Среди множества архитектурно-исторических памятников мира есть особенные, воплотившие в себе целый пласт архитектурных направлений, имена и судьбы знаменитых личностей прошлых столетий. Ярким примером этого может служить Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – колоссальное величественное сооружение, настоящая «мраморная сказка». Сейчас это один из знаменитых туристических объектов «Северной Венеции», поражающий грандиозностью размеров, великолепием и виртуозностью художественного оформления. Богатейшая история дворца, связанная с царской династией Романовых, не может не волновать и интересовать людей 21 века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

Обустройство кабинета

В оформлении интерьера кабинета в основном использовано натуральное дерево и кожа. Стены, украшенные высокохудожественными полотнами и портретами, оклеены позолоченными кожаными обоями, иллюстрированными царскими гербами. Потолок обшит красным деревом, из разных сортов дерева изготовлена мебель, дубовый паркет устилает пол. Кресло князя, опирающееся на передние «ножки» в виде позолоченных лебедей с поднятыми крыльями – особенный раритет кабинета.

Другие залы апартаментов

В интерьерах других комнат также присутствует в оформлении дерево. Особой любовью хозяина пользовалась Музыкальная «готическая» гостиная, отделанная необычайно живописно в готическом стиле деревянными ажурными панелями внизу и оклеенная кожаными обоями серого цвета с позолоченным орнаментом. Изящный макет готического храма, установленный на панели, украшает одну из стен гостиной. Чёрный лакированный рояль старинной работы символизирует назначение комнаты.

Владельцы

Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.

Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).

  • Второй владелец – внук Екатерины Константин Павлович был хозяином дворца до 1831 года. Причём в 1797-98 г. здание было отдано под резиденцию последнего польского короля С. А. Понятовского, который скоропостижно умер в 1798 г).
  • Третий владелец – другой внук императрицы Константин Николаевич пожалован дворцом в 1832 г, когда ему исполнилось 5 лет. До совершеннолетия князя в здании жила многочисленная придворная челядь. Став женой князя, владелицей дворца наряду с ним была великая княгиня Александра Иосифовна, яркая выдающаяся личность своего времени. В течение жизни К. Н. (1827-92) дворец назывался Константиновским.
  • Четвёртым хозяином стал следующий внук Екатерины I — наследный князь Константин Константинович, владевший зданием до 1915 г., сделав дворец своеобразным храмом искусства. В великолепных залах устраивались драматические представления, проходили музыкальные концерты великих музыкантов и композиторов, организовывались творческие встречи писателей и поэтов.

Выставки и экспозиции

В советское время в нескольких залах Мраморного дворца был организован филиал Центрального музея В. И., что явилось первым примером использования памятника архитектуры в новом качестве, соответствующем запросам общества. Работой по реконструкции помещений руководил архитектор Н. Лансере, и музей открыли в печально памятный для страны — 1937 год. Экспозиции музея подробно знакомили посетителей с жизнью и революционной деятельностью вождя пролетариата.

Современная концепция – пропаганда искусства

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.

Мраморный дворец является первым архитектурным комплексом, облицованным природным камнем. Создание этого шедевра, одного из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга уходит в далекое прошлое, и таит в себе немало интересных фактов.

История

На месте где сейчас расположен мраморный Дворец, в 1706 году был построен Питейный дом, затем с 1714 по 1716 года в этом месте по проекту Доменико Трезини был выстроен Почтовый двор с пристанью. Первоначально Почтовый дом был Мазанковым зданием, затем после перестройки появились деревянные двухэтажные дома. Здесь часто любил проводить торжественные мероприятия Петр I. в настоящее время Почтовая набережная именуется Дворцовой, а на месте Почтового Двора был выстроен Манеж, который впоследствии сгорел.

Создание комплекса

Знаменитым итальянским архитектором Антонио Ринальди с 1768 по 1785 года был построен Мраморный дворец. Идея о создании величественного архитектурного комплекса, принадлежит Екатерине II. Императрица по завершению строительства, хотела подарить Дворец своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Такой щедрый подарок, был в знак благодарности за отвагу и преданность в событиях 1762 года. Именно этот момент стал ключевым, для того чтобы Екатерина II оказалась на русском престоле. Ответным шагом графа стал огромный персидский бриллиант «Надиршах». В наше время камень известен под названием «Орлов».

