«Если вы ищете приятный полуостров, осмотритесь вокруг» Штат росомахи, Штат Великих озёр Лансинг

Крупнейший город

Детройт 9 962 311 (2017 год)
10-е по США плотность
67,1 чел./км²
17-е по США 11-е место всего
250 493 км²
водная поверхность
103 372 км² (41,3 %) широта
41°41" с. ш. по 47°30" с. ш. , долгота 82°26" з. д. по 90°31" з. д. ,

Высота над уровнем моря

максимальная гора Арвон : 603
средняя 270 м
минимальная
174 м

Принятие статуса штата

26 января 1837 года
26 по счёту до принятия статуса
Территория Мичиган Гэри Питерс (), Дэбби Стейбноу (D) - на большей части: Восточное : UTC −5/-4
- в округах: Айрон , Годжбик , Дикинсон , Меномини : Центральное : UTC −6/-5 MI

Официальный сайт

michigan.gov

Мичиган на Викискладе

Территорию заселяли различные индейские племена. В XVII веке прибыли французские колонисты и регион стал частью Новой Франции . После поражения Франции в франко-индейской войне в 1762 году регион перешёл под контроль Великобритании, и в конце концов Великобритания уступила регион США после поражения в войне за независимость . Организационно регион стал частью Северо-западной территории . С 1800 года западная часть региона вошла в Территорию Индиана . Территория Мичиган , образованная в 1805 году, 26 января 1837 года вошла в состав США в качестве 26-го штата. Вскоре Мичиган превратился в один из ведущих промышленных штатов .

Важнейшая отрасль в Мичигане - автомобильная промышленность. Штат является родным для автомобильных компаний Большой тройки: «Дженерал моторс », «Форд » и «Крайслер », их правления и сейчас находятся в Детройтском столичном регионе: в городах Детройт , Дирборн и Оберн-Хилс соответственно .

История

На протяжении нескольких тысячелетий на территории Мичигана обитали индейские племена . Ко времени появления европейцев здесь обитали индейские племена оджибва (чиппева) , оттава , потаватоми и гурон . Первым европейцем, побывавшим на Верхнем полуострове , был Этьен Брюле (). В 1668 году миссионер-иезуит Жак Маркетт основал здесь первое поселение Су-Сент-Мари - располагавшееся первоначально на ныне канадском берегу, оно затем разрослось на противоположный берег. В 1679 году Робер да ла Салль осуществил постройку первого европейского парусного судна на Верхнем озере .

Общая береговая линия штата имеет длину 5,2 тыс. км (самый большой показатель среди континентальных штатов). На территории Мичигана находится более 11 тысяч внутренних озёр , что существенно влияет на климат штата.

Расовый состав

Экономика

Управление экономического развития США оценило валовую продукцию штата в 2013 году в 408,218 млрд долларов , штат занимает 13-е место в стране . По оценке Бюро трудовой статистики министерства труда США на декабрь 2014 года уровень безработицы с поправкой на сезонные колебания в штате составляет 6,3 % .

Энергетика

Штат обслуживается двумя основными электрическими сетями, связывающими разные штаты , - Midwest Reliability Organization (MRO) и Southwest Power Pool (SPP). В 2012 году 54 % электроэнергии произведено электростанциями на угле . Часть угля для электростанций завозится по железной дороге из бассейна реки Паудер в Вайоминге и Монтане . В Мичигане четыре ядерных реактора на трёх атомных электростанциях : «Дональд Кук» (2069 МВт), «Энрико Ферми» (1133 МВт) и «Палисадес» , которые произвели 28 % электроэнергии в штате в 2012 году .

Электроэнергия производится генерирующими компаниями DTE Energy в Детройте, Indiana Michigan Power , Consumers Energy в Джексоне и другими .

Газовое месторождение Антрим на Нижнем полуострове - 15-е в стране по запасам природного газа по данным 2009 года. В 2009 году добыча природного газа из месторождения составила 3,6 млрд кубических метров .

Штат Мичиган первый в стране по вместимости природных подземных хранилищ природного газа и второй после Пенсильвании по их количеству . Вместимость хранилищ на 2012 год - 31,1 млрд кубических метров .

Из-за прохладного климата в Мичигане 55 % потребляемой энергии в быту тратится на отопление помещений , и только 1 % на кондиционирование воздуха .

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство молочно-овощного направления . В 2010 году штат занимал 19-е место в стране с общей суммой поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции 6,48 млрд долларов . В первой десятке товаров были молочные продукты (21,8 % от поступлений), кукуруза (16,7 %), соя (13,4 %), декоративные цветы и деревья из питомников, крупный рогатый скот (10,9 %), свиньи (5,9 %), сахарная свёкла (3,3 %), пшеница (3 %), яйца (2,5 %) и картофель (2,1 %). Продукты животноводства дали 38 % стоимости товарной сельскохозяйственной продукции .

Поголовье крупного рогатого скота 1,09 млн, в том числе около 364 тыс. дойных коров и 148 тыс. молочных тёлок; свиней 1,04 млн; овец 74 тыс. на 2010 год .

Мичиган занимал в 2010 году третье место в стране по стоимости оптовой реализации продукции цветоводства в 2010 году после Калифорнии и Флориды .

Важные статьи доходов также - туризм и охота . Кроме того, имеются полезные ископаемые - нефть , природный газ . Штат занимает первое место по производству торфа .

События

Ежегодно в Мичигане проходит грандиозное автомобильное шоу Woodward Dream Cruise , в котором принимают участие более 40 тысяч необычных и раритетных автомобилей. Это самое большое однодневное автошоу в мире.

Американский штат Мичиган находится на двух полуостровах, которые разделяет узкий пролив Макино. Причудливым образом здесь сочетаются почти девственные леса и громадные индустриальные районы. В Мичигане зародилась отрасль промышленности, прославившая, укрепившая и обогатившая Америку: город Детройт заслуженно носит звание «автомобильной столицы мира».

ДВА ПОЛУОСТРОВА МИЧИГАНА

Мичиган - единственный штат в составе США, находящийся на двух полуостровах, и, будучи окружен водой, он получил прозвище «Страна водно-зимних чудес».

За тысячи лет до появления здесь европейцев на территории Мичигана жили несколько индейских племен: оджибуэи, меномини, оттава, майами, потаватоми. Все они были алгонкинами - группой коренных народов Северной Америки, объединенных родством языка. Исключения составляли только виандоты (гуроны), относившиеся к племени ирокезов и жившие в районе нынешнего Детройта. Общая численность коренного населения до прибытия европейцев достигала 35 тыс. чел.

Первыми из европейцев в эти места проникли французские путешественники и охотники. В 1622 г здесь побывал француз Этьен Брюле: он исследовал район Великих озер и Верхний полуостров Мичиган. Но лишь спустя 40 лет, в 1668 г., здесь появилось первое постоянное поселение - католическая миссия Солт-Сент-Мери на Верхнем полуострове, основанная миссионером-иезуитом Жаком Маркеттом. Имя этого выдающегося исследователя Северной Америки очень чтут в штате: в его честь здесь названы округ, город, остров, университет, школы. Солт-Сент-Мери процветает и сегодня: это самый старый город на Среднем Западе США.

