Но древнегреческий историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков и его имя. Позднее труды Феопомпа, сохранившиеся в отрывках, стали основой для работы позднейших историков (Страбона, Авла Гелия, Валерия Максима), также рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу - славу Герострата.

На месте сожжённого храма жители этого города построили новый храм Артемиды Эфесской, названный «чудом света».

Отражение в культуре и литературе

Выражение «Геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

В 1972 году поставлена пьеса Григория Горина «Забыть Герострата!».

Также «подвиг» Герострата нашел отражение в литературе. В 1939 году был опубликован сборник новелл «Стена» французского философа и писателя Жана-Поля Сартра, где одна из новелл носит название «Герострат».

ЗАЧЕМ ГЕРОСТРАТ ПОДЖЕГ ХРАМ АРТЕМИДЫ? Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, 21 июля, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её - не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм. Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом. Из-за землетрясений решено было построить храм Артемиды на болоте Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) - местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света. Древний город Эфес Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора - так проблема была решена. Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто - и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью - и только после этого сверху начали строить фундамент. Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина - 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные. Вид на руины храма Артемиды Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов. Однако, храм простоял недолго - около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева. Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился - потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия. Храм - независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся жреца Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат - отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) - мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата - Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку - на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла. Реконструкция храма Артемиды Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро - уже к началу III в. до н. э. - при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке. В ночь поджога храма Артемиды родился Александр Македонский Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, - святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны - и их постепенно засосало болото. На сегодня удалось восстановить разве что одну 14-метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась - из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.

Комплекс Герострата - термин, употребляемый в современной психиатрии применительно к лицам, страдающим ощущением собственной неполноценности. Для самореализации и достижения славы они привлекают внимание к своей личности вызывающими агрессивными поступками - разрушают предметы искусства, ценности, общественно полезные объекты, мучают животных и людей.

История термина

Комплекс Герострата получил название по имени прославившегося грека, жившего в четвертом столетии еще до начала нашей эры. Этот обитатель Эфеса в 356 году поджег святилище, выстроенное в честь Артемиды - один из самых прекрасных храмов того времени, справедливо причисленный к Жители города совместно решили, что имя вандала нужно забыть, тем не менее Герострат упоминается в написанной в том же столетии работе за авторством Феопомпа.

Так сложилось, что имя грека стало нарицательным, и сегодня комплекс Герострата - термин, которым принято описывать добивающихся общественного признания любой ценой, не глядя на законы и принятые нормы поведения. Выражение «геростратова слава» имеет ярко выраженный отрицательный характер.

По преданию, событие, которое положило начало наименованию самого явления вандализма в такой форме, произошло в ту ночь, когда родился Александр Македонский.

Когда современные аналитики, психологи пытаются понять, что толкнуло Герострата на такой поступок, многие апеллируют к условиям его жизни. Конечно, простые люди выразятся проще - это ущербный человек, но для науки такое описание неприемлемо. Из истории доподлинно замечено, что Герострат принадлежал к торговцам, не был ни богат, ни знаменит, не имел никаких выдающихся качеств и достижений. Стремление привлечь к себе внимание любой ценой настолько съедало его изнутри, что толкнуло на поступок, вписавший эфесское имя в историю нашего человечества на тысячелетия. Вероятно, знай он, как много последователей пойдут по его стопам, Герострат был бы счастлив.

О терминологии

Слава Герострата - термин, применяемый к отрицательной по своему направлению известности в обществе человека, отличающегося самолюбием и склонностью к разрушению. В широких массах про такого просто скажут «это ущербный человек», а вот более корректное, правильное, вежливое выражение - Герострат.

В настоящее время Геростратом можно назвать того, что бездумно и безосновательно разрушает ценное для общества (неживое, живое).

Группа риска

Не секрет, что люди с комплексом неполноценности в основной своей массе - особы подросткового возраста. Как говорят психологи, этот период характеризуется проявлением рассматриваемого и других комплексов, которые по мере взросления или остаются в прошлом побежденными, или подавляются. Впрочем, в небольшом проценте случаев черта переходит в постоянную, устранить ее практически невозможно, особенно если не прибегать к терапии. Иные говорят, что подростки - это буквально завод производства комплексов, но некоторые из них обусловлены общественным влиянием.

Нередко душевные травмы приводят к довольно характерному поведению: человек демонстративно стремится к разрушению, пытается шокировать общественность своими поступками. Такая манера позволяет выделиться из общей массы и привлечь внимание к себе, заработать славу. Некоторые прибегают к этой манере поведения в надежде заработать симпатию (общественности в целом или конкретного индивидуума). Кстати говоря, к слабому проявлению этого комплекса относится склонность к дракам, риску. Многие психологи твердо убеждены, что комплекс Герострата и вандализм - два тесно связанных между собой понятия.

О чем идет речь?