Первый камень был заложен в 1769 году. Ежедневно около 150 каменщиков трудились над созданием дворца. Строительными работами руководил Михаил Иванович Мордвинов, а архитектурный надзор осуществляли Антонио Ринальди и Петр Егоров. Императрица лично посещала строительную площадку, и лучших работников вознаграждала монетами.

Плиты мрамора и гранита были привезены 1768 году, а уже в 1769 году были возведены кирпичные своды и стены. Обработка природного камня была осуществлена с 1770 по 1774 года. А отделка мрамором и гранитом была начата в 1774 году. С Антонио Ринальди произошел несчастный случай, после этого ему пришлось покинуть Россию и вернуться в Италию.

Описание дворца

У самого входа во дворец установлена надпись «Здание благодарности», немного выше расположена башенка с часами, а рядом находятся две фигуры: справа – Верность, слева – Щедрость.

В восточной части был построен служебный корпус. Здесь располагались конюшни, каретники, комнаты для прислуг. В западной части располагались помещения для хозяйственных нужд.

В Мраморном дворце парадная лестница украшена статуями: Утро, День, Вечер и Ночь. Каждая из них символизирует самое дорогое, что есть на каждом этапе жизни у человека. Утро – это детство, самая беззаботная пора. День – юность, время, когда только начинается жизнь. Вечер – это зрелость, когда уже многое прожито, но еще столько впереди. Ночь – старость, когда прожито все, и осталось только наслаждаться отдыхом.

Поднимаясь на второй и третий этаж, можно увидеть скульптуры, олицетворяющие весеннее равноденствие. Все скульптуры на Парадной лестнице были созданы в честь доблести, твердости духа и отваги Григория Орлова.

На первом этаже располагались кухни и котельные. Все служебные помещения были оборудованы всеми необходимыми механизмами.

Второй этаж представляет собой особую ценность. В его северной части расположена Большая Невская анфилада. В эту часть дворца можно попасть с Парадной лестницы. Далее если идти через Овальную проходную, то можно попасть в Лаковый зал. А если прогуляться через Большую столовую, то можно увидеть сердце дворца – Мраморный зал. Именно здесь расположены знаменитые барельефы «жертвоприношение», они были изготовлены для Исаакиевского собора Антонио Ринальди. Далее расположен Орловский зал, здесь можно увидеть различные экспозиции которые повествуют о доблести и величии братьев Орловых. После него находится Екатерининский зал, посетив его можно узнать детали жизни великой императрицы. С южной стороны к Екатерининскому залу, расположены личные покои графа Орлова.

В юго-восточной части дворца расположена Картинная галерея. В ней представлены около 206 шедевров живописи. Здесь можно увидеть творения таких мастеров как Рембрандт, Пуссен, Рафаэль и многих других.

На третьем этаже расположены жилые покои, библиотека, гостиные комнаты, а также китайская диванная.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.

С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.

1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку. И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани. Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.

На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.

После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен. Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября. В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.

По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.

По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.

На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград. В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

С 1780 года велась отделка двух верхних этажей. Все работы завершили к 1785 году. На аттике установили башенку с часами. По сторонам от башни поместили две фигуры работы скульптора Ф. И. Шубина - Верность (справа) и Щедрость (слева). Всего во дворце находилось около 40 работ этого мастера.

Для кровли в Сестрорецке изготовили медные листы. Их подгонка и пайка была проведена так тщательно, что крыша не знала протечек вплоть до ремонта 1931 года.

Парадная лестница Мраморного дворца украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь. На площадке от второго этажа до третьего - скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие.

На первом этаже находились кухни, котельные и церковь, освящённая во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Служебные комнаты были оборудованы различными механизмами и приспособлениями. В корпусе по Миллионной улице находилась машина для подачи воды, колодец с двумя насосами для подачи воды в парадные бани второго этажа. В корпусе по Мраморному переулку - колодец с насосом для подачи воды в Садик. В Невском корпусе - бассейн для прочистки механизмов.

