Упоминания о селе Измайлове встречаются уже в документах XVI века. В 1571 году Измайлово было пожаловано Иваном Грозным родному брату его жены Анастасии боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. В какой-то момент Измайлово оказалось выморочным имением - то есть не оказалось ни одного наследника, который мог бы по закону принять имущество, - и село с постройками перешло в государственную собственность.

По приказу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, здесь во второй половине XVII века началось строительство царской резиденции с парадным архитектурным ансамблем. Речка Серебрянка, протекавшая по территории Измайлова, была запружена, в результате чего образовался Серебряно-Виноградный пруд. В центре пруда оказался остров, названный Измайловским, - на нем и строилась царская усадьба. С сушей остров был связан 14-пролетным мостом из белого камня. Однако Алексей Михайлович хотел не просто построить загородную усадьбу. Его целью было создание некоего образцового хозяйства с оранжереями и парниками, в которых росли бы редкие растения. Мечтал о конюшнях, птичьих и скотных дворах, где содержались бы экзотические животные и птицы.

Планировка и постройка имения были осуществлены смело, но вместе с тем разумно. В Измайлове были устроены также льняная мануфактура и стекольный завод. И нет ничего удивительного в том, что все дети Алексея Михайловича - Софья, Федор, Иоанн и Петр, будущий Петр I, - очень любили усадьбу Измайлово. Кстати, в 1688 году Петр именно здесь нашел деревянный ботик «Святой Николай», на котором учился плавать, и после того приказал называть Измайлово «колыбелью российского флота».

Приезд царской семьи в Измайлово назывался «царским походом» - и, если верить историкам, обставлялся с поистине монаршим размахом и обстоятельностью. Из Москвы в Измайлово (а тогда их разделяло немало расстояние) выезжало до 30 немалых повозок, которые сопровождали почти тысяча человек! Везли одежду и обувь, книги и ковры, запас провианта и любимый стул Алексея Михайлович - с особой подножкой...

В начале XVIII века усадьба сменила владельца - здесь стала хозяйствовать царица Прасковья Федоровна, вдова соправителя Петра царя Ивана V. Она устроила на Измайловском острове театр. Интересно, что женские роли в постановках играли знатные дамы и фрейлины, а мужские доставались крепостным крестьянам. Сцена поначалу была импровизированной, но когда было построено здание каменного дворца, театру там отвели специальное помещение.

Тяжелые дни наступили для царской усадьбы после войны 1812 года. Французские войска разграбили и частично разрушили Измайлово, и только в 1837 году сюда вернулась жизнь - правда, уже не царская. По приказу Николая I здесь была устроена военная богадельня - пристанище для одиноких состарившихся ветеранов Отечественной войны. Чтобы попасть в богадельню, ветеран должен был соответствовать ряду условий: иметь выслугу в 25 лет и не иметь - ни имущества, ни земельного надела, ни профессии, ни места службы, а также родственников, которые бы согласились его содержать.

После революции 1917 года в Измайлове был расквартирован саперный полк Московского военного округа. В качестве жилья были построены бараки, а в бывших корпусах богадельни разместили общественные организации: детский сад, школу, библиотеку. Измайловский остров даже получил новое название - рабочий городок имени Баумана. По сути, это и был город в городе: со своим специфическим населением, своей инфраструктурой, своими обычаями. Люди жили здесь вплоть до 70–80-х годов, пока им не выделили квартиры в новостройках Москвы. После этого усадьба Измайлово стала приобретать музейный статус.

Измайловский парк в наши дни

Сегодня о богатой истории Измайлова можно узнать из музейной экспозиции, размещенной в Мостовой башне острова. Кроме того, на острове сохранились исторические постройки: Государев двор и Покровский собор XVII века, многочисленные хозяйственные службы XIX века. Музей предлагает посетителям множество экскурсионных программ с элементами театрализованного представления и интерактивного шоу: «Жил-был царь», «Рабочая кадриль», «Маленький царевич». В клубе любителей истории Измайлова можно познакомиться с бытом людей, населявших рабочий городок имени Баумана: здесь скрупулезно воссозданы интерьеры коммунальных квартир.

Неподалеку от Серебряно-Виноградного пруда в конце 1990-х годов был построен яркий красивый кремль, частично копирующий архитектурные сооружения XVII века. Территория кремля в Измайлово быстро стала популярным культурным и развлекательным центром. Здесь находится множество музеев - русской игрушки, хлеба, истории основания российского флота. Для желающих познакомиться с народными промыслами открыты двери производственно-художественных мастерских: гончарной, ткацкой, кузнечной. Кроме того, рядом с кремлем находится Измайловский вернисаж - интереснейшая ярмарка декоративных изделий, народных промыслов и ремесел, сувениров и антиквариата.


Я была в Кусково три года назад, но до сих пор во мне осталось какое-то смешанное чувство восхищения и сожаления о том, что прошли времена глубокой старины.

