Часть II
Тендер (катер) (The Cutter)


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Одномачтовое судно, преимущественно с косым парусным вооружением, но с прямым топселем и нижним прямым парусом.
. Косое парусное вооружение позволяет судну ближе подплывать в крутой бейдевинд, нежели судам с прямым парусным вооружением.
. Глубокая осадка для такого маленького суденышка.
. Сильно вооружен для судна своих размеров.
. Только для использования в военных целях

рис.: парусник тендер

Свое начало тендер берет в Британии второй четверти 18 столетия. Говард Чэпель в своей книге «В поисках скорости под парусами» пишет, «Британский тендер, скорее всего, был создан до 1727 года, так как изображение тендерного судна в Харидже датировано именно этим временем». Тендер произошел из бизань-яхты, которая была одномачтовым судном с небольшой осадкой, гафельной оснасткой и треугольным стакселем, длинным бушпритом, с чьего стакселя можно было выдвинуть кливер. Исключительно благодаря своей небольшой осадке, это судно с легкостью плавало на мелководье, на бизань-яхте имелись шверцы, приспособления, крепившиеся к каждой из сторон, чтобы их можно было опускать вниз подобно килю, дабы избежать чрезмерного дрейфа корабля при плавании под ветром. В Англии, где не так мелководно, как в Голландии, была построена точная копия, но с более глубокой осадкой, чтобы не было шверца. Корпус был также расширен, чтобы судно имело большую устойчивость в бурных водах Ла-Манша. Описание слова «тендер», первоначально применяемое к форме корпуса, более тесно ассоциировалось с городом Фолкстон в юго-восточной части графства Кент неподалеку от Дувра, где, предположительно, были сделаны чертежи, в то время как оснащение оставалось таким же, как и на бизань-яхте. Первоначальной характеристикой тендера был его легкий, обшитый внакрой, корпус. Позднее появились суда с названием «каравелла» или обшитые внакрой вверху в пределах более низких шпангоутов и каравелл вверху. «Обшитый внакрой» означает, что обшивные доски корпуса шли внахлест. Конструкция «каравеллы» означает, что соединение было выполнено «встык». Шпангоуты были толстыми бревнами, которые укладывались вокруг корабля по линии каждой из палуб. Они использовались для того, чтобы обеспечить надежную стоянку для якоря для тяжелых болтов, поддерживавших палубу. Более низкие шпангоуты были бы как раз над ватерлинией. Несколько лет спустя над гафельным гротом были добавлены прямые паруса, чтобы обеспечить большую скорость, и судно было оснащено дополнительным кливером с бушприта.

Несмотря на то, что тендер немного напоминает шлюп, его все же можно с легкостью распознать. Отношение длины к ширине у тендера было приблизительно 2.5:1, у шлюпа это отношение более подходило для корабля и составляло приблизительно 3.5:1. У тендера линии были более изящными, нежели у шлюпа, и он нес меньше надводного борта, что позволяло сильнее сдавливать паруса. Но именно рангоут и такелаж тендера позволяли совершенно четко отличать его от шлюпа. У тендера была единая стеньга и отдельная брам-стеньга мачта, тогда как у шлюпа стеньги были отдельные. У шлюпа также был круто изогнутый фиксированный бушприт на средней линии, где у тендера крепился почти горизонтальный бушприт к одной из сторон головы форштевня, который находился на внутренней стороне судна. Нижняя мачта тендера также была длиннее по отношению к общей высоте, позволительной для более крупного гафельного грота. У шлюпа обычно имелся всего один кливер, тогда как у тендера их было два и более. И, наконец, шлюп, главным образом шлюп Бермудских островов, имел более существенный угол наклона мачты, а мачта тендера располагалась более вертикально. И что же все это значит? А то, что тендер был построен «для скорости».

Эти новые Фолкстонские тендеры сразу стали «любимцами» контрабандистов благодаря своей скорости, проворности и заниженным требованиям к команде, и к середине 1740 годов к ним здорово «прилип» термин «контрабандный тендер». Контрабандные тендеры так быстро получили широкое распространение, что Британское правительство в 1744 году приняло тендеры в Таможенную Службу для борьбы с контрабандистами и запретило любому торговому тендеру носить рангоут выше тех, которые были на доходных судах. Это было сделано для того, чтобы ни один контрабандист не смог избежать досмотра. Тендеры так здорово справлялись со сбором таможенных пошлин, что в 1745 году Британское Адмиралтейство приняло «Фолкстонские Тендеры» на службу в качестве прибрежных разведчиков, реберных крейсеров и авизо-суден. Флот принятых на службу тендеров был в 1762 году, наконец-то, пополнен купленными судами, и к октябрю 1764 года он составлял уже 38 тендеров по реестрам Военно-морских сил.

