным финикийским городам, Сидон находился под властью царских династий. Построенный частью на материке и частью на маленьких островах, город имел две превосходные гавани - на севере и на юге.

В начале 1-го тыс. до н. э. влияние и мощь города ослабели, и он оказался под властью Тира. Это стало началом медленного заката Сидона.

В 701 г. до н. э. его захватила армия Ассирии. Правители Ассирии назначали в город своих наместников, но сидонцы, привыкшие к свободе за долгие века независимости, неоднократно поднимали антиассирийские восстания. Когда терпение царя Ассирии закончилось, в 677 г. до н. э. он повелел разрушить Сидон.

Однако Сидон не сдался и был отстроен заново, хотя от прежнего блеска и величия уже мало что осталось, и теперь ему суждено было стать обычным портовым городом. От тех времен сохранились остатки храма Эшмуна - финикийского бога и покровителя Сидона.

Во второй половине VI в. до н. э. Сидон был силой присоединен к державе Ахеменидов, и его цари сделались вассалами, платящими дань персидским владыкам. Известно, что финикийская династия сидонских царей пользовалась особым уважением при персидском дворе. Но простые сидонцы многократно устраивали бунты против персов. Пока в 342 или 351 г. до н. э. обе его гавани и сильные береговые укрепления не были разрушены по повелению персидского царя Артаксеркса III, после чего город стал легко доступен для неприятеля.

Но, так как некоторые его причалы оставались в сохранности, город вновь был восстановлен союзами торговцев и мореплавателей. И в античную эпоху Сидон оставался шумным торговым портом. В IV в. до н. э. он начал интенсивно развивать отношения с Афинами, а впоследствии - с державой Александра Македонского. Видный военачальник практически заново отстроил Сидон и провел в нем Олимпийские игры. Затем верховная власть над Сидоном последовательно принадлежала Птолемеям и Селевкидам.

В римскую эпоху эллинизация Сидона продолжалась, а экономика города была основана на изготовлении резных изделий из слоновой кости, золотых и серебряных украшений, разноцветной стеклянной посуды, изготовлении пурпурного красителя и пурпурной ткани.

Во времена Иисуса большинство жителей Сидона были греками.

Тяжелейший урон благосостоянию города нанесло землетрясение 501 г. В 637 г. Сидон без сопротивления сдался арабам. Впоследствии он много чего вынес от крестоносцев, которые грабили его постоянно. После себя они оставили крепость из двух башен на острове и руины замка Сен-Луи.

Сегодня Сидон - третий по величине город Ливана, он носит название Сайда и располагается западнее древнего города, где руины не мешают постройке новых домов.

В наше время уже мало что напоминает о прошлом величии финикийских городов, а нынешние Сидон и Тир - относительно небольшие города рыбаков. По прошествии тысяч лет море поглотило дамбы, молы и набережные. Сегодня их изучают археологи-подводники.

История Тира

При царе Хираме, современнике легендарного царя Соломона, Тир стал столицей обширной державы. Колонии ее были разбросаны по всему Средиземноморью.

Город Тир в наше время именуется Сур. Это четвертый по величине город Ливана (после Сидона-Сайды) и один из главных портов страны. Экономика города практически целиком зависит от туризма. Среди здешних достопримечательностей - древнеримский ипподром, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В то же время здесь находится Эль-Рашидийя: один из крупнейших лагерей палестинских беженцев на 20 тыс. человек.

Побережье Тира включено в состав природного заповедника: здесь важнейшее место гнездовий перелетных птиц, а также место, где выводят потомство морские черепахи - зеленая и логгерхед, обитает летучая мышь нетопырь-карлик и произрастает редкий цветок панкраций морской.

Тир - древний финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря, расположенный сравнительно недалеко от Сидона-Сайды. Историческая судьба Тира во многом схожа с судьбой Сидона.

Предположительно он возник, как и Сидон, в 4-м тыс. до н. э. Главные постройки находились на острове, на материке остались лишь предместья и кладбища. В 3-2-м тыс. до н. э. он был важным ремесленным и торговым центром.

В конце 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. выходцы из Тира прославились как искусные и отважные мореплаватели. Они основали многочисленные колонии на островах Средиземного моря, в частности на Кипре и Сицилии. Но главная их колония находилась в Северной Африке и называлась Карфаген, было еще поселение Лике на атлантическом побережье Африки. Были у Тира и колонии в нынешней Испании, например Гадес (Кадис) к западу от Гибралтарского пролива. Слава Тира постепенно затмила славу Сидона. В X в. до н. э. при царе Хираме - современнике легендарного царя Соломона - Тир превратился в столицу обширной морской державы.