Земли лоскутик драгоценный,
Кусково! Милый уголок...

И. Долгорукий


Архитектурно-парковый ансамбль Кусково - уникальный по сохранности и художественному значению памятник русской усадебной культуры XVIII века. Усадьба получила широкую известность как "летняя загородная увеселительная резиденция" одного из богатейших вельмож России - графа Петра Борисовича Шереметева, сына и наследника знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Б. П. Шереметева. Более пятидесяти лет он посвятил созданию блестящего ансамбля на месте родовой вотчины, которой Шереметьевы владели с XVI века.

Здесь все делалось "по апробации и по указу его сиятельства", по образцу царских загородных резиденций, с использованием лучших достижений высокоразвитого в то время ансамблевого строительства, с учетом русских традиций и особенностей кусковского ландшафта. Европейски образованный, просвещенный вельможа П. Б.Шереметев привлекал к созданию увеселительной усадьбы не только известных архитекторов, живописцев, знатоков искусства - таких, как Ю. Кологривов, К. Бланк, А. Фохт, Л. Лагрене, К. Легрен, но и крепостных мастеров. Значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам "собственных" архитекторов - Ф. Аргунова, А. Миронова, Г. Дикушина.


Голландский домик. 1749 г, неизвестный архитектор




Дворец. 1769-1775 гг. Построен под руководством архитектора К. И. Бланка

Усадьба состояла из трех частей - запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка "Гай". С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части. Назначение усадьбы во многом определило ее своеобразие. Изысканные образцы усадебной архитектуры, великолепный французский парк, зеркальная гладь прудов, многочисленные увеселительные затеи были превосходными декорациями, среди которых разыгрывались грандиозные театральные праздники.




Большая каменная оранжерея, архитектор Ф. С. Аргунов


С наступлением лета, дважды в неделю, по распоряжению гостеприимного хозяина на усадебные гуляния приглашались все "кому угодно оным пользоваться". Особо отмечались дни рождения и тезоименитства владельцев, важные государственные и церковные даты. Сюда стремилась "почти вся Москва". Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приемов собирала до 25-30 тысяч гостей.

Кухонный флигель, архитектор Ф. С. Аргунов


Центром всего ансамбля является Дворец, доминирующий в архитектурной сюите Почетного дворца. В непринужденной асимметрии здесь, на берегу Большого пруда, расположились церковь, колокольня и Кухонный флигель. Водная гладь пруда служила своеобразной сценической площадкой, по которой во время гуляний скользили ярко расцвеченные челноки, ялики и парусная яхта с пушками, разыгрывая потешные "морские баталии". С центрального портика Дворца открывается перспектива в запрудную часть парка.


Грот. Архитектор Ф. С. Аргунов


Северный фасад Дворца выходит во французский регулярный парк - единственный уцелевший в Москве подобный образец садового искусства середины XVIII века. Строгая геометрия его "зеленой архитектуры" оживлена беломраморной скульптурой русских и итальянских мастеров XVIII веха. Чередование зеленых ковров и цветников партера, торжественного зала под открытым небом, завершает Большая каменная оранжерея. В западной и восточной частях парка на берегах небольших прудов расположились два маленьких ансамбля - Голландский и Итальянский.

Итальянский домик. Построен под руководством архитектора Ю. И. Кологрилова с участием Ф. С. Аргунова


Голландский домик - единственный сохранившийся из построек, окружавших небольшой пруд, и самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы. Более полно сохранился ансамбль вокруг Итальянского пруда с экзотическим Гротом, изящным Итальянским домиком и веселой россыпью Менажерей. В непосредственной близости от Итальянского домика был устроен зеленый Воздушный театр.


Эрмитаж. Построен под руководством архитектора К. И. Бланка

Главным "угощением" для гостей были знаменитые кусковские спектакли - итальянские и французские оперы, балетные дивертисменты в исполнении крепостных актеров театра графов Шереметевых. Некогда на этой сцене впервые зазвучал голос самой известной крепостной актрисы XVIII века - Прасковьи Жемчуговой.













Прогулки по регулярному парку были не только приятными, но и познавательными. Здесь можно было "Побывать" в уголках разных стран и познакомиться с их художественной культурой, отдохнуть в жаркий день в "подводном царстве", уединиться в красивейшем павильоне Эрмитаж или послушать певчих птиц в Вольере. Архитектурно-парковый ансамбль и богатейшие коллекции, собранные владельцами, прославили Кусково как один из крупных центров русской культуры и просвещения, что послужило основой для создания в 1918 году Музея-усадьбы.

Кусково до сих пор таит очарование минувшей эпохи, приглашая погрузиться в подлинный мир парадной дворянской усадьбы XVIII века.

Адрес: Москва, ул. Юности, 2.
Как добраться: станция метро "Рязанский проспект", далее автобусами № 133, 208.