Ранее нанятые в Таможенную службу тендеры имели команду, численностью не более тридцати человек и имевшие на борту от шести до восьми пушек и несколько вертлюгов. Одним из первых судов, поступивших в распоряжение Военно-морских сил, был «Fly», купленный в 1763 году. Это было судно в 52 фута длиной, 21 фут шириной и водоизмещением в 8 футов, а его вес составлял всего 79 тонн. На борту можно было разместить 12 пушек, вероятно, трехпудовых, и оснастить их восемью отверстиями для длинных вёсел с каждой стороны. Также в 1763 году Британские Военно-морские силы начали конструировать свои собственные тендеры. Четыре были построены на верфях Плимута, и еще три - по договоренности на верфях Фолкстона и Броадстэйрз. Все построенные суда в длину достигали от 48 до 55 футов и весили от 75 до 85 тонн, на борту вмещали от четырех до шести пушек.

Тем временем, качества, которые заставили и контрабандистов, и военно-морские силы полюбить тендер, не избежали внимания и в иностранных портах. В 1747 году Адмиралтейство Амстердама заказало покупку в Англии двух тендеров, а постройку еще двух в Голландии оплатило по соглашению. В 1756 году судостроитель в Дюнкерке собственноручно собрал маленький обшитый внакрой тендер в качестве судна береговой охраны. Названный «Tiercelet», тендер ничем более не был примечателен, кроме того, что на борту мог вмещать шесть четырехпудовых пушек. Военно-морские силы Франции вплоть до 1770 года не хотели утилизировать конструкцию тендера, когда был сделан заказ на восемь тендеров в Дюнкерке и Бордо. Один из них, «La Puce», представлял собой остальные семь. Его длина составляла 48 футов, ширина - 19 футов и водоизмещение- 7 футов, а вес составлял 67 тонн. На борту вмещалось 6 трехфунтовых пушек, десять вертлюгов и оснащен он был девятью отверстиями для длинных вёселс каждой из сторон. Чэпмэн - великий шведский архитектор - заметил преимущества и сконструировал более легкую модель британского тендера «Fly», а эскизы в1765 году включил в свою работу под названием «Architectura Navalis Mercatoria».

По каким-либо причинам, но личный состав военно-морских сил на всем протяжении истории никогда не довольствовался малым. И этот факт наглядно иллюстрировал конец 18 столетия. Британские флотские тендеры 1770-ых годов достигали 70 футов в длину и весили около 180 тонн. На борту могли вмещать 12 четырехфунтовых пушек, и были достаточно сильны для того, чтобы некоторое время во флоте считаться военными шлюпами. Печальным было то, что парусами и такелажем одномачтовых судов было чрезвычайно тяжело управлять. К счастью, британские флотские конструкторы наконец-то пришли в чувства и вернулись к производству того, что уже «себя проявило». На этот раз дальше всех пошли французы. В 1779 году они построили «Leverette». Судно составляло 86 футов в длину, 30 в ширину, имело водоизмещение в 9 футов, а вес его составлял 300 тонн. На нем помещалось 18 шестифунтовых пушек, не считая вертлюгов. Однако капитаны таких «махин» так громко сетовали своим начальникам, что в 1781 году от таких тендеров пришлось отказаться. Дело выиграли датчане, как те, кто спроектировал самый большой существовавший тендер, прослуживший во флоте. В Музее Scheepvarrt в Амстердаме находятся два экземпляра эскизов тендеров длиной в 92 фута, шириной в 30 футов, водоизмещением 12 футов и весом в 400 тонн. По замыслам J. Vlaming, он смог бы вместить 24 шестифунтовых пушки. Однако неизвестно, был ли построен хотя бы один из таких «монстров».