Тир всегда был не только соседом, но и главным соперником Сидона.

«Он богат рыбой более, чем песком», сказано о Тире в древнеегипетском папирусе. Библейский пророк Иезикииль отмечал прочность и роскошь его кораблей.

С VIII в. до н. э. Тир оказался под властью Ассирии и пребывал в вассальной зависимости от нее до начала VI в. до н. э., когда был захвачен Нововавилонским царством. В то время часть ассирийских территорий отделилась от Ассирии, затем способствовала ее падению и разделу вместе с Тиром.

Со второй половины VI в. Тир - в составе державы Ахеменидов, оказавшись там во время завоевательных походов царей Древней Персии. Несмотря на это, мореплавание и торговля в Финикии процветают, а Тир по-прежнему остается «морскими воротами» Древнего Востока.

В 332 г. до н. э. Тир был взят и разрушен Александром Македонским. Но все-таки Тир поднимался из руин и, как писал античный географ Страбон, «снова возвращался, благодаря мореплаванию, в котором финикийцы всегда превосходили другие народы».

В 64 г. до н. э. в Тире высадились римские легионы, и он вошел в состав провинции Сирия.

Портовые сооружения Тира поражали современников. Подводные археологические исследования показали, что первый древний мол на 200 м уходил в море, ширина мола была 8 м. Еще глубже был найден второй - еще более крупный мол - длиной 750 м. Посередине мола оставлен проход для кораблей. Под водой обнаружены укрепления на каждом из двух молов, а также две дамбы длиной 100 м.

Когда Финикия пришла в упадок, ремонтировать все эти капитальные сооружения никто не стал. Портовые постройки ушли под воду, дамбы, гавань, молы, даже набережные древнего Тира оказались на дне Средиземного моря.


Общая информация

Местонахождение : юго-запад Ливана.

Административная принадлежность : Сидон - район Сайда, Тир - район Сур, мухафаза Южный Ливан.

Основаны : около 4-го тыс. до н. э.

Язык : арабский, армянский, греческий.

Этнический состав : арабы, армяне, греки.

Религии : ислам - 90%, в т. ч. шиизм 50%, суннизм 40%; алавизм, религия друзов; христианство - около 10%, в т. ч. католицизм (марониты) и православие.

Денежная единица : ливанский фунт.

Реки : Сидон - Авали и Сайник.

Аэропорт : им. Рафика Харири-Бейрут (международный).

Цифры

Площадь : Сидон - 7,86 км 2 , Тир - 17 км 2 .

Население : Сидон - 57 800 чел., Тир - около 90 000 чел. (2008).

Плотность населения : Сидон - 7353,9 чел/км 2 , Тир - 5294 чел/км 2 (2008).

Средняя высота над уровнем моря : Сидон - 22 м, Тир - 10 м.

Удаленность : Сидон - 40 км. к югу от Бейрута, 35 км к северу от Тира (40 км по дороге), Тир - 75 км к югу от Бейрута.

Климат и погода

Субтропический, средиземноморский.

Мягкая и дождливая зима, жаркое и засушливое лето.

Средняя температура января : -14°С.

Средняя температура июля : +27°С.

Среднегодовое количество осадков : 820 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 70%.

Экономика

Рыболовство.

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Сидон

    Руины финикийских храмов Эшмуна (VII в. до н. э.) и Мелькарта (VII в. до н. э.)

    Храм и трон Астарты (III в. до н. э.)

    Синагога (833)

    Сидонский морской замок (ХІІІ в.)

    Замок Сен-Луи (XIII в.)

    Хан-эль-Франж (французский караван-сарай, XVII в.)

    Оттоманский дворец Деббани (1721)

    Британское военное кладбище (1943)

    Музей мыловарения (2000)

Тир

    Руины финикийского храма Мелькарта (XXVIII в. до н. э.)

    Триумфальная арка (332 до н. э., реконструкция)

    Археологический комплекс раскопки аль-Мина - руины древнеримских построек II-III вв. (театр, площадь-агора, палестра (гимнастическая школа), термы, некрополь, ипподром)

    Руины храма Св. Креста (XII в.)

