Карта Иноземцево со спутника. Исследуйте спутниковую карту Иноземцево онлайн в реальном времени. Подробная карта Иноземцево создана на основе спутниковых снимков высокого разрешения. В максимальном приближении спутниковая карта Иноземцево позволяет детально изучить улицы, отдельные дома и достопримечательности Иноземцево. Карта Иноземцево со спутника легко переключается в режим обычной карты (схема).

Поселок Иноземцево расположен у склона горы Бештау. Его считают уникальным местом в районе Кавказских минеральных вод. С 1983 года Иноземцево стало поселком городского типа, административно входящим в город Железноводск. Население ПГТ Иноземцево составляет более 28 тыс. человек. Здесь в начале XIX века по указу Александра I было отведено 7 тыс. десятин казенной земли, для первого поселения миссионеров Эдинбургского общества. С целью распространения христианства и ремесла среди народов гор.

Место было выбрано в поселке Каррас, где жили потомки крымского султана Гирея. Для помощи шотландцам в 1809 году прибыли из Саратовской губернии семьи немецких переселенцев. Это были мастеровые люди: кожевник, слесарь, кузнец. Рядом с Каррасом образовалась немецкая колония. В колониях к середине XIX века давали продукцию кожевенная мастерская, кирпичный и известковый заводики.

В 1959 году обе колонии объединили и присвоили статус курортного поселка Иноземцево. Имя поселку дали по названию ж/д станции, которая была названа в честь строившего железной дороги на Кавказе и Украине И.Д.Иноземцева. Историческим памятником этих мест считается Дом Рошке. В 1824 году была построена дорога, проходящая через Каррас, чтобы соединить горячие воды с Железными. В усадьбе Г. Рошке (немецкого колониста) проезжающие отдыхали в известной кофейне и небольшой гостинице. В этой гостинице поэт М, Ю. Лермонтов провел последний день перед дуэлью. В ней же бывали Пушкин, Глинка, Толстой.

Инозе́мцево - курортный посёлок в городском округе город-курорт Железноводск Ставропольского края. Один из крупнейших посёлков городского типа в России.

География

Расположен у восточных склонов горы Бештау. Расстояние до краевого центра: 180 км.

Именно здесь в 1801-1835 годах находилось первое и старейшее поселение выходцев из Западной Европы - шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества. Шотландская колония была основана у горского аула Каррас. Позже к составу колонии присоединились немцы, основавшие по соседству Николаевскую колонию. Сами шотландцы покинули колонию в 1821 году. Миссионеры были направлены на Кавказскую линию по велению императора Александра I «с целью распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания». Осенью 1801 года было выбрано место для миссии на восточном склоне горы Бештау, в старинном татарском поселении Каррас, принадлежавшем потомкам крымского султана Гирея. В 1805 году миссионеры получили 7 тысяч десятин казенной земли. 25.12.1806 Александр I издал грамоту жителям колонии. 29.9.1817 Комитет министров принял решение о переселении из К. нем. колонистов (не реализовано). Комитет министров принял решения о переустройстве колонии, утверждённые Николаем I(15.12.1828, 26.6.1835). Еванг. община (1806-66), лют. приход Пятигорск. Церковь (1840). Земли 7000 дес. (1807), 2859 дес. (1883), 3498 дес. (1910). Садоводство, виноградарство и виноделие, цветоводство, пчеловодство. Кожевенные з-ды Р. Педди, К. и Ю. Энгельгардтов, кирп.-черепич. з-д Е. Я. Альфтона, известковый з-д «Якорь», маслозавод, лавки, аптека. Сельсовет, с.-х. коопер. тов-во, нач. школа, изба- читальня (1926), к-з им. К. Либкнехта. Педтехникум (1933). Здесь бывали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов (он отправился отсюда в 1841 на свою роковую дуэль). Место рожд. лют. пасторов И. Т. Келлера (1842-1918), Э. Е. Деггелера (1868-1956). Члены миссии активно распространяли христианство, издавали религиозную литературу, выкупали на деньги библейского общества невольников, обращали их в христианскую веру и возвращали им свободу. Кроме того, миссионеры занимались плотницким, столярным, кузнечным, гончарным, типографским, хлебопекарным, портновским и ткацким ремёслами, а также торговали продуктами сельского хозяйства на рынках КМВ. В помощь шотландцам для обработки земли летом 1809 года в Каррас переселились первые немецкие семьи из Саратовской губернии. Среди них мастеровые люди: слесарь Иоганн Мартин, кожевник Христиан Конради, сапожник Иоганн Либих, бумажный фабрикант Людвиг Либих, кузнец Иоганн Георг Энгельгарт. Шотландцы покинули колонию в 1821 году. В 1835 году рядом с Каррасом была учреждена немецкая Николаевская колония (также Ново-Николаевская), которой было отмежевано из старого надела 4,5 тысячи десятин (в 1831 году - Константиновская, между которыми выросли обширные виноградники). До 1917 - Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр./Новогригорьевский у., Пятигорская/Новогригорьевская…

