Двигатель исправен, и самолет отруливает на стартовую позицию. Пилот ставит двигатель на малые обороты, механики уносят из-под колес козелки и поддерживают крылья за края.

Воздушное судно направляется на взлетно-посадочную полосу.

Взлет

На ВПП лайнер ставят против ветра, потому что так легче взлетать. Потом диспетчер дает разрешение на взлет. Пилот внимательно оценивает обстановку, включает двигатель на полные обороты и давит штурвал вперед, поднимая хвост. Авиалайнер увеличивает скорость. Крылья готовятся к подъему. И вот подъемная мощь крыльев преодолевает вес самолета, и он отрывается от поверхности земли. Некоторое время подъемная мощь крыльев наращивается, благодаря чему самолет набирает нужную высоту. При подъеме пилот держит штурвал немного отклоненной назад.

Полет

При достижении требуемой высоты пилот смотрит на альтиметр и потом сбавляет обороты двигателя, доводя их до уровня средних, чтобы лететь горизонтально.

Во время полета пилот наблюдает не только за приборами, но и за ситуацией в воздухе. Получает команды от диспетчера. Он сосредоточен и готов в любой момент оперативно отреагировать и принять единственное правильное решение.

Посадка

Перед тем как приступить к спуску летательного аппарата пилот сверху оценивает место посадки и сбавляет обороты двигателя, немного наклоняет самолет вниз и приступает к спуску.

За весь период спуска он постоянно делает расчет:

Как лучше осуществить посадку

В какую сторону лучше повернуть

Как осуществить заход, чтобы при посадке выйти против ветра

От правильного расчета на посадку в основном зависит и сама посадка. Ошибки при таком расчете могут быть чреваты поломкой воздушного судна, а иногда привести к катастрофе.

Когда земля приближается, самолет начинает планировать. Двигатель почти остановлен, и посадка начинается против ветра. Впереди самый ответственный момент – касание земли. Самолет на громадной скорости приземляется. Причем, меньшая скорость самолета в момент касания колес о землю, дает более безопасную посадку.

По мере приближения к земле, когда судно отделяют всего несколько метров, пилот медленно тянет назад штурвал. Это дает плавное поднятие руля высоты и горизонтальное положение самолета. При этом работа мотора остановлена и скорость постепенно уменьшается, поэтому и подъемная мощь крыльев тоже сводится на нет.

Пилот по–прежнему вытягивает штурвал на себя, при этом нос судна поднимается, а ее хвост, наоборот, опускается. Подъемная мощь для поддерживания самолета в воздухе иссякает, и его колеса мягко соприкасаются с землей.

Авиалайнер еще пробегает по земле некоторое расстояние и останавливается. Пилот добавляет обороты двигателю и рулит на место стоянки. Его встречают механики. Все этапы завершены успешно!

Из классических определений:

Посадка - часть полёта, в которой летательный аппарат возвращается на землю.
Посадка может быть: мягкой, жёсткой, вынужденной и аварийной.

Этап посадки самолёта начинается с высоты 15 м над торцом ВПП и завершается пробегом по полосе до полной остановки летательного аппарата. Для лёгких самолётов этап посадки может начинаться с высоты 9 м.
Посадка - самый сложный этап полёта, так как при уменьшении высоты уменьшается возможность исправления ошибок лётчика или автоматических систем.

На этом видео я снял заход и посадку самолета Pitts S-2C во время авиашоу SUN n"FUN (Florida) в 2010 году

Непосредственно посадке предшествует заход на посадку - часть полёта, которая включает предпосадочное маневрирование в районе аэродрома с выпуском шасси и закрылков в посадочное положение.

Заход на посадку начинается на высоте не менее 400 м. Скорость захода на посадку должна превышать скорость сваливания при данной конфигурации летательного аппарата не менее чем на 30 %. В аварийной ситуации скорость захода на посадку может превышать скорость сваливания на 25 %.

Заход на посадку завершается либо посадкой, либо уходом на второй круг. На второй круг летательный аппарат уходит при превышении допустимых отклонений параметров траектории при снижении на глиссаде от номинальных. Решение о посадке пилот обязан принять не ниже высоты принятия решения.