    Природный заповедник Побережье Тира (1998)

    Финикийские источники Рас-аль-Айн

Любопытные факты

    Название города происходит от финикийского слова, означающего «рыбная ловля». Арабское «сайда» означает то же самое.

    В древности название Сидон зачастую применялось как иностранными, так и местными мореплавателями ко всему финикийскому побережью Восточного Средиземноморья. Это объяснялось важным значением тогдашнего Сидона.

    Сохранилась легенда о том, что во время неудачного восстания против персов в 342 или 351 г. до н. э. 40 тыс. жителей Сидона сожгли себя вместе с имуществом в своих домах, чтобы не попасть в руки победителей и не подвергнуться мучительной казни. Это мог быть вполне вероятный исторический факт: в древности площадь города была куда больше, и жило в нем до 100 тыс. человек.

    Сидон неоднократно упоминался в библейских источниках. У Иисуса Навина город называется великим Сидоном (И. Нав. 11:8; 19:28). В благословении Иакова он именуется границей расселения колена Завулонова (Быт. 49:13). В Библии сказано, что Сидон при разделении земли был назначен колену Асирову (И. Нав. 19:28), которое, однако, никогда не овладело им (Суд. 1:31). Иисус приходил в пределы Сидонские (Мат. 15:21; Map. 7:24), и жители этого города приходили к нему, чтобы получить от Него помощь (Map. 3:8; Лук. 6:17; Мат. 11: 22). На пути в Рим Павел нашел здесь христианскую церковь (Деян. 27:3).

    Израильтяне, завоевывая Ханаан, не смогли овладеть Сидоном. Стойкость Сиона вызывала ярость израильтян, которые считали сидонян врагами Израиля и его веры. По этой причине ветхозаветные пророки не раз предвещали грядущий суд над Сидоном, «погрязшим» в роскоши и пороке (Иер. 27:3 и дал.; Иоил. 3: 4 и дал.; Иез. 28:21 и дал.). Печальная судьба Сидона воспринимается израильтянами как исполнение древних предсказаний.

    Древнегреческий поэт Гомер в своих поэмах писал о «богатом медью Сидоне» и об «искусных сидонянах». Медь в Сидоне не добывали, ее туда привозили для стекольного производства: оксид меди используют при производстве стекла и придания ему зеленой и синей окраски, а также в производстве медно-рубинового стекла.

    Сидон долго был первым среди финикийских городов там, где сегодня находится Южный Ливан. Существует предположение, что Тир основала группа сидонян, недовольных «правящим режимом». Долгое время Сидон не обращал внимания на стремительно крепнущего конкурента, пока около 1200 г. до н. э. не был превзойден Тиром. Библия сообщает, что Тир настолько обошел Сидон, что сидонские рубщики леса и моряки были у него на службе (3 Пар. 5: 6; Иез. 27:8).

    В отличие от Сидона и других финикийских городов, Тир не пожелал сдаваться на милость победителя персов - Александра Македонского. Ничего удивительного: до этого еще никому не удавалось взять приступом этот город-крепость, расположенный на острове. Поначалу и Александру Великому это не удалось. И тогда полководец, привыкший с размахом решать любую задачу, решил: если войска не могут взять остров-крепость, тогда надо сделать так, чтобы она перестала быть островом. По приказу императора через пролив, отделяющий Тир от материка, за семь месяцев построили насыпь: она сохранилась и поныне. Город пал, был разрушен и разграблен, а люди, уцелевшие после штурма и дикой резни, проданы в рабство.

    Библейский пророк Иезикииль, обращаясь к Тиру, так говорит о его кораблях: «Из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим» (Книга пророка Иезекииля, гл. 27, 5-7).

    В 53 г. до н. э. Тир подпал под власть Рима. Клеопатра просила Марка Антония передать город ей, однако тот отказался, поскольку Тир обладал статусом вольного города.

Тир (собственно Цур, букв. «Скала»), приморский город-государство в Финикии (современный Сур в Ливане). Согласно преданию и археологическим данным, основан около 28 в. до н. э. протофиникийцами-ханаанеями (см. Ханаан). Существовал как самостоятельная городская община, позднее город-государство, где царская власть должна была считаться с сильной общинной организацией. С древних времен город, малодоступный для противника, не располагавшего мощным флотом, состоял из двух частей - поселения на материке (Ушу) и островной цитадели, где в случае опасности укрывалось население. Основным центром городской жизни был храм бога-покровителя города Мелькарта .

