Острова Пасхи поражают, удивляют и восхищают. Уснувшие вулканы, малочисленная растительность, безбрежный океан и каменные статуи на побережье из прессованного вулканического пепла в виде человеческой головы с туловищем до пояса и высотой около 20 метров. Некоторые имеют на голове шапки из красного камня.

Острова Пасхи считаются единственным местом в Полинезии, обитатели которого имели свою письменность. Большинство современных учёных утверждают, что письмо местных жителей возникло именно на этом острове и ниоткуда не было завезено.

Как так получилось, что народ, о котором на протяжении долгих тысячелетий никто не знал, не ведал, не слышал, имел настолько развитую цивилизацию, что мог создавать свои летописи, а также статуи такого качества, что они не развалились под жарким тропическим солнцем и смогли сохраниться до наших дней. Тайна острова Пасхи еще полностью не раскрыта.

Как именно появился остров Пасхи – до сих пор до конца непонятно. Учёные выдвигают разные гипотезы – одна невероятнее другой. Например, согласно одной версии, остров Пасхи – это часть Лемурии, которая являлась прародиной всего человечества, и в силу разных причин была затоплена водой. Другая гипотеза говорит о том, что этот остров – это всё, что осталось от знаменитой Атлантиды. Обе версии можно подтвердить мифами островитян о боге Увоке, которого люди рассердили настолько, что он расколол своим огненным посохом землю.

Туристы часто задаются вопросами, где находится остров Пасхи, как добраться и кем он заселен. В любом случае сейчас остров Пасхи принадлежит Чили и считают его самым удалённым от континента населённым островом в мире. До острова Питкэрн, ближайшего к нему места, где живут люди – от него чуть более двух тысяч километров, а до материкового побережья Чили – три с половиной.


Обнаружил и открыл достопримечательности острова Пасхи путешественник из Голландии Якобсон Роггевен в 1722. Поскольку это событие произошло в пасхальное воскресенье, думать над тем, как назвать остров, долго не пришлось. Хотя называют его до сих пор по-разному. Например, Джеймс Кук называл его Теапи или Ваиху. Местные называют его Рапа-Нуи (Великий Рапа) – название полинезийского происхождения, так его назвали мореплаватели с Таити.

Раньше, говоря об острове, туземцы упоминали названия, в переводе с рапануйского означающие – «Пуп Земли» или «Глаза, смотрящие в небо».

Сам остров Пасхи по форме напоминает прямоугольный треугольник со сторонами 16, 18 и 24 км. В углу каждого расположены потухшие вулканы, всегда привлекающие внимание туристов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сам остров вулканического происхождения.

Растительность здесь чрезвычайно скудна. Тропический лес, который раньше покрывал весь остров Пасхи, из-за нерациональной деятельности человека исчез с лица земли, и на данный момент (по утверждению ботаников) на острове насчитывается не более 30 видов растений.

Есть предположения, что несколько столетий назад (в 16-17 вв.) остров был заселен от 10 до 15 тыс. человек. Из-за постоянных войн между собой, процветающего каннибализма, а также постигшей остров экологической катастрофы, ещё до прибытия первых европейцев численность населения сократилась до трёх тысяч. Еще есть версия, что остров был заселен в несколько этапов двумя различными культурами. Одна культура была из Полинезии, другая из Южной Америки, возможно из Перу.


После того как остров Пасхи был обнаружен, часть местных попала в рабство и была вывезена в Перу, часть погибла из-за новых болезней и эпидемий. Когда в 1888 году территория попала под власть Чили, оказалось, что остров Пасхи заселен всего 178 жителями. Согласно последней переписи населения, к 2012 году количество обитателей острова возросло, и на тот момент остров был заселен почти 6 тыс. жителей.

Каменные изваяния

Свою известность остров Пасхи получил прежде всего благодаря древним, загадочным статуям из камня вулканического происхождения, в которых, как верят туземцы, находится сверхъестественная сила их предков. Своеобразные идолы — это еще одна тайна острова Пасхи.

