В Москве, в кинотеатре "Октябрь", прошла премьера фильма "Экипаж" - он выходит в широкий прокат 21 апреля. Подобного по размаху кинособытия не было в России уже давно.

Гости премьеры разошлись после показа - к часу ночи. Среди них были министр культуры РФ Владимир Мединский, директор Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов, глава Союза кинематографистов Никита Михалков, председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин, заместитель Генерального директора ВГТРК Антон Златопольский (фильм представляет канал "Россия 1"), глава киностудии имени Горького Сергей Зернов, главный редактор канала "Культура" Сергей Шумаков, режиссеры Олег Табаков, Владимир Меньшов, Владимир Хотиненко, Валерий Тодоровский, Александр Митта, актеры Владимир Машков, Данила Козловский, Светлана Светличная, Надежда Михалкова, композиторы Игорь Крутой, Игорь Николаев и многие другие.

Но одни из самых дорогих гостей премьеры - летчики "Оренбургских авиалиний" Константин Парикожа и Дмитрий Алкеев, которые , посадив неисправный самолет, благодаря чему им удалось спасти сотни жизней. После фильма, во время которого в зале то и дело раздавались зрительские возгласы "Не может этого быть!", обозреватель "РГ" поговорила с летчиками и расспросила их - что правда, а что - нет, и каковы у них впечатления от премьеры.

То, что мы видели на экране - насколько это было достоверно?

Константин Парикожа: Какой момент вас интересует?

"Дозаправки" людьми в воздухе. Мне казалось, что это было нереально. Может такое случиться хотя бы теоретически?

Константин Парикожа: Тяжеловато, конечно, такое сделать. Дозаправка в воздухе существует и происходит таким же образом - самолеты выстраиваются "в хвост". Как правило - в армии и в военной авиации - на самолетах дальнего действия. У них есть такая, без посадки. А что касается людей...

Дмитрий Алкеев: Думаю, если бы была тренировка - такое сделать бы смогли.

А когда самолет взлетает из горящей точки на короткой взлетной полосе, что становится возможным только благодаря упавшей вышке с водой - такое реально?

Дмитрий Алкеев: Это все абсолютно правильно. Согласен! Это самый правдоподобный момент в этом кино.

Все мы помним, как, когда случилось извержение вулкана в Исландии, прекратили летать самолеты, потому что вулканический пепел, попавший в двигатель, приводит к катастрофе. А в фильме самолет с пеплом в двигателе летит и довольно долго.

Дмитрий Алкеев : Бывает такое. От количества пепла зависит. В один двигатель попало много, он сразу выключился, а другой повредился, но продолжил работать.

Когда вы посадили в Доминикане самолет и спасли жизни сотням пассажиров, эмоционально в реальности испытали что-то подобное тому, что играли актеры в фильме?

Константин Парикожа: Конечно, напряжение было. Но у нас это происходило всего-навсего 20 минут. А в фильме - растянуто на два часа. В жизни происходила не такая масса событий, как с этим экипажем. Так что эти герои - намного героичнее, чем мы. У нас все было скоротечно и не так ярко и красочно. И вулкан не взорвался.

Тем не менее, вы тоже чувствовали, что можете не долететь...

Константин Парикожа: Мы были над аэропортом, рядышком.

Дмитрий Алкеев: У нас коэффициент везения больше был. Но страшно, конечно, что и говорить. Включаются какие-то внутренние резервы, эмоции уходят на второй план и выполняешь то, что должен сделать.

А стажеру в такой тяжелой ситуации могут доверить самолет с людьми?

Константин Парикожа: А больше некому было доверять.

Вы смотрели старый фильм "Экипаж"? Какой фильм вызвал более сильное чувство?

Константин Парикожа: Конечно смотрел! Новый фильм более красочен и современен. Хотя сейчас у нас идет эпоха возвращения старого советского кино и играть нужно на высоком уровне, чтобы соответствовать ему.

Дмитрий Алкеев: Вы знаете, как говорят: песни, которые в детстве услышал, дороже тех, что услышишь потом. Конечно, мне старый "Экипаж" ближе. Но эффекты и краски, которые я увидел в новом фильме, разумеется, впечатляют.