В конце XVII - начале XVIII в. поселки появляются по всему мичиганскому побережью Великих озер. В 1701 г французский офицер Антуан де ла Мот Кадиллак основал на Нижнем полуострове форт, впоследствии ставший Детройтом - одним из самых больших промышленных городов США.

В те времена территория Мичигана входила в провинцию Луизиана, в свою очередь являвшуюся частью колонии Новая Франция. Французы мало занимались экономическим развитием территории, отдавая предпочтение скупке мехов и миссионерской деятельности.

В результате серии войн между немногочисленными французскими колонистами и регулярной английской армией во второй половине XVIII в. Мичиган стал собственностью Великобритании. Англичане удерживали эту территорию до самого конца XVIII в., даже после поражения в Войне за независимость США (1775-1783 гг.) и признания Соединённых Штатов самостоятельным государством.

Во время войн с англичанами индейские племена выступили на стороне британцев. Это стало причиной того, что после войны американское правительство заставило индейцев продать свои земли за бесценок и удалиться в резервации на западе США.

Население Мичигана стало резко расти после того, как в 1825 г был открыт Канал Эри, соединивший реку Гудзон и Нью-Йорк с Великими озерами. Штат Мичиган стал двадцать шестым штатом США в 1837 г.

В середине XIX в. на Верхнем полуострове нашли железо и медь, что положило начало развитию горнодобывающей промышленности.

В XIX в. Мичиган был первым в Америке по деревообработке. Мичиганцы массово вступали в армию северян во время Гражданской войны в США 1861-1865 гг.

В 1897 г в Ленсинге открылся первый в Мичигане автомобильный завод «Олдсмобил»», в 1903 г в Детройте обосновалась компания «Форд», а в 1908 г - «Дженерал Моторс». Мичиган стал центром автомобильной промышленности США.

Он остается им и сегодня, несмотря на экономические и социальные кризисы.

В 1960-х гг в Мичигане поселилось значительное число чернокожих с юга США. Они были недовольны безработицей, и в 1967 г в Детройте произошли гражданские беспорядки, известные как «Бунт 12-й стрит». «Детройтский бунт» - один из самых крупных случаев гражданского неповиновения за всю историю США: сорок три человека погибли, более двух тысяч зданий было разрушено.

У штата Мичиган - самая длинная в мире среди административных единиц береговая линия вдоль пресноводного водоема. Этот штат окружен четырьмя из пяти Великих озер: Верхним, Мичиган, Эри и Гурон. На его территории находится более И тысяч озер. Лоа полуострова - Нижний и Верхний - соединены мостом Макинак длиной 8038 м.

В АВТОМОБИЛЬНОМ ЦЕНТРЕ МИРА

Название штата Мичиган на языке индейцев оджибуэев звучит как «Мишигама» и переводится как «много воды».

Отсюда и прозвище Мичигана: «Штат Великих озер». 40% площади штата покрыто водой: озерами, реками и прудами. Больше воды только на Аляске.

Верхний полуостров - низменный и заболоченный - занимает треть суши Мичигана. Нижний полуостров равнина с невысокими холмами за своеобразные очертания прозван «варежкой». На нем более 6 тыс. озер.

Верхний и Нижний полуострова разделяет пролив Макино, который здесь называют «каналом». Он также соединяет два Великих озера - Гурон и Мичиган. Минимальная ширина пролива - 8 км, в нем четыре острова: два обитаемых и два - нет. По берегам пролива установлены четыре маяка, являющиеся исторической достопримечательностью штата. Всего в Мичигане около 150 маяков, больше, чем в любом другом штате США.

Верхний полуостров малонаселен, и здесь природа сохранилась почти в первозданном виде. Около трети полуострова покрыта густыми лесами. Местная фауна поразительно разнообразна для такого индустриального штата, которым является Мичиган. В лесах обитают медведи, лоси, олени, волки, лисы, выдры, куницы, рыси, койоты, зайцы, бурундуки, белки, еноты. Много птиц: ястребов, чаек, певчих. Можно здесь увидеть редкого белоголового орлана крупную хищную птицу семейства ястребиных, являющуюся одним из национальных символов США. Реки и озера Верхнего полуострова изобилуют рыбой. Со всей Америки сюда приезжают любители спортивной рыбалки, чтобы ловить судака, форель и лосося.

В южной части Нижнего полуострова сосредоточена промышленность Мичигана, в основном автомобильная. В районе Детройта находятся штаб-квартиры «большой тройки» американских автомобилестроителей: «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер». Всего в штате более 4 тыс. заводов и фабрик, связанных с автомобилестроением.

Кроме автомобилей, Мичиган известен производством промышленных лазеров и бытовой техники. Здесь же обосновались ведущие компании в области информационных технологий: «Ай-Би-Эм», «Гугл», «Хьюлет-Паккард».

В Мичигане с давних времен ведется добыча полезных ископаемых: меди, никеля и серебра. Но штат давно уже сдал лидирующие позиции в области разработок недр, и в наши дни старые шахты приспособлены под оригинальные музеи и аттракционы для туристов.

Так как Мичиган находится в окружении Великих озер, водный транспорт играет важную роль в экономике штата. Порт Детройт - один из крупнейших в США.

В Мичигане - тридцать восемь портов. Пассажиры отправляются отсюда на судах в круизы по Великим озерам с выходом по реке Святого Лаврентия в Атлантику. Через эти порты отправляются и доставляются также различные грузы.

Среди населения штата Мичиган преобладают выходцы с европейского континента, большинство из них потомки переселенцев из Скандинавских стран, главным образом финнов, облюбовавших для себя Верхний полуостров.

Мичиганцы известны своеобразным чувством юмора и не прочь

подшутить друг над другом. Население Верхнего полуострова они называют «юперами» (от Upper Peninsula «Верхний полуостров»), а Нижнего «троллями» (за то, что они живут ниже моста Макинак, соединяющего полуострова).

Мичиган также является центром высшего образования США. Во всем мире известен Университет штата Мичиган в городе Ист-Лансинг, где обучается 50 тыс. студентов. Основанный в 1855 г как первый в Соединённых Штатах Америки сельскохозяйственный колледж, сегодня он - девятый по количеству студентов университет в США.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Водопад Такваменон (высота 22 м) отличается тем, что его поток окрашен в золотисто-коричневый цвет. Выше по течению находятся болота, а на берегах реки растут кедры, ели и болиголов, из-за чего в воду попадает значительное количество дубильных веществ. Такваменон - крупнейший естественно окрашенный водопад в США.

■ Следствием того, что Мичиган расположен на двух полуостровах, между которыми есть серьезные экономические различия, в истории штата было несколько попыток выделить Верхний полуостров Мичигана (и часть штата Висконсин) в отдельный штат. Для него даже придумали название: Верхний, в честь озера Верхнего.