Истуканы острова Пасхи изготавливали на протяжении трёх столетий – с 1200 по 1500 гг. (есть более ранняя дата – четвёртый век, но этой версии придерживаются немногие), после этого их производство резко прекратилось. Исследователи говорят, что всё выглядит так, словно люди столетиями развивали своё мастерство, поставив на конвейер производство и перевозку Моаи из камня – и внезапно в одно мгновение всё бросили и ушли, оставив заготовки изваяний, орудии труда, которые до сих пор можно обнаружить в найденных мастерских, и кинув готовые Моаи валяться вдоль дорог, по которым их спускали на побережье.

Истуканы острова Пасхи имеют высоту около 20 метров и представляют собой человеческую голову (на некоторых «одета» шапка из красного камня) с торсом. При этом смотрят Моаи вглубь острова.

Вопрос о том, каким образом изваяния появились здесь, возник сразу же, как только Джеймс Кук и его команда посетили острова Пасхи и впервые увидели на побережье огромные Моаи из камня, а рядом с ними – туземцев, которые не имели ни инструментов, ни даже собственного жилища и одежды.

Стоит заметить, что эта загадка неразгаданная и поныне, а про то, как они возникли, существует несколько версий.

  1. Огромные статуи острова Пасхи создали представители древних цивилизаций. Если придерживаться теории, что остров Рапа-Нуи – это или остатки Лемурии, или Атлантиды, то вряд ли кого удивит тот факт, что древние мастера, которые находились на чрезвычайно высоком уровне развития, имели возможность создавать шедевры такого уровня.
  2. Инопланетяне. Есть люди, которые придерживаются этой версии, при этом она была даже упомянута в фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».
  3. Статуи создали местные обитатели. В кратере одного из вулканов исследователи обнаружили следы мастерской, в которой с помощью каменных топоров и зубил высекали Моаи. На подтверждение этой версии всемирно известный исследователь Тур Хейердал в середине 20 века провел эксперимент – уговорил местных жителей сделать статую. Буквально за пару дней им удалось высечь небольшую фигуру из камня, чрезвычайно напоминающую древнюю скульптуру. После этого они транспортировали её на побережье, раскачивая верёвками и попеременно продвигая вперёд сначала одно, затем – второе плечо.

Полностью загадку статуй путешественнику разгадать не удалось, поскольку этот метод годился только для небольших изваяний, а как передвигали Моаи весом в 50 тонн, так и осталось тайной. Также он не смог понять, каким образом на колоссы одевали шапки, каждая из которых весила около двух тонн.

Как транспортировали колоссы. Версии

Местные жители до сих пор убеждены, что Моаи передвигались самостоятельно. По одной гипотезе, их заставляли двигаться местные жрецы, по другой – оживляла колдунья, жившая возле вулкана. А статуи перестали вытёсывать по банальной причине – каменотесы в тайне от ведьмы съели омара и не угостили колдунью. Та рассердилась и в гневе опрокинула все Моаи, которые в это время успели добраться до побережья.

Есть ещё одна версия, выдвинута уже учёными. Во время специальных исследований было обнаружено, что в то время, как полинезийцы появились на острове Пасхи, здесь были самые настоящие джунгли – росло огромное количество деревьев, кустов и трав, в том числе и пальмы, которых сейчас здесь совсем не осталось. Эти деревья имели около 25 метров высоты, а диаметр их оставлял приблизительно 180 см.

Именно длинные стволы этих пальм, полностью лишённые ветвей, идеально подходили для того, чтобы делать из них огромные пироги и перевозить Моаи в место назначения. Также с помощью деревянных брусьев они могли перемещать Моаи к берегу.

Письменность

Кроме статуй, остров Пасхи известен ещё и тем, что он является единственным островом Полинезии, жители которого имели свою письменность. На специальных деревянных дощечках (кохау ронгоронго) они записывали иероглифами разные легенды, мифы, песни. Некоторые записи сохранились и до наших дней – это 20 дощечек и 11 текстов (некоторые записи повторяются).

Всего на имеющихся табличках обнаружено 14 тыс. иероглифов, на каждой из которых от 2 до 2,3 тыс. изображений.

Дощечки древние жители изготавливали из тёмного блестящего дерева торомиро, после чего вырезали на них изображения ящериц, жаб, черепах, звезд, спиралей и т.п., даже можно распознать человека с крыльями.


