https://www.сайт/2016-12-29/pravitelstvennaya_komissiya_po_rassledovaniyu_krusheniya_tu_154_rasskazala_o_pervyh_vyvodah

«Теракт - это не только взрыв»

Правительственная комиссия РФ озвучила первые выводы о крушении Ту-154

Сайт МЧС РФ

Версия теракта по-прежнему рассматривается, пусть и не в числе основных, но в качестве возможных причин катастрофы Ту-154 Минобороны РФ над Черным морем около Сочи, сообщили сегодня журналистам члены правительственной комиссии по расследованию обстоятельств крушения лайнера во главе с министром транспорта России Максимом Соколовым. При этом речи о выводе из эксплуатации Ту-154 военными после сочинской катастрофы не идет: самолеты этого типа хорошо себя зарекомендовали.

Весь полет самолета Минобороны перед катастрофой утром 25 декабря длился около 70 секунд. Высота, с которой лайнер упал в Черное море, была около 250 метров, а скорость самолета в высшей точке полета была в пределах 360-370 километров в час, сообщил на брифинге в член комиссии по расследованию сочинской катастрофы, начальник Службы безопасности полетов авиации ВС Сергей Байнетов.

По его словам, пока трудно судить о достоверности информации о «задранном носе» самолета, которую распространяли СМИ ранее со ссылкой на слова очевидцев. «Мы подходим идентифицированно, все проверяется и анализируется с той объективной информацией, которая есть. Говорить о том, какой был угол при столкновении с водной поверхностью, преждевременно», - сказал член комиссии.

Точно так же, по его словам, сложно делать выводы, основываясь на коротком радиообмене, содержание которого стало доступным после расшифровки речевого самописца, найденного на месте катастрофы.

«Радиообмен был крайне краток. Особая ситуация была в течение 10 секунд. Я не могу сказать вам про закрылки и другие вещи, которые мы услышали», - сказал Байнетов, отвечая на вопросы журналистов. - Все было достаточно штатно, но была одна фраза, которая говорит о развитии особой ситуации. Больше она нам ни о чем не говорит».

По его словам, версия теракта по-прежнему рассматривается, хотя уже и не в качестве основной. Следов пожара или взрыва на обломках самолета и телах пассажиров нет. «Взрыва на борту точно не было, но теракт - это не только взрыв», - заметил начальник Службы безопасности полетов авиации ВС. В целом, по его словам, изначальный круг из более 15 версий катастрофы сократился вдвое - до семи - после получения данных с обоих «черных ящиков», выловленных водолазами. Сергей Байнетов при этом отметил, что самописцев на борту Ту-154 было только два.

Он также рассказал, что смутившая многих посадка в адлерском аэропорту Сочи действительно была для штатной дозаправки. Это предусмотрено планом полетов в Сирию. Обычно для этих целей использует аэропорт в Моздоке, но в день катастрофы он был закрыт по метеорологическим условиям, пояснил Байнетов.

Он подчеркнул, что на борт в Сочи поднимались только сотрудники погранслужбы.

Для детального изучения данных работы самолета и анализа его работы, необходимо не менее 10 суток, а чтобы свести все данные и сделать выводы, - не менее 30 суток, сказал Байнетов. Техническими вопросами, по его словам, занимаются лучшие специалисты. «Мы смогли собрать большую группу профессионалов и экспертов, с помощью которых в ближайшее время надеемся узнать причину происшествия», - подчеркнул он.

Окончательные выводы о причинах случившегося будут только после окончательной расшифровки бортовых самописцев и тотального анализа произошедшего, подчеркнул министр Максим Соколов. По его словам, расшифровку данных двух бортовых самописцев планируется завершить в ближайшее время, возможно 30 января. Специалисты оценивают состояние обоих черных ящиков как хорошее.

Сейчас, отметил министр, основная фаза поисковой операции завершена, но это не значит, что поиски закончены. На данный момент в районе катастрофы остаются 18 кораблей и плавсредств. Соколов подчеркнул, что на первый план выходит работа по опознанию тел, в которой большая роль будет за генетическими экспертизами. Уже собраны необходимые образцы генетического материала у родственников погибших, сообщил глава Минтранса.