Воздушная часть посадки длится несколько секунд и включает:
- выравнивание - часть посадки, во время которой вертикальная скорость снижения на глиссаде практически уменьшается до нуля. Выравнивание начинается на высоте 5-8 м и завершается переходом к выдерживанию на высоте 0,5-1 м.
- выдерживание - часть посадки, во время которой продолжается дальнейшее плавное снижение аппарата с одновременным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений, при которых возможно приземление и пробег.
- парашютирование - часть посадки, которая начинается при уменьшении подъёмной силы крыла и плавным самолёта сближением с поверхностью ВПП.
- приземление - контакт летательного аппарата с земной поверхностью.
Самолёты с носовой стойкой осуществляют приземление на основные стойки, с хвостовой - на все стойки шасси одновременно (приземление на три точки);

Приземление на стойки, расположенные впереди центра масс, может привести к повторному отделению самолёта от ВПП - «козлению».
По материалам википедии

А теперь предлагаю вашему вниманию три ролика коллекционера посадок - TheHardLandings:
Первый - наиболее опасные для посадки самолетов аэродромы.
Вторые два - грубые посадки.
Во втором видео начиная с 4-й минуты показаны исторические кадры нашего Ту-144

Красивых взлётов и мягких посадок в Новом Году!!!

Перед заходом на посадку производится расчет элементов захода на посадку с учетом посадочной массы, центровки, сос­тояния ВПП, скорости и направления ветра, температуры и атмос­ферного давления на аэродроме, V зп , посадочной скорости са­молета (рис.25).

Обычно заход на посадку до ВПР при автоматическом управ­лении контролирует, а при директорном выполняет второй пилот. Командир ВС управляет скоростью, осуществляет контроль за выдерживанием режимов захода на посадку, принимает решение и выполняет посадку.

В процессе автоматического захода на посадку пилоты должны держать руки на штурвале, ноги должны находиться на педалях для того, чтобы быть готовыми к переходу на ручное управление самолетом, особенно когда один из пилотов занят выполнением других операций.

При автоматическом заходе на посадку на высоте круга включается режим "Стабилизация высоты" автопилота. Устанавливается на задатчике высоты радиовысотомера ВПР (или 60м, если ВПР более 60м). Уменьшается скорость до 410-430км/ч Пр и дается команда бортинженеру "Шасси выпустить". После вы­пуска шасси устанавливается скорость 390-410км/ч Пр. На этой скорости выпускаются предкрылка на 25°, а закрылки на 15°. Скорость уменьшается в процессе выпуска-механизации до 350-360км/ч Пр. На этой скорости выполняется третий разворот (см. рис. 25).

Выпуск закрылков в предкрылков следует производить в прямолинейном полете. Если в процессе выпуска механизации крыла самолет начнет крениться, необходимо приостановить выпуск переключателем резервного управления закрылками, устра­нить крен поворотом штурвала и выполнить посадку с механиза­цией крыла в том положении, при котором началось кренение самолета. После выполнения третьего разворота на скорости 350-330км/ч выпустить закрылки на 30° и уменьшить скорость полета до 320-300км/ч Пр. Скорость сваливания при массе 175т и механизации 30°/25° V св =226км/ч Пр. При этом самолет хорошо устойчив в управляем. Четвертый разворот выполняется на скорости 320-300км/ч Пр. Перед входом в глиссаду, за 3-5км (в момент отшкаливания планки), следует установить на УЗС AT скорость 280км/ч Пр и при уменьшения скорости до 300км/ч Пр дать команду второму пилоту "Механизация 40°/35°". Если скорость выпуска больше рекомендованной, то закрылки выпускаются лишь на 33°.

В процессе выпуска механизации крыла необходимо контро­лировать работу АПС, который должен обеспечивать положение руля высоты, близкое к нейтральному. После полного выпуска закрылков, перед входом в глиссаду, установить на УЗС AT значение скорости захода на посадку (табл.21).

Снижение на посадку по глиссаде следует выполнять на постоянной скорости вплоть до высоты начала выравнивания. При снижении по глиссаде пользоваться стабилизатором не ре­комендуется. В случае необходимости им можно обеспечивать продольную балансировку до погасания пневмосигнализатора "Переставь стаб."

На глиссаде второй пилот докладывает командиру ВС об отклонении скорости от расчетной, если разница более 10км/ч.

На высоте менее 100м нужно особенно внимательно следить за вертикальной скоростью снижения. При пролете ДПРМ оцени­вается возможность продолжения захода на посадку до ВПР. Отклонения самолета от заданной траектории по курсу и глис­саде не должны превышать одной точки по шкале ПНП. Высота пролета ДПРМ должна соответствовать значению, установленному для данного аэродрома. Углы крена недолжны превышать 8° после вписывания в равносигнальную линию курса.