Абсолютно все исследователи сходятся в мысли, что письмо это возникло именно здесь – несмотря на то, что оно иероглифическое, от классических знаков оно все же значительно отличается. При этом язык, на котором в прежние времена велись записи, значительно отличается от современного разговорного языка местных жителей. Поэтому, когда учёные попытались расшифровать записи с помощью туземцев, у них ничего не получилось.

Исследователи долгое время бились над разгадкой иероглифов, некоторым даже удалось частично их разгадать, пока американский учёный Стивен Фишер совершенно случайно не сделал открытие. Решив всего лишь собрать полную информацию о неизвестной никому письменности, он смог прочесть написанное и добраться до истины.

Оказалось, что большая часть записей рассказывает о сотворении всего сущего. Выяснилось, что дошедшие до нас таблички не равноценны в плане информационной ценности – 15 из них содержат в себе 85% всех текстов древнего языка, плюс одна – это календарь.

Абсолютно все сохранившиеся таблички расшифровать не удалось, поскольку некоторые из них настолько своеобразны, что расшифровке пока не поддаются. А потому исследования древней цивилизации однозначно ещё не закончены, и история острова Пасхи еще раскроется в полной мере.

Данный вопрос интересует многих. Место это экзотично и окутано целым ворохом легенд и поверий. Однако добраться туда будет очень непросто.

Где находится остров Пасхи: координаты

Маленький клочок суши, аннексированный Чили в начале двадцатого века, расположен в 3600 км от южноамериканского континента. До ближайшей островной группы - 2075 км на восток. Нетрудно догадаться, что из всех обитаемых мест Земли остров Пасхи является одним из наиболее удаленных. Площадь этого уникального памятника рапанийской культуры составляет 163,6 км2. Именно небольшим размером и очень далеким расположением от материковой земли обусловлены вопросы о том, где находятся острова Пасхи. К слову сказать, данное сочетание абсолютно некорректно, так как остров в том регионе один, а считать за острова небольшие клочки каменистых отмелей - вряд ли правильно. Тем удивительнее, что подобный затерянный далеко в водах приютил на своих небольших землях удивительную нацию Рапа-Нуи, которая, предположительно, воздвигла удивительные каменные изваяния.

Историческая справка

Безусловно, мало знать, где находится остров Пасхи. Его история не менее интересна, чем локация.

Остров возник стандартно для многочисленных архипелагов и атоллов самого большого океана планеты: благодаря вулканическому извержению. Постоянные извержения и буйства ветров сделали берега труднодоступными для швартовки кораблей: есть лишь два места, где можно ступить на побережье с лайнера, не разбившись предварительно о скалы.

Первые колонисты достигли этого затерянного клочка земли 1300 лет назад. Они заприметили большие пальмовые рощи, которые тотчас были пущены на строительство жилищ и лодок. Позже маленькой цивилизации пришлось несладко: постоянные нападки перуанских пиратов уменьшали каждый год. Кроме того, католические проповедники уничтожали артефакты народа с острова Пасхи, чем нанесли непоправимый урон уникальной культуре Рапа-Нуи. В настоящее время остатки древних сооружений находятся под защитой Юнеско.

Каменные истуканы Моаи

Как Рапа-Нуи создали знаменитые каменные изваяния, не известно до сих пор. Они представляют собой блоки, вес которых составляет до 14 тонн, а высота может достигать 4 метров. Любопытно, что истуканов можно встретить всюду: в местах, где остров Пасхи встречается с океаном, либо в глубине, вблизи гор и вулканов. Иными словами, культ Моаи имел большое значение для населения эпохи возведения каменных идолов. Предположительно, они были сооружены для того, чтобы отметить смерть соплеменника: чем больше статуя, тем больше почета умершему. Однако возникает вопрос: "Как каменные глыбы перемещались из одной точки острова в другую?"

Ответ на него найти, скорее всего, будет уже невозможно. Однако найденные неоконченные прототипы будущих статуй наталкивают на мысль, что идолы сначала выдалбливались из каменной породы, а потом на бревнах или тросах перевозились из одной части острова в другую.

Как добраться?

Казалось бы, зная, где находится остров Пасхи, достичь его берегов не составит проблем. К сожалению, это не так. Можно попытать счастья и сесть на один из лайнеров, которые отчаливают от берегов Австралии или Южной Америки, направляясь покорять просторы Океании, тем более что первые жители достигли острова на ветхих суденышках. Однако наиболее адекватный вариант - долететь самолетом.