Какие фильмы про свою профессию, кроме "Экипажа", вы любите? Я вспомнила недавний фильм "Елки", где самолет внезапно сажают на старую посадочную полосу, которая чудом сохранилась стараниями одного человека. И основано это на реальной истории.

Константин Парикожа: Лучший авиационный фильм для меня это "Мимино". Думаю, многие со мной согласятся.

Дмитрий Алкеев: "Иду на грозу", "Разрешите взлет", "Мимино" - отличные фильмы.

Вот вы придете после премьеры домой, что расскажете своим близким?

Дмитрий Алкеев (смеется): "Вы летчик?" "Иногда. Вообще-то - я эндокринолог" (цитата из фильма "Мимино" - Прим. С.А.).

Константин Парикожа: Честно скажу, что мне фильм понравился, и я советую на него сходить. В любом случае все авиаторы пойдут на фильм - сто процентов. Хотя бы ради того, чтобы проверить его на подлинность: сказка - не сказка. Но это ведь не документальное кино и не основанное на реальных событиях. Надо от этого отталкиваться и понимать, что все-таки картину лучше оценивать комплексно. Тут много всего - и взаимоотношения, и чувства. И не надо делать упор на техническую сторону этого фильма. Она как фон идет. Это совершенно не главное в картине. И за это я благодарен создателям - мне, правда, фильм очень понравился.

Дмитрий Алкеев: "Спасибо!"

Константин Парикожа: И выскажем благодарность за их мастерство и способность передать реалии нашей работы.

Фильм: «Экипаж»
Режиссер: Николай Лебедев
Сценарий: Тихон Корнев, Николай Куликов, Николай Лебедев и др.
Продюсер: Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков
В главных ролях: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Сергей Кемпо, Катерина Шпица и др.
Бюджет: 650 000 000 руб.
Премьера (мир): 21 апреля 2016


Отзыв:
На «Экипаж» решила сходить еще пару месяцев назад, когда зацепили попадающиеся на каждом шагу трейлеры, обещавшие зрителю нечто грандиозное. Красавец Козловский в главной роли, интригующее «от создателей «Легенды №17»» и зашкаливающая концентрация экшена в двухминутном ролике сделали свое дело: в кинотеатр я пришла в предвкушении чего-то впечатляющего. И скажу честно, не ошиблась – впечатлять отечественные фильмы научились.

Не особая поклонница российского кинематографа, но подобный формат люблю. Конечно, нельзя не заметить закос наших режиссеров под голливудский масштаб, но зрителя это определенно привлекает. За два с лишним часа мы увидели все: взрывы, стены огня, горящие заживо люди, растекающаяся по всему экрану лава, шторм, буря, туман – кажется, создатели фильма решили максимально впечатлить картинкой, и все это еще и в 3D-очках! И во главе всего этого графического безумия стоит молодой летчик Алексей Гущин – естественно, герой, естественно, спасший всех. Козловский отыграл его на 5 с плюсом, но вот сам персонаж, на мой взгляд, вышел несколько идеализированным: этакий непоколебимый духом отважный юнец, плюющий на мнение других и всегда смело идущий против системы. Впрочем, подобный типаж гармонично вписался в сюжет и вызвал всеобщую симпатию.

Помимо Козловского нельзя не отметить отличную игру Машкова (командир Леонид Зинченко): ему достался тот самый образ «сурового тренера», который меняется под влиянием «проблемного» ученика (не напоминает Тарасова из «Легенды №17?»). В целом, весь актерский состав заслуживает всяческих похвал, да и сюжет, хоть и не удивляет своей непредсказуемостью, держит зрителя в напряжении и дает возможность и посмеяться над хорошими шутками, за что сценаристам отдельное спасибо, и, само собой, попечалиться на слезливо-сопливых моментах. Картина вполне оправдывает громкую заявочку на «фильм-катастрофу» (кстати, сама катастрофа, на мой скромный взгляд, слегка затянулась – кульминационный момент занимает добрую половину фильма). И поучительные выводы, безусловно, налицо: есть что обдумать, есть что переосмыслить.

Фильм зайдет абсолютному большинству, и посмотреть его, в общем-то, стоит (бурные аплодисменты зала в конце сеанса вам тому доказательство).

