Истребитель пятого поколения Су 57 разработан в ОКБ им. Сухого и известен как проект ПАК ФА. До недавнего времени машина была известна как Т-50 и разрабатывалась как более совершенная замена истребителю Су-27. Предыдущие модели Су 30 и Су 35, несмотря на свое совершенство, все же принадлежат к четвертому поколению. Су 57 полностью соответствует пятому поколению истребителей и создан как противовес американскому F-22. На момент начала 2018 года было произведено десять прототипов, на которых были отработаны практически все основные компоненты, включая вооружение.

Подробные характеристики истребителя Су 57 являются засекреченной информацией, однако даже те данные, которые доступны, позволяют получить представление о возможностях этого самолета. По размерам Су 57 несколько больше Раптора F‑22, но меньше Су27 и относится к классу тяжелых истребителей. Главными его особенностями являются сверхзвуковая крейсерская скорость, малозаметность, способность к маневрам с перегрузкой не менее 10g, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

Кабина Су 57

Кабина пилота оснащена генератором кислорода и катапультным креслом нового поколения. Основой приборной панели являются два 15-дюймовых многофункциональных дисплея МФИ-35. К другим приборам относятся один МФИ меньших размеров, резервный индикатор для отображения текущей полетной информации, коллимационная система ШКС-5, а также речевой информатор. Важным компонентом системы информирования является отображение на стекле шлема летчика самой важной информации.

Двигатель для Су 57

Первые образцы самолета оснащались двигателями АЛ-41Ф1 под рабочим названием «Объект 117». Этот турбореактивный двухконтурный двигатель, созданный в НПО «Сатурн», отличается форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа. Двигатель первого этапа для Су 57 оснащен цифровой системой управления и плазменной системой зажигания. В отличие от двигателей F-22, российская силовая установка оснащена круглыми, а не прямоугольными соплами. Двигатель для Су 57 создан на основе мотора Су-35С. Отличием является увеличенная сила тяги, новая система автоматизации, а также уникальная турбина и пониженный расход топлива.

Благодаря уникальным решениям, такой показатель как сверхманевренность в самолете рееализован полностью. Су 57 способен выполнять столь сложные фигуры высшего пилотажа, что никакой другой самолет в мире на подобное не способен даже близко.

Двигателем второго этапа, именуемого как «Тип 30» должны быть укомплектованы самолеты Су 57, которые пойдут в серию. Этот силовой агрегат еще более усиливает возможности истребителя. Двигатель тестируется, начиная с последнего квартала 2017 года. Его характеристики существенно превосходят АЛ-41Ф1. «Тип 30» является принципиально новым изделием. Применяемые в нем решения являются во многом уникальными и не имеют аналогов в мире.

Вооружение Су 57

Самолет имеет авиационную 30-миллиметровую пушку 9-А1-4071К с боекомплектом 150 снарядов, способную работать во всех режимах. Боеприпасы размещаются в двух основных и двух боковых отсеках. В основных отсеках с 8 точками подвески размещаются ракеты СД и БД, а также корректируемые авиабомбы. В боковых отсеках размещаются сверхманевренные ракеты МД. На внешней подвеске имеющей истребитель способен нести 8 ракет различного назначения. Боевая нагрузка - 10 т.

Для российского истребителя пятого поколения разработаны и продолжают разрабатываться крайне эффективные виды вооружения, включающие в себя высокоточные ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» различной дальности, а также корректируемые авиабомбы. Вооружение для Су 57 представляет собой самые новые разработки, о характеристиках которых можно судить лишь приблизительно. Среди ракет, устанавливаемых на самолет, следует выделить следующие.

Сверхдальняя ракета дальности «воздух-воздух» для внешней подвески КС-172. Ее дальность — 400 км, скорость -1400 м/с, высота поражаемой цели от 3 м до 30000 м на скорости до 1100 м/с. Маневрирование цели 12 g.

Ракеты большой дальности «воздух-воздух»Р-37М (РВВ-БД) для внутренних отсеков. Дальность-300 км, высота от 15 до 25000 м.

Ракета средней дальности «воздух-воздух»К-77МЭ, дальность - 180 км. Скорость ракеты порядка 4,5 М, скорость цели — 3600 км/ч, высота — от 20 м до 25000 м, маневрирование цели 12g.

Ракета малой дальности «воздух-воздух» РВВ-МД (Р-73РМД-2). Дальность - от 0,3 до 40 км. Максимально возможная перегрузка до 65 g. Высота - от 20 до 20000 м.

Важным качеством Су 57 является его многофункциональность. Он способен эффективно работать как истребитель для завоевания господства в воздухе, так и как ударный самолет для поражения наземных и морских целей. Поэтому в комплект вооружения Су 57 входит обширный перечень средств поражения класса «воздух-поверхность».

Прежде всего нужно упомянуть семейство ракет малой дальности «воздух-поверхность» Х-38М. Дальность - 40 км, скорость - 2,2 М. Используется для поражения наземных и надводных целей в прибрежной зоне.

Противорадиолокационная ракета большой дальности Х-58УШК. Дальность - 250 км. Скорость полета — 4200 км/ч.

Дозвуковая ракета «воздух-поверхность» Х-59МК2. Дальность - 290 км.

Дозвуковая противокорабельная ракета Х-35УЭ. Дальность - 260 км. Среди вооружения Су 57 следует отметить корректируемые бомбы, а также еще ряд ракет «воздух-поверхность» различного назначения.

Упомянутые ракеты отличаются способностью крайне эффективно обходить ПРО противника.