Но не все так просто и с летающим агрегатом: долететь до вожделенного места можно лишь из Чили и Таити. Для жителей России даже Австралия очень далека, а ведь это лишь перевалочный пункт на пути. Всего же, полет до берегов знаменитого острова займет несколько суток, а также съест изрядную порцию финансов. Стоит также помнить, что на острове лишь один город, так что осмотр памятников Юнеско - единственная радость, доступная туристу.

Когда посещать?

Несмотря на удаленность того места, где находится остров Пасхи, это довольно популярный туристический регион, имеющий свои периоды наплыва и спада активности приезжих. Учитывая тот факт, что данный клочок земли находится недалеко от экватора, то встретить сугробы снега здесь невозможно в любое время года. Однако высокий сезон начинается летом: с января по март. Далее следует уменьшение туристического потока, хотя температурные условия все еще не очень жестокие: около 17 градусов в самые холодные месяца. Таким образом, если хочется насладиться красотами острова Пасхи без галдящих толп, лучше приезжать в период с апреля по ноябрь.

Остров Пасхи является уникальным местом. Здесь можно полюбоваться вулканом, видимым даже из космоса, уникальными каменными изваяниями. Кроме того, население острова может многое поведать путешественникам, так как местные предания передавались из поколения в поколение. Так что теперь известно, где находятся острова Пасхи, и что они, а вернее он, собой представляют.

: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн).

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.




В 1687 году пират Эдвард Дэвис, корабль которого был унесён далеко на запад от Копьяпо, административного центра района Атакама (Чили), морскими ветрами и тихоокеанским течением, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэты высоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или ещё не открытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторону Перуанского течения.

Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе. Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана.

С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи, необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5—5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Жители острова Пасхи. Гравюра 1860 года

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы, остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи — полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Совершенно необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний — «Моаи», расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались на массивных постаментах. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах, связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу..

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн. Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов. Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось. Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал. В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях. Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации. Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

По одной из версий остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. (хотя по данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцовдревесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э.,) Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.


Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы — всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.


Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.


Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны; раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Гравюра 1873 года из английской газеты «Harper Weekly». Гравюра подписана: «Easter Island Stone Idols Festival Dancing Tatoos» (Фестиваль татуированных танцовщиц у каменных идолов острова Пасхи).

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами — свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: — Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны. Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: «Работа важнее леса!».

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.


Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

Одно из вымерших растений — Sophora toromiro, местное название которого торомиро (рап. toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX—XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

Другое растение острова — тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. mahute). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове — китобоев и миссионеров — значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти (рап. ti), или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

Макои (рап. makoi) (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку — Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII—XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.


Статистика по моаи такова. Общее количество моаи — 887. Количество моаи, которые установлены на постаменты аху (Ahu) — 288 (32 процента от общего количества). Количество моаи, которые стоят на склонах вулкана Рано Рараку (Rano Raraku), где находился карьер по высечению моаи — 397 (45 процентов от общего количества). Количество моаи, которые лежат разбросанными по всему острову — 92 (10 процентов от общего количества). моаи имеют разную высоту — от 4 до 20 метров. Самые большие из них стоят одиноко на склоне вулкана Рано Рараку.

Они по шею погружены в осадочные породы, накопившиеся на острове за долгую историю этого кусочка земли. Некоторые моаи стояли на каменных постаментах, называемых туземцами аху . Количество аху превышает три сотни. Размер аху также различен — от нескольких десятков метров до двух сотен метров. Самый большой моаи по прозвищу «El Gigante» имеет высоту 21,6 метра. Он находится в карьере Рано Рараку и весит приблизительно 145-165 тонн. Самый большой моаи, стоящий на постаменте, расположен на аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura). Он имеет прозвище Паро (Paro), его рост около 10 метров, а вес — около 80 тонн.


Загадки острова Пасхи.

Остров Пасхи полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях.

Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи — моаи. Это каменные истуканы самых разных размеров — от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн.

С этих каменных статуй началась слава острова. Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами?

Статуи имеют чрезвычайно странный вид — у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб — кто они?