Хотя и оставляя в прошлом тягу к воспроизводству «монстров» 1770-ых годов, флотские конструкторы все же продолжали «гнаться» за размерами. В конце концов, их растущие размеры продиктовали, что требуемая огромная парусная площадь для того, чтобы ходить наравне с судами контрабандистов, должна была быть разделена на две мачты. Некоторые тендеры уже были оснащены небольшим бизанями, ступенчатым для дальних галсов и к 1780 году эти крупные тендеры дали толчок для построения двух мачт с гафельными парусами на обеих мачтах и дополнительным прямым парусом на фок-мачте, а также с топселями на обеих. Эти двухмачтовые тендеры сразу понравились Службам коммерческих перевозок, так как их можно было достаточно хорошо вооружить для отпора судам контрабандистов. Корпус тендера все еще был слишком характерным, поэтому добавление второй мачты присваивало ему «звание» тендер - брига. Одно из таких судов, «Cameleon», купили в 1781 году. Судно было 85 футов в длину, 30 футов в ширину, водоизмещением 9 футов и весило 268 тонн. Вооружено судно было 16 шестифунтовыми пушками. 14 августа, около 9 часов, «Cameleon» под командованием Уильяма О’Брайена Друри, с 125 душами команды наткнулся на огромный голландский люггер, вооруженный 18 пушками и 20 вертлюгами. Ближний бой велся в течение получаса, как вдруг, совершенно внезапно, люггер взорвался. Шок был настолько явным, что на тендере «Cameleon» людей просто сбило с ног, а когда дым рассеялся, видно было, что топсели тендера были охвачены огнем, и их пришлось срывать с рей, дабы спасти судно. Повсюду на палубе и такелаже валялись человеческие останки и изуродованные трупы голландцев. Капитан Друри выслал спасательные шлюпки на поиски тех из команды, кто чудом мог спастись, но чуда не произошло. На «Cameleon» было 12 раненых. К 1814 году 53 тендера значились в реестрах Военно-морских сил. Отождествление тендеров со скоростью было таким сильным, что в конечном итоге «тендеростроение» со временем для моряков во всем мире стало означать «тонколинейный» и «быстрый».

В своей книге «История Военно-морских сил Великобритании 1793 - 1827 годов» Уильям Джеймс описал следующее событие, имевшее место в 1803 году. В скобках указаны национальности и ассоциации для облегчения понимания:
«31 октября в 9.00 утра, в то время как [британский] фрегат «Leda» в сопровождении военных шлюпов «Lark» и «Harpy», покинув Этапль [Франция], отчаянно сражался с сильным восточно-юго-восточным ветром, пытаясь прибиться к берегу, огромный [французский] бриг с пушками на борту (как говорили, с12 длинными 24-фунтовыми), с шестью шхунами и шлюпами под своим прикрытием, в то же самое время выходили из порта. Капитан Хонимэн [фрегат «Leda»] незамедлительно просигналил шлюпам «Harpy» и «Lark», чтобы те отправлялись в погоню. Однако, почти в то же самое время британский, нанятый на службу тендер «Admiral-Mitchell», с 12 двенадцатифунтовыми пушками и 12 карронадами, с 35 матросами на борту, под командованием лейтенанта Александра Шиппарда, находясь вблизи Булонь, порта, к которому плыли суда, в 10 утра отдал приказ бригу с пушками начинать военные действия там, где расположилась артиллерия корабля Portet. По истечении двух с половиной часов боя тендер уже гнал бриг с пушками и один из шлюпов к берегу [где они и разбились].
Мачта и бегин-рей тендера «Admiral-Mitchell» были повреждены в нескольких местах каркасом, упавшим на борт, а его паруса и такелаж были здорово прорезаны картечью: у тендера также одна из карронад пришла в негодность, и по корпусу были нанесены удары из пушек в нескольких местах. К счастью, однако, ущерб тендера не был слишком велик: два тяжело раненных и столько же легко. Сильный ветер с берега совсем не давал возможности маленькой британской эскадре проявить себя в сражении, это происшествие, конечно же, сделало честь лейтенанту Шиппарду, а также офицерам и команде тендера «Admiral-Mitchell».»
Статья написана Лоуренсом Д.Дэвисом (Кармаджен)

СОПОСТАВИМЫЕ КОРАБЛИ

Капитаны, которым по душе парусные характеристики тендеров, и которые приняли бы более легкое вооружение для того, чтобы получить небольшую осадку, конечно же, предпочтут шлюп.
Тендер - самый мощный тип одномачтового судна, поэтому капитанам, которые желают разместить на корабле как можно больше пушек, лучше поискать совсем иное транспортное средство:

Менее вооруженным, но более похожим судном с косым парусным вооружением, может быть большая шхуна.
. Более вооруженным и рисковым трехмачтовым судном с косым парусным вооружением может быть шебека - самый предпочтительный вариант судна для злодеев.
. Должным образом вооруженное и бронированное военное двухмачтовое судно - шаг вперед в вопросах размера и мощи, но их прямое парусное снаряжение станет существенным изменением для всех тех, кто привык к гибкой оснастке тендера.