Он уточнил, что в настоящий момент поднято 19 тел и все наиболее важные для расследования элементы самолета. Началась выкладка фрагментов лайнера на берегу для проведения следственного эксперимента.

Статс-секретарь - замминистра обороны Николай Панков сообщил, что семьям погибших военнослужащих будут выплачены страховые платы по линии компании СОГАЗ. Размер выплат составит 5,8 млн рублей. По словам Панкова, 11 семей военнослужащих эти выплаты уже получили. На Федеральном военном мемориальном кладбище в Подмосковье 28 декабря был похоронен первый погибший, также сообщил Панков. Похороны остальных погибших можно будет провести только по завершении генетических экспертиз.

В Сети появились результаты расследования крушения Ту-154 над Черным морем. Согласно опубликованной информации, причиной трагедии стала усталость экипажа.

"Причиной катастрофы Ту-154-Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью", – говорится в отчете, опубликованном в Telegram-канале "Капитан Врунгель" . В документе отмечается "отсутствие адекватной реакции капитана воздушного судна" на доклады членов экипажа, а также звуковые и световые сигналы.

Нарушению пространственной ориентировки способствовали несколько факторов: чрезмерное психическое напряжение, эмоционально-физиологическое утомление и дефицит навыков распределения внимания у капитана. К трагедии привело также отсутствие обязательного контроля за исполнением полетов со стороны военного командования.

"Военно-транспортная авиация оказалась не готова к масштабным вызовам, которые перед ней поставила задача по организации непрерывного воздушного моста в Сирию. Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей", – отметил автор Telegram-канала.

В докладе приводится перечень нарушений, допущенных на военной базе при подготовке вылета Ту-154. Например, экипаж был укомплектован из разных эскадрилий, в его составе отсутствовал радист – бортовой переводчик. Для пилотов не проводились занятия и тренировки, а медицинский осмотр они прошли раньше, чем за два часа до вылета.

Специалисты добавили, что во время дозаправки Ту-154 посадка и высадка пассажиров не производилась, дополнительный груз на борту не размещался. Проблемы возникли на седьмой секунде полета, поскольку капитан "испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о курсе взлета".

Напомним, что крушение Ту-154 Минобороны произошло 25 декабря 2016 года недалеко от Сочи. Самолет рухнул в Черное море. Погибли все находившиеся на борту 92 человека, в том числе журналисты федеральных каналов, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, а также руководитель и артисты ансамбля имени Александрова.

Причиной катастрофы самолета Ту-154Б-2, разбившегося в Сочи 25 декабря 2016 г., стало нарушение пространственной ориентировки командира воздушного судна майора Романа Волкова, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления самолетом. Это следует из документов с выводами комиссии, распространенных в интернете.

В опубликованных документах сказано, что после запуска самолета в процессе руления в Сочи командир «испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета». То есть Волков не знал, с какой полосы он будет взлетать, а начал «эмоционально запрашивать экипаж о курсе взлета» только на седьмой секунде от начала полета и на скорости 70 км/ч.

«Ведение неустановленного радиообмена с применением ненормативной лексики и нарастанием эмоционального напряжения в экипаже на этапе разбега привело к упущению КВС контроля значимых параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей на данном этапе полета», - говорится в заключении.

На 53-й секунде полета на высоте 157 м командир подал команду на уборку закрылков, несмотря на то, что это было необходимо сделать на высоте 500 м. После этого КВС допустил ошибки при использовании органов управления самолетом (штурвалом и педалями), проигнорировал срабатывание сигнализации системы ССОС (система сигнализации опасной скорости сближения с землей) и световой сигнализации о величине крена. Из-за ошибок экипажа самолет начал снижаться так, что избежать столкновения с землей уже было невозможно.

Из заключения:

В результате самолет снижался со скоростью 34 м/с и столкнулся с водной поверхностью на 73-й секунде полета.

Комиссия пришла к выводу, что «нарушению пространственной ориентировки пилота могли способствовать: возникшее чрезмерное нервно-психическое напряжение, обусловленное сочетанием ряда ситуационных профессионально-психологических стрессовых факторов на фоне естественного эмоционально-физиологического утомления; отсутствие устойчивых навыков в распределении внимания и выдерживании заданных параметров полета на этапе взлета и набора высоты; «прямая» индикация пространственного положения самолета по крену на пилотажно-командном приборе (ПКП-1)».

