Барк


Барк - трёх-пяти-мачтовое большое морское парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Крупнейшие барки, которые по-прежнему в строю, - «Седов» (Мурманск), «Крузенштерн» (Калининград).

Баркентина


Баркентина (шхуна-барк) - трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем.

Бриг


Бриг - двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте - грота-гаф-триселем. В литературе, особенно художественной, авторы нередко называют этот парус контр-бизанью, но следует помнить, что у судна с парусным вооружением брига нет бизань-мачты, а значит нет и принадлежностей этой мачты, хотя функциональная нагрузка грота-гаф-триселя брига точно такая же, как и контр-бизани фрегата.

Бригантина


Бригантина - лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением - прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). В XVI-XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами. Современные бригантины - двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны - грота-триселем и топселем. Бригантин с бермудским гротом в наше время, по-видимому, не существует, хотя ссылки на сам факт их существования встречаются.

Галеон


Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Великой Армады, произошедшем в 1588 году. Галеон - наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий.

Джонка


Джонка — деревянное парусное грузовое двух-четырёхмачтовое судно речного и прибрежного морского плавания, распространённое в Юго-Восточной Азии. В эпоху парусного флота Д. использовались для военных целей; на современных Д. перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Д. имеют небольшую осадку, грузоподъёмность — до 600 т; характерные особенности — очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.

Иол


Иол — разновидность двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Положением кормовой мачты (позади оси руля) Иол отличается от кеча, у которого кормовая мачта находится впереди оси руля. Парусное вооружение типа Иола имеют некоторые крупные яхты и промысловые суда.

Каравелла


Каравелла- 3-4 мачтовый однопалубный универсальный парусный деревянный корабль, способный к океанским плаваниям. Каравелла имела высокий нос и корму для сопротивления океаническим волнам. Первые две мачты имели прямые паруса, а последняя - косой парус. Каравелла использовалась в XIII-XVII веках. В 1492 на 3-х каравеллах было совершено трансатлантическое плавание Колумба. Помимо мореходности, каравеллы обладали высокой грузоподъемностью.

Каракка


Каракка - большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков. Водоизмещение до 2 тысяч (чаще 800-850) тонн. Вооружение 30-40 пушек. Судно могло вместить до 1200 человек. Судно имело до трёх палуб и было рассчитано на длительные океанские плавания. Каракка была тяжёлой на ходу и обладала плохой маневренностью. Тип такого судна был изобретен генуэзцами. 1519-1521 каракка «Виктория» из экспедиции Магеллана впервые совершила кругосветное плавание. На каракке впервые были применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях.

Кеч


Кеч, кэч (англ. ketch), двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой, расположенной впереди оси руля. Парусное вооружение типа К. (бермудское или гафельное) имеют некоторые рыболовные суда, крупные спортивные яхты.

Флейт


Флейт - тип парусного судна, имевший следующие отличительные черты:
* Длина этих судов в 4 - 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.
* В такелаже были введены изобретённые в 1570 году стеньги
* Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды.

Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе.
Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI-XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

Фрегат


Фрегат - военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой. Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли и ко времени наполеоновских войн они имели около 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий.

Шлюп


Шлюп (малый корвет) - трёхмачтовый военный корабль второй половины XVIII - начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10-28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. Кроме этого, Шлюпом называется тип парусного вооружения — одна мачта и два паруса — передний (стаксель при бермудском вооружении, кливер при прямом вооружении) и задний — (cоответственно, грот и фок).

Шхуна


Шхуна - тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом - брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Первые суда с шхунным такелажем появились еще в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке.

Яхта

Яхта - первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии - любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты.

Современное использование термина Яхта.
В современном использовании термин Яхта означает два различных класса судов: парусные яхты и моторные яхты. Традиционные яхты отличались от рабочих судов в основном назначением - как быстрое и комфортабельное средство перевозки богатых. Практически все современнные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра.

Парусные яхты

Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы и гонки, прогулочные и гоночные - для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы), с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Существуют двухкорпусные яхты - катамараны и трёхкорпусные яхты - тримараны. Яхты бывают одно- и многомачтовые с различным парусным вооружением.