После входа в глиссаду при включении AT контролируется перемещение РУД бортинженером. При достижении высоты, на 40-60м превышающей ВПР, второй пилот докладывает: "Оценка".

На высоте, на 40-50м превышающей ВПР, командир ВС дает команду второму пилоту: "Держать по приборам" и начинает уста­навливать визуальный контакт с наземными ориентирами. Устано­вив визуальный контакт с наземными ориентирами и определив возможность выполнения посадки, сообщает экипажу: "Садимся".

Если до достижения ВПР положение самолета будет оценено как непосадочное, командир ВС нажимает кнопку "2-й круг" и одновременно сообщает экипажу: "Уходим".

Выравнивание начинается на высоте не ниже 8-12м. В про­цессе выравнивания, убедившись в точности расчета, на Н≤5м дает команду бортинженеру: "Малый газ". Уборка РУД на малый газ до начала выравнивания может привести к потере скорости и грубой посадки.

Во время снижения при болтанке в предполагаемом сдвиге ветра скорость полета по глиссаде следует увеличивать пропор­ционально порывам ветра у земли, но не более чем на 20км/ч. При попадании самолета в интенсивный нисходящий поток, при­водящий к увеличению установленной вертикальной скорости сни­жения по вариометру на величину более 2,5м/с или при прираще­нии перегрузки по акселерометру более 0,4 единицы, а также, если для сохранения полета по глиссаде требуется увеличение режима двигателей до номинального, необходимо установить дви­гатели на взлетный режим, уйти на второй круг.

Снижение самолета с высоты 15м и до начала выравнивания следует производить по осевой линии ВПП на соответствующих полетной массе самолета и условиям полета постоянных вертикальных и поступательных скоростях; осуществлять визуальное наблю­дение за землей для оценки и выдерживания угла снижения и на­правления полета. Отклонения органов управления на этом этапе доданы быть небольшие по амплитуде, действия упреждающие, чтобы не вызвать поперечного и продольного раскачивания само­лета. Необходимо следить, чтобы самолет прошел над порогом ВПП на установленной высоте, с подобранным курсом на расчетной приборной и вертикальных скоростях.

По мере уменьшения высоты полета все большее внимание следует уделять определению высоты начала выравнивания как глазомерно, так и по радиовысотомеру, которая составляет 8-12м. При увеличении вертикальной скорости пропорционально следует увеличивать высоту начала выравнивания. На выравни­вании необходимо сосредоточить внимание на визуальном опреде­лении расстояния до поверхности ВПП (взгляд направлен вперед на 50-100м, скользит по поверхности ВПП) и на выдерживании самолета без кренов и скольжения. На высоте начала выравни­вания следует плавно взять штурвал за себя для увеличения угла тангажа. При этом увеличивается угол атаки крыла и подъем­ная сила, которая приводит к уменьшению вертикальной скорости снижения. Самолет продолжает движение по криволинейной траек­тории (рис. 26).

Величина отклонения штурвальной колонки в значительной мере зависит от скорости полета и центровки самолета. При пе­редней центровке и меньшей скорости величина отклонения штурвальной колонки больше, при задней центровке и большей скорос­ти - меньше.

В посадочной конфигурации запрещается дросселировать двигатели до высоты начала выравнивания, т.к. это способст­вует быстрому увеличению вертикальной скорости в уменьшении поступательной скорости. Уменьшение режима работа двигателей до малого газа следует начинать в процессе дальнейшего сниже­ния. В процессе выравнивания РУД ставится в положение "МГ" (Н≤5м).

С приближением самолета к поверхности ВПП начинает ска­зываться эффект близости земли, который также увеличивает подъемную силу и уменьшает вертикальную скорость снижения. Учитывая влияние изменения балансировки придросселировании двигателей и влияние эффекта близости земли, необходимо задерживать отклонение штурвала на себя.

После приземления передняя опора плавно опускается. В процессе опускания передней опоры командир ВС дает команду бортинженеру: "Спойлеры, реверс". После опускания передней опоры самолета включается управление поворотом колес передней опоры от педалей.

Рис. 28. Предпосадочное снижение самолета

Рис. 27. Схема захода на посадку согласно ЕНЛГС

Торможение колес шасси применяется сораз­мерно длине ВПП.