Малозаметность, РЭБ, РЛС

Ключевым свойством истребителя пятого поколения является невидимость для радаров, или, если точнее - малозаметность. Абсолютной невидимости пока никому достичь не удалось, а вот существенно снизить её безусловно. Малозаметность обеспечивается целым комплексом мер. Прежде всего - это форма планера, которая позволяет максимально рассеивать излучение радаров, а также радиопоглощающее покрытие. В этом отношении Су 57 находится на передовых рубежах, примерно соответствуя показателям F-22 и однозначно превосходя F-35. Однако реальная малозаметность на российском истребителе обеспечивается во многом за счет комплекса РЭБ «Гималаи», заметно опережающая лучшие американские аналоги. Таким же превосходством обладает и РЛС «Белка», установленная на самолете и способная обнаруживать противника как в сантиметровом, так и в дециметровом диапазоне, обеспечивая всеракурсный обзор. Локаторы дицеметрового диапазона, хотя и уступают в точности системам сантиметрового диапазона, но сводят на нет "невидимость" американских стелс-истребителей. Важнейшим средством обнаружения противника является является электронно-оптическая система «Атолл», позволяющая контролировать воздушное пространство в видимом диапазоне. Подобной системы на американских истребителях нет. Важно заметить, что дальность обнаружения у РЛС "Белка" существенно превосходит подобные показатели машин потенциального противника.

Учитывая суммарные возможности средств радиоэлектронного обнаружения и подавления в комплексе со сверхманевренностью и самым передовым вооружением, у истребителя Су 57 нет равных.

Следует заметить, что приводимые здесь характеристики являются приблизительными, взятыми из открытых источников, так как точные данные естественно не раскрываются.

Истребитель Су-57 - технические характеристики

Длина - 19,7 м.

Высота - 4,8 м.

Размах крыла - 14 м.

Масса пустого самолета - 18,5 т.

Нормальная взлетная масса с полным топливным баком - 30,61 т.

Максимальная взлетная масса - 37 т.

Двигатель :

  • Тип двигателя - турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги в двух плоскостях
  • Модель - «АЛ-41Ф1» (на прототипах и первых 10 самолётах установочной парии, двигатель «второго этапа» «Тип 30» - на серийных самолетах)
  • Максимальная тяга - 2х9500 (11000) кгс.
  • Тяга на форсаже - 2х15000 (18000) кгс.

Летные характеристики Су-57:

  • Предельная скорость - 2600 км/ч.
  • Предельная бесфорсажная крейсерская скорость - 2100 км/ч.
  • Практическая дальность с полным топливным баком: на дозвуковой скорости - 4300 км;
  • на сверхзвуковой бесфорсажной скорости - 2000 км.
  • Практический потолок - 20 км.
  • Длина разбега/пробега - 350 (100) м.

Марс – полет без возврата

Звонок с того света

В дальний космос на ионных двигателях

Хрустальный череп майя. Королевство хрустального черепа

Город Угарит - родина алфавита

Первое поселение на месте финикийского города Угарита появилось еще в каменном веке, примерно в 6000 году до нашей эры, в эпоху...

Большие землетрясения

Задумывались мы на тем, кому принадлежит идея определения силы земных толчков? Наверное, нет. А ведь в наше время эта тема...

Достопримечательности Ханоя


Уникальный коктейль культур Запада и Востока, нечто очень необычное и экзотическое – это город Ханой. Столица Вьетнама имеет многовековую...

Машина времени существует

В канадском музее Bralorne Pioneer Museum долго хранилась одна уникальная фотография, которая стала чуть ли не самой тиражируемой в...

Прибор для проверки денежных купюр

Как только люди придумали деньги, фальшивомонетчики научились их подделывать. Преступников не останавливала даже высшая мера наказания - смертная казнь, настолько...

Существует ли база пришельцев на Луне?

Согласно некоему Вильяму Рутледжу, в 1976 году в рамках программы Аполлон в сотрудничестве с советским правительством была проведена засекреченная...

В последнее время средства массовой информации очень много говорят о российском истребителе пятого поколения, который прежде был известен как Т-50, а сейчас получил официальное название Су-57. Решение Индии отказаться от этой совместной программы может стать катастрофой для будущего самолета. Оно было принято после неудавшегося применения этой машины в истерзанной войной Сирии в конце февраля. Негативное влияние на программу оказало и то, что России не по карману крупные производственные партии таких самолетов, а также сохраняющиеся проблемы с двигателями.

Но прежде всего, сомнения вызывает малозаметность этой машины, поскольку у нее отсутствуют некоторые ключевые характеристики, которые являются определяющими для современных истребителей-невидимок. Тем не менее все вышесказанное отнюдь не означает, что у Су-57 отсутствуют достойные внимания качества и особенности.

В определенной степени Т-50/Су-57 — это неправильно понятый самолет. Отсутствие у него высокотехнологичных конструкционных характеристик малозаметности не означает, что эта машина бесполезна и даже неэффективна. Конструкторы из КБ «Сухого» выбрали «сбалансированный подход» к реализации в новом истребителе технологий малозаметности. Поэтому уменьшенная эффективная поверхность рассеяния самолета с определенных углов зрения стало просто одной из характеристик, которую следует учитывать наряду с другими приоритетами конструкции. Скорее всего, это вызвано необходимостью из-за отсутствия разработок по материалам, обеспечивающим невидимость, производственной базы и соответствующих конструкторских наработок. И тем не менее, результат оказался таким же.

Я уже писал о том, какую роль в данном уравнении стало играть оружие, способное наносить удар без входа самолета в зону поражения. Но в конструкции планера предусмотрены и некоторые другие особенности, обусловленные пониманием того, что по одним только показателям малозаметности Су-57 не сможет конкурировать с американскими и даже с китайскими истребителями. А если принять во внимание организационно-штатную структуру российских вооруженных сил и ту военную доктрину, которая за ней стоит, то становится понятно, что для России не является высшим приоритетом проникновение в глубину самых современных и интегрированных систем ПВО в ходе неких экспедиционных операций.

Меня часто спрашивают: какова степень «невидимости» С-57 в сравнении с другими истребителями? Исходя из длительного изучения этого самолета и многочисленных разговоров с людьми из авиакосмической промышленности на тему его конструкции, я могу сделать следующий вывод. Су-57 — это нечто среднее между американскими «Супер Хорнетами» (F/A-18E/F Super Hornet) и «Сайлент Игл (F-15SE Silent Eagle), и китайским J-20. При этом он ближе к первым двум.

Помня обо всем этом, хочу рассказать о пяти особенностях Су-57, которые нам нравятся. Некоторые предназначены для того, чтобы компенсировать отсутствие у самолета характеристик сверхмалозаметности, по крайней мере, частично.