■ Любой, кто окажется в Мичигане, будет находиться не далее 10 км от внутреннего водоема и не более чем в 137 км от Великих озер.

■ Полная покраска моста Макинак через пролив Макино занимает семь лет, после чего начинается снова.

■ Девиз штата Мичиган в переводе с латинского таков: «Если вы ищете интересный полуостров, оглянитесь».

■ Символы штата Мичиган: белая восточная сосна, цветы яблони, росомаха, странствующий дрозд.

■ Название города Детройт - французского происхождения, читается как «дэтруа» и переводится как «пролив», так как Детройт - это ещэ и река, соединяющая озера Эри и Сент-Клэр, в честь которой назван город.

■ По имени Антуана де ла Мот Кадиллака названы город Кадиллак в Мичигане и известная американская марка автомобилей. Супруга мсье Кадиллака - Мари-Тереза Гийон - была одной из первых европейских женщин, оказавшихся в мичиганской глуши в XVIII в.

■ Жителей штата называют «мичигандеры», «мичиганианцы» или «мичиганиты».

■ В Мичигане находится единственное в мире плавучее почтовое отделение - «Джей В. Уэсткотт-второй». Судно доставляет почту на корабли, курсирующие по Великим озерам и не совершающие остановки в порту. Эта почта действует с 1874 г.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Музеи: музей Мотаун (Детройт), музей Генри Форда (Дирборн), музей Великих озер и аквариум (остров Белл-Иль);
■ Автомобильные заводы в Дирборне, Детройте, Флинте, Лаксинге и Понтиаке;
■ Побережье Великих озер;
■ Национальный парк Айл-Ройал (озеро Верхнее);
■ Мичиганский космический центр (Джексон);
■ Мост Макинак;
■ Водопад Такваменон;
■ Реконструированная деревня Гринфильд (вблизи Дирборна);
■ Ветряная мельница Дезвана;
■ Шлюзы Су на судоходном канале у водопада Сент-Мэри;
■ Остров и форт Макинак;
■ Наскальные рисунки и дюны Спящего Медведя;
■ Ренессанс-Сентер (Детройт).

Атлас. Целый мир в твоих руках № 111

В Мичигане причудливо переплелось прошлое, настоящее и будущее Америки. Футуристические небоскребы детройтского Ренессанс-центра, роботизированные и компьютеризированные автозаводы и их сверкающие хромом и лаком машины, мчащиеся по скоростным магистралям, и в то же время дикие просторы, безмятежная водная гладь, золотые дюны и поросшие соснами пустынные холмы.

Рельеф штата сформировался в ледниковый период. Массы льда сглаживали на своем пути неровности и заполняли впадины. Самая высокая отметка на карте штата (см. 3-ю стр. обложки) - гора Арвон, 604 м. Гряды покатых холмов на севере постепенно редеют и переходят в лесистое плато на юге. Но в любой пейзаж Мичигана обязательно вписывается вода. На долю этого штата приходится 20% запасов пресной воды США. Мичиган омывается четырьмя из пяти Великих озер, на его территории насчитывается еще 11 тыс. озер и сотни рек общей протяженностью около 58 тыс. км. При том, что поверхность внутренних вод составляет менее 2,8% площади суши (4075 кв. км и 147511 кв. км соответственно), не следует забывать, что границы штата «прихватывают» немалую толику акватории Великих озер - Верхнего, Мичиган, Гурон и Эри. По общей протяженности береговой линии (около 5 тыс. км) штат занимает первое место в США.

Пролив Макино между озерами Гурон и Мичиган разделяет штат на две неравные полуостровные части - напоминающий на карте варежку Нижний полуостров и вытянутый с запада на восток, изрезанный аппендикс Верхнего. В 1957 г. завершено строительство подвесного моста через пролив. Облегчив сообщение между северной и южной частью Мичигана, мост как бы подчеркнул их несхожесть, проявляющуюся и в размерах (Нижний полуостров в 2,5 раза больше Верхнего), и в климате, и в ландшафте, и в экономико-демографической структуре.

Климат Верхнего полуострова более суров, среднемесячная температура колеблется здесь между -17 °С в январе и + 17° С в июле. Для района Детройта на Нижнем п-ве соответствующие температуры -4° С и +22° С, а на юго-западе штата климат еще мягче в связи с преобладающим направлением ветров и благотворным воздействием Великих озер.

Несмотря на хищнический лесоповал во второй половине прошлого века, значительная часть территории штата покрыта охраняемыми теперь лиственными и хвойными лесами. Для южной части Нижнего п-ва характерны твердопородные деревья- вяз, дуб, клен, кария. Далее к северу более распространены голубая сосна, береза, осина. Сотни видов цветущих растений радуют глаз с ранней весны до поздней осени. В ягодных местах обильны черника, голубика, ежевика, дикий виноград и крыжовник. В реках и озерах водятся форель, щука, корюшка, сом, окуневые породы; в лесах - олени, медведи, волки, койоты и многие разновид-ности пушного зверя, одно лишь перечисление которых вызывает в воображении дорогие шубы и манто - бобры, ондатры, норки, выдры, куницы, еноты, опоссумы и др. Неофициальное название Мичигана - «штат росомахи» - дань его лесной фауне. Через Мичиган проходят пути миграции перелетных птиц, но круглый год здесь живут дикие утки и гуси, куропатки, американские вальдшнепы. А птицей-символом штата мичиганцы избрали непритязательную малиновку .

Исключительная красота озерного края, широкие возможности, предоставляемые здесь рыбакам, охотникам, любителям спорта и отдыха на природе, привлекают в Мичиган миллионы туристов. На содержание рекреационных зон правительство штата тратит 23 млн. долл. в год (1985). Но эти затраты сторицей возвращаются за счет средств, оставляемых туристами (7,1 млрд. долл. в 1984 г.). Для защиты рекреационных зон от посягательств промышленного капитала под охрану государства взяты один национальный парк (Маунт-Ройал), четыре лесных массива и два протяженных участка побережья Великих озер («Расписные Утесы» и дюны «Спящий Медведь»), Кроме того, под охраной правительства штата находятся 78 парков и рекреационных зон. Одна из достопримечательностей этого рода - остров Макино у северной оконечности Нижнего полуострова, где первозданность природы не оскверняется вторжением автомобиля, а к услугам отдыхающих - конные повозки и велосипеды.

Мичиганский департамент охраны природы проводит большую работу, координируя усилия служб, обеспечивающих порядок в рекреационных зонах, и научные исследования биологов. Благодаря усилиям департамента решается вопрос о воспроизводстве оленьего стада при том, что каждый сезон в Мичиган наезжают до 400 тыс. охотников на оленей. Разумеется, вся эта деятельность не всегда эффективна, когда усилия природоохранных органов сталкиваются с интересами бизнеса. Для судов Мичигана обычное явление - дела о загрязнении рек и озер ядовитыми стоками, разрушении берегов и т. п. Скандальную известность получило массовое отравление жителей штата токсичным препаратом ПББ, распространявшимся с комбикормами в западных и центральных районах Мичигана. По оценке Американской медицинской ассоциации, жертвами отравления, вызывающего болезнь печени и ослабление сопротивляемости организма, в той или иной степени стали 97% населения штата.