Кликабельно

На некоторых статуях — высеченные в камне ожерелья, или татуировка, нанесенная резцом. Лицо одного из каменных гигантов испещрено дырочками. Быть может в древние времена жившие на острове мудрецы, изучавшие движение небесных светил, татуировали лица картой звездного неба?

Глаза статуй смотрят в небо. В небо — такое же, как и тогда, когда столетия назад, для приплывших из-за горизонта открылась новая родина?

В прежние времена островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие моаи повернуты лицом к острову. Непостижимые, как время, они погружены в молчание. Это таинственные символы ушедшей цивилизации.

Известно, что скульптуры выкались из вулканической лавы на одной из оконечностей острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов — аху — разбросанных вдоль береговой линии. Длина самого большого ныне разрушенного аху составляла 160 м, а на его центральной платформе длиной около 45 м располагалось 15 статуй.

Подавляющее большинство статуй лежат незаконченные в каменоломнях или вдоль древних дорог. Некоторые из них застыли в глубине кратера вулкана Рано-Рараку, некоторые выходят за гребень вулкана и словно направляются к океану. Все как будто остановилось в один момент, охваченное вихрем неизвестного катаклизма. Почему скульпторы внезапно прекратили свою работу? Все оставлено на месте — и каменные топоры, и незаконченные статуи, и каменные гиганты, словно застывшие на пути в своем движении, как будто люди просто на минуту оставили свою работу да так и не смогли вернуться к ней.

Некоторые статуи, прежде установленные на каменных площадках, повалены и расколоты. То же относится и к каменным платформам — аху.

Конструирование аху требовало не меньше усилий и искусства, чем создание самих статуй. Требовалось сделать блоки и из них сложить ровный пьедестал. Плотность, с которой кирпичи прилегают друг к другу поражает. Для чего сооружались первые axу (их возраст порядка 700-800 лет), до сих пор неясно. В последующем их нередко использовали как места погребений и увековечивания памяти вождей.

Раскопки, проведенные на нескольких участках древних дорог, по которым, предположительно, островитяне переносили многотонные статуи (иногда на расстояние более 20 километров), показали, что все дороги явно обходят плоские участки. Сами дороги представляют собой ложбины V или U-образной формы шириной около 3,5 метров. На некоторых участках присутствуют длинные соединительные фрагменты, по форме напоминающие бордюрный камень. В некоторых местах отчетливо видны столбы, вкопанные за пределами бордюров, — возможно, они служили опорой некому приспособлению вроде рычага. Точной даты строительства этих дорог ученые пока не установили, однако по предположениям исследователей процесс перемещения статуй был закончен на острове Пасхи примерно к 1500 году до н.э.

Еще одна загадка: простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. На острове были найдены древние деревянные таблички с вырезанными письменами. Большая часть их была утрачена во время покорения острова европейцами. Но некоторые таблички сохранились. Письмена шли слева направо, а потом в обратном порядке — справа налево. Расшифровать начертанные на них знаки долго не удавалось. И только в начале 1996 года в Москве было объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное передвижение без помощи ног. Левитация? Не использовался ли этот фантастический способ при транспортировке и установке моаи?

И еще одна загадка. На старых картах около острова Пасхи изображены другие территории. Устные предания повествуют о медленном опускании земли под воду. Другие легенды рассказывают о катастрофах: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю. А не могли ли здесь существовать в древние времена более крупные острова или даже целый материк с высокоразвитой культурой и техникой? Для него даже придумали красивое название Пасифида.

Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий клан (орден) пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания.


У острова Пасхи существует множество названий:

Хититеаираги (рап. Hititeairagi), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi);

Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru);

Мата-Китераге (рап. Mata-Kiterage — в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);

Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua — «пуп земли»);

Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui — «Великий Рапа»), название в основном использовавшееся китобоями;

остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;

Теапи (рап. Teapi) — так называл остров Джеймс Кук;

Ваиху (рап. Vaihu), или Ваихоу (рап. Vaihou), — этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);

остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года. Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое

название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди

англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) — когда идёт речь о народе или местной культуре.