В северной части второго этажа Мраморного дворца располагалась Большая Невская анфилада. Сюда попадали с Парадной лестницы через Переднюю и Овальную проходную. Из Овальной проходной можно было попасть в Лаковый зал, или минуя Буфет и Большую столовую попасть в Мраморный зал - главное помещение дворца. В Мраморном зале находятся барельефы "Жертвоприношение", изготовленные для Исаакиевского собора А. Ринальди. За этим залом находился Орловский зал, прославляющий деятельность братьев Орловых. За ним - Екатерининский, прославлявший Екатерину II. С юга к Екатерининскому залу примыкали личные покои Григория Орлова: Парадная спальня, Садик с пятью яблонями, пятью вишнями и фонтаном. В юго-восточной части дворца располагалась Картинная галерея с 206 шедеврами живописи работы Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Корреджо, Пуссена, Гроота, ван Дейка и других. В юго-западной части дворца - Греческая и Турецкая бани. В северо-западной части - запасные комнаты Малой Невской анфилады: Кабинет, Спальня, Будуар и Гостиная.

На третьем этаже Мраморного дворца находились жилые покои, Библиотека, две гостиные для игры в карты, Китайская диванная. В корпусе по Мраморному переулку был Зал для игры в мяч.

Мраморный дворец строился так долго, что граф Орлов умер ещё до завершения работ, 13 апреля 1783 года. Ко времени смерти Григория Григорьевича у Екатерины II был другой фаворит и дворец вызывал у графа неприятные эмоции. Вместе со своей супругой он жил в одном из скромных петербургских домов, который ему также подарила императрица.

Одна из петербургских легенд говорит о том, что со стороны Мраморного переулка существовала потайная дверь, которой якобы пользовалась Екатерина II при визитах к Орлову. Эта легенда опровергается тем, что граф во дворце никогда не жил.

После кончины Орлова Екатерина II выкупила Мраморный дворец у потомков графа и подарила его своему шестилетнему внуку великому князю Константину Павловичу. Более чем 10 лет здание пустовало. Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.

В 1795-1796 годах в Мраморном дворце жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко . После смерти Екатерины II его освободил Павел I. В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты. Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена В. Бренной . Однако и после этого Понятовский жаловался на тесноту. После его смерти 12 февраля 1798 года Константин Павлович вернулся в свою резиденцию. Несмотря на это, именно в Мраморном дворце Павел I посмертно короновал Понятовского.

При Константине Павловиче в Мраморном дворце располагались большая картинная галерея, библиотека, коллекция фарфора. В Зале для игры в мяч великий князь разместил Арсенал русского и зарубежного оружия и мундиров. В 1806-1807 годах А. Воронихин переделывал малую анфиладу комнат вдоль Невы и ряд помещений по Миллионной улице. В Мраморном дворце Константин Павлович фактически жил не с января 1813 года, когда он присоединился к действующей армии и совершил с ней зарубежный поход. В апреле 1814 года он стал наместником Царства Польского и покинул Петербург.

После отъезда Константина Павловича Мраморный дворец перешёл Придворной канцелярии. Здесь сдавались квартиры придворным чинам. В 1830 году здание обследовалось архитекторами В. Очаковым и Х. Мейером. Они признали его аварийным, начался капитальный ремонт.

6 марта 1832 года Николай I передал Мраморный дворец своему второму сыну - Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека. 20 августа 1845 года был утверждён проект переустройства Мраморного дворца, который выполнил А. П. Брюллов . Перекрытие Мраморного зала было приподнято на один этаж. Рядом с ним разместилась Парадная столовая. В Парадный кабинет Константина Николаевича можно было попасть через первый зал Приёмной. Рядом с ним Брюллов создал Библиотеку, из которой был проход в Зимний сад, созданный на месте Садика. Далее - Большой зал, где устраивались концерты с участием М. Балакирева, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Рядом Брюллов создал Ванную в античном стиле, восстановил ликвидированные Воронихиным Турецкую и Греческую бани. Арсенал был перестроен в готическом стиле и был назван Белым залом. Здесь устраивали танцевальные и музыкальные вечера. В 1857 году в Белом зале установили орган работы Г. Метцеля. Появился подъезд со стороны Мраморного переулка. Позже появилась легенда, что именно через него Екатерина II проходила на свидания к Орлову. Из бывшего Лакового зала на Парадную лестницу был перенесён плафон "Суд Париса". Все работы были завершены к 1849 году. 29 декабря этого года великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна въехали в свою новую резиденцию. Указом от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец было приказано именовать "Константиновским", но это название редко использовалось в повседневной жизни.

В середине XIX века в саду между Мраморным дворцом и служебным корпусом установили мраморную фонтанную группу неизвестного скульптора "Путто с веткой" .

