Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона». Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же - как символ вечной встречи человека с Богом - находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.

Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году. Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» - по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго.

Храм в послереволюционное время

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.

Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м - федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.

Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Одной из самых ярких достопримечательностей является главный храм донских казаков — кафедральный Вознесенский собор. Он был заложен во время основания города, в 1805 году, в праздник Вознесения Христова.

Построенный с третьего раза

Основатель города, легендарный атаман Матвей Платов, задумал, чтобы главный храм донских казаков был самым большим в России.

Строительство Вознесенского собора шло долго и трудно. Началось оно в октябре 1811 года по проекту петербургского архитектора, приехавшего из Италии, Алоизия Руска. Руководил строительством храма родной брат этого архитектора, Иероним Руска. Итальянский проект храма пришёлся не по вкусу донским казакам, уж очень он был похож на римский собор Святого Петра. Но проект был всё же одобрен и возведение храма началось. Однако спустя семь лет братья Руска уехали из России, и строить собор до 1825 года продолжил архитектор Амвросимов.

Платовский проспект с видом на собор. Старинная открытка

В 1846 году недостроенный храм постигло несчастье. При сведении главного купола обрушилась часть храма. Собор начали строить заново. Уже по проекту архитектора Ивана Вальпреде. Но неожиданно та же трагическая участь постигла и второй вариант собора. Он снова рухнул. Казаки заговорили о том, что не стоит строить храм на этом месте. Но всё же его решено было строить заново.

В 1891 году приступили к возведению третьего варианта Вознесенского собора, по проекту другого архитектора – академика Александра Ященко.

«Второе солнце Дона»

В 1900 году было завершено основное строительство, остались отделочные работы. Собор должны были открыть к приезду императора Николая II, но его визит не состоялся. И в 1904 году открыта была только подземная Покровская церковь, находящаяся в верхнем подвале храма. Сам же собор в целом открылся для богослужений только 6 мая 1905 года. Его строили ровно сто лет!

Вознесенский кафедральный собор. 2008 год

Зато выстроили на славу. Дончане очень гордятся своим храмом. И к этому собору часто применяют превосходные степени – самый большой храм на Дону, самый красивый, самый главный храм казаков…

Высота собора — 74,6 метра, и он является третьим по величине православным храмом России (после московского храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского Собора). Подвальное помещение храма уходит в глубину на 15 метров! И, говорят, из него есть подземный ход, ведущий в бывший Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров).

Золотые купола храма видны задолго до приближения к Новочеркасску. И не случайно Вознесенский собор называют «Вторым солнцем Дона».

Золотые купола Вознесенского собора

Храм невероятно красивый. Он выполнен в нововизантийском стиле, нетипичном для нашего края. Купола собора первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест инкрустирован богемским горным хрусталем. В свете яркого солнца храм был виден на многие километры.

Вознесенский собор одевается в золото. 2010 год

Во время советской власти золото с куполов было содрано, храм стоял в запустении. В прошлом году соборные купола вновь одели в золото, а крест снова украсили хрусталём. «Второе солнца Дона» засияло вновь.

Храм рассказывает историю Дона

Внутреннее убранство собора величественно и красиво. Фрески, старинные росписи. Туристы просто ахают от всей этой красоты.

Вознесенский собор. Внутреннее убранство. Старинный снимок

В храме есть уникальные фрески и иконостасы – более 200 живописных композиций, которые дошли до наших дней в первозданном виде.

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Мраморные плиты для пола привезены из Италии и Франции.

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Ангел Вознесенского собора

Этот собор неспроста называют главным храмом донских казаков – он был возведён как соборная церковь Всевеликого Войска Донского. Воины Христовы, донские казаки, молились здесь, уходя в походы, а потом поминали павших и благодарили Господа за дарованные им победы.

Хоры собора украшены картинами, изображающими значимые эпизоды из истории донских казаков. Где, в каком храме ещё можно увидеть такое?

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В 2005 году жители Новочеркасска отмечали двойной юбилей - двухсотлетие города и закладки в нём храма. К этим торжествам было приурочено окончание работ по реставрации соборного фасада. Его облик был восстановлен в соответствии с рисунками и чертежами начала прошлого века. На очереди монтаж хрустальной инкрустации, столь славившейся в прежние годы.

«Второе солнце Дона», Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске на площади Ермака — главный храм донского казачества. Он по праву считается одним из самых величественных и красивых соборов в России и третьим по величине после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.



Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона».Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

Чтобы соорудить здание подобных размеров, потребовалось построить для его нужд кирпичный завод, электростанцию и линию водопровода. Для того чтобы избежать риска обрушения, была создана специальная лаборатория, в которой проверялся на прочность весь строительный материал.

В начале XX века Новочеркасский кафедральный собор был оборудован уникальной системой вентиляции и отопления, которая явилась по тем временам настоящим прорывом в технической мысли. Благодаря смелым инженерным разработкам не только создавалась комфортная обстановка внутри храма, но и, что очень важно, обеспечивалась сохранность живописи иконостаса и стенных фресок. К сожалению, ныне она утрачена.

Кроме этого, Новочеркасский собор был знаменит своим внутренним убранством. Его пол покрывали мраморные плиты, специально изготовленные во Франции и Италии.

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же — как символ вечной встречи человека с Богом — находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.


Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году.



Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» — по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго

.

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м — федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.

История донского казачества, прошедшего трудный и полный драматизма путь, воплотилась в величественном памятнике, которым является Новочеркасский Вознесенский собор. Он по праву считается одним из шедевров русского храмового зодчества. В нём всё необычно - и история его создания, и даже размеры, которыми он уступает лишь московскому храму Христа Спасителя и Санкт-Петербургскому Исаакиевскому собору.

Храм - ровесник города

Датой основания Новочеркасска является 1805 год. Тогда же произошла закладка будущего собора, которому предстояло стать гордостью всего казачества. Однако, как это нередко случается в России, дело затянулось, и работы начались только по истечении шести лет, в 1811 году. Автором проекта был талантливый итальянский зодчий Алоизий Руск - убеждённый приверженец классического стиля в архитектуре. Но случилось так, что, став жертвой бюрократических интриг, он вынужден был покинуть Россию, и его место занял наш соотечественник П.Н. Амвросимов.

Обрушение почти готовой постройки

Строительство велось уже в течение тридцати пяти лет и близилось к завершению, когда случилось непредвиденное - при сведении купола произошло обрушение значительной части фасада. По счастливой случайности жертв не было, так как произошло несчастье в выходной день, и рабочих внутри храма не оказалось, но результат аварии был ужасен - почти готовый Новочеркасский собор превратился в руины.

В Петербург было срочно послано сообщение о случившемся, и царствовавший в то время Николай I направил в Новочеркасск комиссию для выявления виновных происшедшего.

Прибыв на место, государственные мужи обнаружили грубейшие нарушения, допущенные в ходе строительных работ, а также инженерные ошибки в самом проекте. Особое место в их отчёте заняло недопустимо низкое качество строительных материалов. Судя по всему, произошло хищение средств, отпущенных из казны, но дело замяли, и на некоторое время работы были приостановлены.

Очередная неудача

Когда строился Вознесенский собор в Новочеркасске, то казалось, будто успеху начинания препятствует какой-то злой рок. Дело в том, что когда по прошествии нескольких лет после аварии строительство было возобновлено и в 1863 году уже подходило к своей завершающей фазе, с поразительной точностью повторилась история семнадцатилетней давности. Всё шло благополучно, но в тот момент, когда начали сводить купол, на фасаде вдруг появилась глубокая трещина, и он обрушился. Вновь, как и прежде, близкое к завершению здание обратилось в груду строительного мусора.

Опять полетела в столицу депеша, и вновь началось следствие. Прибывшая из Санкт-Петербурга комиссия усмотрела главной причиной обрушения технологические нарушения, ставшие следствием недопустимой спешки при проведении работ.

В этот раз строительством руководил архитектор И.О. Вальпреде - опытный специалист и весьма осмотрительный человек. Ему не было поставлено в вину происшедшее, так как он представил комиссии копии докладов, в которых не раз указывал городскому начальству и казачьим атаманам на опасность неоправданно быстрых темпов работ.

Начало нового строительства

Но не мог город Новочеркасск прожить без храма Божьего, да и казаки недаром слывут людьми упорными. Неудачи, преследовавшие возведение собора, не умалили их решимость довести дело до конца, и в 1889 году в столице был высочайше утверждён проект нового - третьего по счёту - храма. Его автором стал донской войсковой архитектор А.А. Ященко. Незадолго до этого он стал академиком, и эта работа была его дебютом в новом звании. Однако и тут не обошлось без вмешательства злого рока. Когда начали закладку фундамента, донской зодчий скоропостижно скончался, и Новочеркасский собор продолжал строиться уже без него.