Проект крейсерской яхты водоизмещением 16,8 т

Крейсерская яхта водоизмещением 16,8 т (проект Д. А. Курбатова) предназначается для плаваний на Балтийском море и Ладожском озере, а также для учебно-тренировочных выходов. Главные размерения и основные элементы яхты удовлетворяют требованиям, предъявляемым к мореходному классу яхт К классификации 1958 г.

Основные данные крейсерской яхты
Длина наибольшая, м 16,0
Длина по КВЛ, м 11,0
Ширина наибольшая, м 3,61
Осадка средняя, м 2,07
Высота надводного борта, м:
в носу 1,54
на миделе 1,05
в корме 1,08
Водоизмещение при осадке по КВЛ, т 16,8
Вес фальшкиля, т 5,8
Площадь парусности, м²:
иол 105,6
кэч 111,0

Разработаны два типа парусного вооружения: иол и кэч. Вооружение типа иол с топовым стакселем обеспечивает улучшение ходкости и проще в управлении.

Яхта представляет собой гладкопалубное судно с рубкой в корме. Предусмотрены 10 спальных мест (вместе с каютой капитана) и запасная койка в камбузе.

Бытовое оборудование яхты включает камбуз с газовой плитой, катерного типа гальюн, шкафы, рундуки и систему пресной воды.


1 - ахтерпик; 2 - кокпит; 3 - рубка; 4 - камбуз; 5 - каюта; 6 - гальюн;
7 - носовая каюта; 8 - форлюк.

Разработан вариант установки вспомогательного двигателя М51-У с угловым реверс-редуктором мощностью 62 л. с. при 1650 об/мин. Запас топлива 300 л обеспечивает автономность плавания до 100 миль при 8 узл.

Корпус яхты имеет острые обводы. Коэффициент общей полноты δ = 0,22; коэффициент продольной, полноты φ = 0,53 и относительная длина L/D 1/3 = 4,3. Форма корпуса обеспечит достаточную остойчивость и ходкость яхты.

Корпус цельносварной из стали Ст. 3. Система набора поперечная. Толщина наружной обшивки 4 мм; шпация - 400 мм. Палубный настил толщиной 3 мм из стали Ст. 3 покрывается мастикой или деревом.


Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных парусов.

Большие парусные суда носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром; к ветру оно может идти только под большим углом - порядка 60-70 . На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.

Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.

Различают несколько видов косых парусов.

Четырехугольный гафельный парус (рис. 12, в и 13, а) имеет гафель-наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) . соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.

В настоящее время двухшвертовики применяются очень редко.

На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту (рис. 12, а), или шпринтом - шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним - в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе «Оптимист» (рис. 12, б).

Лет 40-50 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечивающие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.

Бермудский парус (рис. 12, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя шкаторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса. - к гику.

По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением - это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной яхты-шхуны «Вандреди 13» длиной 39м и парусностью около 100 м2.

Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт - очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей парусности оно неудобно-парус получается высоким, поэтому и сила давления ветра на Паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.

В СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис. 12)-господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов «ОК», «Оптимист» и «Финн»).

Для снижения высоты парусности и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до 60м2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 13).

Шлюп - это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.

Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский шлюп (или, как его часто называют, «три четверти», так как стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис. 13, б и в). Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником.


Рис. 14 Тендеры"
А - гафельный, Б - бермудский

Когда парусность больше 60-80м2, ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют тип вооружения, называемый тендером. Тендер (рис. 14) несет в переднем треугольнике два или больше передних парусов, чем и отличается от шлюпа. Эти паруса называются: стаксель (ближний к мачте внизу), кливер (впереди стакселя) и кливер-топсель (или летучка) который ставится у самого топа мачты.

Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).

Двухмачтовые вооружения (рис. 15) применяют на крупных крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса, можно приспособиться к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.

Не очень крупные крейсерские яхты (50-100 м2) в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть как гафель" ные, так и бермудские. Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафель-ный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань - гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8- 10% общей площади парусности яхты.


Рис. 15. Двухмачтовые яхты.
А - бермудский иол; б - стаксельный кэч. В - гафельная шхуна; Г - бермудская стаксельная шхуна

Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань-мачта стоит впереди головки руля.

Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань-стакселем. Такие кэчи называют стаксельными (рис. 15, б). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой.

На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.

Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой, а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний). Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис. 15, г). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок- и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты - парусностью более 150-200 м 2 .