Мраморный дворец вновь перестраивался в 1860-х годах. Здесь были устроены новые кабинеты, столовые, детские. Появилась электростанция, которая давала электричество не только помещениям дворца, но и фонарям на Марсовом поле. Обустроили подъёмные машины - лифты. В 1883 году здесь появился телефон. Обитатели дворца развлекались тем, что слушали через него оперные спектакли.

Великий князь Константин Николаевич был сторонником реформ 1860-1870 годов. В общественной жизни даже возникло выражение "партия Мраморного дворца".

После смерти Константина Николаевича дворцом владел его сын - Константин Константинович, известный под псевдонимом "К.Р.". при нём здесь проводились камерные концерты, литературные чтения, ставились любительские спектакли. В 1884-1886 годах архитектор А. К. Джиоргули переделывал помещения первого этажа по Миллионной улице: Приёмную, Опочивальню, Гулевую, Горенку. Они были отделаны в старорусском стиле, расписаны художником Ф. Седовым. Изменились также Спальня, Гостиная, Музыкальная комната, Кабинет. В 1898 году по инициативе Константина Константиновича в Мраморном дворце прошло заседание Императорского Географического общества, на котором было принято решение о строительстве ледокола "Ермак" по проекту адмирала С. О. Макарова. На заседании присутствовали Д. И. Менделеев и С. Ю. Витте.

Кроме Константина Константиновича апартаменты в Мраморном дворце имел также великий князь Дмитрий Константинович.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров. В начале революции вдова Константина Константиновича (он скончался в 1915 году) ещё жила здесь. В 1917 году ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова на Дворцовой набережной.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства. Был даже подготовлен договор на покупку всего дворца правительством за десять миллионов рублей. Однако после октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева. Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей. На его месте установили памятник Александру III, используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик. В настоящее время в Мраморном дворце проводятся временные выставки современного искусства, экспозиции иностранных художников. Идёт реставрация помещений.

24 января 2002 года журналистам был предъявлен после ремонта Белый зал. 7 июня того же года здесь состоялась встреча руководителей России, Китая, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Они подписали хартию Шанхайской региональной организации сотрудничества.

В озведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей – из белого уральского. Из выборгского розового гранита – рапакиви – с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени – из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах – мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями. На беломраморных настенных гирляндах – орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М. Козловского – «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала.

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон. Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А.П. Брюллова. Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения – интерьерные и архитектурные обновления – большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад.

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет.

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов – Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его. Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована. Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс.

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет. Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы. Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми.

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В.И. Ленина. Архитектор Н.Е. Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа. Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани.

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.

По материалам www.culture.ru

Мраморный дворец.

В историческом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной находится удивительное здание – Мраморный дворец, шедевр архитектуры XVIII столетия, где впервые во внешнем и внутреннем убранстве был так широко использован натуральный камень — гранит и мрамор.

Вот уже четверть века здание входит в состав , который в его залах развернул деятельность по популяризации современного изобразительного искусства, освещая роль творчества соотечественников в мировой культуре.

Историческая справка

В петровские времена на этом месте был Почтовый двор. Деревянное двухэтажное здание во время пожара 1737 года полностью сгорело, и образовавшийся участок долгое время пустовал, до тех пор, пока Екатерина II не распорядилась возвести здесь дворец для своего фаворита Григория Орлова. Преисполненная благодарности к братьям Орловым, с помощью которых она взошла на российский трон, императрица проявляла поистине царскую щедрость, не жалея средств на создание прекрасного дворца, лично отслеживая продвижение работ и набрасывая эскизы.

Разработка проекта была поручена итальянскому архитектору Антонио Ринальди, он также осуществлял руководство стройкой. Для воплощения необычного замысла мрамор разных оттенков и сортов доставлялся из Италии, Греции, России, после чего требовалась кропотливая и длительная его обработка. Затянувшееся почти на два десятилетия строительство завершилось лишь в 1785 году, уже после кончины Орлова.

Екатерина II, выкупив дворец у наследников светлейшего князя, подарила его своему внуку Константину, который поселился в нем спустя 10 лет — только после женитьбы. Вскоре бабушка выселила внука за скверное поведение: 16-летний владелец дома стрелял крысами из пушки прямо в помещении, пугая супругу.

В 1797 году дворец сделался пристанищем последнего короля Польши и его свиты. Утративший власть в своей стране Станислав II Август провел здесь последние два года жизни.