По мере уменьшения скорости пробега эффективность руля направления уменьшается, а эффективность поворота передних колес возрастает. Самолет обладает хорошей устойчивостью и, как правило, сам сохраняет направление пробега. Стремление к развороту зачастую свидетельствует о несинхронном торможе­нии, которое может иметь место по различным причинам.

При скорости не менее 100км/ч реверс тяги выключается.

В случае крайней необходимости по усмотрению командира ВС разрешается использовать реверс тяги до полной остановки са­молета. После такой посадки двигатели тщательно осматривается.

Таблица 22

Скорости на посадке

Самолет набирает скорость постепенно. Фаза взлета длится продолжительный отрезок времени и начинается с процесса движения на взлетно-посадочной полосе. Различают несколько видов взлета и набора скорости.

Как происходит взлет

Аэродинамика авиалайнера обеспечивается особой конфигурацией крыла, которая практически одинакова у всех самолетов. Нижняя часть профиля крыла всегда плоская, а верхняя – выпуклая, независимо от типа самолета.

Воздух, проходящий под крылом, не изменяет своих свойств. Одновременно с этим, поток воздуха, проходящий через выпуклую верхнюю часть крыла, сужается. Таким образом, через верхнюю часть крыла проходит меньшее количество воздуха. Поэтому чтобы за единицу времени прошел тот же поток воздуха, необходимо увеличить скорость его движения.

В результате наблюдается разница давления воздуха в нижней и верхней части крыла авиалайнера. Это объясняется законом Бернулли: увеличение скорости потока воздуха приводит к снижению его давления.

Из разницы давления образуется подъемная сила. Ее действие словно толкает крыло вверх, а вместе с этим и весь самолет. Самолет отрывается от земли в тот момент времени, когда подъемная сила превосходит вес авиалайнера. Это достигается путем набора скорости (увеличение скорости движения самолета приводит к увеличению подъемной силы).

Интересно. Горизонтальный полет обеспечивается тогда, когда подъемная сила равна весу авиалайнера.

Таким образом, при какой скорости самолет оторвется от земли, зависит от подъемной силы, величина которой определяется в первую очередь массой авиалайнера. Сила тяги авиационного двигателя обеспечивает набор скорости, необходимой для увеличения подъемной силы и взлета авиалайнера.

По этому же принципу аэродинамики летает вертолет. Внешне кажется, что винт вертолета и крыло самолета имеют мало общего, однако каждая лопасть винта имеет такую же конфигурацию, обеспечивающую разницу показателей давления воздушного потока.

Скорость взлета

Чтобы пассажирский самолет оторвался от земли, необходимо развить скорость взлета, которая сможет обеспечить увеличение подъемной силы. Чем больше вес авиалайнера, тем большая скорость разгона необходима для того, чтобы самолет поднялся в воздух. Какая скорость самолета при взлете – это зависит от веса летательного аппарата.

Так, Боинг 737 оторвется от земли только в тот момент, когда скорость движения по взлетно-посадочной полосе достигнет значения 220 км/ч.

747-ая модель Боинга имеет большую массу, а, значит, для взлета необходимо развить большую скорость. Скорость самолета этой модели при взлете равняется 270 км/ч.

Самолеты модели Як 40 разгоняются до 180 км/ч, чтобы оторваться от взлетно-посадочной полосы. Это обусловлено меньшей массой самолета, по сравнению с Боингами 737 и 747.

Виды взлета

На взлет самолета влияют сразу несколько факторов:

К погодным условиям, которые учитываются при взлёте самолета, относятся скорость и направление ветра, влажность воздуха и наличие осадков.

Всего различают 4 вида взлета:

  • с тормозов;
  • классический набор скорости;
  • взлет с помощью дополнительных средств;
  • вертикальный набор высоты.

Первый вариант разгона подразумевает достижение необходимого режима тяги. С этой целью авиалайнер стоит на тормозах, пока работают двигатели, и отпускается только тогда, когда необходимый режим будет достигнут. Такой метод взлета применяется в случае недостаточной протяженности взлетной полосы.

Классический метод взлета подразумевает постепенный набор тяги при движении самолета по ВПП.

Классический взлет с ВПП

Под вспомогательными средствами подразумеваются специальные трамплины. Взлет с трамплина практикуется на военных самолетах, взлетающих с авианосца. Использование трамплина помогает компенсировать отсутствие ВПП достаточной протяженности.