Около 1468 Тир был покорен фараоном и вошел в азиатские территории Египта (около1355-1300 под хеттским влиянием). Первоначально уступал соседнему Сидону , после разгрома которого «народами моря» около 1175 (вызвавшего также массовое переселение сидонян в Тир, так что все южные финикийцы, включая тирян, впоследствии именовались «сидонянами»; возможно, пришельцы поначалу даже доминировали в Тире) выдвинулся на первый план. В конце 12 - начале 11 века Тир осуществляет первый этап финикийской колонизации Средиземноморья [колонии в Испании (Гадир, современный Кадис), Африке (Утика , Ликс), Сицилии и на некоторых островах Эгеиды], превращаясь в средиземноморскую морскую державу.

Около 1075 Египет утрачивает власть в Азии, и для Тира наступает эпоха независимости. К началу 10 века цари Тира подчиняют Сидон, в память о его могуществе принимают титул «царей сидонян» (в значении «всех финикийцев вообще») и контролируют всю Южную Финикию. Наибольший расцвет Тиро-Сидонского царства падает на время правления Хирама I (969-936), превратившего Тир в неприступную крепость. Хирам укрепил средиземноморскую державу Тира, купил часть Галилеи и включил в тирскую сферу влияния некоторые города Кипра. Заключенный им союз с Израилем, царем которого в это время был Соломон , существовал около столетия. В 10 в. Тир превращается в крупнейший торговый центр Средиземноморья, живущий прежде всего за счет морских перевозок, пиратства и продажи пурпура, стекла, рабов. В 9 в. финикийцы были изгнаны греками из Эгеиды. Узурпатор Итобаал (с 879) упрочил положение Тира и возобновил колонизацию Западного Средиземноморья (в том числе Сардинии), где появилось много новых финикийских центров (в том числе Карфаген , 823).

В 743 Тир признал зависимость от Ассирии (до этого в 876 - около 780 уплачивал дань), однако чрезмерная дань и попытка Ассирии отторгнуть от Тира все его владения в Финикии (725) привели к войне (724-720), в результате которой Элули Тирский наконец признал ассирийскую власть, но возвратил себе все утраченное. Новое восстание Элули (около 704) окончилось осадой Тира ассирийцами, бегством царя за море и потерей всех финикийских городов, ранее подвластных Тиру (701). После признания (около 696) ассирийского верховенства Тир неоднократно восставал, навлекая на себя новые ассирийские походы, в 644 был разгромлен в своей материковой части Ашшурбанипалом . На рубеже 8-7 вв. до н. э. утратил заморские владения (хотя представления о старшинстве Тира сохранялись вплоть до 5 в. до н. э.).

Около 630 в результате резкого ослабления Ассирии в войне со скифами Тир вновь становится фактически независимым городом, его купцы контролируют торговые пути Средиземноморья, вплоть до восточно-центральной Малой Азии, Южной Аравии, Испании, и, может быть, даже Британии. Однако вторжение в регион египтян (начало 610-х), а затем и вавилонян (605) поставило Тир между двух огней. Выступивший на вавилонской стороне и потесненный египтянами, Тир перешел на сторону последних (588), но 13-летняя осада (около 587-575), организованная царем Вавилона

Тир также важный религиозный центр, именно здесь появились первые христианские общины. Упоминается город и в Библии как одно из мест, где побывал Иисус Христос, тут он совершил первое чудо. С 1979 года Тир находится под охраной ЮНЕСКО, как город, относящийся к числу мировых сокровищ.

Сейчас старая часть Тира расположена на полуострове, а новая – на материке. Отелей в городе немного (около 2-3), но у туристов проблем с расселением не возникает, мест хватает всем. Цены на номера в гостиницах достаточно приемлемые.

Туристов в основном привлекают руины Тира периода Римской империи. До наших дней прекрасно сохранилась римская дорога, ведущая к Триумфальной арке, которая в римское время была входом в город. По обе стороны от дороги на протяжении всего пути есть множество саркофагов, высеченных из камня и мрамора. А одну из сторон дороги сопровождает акведук. Во 2 в. на территории Тира был построен ипподром, руины которого хорошо сохранились. Ежегодно летом на ипподроме проходит фестиваль искусств. Во временны Римской империи ипподром вмещал 20000 зрителей, а его длина составляет 480 метров.

В Тире стоит также посмотреть Дворец Эшмуна, Колизей, два порта времён царя Хирама, развалины храма крестоносцев.