Первыми европейцами, проникшими с севера на территорию Мичигана еще в начале XVII в., были французские миссионеры и землепроходцы. Их временные поселения известны с 1641 г., но только в 1668 г. иезуитский священник Жак Маркет заложил первое постоянное поселение Су-Сент-Мари. Оседая на новых землях, колонизаторы не полагались на силу божьего слова и строили укрепленные форты. Первый форпост в устье р. Сент-Джозеф был основан в 1679 г., а в 1701 г. Антуан Кадиллак с отрядом солдат приступил к строительству форта Поншартрен, которому предстояло обеспечивать монополию французской короны на торговлю североамериканской пушниной. На месте форта быстро рос город, всемирно известный ныне под своим новым названием - Детройт.

На протяжении XVIII в. Мичиган находился в центре вооруженной борьбы между Англией и Францией за обладание Северной Америкой, что определялось не только природными богатствами края, но и стратегическим положением, открывающим путь на северо-запад через пролив Макино. К 1763 г., потеснив французские войска и индейские племена, англичане овладели территорией Мичигана. По Парижскому договору 1783 г., утвердившему завершение войны за независимость, эта территория отошла к США, хотя форты Детройт и Макино удерживались англичанами до 1796 г. Американцы не спешили с освоением края, единственным богатством которого представлялись меха. Редкие поселения жались к границам. Землемеры, направляемые вашингтонской администрацией, доносили, что Мичигин являет собой большое болото с редкими вкраплениями пригодной для обработки земли. Сопротивление индейских племен также не способствовало заселению края.

30-е годы прошлого века положили начало активному освоению естественных ресурсов Мичигана. Поначалу объектом экстенсивной эксплуатации стали леса. Освободившиеся после вырубки плодоносные земли Нижнего полуострова способствовали развитию сельского хозяйства. Открытие в 40-е годы медных, а затем железорудных месторождений на западе Верхнего полуострова еще более усилило промышленный бум и обусловило бурный приток населения. За 20 лет - с 1850 по 1870 г.- население штата выросло втрое, за следующее 20-летие увеличилось еще почти на 1 млн. человек. Наряду с переселенцами из штатов Новой Англии в Мичиган хлынули канадцы, шведы, норвежцы, финны и итальянцы. По установленному законом минимуму населения Мичиган уже в начале XIX в. мог бы претендовать на статус штата, но территориальная тяжба с соседним Огайо затянула решение этого вопроса; только в январе 1837 г. Мичиган был принят в союз, став 26-м штатом США, С 1847 г. его столица - г. Лансинг,

До конца XIX в. Мичиган был главным поставщиком железной и медной руды. Для ее транспортировки на промышленный Восток за два года был построен судоходный канал, соединивший озеро Верхнее системой шлюзов с другими Великими озерами. Законченный в 1855 г., канал активно эксплуатируется по настоящее время, пропуская за восемь месяцев навигации больше грузов, чем проходит через Панамский канал за год.

Молодая американская буржуазия без оглядки на будущее торопилась перевести в банкноты казавшиеся неистощимыми природные ресурсы. Опустошительную деятельность «лесных баронов» дополнили крупные лесные пожары 1871 и 1891 гг. Поныне типичны для мичиганского пейзажа заброшенные лесопилки - свидетельство былого насилия над лесными богатствами штата.

К исходу XIX в. экономика Мичигана делает заметный поворот от добычи сырья к его переработке, от сельского хозяйства к промышленности; растет городское население. Если в 1850 г. горожане составляли всего 7,3% жителей штата, то к 1900 г. в городах проживало 39,3%. Но предстояли еще более разительные перемены, основы которых закладывались в двух мичиганских городах. В 1898 г. в механических мастерских Рэнсома Олдса в Лансинге и Генри Форда в Детройте независимо друг от друга были созданы первые самодвижущиеся повозки на бензиновом ходу. «Веселые олдсмобили» первыми пробили дорогу к покупателю, и к 1900 г. Олдсу удалось продать 1400 машин. Форд задержался с выходом на рынок, затратив время на организацию про-изводства и разработку доступной по цене модели автомобиля. Зато к середине 20-х годов заводы Форда выпускали ежегодно уже около 2 млн. автомобилей модели «Т». Автомобильный бум охватил Америку. Новые компании возникали как грибы, но многие из них быстро исчезали, не выдержав конкуренции.

Монополизация автопромышленности вызвала к жизни такие автогиганты, как «Дженерал моторе», который в 1908-1918 гг. поглотил компании «Бюик», «Олдсмобил», «Окленд», «Кадиллак» и «Шевроле». Еще один автоконцерн - «Крайслер» возник в 1925 г. на костях корпораций «Максуэлл» и «Додж бразерс».

Цветущее на первых порах производство вызвало новый приток рабочей силы из южных штатов, а также иммигрантов из Восточной Европы. Бурный рост промышленного пролетариата сопровождался подъемом рабочего движения.

Невиданного размаха достигла во второй половине 30-х годов забастовочная борьба автомобилестроителей за право объединения в профсоюзы, в котором им отказывали монополии. Десятки тысяч рабочих «Дженерал моторе», за которыми последовали трудящиеся заводов Крайслера и Форда, проводили длительные сидячие забастовки, останавливали конвейеры, захватывали заводские корпуса в столкновениях с штрейкбрехерами и полицией. Возглавлявший стачечную борьбу объединенный профсоюз автомобилестроителей и сейчас относится к числу самых массовых американских профсоюзов (более 1 млн. членов). Испытанными методами забастовок при пересмотре коллективных договоров союзу удается удержать заработки рабочих автопромышленности на уровне, превышающем средние заработки других индустриальных р§- бочих. По среднестатистическим доходам Мичиган относится к благополучным штатам. Но следует учитывать составные этой статистики. На 1982 г. в штате насчитывалось 7300 миллионеров, состояние которых исчислялось суммой 17 222 млн. долл. В то же время, по переписи 1980 г., 946 тыс. человек (10,4% населения) и 198 тыс. семей (8,2%) жили ниже официальной черты бедности.

До последнего времени Мичиган характеризовался относительно высоким уровнем образования. Согласно переписи 1980 г., 30% мичиганцев в возрасте 25 лет и старше имели за плечами от одного до трех лет колледжа. В Мичигане издаются 52 ежедневные и 15 воскресных газет.