«Авиационному происшествию способствовали упущения в контроле организации полетов, объективного контроля и летно-методической работы руководящим составом 800-й авиационной базы (особого назначения) и командования военно-воздушных сил Главного командования Воздушно-космических сил» , - говорится в заключении комиссии по расследованию авиапроисшествия.

Напомним, авиакатастрофа произошла 25 декабря 2016 г. Самолет Минобороны вылетел из аэропорта Адлер в 5:20 мск в Сирию, при выполнении маневра над российской акваторией Черного моря лайнер пропал с радаров. В самолете находились 92 человека, в том числе солисты ансамбля им. Александрова, Елизавета Глинка (доктор Лиза) и журналисты. Все они погибли.

В Черном море завершился основной этап поисковой операции на месте крушения самолета Ту-154 возле Сочи, в результате которого погибли 92 человека. Представители Минобороны рассказали журналистам о первых итогах работы комиссии по расследованию обстоятельств трагедии, главные из них - в обзоре РБК

Подъем найденного фрагмента самолета Ту-154, потерпевшего крушение над Черным морем у берегов Сочи (Фото: МЧС РФ/РИА Новости)

Вылетевший из Адлера самолет Минобороны Ту-154 разбился утром 25 декабря. Лайнер пропал с экранов радара на второй минуте полета и упал в Черное море рядом с Сочи. Воздушное судно направлялось в Сирию, на его борту находилось 92 человека: военнослужащие, артисты Ансамбля имени Александрова, журналисты, а также глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка.

Поисковая операция

  • Основной этап поисковой операции на месте крушения . Спасатели подняли на поверхность все основные фрагменты разбившегося воздушного судна, фрагменты доставлены на специальную площадку в Сочи.
  • Спасатели подняли на поверхность 19 тел погибших. 17 из них и все фрагменты тел уже доставлены спецрейсом в Москву для опознания. Опознано и захоронено тело только одной жертвы крушения, по всем другим надо ждать результатов генетической экспертизы.
  • В ходе поисковых работ были найдены два «черных ящика». Первый из них был обнаружен утром 27 декабря, второй — на следующий день. Они находились в хорошем состоянии. Третий бортовой самописец, находившийся в хвосте Ту-154, был разрушен.
  • Крупные фрагменты Ту-154 были обнаружены космическому мониторингу, снимок района крушения был опубликован Институтом космических исследований РАН.

Расследование

  • Для расследования происшествия созданы три группы. «Одна работает непосредственно в аэропорту Адлера, вторая — в 30-м Научно-исследовательском институте, третья группа службы безопасности полетов работает на 800-й авиационной базе», — сообщил начальник службы безопасности полетов авиации ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.
  • Действия летчиков во время катастрофы самолета Ту-154 смоделируют на тренажерах.
  • Предварительные данные экспертиз станут известны уже в январе, а окончательные выводы о причинах катастрофы — после расшифровки бортовых самописцев.

Выводы следствия и версии крушения

  • Комиссия по расследованию крушения Ту-154 над Черным морем изначально рассматривала более 15 версий катастрофы, сейчас их вдвое меньше.
  • Последний полет разбившегося Ту-154 продолжался около 70 секунд, максимальная высота была около 250 м при скорости 360-370 км/ч.
  • Крушение самолета не было вызвано взрывом на борту, но Минобороны до конца не исключило вариант с терактом на борту самолета. «Теракт — это же необязательно взрыв, могло быть и механическое воздействие. Такая версия тоже рассматривается комиссией», — сказал начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов.
  • Глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил, что теракт не рассматривается как основная версия при расследовании крушения самолета.
  • По словам Соколова, бортовая техника Ту-154 работала нештатно. «Чем это было вызвано, предстоит выяснить экспертам, для чего создана специальная техническая комиссия», — сказал он.
  • Известно, что в Сочи, где Ту-154 садился на дозаправку, на его борт поднимались только представители пограничной службы, а все пассажиры сели в самолет еще в аэропорту Чкаловский, под Москвой.
  • Одна из фраз которую произнес командир разбившегося Ту-154, о начале развития «особой ситуации на борту». «Все было достаточно штатно, но фраза командира, одна, анализ этой фразы говорит о начале особой ситуации, о начале развития этой ситуации. Больше пока она нам ничего не говорит», — сказал Байнетов. По его словам, «особая ситуация на борту» развивалась около 10 секунд.
  • Предварительный анализ первого обнаруженного бортового самописца, показал, что приоритетной версией крушения Ту-154 является ошибка пилотирования. Ранее источник, близкий к расследованию, рассказывал «Коммерсанту», что самописец зарегистрировал отказ системы уборки закрылков, которые при взлете обеспечивают дополнительную подъемную силу на крыльях самолета.