Кавказские Минеральные Воды, далее просто КМВ - безусловно, одно из интереснейших мест, что я видел. Даже не по количеству достопримечательностей (хотя и с этим тут всё хорошо), а по своему устройству: россыпь одиноких гор (если точнее, 17) высотой от 700 до 1400 метров, сочащихся минералкой, и на равнине между ними - 6 городов (курортные Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, промышленный Лермонтов и транспортные Минеральные Воды), несколько ПГТ (важнейшие - Иноземцево и Горячеводск), десятки сёл и хуторов, в том числе греческих и карачаевских. У городов здесь общий символ - Орёл, терзающий змею, то есть победа здоровья над хворями. Агломерация с миллионным населением, при этом неразрывно связанная с природой - настоящий центр Северного Кавказа, не случайно администрация федерального округа разместилась не в Ставрополе (о котором ), а в Пятигорске.

Пяти дней на КМВ оказалось мало, поэтому рассказ мой будет не совсем полным - однако из 15-17 частей. В первой осмотрим "ворота" агломерации город Минеральные Воды (76 тыс. жителей) и начало связующей её воедино железной дороги до посёлка Иноземцево, во второй - проедем по станциям от Железноводска до Кисловодска.

Одним из европейских веяний, "привезённых" в Россию Петром I, стали курорты: стоило было разобраться с первоочерёдными проблемами - создать промышленность, навалять шведами и выйти к морю, как во все пределы империи Российской разъехались медики и учёные искать целебные воды - первой из таких находок стали в Карелии. По некоторым данным, тогда же, в 1717 году, петровский медик Готлиб Шобер побывал в Предкавказье и открыл источники у нынешнего Пятигорска. Более достоверны исследования Иоганна Гюльденштедта, Петра Палласа и Фёдора Гааза на рубеже 18-19 веков, когда через будущие КМВ прошла Азово-Моздокская укреплённая линия и Россия взялась обустраивать регион всерьёз и надолго. Официально курорт был учреждён в 1802 году, и спрос на него появился с первых лет - первоначально отдыхающие жили в кибитках (калмыцких юртах), ставившихся у источников в летний сезон. В 1820-30-е оформились 4 курортных города, и во времена Лермонтова (1837-41), как можно узнать из того же "Героя Нашего Времени", тут уже был популярный у петербургского света курорт, достойный какого-нибудь Карлсбада.
Наконец, в 1875 году рядом прошла Владикавказская железная дорога, вблизи КавМинВод оказалась станция Султановкая, почти сразу переименованная в Минеральные Воды: от неё начиналась дорога к курортам, а в 1893 году пустили железнодорожную ветку на Кисловодск. Пристанционный посёлок начал быстро расти, в 1898 году получив название Илларионовский, в 1922 году - став городом Минеральные Воды . Вот таким был его вокзал:

Ныне на его месте роскошный вокзал 1950-х годов, встречающий гостей круглой колоннадой с орлом, запечатлённой на вводном кадре. Вокзал стоит непривычно далеко от путей, по сути с этой стороны ещё одна площадь:

Вид со стороны города. В целях борьбы с терроризмом войти в вокзал можно только с этой стороны, а выйти - только к орлу:

Башенка наверху у меня вызывает ассоциации с ВДНХ:

Но больше всего меня впечатлил центральный зал под куполом с обилием лепнины, витражей и мозаик:

Основная тема оформления - кавказские пейзажи, что подчёркивает роль "ворот региона":

Так как терроризм - угроза обществу, а Кавказ - его главный очаг (здешние электрички взрывали неоднократно), я предполагал, что по фотопаранойе КМВ превзойдёт всё, что я видел раньше. Ну правда: вот заходит молодой мужчина нетрадиционной для данных мест внешности в вокзал, фотографирует его, и не покупая билета уходит - в любой точке России сторож бы насторожился. Но вопреки ожиданиям, несмотря на огромное количество охраны я фотографировал совершенно беспрепятственно на всех станциях. Не знаю, с чем это связано - то ли с обилием курортников ("кефирников", как их тут называют), которые тоже непрочь запечатлеться на фоне вокзала, то ли реальностью террористической угрозы, а стало быть лучшим пониманием, что не фотоаппарат есть признак злоумышленника.