Успехами образования Мичиган обязан прогрессистским тенденциям, берущим начало еще с первой конституции штата, в которой записано положение о необходимости поощрения школ и учебных заведений. Мичиган первым из американских штатов учредил фонд помощи школам и первым ввел бесплатное среднее образование. В 1984 г. в штате действовали 3804 общедоступные школы, в том числе 2742 со сроком обучения до восьми лет, при том, что полное среднее образование занимает в США 12 лет. На 1983 г. в ведении штата находились 44 вуза, 12 из которых с правом присуждения докторских степеней. К числу последних относятся три крупнейших университета, в которых сосредоточена треть всех студентов штата,- Мичиганский в Анн-Арборе, Уэйн- ский в Детройте и Университет штата Мичиган в Ист-Лансинге. Последний с его опытным хозяйством и лабораториями профилирован в основном по сельскохозяйственным наукам. Шутливое прозвище «коровий университет» не может опровергнуть тот факт, что этот вуз относится к ведущим в стране по подготовке высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного производства.

Большинство других вузов - колледжи с двух-, трехлетним сроком обучения, ориентированные на подготовку специалистов среднего звена для штата и его экономических районов. Акцент на подготовку кадров для региона характерен как для вузов, контролируемых штатом, так и для частных институтов, содержащихся корпорациями. Из частных вузов, основанных автоконцернами, можно упомянуть Детройтский институт технологии, Детройтский институт права, Институт «Дженерал моторе» во Флинте, Крайслеровский инженерный институт (Хайленд-Парк) и Технологический институт им. Лоуренса (Саутфилд).

С той или иной степенью правомерности синонимом Мичигана выступает слово «Детройт». «Когда Детройт промочит ноги, вся страна чихает»,- любят повторять мичиганцы, имея в виду взаимозависимость Мичигана и остальных штатов, возникшую, в частности, в связи с проникновением автомобиля в жизнь американцев. Но правильнее было бы перевернуть эту поговорку. Детройт, ориентирующийся на производство товаров длительного пользования, «чихает» при первых признаках нарушения экономического здоровья страны и остро чувствует падение покупательной способности населения в периоды экономических спадов, опасения потребителя покупать товары в кредит. Так было в годы «великой депрессии», ударившей по Мичигану больнее, чем по другим штатам, так было и при последующих экономических спадах. Смена поколений систем оружия после второй мировой войны лишила автопромышленность выгодных военных заказов. Жестоко ударили по Детройту энергетический кризис 70-х годов и повышение цен на нефть. Сильными конкурентами американских автомобилестроителей на внутреннем рынке стали иностранные (прежде всего японские) компании, быстрее отреагировавшие на изменение покупательского спроса. На грани краха очутился один из автогигантов- корпорация «Крайслер», которая в 1979 г. задолжала банкам более 2 млрд. долл. и избежала банкротства только благодаря помощи федерального правительства.

Сокращение производства и роботизация рабочих процессов привели к массовым увольнениям с мичиганских автозаводов, что не замедлило сказаться на демографической ситуации. Если в течение перой половины XX в. прирост населения Мичигана составил 4 млн. человек, 55% которых - за счет миграции из других штатов, то в 1956-1962 гг. число убывающих из штата на 322 тыс. превысило количество въезжающих. Рост населения Мичигана затормозился, а в 70-80ге годы пошел вспять. По сравнению с пиковым показателем 1978 г.- 9266 тыс. человек - население штата уменьшилось в 1980 г. до 9210 тыс. и в 1985 г. до 9088 тыс. Демографический прогноз на 2000 г. предусматривает лишь скромный рост до 9208 тыс. человек.

Три четверти населения сконцентрировано в десяти урбанизированных районах в южной части Нижнего полуострова. Здесь выделяются три основные промышленные зоны: Детройт; Гранд-Рапидс Маскигон и Батл-Крик - Каламазу.

Ядро экономической зоны Детройта - урбанизированный ареал, включающий графства Уэйн (куда входит собственно Детройт), Окленд и Макумб, но фактически к ней тяготеют тесно связанные с автомобильной столицей промышленные города восточной половины Нижнего полуострова, скучившиеся на «большом пальце» картографической «варежки». Индустриальный профиль этой зоны определяет автомобилестроение. В Детройте и вокруг него расположились штабы «большой тройки» автомобильных монополий, выпускающей 95% всех американских автомашин,- «Дженерал моторс», «Форд мотор» и «Крайслер». В предместье Детройта раскинулся старейший заводской комплекс Форда «Руж», на котором заняты 27 тыс. человек. В определенной мере это завод-музей, завод-заповедник, в котором предстазлен весь технологический цикл производства автомобиля - от выплавки стали до сборки готовой продукции на конвейере. Даже уголь и железная руда доставляются сюда на баржах с рудников, принадлежащих компании. Этот работающий памятник старой организации производства - единственный в своем роде. Другие автозаводы, в том числе и заводы Форда, давно перешли к специализации и кооперации. Готовые к сборке узлы и агрегаты поступают на конвейер со специализированных заводов своей фирмы и фирм-смежников.

Во многих городах экономической зоны разместились литейные, кузнечные, рессорные, штамповочные, лакокрасочные и прочие заводы «большой тройки» и других фирм, работающих на автопромышленность. Так, гигантский завод диверсифицированной нефтяной корпорации «Теннеко» в Детройте производит амортизаторы и пружины для всех марок автомобилей, выводя Мичиган на одно из первых мест по этому виду продукции. Вторым «автомобильным» городом Мичигана стал Флинт г заводами «Дженерал моторе», на которых занято 51 тыс. человек. По нескольку автозаводов насчитывают города Бей-Сити, Сагино, Понтиак, Лансинг, Анн-Арбор, Монро.

Промышленное значение зоны не определяется исключительно автомобилестроением и связанными с ним производствами. В урбанизированном ареале Детройта имеются крупные предприятия химической, пищевой, пивоваренной, швейнотрикотажной, полиграфической промышленности, промышленности средств связи и стройматериалов. В Детройте расположены лаборатории и производственные корпуса крупной фармацевтической компании «Парк-Дэвис», в г. Трой - заводской комплекс «Дейко корпорейшн», специализирующейся на производстве приводных ремней, в г. Мидленд и Хемлок - лаборатории и заводы «Доу-Корнинг», выпускающие сверхчистый силикон. Нефтеперегонные заводы действуют в г. Алма, Бей-Сити и в районе Детройта.

В промышленную зону Детройта входит и столица штата Лансинг. Это не только административный, но и важный индустриальный центр, в котором размещаются правления и крупные автозаводы дочерних компаний «Дженерал моторе» - «Олдсмобил» и «Фишер боди» (кузовной), а также предприятия резиновой, пищевой промышленности, оптовой торговли сельхозпродуктами, В предместье Лансинга разместились учебные и жилые корпуса, лаборатории и опытные поля крупнейшего университета штата, в котором обучается более 40 тыс. человек.

Другой университетский город, Анн-Арбор, притянул ряд небольших научно-исследовательских и консультативных фирм, организаций, занимающихся сбором, обработкой и продажей информации, Одна из них - Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований - располагает автоматизированным банком данных, в пополнении которого участвуют 290 организаций. Широкой из-вестностью пользуется дочерняя фирма корпорации «Ксерокс» - «Юниверсити майкрофилмс», ведущая библиографический учет и аннотирование всех диссертаций, защищенных в США. Эта информация распространяется через печатные бюллетени и сети ЭВМ, а копии диссертаций продаются в формате оригинала или на микроносителях.