Боковые РЛС

У Су-57 есть одна особенность, которую давно уже обещали конструкторы F-22, но так и не сдержали свое слово. Это смотрящая в стороны РЛС, размещенная ниже кабины на «щеках» самолета. Такие радары с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона дополняют основную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой Н036 «Белка». Предположительно, на долю вспомогательных РЛС приходится треть приемо-передающих модулей основного радара самолета.

На первый взгляд, польза от этих РЛС очевидна — они обеспечивают гораздо больший сектор обзора датчиков и повышают ситуационную осведомленность пилота Су-57. Но за этим скрывается главное преимущество. Данные РЛС дают летчику возможность выполнять ключевые тактические приемы гораздо лучше, чем на любом другом самолете. Такую тактику обычно называют излучением или засветкой.

Излучение — это когда самолет отворачивается на 90 градусов от доплеровского радара противника и становится к нему перпендикулярно. Поскольку в РЛС такого типа для измерения относительной скорости цели используется доплеровский эффект, и они отфильтровывают сигналы малой относительной скорости, такие как помехи от земной поверхности, излучающий истребитель особо не уходит и не приближается к радару противника, и может войти в «доплеровский зазор» РЛС.

Невидимый участок находится там, где строб-импульс скорости, действующий в качестве фильтра, видит цель, которая перемещается относительно него настолько медленно, что он ее игнорирует. Поэтому, даже когда истребитель противника летит со скоростью 800 километров в час, радар его не замечает. В результате он отсеивает информацию об этой цели, как он отсеивает данные о вершине горы. Это исключительно полезный тактический прием, когда РЛС находится на большей высоте, чем излучающий самолет, и пытается захватить цель по сценарию обнаружения и поражения цели в нижней полусфере на фоне земли.

Но при совершении маневра излучающий истребитель, оснащенный фиксированной АФАР или антенной решеткой с механическим сканированием, теряет радиолокационное изображение противника, от которого он хочет уйти. Если нет посторонних приборов обнаружения, передающих данные на излучающий истребитель через канал передачи данных, летчик «слепнет» и перестает владеть боевой обстановкой в момент, когда это важнее всего. Еще хуже то, что запускаемые с излучающего истребителя ракеты с наведением по РЛС не смогут получать обновленную информацию о цели на среднем участке своего полета, а поэтому вероятность поражения цели у них в таком случае резко снижается, особенно если пуск осуществляется с большого расстояния.

Современные РЛС с АФАР очень чувствительны и имеют сложное программное обеспечение, что в определенной степени снижает воздействие засветки как тактического приема. Но она все равно имеет большое значение, особенно при ведении боевых действий с противником, не обладающим серьезными сетевыми возможностями и вспомогательной аппаратурой слежения.

Если учесть то, что у Су-57 отсутствуют передовые характеристики малозаметности, становится понятна польза от боковых РЛС — ведь они могут снизить возможность обнаружения самолета при помощи тактики засветки, особенно на больших расстояниях, продолжая при этом активно направлять свои ракеты к цели.

Опять же, современные сетевые возможности, особенно те, которыми обладают США и их союзники, способны снизить эффективность засветки в боевом пространстве, где ведется активное наблюдение, в том числе, с участием самолетов ДРЛО, наземных и корабельных РЛС и других истребителей, которые совместно создают общую картину, передаваемую по каналам данных. Но Россия ничего не выигрывает от такого сетевого сопряжения, собственно, как и многие из ее вероятных противников. По этой причине весьма разумным кажется решение установить на Су-57 боковые радары, помогающие обеспечить ситуационную осведомленность летчиков и наведение оружия в цель с одновременным излучением без посторонней помощи.

Говорят, что в больших наплывах Су-57 на передней кромке также имеются радиолокационные антенные решетки L-диапазона (сверхвысоких частот). Прежде всего, они предназначены для распознавания целей. У самолета имеется еще одна решетка Х-диапазона в хвостовой части для повышения ситуационной осведомленности летчика. Не исключено, что в будущем ее станут применять для наведения ракет, осуществляющих захват цели после пуска.

Следует также отметить, что АФАР можно использовать для осуществления точечных электронных атак. Теоретически РЛС истребителя может применять эти приемы РЭБ, атакуя другой самолет или подвергаясь нападению. Выгодно делать это даже под острым углом, не меняя позицию носа машины. По этой причине Су-57 может стать мощным средством радиоэлектронной борьбы, если не сегодня, то в будущем.

Стоит отметить, что при излучении энергия РЛС может выдать ваше местоположение. Но у Су-57 есть решение и для этой проблемы.

Инфракрасный поиск и сопровождение

Су-57 имеет на борту современный оптико-электронный комплекс поиска и сопровождения 101КС «Атолл», который находится в традиционном для российских истребителей месте — в верхней части носа самолета возле лобового стекла кабины. Такое расположение явно вредит радиолокационной заметности Су-57 в передней полусфере, которая важнее всего остального. Но инфракрасный поиск и сопровождение — это одна из лучших технологий для обнаружения и борьбы с малозаметными целями на большом удалении. Я рекомендую подробнее почитать материалы об инфракрасном поиске и сопровождении и о том, как его используют в воздушном бою, чтобы лучше понять те уникальные возможности, которая эта система дает самолету в воздушном бою.

Cу-57 в полете

Инфракрасный поиск и сопровождение можно использовать для передачи информации о цели на ракеты истребителя в полете, причем даже в те моменты, когда самолет наводится по лучу. Прежде всего такой поиск и сопровождение позволяют Су-57 действовать и поражать цели, сохраняя «электромагнитное молчание» (то есть, без излучения радиоволн). В наши дни это крайне важно, собственно, как и остаться незамеченным для радара противника. Кроме того, инфракрасный поиск и сопровождение не подвержены воздействию средств РЭБ.

Современные боевые самолеты могут обнаруживать, классифицировать и даже осуществлять геолокацию излучений противника. Режим РЛС с малой вероятностью перехвата сигналов противником существенно помогает остаться невидимым, хотя при этом некоторые излучения все же остаются. Но малая вероятность перехвата — это очень общий термин, и не все РЛС с малой вероятностью перехвата могут оставаться незамеченными, активно работая в боевой обстановке.