Старые дома в окрестностях привокзальной площади - она и служит историческим центром города:

Бурая сталинка на заднем плане - напротив вокзала:

Но в общем, Минеральные Воды - это классический "город железнодорожников", разросшийся в позднесоветское время (когда курорты были особенно загружены) и потому весьма унылый внешне. По-южному ухоженные перпендикулярные железной дороге главные улицы с пятиэтажками:

И редкими сталинками типа почтамта:

А между ними - сплошной частный сектор на фоне горы Змейка (992м), или Жлактау - 3-й по высоте из 17 гор КМВ после Бештау и Джуцы.

Почти в геометрическом центре города, недалеко от стадиона на перекрёстке Ставропольской и Пятигорской улиц - Никольская Старая церковь (1957), до 1997 года называвшаяся Покровской, тогда же видимо пристроили колоколенку. По храмам советского времени мне пора уже делать отдельный пост - столько об этом феномене накопилось материала, и на КМВ таких церквей я нашёл минимум две.

А в дальнем конце Ставропольской, на противоположной вокзалу оконечности "пятиэтажечного" центра - собственно, нынешний Покровский собор (1992-97), вроде бы имевший дореволюционного предшественника, фотографий которого я не нашёл.

Впрочем, он сам по себе интересен - едва ли не ярчайший образец этой грубой, доморощенной, низкобюджетной, но такой искренней архитектуры церквей Перестройки.

Странные пропорции, какая-то общая раздельность всех элементов:

Особенно хороша апсида, похожая на водонапорную башню:

Кроме вокзала, в МинВодах есть основанный в 1925 году, а ныне крупнейший в Северо-Кавказском ФО аэропорт - уступающий аэропортам Ростова, Краснодара и Сочи, но далеко превосходящий Ставрополь, а из-за сложного рельефа (рядом горы) он наряду с московскими аэропортами имел самое современное в СССР навигационное оборудование. Ещё в окрестностях Минеральных Вод есть небольшие и остающиеся в тени "великолепной четвёрки" курорты Кумагорск и Нагуты, а также совсем не курортный Георгиевск - старый городок, выросший у ярмарки и крепости, где в 1783 году был подписан трактат о русском протекторате над Грузией. Пожалуй, Георгиевск - мой главный пробел на КМВ, но оттуда родом эконом-географ mingitau , в журнал которого и отсылаю. Я же из примечательных мест в окрестностях Минеральных Вод запомнил лишь ногайское село Канглы, которое проезжает маршрутка по дороге из Ставрополя - о ногайцах, чьи сёла точечно раскиданы от казахской границы до Кавказа, я уже писал . Но по крайней мере при беглом взгляде Канглы ничем не выделяются среди других сёл Ставрополья, а их главная достопримечательность - Кинжал-гора (506м) в 1970-е годы была полностью уничтожена карьером - горы здешние слагает редкий и ценный технический камень бештаунит :

Так что вернёмся на вокзал - помимо сквозных путей дальних поездов, тут есть и тупиковые пригородные. У входа на крытую платформу - турникеты, в кассе продают билет со штрих-кодом, как на подмосковных электричках - вот только турникеты все нараспашку, и по вагонам довольно часто ходят контроллёры. Линия на Кисловодск длиной 64 километра была построена, как уже говорилось, в 1893 году, а нынешний облик приняла в 1936, когда её электрифицировали (причём магистраль такой честь удостоилась лишь в 1960-е), снабдили высокими платформами и вероятно построили часть вокзалов на маленьких станциях. Ныне это что-то среднее между городским и пригородным транспортом - она связует МинВоды, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск, электрички ходят в среднем каждые час-полтора, время в пути - также около полутора часов. У местных они популярны, и среди окружающего маршруточного безобразия смотрятся как оазис в пустыне - удобный и понятный транспорт, которым я пользовался все 5 дней своего пребывания на КМВ. Что особенно приятно - у всех поездов пока ещё исторический дизайн:

Навес над первой пригородной платформой, судя по заклёпкам - то ли дореволюционный, то ли грамотная стилизация. Рядом паровоз-памятник:

А из окна электрички видны редкие дореволюционные постройки путейского ведомства:

Первая остановка - платформа 3-й километр , невзрачная подстать названию. Таких на линии всего две.