ТАКТИКА

Подобно пиранье, у тендера также есть ужасно непропорциональный «прикус». Эта черта в сочетании со скоростью и проворством, делают судно исключительным для выполнения своей цели - преследования злодеев или выполнения одиночный миссий.

Военный или пиратский, тендер сможет с легкостью победить и шлюп, и шхуну. Имея на борту до 12 пушек и несколько десятков человек команды, тендер даже наводит страх и на большие торговые суда, например, кечи и флейты.

Самая большая проблема, с которой сталкивается капитан тендера, состоит в том, как схватить меньшую, чем судно, добычу. Большинство более слабых «мишеней» также являются кораблями с косым парусным вооружением, что означает, что они также смогут идти курсом, близким к направлению ветра. Скорость и маневренность будут почти одинаковы, более того, у меньших по размеру судов есть возможность спасаться бегством на отмелях, где уже глубокая осадка тендеров не позволяет за ними угнаться. Все эти факторы указывают на то, что капитан тендера должен быть человеком хитрым и терпеливым, дабы, «как кошка, поймать свою мышку». Мудрый капитан тендера предпочтет в мелочах знать все бухты и отмели острова, дабы найти такое место для засады, из которого уже не сможет спастись бегством ни одна жертва.

Тендер находится в завидном положении, так как может перегнать все, что только могло бы причинить ему вред в сражении - именно эта черта ставит запрет на использование таких судов в каких-либо иных целях, кроме военных. Впрочем, как и у всех судов, есть у тендеров и свои ограничения. Благодаря короткому корпусу и большой парусной площади, тендер может развивать впечатляющую скорость при слабом ветре, а его глубокая осадка позволяет крепко держаться на воде, так что он без труда плывет и по слегка волнующемуся морю. Но, как и все маленькие суденышки, даже обладающий хорошими мореходными качествами тендер, может встретиться с неприятностями в непогоду.

В общем, тендер- это легкий военный корабль, но все-таки, военный. Будь то контрабандист или военный офицер - никто не должен недооценивать силу и крепость тендера, особенно под командованием бывалого капитана.


Право заключения договоров страхования (Лоты №№ ДС-2017 (1) – ДС-2017 (21))
Лот № 1. ДС-
2017(1) - Страхование имущества (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 2. ДС-
2017(2.
1) - Страхование строительно-
монтажных рисков (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 3. ДС-
2017(2.
2) - Комплексное страхование строительно-
монтажных рисков объекта капитального строительства Верхнебалкарская МГЭС (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 4. ДС-
2017(2.
3) - Комплексное страхование строительно-
монтажных рисков объектов капитального строительства (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 5. ДС-
2017(3) - Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 6. ДС-
2017(4.
1) - Добровольное медицинское страхование ПАО «РусГидро» (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 7. ДС-
2017(4.
2) - Добровольное медицинское страхование ДЗО ПАО «РусГидро» (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 8. ДС-
2017(4.
3) - Добровольное медицинское страхование ПО ПАО «РАО ЭС Востока» (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 9. ДС-
2017(5.
1) - Страхование от несчастных случаев и болезней ПАО «РусГидро» и ДЗО ПАО «РусГидро» (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 10. ДС-
2017(5.
2) - Страхование от несчастных случаев и болезней ПАО «РАО ЭС Востока» и ПО ПАО «РАО ЭС Востока» (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 11. ДС-
2017(6) - Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 12. ДС-
2017(7) - Страхование гражданской ответственности организации за вред, причиненный в результате террористического акта или диверсии (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 13. ДС-
2017(8) - Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 14. ДС-
2017(9) - Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 15. ДС-
2017(10) - Страхование автотранспортных средств (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 16. ДС-
2017(11) - Добровольное страхование гражданской ответственности судовладельца (Перечень заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 17. ДС-
2017(12) - Страхование средств водного транспорта (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 18. ДС-
2017(13) - Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 19. ДС-
2017(14) - Страхование воздушных судов (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 20. ДС-
2017(15) - Страхование железнодорожного транспорта (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 21. ДС-
2017(16) - Страхование грузов – нефтепродуктов (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 22. ДС-
2017(17) - Страхование грузов (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 23. ДС-
2017(18) - Страхование гражданской ответственности эксплуатирующих организаций - объектов использования атомной энергии (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 24. ДС-
2017(19) - Страхование сельскохозяйственных животных, осуществляемое с государственной поддержкой (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 25. ДС-
2017(20) - Страхование гражданской ответственности членов органов управления и должностных лиц Общества перед третьими лицами и Обществом (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)
Лот № 26. ДС-
2017(21) - Страхование гражданской ответственности от всех рисков (Перечень Заказчиков приведен в Приложении №6 к Документации о закупке)