Усадьба Марфино

Анастасия Черешнева, редактор рубрики “Жизнь”, фотограф.

Майские праздники - это возможность не только как следует отдохнуть, но и сменить обстановку.

В ежедневной суете мы мало замечаем окружающую красоту, а что и говорить о той, которая находится за пределами нашего «будничного» пути. Вокруг города находятся десятки уникальных исторических мест, которые на протяжении столетий ждут своих гостей.

Путешествия открывают в человеке новое, освежают ум, расширяют границы. И для этого не обязательно уезжать далеко. Откройте для себя усадьбу «Марфино» , которая находится на 39 км Дмитровского шоссе.

На высоком берегу речки Уча расположился усадебный комплекс, история которого начинается с XVI столетия. Среди владельцев усадьбы был воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник - князь Борис Алексеевич Голицын, наследники которого продали усадьбу Салтыковым.

При Салтыковых в Марфино был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских празднествах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают центральный дворец усадьбы похожим на средневековый замок.

Перед дворцом – огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Слева от дворца расположен необычный мост с бойницами, за которым видны две церкви. А справа раскинулся живописный парк с беседками. Возникновению этого уникального архитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы.

Марианна Петренко, дизайнер интерьеров, руководитель архитектурного бюро MPdesign

Готовы ли вы мчаться с легким весенним ветром в мыслях на встречу к приключениям или пикнику среди потрясающих красот русских усадеб?

Именно так я и предлагаю провести один из многочисленных праздничных майских дней! “Прохладно!”, – скажете вы. Нет, в наших вечно юных горячих сердцах всегда горит огонь любопытства и неизведанных путешествий!

Не пожалеете, если найдёте время поехать в Тверскую губернию недалеко от города Торжок и посетить усадьбу Знаменское-Раёк. Этот классицистический рай был построен в конце XVIII века архитектором Н. А. Львовым и является одним из самых известных примеров русского палладианства. В плане усадьба образует ожерелье, а когда стоишь внутри двора, чем-то напоминает площадь Святого Петра в Ватикане.

Как-то с подругой мы прокатились в Раёк на выходные, как раз в майские праздники, ведь там уже много лет идет реставрация комплекса, открылся приличный мини-отель, а в послеобеденные часы практически всегда откуда-то раздаётся классическая музыка.

Это какой-то сюрреализм - проснуться в усадьбе XVIII века и позавтракать на природе, вдали от городской суеты, покататься на лошадях, а когда ноги загудят, пойти неспешно гулять в парк, дышать свежим воздухом и слушать журчание ручейка.

Музей-заповедник Монрепо

Лиховидова Юлия, редактор раздела “Дизайн”, архитектор

Для тех, кто в майские праздники решил посетить нашу северную столицу, рекомендую съездить в Выборг и прямиком направиться в жемчужину города – музей-заповедник Монрепо – поистине удивительное место! Расстояние от Санкт-Петербурга до Выборга примерно равняется 130 км, а трасса “Скандинавия” располагает к путешествию качеством дорожного покрытия и визуальной природной составляющей.

Между прочим, погода в этом прекрасном городе обещает быть лучше, чем в Москве, хотя небольшой дождь не может испортить впечатление от прогулки, скорее создаст атмосферное мистическое настроение, потому как парк представляет собой совсем необычное место!

В переводе с французского Монрепо значит «место моего уединения», и действительно, попадая в эти земли, мы перестаём ощущать городскую суету, вокруг царит спокойствие, позволяющее насладиться окружающей красотой. Монрепо, площадь которого – около 161,5 га, уникален, потому как объединил в себе первозданное великолепие природы и творения человеческих рук!

Историческое ядро заповедника составляет усадебно-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., куда входят памятники деревянной архитектуры классицизма (главный усадебный дом и Библиотечный флигель) и пейзажный скальный парк романтического стиля - уникальный памятник садово-паркового искусства.

Монрепо неповторим по своей природе! Чтобы полноценно насладиться прогулкой, одевайтесь комфортно и тепло, тогда вам ничего не помешает шагать на встречу огромным валунам, покрытым мхом и лишайником; проходить сквозь зелёные насаждения, которым более 200 лет; карабкаться по скалам, наслаждаясь видом на побережье бухты Защитная Выборгского залива.

От Ренессанса к барокко

Итальянская вилла в эпоху Возрождения

Истоки дворцово-парковых ансамблей и возникновение мастерства обустройства садов как самостоятельной отрасли искусства восходят к эпохе итальянского Возрождения . Итальянская знать того периода проживала преимущественно в городах, в отличие от аристократии соседних государств, которая сторонилась городов и предпочитала уединённые замки в вотчинах. Относительная политическая стабилизация в итальянских княжествах и городах-государствах и экономический подъём итальянских городов привели к консолидации в руках итальянской аристократии больших богатств. Распространение идеализированных представлений об эпохе античности, интереса к античному образу жизни, античному искусству среди аристократов способствовали в том числе и тому, что многие знатные фамилии стали обзаводиться виллами на городских окраинах, которые обустраивались по примеру древнеримских вилл. Однако многие итальянские виллы Ренессанса имели существенное отличие от античных прототипов: при них появились обширные сады , композиционно связанные с дворцом и устроенные архитектурно, созданные для проведения празднеств и приятного времяпрепровождения, и бо́льшая часть которых не выполняла утилитарных хозяйственных задач.