Экономическая зона Гранд-Рапидс - Маскигон в меньшей степени подверглась засилью автопромышленности, хотя в ее границах немало предприятий, имеющих отношение к этой отрасли. Здесь производятся бытовая и конторская мебель, кондиционеры, кухонные машины, компрессоры для холодильников. Развита пищевая промышленность, в частности консервирование фруктов и овощей, и целлю-лозно-бумажная промышленность. В Маскигоне находится один из крупнейших в США заводов компании «Скоттпейпер» по производству салфеток и туалетной бумаги. В районе Маскигона расположены нефтеперегонные заводы компании «Огайо ойл».

В г. Гранд-Рапидс и соседних графствах Оттава и Аллеган, выходящих на побережье оз. Мичиган, с середины прошлого века обосновались многие выходцы из Голландии. Несмотря на постепенную ассимиляцию, эта этническая группа бережно поддерживает национальные традиции, обычаи и ремесла. Именно ей Гранд-Рапидс обязан репутацией мебельной столицы США, хотя с уходом старых мастеров производство мебели все более переходит на конвейер, а ценные породы дерева заменяются металлом и пластмассой. Традиции мичиганских голландцев находят выражение не только в ежегодных фестивалях тюльпанов и костюмированных танцах в деревянных башмаках местного производства, но и в консервативных убеждениях.

Промышленная зона Батл-Крик - Каламазу во многом повторяет экономический профиль своего северного соседа. Здесь производятся картонная тара, отопительные системы, холодильники и кондиционеры, развита пищевая промышленность. Но выделяют эту зону два гигантских предприятия, продукция которых доходит практически до каждого американца. 21 тыс. рабочих на заводах корпорации «Келлог» в Батл-Крике занято производством кукурузных хлопьев и других готовых к употреблению витаминизированных крупяных продуктов к утреннему столу Америки. В г. Каламазу находится другой крупный работодатель, обеспечивающий заработками 22 тыс. человек. Здесь на территории 125 га раскинулись лаборатории и заводы фармацевтической корпорации «Апджон», производящей антибиотики и лекарственные препараты.

Верхний полуостров - земля легендарного Гайаваты, воспетого Лонгфелло. На большей части территории природа сохранилась в своей первозданности. XX век заявил о себе отличными шоссейными дорогами, пересекающими полуостров.

Промышленное значение Верхнего полуострова определяется добывающими отраслями. Продолжается разработка железных рудников гряд Маркетт и Меномини. Поскольку после почти 100-летней эксплуатации богатые железом породы практически выработаны, отрасль переориентирована на добычу и обогащение рудного сырья более низкого качества. Так же истощены медные месторождения на южном берегу озера Верхнее. Рудники используются как резервные, и доля района в общем производстве меди в США не превышает 2%.

Из нерудных ископаемых промышленного значения в Мичигане добываются гипс, торф, йод, бром, поваренная соль, известняк, гравий и цемент. В районе залива Сагино в ограниченных размерах добываются нефть и природный газ.

Климатические условия - достаточность осадков и относительно продолжительный период роста (180 дней на юге штага) - благоприятны для развития сельского хозяйства. Мичиган входит в «молочный» и «сенной пояс» и задевается «кукурузным поясом», проходящим через его южные графства.

За счет механизации сельхозработ численность фермерского населения снижается и, по переписи 1980 р., составила 1,9% общей численности мичиганцев. Для сравнения; фермерское население штата в 1960 г, 486 тыс., в 1970 г.- 305 тыс. человек, при этом количество ферм и их общая площадь почти не изменились. Развитию молочного животноводства способствуют хорошие условия выпаса, обилие кормов и обширный рынок внутри штата (южные промышленные города), потребляющий до 83% производимых продуктов. Молочное стадо Мичигана составило в 1985 г. 390 тыс. голов (шестое место в США), а надои - 2525,6 млн. кг. Кормовые травы, составляющие базу молочного животноводства, занимают до 30% культивируемых площадей. За ними по размерам площади посевов следуют: кукуруза- 1092 тыс. га; соевые бобы - 432 тыс. га и озимая пшеница - 300 тыс. га.

К «кукурузному поясу» тяготеют мясное животноводство и птицеводство. В 1985 г. фермерами Мичигана продано 3,9 млн кг баранины и 175 млн. кг свинины. На птицефермах в том же году насчитывалось 4,8 млн. кур, 1,3 млн. бройлеров и 2,3 млн. индюшек.

В садах на побережье оз. Мичиган вызревают богатые урожаи фруктов - яблок, черешен, вишен, слив, винограда. По сбору яблок Мичиган уступает только штатам Нью-Йорк и Вашингтон. Не случайно офи-циальным цветком Мичигана считается цвет яблони.

Политические симпатии мичиганцев в двухпартийной системе определялись как объективными обстоятельствами, так и субъективными чертами отдельных деятелей, оказавшихся у кормила власти. Янки из Новой Англии, составившие основное ядро первых переселенцев в Мичиган, привнесли в общественную жизнь дух либерализма. Множество сторонников приобрело здесь движение за отмену рабства, и Мичиган стал важным участком на дороге свободы беглых рабов из южных штатов, В течение первых 20 лет политическая власть в штате принадлежала демократам. Аболиционистская платформа созданной в 1854 г. республиканской партии нашла сочувственный отклик в либеральных кругах Мичигана, и республиканцы надолго обосновались в органах управления штата.

Доверие к республиканской партии подорвал экономический кризис конца 20-х - начала 30-х годов, нанесший ощутимый удар по автомобильному штату. Мичиганцы поддержали «новый курс» Ф. Рузвельта, суливший выход из экономических тупиков, но только после смерти Рузвельта демократам удалось окончательно преодолеть инерцию политического механизма и получить административную власть в штате. В 1948 г. коалиция либеральной интеллигенции и профсоюзных лидеров выдвинула на пост губернатора демократа М. Уильямса Ограниченные социальные реформы, которые пытался провести новый губернатор, наталкивались на сопротивление легислатуры, где окопались представители большого бизнеса, не спешившие расстаться с прибылями ради социальных нужд.

В апреле 1957 г. президент «Дженерал моторе» X. Кертис, поддержанный другими лидерами монополистического капитала, выступил против попытки Уильямса поднять налоги на прибыли корпораций, пригрозив вывести чдгтъ производственных мощностей за пределы штата. Бюджет Мичигана трещал по швам, и в 1959 г. У наступил кризис: дважды оставались без зарплаты должностные лица штата. Это предопределило исход выборов 1960 г., и хотя губернатором был снова избран демократ, Дж. Уильямс, ему не удалось свести концы с концами, и два года спустя мичиганскую администрацию возглавил Дж. Ромни, республиканец, бывший президент корпорации «Америкен моторе». За шесть лет правления, совпавшего с периодом экономического подъема, новому губернатору удалось упорядочить бюджет, провести новую конституцию штата, укрепить позиции республиканской партии. Упрочились и позиции самого Ром- Форд, губернатор Нью-Йорка Т. Дыон; в области литературы - Ноль де Крайф, автор «Охотников за микробами»; из мира искусств - певица Дайана Росс.