Судьба Ту-154

  • Полеты самолетов Ту-154 в Вооруженных силах РФ приостановлены до первоначальных выводов комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы.
  • Эксплуатация самолетов типа Ту-154Б-2 будет продолжаться, заявил начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов. «Думаю, что даже после происшествия самолеты будут эксплуатироваться», — сказал он.

Независимый технический эксперт Юрий Антипов раскритиковал официальную версию министерства обороны о крушении самолета Ту-154 в Сочи.

Он заявил, что Минобороны выбрало самую безобидную версию крушения самолета, руководствуясь принципом «так будет лучше для всех». Остальные версии, по его мнению, были отброшены в первые часы после катастрофы. Например, взрыв на борту. Его не могло быть потому, что не могло быть. Частиц вещества на обломках не нашли. Однако Антипов вспоминает, что на тот момент из воды удалось достать очень мало останков машины. В итоге, официальной версией стала ошибка пилотов.

За основу обвинения командира воздушного судка Волкова взяты полученные параметры полета, считанные с «черных ящиков». Причем, технические данные полета представлены в таком скупом виде, что получить их в подобном объеме можно было буквально за несколько часов. Но для придания большого веса ходу расследования и создания большего «тумана» в расследовании МО озвучило, что считывание данных с регистраторов представляет собой проблему вселенского масштаба, - сказал Антипов.

Он добавил, что эксперты сняли полностью всю информацию с бортовых самописцев. Иначе и быть не может. Но при ее обнародовании грамотный эксперт мог бы тут же определить причины падения. Однако Антипов пытается разобраться в причинах даже на основании тех обрывков, которые доступны в свободном доступе.

Самолет приземлился в Адлере в 3:43. Взлетал же в 5:24. Таким образом, более полутора часов Ту-154 находился в Адлере только для дозаправки без выхода пассажиров, что само по себе является грубейшим нарушением техники безопасности. Согласно регламентирующим документам, полная заправка Ту-154 с использованием штатных топливозаправщиков ТЗ 22 или ТЗ 16 занимает всего 18-20 минут. А получается, что только на дозаправку потратили полтора часа, - пояснил Антипов.

Эксперт отметил еще одну важную деталь. Влет происходил под углом 238 градусов. Он отмечает, что согласно документам Минобороны, самолет был малозагружен. Но после начала взлета голос командира судна Волкова стал вдруг нервным, хотя еще минуту назад было все в порядке. Еще одной важной деталью является то, что Волков попросил начать взлет с начала полосы.

Отрыв самолета от ВПП произошел на 34 секунде разбега при скорости 300 км/час. Для взлета Ту-154 с его высокой энерговооруженностью достаточно и 210 км/час. Но при полной загрузке эту минимальную скорость отрыва приходится поднимать до 250-270 км/час. Для проверки этих данных вместо чтения сухих регламентных документов достаточно посмотреть первый фильм «Экипаж» с Георгием Жженовым в главной роли. Там процесс взлета и необходимая для этого скорость Ту-154 показаны очень наглядно, - сказал Антипов.

На 19-й секунде полета прозвучала команда на уборку закрылков. Самолет набрал высоту 157 метров. Борт летел тем же курсом 238 градусов. После уборки механизации крыла набор высоты продолжился То есть до 29 секунды полета, несмотря на убранные закрылки, продолжался набор высоты.

А дальше в отчете Минобороны идет хитрая витиеватая фраза. Привожу ее дословно: «Дальнейшая ситуация характеризовалась отсутствием адекватных изменению параметров полета действий органами управления самолетом….». И тут же в продолжении этой хитросплетенной фразы, которая МО представляется как весомый стопроцентный аргумент, следует вывод: «…что было обусловлено нарушением пространственной ориентировки КВС». Вот основная мысль почти полугодовалых потуг МО, в которой, по сути, ставится приговор КВС Волкову, - приводит сведения эксперт.