Пожалуй, самая колоритная часть Тира – рыбацкая гавань: тихая пристань, обилие рыбацких лодок, мастерские, где эти самые лодки делаю по технологии, которая неизменна на протяжении вот уже нескольких веков. Можно отдохнуть в одном из кафе или ресторанов, расположенных в гавани.

Пройдясь от рыбацкой гавани в сторону маяка, Вы увидите раскопки аль-Мина. Непременно прогуляйтесь тут и познакомьтесь с городом, каким он был много столетий назад. На входе расположена большая торговая площадь эпохи Римской империи, пройдя через площадь, на главной улице перед Вами предстанет театр. Когда-то здесь проходили водные игры. Театр представляет собой прямоугольное здание, сидения расположены в пять ярусов, а вокруг театра размещена система цистерн. За театром следует спортивный комплекс с банями, в котором проводили тренировки борцы. Очень интересное место – собор Св. Креста, построенный в 12 веке. Сейчас от него остались основание гранитные колоны, а раньше собор был местом коронации правителей Иерусалимского королевства. По некоторым данным, именно здесь захоронены останки Фридриха Барбароссы, выдающегося германского императора. Во времена существования Финикии на месте собора Св. Креста находился храм бога Мелькарта, который считался покровителем Тира.

Ежегодно в Тире проходит фестиваль, на котором выступают фольклорные исполнители со всего Средиземноморья. Проводят этот фестиваль на развалинах стадиона времён Римской империи. Если Вы желаете больше узнать о Востоке, его культуре, то непременно стоит посетить Фестиваль фольклорных исполнителей в Тире.

Достопримечательности в окрестностях Тира

Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос сотворил своё первое великое чудо, превращение воды в вино, на свадебных торжествах в Кане. По поводу того, где располагался библейский город Кана, до сих пор идут оживлённые споры, но жители Ливана уверены - чудо случилось в местечке Кана, расположенном в 10 км к юго-востоку от Тира. Свидетельств чудесного превращения напитков, конечно, не сохранилось, однако главная достопримечательность деревни - пещера Каны - вполне заслуживает внимания. По поверьям, именно здесь Иисус провёл ночь перед совершением чуда. По пути к пещере обратите внимание на древние настенные барельефы, вырезанные в скальной породе, изображающие жизнь Спасителя (В пещеру пускают с 8 утра до захода солнца, вход стоит 4000 LBP для взрослых и 2000 LBP для детей).

Продолжив путь ещё на 18 км, можно добраться до городка Тибнин, чтобы полюбоваться на замок крестоносцев 12 века, построенный на холме в центре города. В ясную погоду со стен замка открываются головокружительные виды на поля, горы и побережье.

Питание

Заведения фаст-фуда «кучкуются» на оживлённой улице Абу-Дееб. Здесь подают вездесущие фалафель и шаверму; самая популярная среди местных закусочная так и называется - «Абу-Дееб». За чем-то более существенным порекомендуем отправиться в ресторан «Танит» поблизости от рыбного порта. Их специалитеты - огромное количество «мезе», стейки и любимый солдатами НАТО бар с иностранными крепкими напитками. Другая приятная опция носит название «Тирос» - здесь вкусная еда по демократичным ценам, а по субботам звучит живая музыка. С целью ужина «с помпой» вам прямая дорога в «Маленький финикиец», что в старом порту - тамошняя «фишка» - вкуснейшие рыбные блюда и открытая терраса над старинной пристанью.

Размещение

В Тире особенно не принято останавливаться на ночь - увидеть археологические достопримечательности вполне можно в течение светового дня. Однако для фанатов раскопок существует несколько опций для размещения, которые особенно удобны, если вы решите отправиться наутро в Сидон. Самый помпезный отель носит незатейливое название «Рест Хаус» и предлагает просторные современные номера, отличный ресторан, уютный бар, два открытых бассейна и собственный песчаный пляж за 140-170 USD (имеются и «сьюты» по 400 USD). Вариант попроще, но не менее очаровательный - отель-ресторан «Аль-Фанар». Здесь царит домашняя атмосфера, готовят вкусные традиционные блюда и просят заплатить демократичные 70-90 USD за ночь.

Транспорт

Учитывая небольшие размеры Тира, его можно легко обойти на своих двоих. Если же к концу дня вы порядком утомитесь от хождения, к вашим услугам такси. О счётчиках в Тире не слыхивали со времён царицы Элиссы, так что следует обговорить размер оплаты с водителем до посадки в такси.