Однако система инфракрасного поиска и сопровождения позволяет применять творческую тактику, которая может стать неожиданностью для противника и нарушить его план боевых действий за счет обнаружения изъянов в нем. Но опять же, прежде всего Су-57 получает возможность обнаруживать и даже уничтожать самые малозаметные самолеты, не подавая при этом никаких радиосигналов. У таких систем ограниченная дальность действия, и на их работу влияют атмосферные условия. Поэтому им трудно подобраться близко к цели до того, как их сможет уничтожить ракета класса «воздух-воздух» большой дальности. Стоит также отметить, что эта система может создать изображение самолета за пределами видимости, что весьма полезно, так как летчик в жестких условиях воздушного боя может первым нанести удар.

Современная система инфракрасного поиска и сопровождения была также обещана летчикам F-22 в рамках программы «Современный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter Program). Но ее закрыли ради экономии денежных средств, когда конструкторы перешли от опытных образцов к серийным вариантам. Сегодня ВМС и ВВС близки к тому, чтобы получить системы инфракрасного поиска и сопровождения для своих истребителей 4-го поколения. F-35 может использовать электронно-оптическую систему прицеливания для опознавания самолетов на большой дальности, а также для ограниченного поиска и слежения, но это не идет ни в какое сравнение с отдельной системой инфракрасного поиска и сопровождения.

Система управляемого противодействия инфракрасным средствам

Подобно F-22, Су-57 имеет несколько апертур обнаружения ракетных пусков, расположенных в разных местах. Но еще у него имеются турели для варьируемых лазерных лучей, которые ослепляют приближающуюся ракету противника и сбивают ее с курса. Используемая в Су-57 российская система входит в состав электронно-оптического комплекса Н101-КС, который также включает системы обнаружения ракетного пуска, систему инфракрасного поиска и сопровождения, а также турели управляемого противодействия инфракрасным средствам, расположенные сверху фюзеляжа за кабиной, а также под фюзеляжем в районе кабины.

Комплекс оптико-электронного противодействия установили на нескольких опытных образцах Су-57, и он работает в соответствии с заявленными характеристиками. Этот комплекс может надежно защитить самолет от современных ракет с инфракрасным наведением, которые еще называют ракетами с тепловой головкой самонаведения. К ним относятся различные ПЗРК и авиационные ракеты.

Система управляемого противодействия инфракрасным средствам, которую американские военные и их союзники используют почти 20 лет, эффективнее работает против современных тепловизионных головок самонаведения, чем против одноразовых средств радиоэлектронного противодействия, таких как тепловые отражатели и ИК-ловушки.

Россия установила довольно громоздкие системы управляемого противодействия инфракрасным средствам на некоторых своих вертолетах и транспортных самолетах, но то, что есть у Су-57, намного миниатюрнее. Эти системы по своей компактности вполне могут поспорить с американскими. Но в Сирии Россия очень сильно опасается ПЗРК, что совершенно правильно.

Установка системы управляемого противодействия инфракрасным средствам на истребителе — дело неслыханное. Конечно, сама концепция существует, но в настоящее время эти комплексы самозащиты устанавливают в основном на военно-транспортных самолетах и на вертолетах в целях защиты от ПЗРК, а не от авиационных ракет. Но целью системы управляемого противодействия инфракрасным средствам Су-57 определенно является срыв атак именно таких ракет. В этом смысле Су-57 своего рода первопроходец. И системы такого типа вполне могут стать сдерживающим фактором для авиационных ракет большой дальности с инфракрасным наведением и для ракет сдвоенной функции.

Добро пожаловать на плохие аэродромы

Российские истребители, даже самые современные и малозаметные, проектируют и делают с большим запасом прочности. У них усиленное шасси и большие колеса, а также грязезащитные щитки на переднем колесе. У различных версий МиГ-29 есть даже створки воздухозаборников, которые закрываются во время руления. У некоторых моделей Су-27 имеются экраны, выполняющие ту же самую функцию отсекания воздушных потоков. У Су-57 нет таких преград на воздухозаборниках, но имеется прочное шасси, примерно такое же, как и у предшественников.

Если вы когда-нибудь видели российские аэродромы, по крайней мере, некоторые из них, вам станет понятно, зачем самолетам прочные шасси. Но это также может пригодиться при выполнении различных задач с посадкой на аэродромах и полосах, где нет маленькой армии машин-чистильщиков.

В этом отношении многие американские самолеты уступают российским, и это довольно серьезная проблема, поскольку Пентагон в случае кризиса в тихоокеанском регионе намерен активно задействовать свою авиацию, которая будет размещаться на слабо оборудованных аэродромах. А ведь в рамках этой концепции хрупкие машины типа «Рапторов» и даже дроны «Рипер» должны будут садиться и взлетать маленькими группами с ВПП на уделенных островах.

Трехмерная система отклонения вектора тяги

Мы говорили о том, что вектор тяги приносит лишь ограниченную пользу в разных эксплуатационных режимах полета истребителя. Он наиболее полезен на очень больших высотах и скоростях, либо в режиме, близком к сваливанию. Но это все равно круто, особенно если других преимуществ мало.


Управляемые сопла двигателей АЛ-41Ф1

Учитывая недостатки в конструкциях и характеристиках Су-57, превосходство над противником в маневренности в пределах видимости это все равно положительно, особенно в связи с тем, что этот самолет не сможет уклониться от боя в отличие от его менее заметных противников. Трехмерная система отклонения вектора тяги на пониженных скоростях и небольших высотах позволяет летчику совершать невероятные акробатические пируэты. Но пользы от этого не очень много, и кроме того, такой пилотаж даже опасен во время любых действий, исключая бой один на один в пределах видимости. Если осуществить хитрый маневр с управлением энергетическим состоянием, то противника можно поразить. Но когда неподалеку находятся другие истребители (а они обычно находятся), это означает, что ты тоже погибнешь. Тем не менее, Су-57 имеет такую систему, и она впервые применена на истребителе-невидимке.