Ах, да. Не совсем поняла, как в описание закралось «6+», потому как не по-детски жестких моментов в картине более, чем достаточно. Так что, если беспокоитесь за психику своих маленьких отпрысков, брать их с собой не рекомендую. А все остальные – вперед. Еще успеете оценить.

Оценка : 7 из 10

Трейлер:

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы самолета Ан-148 назвала обледенение возможной причиной крушения самолета. "Фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов", что произошло из-за того, что у самолета был выключен обогрев приемников полного давления (ППД), сообщил МАК.

Невключение обогрева - это ошибка. Включение производится при чтении карты на земле: одни читают карту, остальные контролируют и включают то, что оглашается картой. Пропустили. Но это само по себе не смертельно.

Дело в том, что экипаж, наблюдая разницу в показаниях скорости или какие-то невероятные показания, несоответствующие режиму работы двигателей, не определил неверные показания приборов. Представьте себе, что такое случилось в машине: вы знаете, сколько оборотов двигателя, поэтому вы можете предположить приблизительную скорость автомобиля.

Беда современных летчиков, летающих на современных самолетах, в том, что практически весь полет выполняется компьютерной программой. В ручном управлении самолет находится за весь полет 5-6 минут: после взлета и перед посадкой - сколько бы полет ни длился. То есть экипажи лишаются опыта нахождения в контуре управления.

Мы, старые летчики, примерно 25% времени летали вручную. Наш мозг устроен таким образом, что этот опыт складывается из миллиардов нейронов в ассоциации. И сегодня нужно проводить в разы больше тренировок для отработки полетов по приборам.

Когда пилот ведет самолет по приборам в облачную погоду или ночью, пилотирование идет почти исключительно на центральном зрении. То есть когда мы считываем данные, пилотируя по приборам, мы большую часть с приборной доски считываем в цифрах: скорость, курс и так далее. Для быстрой обработки этих данных нудно больше тренироваться.

А теперь представьте, что экипажи за месяцы или годы находятся в режиме контурного управления какие-то минуты, опыт в мозге не накапливается. А когда отказывает электроника, то экипаж не в состоянии определить пространственное положение, не в состоянии быстро определить параметры и принять правильное решение и так далее.

Экипаж тут должен был определить, что скорость по прибору непонятная, но такие приборы, как гироскоп, авиагоризонт - они же не отказали. Значит, по их положению можно было бы перевести на какой-то угол снижения, чтобы не потерять скорость, определить режим работы двигателей - номинал или крейсерский режим. Это уже гарантия того, что самолет не потеряет скорость.

Я убежден, что сегодня это всемирная проблема - дефицит опыта летного состава. Опыт превращается в фикцию: налет есть, но налет не руками, не в контуре управления. А полетов по приборам в тренировках сейчас нет, летчики лишены этого опыта. Нужно срочно увеличивать полеты на тренажерах, чтобы летчик пилотировал по приборам, не видя естественного горизонта, и накаливал опыт, а этого нет.

На земле была ошибка - не включили обогрев против обледенения системы приема воздушного напора, - но далее не смогли определить пространственное положение, опираясь на действующие приборы.

В тот день синоптики говорили, что погода хорошая. И хотя это было так, обледенение нужно караулить, когда температуры близки к нулю: в облаках влажность почти 100% и происходит обледенение. Это не было учтено. Но это опять же предположение, потому что МАК огласил эту версию как предварительную, и нужно ждать более точной информации.

Во второй раз стыковка прошла удачно, но во все время пребывания космонавтов на станции они были вынуждены постоянно бороться с неприятными инцидентами. Однажды даже произошло возгорание. Волков предложил сразу перейти в спускаемый модуль, о чем предупредил Москву, но Добровольский с Пацаевым проявили решительность и успешно устранили неисправность. На станции космонавты провели 23 дня, установив очередной рекорд по продолжительности полета. Проблемы с техникой продолжились во время подготовки возвращения на Землю. Перед расстыковкой «Союза-11» и «Салюта-1» неожиданно загорелся датчик сообщавший, что люк негерметичен. В течение нескольких томительных минут космонавты, пытаясь устранить неисправность производили повторное закрытие люка. Наконец датчик, свидетельствующий о неисправности, погас, и модуль устремился к Земле. Однако во время спуска экипаж на связь с центром управления полетов не выходил. Приземлился модуль в автоматическом режиме. Предчувствуя недоброе, спасатели бросились вынимать из посадочного модуля космонавтов. К сожалению, все они были мертвы.