Самым ранним примером виллы нового типа является Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано , созданной для Лоренцо Великолепного , главы Флорентийской республики , архитектором Джулиано да Сангалло (строилась в -1492 годах ; сады подверглись перепланировке в конце XVI века).

Одной из наиболее значительных ренессансных архитектурных работ, хотя и неоконченных, было строительство виллы Мадама (it:Villa Madama). Джулио Медичи , будущий папа римский Климент VII, выбрал для виллы живописный склон холма с видом на Рим, часть Кампании и Сабинские горы. Первоначальный проект подготовил Рафаэль Санти , вписав в сложный ландшафт гармоничную композицию из террасного сада, казино (то есть уединённого домика) и дворца из двух крыльев (дворцовые сооружения подражают античным римским термам). Строительство началось в 1510 году под руководством ученика Рафаэля Джулио Романо , но было прервано в 1521 году . Виллу частично разрушили в ходе смут против семейства Медичи, и лишь тогда, когда Джулио Медичи стал папой, строительство возобновилось под руководством Антонио Сангалло , но велось с трудом. После кончины Климента VII в 1534 году строительство снова прекратилось, из двух частей дворца полностью построенной оказалась только одна. Окончательно работы были завершены по инициативе Маргариты Пармской (название виллы произошло от её имени) в 1550-е годы, но проект Рафаэля остался нереализованным. Вилла Мадама признаётся первым проектом ренессансной виллы с архитектурно распланированным садом.

Во Флоренции, ставшей одним из главных идейных центров Ренессанса, наиболее интересны сады Боболи , обустроенные при палаццо Питти . Строительство дворца для семейства Питти началось в 1460-е годы на окраине Флоренции и длилось продолжительное время. Дворец неоднократно перестраивался; самой значительной перестройке подвергся после того, как стал собственностью семьи Медичи (1549 год). Над обустройством садов Боболи в середине XVI века работали Бартоломео Амманати (он же руководил переделкой дворца) и Джорджо Вазари . Особенностями садов стала архитектурная разбивка, неразрывно связавшая дворец и сад, боковые симметричные террасы , возвышающиеся над центральным партером , наличие фонтанов , изобилие парковой скульптуры первоклассной работы. Внутренний двор палаццо (Двор Амманати ) отделяет от садов живописный грот , увенчанный фонтаном. С верхних террас сада была раскрыта торжественная перспектива на палаццо и город за ним.

Ещё одним шедевром периода Ренессанса признаётся Вилла Фарнезе (замок Капрарола) , построенная на отрогах Чиминских гор недалеко от Рима. Строительство начато для Пьера Луижди Фарнезе (it:Pier Luigi Farnese), сына папы римского Павла III , в 1535 году , но закончено было внуком Павла III кардиналом Алессандро . В 1560-е -1570-е годы над виллой работал Джакомо да Виньола , признанный мастер позднего Возрождения, создавший основы композиции ансамбля. Доминирующим сооружением стал гигантский пятиугольный в плане дворец, расположенный на склоне горы. От него к террасным садам ведут лестницы, сложные по рисунку. В 1587 году к садам был присоединён верхний участок; его обустройством занимались архитекторы Дж. Райнальди (it:Girolamo Rainaldi) и Ф. Пеперелли. В верхней части сада появился лёгкий павильон с лоджией (Казино Капраролы ), фонтаны и каскады , боскеты , партер с низкой подстрижкой. Небольшой верхний сад у казино был окружён отдельно стоящими кариатидами с вазами для цветов. Живописность садам придавали точность в расчёте пропорций, гармоничное согласование элементов и выигрышное использование естественного рельефа местности.

Виньоле приписывают участие в создании виллы Ланте в Баньайе (начата в , закончена в 1588 году ; расположена неподалёку от виллы Фарнезе). Здесь явно присутствуют признаки, характерные для работ зодчего: единство архитектурной обработки большого участка, проявившееся не только в ясной планировке, но и в убранстве лестниц, террас, гротов, посадок; композиция, учитывающая игру дальних и ближних планов террасного сада, включающая гармоничную соотнесённость деталей, находящихся на различных уровнях.