Вертикальный взлет осуществляется только при наличии специальных двигателей. Благодаря вертикальной тяге взлет происходит аналогично взлету вертолета. Оторвавшись от земли, такой самолет плавно переходит в горизонтальный полет. Ярким примером самолетов с вертикальным взлетом является ЯК-38.

Взлет Боинга 737

Чтобы точно разобраться, как самолет взлетает и набирает скорость, следует рассмотреть конкретный пример. Для всех пассажирских реактивных самолетов схема взлета и набора высоты одинакова. Разница заключается лишь в достижении величины необходимой скорости взлетающего самолета, что обуславливается весом авиалайнера.

Прежде чем самолет придет в движение, нужно чтобы двигатель достиг необходимого режима работы. Для самолета Боинг 737 это значение составляет 800 оборотов в минуту. При достижении этой отметки пилот отпускает тормоз. Самолет берет разбег на трех колесах, ручка управления находится в нейтральном положении.

Чтобы оторваться от земли, самолет этой модели должен набрать сначала скорость 180 км/ч. На этой скорости возможно поднятие носа летательного аппарата, дальше самолет разгоняется на двух колесах. Для этого пилот плавно опускает управление вниз, в результате щитки-закрылки отклоняются, а носовая часть поднимается вверх. В таком положении самолет продолжает разгоняться, двигаясь по ВПП. Авиалайнер оторвется от земли тогда, когда разгон достигнет 220 км/ч.

Следует понимать, что это усредненное значение скорости. При встречном ветре скорость меньше, так как ветер способствует более легком отрыву авиалайнера от земли, дополнительно увеличивая подъемную силу.

Разгон самолета усложняется при высокой влажности воздуха и наличии осадков. В этом случае скорость отрыва должна быть больше, чтобы самолет взлетел.

Важно! Решение о том, какую скорость можно считать достаточной для набора высоты принимает пилот, оценив погодные условия и особенности взлетно-посадочной полосы.

Скорость в полете

Скорость полета самолета зависит от модели и особенностей конструкции. Обычно указывается максимально возможная скорость, однако на практике такие показатели достигаются редко и самолеты летают на крейсерской скорости, которая, как правило, составляет около 80% от максимального значения.

К примеру, скорость пассажирского самолета Эйрбас А380 составляет 1020 км/ч, это значение указано в технических характеристиках самолета и является максимально возможной скоростью полета. Полет же осуществляется на крейсерской скорости, которая для этой модели самолета составляет около 900 км/ч.

Боинг 747 рассчитан на полет со скоростью 988 км/ч, но полеты совершаются на крейсерской скорости, которая варьируется в пределах 890-910 км/ч.

Интересно. Компания Boeing занимается разработкой самого быстрого пассажирского авиалайнера, максимальная скорость которого будет достигать 5000 км/ч.

Как садится самолет

Самые ответственные моменты при полете – это взлет и посадка авиалайнера. Движение в небе обычно обеспечивается автопилотом, в то время как посадка и взлет осуществляются пилотами.

Посадка – это то, что больше всего волнует пассажиров, так как этот процесс сопровождается пугающими ощущениями при снижении высоты, а затем толчком при приземлении авиалайнера на взлетно-посадочную полосу.

Нередко, спрашивая о том, как прошел полет, можно получить ответ, что посадка была мягкой. Именно мягкая посадка считается показателем мастерства пилота.

Подготовка к посадке начинается в воздухе, на высоте 25 м над уровнем порога взлетно-посадочной полосы для больших самолетов, и 9 м – для маленьких летальных аппаратов. До момента, когда самолет зайдет на посадку, уменьшаются вертикальная скорость снижения и подъемная скорость крыла. Уменьшение скорости обуславливает снижение подъемной силы, благодаря чему самолет может приземлиться.

Самолеты садятся на взлетно-посадочную полосу не сразу. При посадке сначала происходит контакт с ВПП, и самолет приземляется на стойки шасси. Затем авиалайнер продолжает движение по ВПП на колесах, постепенно снижая скорость. Именно момент контакта с ВПП сопровождается тряской в салоне и вызывает беспокойство у пассажиров.

Как правило, посадочная скорость примерно равна либо незначительно отличается от скорости взлета. Так, Боинг 747 сможет сесть на скорости около 260 км/ч.

Видео

Когда садится самолет, все решения о необходимости уменьшения скорости принимает пилот. Таким образом, мягкая посадка характеризует профессиональные навыки пилота. Однако следует помнить, что особенности приземления авиалайнера также зависят от ряда климатических факторов и особенностей ВПП.