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 29 января 2017; проверки требуют.

Парусное вооружение гафельного тендера состоит из четырёхугольного паруса грота (грота-триселя), стакселя, одного или более кливеров и верхнего треугольного (топселя). В начале XX века тендер описывали как судно с двумя-тремя передними парусами. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты: в районе 1/3 - 1/2 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа. Расположение мачты и количество передних парусов определяли тип используемого бушприта . Тендеры часто имели выдвигаемый бушприт, шлюпы - только постоянный.

Далее и эти несущественные отличия между тендером и шлюпом стали исчезать. Сначала вышел из моды выдвигаемый бушприт, а к 30-м годам XX века бушприты на одномачтовых яхтах вообще находили применение всё реже. Распространение клееного рангоута привело к росту высоты мачт, и необходимость компенсировать недостаточную высоту мачты большим количеством развитых передних парусов на бушприте отпала. Тендеры с тремя передними парусами с тех пор стали почти музейной редкостью.

Тендер является, прежде всего, одним из видов именно гафельного вооружения. Бермудские тендеры существовали очень недолго, и появились они по причине сохранения традиционных передних парусов при переходе от гафельного вооружения к бермудскому. Лавировочные качества тендера несколько ниже, чем у шлюпа. Когда же при совершенствовании рангоута и стоячего такелажа обнаружилась возможность надежно удерживать мачту в продольном направлении всего одним штагом с носа, бермудские тендеры практически исчезли.

В эпоху парусного флота тендером называлось одномачтовое судно вспомогательного назначения, водоизмещением в 50−60 т, вооружённое 10−12 пушками небольшого калибра.

Современные тендеры чаще имеют бермудское парусное вооружение : вместо грота-триселя и топселя используется один большой треугольный парус - бермудский грот.

), стакселя, одного или более кливеров и верхнего треугольного (топселя). В начале XX века тендер описывали как судно с двумя-тремя передними парусами. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты: в районе 1/3 - 1/2 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа. Расположение мачты и количество передних парусов определяли тип используемого бушприта . Тендеры часто имели выдвигаемый бушприт, шлюпы - только постоянный.

Далее и эти несущественные отличия между тендером и шлюпом стали исчезать. Сначала вышел из моды выдвигаемый бушприт, а к 30-м годам XX века бушприты на одномачтовых яхтах вообще находили применение всё реже. Распространение клееного рангоута привело к росту высоты мачт, и необходимость компенсировать недостаточную высоту мачты большим количеством развитых передних парусов на бушприте отпала. Тендеры с тремя передними парусами с тех пор стали почти музейной редкостью.

Тендер является, прежде всего, одним из видов именно гафельного вооружения. Бермудские тендеры существовали очень недолго, и появились они по причине сохранения традиционных передних парусов при переходе от гафельного вооружения к бермудскому. Лавировочные качества тендера несколько ниже, чем у шлюпа. Когда же при совершенствовании рангоута и стоячего такелажа обнаружилась возможность надежно удерживать мачту в продольном направлении всего одним штагом с носа, бермудские тендеры практически исчезли.

В эпоху парусного флота тендером называлось одномачтовое судно вспомогательного назначения, водоизмещением в 50−60 т, вооружённое 10−12 пушками небольшого калибра.

Современные тендеры чаще имеют бермудское парусное вооружение: вместо грота-триселя и топселя используется один большой треугольный парус - бермудский грот.

См. также

  • Список парусных тендеров Российского императорского флота

Напишите отзыв о статье "Тендер (парусное судно)"

Литература