Остров Пасхи — провинция в составе чилийской области Вальпараисо, возглавляемая губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом. С 1984 года губернатором острова может стать только местный житель (первым стал Серхио Рапу Хаоа, бывший археолог и музейный хранитель). Административно провинция Остров Пасхи включает необитаемые острова Сала-и-Гомес. С 1966 года в поселении Ханга-Роа каждые четыре года избирается местный совет из 6 членов, возглавляемый мэром.

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту.

Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове — чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи — беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно незначительны. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.






колосс (высота 6 м) после раскопок Остров Пасхи (по: Хейердал, 1982

Это кстати, реквизит выброшенный в море при съемках очередного фильма на острове. Так что подводных статуй не было.

Вот еще одна теория, как все должно выглядеть.


Ну или вот так








А еще предлагаю вам узнать По поводу всяческих загадочных сооружений давайте напомню вам или например, что из себя представляла

Ориентируясь по названию острова. Но остров был создан задолго до того, как возникло понятие Пасхи, а аномальности в нём намного больше, так что узнаём новые знания в сразу после конца света 🙂

Остров Пасхи — это остров в Тихом Океане, наиболее отстоящий от суши из всех известных островов (вследствие чего туризм на этот остров — дело дорогое). Остров имеет вулканическое происхождение и находится на пересечении нескольких литосферных плит (под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана; острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов). Ну а самая известная достопримечательность — каменные статуи:

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого — юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы:

  1. Рано-Као (324 м)
  2. Пуа-Катики (377 м)
  3. Теревака (539 м — высшая точка острова)

Начнём наш осмотр острова Пасхи с каменных статуй. Все каменные статуи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Древние мастера вырубали «моаи» — каменные статуи на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров.

На голове у статуй красовались шапки из красной пемзы, а глаза были раскрашены:

Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные статуи устанавливались на каменные "аху" — платформы-постаменты, которые достигали 150 метров в длину и 3 метров в высоту, и состояли из кусков весом до 10 тонн из той же пемзы.

По другой версии, каменные статуи острова Пасхи оцениваются намного тяжелее: говорят, их вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн.

Всего на острове Пасхи имеется 997 397 каменных статуй моаи. Все моаи, кроме семи статуй, «смотрят» в глубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье. Подробно карту расположения каменных статуй, а также других достопримечательностей, можно посмотреть на этом рисунке (кликните для увеличения):

Также говорят, что на острове есть два вида статуй:

  1. Первый вид, без "шапок" (45% от общего количества) — это 10-метровые гиганты весом в 80 тонн. Все они стоят по склонам кратера Рану-Рараку по грудь в осадочных породах — это по той причине, что они гораздо старше, чем другие статуи, те, которые с "шапками". То, что эти статуи гораздо старше второго вида моаи, указывает и то, что следы эрозии на них проявились гораздо отчётливее, чем на "карликовых" 4-х метровых статуях. Кроме того, моаи-великаны 10-метровой высоты не имеют "шапок" и их облик немного отличается от второго вида. К примеру, их лица более узкие.
  2. Второй вид — это маленькие 3-4-метровые статуи (32 процента от общего количества), которые ставились на постаменты (аху). Все аху стоят возле берега моря. Эти моаи имеют "шапки" причудливой формы. Этот вид моаи очень хорошо сохранился. Их лица более овальные, чем узколицые статуи первого типа.

Возведение статуй на острове Пасхи — это камень преткновения среди "рационалистов" и "потусторонщиков". Первые уверяют, что все статуи могли быть установлены на острове обычными людьми с применением обычных земных средств. Тогда как "потусторонщики" приводят в качестве сил установки статуй что угодно — от магии-маны до инопланетян.

Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок.

Кто бы ни был прав, верно одно: все статуи делались на этом самом острове, в каменоломнях. И уже оттуда транспортировались на место установки. Как это выяснили? Очень просто: множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При взгляде на них создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

На фотографии — одна из неоконченных каменных статуй:

А вот ещё несколько неоконченных статуй на склоне вулкана:

Остановимся на ещё одном необЪяснимом пока что явлении, которое, конечно, проигрывает по масштабности, но идёт ноздря в ноздрю по загадочности.

Это таинственная письменность острова Пасхи. Можно сказать, что это — самая таинственная письменность в мире. Последнее — факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось.