Как добраться до Тира

Добраться до Тира проще всего на автомобильном транспорте из Бейрута - на маршруте работаю автобусы, миниавтобусы и маршрутные такси «сервис». Поездка на автобусе займёт от одного до полутора часов и обойдётся в 3000 LBP; они отправляются каждые 15 минут с 5 утра до 9 вечера с транспортной станции «Cola» в ливанской столице. Миниавтобусы из Бейрута «ковыляют» в течение одного-двух часов в зависимости от навыков водителя; проезд будет стоить 2000-3000 LBP. «Сервис» - самый быстрый способ добраться до Тира. Машины трогаются в путь, как только будут заполнены все места; плата за проезд - 10-15 тыс. LBP.

Поездку в Тир можно совместить с посещением Сидона - между двумя городами курсируют автобусы, время в пути - около 30-45 минут, проезд обойдётся в 1500 LBP.

История

Тир – мать финикийских народов. Об основании города рассказывает одна легенда. Появление Тира связывают с финикийским богом Мелькартом, который был сыном богини Астарты. Согласно легенде именно на месте рождения Мелькарта и был заложен древний финикийский город. Эта же легенда сообщает о том, что ещё до появления первого поселения на месте Тира этот небольшой клочок земли свободно перемещался по Средиземному морю. Позднее по приказу Мелькара нашли то место, где он родился и принесли в жертву орла, когда на скалы островка упала кровь величественной птицы, остров остановился на расстоянии примерно 800 метров от берега. В 28 веке до нашей эры жители городка построили в честь Мелькарта храм, в благодарность за это он разрешил горожанам колонизировать достаточно большой участок побережья Средиземного моря. Перед входом в храм располагались две колоны из чистого золота 9 метров высотой каждая. По территории храма ходили босиком, ежедневно тут проходил ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами.

В 6 веке до нашей эры Тир был разрушен армией Навуходоносора, но своей цели завоеватели не достигли, они хотели получить золото, драгоценности, а большинство жителей успели собрать с собой всё имущество и перебраться на остров недалеко от Тира. Там был построен новый Тир. Материк, рядом с которым располагались эти два островка, был для них защитой от бурь. В 9 веке до н.э. острова соединили перешейком с материком по приказу царя Хирама, образовав тем самым искусственный мыс. Во времена Александра Македонского перешеек был разрушен, а на его месте построили мол, который был значительно больше перешейка. Македонский лично высыпал первые два ведра песка в основание дамбы. Все работы по строительству дамбы выполнялись вручную. В дно моря забивали стволы кедров, доставленные с гор Ливана, для полного обеспечения стройматериалами жителей вынуждали сносить свои дома. Таким образом, остров со временем превратился в полуостров. Кстати, стоит отметить, что Тир – единственный город, не сдавшийся Александру Македонскому без боя, жители предпочли кровопролитную войну унизительному миру и, как могли, сражались за честь родного города. Известны некоторые подробности сражений и примеры героических поступков жителей, дошедшие до наших дней. Когда корабли Александра Македонского встали на якоря, тем самым перегородив гавань, жители Тира вплавь добрались до них и перерезали канаты якорей. После этого случая по приказу Александра Македонского на всех кораблях верёвки заменили якорными цепями. Осада продолжалась семь месяцев, после чего всё же Александр Македонский захватил власть в свои руки. Значительная часть населения Тира была убита, а кому всё же удалось выжить, вскоре были проданы в рабство. Именно во времена правления Александра Македонского ливанский кедр стал редким деревом, это было вызвано тем, что Александр помимо строительства дамбы использовал кедр ещё и при изготовлении кораблей, кедровые леса массово вырубали. Во времена Финикии Тир был известен своими стеклом и тканями. Торговцы Тира провели мирную экспансию Средиземноморья с цель найти источники сырья и рынки сбыта продукции. Именно Тир является первым городом, где начали использовать деньги – чеканные монеты. На развитии города сказывалось влияние Финикии. Тир достаточно быстро развивался. С Тира начинался ряд морских экспедиций по Средиземному морю, в том числе в Испанию и за пределы Гибралтара. В 18 веке город стал одним из важнейших поставщиков строительных материалов всего Средиземноморского побережья. В разные времена город был во власти разных стран и правителей, пережил немало событий, в память о которых остались интересные памятники, храмы, руины и прочее.