На 5-м километре вокзал поинтереснее - видимо, времён электрификации линии:

Как и на следующей станции Змейка - сталинские вокзальчики тут похожи друг на друга, но чуть-чуть разные:

Где-то здесь город заканчивается, и над сёлами и полями довлеет собственно Жлактау, в скалах которой правда есть что-то змеиное. Часть склона изуродована карьером, где добывался всё тот же бештаунит:

Жалко, день выдался пасмурным - каждый из 5 дней на МинВодах (да всех 10 дней поездки) меня сопровождала разная погода:

Но вот за горой начинается новый посёлок Иноземцево (28 тыс. жителей), через который железная дорога проходит тремя станциями:

Здесь же подходит ветка на Железноводск всего из одного перегона... этой весной, увы, фактически убитая - поезда по ней больше не ходят. Хотя это закрытие не первое, в лучшее время на линии было 19 пар поездов (то есть один состав ходил туда-сюда почти непрерывно), а накануне последней отмены - 6 пар.

Здесь зона влияния другой горы - Бештау (1401м), вокруг которой и группируются КМВ. До станции Бештау и ходят электрички из Железноводска - туда-сюда, не дальше по главному ходу!

Тут уже дореволюционный вокзальчик, за которым РЖДшный санаторий "Восход":

Иноземцево ныне числится ПГТ в подчинении Железноводска, который при этом слегка превосходит по размеру. Оно всегда было в тени других городов КМВ, но между тем история его весьма интересная: в 1801 году здесь обосновались шотландцы - миссионеры из Эдинбургского Библейского общества, пытавшиеся крестить горцев - как я понимаю, "библейские общества" не принадлежат ни одной конфессии и просто распространяют Библию в миру. Впрочем, миссия оказалась не очень успешной, шотландцы тут продержались до 1835 года, а затем их окончательно вытеснили немцы, переселившиеся сюда в 1809 году и взявшиеся за садоводство.

Название "Иноземцево" же - отнюдь не в честь здешних иноземцев: изначально шотландская колония называлась Каррас, немецкая - Николаевская, а под нынешним названием их объединили в 1959 году (когда местные немцы по воле Сталина уже 18 лет как обживали Казахстан) вокруг станционного посёлка, получившего название в свою очередь в честь Ивана Иноземцева - начальника Владикавказской железной дороги, построившего эту линию и особняк близ станции имени себя:

Ещё за путями - остатки домовой церкви Иноземцева, переделанной в жилой дом. Кадр снят прямо с платформы:

Станция Иноземцево :

Маленький старый вокзал:

Здесь я оставил электричку и отправился на поиски осколков бывшей немецкой колонии. Посёлок стоит на склоне Бештау, улицы уходят вниз под весьма ощутимым углом:

В центре - проспект Свободы с бульваром, вполне возможно насаженном ещё немцами, по разные стороны которого два домика очень почтенного возраста:

Белый слева, в три окна, принадлежал старшине немецких колонистов Готлибу Рошке, который тут устроил кофейню, и в кофейне этой бывали Пушкин, Глинка, Толстой, Белинский, но в первую очередь - Лермонтов, который здесь завтракал последний раз в своей жизни, утром перед дуэлью с Мартыновым. Что тут сейчас - не знаю: домик и не открыт, и не заброшен.

Наискось от которой - серое здание кинотеатра "Луч", скрывающий внутри кирху колонии Каррас (1837), фотографий которой я, увы, так и не нашёл:

Есть тут и ещё одна бывшая кирха Николаевской колонии (1904), адрес которой я не знал, и лишь по возвращении обнаружил, что ныне это ДК "Машук" на Колхозной улице. Каким образом я упустил это при подготовке - ума не приложу, поэтому фотография кирхи чужая (

Посёлок городского типа в составе городского округа Город-курорт Железноводск Ставропольского края, район Кавказских минеральных вод.
Численность постоянного населения 27 502 чел. (2018).

Расположен у восточных склонов горы Бештау. Железнодорожные платформы Бештау, Иноземцево и Машук на ветке Минеральные Воды – Кисловодск.