Одна из наиболее знаменитых итальянских вилл эпохи Ренессанса - вилла д"Эсте , расположившаяся на склоне крутого холма близ Тиволи . В 1550 году недостроенная вилла, начатая за 10 лет до того, стала владением кардинала Ипполито II д’Эсте (it:Ippolito II d"Este). Её перестройку поручили архитектору Пирро Лигорио (it:Pirro Ligorio), а гидротехническое устройство - О. Оливьери. Вилла прославилась изобилием каскадов и фонтанов, устроенных необычайно живописно. Для их питания (фонтаны действуют без механического нагнетания воды) была разработана уникальная система подземных водопроводных сетей. Вилла также отличается эффектно обустроенными террасами со сложными лестницами и гротами; в планировке сада удачно использованы естественные уклоны местности.

Характерными чертами ренессансных вилл являются расположение на склонах холмов (отсюда террасная планировка), относительно небольшие размеры садов, соотнесённые с размерами дворца; простота и ясность плана. Сад связан в одно целое и воспринимается как единая декорация; в роли главного украшения сада выступает дворец, тогда как сад задумывается как внутренний двор, вынесенный за пределы дворцовых крыльев. Главная аллея, как правило, планируется параллельно фасаду дворца, а сам сад нередко вытянут поперечно. Симметрия в планировке садов соблюдается в большинстве случаев только в центральной части; боковые части сада и окончание аллей несимметричны. Дворцы наследуют черты городских ренессансных палаццо , тяготеют к кубической форме и в ряде случаев воспринимаются слишком строгими и лаконичными по декору. В оформлении садов большую роль играют скульптура (очень часто используются подлинные античные образцы), фонтаны и каскады, боскеты, гроты. Для фонтанов характерно расположение на главной оси сада; они не располагаются на открытых площадках; нередко встречается расположение внутри боскетов или в центре четырёх симметрично сходящихся боскетов; крупные и сложно устроенные фонтаны как правило расположены на краях сада, тогда как по оси симметрии дворца располагаются небольшие каскады. Большую роль в оформлении сада играют балюстрады и каменные парапеты, которые несколько затрудняют визуальное восприятие дальних планов сада, но в то же время, подчёркивая замкнутость контуров, создают обстановку уюта. Широко используется стрижка посадок, но при этом она сдержанна и подражает естественным формам. Посадки изначально были сами по себе достаточно редкими, не образовывали рощ и густой тени; форма цветников и боскетов проста.

Загородные дворцы эпохи Возрождения в других странах

Воплощение архитектурных идей итальянского Ренессанса в других странах Западной Европы случилось с опозданием примерно на 100 лет. В Испании, Франции, Англии и Германии в конце -XVI веках по-прежнему сохранялись сильные традиции замкового строительства. Более того, во Франции, например, в XVI веке наблюдался пик обустройства замков - большинство из знаменитых замков Луары построены или существенно перестроены именно в эпоху Возрождения. Итальянский тип загородного аристократического жилища - вилла - в это время не получил распространения.

Тем не менее влияние итальянской ренессансной архитектуры было несомненным и не могло не отразиться на строительстве загородных резиденций монархов и аристократии. Одним из ранних примеров устройства резиденции под итальянским влиянием во Франции служит дворец Фонтенбло (перестраивался Франциском I в 1540-е годы). Сады Фонтенбло обустраивались итальянскими мастерами во главе с Франческо Приматиччо . При королевской резиденции сформировался круг художников и мастеров, известных как школа Фонтенбло , которая оказала решающее влияние на ренессансное искусство Франции.

Наиболее ярким примером итальянского влияния во Франции служит Люксембургский дворец и Люксембургский сад . Дворец строился для королевы-регентши Франции Марии Медичи в -1631 годах . Её детство прошло в палаццо Питти и садах Боболи; по пожеланию заказчицы они были выбраны в качестве прототипа дворцово-паркового ансамбля. Саломону де Бросу, занимавшемуся строительством дворца и разбивкой сада, при попытке перенести итальянские приёмы садового и дворцового зодчества пришлось отступить от итальянского образца. Почти плоская местность и национальные архитеткурные традиции обусловили иные пропорции дворца и сада.

В Англии итальянские архитекторы и садовые мастера работали со времён Генриха VIII (Сады Нонсеча в Суррее). Резиденция Генриха VIII Хэмптон-корт также испытала на себе итальянское влияние, хотя здесь ещё оставались сильными традиции готической архитектуры. Следы итальянского Ренессанса обнаруживаются в некоторых аристократических резиденциях (например, в Чатсворт-хаус и Вильтон-хаус ), однако они подвергались позднее существенной переделке.

От барокко к классицизму. Регулярный парк

Виллы Италии эпохи барокко

Художественные идеи итальянского Возрождения получили наибольшее распространение в странах Западной Европы в то время, когда в самой Италии ведущим направлением в искусстве стало барокко . В архитектуре загородных вилл Италии конца XVI -XVII веков полностью исчезают следы средневековой архитектуры. Если ренессансные виллы ещё иногда в деталях напоминали средневековые замки и крепости, то в барочных виллах развиваются черты дворца. Прежде всего это отражается на внутренней планировке: выделяется главный зал сооружения, который всегда располагается в центре главного этажа; к нему привязывается планировка и отделка всех второстепенных помещений. Сад становится обязательным элементом, архитектурно равным дворцу; взаимосвязь сада и дворца обеспечивает галерея .