1980 года. В ней два летчика в нарушение всех правил спасают население острова, на котором происходит извержение вулкана. Живой Журнал отправил на фильм авиационного журналиста, выпускника лётной школы Александра Локтева — он записал 18 профессиональных замечаний к тому, что увидел на экране.

Кадр: Централ Партнершип

1. В кабине грузового Ан-12, на котором служит герой Козловского, прежде чем превратиться в гражданского летчика, мы видим современные цифровые приборы. Этот самолет не проходил модернизацию, кабина в нем полностью аналоговая: самолет закончил выпускаться в 1972 году. И членов экипажа в этом самолете не два, как в фильме, а минимум четыре. Кстати, очень странно, что на хвосте военного самолета его марка выведена крупными буквами — так не положено.

2. На гражданке герой Козловского пересаживается за тренажер, а потом быстро за штурвал пассажирского Ту-204. У авиакомпании, которая сразу после перехода военного летчика в гражданские выпускает пилота-стажера за штурвал судна другого типа без курса аварийной подготовки, скорее всего, будут огромные проблемы. Причем сразу в транспортной прокуратуре. Самолет — не автомобиль: все авиасуда разные по своим функциям, устройству и поведению. А изображено, как будто в таксопарк набирают водил по объявлению.

Кадр: Централ Партнершип

3. После минимальной тренировки на тренажере стажер Козловский сразу занимает место второго пилота. Так бывает только в том случае, когда в строй вводится уже официальный, прошедший летную школу второй пилот или человек с сертификатом командира воздушного судна, сдавший множество экзаменов.

4. В кабине Ту-204 в фильме два члена экипажа. Существует лишь только одна модификация этого самолета Ту-204 СМ, где работает два пилота. В остальных — а их на авиалиниях большинство — только три. Видимо, конструкторское бюро Туполева предоставило съемочной группе именно эту модификацию.

Кадр: Централ Партнершип

5. Кстати, помимо непосредственно летного тренажера, который мы видим в фильме, существует еще и так называемый процедурный тренажер, на котором отрабатывается и доводится до автоматизма порядок нажатия кнопок по чек-листам и их расположению в кабине. Козловский в фильме на таком тренажере замечен не был, будем надеяться, что он позанимался на нем за кадром. Иначе он просто обречен.

6. При подготовке к взлету пилоты смачно пьют кофе. Вообще-то, когда борт готовится к взлету, особенно усилиями двух человек — тут не до разговоров и не до кофе. Надо прочитать чек-листы, обсудить множество нюансов с техником и диспетчером, проверить и настроить все бортовые системы. Отвлекаться нельзя — если пропустишь хоть один пункт предполетной подготовки, может случиться катастрофа.

Кадр: Централ Партнершип

7. При вылете из Внуково мы видим на летном поле жену и сына героя. В сцене прощания, командир воздушного судна говорит жене: «Пропуск сдать не забудь!» По мнению авторов фильма, любой пилот может заказать пропуск на стоянку в стерильную зону для жены и сына? Представим, какой бы проходной двор творился на летном поле, если бы пилоты водили туда свои семьи попрощаться. В реальности все немного не так. Точнее, совсем не так: в Шереметьево сотрудников багажной службы, по моей информации, выпускают (а чаще просто не выпускают) на стоянку у телетрапа подышать воздухом. Ни о каких жене и сыне в стерильной зоне и речи быть не может. В противном случае случаются трагедии — как с нашими соотечественниками в аэропорту Шарм-аш-Шейха.

8. Во время сцены извержения вулкана в аэропорту бедствия на Ту-204 стоит без стояночных «башмаков». Они кладутся под каждую основную стойку шасси с двух сторон, чтобы самолет внезапно не покатился. Причем кладут их сразу, как только самолет закончил движение и заглушил движки. Оставить самолет без башмаков — все равно что играть в войну «Калашниковым», не поставленным на предохранитель.