Во дворец вновь вернулся Константин Павлович, получивший титул цесаревича (наследника) в 1799 году, а после его отречения от престола дворец отошел в казну.

До конца имперского правления Романовых резиденция принадлежала еще двум великим князьям по имени Константин: сыну Николая I – Константину Николаевичу (адмиралу и одному из авторов крестьянской реформы), а затем его внуку – Константину Константиновичу (президенту Академии наук и поэту Серебряного века). Не удивительно, что дворец официально переименовали в Константиновский.

В советское время в здании находился филиал Центрального музея Ленина, а перед восточным фасадом был установлен броневик, аналогичный тому, на котором Ильич выступал по прибытии в Петроград. Позднее бронеавтомобиль передали в артиллерийский музей, а постамент в 1994 году заняла конная статуя Александра III, выполненная Паоло Трубецким в начале XX века — эта самая крупная и монументальная работа прославленного итальянского скульптора-импрессиониста завершила десятилетний период его пребывания в России. Вызвавший в обществе противоречивые оценки (многие усмотрели в нем карикатуру на царя), памятник все же был установлен на площади перед Московским вокзалом, а с 1937 года хранился в запасниках Русского музея. После того, как в 1992 году Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, и была принята новая концепция по его использованию — «Русское искусство в контексте мирового», произведение Трубецкого сочли уместным приобщить к экспозиции.

Архитектура здания

Все фасады здания, выполненные в стиле раннего классицизма, облицованы в нижней части темно-красным гранитом. В верхней части на светло-сером гранитном фоне выделяются четвертичные колоны из розового мрамора, которые чередуются с оконными проемами.

Фасад Мраморного дворца со стороны набережной Невы.

Наличники окон из серого мрамора контрастируют с беломраморными гирляндами, размещенными между рядами окон второго и третьего этажей. По всему периметру аттика установлены вазы из серого доломита. Оформление здания, дошедшее до нас в первозданном виде, имеет большую художественную ценность.

Главный восточный фасад венчает башня с курантами. По обеим ее сторонам расположены фигуры, символизирующие Щедрость и Верность. Статуи выполнены выдающимся русским мастером Ф.B. Шубиным, более 40 работ скульптора украшают внутреннее убранство дворца.

По замыслу Антонио Ринальди внутри здания идею каменной отделки фасадов продолжает парадная мраморная лестница, выполненная в сдержанной гамме серых тонов, строгая и величественная одновременно. Ее аллегорический скульптурный ансамбль уникален, так как является единственным в своем роде произведением XVIII века в Петербурге, дошедшим до наших дней. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре беломраморные статуи – утро, день, вечер, ночь – олицетворяющие возрастные категории: детство, юность, зрелость и старость. На следующем этаже в прямоугольных нишах женская и мужская фигуры символизируют весеннее и осеннее равноденствие. Весь ансамбль посвящен Григорию Орлову и прославляет его подвиги.

В середине XIX века во дворце произвели капитальный ремонт и реконструкцию под руководством архитектора А. Брюллова. Он создал проекты новых интерьеров парадных и жилых помещений, применив различные стили, используя разнообразные материалы.

Экспозиция и достопримечательности

На первом этаже основного здания Мраморного дворца расположены гардероб, касса и другие вспомогательные помещения (кстати, заметим, что на момент написания статьи кафе для посетителей дворца не было предусмотрено — учитывайте это, если планируете длительный осмотр).

Парадные залы

Парадные залы и значительная часть постоянной экспозиции находится на втором этаже. Главным помещением дворца является Мраморный зал, который поражает великолепием отделки с применением греческого и итальянского, карельского и уральского мрамора разных цветов, а так же прибайкальского лазурита.

Мраморный зал.

Первоначально одноэтажный, после реконструкции А. Брюллова, увеличившего пространство за счет удаления перекрытий, зал стал двухъярусным. Свет, проникающий через два ряда окон, отражается от стен, создавая непередаваемый эффект внутреннего свечения камня. Зал украшен многочисленными барельефами, а также плафоном «Амур и Психея».

Большим вниманием у посетителей пользуется «Орловский» зал, через который нужно пройти, чтобы попасть в вышеупомянутый Мраморный зал.

«Орловский» зал.

Неизменное восхищение вызывает его роскошная лепнина потолков, богатая роспись плафонов, сложный рисунок наборного паркета.

Потолок в «Орловском» зале Мраморного дворца.