Уникальная конфигурация отсека вооружения

У Су-57 уникальный отсек вооружения тандемного типа. Нам о нем пока мало что известно, но похоже, что самолет может одновременно взять на борт от четырех до шести ракет «воз-дух-воздух» средней дальности. В зависимости от глубины отсеков, там можно разместить меньшее количество более крупного оружия, такого как управляемые бомбы или ракеты класса «воздух-поверхность» с запуском с позиции, находящейся все пределов поражения средствами ПВО. Но надо подождать, пока не появится официальная информация и фотографии, чтобы подробнее обсуждать этот вопрос с большей долей уверенности.

Этот истребитель, предположительно, может пару ракет «воздух-воздух» малого радиуса действия в пусковых контейнерах, расположенных под корневой частью своих крыльев. Эти треугольные и напоминающие по форме каноэ устройства, как говорят, раскрываются в ходе боя как раковины моллюска и таким образом освобождают путь для ракет. Следует еще раз подчеркнуть, что, насколько нам известно, пока нет изображений реального использования этих систем, и пока не совсем понятно, как там может разместиться такая ракета как Р-73. Возможно, в будущем специальная ракета с меньшим диаметром профиля будет размещаться в этих емкостях.

В конечном итоге, можно сказать, что Россия сделала все возможное для того, чтобы компенсировать ограничения в области малозаметности и добавила другие качества, позволяющие Су-57 выживать в бою. И, как мы часто любим подчеркивать, технологии «стелс» — это всего лишь часть целого набора средств, вся совокупность которых будет определять вопросы жизни и смерти в зоне воздушного боя. Особенно средства ведения электронной борьбы в сочетании с малозаметностью все больше становятся важным фактором в ходе современных боевых действий.

Когда мы говорим о технологии «стелс» (даже когда речь идет только о спектре используемых радиочастот), не следует забывать, что мы говорим о том, на каком расстоянии может быть обнаружена цель и с какого расстояния она может быть поражена с использованием конкретного радара, работающего на конкретной частоте и в тот момент, когда цель наблюдается из определенного положения.

Если взять одну и ту же импульсную доплеровскую радиолокационную станцию, работающую в Х-диапазоне (это просто гипотетический пример), то Су-27 может быть обнаружен впереди на расстоянии 145 километров, Су-57 на расстоянии 54 километров, тогда как F-22 будет обнаружен на расстоянии менее 16 километров. Несомненно, мы видим серьезные отличия в характеристиках, однако это всего лишь один аспект очень сложного уравнения современного воздушного боя. Вновь хочется подчеркнуть, что нужно учитывать сетевые показатели, чувствительность расположенных на борту датчиков, наличие вооружений, применяемых вне зоны досягаемости ПВО, степень малозаметности с различных направлений, средства электронной борьбы, тактику, скорость, радиус действия, постоянную поддержку со стороны самолетов системы дальнего обнаружения и управления и многое другое. Цену самого самолета, а также связанные с этим качественные преимущества, следует также принимать в расчет.

Нам неизвестны данные о качестве и уровне интегрированности сенсоров и наиболее важных систем Су-57, но, если судить, по крайней мере, по данные на бумаге, то можно сказать следующее: нет, Су-57 совсем не «хлам». Он представляет собой довольно разумное сочетание возможностей, которые соответствуют российской более простой, менее объединенной в сетевом отношении доктрине воздушного боя, доктрине, которая, несомненно, позволяет вести боевые действия против более вероятных врагов, чем в ходе войны Армагеддона против Соединенных Штатов.

Однако, с учетом строгих правил применения оружия, существующих, например, в Сирии, многие возможности даже самых серьезных оппонентов нейтрализуются. Если Россия сможет продолжить финансирование Су-57 и решит проблемы, связанные с двигателями, то он может стать эффективным и крайне ценным истребителем, превосходящим по своим возможностям все остальные самолеты, находящиеся в распоряжении российских ВВС.

Но можно ли сказать, что он сопоставим с F-22? Нет, нельзя

В этом и состоит проблема — очевидно, что он и не разрабатывался как таковой. Но, судя по всему, российские официальные лица и российская пресса постоянно выступают с противоположными заявлениями. Это все равно, что сказать: F/A-18E/F «Супер Хорнет» в некоторых аспектах обладает такими же качествами, как F-35 — но это просто неверно, и, прежде всего, это некорректное сравнение.

Тем не менее нужно отдать должное русским за то, что они не испугались новых рисков, связанных с разработкой этого истребителя, и в процессе работы смогли использовать инновационные концепции, хотя это и было обусловлено критически низким объемом знаний в области малозаметности, а также ограничениями в сфере производства.

МОСКВА, 11 авг — РИА Новости. Новейший российский истребитель пятого поколения получил название Су-57, он начнет поступать в войска в 2018 году. Об этом телеканалу "Звезда" сообщил главнокомандующий Воздушно-космических сил России генерал-полковник Виктор Бондарев.

"Решение принято, самолет получил свое название, как ребенок после рождения. Су-57 — теперь мы будем его величать именно так", — сказал главком.

Ранее проект, который еще находится на испытаниях, был известен как перспективный авиакомплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) и Т-50.

Высокий уровень автоматизации

В июле текущего года на авиасалоне МАКС в Жуковском Бондарев сообщил о подписании предварительного заключения по государственным совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов.

При этом Бондарев отметил, что самолет вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты. "Пока я бы сказал, что физиологической границы для пилота ПАК ФА не существует. И по освоению, и по эксплуатации этого летательного аппарата, — заявил он. — Конструкторы работают над тем, чтобы машина делала максимум за пилота".

Главком пояснил, что во многом такого высокого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой современной электронной начинке самолета от разных производителей.

Первая партия

Авиаэксперт: новый Су-57 может действовать фактически автономно Российский истребитель пятого поколения получил название Су-57. Авиаэксперт Виктор Прядка в эфире радио Sputnik отметил, что новый истребитель – это, по сути, многофункциональный комплекс.