Ранним примером барочной виллы служит Вилла Альдобрандини в Фраскати . Одной из наиболее характерных барочных вилл возле Рима являлась Вилла Боргезе . Её сады обустраивались Дж. Райнальди и украшены фонтанами Дж. Фонтаны. Вилла не сохранила свой первоначальный вид: в конце XVIII века дворец был перестроен в неоклассическом стиле, а сады приобрели облик пейзажных парков . Квиринальский дворец (архитектор Доменико Фонтана) также можно отнести к наиболее характерным итальянским барочным дворцово-парковым ансамблям. Монотонные по разбивке геометрические сады обустраивал в 1600 году Карло Мадерна ; при обустройстве садов местность была полностью выровнена, а сады представляли собой равномерное чередование квадратных боскетов с фонтанами. Одна из наиболее интересных вилл того времени - вилла Дориа-Памфили , построенная в 1644 году А. Альгарди для папы Иннокентия X . Центральная планировка сада представляла собой широкий партер с довольно сложными по узору цветниками . Перед дворцом традиционно была обустроена широкая и неглубокая терраса; открытые пространства и размещение казино виллы на возвышении подчёркивало его стройность.

Загородные дворцы во Франции в XVII веке

В развитии дворцово-парковых ансамблей две французские загородные резиденции - Шантийи и Во-ле-Виконт - сыграли историческую роль. В старинном замке Шантийи в 1661 году принц Конде устроил грандиозный праздник в честь Людовика XIV . На короля торжества произвели столь сильное впечатление, что он был готов приобрести Шантийи, но Конде это предложение отклонил. В августе того же 1661 года влиятельный министр финансов Франции и богатейший человек страны Николя Фуке также устроил пышные празднества в честь короля в своём поместье Во-ле-Виконт. Отношение короля к министру было негативным, и праздник устраивался для того, чтобы вернуть расположение Людовика, но эффект был обратным. Поражённый неслыханной роскошью дворца и изяществом парка с разнообразными садовыми затеями, Людовик лишь укрепился в желании как можно скорее избавиться от министра (менее чем через месяц Фуке был арестован).

Неудача с покупкой Шантийи и роскошь Во-ле-Виконта сподвигли Людовика к строительству Версаля : короля не устраивал ни двор в Сен-Жермене, ни жизнь в Париже; он был настроен создать новую загородную резиденцию, достойную короля Франции. Из конфискованного имения Фуке в Версаль переместились многие парковые скульптуры, картины и предметы мебели. Но самое важное - Людовик XIV пригласил для обустройства Версаля тех же людей, что работали в Во-ле-Виконте: архитектора Луи Лево , садового архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрёна .

Людовик XIV любил строить; король для своих фавориток в окрестностях Парижа возвёл Кланьи и Марли (обе резиденции не сохранились, разрушены в ходе Великой французской революции). Марли был выдающимся ансамблем; в нём были повторены некоторые архитектурные идеи Версаля: раскрытие протяжённой главной перспективы, устройство больших центральных бассейнов как главного украшение сада и радиальных аллей как связующего элемента сада.

До того, как окончательно увлечься идеей Версаля, Людовик XIV в 1660-е годы занимался переустройством дворца и садов Тюильри . Дворец Тюильри (архитектор Ф. Делорм) был разрушен во времена Парижской коммуны , но сады в целом сохранили планировку середины XVII века с широким партерным садом и эффектными перспективами.

Все перечисленные дворцово-парковые ансамбли связаны с именем Андре Ленотра , величайшего садового архитектора XVII века; творчество Ленотра и его школы составляют целую эпоху в садово-парковом искусстве. Он довёл до совершенства принципы устройства регулярных парков и стал первым, кому удалось разрешить проблему разбивки обширных парков на равнинной местности.

Влияние Версаля

Дополнительные сведения: Парк Версаля

Классицизм и пейзажный парк

Первое документальное упоминание названия «Кусково» датируется XVI веком, когда Александр Андреевич Пушкин обменял село на бежецкую вотчину Шереметевых, тогда еще боярского рода. Усадьбой же Кусково становится лишь спустя два века, вероятно, после того, как Борис Петрович Шереметев получает графский титул за подавление Астраханского восстания (1706 г). Однако свою известность как летняя резиденция Кусково получает при его сыне, Петре Борисовиче, и тому есть несколько причин.






























Причина первая, тривиальная. Шереметевым принадлежал лишь «кусок» территории, окруженный землями князя Алексея Михайловича Черкасского. Его дочь, Варвара Алексеевна Черкасская, считалась самой богатой невестой того времени. После свадьбы, в качестве приданого граф Шереметев получил 70 тыс душ крестьян и близлежащую территорию – село Вешняково, таким образом получив и средства и территорию для осуществления своих замыслов.