Комплекс Герострата в психиатрии тесно соседствует с пониманием природы вандализма. При этом говорят о не имеющем смысла разрушении общественных ценностей (культуры, материальных), осквернении объектов. Зачастую страдают общественные места - транспорт, подъезды. Для борьбы с этим явлением даже принимаются законы (впрочем, работающие довольно слабо). Пойманному на месте преступления виновнику (если удается доказать вину) придется уплатить штраф - 50-100 минимальных зарплат. Иногда величина другая, все зависит от конкретного решения суда и заработной платы самого виновного. Могут назначать обязательные или исправительные работы, есть риск оказаться под арестом.

Как видно из статистики, чаще всего разрушительному влиянию агрессивных личностей подвергаются предметы, дома. Во многом это связано с наличием хрупких предметов. Как говорят психологи, душевные травмы побуждают людей на разрушение того, что привлекает внимание именно хрупкостью, слабостью. Одновременно ощущение удовольствия приносит шум, раздающийся во время действия. Процесс становится не просто попыткой привлечь к себе внимание, но и методом получения удовольствия от криков, звона, свидетельствующих о жизненных переменах.

Когда все заходит дальше

Известно немало случаев, когда чувство собственной ущербности толкало людей не просто на порчу имущества, но разрушение чьей-то жизни. Страдают в первую очередь маленькие и беззащитные: домашние питомцы, малолетние дети. В последнее время особенный разгул связан с возможностью публикации материалов в Сети интернет: современный Герострат остается неузнанным, в то время как о его деятельности знает вся планета. Чтобы привлечь к себе внимание, такие люди готовы издеваться и мучительно убивать котят, щенков, детей - словом, всех тех, кто вызывают сострадание у широких масс.

Как выше уже было указано, понятие комплекса неполноценности в большей степени характерно малолетним, нежели взрослым людям. Если проанализировать статистику по случаям проявления комплекса Герострата в Сети интернет, станет ясно: инициаторами зачастую являются именно дети, подростки. А вот взрослые живодеры, садисты не привлекают внимание к своей деятельности. На основании этого психологи говорят: первые ищут признания, в то время как вторые стремятся именно к самому процессу уничтожения живого. Конечно, ни один из мотивов не оправдывает манеру поведения людей, но понимание их логики упрощает поиски виновного и выбор эффективного наказания для защиты окружающих.

Как запомниться окружающим?

Комплекс Герострата - медицинский термин. Но само по себе слово знают и слышали многие. Словом, древнегреческий вандал достиг того, к чему стремился. А вот знает ли кто-то из живущих ныне, кто спроектировал многострадальный храм Артемиды? Такой информацией обладают разве что специалисты по древнегреческой истории и архитектуре. Между прочим, создание этого шедевра требовало приложения намного больших усилий, нежели его поджог!

Еще древние греки прекрасно понимали, что злая слава сохраняется в веках намного лучше, нежели положительная, так как поступки призваны шокировать общественность. Наблюдается это и в наше время: скажем, тех же домашних животных размещают в интернете многие пользователи, но в новостях говорят лишь о мучителях. Кто знает людей, занимающихся, к примеру, лечением подобранных с улиц? Их имена остаются в тени.

Что предпринять?

Современная реальность такова: чем страшнее совершенный человеком поступок, тем большую известность он получает. Исследования показали: широкая огласка первого случая расстрела в американской школе привела к повторению этой ситуации, причем не единожды. Как говорят аналитики, лучший способ борьбы - это переключение фокуса внимания общественности с самих отрицательных поступков на законы, которые нужно принять и исполнять для защиты общественного спокойствия.

Чем больше, дольше и с пафосом и гневом люди говорят о садистах и вандалах, тем сильнее провоцируют их на повторение поступков, а других - на следование тем же путем с целью получения своей доли славы. С другой стороны, если бы все прекрасно понимали, что четверть часа «лайков» в интернете и участие в новостной сводке наказывалось бы годами колонии или тюрьмы, вероятно, желающих попробовать себя на этом поприще стало бы значительно меньше.

Подход Альфреда Адлера

Комплекс неполноценности по учению этого психоаналитика хорошо раскрывает суть явления Герострата. Как декларировал в своих работах этот ученый, под термином следует понимать сильную, не отпускающую человека неуверенность в собственных силах, сопряженную с низкой самооценкой. Для такого человека характерно постоянное ощущение превосходства над ним индивидуумов из социального окружения.

Классическая симптоматика - стремление привлечь общественность, акцентируя внимание на страданиях, страхах. Довольно часто у таких людей наблюдаются речевые дефекты, постоянно мучает сильная напряженность. В молодом возрасте многие пытаются уйти от своего комплекса через статусные символы, вредные привычки. Нередко именно комплекс неполноценности объясняет высокомерие человека.