Для лучшего понимания написанного от МО Антипов приводит аналогию с автотранспортом. Водитель едет по прямому шоссе на машине. Его действия записывает автомобильный регистратор. Неожиданно на дороге возникает форс-мажорное обстоятельство (яма, колесо резко спустило, лопнула рулевая тяга и так далее). То есть произошло нечто, что заставило изменить положение рулевого колеса для того, чтобы постараться удержать машину на дороге. Регистратор же в машине, оборудованный GPS, запишет в свою память, что, двигаясь по прямому участку дороги, водитель совершенно необоснованно вдруг энергично стал вращать руль. То есть его действия были неадекватны окружающей обстановке. И вердикт мог бы быть таким: действия водителя были обусловлены «нарушением пространственной ориентировки».

Взлет самолета происходил по курсу 238 градусов. Согласно отчету МО, только после 63 секунды (за 10 секунд до падения) КВС педалями и штурвалом стал уводить судно влево. Хотя в отчете и сказано, что на момент увода влево на 63 секунде, самолет имел крен вправо (т.е. разворачивался вправо на курс более, чем 238 градусов). Подыграю МО и возьму для упрощения, что и на 63 секунде полета курс по-прежнему составлял 238 градусов. Иными словами, он находился на воображаемой прямой направления ВПП. В отчете МО сказано, на 73 секунде самолет столкнулся с морской поверхностью, находясь на курсе 220 градусов, со скоростью 540 км/час, креном влево 50 градусов и вертикальной скоростью сближения с морем 30 м/сек. Иными словами, самолет в крутом крене влево, фактически, падал, - пояснил Антипов.

Далее эксперт приводит расчеты, которые показывают, что подобное изменение курса в штатном полете невозможно. Согласно теории пилотирования Ту-154, находясь в самом крутом вираже с креном 60 градусов (это гораздо больше, чем было у Ту-154 в Адлере) и двигаясь со скоростью 550 км/час, минимальный радиус разворота составляет 13350 метров. То есть полный разворот на 360 градусов Ту-154 может совершить минимум за девять минут.

Иными словами, в обычном полете даже в очень крутом вираже с углом крена 60 градусов и скоростью 550 км/час изменить курс на 18 градусов Ту-154 не сможет быстрее, чем за 27 секунд. В случае же в Адлере, изменение курса на 18 градусов произошло менее, чем за 10 секунд. На самом деле, изменение за 10 секунд произошло на еще больший угол, ведь курс за 10 секунд до падения (вспомним поддавки МО и то, что пилот уводил самолет вправо) изменялся в сторону увеличения, - пояснил эксперт.

Так что же заставило самолет так резко и быстро изменить курс, чего при обычных условиях, сообразно его техническим данным, попросту сделать нельзя?

- «Энергичные» действия КВС Волкова? Нет. Управляя исправным самолетом с исправной механизацией он просто не в состоянии это сделать. Только внештатная ситуация на борту могла дать энергию и быстро развернуть самолет. Именно с этой внезапно возникшей ситуацией пытался справиться Волков в свои последние секунды жизни, борясь за живучесть самолета так называемыми «неадекватными» действиями. А не сидел и безучастно смотрел на происходящее, - ответил на свой же вопрос Антипов.


Далее эксперт сказал, что сила, которая заставила самолет так быстро развернуть - это, либо полная потеря симметрии в аэродинамике (или тяге двигателей), либо действие внезапно возникшей силы, воздействующей на фюзеляж самолета в поперечном направлении. Либо то и другое одновременно.

Под эти условия, по мнению Антипова, подходит только взрыв на борту, разрушающий симметричную конструкцию Ту-154 и своей энергией быстро разворачивающий самолет.

Я задам еще несколько вопросов. В силу каких причин изменила свою окраску внутренняя поверхность обшивки фюзеляжа переднего грузового отсека и каким образом среди вещей погибших, поднятых с места крушения, оказался пластмассовый кусок с оплавленными краями? Но, думаю, вопросы останутся без ответов, - закончил Антипов.

Новости на Блoкнoт-Краснодар