Стены «Орловского» зала так же украшены лепниной и горельефами.

Горельеф в «Орловском» зале Мраморного дворца.

Парадные залы второго этажа — Лаковый и Китайский, Греческая галерея, Зимний сад и Царская гостиная были отреставрированы в 2002 — 2010 годах.

«Музей Людвига в Русском музее»

Исторические интерьеры восстановлены лишь в нескольких залах дворца — реставрационные работы в других залах продолжаются до сих пор. Большинство помещений представляют собой белый куб, который вполне соответствует размещенным в нем живописным полотнам Роя Лихтенштейна, Ильи Кабакова или Игоря Макаревича.

Работа Игоря Макаревича.

В простом обрамлении выигрышно смотрится и современная скульптура, представленная работами Класа Ольдернбурга, Гриши Брускина, Владимира Янкилевского и других авторов.

Владимир Янкилевский. «Триптих № 14».

Появлению таких произведений музей обязан коллекционерам Ирене и Петеру Людвиг. В 1994 году они передали в безвозмездный дар Русскому музею часть своего шикарного собрания. Большая табличка при входе в экспозицию содержит полный перечень художников и скульпторов, работы которых выставлены: Уорхол, Пикассо, Берроуз, Бойс, Раушенберг, Люперц, Вессельман и много других не менее громких имен.

Том Вессельман. «Рисунок из стали».

Здесь американский поп-арт соседствует с русским импрессионизмом, все мыслимые и немыслимые жанры актуального искусства представлены в нескольких выставочных залах.

Эта единственная в России постоянно действующая экспозиция произведений второй половины XX века дает возможность проследить тенденции развития русского актуального искусства и место, занимаемое им в контексте мирового.

Экспозиция в «Музее Людвига».

Кроме того, неформальному искусству посвящаются и другие многочисленные временные выставки, которые регулярно проводятся в залах музея. Напомним, что экспозиция «Музей Людвига в Русском музее» так же находится на втором этаже.

Коллекция братьев Ржевских

Еще одна постоянная экспозиция на втором этаже Мраморного дворца — это коллекция петербуржских собирателей братьев Ржевских, также подаренная Русскому музею. Большую часть коллекции составляют картины маститых художников XVIII – ХХ веков, среди них: И.К. Айвазовский, И.И. Машков, Б.М. Кустодиев. Кроме того присутствует графика, скульптура, мебель и интерьерная бронза, замечательный фарфор. Особенный интерес представляют редкостные экземпляры часов, входящие в собрание, — напольные, каминные, дорожные. Они выполнены мастерами конца XVIII – начала XIX столетий, отличаются утонченным декором, обладают уникальными механизмами, боем с исполнением различных мелодий.

Что касается основного здания Мраморного дворца — выше перечислены все постоянные экспозиции. Отметим, что на третьем этаже регулярно устраивают временные выставки.

Экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века»

Отдельного упоминания заслуживает мемориальная экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века», расположенная на первом этаже левого крыла дворца в бывших покоях великого князя. Сюда попадают только в составе тематической экскурсии, проводимой сотрудниками дворца.

Один из наиболее ярких представителей эпохи рубежа XIX – XX веков, К.К. Романов – общественный и государственный деятель — главной своей любовью считал музыку и поэзию. Разносторонне одаренный, он писал поэмы, пьесы, критические статьи. Его лирика вдохновляла лучших композиторов, а сам Романов писал романсы на стихи русских классиков. Его перевод шекспировского «Гамлета» считается одним из самых удачных, вышедший в свет в 1899 году, он неоднократно переиздавался.

Подлинные интерьеры личных апартаментов отлично сохранились и погружают посетителей в атмосферу эстетических пристрастий владельца. Кабинет и музыкальная гостиная выполнены из красного дерева в готическом стиле, где каждая резная деталь неповторима. Есть потайные двери. Здесь царит таинственная и загадочная обстановка уединения, которое так ценил автор лирических строк, скрываясь за лаконичной подписью — «К. Р.»…

Где находится и как добраться

Музей расположен на одной линии с Зимним дворцом (Эрмитаж) перед Марсовым полем, в районе Троицкого моста, по адресу: улица Миллионная, 5/1, на которую выходит южный фасад здания.

Ближайшая станция метро — «Невский проспект», но от нее нужно пройти минут десять по набережной канала Грибоедова и затем вдоль Марсова поля в сторону Невы.