9. В сцене посадки людей на Ту-204 в аварийном аэропорту пассажиры заходят на борт в переднюю дверь по трапу, и именно в этот момент Козловский запускает двигатель рядом с ним. При старте движок раскручивается выше минимального режима, потому есть вероятность, что просто засосет в себя пассажира.

Кадр: Централ Партнершип

10. В сцене аварийного взлета и пилот грузового самолета, и герой Козловского на Ту-204 переводят двигатели с номинального во взлетный режим только перед самым отрывом. При взлете с короткой полосы с большим количеством людей и груза надо форсировать на взлетном режиме на всю катушку с самого начала разбега, иначе все закончится плачевно.

11. Мало того, что герой переводит движки во взлетный режим перед отрывом, так еще дает такой угол, что самолет смачно трется хвостом о полосу. На Ту-204 есть «защита от дурака», которая просто не позволит дать такой угол на взлете, при котором бы самолет цеплял полосу хвостом! К тому же, при появлении огромной силы трения о бетон или асфальт самолет, по всей вероятности, просто не сможет разогнаться и, как следствие, взлететь.

12. Герой Козловского погрузил на борт всех, кто был в аэропорту и закрыл дверь изнутри. В таком случае непонятно, кто отодвинул трап? Заднего хода у Ту-204 нет, а трап стоял спереди и должен был при рулении врезаться в крыло и двигатель со всеми вытекающими последствиями.

Кадр: Централ Партнершип

13. Во время пожара двигателей на Ту-204 герой Козловского тушит и отключает от всех систем один двигатель, а второй продолжает гореть. Но отбор воздуха в салон производится в двигателях! Вопрос: откуда возьмется кислород для отбора? Пассажиры в такой ситуации должны были задохнуться угарным и углекислым газом очень быстро, в течение нескольких секунд.

14. При взлете транспортный самолет цепляет крылом какую-то гадость и повреждает топливный бак в крыле. Вообще, утечка топлива из баков инженерами всегда предусматривается — как и список мер, позволяющих свести к минимуму последствия такого происшествия. А тут создается впечатление, что из одной дырки вытекло вообще все топливо, которое было в самолете.

15. Сцена эвакуации пассажиров между самолетами в полете: здесь не надо ничего объяснять — так не бывает, это художественный прием. Но удержать аварийный Ту-204 на одном движке на скорости 350 км/ч следом за впереди летящим самолетом, который оставляет свой аэродинамический след, невозможно. Есть большая вероятность, что следующий вторым борт попадет в воздушные потоки впереди идущего самолета и просто потеряет управляемость. Именно поэтому в аэропортах, например, существует специальный минимальный временной интервал между взлетами самолетов.

Кадр: Централ Партнершип

16. В полете герои пытаются открыть дверь в Ту-204. К счастью, им это не удается — и это спасает их жизни! Если бы дверь, на которую они навалились втроем, все-таки открылась, то ломатели просто вывалились бы за борт. Вообще, выбить дверь грузового отсека ногами 3 мужчин нельзя — иначе это произошло бы много раньше при падении первого же незакрепленного чемодана.

17. Во время аварийной посадки в Петропавловске-Камчатском на Ту-204 приземляется в грозу. В обычной жизни для экипажа и пассажиров это означает верную смерть — в реальной жизни ее облетают стороной даже ценой опоздания в пункт назначения, или уходят в другие аэропорты. При этом Козловскому приказали «лететь по приборам», а приборы в грозу, где ветер, обледенение, турбулентность, ведут себя, мягко говоря, нестабильно. Но визуальный контакт с полосой он все же установил и даже удерживал самолет на траектории — будем считать, что именно это его и спасло, хотя доля художественного преувеличения намного больше художественной правды.

18. Пилоты Ту-204 садятся на брюхо и включают реверс — то есть тормозящее вращение турбин двигателей против часовой стрелки. При одном неработающем двигателе реверс, скорее всего, не включился бы. Но в кино все возможно. Другое дело, что при посадке на брюхо надо не реверс включать, а выключать все движки, чтобы керосин не взорвался от трения. Впрочем, в кино, видимо, используется негорючий керосин — когда самолету отрывает крыло, в баках почему-то керосин не загорается…