На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Кстати, исследования последних лет еще раз подтвердили, что на дощечках кохау ронгоронго каждый знак передает только одно слово, причем на них записан не весь текст, а только ключевые слова , остальные читались рапануйцами по памяти.

Существует на острове и ещё один занимательный факт. Так, на первой картинке в статье изображены головы статуй с подземными туловищами. Так вот, это изображение недалеко от правды. Так, если взять и хорошенько покопаться вокруг некоторых статуй, можно выкопать очень интересные штуки:

То есть, некоторые из статуй намного больше, чем кажется. Причём как они оказались под землёй — неизвестно: то ли сами по себе, то ли их изначально засыпали.

Ещё одна загадка острова — назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия — еще одно название острова — их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

И напоследок, козырь, разбивающий аргументы "рационалистов". Так, рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. Остров на карте:

Так вот, на нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. И возникает вопрос — как? Как рационально можно доставить туда каменные статуи? Никак. Лишь с помощью неведомых сил.

Что, кстати, вызывает вопрос: зачем? Если рационалисты обосновывают устройство каменных статуй хотя бы приемлемо — для защиты от наводнения либо же для защиты от чего-либо ещё, либо как обЪекты поклонения и т.д., то сторонникам "потусторонней" гипотезы установки статуй сказать просто нечего. Подумайте сами: зачем люди, которые владеют сверхЪестественными способностями и могут переносить многотонные глыбы на огромное расстояние, будут этим заниматься? Ведь не поклонялись же они им: действительная сила и суеверия не идут рука об руку…

Так что и гипотеза "потусторонников" также пропадает втуне. Что же остаётся? Остаются факты:

  • остров Пасхи, отдалённый от населённых земель на многие сотни километров
  • огромные многотонные статуи (некоторые более чем наполовину вкопаны в землю)
  • нерасшифрованная письменность
  • дороги непонятного назначения
  • отутствие внятных теорий того, как это всё делалось.

И получается, что Остров Пасхи — это загадка, которую ещё не удалось разгадать.

И не удастся, если завтра случится конец света 🙂

По материалам http://agniart.ru/rus/showfile.fcgi?fsmode=articles&filename=16-3/16-3.html и http://www.ufo.obninsk.ru/pashi.htm


Остров Пасхи – одна из самых таинственных точек на планете , так по сей день и не понятая до конца. Этот небольшой клочок суши в наиболее отдаленной от цивилизации зоне задал всему остальному миру столько загадок, которые никто не в состоянии разгадать или хотя бы дать более-менее однозначный ответ. Это относится и к заселению острова, и к культуре проживавшего там народа, и к его письменности, и к всемирно известным скульптурам из камня – моаи.

Где находится остров Пасхи

Остров Пасхи также называют Рапа-Нуи (так звучит его местное, исконное наименование). Территория находится почти в полной изолированности, отчего история острова Пасхи крайне уникальна и удивительна. Остров расположен в большой удаленности от континентов, в южной зоне Тихого океана. Остров Пасхи является территорией Чили , от которой его отделяют порядка 3 703 километров. От Пасхи до наиближайшего населенного пункта – 1 819 километров (до Питкэрн). Совокупная площадь острова составляет 163,6 кв. км.

Своим названием остров Пасхи обязан голландцу Якобу Роггевену, который открыл этот остров именно в Пасхальный праздник в 1722-ом г . в ходе своего путешествия. Единственный город Пасхи – Ханга-Роа, являющийся столицей. Общее число населения равно, согласно данным за 2010-ый, 4 888 человек. В 95-ом году прошло века одноименный национальный парк (Рапа-Нуи) был причислен ЮНЕСКО к важнейшим объектам культурно-исторического наследия мира.

Заселение острова Пасхи

Полагаясь на последние исследования ученых, проведенные прогрессивными методами, установлено, что Пасха была заселена примерно в 300/400 годах нашей эры (по иным сведениям – приблизительно в 900 г.). Крайним периодом по времени заселения острова является, по оценкам экспертов, 1200 год, когда на Пасхе исчезли леса (это установлено радиоуглеродным исследованием и является на 400…800 лет позже, нежели предполагалось изначально). Как говорят легенды, переселенцы из других мест прибыли туда на 2-х больших пирогах целыми семьями.