Второй причиной можно считать сам характер и склонности Петра Борисовича. Получив музыкальное образование в Париже, он любил театр и знал толк в искусстве. Следует ли удивляться, что его усадьба была построена в европейском стиле, а крепостной театр Кусково считался одним из самых выдающихся в России?

Усадьба Кусково

Строительство усадьбы проводилось в несколько этапов. Первым и наиболее сложным было осушение болот, однако многомиллионное состояние графа Шереметева позволяло ему не скупиться на расходы.

Основной ансамбль сложился уже в 50-70 годы XVIII века. Центром комплекса является Большой дворец, к нему примыкают Домовая церковь с колокольней (самая первая каменная постройка) и кухонный флигель. Вместе эти здания образуют ансамбль Почетного двора. С внутренней стороны к Дворцу примыкает садово-парковый комплекс, ныне единственный сохранившийся в Москве французский регулярный парк. Среди аллей стоят Голландский домик (первое парковое сооружение), Грот, Грот, Эрмитаж, Итальянский домик, Американская оранжерея и Швейцарский домик.

В Кусково своя система из прудов и каналов, которые замыкаются на Большой пруд , на берегу которого и расположен ансамбль Почетного двора. Пруд играл не столько эстетическую, сколько практическую (увеселительную) роль – гости катались на лодках, ловили рыбу, а в праздники там даже разыгрывались бои с участием парусных яхт.

Почетный двор

Домовая церковь Спаса Всемилостимого – первое каменное здание ансамбля Кусково. Построена в 1737 году в стиле барокко. К сожалению, статуи, которыми она была украшена, не сохранились, однако на восьмигранном барабане до сих пор можно увидеть четыре фигуры апостолов. Алюминиевый крест на куполе держит ангел с раскрытыми крыльями. Все это придает церкви ту парадность, которая необходима строению, находящемуся рядом с центральным входом Большого дворца. В 1792 году крепостными архитекторами Григорием Дикушиным и Алексеем Мироновым была рядом построена деревянная колокольня на восемь колоколов.

Большой дворец Шереметевых построен в стиле раннего русского классицизма в 1769-75 гг. на берегу Большого пруда. Здание строилось под началом московского архитектора Карла Бланка, однако считается, что сам проект – французский. Это полностью, за исключением каменного цоколя, деревянное здание имеет два этажа: первый предназначался для приема гостей в летнее время, второй этаж, на высоком цоколе, - для хозяйственных помещений. Фасад украшен тремя колонными портиками: шестиколонный предваряет вход во дворец, а два двухколонных украшают боковые выступы фасада. Центральный портик украшен пышной резьбой и графской короной, к нему ведет широкая белокаменная лестница, а с боков примыкают два пандуса, украшенные фигурами сфинксов.

Помещения дворца образуют анфиладу: прихожая, Шпалерная, Малиновая гостиная, Парадная спальня, кабинет, диванная, библиотека, картинная и танцевальный зал. При отделке использовались дорогие материалы: бронза, шелковые гобелены, ковры. Пол сделан из наборного паркета. Однако стоит отметить, что для убранства использовался и более дешевый и быстрый способ: проклеенная бумага, которую наносили на стены, а потом красили и золотили.

Большинство картин и мебели было выполнено крепостными мастерами (отец и сын Аргуновы и др.). В картинной гостиной были собраны работы европейских художников. Самое большое помещение дворца – танцевальный зал, выходящий в парк. Весь потолок комнаты украшает огромная картина-плафон, над дверями расположены живописные панно, белые с позолотой стены увешаны большим количеством зеркал, что позволяет зрительно еще больше расширить свободное пространство. Освещался зал двумя хрустальными люстрами, настенными канделябрами – жирандолями и мраморные статуи с лампами.

Завершает ансамбль Кухонный флигель , построенный в 1755 году крепостным архитектором Федором Аргуновым.

Регулярный французский парк

Двери танцевального зала выходили на газон-партер, который замыкает Большая оранжерея. Сам парк занимал площадь примерно 30 гектар и состоял из двух частей: регулярной (партер) и пейзажной. Пейзажная часть располагается севернее оранжереи, ее суть – в сохранении изначального состояния природы той местности. Регулярная часть – ансамбль аллей, прудов и каналов – построена по геометрическому принципу. Проходящие по обеим сторонам газон-партера аллеи затем сходились и образовывали «звезды», расходящиеся на множество дорожек, каждая из которых оканчивалась павильоном или скульптурой. В центре партера располагается мраморная колонна со статуей Минервы. По парку были разбросаны качели, карусели, вольеры с певчими птицами и места для игр, например, в кегли. Следует отметить, что в парке до сих пор сохранились лиственницы 200-летнего возраста.