Сменивший Ромни на посту губернатора У. Милликен, также республиканец, показал себя искусным политиком, продержавшись на этом посту 14 лет. Выдвигая программы, пользующиеся поддержкой населения (защита окружающей среды, финансовая помощь школам, развитие общественного транспорта и т. п.), Милликен при необходимости вступал в коалицию с демократами, обеспечивая себе голоса избирателей независимо от степени реализации этих программ. Наиболее актуальной социальной проблемой в годы правления Милликена стал кризис городов, особенно главного индустриального центра Мичигана - Детройта.

Жители городов к этому времени составляли более 70% населения штата. Вызванный экономической конъюнктурой конца 50-х - начала 60-х годов отток населения коснулся в основном наиболее квалифицированных кадров, рассчитывающих на лучшие условия в штатах «высокой технологии». Напротив, мелеющий приток мигрантов, ищущих счастья в Мичигане, включал, как правило, черных из южных штатов с предельно низким уровнем общей и профессиональной подготовки. В городской черте Детройта черные со-ставляют более 63% населения. Более состоятельные из них переселяются вслед за белыми в пригороды, обрекая Детройт на превращение в гигантское гетто с редкими островками «благополучных» районов. Разителен разрыв между белыми и черными по уровню социально-экономического благосостояния. Безработица среди черного населения вдвое выше, чем среди белого; втрое больше черных среди лиц, живущих ниже официального уровня бедности. Отчаянье и безысходность вызвали негритянские выступления в районе Детройта летом 1967 г., жестоко подавленные полицией.

Милликен понимал, что решение или хотя бы смягчение проблем находящегося на виду Детройта помогло бы ему нажить политический капитал. Союзником губернатора в этом предприятии стал избранный в 1973 г. первый черный мэр Детройта К. Янг, демократ, один из организаторов профсоюза автомобилестроителей. Не будучи в состоянии развязать узлы серьезных социально-экономических проблем, Милликен и Янг возлагали особые надежды на перестройку фасада, обновление городского центра. Символом возрождения города должен был стать гигантский Ренессанс-центр, пятибашенный комплекс на берегу р. Детройт, состоящий из 73-этажной гостиницы на 1400 номеров, окруженной еще четырьмя высотными цилиндрами с конторскими помещениями. В пятиэтажном атриуме, связывающем комплекс у основания, отведено место для 105 магазинов и ресторанов. Сметная стоимость комплекса составила 350 млн. долл. Финансирование строительства взяла на себя группа корпораций большого бизнеса при координирующей роли Г. Форда II. В процессе сооружения комплекса выявились непредвиденные расходы, и в 1975 г. Форд был вынужден до-полнительно ассигновать 100 млн. долл., чтобы работы могли быть продолжены. Официальное открытие Ренессанс-центра состоялось в 1977 г., но ему не суждено было не только спасти Детройт, но и возместить затраты корпорациям, финансировавшим его возведение. За пять лет после передачи в эксплуатацию центр потерял 140 млн. долл., и в 1982 г. Форд продал комплекс группе частных инвесторов.

Отчаянные попытки Янга уменьшить дефицит городского бюджета за счет повышения подоходного налога и увольнения 4 тыс. городских служащих (в том числе 1 тыс. полицейских, что отнюдь не способствовало искоренению преступности) дали результата. Продолжающееся свертывание автопромышленности и массовые увольнения автомобилестроителей еще более обострили проблемы Детройта и увеличили отток населения из города. В 1970-1980 гг. Детройт потерял пятую часть своих жителей. В 1982 г. Милликен уходит в отставку и занимает доходное место в совете директоров корпорации «Крайслер». Губернатором штата избирается демократ Дж. Блэнчард, который в 1986 г. снова выигрывает выборы на этот пост.

В 1982 г. демократическая партия не только возвратила себе пост губернатора, но и обеспечила большинство в обеих палатах конгресса штата. После выборов 1986 г. демократы занимают оба места Ми-чигана в сенате США и 11 из 18 мест в палате представителей. Один из сенаторов от штата Мичиган, Д. Ригл, начал политическую карьеру в 1967 г., когда был избран в палату представителей от республиканской партии, но в 1973 г. порвал с республиканцами и избирался в дальнейшем как демократ, с 1976 г.- сенатор. Он активный критик социально-экономической политики администрации Рейгана. Второй, К. Левин,- один из наиболее либеральных сенаторов и также активный критик внутри- и внешнеполитического курса президента Рейгана, особенно наращивания вооружений.

Представительство штата в конгрессе США в целом характеризуется либеральной позицией по большинству вопросов, что, в частности, объясняется и тактикой республиканской организации Мичигана. В условиях, когда раздел между индустриальным Детройтом и консервативной провинцией, между богатыми пригородами и городскими гетто, между черным и белым населением примерно уравновешивал шансы обеих буржуазных партий на выборах, республиканцы в последние два десятилетия занимали гибкую позицию, выдвигая на выборные должности более умеренных кандидатов в борьбе за голоса независимых избирателей.

Это не значит, что на умеренных позициях стоят все конгрессмены-республиканцы от Мичигана. Ветеран палаты У. Брумфилд, например, за которым стоит богатый электорат респектабельных предместий Детройта, выступает с весьма консервативных позиций по вопросам внутренней и внешней политики. Еще одна особенность делегации Мичигана в конгрессе - сглаживание межпартийных разногласий во имя защиты интересов автопромышленников. Так, либералы, обычно выступающие против загрязнения окружающей среды, голосовали против «закона о чистом воздухе», устанавливавшего более строгие стандарты содержания окиси углерода в выхлопе автомобильных моторов.

Американские экономисты ищут объяснение кризисным явлениям в экономике Мичигана на протяжении последних 20- 25 лет. Среди причин называют неспособность автомобильных монополий вовремя перестроить производство и обновить основные фонды. Оптимисты видят выход во внедрении новейшей технологии в могучий индустриальный потенциал, аккумулированный в штате.

Мичиган (англ. Michigan) – штат, расположенный на Среднем Западе США. Столица – город Лэнсинг. Крупные города: Детройт, Грэнд-Рэпидс, Флинт, Уоррен, Стерлинг-Хайтс, Уэйн. Население составляет 9 876 187 человек (2011 год). Площадь 250 493 км². На востоке и севере Мичиган имеет общую границу с канадской провинцией Онтарио, озерами Гурон и Верхнее, южная граница с Индианой и Огайо. В 1837 году стал 26-м по счету штатом США.