Президент ОАК Юрий Слюсарь в ходе авиасалона МАКС сообщил, что Минобороны РФ и Объединенная авиастроительная корпорация обсуждают поставку в первой партии 12 истребителей ПАК ФА. Он отметил, что предсерийное производство Т-50 запланировано с 2019 года.

Ранее замглавы Минобороны Юрий Борисов заявил, что работы по новому истребителю находятся на финальной стадии. "По этому году мы получаем 10-й и 11-й образцы, которые подключат к испытаниям, и в будущей госпрограмме вооружения на 2018-2025 годы у нас запланирована первая серийная закупка самолетов Т-50", — рассказал замминистра во время посещения авиационного завода имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

В декабре 2016 года Бондарев заверил, что сроки первых поставок ПАК ФА будут полностью выдержаны. "Все сроки сохраняются, испытания ПАК ФА идут семимильными шагами, уже поставлен восьмой экземпляр. Самолет показывает прекрасные летно-технические характеристики. Это наше будущее, наша надежда. Не только летный, но и инженерно-технический состав освоят его с большим успехом", — сказал он на праздновании столетия инженерно-авиационной службы ВКС.

Новое поколение

Су-57 — российский истребитель пятого поколения. Макет ПАК ФА был представлен президенту России Владимиру Путину в 2004 году. Впервые самолет поднялся в воздух в 2010-м.

В конструкции Су-57 используются композиционные материалы на основе углепластика, значительно снижающие его радиолокационную заметность. Кроме того, углепластиковые панели обладают бесценными для авиации качествами — легкостью и прочностью. А многофункциональная радиоэлектронная система, установленная в истребителе, не только обнаруживает наземные и воздушные цели, но и решает задачи навигации, опознавания, радиоэлектронной разведки и противодействия.

Истребитель оснащен сдвоенной 30-мм пушкой, а основное вооружение — две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, расположенные в двух внутренних отсеках.

Воевать в пяти измерениях

В новом самолете установлен принципиально новый комплекс авионики и перспективная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Су-57 обладает повышенной мощностью двигателя, бомбовой нагрузкой и дальностью полета.

Основными конкурентами новейшего истребителя являются американские F-22 и F-35. При этом Су-57 обладает сверхманевренностью, которая является заслугой его двигателей с управляемым вектором тяги (УВТ).

Как сообщали СМИ со ссылкой на замгендиректора по НИОКР бортового оборудования концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Гиви Джанджгаву, истребитель пятого поколения может "воевать в пяти измерениях". Он способен контролировать не только свое положение в пространстве и время полета, но также сможет следить за электромагнитным спектром, это сделает самолет защищенным.

Многофункциональные комплексы

Главная задача, стоявшая перед конструкторами, создать машину, которая будет делать максимум за пилота. По словам генерального директора компании "Альянс авиационных технологий Авинтел" Виктора Прядки, подобные истребители фактически становятся многофункциональными комплексами.

Сейчас каждый самолет, как рассказал Прядка, становится вычислительным центром, который принимает решение о комплектовании определенного вооружения для конкретной боевой операции.

"На управление самолетом может влиять физическое самочувствие летчика и даже его настроение. А когда специалисты находятся в бункере и управляют летательным аппаратом, то они гораздо оперативнее могут заложить те функции, которые есть на борту и использовать их для благополучного выполнения операции", — заявил он.

ПАК ФА Т-50 – многоцелевая машина нового поколения, полностью разработанная в современной России. Имеет ряд преимуществ, характерных как для ударного самолета, так и для истребителя.

Т-50 – хороший компромисс между отличными летными показателями и малозаметностью, что в совокупности с современными бортовыми средствами обнаружения (РЛС, ОЛС), комплексом обороны и новым ракетным оружием сделает возможным завоевание превосходства в небе над всей существующей в данный момент авиацией. Планируется, что Т-50 станет прямой заменой морально устаревшего Су-27 в российских ВВС.

История создания

Начальной точкой к появлению боевых машин пятого поколения явилось противостояние в небе СССР и Америки. В конце 70-х – начале 80-х годов были созданы по два истребителя четвертого поколения от каждой страны: тяжелые Су-27 и F-15 и легкие МиГ-29 и F-16. На основе полученного опыта в 1990 в США создаются и тестируются первые прототипы . Доработка и постановка на серию займет почти 12 лет, позже данная машина получит обозначение Raptor.

В Советском Союзе разработку перспективного истребителя поручили РСК «МиГ». Команда конструкторов разработала самолет МиГ 1.44. Но из-за политического, а затем и экономического кризиса в стране все испытания прототипа отменили, проект заморозили на неопределенный срок.

Новая жизнь истребителя МиГ 1.44 началась в 2000 году уже в другой стране.

Серия летных испытаний показала, что машина перестала соответствовать современным требованиям по маневренности, малозаметности на радарах, способности поражать различные виды целей. Разработку МиГ 1.44 окончательно прекратили.

В 2001 году высшее военное руководство России сосредоточило все старания на выпуске совершенно нового перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Главным его создателем выступило ОКБ «Сухого».

С 2002 по 2005 гг. бюро создает эскизный проект под названием Т-50, на основе которого разрабатывается технологическая документация на сборку самолета. Внедрение новейшего метода конструирования позволило значительно ускорить выпуск первого прототипа машины. В январе 2010 года был создан истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50.

КОНСТРУКЦИЯ

Единый корпус образован фюзеляжем и крылом с передним наплывом. Внедрение данного решения позволило ощутимо увеличить маневренность самолета. Само крыло оборудовано отклоняемыми носками, элеронами и флапперонами. Фронтальная часть передних наплывов сделана поворотной для дополнительного управления. Вертикальное оперение машины составляют два цельноповоротных киля.

Горизонтальное оперение представляет собой цельноповоротный стабилизатор.

Теплообменники системы кондиционирования и воздухозаборники мотогондол расположены на фронтальной части пилонов. Воздухозаборники двигателей с мотогондолами разнесены на расстоянии 0,6-0,7 метра от центральной оси самолёта, где располагаются несколько отсеков для скрытого размещения ракет и бомб. Связь всех органов управления самолета в одну систему обеспечивает высокую маневренность при всевозможных углах атаки, исключает как явление вхождение самолета в штопор.