Голландский домик считается самым старым парковым сооружением. Был построен в 1749-51 гг. по проекту неизвестного архитектора. Здание располагается непосредственно у центрального входа в комплекс на берегу небольшого пруда. Считается, что оно отдавало дань Петру I и его увлечению Голландией. Голландский домик невозможно не узнать из-за характерной ступенчатой крыши и стен кирпичного цвета. Внутри помещение облицовано голландской плиткой.

Итальянский домик находится в восточной части парка, на берегу Итальянского пруда, строго симметрично к Голландскому. Построен в 1754-55 гг. крепостными архитекторами Федором Аргуновым и Юрием Кологривовым. Рядом со зданием разбит небольшой сад в итальянском стиле - со статуями и небольшими фонтанчиками. В XVIII веке Итальянский домик исполнял роль помещения для домашних приемов.

Грот находится на западном берегу Итальянского пруда. Работа была начата Федором Аргуновым и закончена в 55-61 гг. уже после его смерти. Интерьер павильона выполнен в стиле имитирует подводную пещеру: стены в главном зале имитируют мрамор, а в боковых залах покрыты узорами из раковин и камней. Небольшие коридоры украшены панно из морских раковин, перламутра и камней различного размера. Ребра купола имитируют фонтан, воды которого объединяются и плавно переходят единую высокую струю – шпиль здания. Это – единственное из такого рода зданий в России с полностью сохранившимся интерьером.

Напротив Большого дворца, замыкая газон-партер, находится здание Большой каменной оранжереи – павильон, в котором выращивались экзотические растения. Это по-своему уникальное сооружение было построено в 1761-54 году все тем же Федором Аргуновым. В центре находится восьмигранный танцевальный зал, на втором этаже которого располагались музыканты; с двух сторон к нему примыкают застекленные оранжереи. На сегодняшний день в здании располагается Музей керамики , коллекция которого считается одной из лучших в России.

Чуть восточнее находилась Американская оранжерея . К сожалению, изначальная постройка не сохранилась и на ее месте находится современная реконструкция. На сегодняшний день здесь находится основная коллекция Музея керамики.

Напротив Большой каменной оранжереи находился Воздушный театр , открытое здание, в котором исполнялись европейские оперы и балетные увеселительные программы. В труппе Шереметева было более 200 человек (актеры, танцовщики, певцы, декораторы, музыканты), в том числе именно здесь дебютировала Прасковья Жемчугова (Ковалева) в роли служанки в комической опере «Испытание дружбы». Так же на территории усадьбы действовали еще два театра, Малый и Большой , однако все они не сохранились. Это отчасти связано с тем, что граф Николай Петрович Шереметев, уставший от насмешек касательно своего венчания с бывшей крепостной, в 95 году переезжает в Останкино, где отстраивает новый театр. Сын его, Дмитрий Николаевич Шереметев, не интересовался театром, что привело здания в Кусково в еще большее запустение. В завершение, во время Отечественной Войны 1812 года усадьба была разорена французами и восстановлена позднее лишь частично, таким образом, лишив нас возможности увидеть все три здания.

Павильон Эрмитаж был построен Карлом Бланком в стиле раннего русского классицизма в 1765-67 гг. Центрическое сооружение замыкает на себя восемь парковых аллей. Так же, как и другое здание этого архитектора – Большой дворец, Эрмитаж предназначался для приема гостей, но здесь проводились личные, интимные беседы, без шума, помпы и слуг. Для того, чтобы не нарушать уединения, даже был построен специальный подъемный стол, который накрывали внизу и при помощи механизма поднимали на второй, парадный этаж.

Швейцарский домик – самая поздняя постройка ансамбля Кусково. Здание датируется 1860-70 гг., автор – Николай Бенуа. Первый этаж с оконцами построен из мелкого кирпича, а второй – деревянный, с богатой резьбой, что характерно для швейцарского стиля.

История музея

После Октябрьской революции все владения, принадлежавшие графам Шереметевым, в том числе и Кусково, были национализированы. Решением Совета народных комиссаров в 1919 году был открыт Государственный музей-усадьба «Кусково». В 1932 году по приказу Наркомпроса фонд музея был пополнен коллекцией Государственного музея керамики, основанной на собрании мецената Алексея Викуловича Морозова. С 38 года оба музея были объединены и получили общее название Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» .

Здесь хотелось бы отдельно отметить, что не будь этой «добровольной» национализации, все территории графов Шереметевых: Кусково, Останкино, Остафьево, Странноприимный дом (сейчас НИИ им. Склифосовского), Вороново и Фонтанный дворец (Санкт-Петербург) – до сих пор оставались бы частными владениями, доступ к которым имел бы лишь весьма и весьма ограниченный контингент. При СССР музей активно пополнялся новыми экспонатами и благодаря этому на сегодняшний день Кусково – один из крупнейших музеев керамики в России. Так что за возможность прогуляться по обширному парку и собственными глазами увидеть постройки XVIII века мы должны благодарить именно РСДРП.