Однако существует и другая гипотеза заселения острова Пасхи. В 80-ые годы 15 столетия туда могли прибыть инки под предводительством Тупака Инки Юпанки, во время правления которого у этого народа имелся собственный флот. Таким образом, они на бальсовых плотах с большой вероятностью могли достигнуть отдаленных тихоокеанских островов.

Тому есть и косвенные доказательства: в легендах современных обитателей острова Пасхи говорится о прибывшем с восточной стороны вожде, который носил имя Тупа; остались развалины строений, выполненных в традиционно-полигональной архитектуре инков. Также весомым доказательством данной гипотезы служит тот факт, что в крови нынешних обитателей острова Пасха (рапануйцев) выявлены ДНК населения с южноамериканского континента.

По другой теории остров Пасха был заселен выходцами из Восточной Полинезии (ориентировочно – с о-ва Мангарева). В целом, выдвигаются несколько гипотез о заселении Пасхи:

  • гипотеза на основе легенд;
  • гипотеза американского заселения;
  • гипотеза меланезийского заселения;
  • гипотеза полинезийского заселения.

Несмотря на это, вопрос о путях заселения острова Пасхи остается открытым и до настоящего времени . Достоверно известно лишь то, что до появления в тамошних местах европейцев на Рапа-Нуи жили 2 народа: короткоухие (они имели подчиненное положение в тогдашнем обществе) и длинноухие (они преимущественно доминировали, строили моаи, имели письменность и своеобразную неповторимую культуру). В период восстания короткоухих все до одного длинноухие были уничтожены, а их культура навсегда утрачена.

Статуи острова Пасхи

Статуи с острова Пасхи называются на местном наречии «моаи». Это каменные истуканы в виде головы человека высотой до 20 м. Изготавливались в каменоломнях, расположенных в центральной части острова и каким образом они доставлялись на места, не известно. Как свидетельствуют легенды, они «шли» самостоятельно. Вопреки бытующему мнению, статуи на острове Пасха обращены не в сторону океана – они «смотрят» вглубь самой суши. Некоторые из моаи покрыты головными уборами из камня красного цвета.

У подножья вулкана Рано-Раку сосредоточено самое большое количество моаи – порядка 300. Это статуи разной высоты и разной стадии обработки. Неподалеку от имеющейся на острове бухты находится крупная ритуальная «площадка», где установлено еще 15 статуй. Большое число недостроенных статуй имеется и в каменоломнях, что наводит на мысль о внезапности прекращения работ над ними.

О гипотетическом способе доставки моаи высказался один из последних прямых потомков строителей этих статуй, что отразил в своей книге «Аку-Аку» Т. Хейердал из Норвегии, путешественник. Так, при транспортировке были предположительно использованы бревна и камни (последние фиксировали каждое перемещение моаи путем подкладки). Доставка могла проводиться и при помощи деревянных саней (салазок): этот метод потомок строителей моаи подает как самый вероятный.

Тайна острова Пасхи

Самая главная тайна острова Пасхи заключается в появлении людей на этом отдаленном тихоокеанском клочке суши : как и откуда они могли добраться туда? На данный счет существует множество теорий, однако ни одна из них не считается окончательной, поэтому вопрос о заселении острова по сей день остается неразрешенным.

Вторая тайна острова Пасхи связана с культурой древних рапануйцев : что обозначают их письмена (ведь у населения в древности имелась собственная письменность) и как разгадать написанное, поскольку оно не подвержено расшифровкам до настоящего времени.

Третья тайна острова Пасхи, волнующая больше всего, касается статуй . Для чего они возводились? С какой целью? Как их транспортировали на места? Как устанавливали без каких-либо совершенных устройств и механизмов? Как этих таинственных гигантов жители вырезали цельными кусками из затвердевшего пепла вулкана. Для чего эти стилизованные под человеческий облик немые фигуры стоят обращенными вглубь острова и молча наблюдают за жителями? Почему они выполнены именно в таком виде – с коротким туловищем и продолговатыми крупными головами?

Но на все эти вопросы современный мир в состоянии ответить лишь несколькими теориями – не более.

Итак, дамы и господа, я застрял на одном месте! Сами по себе обстоятельства как-то не очень хотят меняться, а сознательно их менять- "не хватает мотивации", как сейчас модно говорить. И при этом я …