Компоновка планера с почти полным отсутствием прямых углов, специальное покрытие радиопоглощающими материалами, использование в конструкции композитных материалов снизили видимость Т-50 на радарах. Данный показатель улучшился в 20 раз в сравнении с 4 поколением. Превосходный обзор летчика истребителя обеспечивается продуманной конструкцией остекления фонаря. Также с левой стороны кабины, внизу от пилота, располагается выдвижная штанга для заправки топливом.

Шасси ПАК ФА Т-50 унифицировано с шасси самолетов четвертого поколения. Носовая стойка состоит из двух колес диаметром 0,6 метра, грязезащитного щитка и фар. Задние стойки – по одному колесу диаметром около 1 метра с тормозами. Все опоры шасси складываются вперед по направлению полета.

Одна из самых главных характеристик боевого самолета – соотношение тяги двигателя к массе самолета (тяговооруженность). Ее повышение увеличивает маневренность и скорость разгона как на земле, так и в воздухе. Начиная с истребителей поколений 4 и 4+ этот показатель превышает 1, то есть суммарная тяга, создаваемая двигателем, выше снаряженной массы машины.

Основной установкой в настоящее время является турбореактивный двигатель с двумя контурами.

Его особенность состоит в том, что часть нагнетаемого воздуха направляется по второму контуру вокруг камеры сгорания. На создание тяги уходит меньше топлива, соответственно снижается расход и повышается экономичность установки.

Все это характерно для бесфорсажного режима. При включении форсажа в три раза увеличивается расход топлива, обеспечивая лишь 70% прирост тяги. Однако данный режим работы двигателя крайне полезен. С его помощью можно сократить длину разбега при взлете, быстрее выполнить опасные маневры во время боя.


Почти все самолеты предыдущих поколений не могли преодолеть звуковой барьер без форсажа, не говоря о постоянном полете на скорости более одного Мах. Вот почему важнейшее требование к новому двигателю – способность крейсерского полета на сверхзвуке без использования режима форсажа, что также позволит уменьшить инфракрасный след от машины. Согласно заявленным требованиям на ПАК ФА Т-50 установили два двухконтурных турбореактивных двигателя.

Для начальных испытаний был выбран ТРДД АЛ-41Ф1 с тягой 9500 кгс в крейсерском режиме и 15000 кгс при форсаже, с изменяемым вектором тяги и системой зажигания на основе плазмы. Пара таких двигателей позволяет развить самолету максимальную скорость в 2400 км/ч.

Главным разработчиком силовой установки второго этапа является НПО «Сатурн».

Планируется, что двигатель этого поколения станет на 3-8% лучше АЛ-41Ф1 по основным параметрам, до 20% по вспомогательным. Установка изделия 30 (предварительное название) на Т-50 начнется в 2023-25 гг.

Основа системы управления вооружением самолета ПАК ФА Т-50 – радиолокационный комплекс Ш-121. В его состав входят: бортовая радиолокационная станция дальнего обнаружения Н036 Белка с пятью антеннами, оптиколокационная станция (ОЛС-50М), система Н036УВС. БРЛС Н036 Белка произведена в НИИП им. В.В. Тихомирова и оснащена локатором с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). На поверхности антенны равномерно распределены 1526 небольших приёмо-передающих модулей.

Конструкция такого типа позволила увеличить надежность станции.


Оптиколокационная станция (ОЛС-50М) расположена спереди от кабины. Она предназначена для нахождения цели по инфракрасному следу, а также для измерения расстояния до нее с помощью лазерного дальномера-целеуказателя. Возможна совместная работа с нашлемной системой целеуказания пилота во время ближнего боя.

Многофункциональная радиоэлектронная система самолета позволяет обнаруживать малозаметные объекты; осуществлять навигацию, разведку и выполнять радиоэлектронное противодействие самолетам противника.

Вооружение

Истребитель оснащается 30-мм встроенной пушкой 9А1-4071К. Она служит для атаки по земле или для ближнего боя. Предельная боевая нагрузка Т-50 составляет 10 тонн. Для снижения заметности весь боезапас располагается во внутренних контейнерах.



Ракетное (бомбовое) вооружение делится на несколько классов:

  1. Ракеты «воздух-воздух» малой дальности – РВВ-МД с ИК головкой наведения (К-73Э, К-74МЭ).
  2. Ракеты «воздух-воздух» средней дальности (РВВ-СД). В настоящее время на ракеты средней дальности (до 100 км) устанавливают головки с активной радиолокационной системой нового поколения. На первом этапе после пуска ракета определяет точку включения комплекса самонаведения, а затем сама себе начинает подсвечивать цель. Реализуется цель «пустил и забыл».
  3. Ракеты «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности (РВВ-БД). Данный тип вооружения используется на внешних точках подвески из-за больших габаритов. Примерами таких ракет – изделие 180-БД, КС-172. Дальность поражения – до 400 км.
  4. Противокорабельные ракеты/
  5. Различные модификации ракет «воздух-поверхность».
  6. Корректируемые авиабомбы.

Комплекс обороны

Главной задачей оборонного комплекса является предоставление полного контроля над ситуацией на ближнем и дальнем расстоянии от самолета. С его помощью возможно вывести из строя или повредить систему наведения противника, снизив до минимума шанс любой атаки.


Множество датчиков сигнализирует пилоту о пуске ракет, о лазерном или радиоэлектронном облучении. Система противодействия истребителя в автоматическом режиме запускает постановку помех при обнаружении какой-либо угрозы.

Прототипом кабины самолета ПАК ФА Т-50 стала кабина .

В ней установлены два больших цветных экрана, на которые выводится вся информация. Была реализована возможность размещения нужных сведений индивидуально для каждого летчика. Основная прицельная информация находится на широкоформатном индикаторе лобового стекла машины.

С развитием авиации и вычислительной техники улучшалась и система управления самолетом. В настоящее время боевые операции подразумевают, что пилот истребителя должен обладать полной информацией о воздушной и наземной обстановке. Сведения поступают как от собственной станции обнаружения, так и от наземных средств.