Достопримечательности штата

Каждый год в Мичигане устраивают грандиозное автошоу, в котором участвуют около 40 тысяч необычных и раритетных машин. Можно побывать в старинной деревне Гринфилд-Вилидж с ее историческими зданиями: лаборатория Томаса Эдисона и здание суда, где работал Авраам Линкольн. В Холланде проводят фестиваль тюльпанов, в Траверс-Сити – «вишневый» фестиваль. На берегу Детройт-Ривер возвышаются 7 огромных стеклянных круглых башен. Можно также посетить самый большой в мире культурный исторический музей африканской культуры имени Райта, Центр музей, интересное сооружение Коммерика-Тауэр. Здесь расположено множество курортов, оснащенных всеми условиями для плавания, рыбалки, занятий водным спортом. Можно посетить курортный остров Макинак с его огромным мостом и фортом или совершить путешествие на необыкновенно красивый остров Ройал.

География и климат

Около 41,3% площади штата – водное пространство. В Мичигане находится около 11 тысяч озер. Территория делится на два полуострова – Нижний и Верхний, соединяющиеся мостом Макино, а также множество островов. Нижний полуостров водами озера Мичиган имеет западную границу с Иллинойсом и Висконсином. Верхний полуостров на западе граничит с Висконсином и водами озера Верхнего – с Миннесотой. Более 75% Верхнего полуострова занимают леса. Нижний полуостров имеет характерную форму, похожую на варежку. Рельеф равнинный с невысокими холмами. Климат влажный континентальный. На юге штата средняя температура в январе месяце составляет от -8°C до -1°C, в июле месяце от 18°C до 28°C. На севере штата климат более суровый. Лето здесь теплое, но более короткое, зима длинная и холодная. Средняя температура в январе месяце от -16°C до -7°C, а в июле месяце от 12°C до 24°C. В Мичигане довольно часто бывают метели и снегопады, грозы, проносятся торнадо.

Экономика

В 2003 году ВВП штата составлял $365 млрд. Из полезных ископаемых здесь добывают нефть, природный газ и железную руду. Мичиган занимает лидирующие позиции по производству торфа. Город Детройт является главным центром автомобилестроения США. На территории штата работают около 4000 предприятий связанных с автомобилестроением. Развита пищевая промышленность, работают крупные заводы, в том числе крупнейшего производителя сухих завтраков (Келлогг). Так как штат окружен Великими озерами, большую роль играет водный транспорт. В Мичигане находятся 38 портов, которые обеспечивают судоходство по озерам и рекам, а также выход к Атлантическому океану. В области сельского хозяйства (2-е место) занимаются выращиванием кукурузы, соевых бобов, пшеницы, сахарной свеклы, картофеля. Штат занимает лидирующие позиции по производству яблок, вишни, черники, персиков. Здесь занимаются разведением крупного рогатого скота, свиней и птиц. Большое внимание уделяется развитию туризма.

Население и религия

Плотность населения составляет 39,43 человек на км². Расовый состав населения штата: 78,9% – белые, 14,2% – афроамериканцы, 2,4% – азиаты, 0,6% – индейцы, 1,5% – другие расы, 2,3% – смешанные расы. Около 22,3% населения имеют немецкое происхождение, 11,9% – ирландское, 10,1% – английское, 9% – польское, 6,7% – французское и франкоканадское, 5,1% – голландское, 4,7% – итальянское. По религиозной принадлежности: католики – 2 миллиона, лютеране – 250 тысяч, методисты – 225 тысяч, евангелисты-лютеране – 160 тысяч человек. Кроме того в штате проживает около 110 тысяч иудеев и 100 тысяч мусульман.

Штат Мичиган

Штат Мичиган расположен на Среднем Западе Соединенных Штатов Америки. Штат входит в группу штатов Северо-Восточного Центра.

Считается 26-м штатом вошедшим в состав США.

Официальная столица штата Мичиган расположена в городе Лэнсинг.

Крупнейший город в штате – Детройт. Среди других крупных городов можно выделить Грэнд-Рэпидс, Уоррен, Флинт, Стерлинг-Хайтс, Энн-Арбор.

Население штата Мичиган составляет свыше 10 миллионов человек.

География

Штат Мичиган имеет площадь более 250,7 тысяч квадратных километров, по этому показателю занимает 11-е место в стране.

Более 40 процентов этой площади приходится на водное пространство.

Территория штата условно делится на два полуострова – Нижнего и Верхнего, соединенных мостом Макино.

На востоке Мичиган граничит с канадской провинцией Онтарио и омывается водами озёр Гурон и Эри, на юге граничит со штатами Огайо и Индиана, на западе граничит с Висконсином и омывается озером Мичиган, на севере омывается озером Верхнее и имеет водную границу со штатами Иллинойс и Миннесота.

Общая береговая линия штата имеет длину 5,2 тысяч километров (самый большой показатель среди континентальных штатов). На территории Мичигана находится более 11 тысяч внутренних озёр, что существенно влияет на климат штата.

История

На протяжении нескольких тысячелетий на территории Мичигана обитали индейские племена. Ко времени появления европейцев здесь обитали индейские племена оджибва (чиппева), оттава, потаватоми и виандот. Первым европейцем, побывавшим на Верхнем полуострове, был Этьен Брюле (1622). В 1668 году миссионер-иезуит Жак Маркетт основал здесь первое поселение Су-Сент-Мари. В 1679 году Робер да ла Салль осуществил постройку первого европейского парусного судна на Верхнем озере.

В 1701 году французский офицер и исследователь Антуан Кадиллак основал поселение Детройт вокруг форта Понтшартрен (назван в честь тогдашнего французского премьер-министра, Луи Фелипо, графа де Понтшартрен).

В середине XVIII века провинция перешла от французов к англичанам в результате Войны с французами и индейцами. После американской Войны за независимость Мичиган вошел в состав Северо-Западной Территории. В 1794 году американские войска разбили индейцев в Битве у поваленных деревьев и по договору Джея получили контроль над несколькими фортами.

В 1805 году была создана Территория Мичиган. Во время англо-американской войны 1812-1814 года она временно оказалась в руках англичан. В 1830-х здесь начался массовый приток переселенцев, связанный с созданием канала Эри, дорожной инфраструктуры, а также с развитием сельского хозяйства и добывающей промышленности.

В 1835 году была подписана конституция штата, но из-за территориального спора с Огайо Мичиган вступил в состав союза лишь 26 января 1837 году Первым губернатором штата стал в 1835 году Стивенс Мейсон.

В Гражданской войне на стороне северян участвовало 23 % мужского населения Мичигана (более 90 тыс. человек), около 14 тысяч из них погибло.

В 1903 году на заводе Генри Форда было основано конвейерное производство автомобилей. В 1926 компания General Motors поставила отраслевой рекорд, доведя годовой объём продаж до 1 миллиардов долларов США.

Экономика

Мичиган, и в первую очередь Детройт, считается центром американского автомобилестроения. Важные статьи доходов также - туризм и охота. Кроме того, имеются полезные ископаемые - нефть, железная руда, природный газ. Штат занимает первое место по производству торфа.

По оценке Бюро экономического анализа, в 2003 году ВВП Мичигана составил 365 миллиардов долларов США.