Депрессия, семья и комплекс неполноценности

Больной человек - объект внимания своих родственников. Это касается и страдающего депрессионными расстройствами. Понимание себя как центра становится для индивидуума источником силы. Вечно жалуясь, такой человек привлекает внимание и становится за счет этого сильнее внутреннее. Такое поведение подавляет здоровых окружающих, так как специфика сложившейся культуры дает власть, силу болезненности.

По мнению Альфреда Адлера, если уж рассматривать власть в человеческом сообществе, то следует говорить, что у власти стоят младенцы, способные управлять жизнями взрослых, сами при этом оставаясь неподвластными.

Что приводит к формированию комплекса?

Как правило, это спровоцировано физическими недостатками или чрезмерной заботой родителей о благосостоянии чада - в таких условиях ребенок просто не может обучиться самостоятельному решению возникающих на жизненном пути проблем. Впрочем, комплексы возникают и при обратной ситуации, когда ребенок ощущает нехватку внимания со стороны старших поколений: это рождает неуверенность в своих силах.

Если маленький ребенок достаточно сильно переживает относительно своих способностей, его необходимо поддерживать. Одобрение помогает эффективно справиться с любыми возникающими явлениями неполноценности, а это, в свою очередь, предупреждает появление комплекса Герострата. А вот критика по поводу и без - прямой путь к формированию ущербной личности, агрессивной и неадекватной. Как отмечал немецкий ученый, неполноценность - психопатологий синдром, стойкий и провоцирующий разнообразные отклонения.

Что делать?

Как видно из опыта современных психологов, сам факт наличия комплекса неполноценности осознают многие люди, но далеко не все пытаются бороться с ним. Дополнительную сложность провоцирует страх ошибки: человек вроде бы и стремится к улучшению ситуации, но боится сделать что-то, что приведет к неудаче, поэтому не принимает мер вовсе. Психологи точно знают, как избавиться от комплекса неполноценности без вреда для собственной психики. Для этого предлагают вернуться в детство и проанализировать травмировавшие в тот период ситуации. Рекомендуют вспомнить три случая и относительно них сформулировать, какие мысли и ощущения сопровождали тот момент, как долго потом беспокоили переживания по поводу произошедшего.

Успешность анализа обусловлена возможностью посмотреть на произошедшее с позиции взрослого, опытного, разумного человека. Комплекс был создан обстоятельствами, повлиять на которые в тот момент человек не мог, но в ретроспективном анализе можно осознать, кто на самом деле был прав и виноват в тот момент. Все отрицательные убеждения, сопровождающие человека по жизни, требуют переоценки. Для этого рекомендуют сформировать таблицу из двух колонок, выписав в одной половине негативные убеждения, а в другой - противоположные им. Если получится научиться думать о себе самом позитивно, это уже станет серьезным шагом на пути борьбы с комплексами.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

По рассказу Феопомпа (в передаче Валерия Максима), Герострат сознался во время пытки , что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесцы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп , рассказавший о преступлении Герострата, сохранил это имя для потомков.

Сведения античных авторов

Хотя труды Феопомпа сохранились лишь во фрагментах, на него ссылается римский писатель-моралист I века н. э. Валерий Максим , чей рассказ наиболее подробен .

Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу. Уже Валерий Максим включает рассказ о нём в главу «О желании славы» (De cupiditate gloriae ), в одном ряду с Фемистоклом , Александром Великим и Аристотелем . А римский писатель Элиан в сочинении «О природе животных» упоминает Герострата в перечне врагов божеств вместе с философами Гиппоном и Диагором .

Отражение в культуре и литературе

См. также

Напишите отзыв о статье "Герострат"

Примечания

Литература

  • (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.
  • Энциклопедия Паули-Виссова . Том VIII. Полутом 1. Стб. 1145-1146. (автор статьи - Plaumann)

Отрывок, характеризующий Герострат

После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его.
Граф Тюрен ввел его в большую приемную, где дожидалось много генералов, камергеров и польских магнатов, из которых многих Балашев видал при дворе русского императора. Дюрок сказал, что император Наполеон примет русского генерала перед своей прогулкой.
После нескольких минут ожидания дежурный камергер вышел в большую приемную и, учтиво поклонившись Балашеву, пригласил его идти за собой.
Балашев вошел в маленькую приемную, из которой была одна дверь в кабинет, в тот самый кабинет, из которого отправлял его русский император. Балашев простоял один минуты две, ожидая. За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. Кроме того, видно было, что он в этот день находился в самом хорошем расположении духа.
Он кивнул головою, отвечая на низкий и почтительный поклон Балашева, и, подойдя к нему, тотчас же стал говорить как человек, дорожащий всякой минутой своего времени и не снисходящий до того, чтобы приготавливать свои речи, а уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать.
– Здравствуйте, генерал! – сказал он. – Я получил письмо императора Александра, которое вы доставили, и очень рад вас видеть. – Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него.