Начало ему было положено в 1801 году, когда группа шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества прибыла на Северный Кавказ для распространения христианства среди язычников и мусульман. У подножия горы Бештау им был выделен участок земли площадью 7000 десятин, где миссионеры заложили колонию, названную Каррас, по имени ближайшего аула (в переводе с тюркского - "чёрная вода"). Не сумев наладить хозяйство, в 1810 году шотландцы пригласили себе в помощь немцев-евангелистов, живших в Саратовской губернии, которые очень скоро заняли в колонии главенствующее положение. В 1819 году другой группой выходцев из Германии была основана по соседству с Каррасом колония Николаевка.

К началу XX столетия это были процветающие села, где имелась школа с обучением на немецком языке, работали заводы пивной, кожевенный, кирпичный, известковый, молочный, а также пекарня и две мельницы. Колонисты выращивали большое количество сельскохозяйственной продукции, которой обеспечивали курортные города, в первую очередь Железноводск.
В честь И. Д. Иноземцева (1843–1913) в 1914 году была переименована железнодорожная станция.
В 1930 году на базе обеих колоний был организован колхоз «Советский пахарь», переименованный позднее в колхоз им. К. Либкнехта. Пивзавод был преобразован в винзавод. В 1941 году немецкое население обеих колоний было выслано в Казахстан, Сибирь и на Урал. В 1959 года и расположенные рядом посёлки Каррас и Николаевка были объединены в посёлок городского типа с общим названием Иноземцево. 10 апреля 1959 года решением крайисполкома был передан в административное подчинение Железноводску.

Иван Дмитриевич Иноземцев строил дороги на Северном Кавказе и на Украине. С 1880 г. занял должность управляющего Ростово-Владикавказской железной дороги (ныне – Северо-Кавказская железная дорога), где и служил с отличием до самого выхода в отставку летом 1908 г. В 1912 году И. Д. Иноземцев находился на излечении в Москве, где умер в 1913 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1914 году по завещанию умершего его прах перевозится на станцию Каррас. Хлопотами супруги к этому времени возводится домашняя церковь, храм для немногочисленных жителей колонии православного вероисповедания. Нижний этаж этого здания являлся семейной часовней-усыпальницей. Здесь и был помещён прах И. Д. Иноземцева.

В 1928 году по указанию властей снова было произведено перезахоронение останков Ивана Дмитриевича на кладбище колонии Каррас, основанное ещё в начале XIX века здешними первопоселенцами - миссионерами из Шотландии.

Курортный поселок Иноземцево , расположенный в Ставропольском крае, является очень интересным населенным пунктом с необычной историей.

История

Первыми поселенцами в этом месте были шотландские миссионеры во главе с Александром Патерсоном. Прибыли они в Россию в аул Каррас в 1802 году для религиозной деятельности среди горцев, населявших округу. Выбрано было именно это место, потому что миссионеры считали кавказских горцев похожими на горцев шотландских. Однако реальность сильно разочаровала приезжих иностранцев. Населявшие аул татары и представители кавказских народов жили фактически в средневековье, у богатых и знатных жителей имелись рабы. Шотландцы старались выкупать из рабства детей, учили их, многие потом стали довольно успешными людьми. Плата за свободу была довольно высока, двести рублей серебром. Средства для выкупа миссионерам переводились из Шотландии . После нескольких лет жизни в Каррасе большинство поселенцев переехали для продолжения своей деятельности в Оренбургскую область, хотя Патерсон остался.

Следом за шотландцами пришли немецкие поселенцы. Они начали активно разрабатывать эти земли, культивируя различные сорта пшеницы, винограда и многих других культур. Развивалось так же и животноводство. Вскоре стало ясно, что выращивание хлебных злаков не принесет много дохода, поэтому поселенцы переключились в основном на садоводство. Благодаря упорному труду появились многочисленные мельницы, маслобойни и прочие машины для переработки полученного сельскохозяйственного сырья. Впервые именно они начали выращивать в округе табак. Благодаря дешевым товарам сюда стали заезжать многочисленные отдыхающие на Кавказских минеральных водах.

С началом Великой Отечественной войны население колоний, состоявшее почти полностью из немцев, было выселено в Казахстан из-за угрозы вероятного сотрудничества с немецкими войсками. Немногие вернулись домой, так как имущество после отмены указа о переселении не возвращалось.

Немецкие колонисты назвали свое поселение Николаевкой, но в просторечье среди окрестных жителей долго ходило название поселка «Шотландка». Только в 1959 году, в результате слияния Николаевки и Карраса появился поселок Иноземцево. Название свое он получил, по иронии судьбы, не от обилия иностранцев в этих местах, а от станции, названной в честь Иноземцева Ивана Дмитриевича, управляющего железной дорогой, имевшего неподалеку особняк.