Система «электронного пилота» Т-50 проводит анализ и предлагает летчику лучший вариант, с которым он может согласиться или ввести иные вводные данные и получить другие рекомендации.

Сравнение самолетов пятого поколения

Основные конкуренты ПАК ФА Т-50 – F-22 Raptor и F-35 Lighting. Их сводные данные представлены в таблице.

Т-50 ПАК ФА F-22 Raptor F-35 Lighting II
ЭПР, м2 0.005−0.5 0.005−0.3 0.001−0.1
Масса пустого, кг 18 500 19 700 13 300
Макс. взлетная масса, кг 37 000 38 000 31 800
Макс. скорость, км/ч 2500 2100 1900
Крейсерская скорость, км/ч 2100 1850 1300
Дальность полета, км 2700 1900 2200
10 000 9000 7700
Точек подвески ракет, шт 10 внутренних 8 внутренних 4 внутренних
6 внешних 4 внешних -
Дальность обнаружения целей
Истребители 4-го поколения 330 км 165 км 220 км
Истребители 5-го поколения 90 км 90 км 110 км

Тяговооруженность Т-50 при средней взлетной массе с двумя модернизированными двигателями на 10% больше, чем у F-22 и почти в 1,5 раза больше, чем у F-35. Дальность действия самолета ПАК ФА Т-50 при полной загрузке составляет 2700 км, у Раптора она не превышает 2500 км.


Эффективная площадь рассеивания (ЭРП) у Т-50 около 0,5м2, что несколько хуже, чем у американских истребителей. Но это компенсируется гораздо лучшей маневренностью и максимальной скоростью изменения вектора тяги (60о в секунду при 20о у американцев).

По количеству вооружения преимущество на стороне истребителя ПАК ФА Т-50. С учетом внешних подвесок – максимальное количество ракет составляет 16 штук. У F-22 – 12 штук, F-35 – 4 штуки.

Гипотетически, воздушную битву Т-50 и F-22 Raptor можно представить так. На расстоянии в 60-70 км F-22 первый обнаружит самолет противника и выпустит по нему ракету. ПАК ФА сможет от нее уклониться за счет своей сверманевренности, а после заметит Raptor, выпустив по нему ракету в ответ. На дальнейший исход боя повлияет только подготовка пилотов и их опыт ведения боя. У F-35 практически нет шансов на победу из-за низкой скорости полета, плохой маневренности и небольшого количества ракет.

Т-50 ПАК ФА – прекрасное воплощение инженерной мысли российских ученых.

Несмотря на все препятствия (отсутствие финансирования, отток квалифицированных инженеров и конструкторов за рубеж) разработка, а затем и выпуск самолета на авиазаводе были выполнены в кратчайшие сроки. Как итог – Т-50 опередил время, задав тем самым вектор развития мировой авиации вперед на ближайшие годы.

С 2018 года началось серийное производство истребителя. Ему было присвоено новое название Су-57. Планируется, что поставки в российские войска начнутся в 2019 году с первой установочной партии в 12 машин.

Видео

"Жену отдам дяде, а сам пойду к бляди".

Русская народная поговорка о нерадивых мужиках

Пресса пишет, что нынешняя Россия потеряла последнего союзника в Азии. Союзника давнего, - Индию.

Которая отказалсь сразу от двух больших оборонных заказов - закупки новейшей российской системы ПВО С-400 и закупок самолета пятого поколения СУ-57 .
В результате демарша Индии, если он состоится, Российская оборонка потеряет порядка 4,5 - 5,5 миллиардов долларов.

Аналитики гадают о причинах и выдвигают несколько версий. По самолетам, например, недостаточно качественный двигатель истребителя, отказ РФ организовать сервисные центры на территории Индии, а также приезд в Индию некоего эмиссара из США. Который сказал индийцам "низзя" , - и наши союзники взяли под козырек.

И тут возникает вопрос, а сколько же всего Российская Федерация имеет в наличии истребителей СУ-57 ?

Если верить нашим кремлеботам, которых немеряно в сети, - то много. Они бороздят воздушное пространство на парадах в Москве и даже участвуют в войне в Сирии.

На мой конкретный вопрос один из кремлеботов ответил, что "истребителей СУ-57 хватит, чтобы уничтожить Омеригу" .
Так это или нет - я не знаю.

Пишу прописью: четыре штуки!

Четыре самолета в современной войне - это все равно, что 4 гранаты во времена Первой Империалистической, - только на одном американском авианосце в зоне конфликта в Сирии их 90.

И возникает закономерный вопрос и у меня и у российских налогоплательщиков: а был ли мальчик?

Стоит ли вообще говорить об этих самолётах?

Другое важное событие, о котором я узнал из российской прессы - это пропуск НАТО на территорию когда-то бывшей нашей Средней Азии. Картавые большевички Троцкий с Лениным расстарались, отобрали у Русских эту территорию и отдали её диким племенам, никогда не имевших своей государственности, культуры и письменности даже.
Предварительно уничтожив живших там Русское Казачество вкупе с Русским Крестьянством.

И тут возникает закономерный вопрос и у меня и у российских налогоплательщиков к московским товарищам:

А зачем же вы, господа-товарищи создавали разные фейковые (фальшивые по-русски) организации типа ОДКБ, ЕВРАЗЭС с ЕАЭСом, тратя на их создание и содержание миллиарды народных денег?

Списывали кочевникам долги и принимали их мигрантов в Россию, лишая своих граждан рабочих мест и затаривания страну наркотиками.

Неужели вы не понимали, что кочевые племена, возомнившие себя государствами, рано или поздно позовут пришлых на свою территорию. Ведь должен их кто-то кормить!

Почему их гастарбайтеры до сих пор находятся в России? Почему до сих пор не закрыта граница со Средней Азией?

Ведь звоночек не вчера прозвенел. Это было понятно самому тупорылому росиянцу, который кроме шапиро-ТВ ничего не смотрит. Ведь если среднеазиаты запретили русский язык, запретили кириллицу, выдавили с территории всех рускоязычных, - то это означает, что они готовят эту территорию к сдаче.