Тот же рок сыграл злую шутку и следующему руководителю работ - А.П. Злобину. Ему, как и его предшественникам, пришлось давать показания следственной комиссии. Обнаружились всё те же нарушения технологических норм и подозрительно низкое качество материалов. На этот раз только чудо уберегло строителей от нового обрушения. Под страхом вечных мук в будущей жизни и уголовного суда в этой высокое городское начальство приняло меры, и дело, наконец, вошло в нужную колею.

Финал строительной эпопеи

Но всему рано или поздно приходит конец. Закончились и все многолетние мытарства, связанные со строительством храма. Завершение работ и освящение Новочеркасского собора совершились в самом начале нового XX века - в 1901 году. Вызывают восхищение размеры этого третьего по величине собора в России. Его купол вознёсся на высоту семидесяти пяти метров, а площадь составила почти четыре с половиной тысячи квадратных метров.

Чтобы соорудить здание подобных размеров, потребовалось построить для его нужд кирпичный завод, электростанцию и линию водопровода. Для того чтобы избежать риска нового обрушения, была создана специальная лаборатория, в которой проверялся на прочность весь строительный материал. Рекордной оказалась и сумма, затраченная на проведение работ, она составила два миллиона рублей.

Былое великолепие храма

Все, кому довелось видеть Новочеркасский собор, отмечали необыкновенную красоту его куполов, покрытых Впечатление дополнял главный крест, украшением которого была хрустальная инкрустация, выполненная богемскими мастерами.

Сохранилось много воспоминаний свидетелей его былого великолепия. Они рисуют картину того, как в солнечные дни яркое сияние главного креста, видное за многие километры, служило как бы живым маяком на пути к Богу.

В начале XX века Новочеркасский был оборудован уникальной системой вентиляции и отопления, которая явилась по тем временам настоящим прорывом в технической мысли. Благодаря смелым инженерным разработкам не только создавалась комфортная обстановка внутри храма, но и, что очень важно, обеспечивалась сохранность живописи иконостаса и стенных фресок. К сожалению, ныне она утрачена.

Кроме этого, Новочеркасский собор был знаменит своим внутренним убранством. Его пол покрывали специально изготовленные во Франции и Италии. Оригинальным дополнением в конструкции здания был подземных ход, соединяющий храм с находившимся неподалёку архиерейским домом. Сегодня в его стенах разместился Дом офицеров.

Годы тотального атеизма

Новочеркасский собор, история которого неразрывно связана со всеми российскими событиями XX века, в полной мере разделил судьбу большинства храмов нашей страны. В тридцатые годы богоборческие власти его закрыли и положили конец проводившимся в нём богослужениям.

Со столь великолепных некогда куполов были сняты кресты и варварски содраны позолоченные медные листы. Само же здание - памятник архитектуры и произведение искусства - было использовано в качестве склада горюче-смазочных материалов.

В годы Великой Отечественной войны город Новочеркасск оказался в зоне временной оккупации. Немцы открыли храм, и богослужения в нём возобновились. Жители города в те годы молились о даровании победы над врагом и просили на то Божьего благословения и заступничества. Когда же фашисты были изгнаны, советские власти храм не закрывали и не препятствовали проведению служб, однако все подвальные помещения собора по-прежнему использовались в качестве склада.

Возвращение к духовным истокам

Когда в стране наступила пора демократических перемен, и народ очнулся от атеистического наваждения, многие соборы и монастыри были возвращены церкви. Это был радостный, но очень непростой период. Большинство храмовых зданий после десятилетий их варварского разорения требовали восстановления или по меньшей мере серьёзной реставрации. В их числе оказался и Новочеркасский собор. Патриарх всея Руси Алексий II благословил проведение работ, и на выделенные городскими властями средства были приглашены многие ведущие специалисты-реставраторы.

Возрождённый собор

В 2005 году жители Новочеркасска отмечали двойной юбилей - двухсотлетие города и закладки в нём храма. К этим торжествам было приурочено окончание работ по реставрации соборного фасада. Его облик был восстановлен в соответствии с рисунками и чертежами начала прошлого века. На очереди позолота куполов и монтаж хрустальной инкрустации, столь славившейся в прежние годы.

Служба в Новочеркасском соборе сегодня проводится с тем же благочестием и соблюдением церковных канонов, что во всём православном мире. Благовест его колоколов снова разносится далеко по округе и призывает на молитву всех, чьё сердце открыто Богу. В заключение информация для тех, кто хотел бы посетить Новочеркасский собор. Адрес: Ростовская область, г. Новочеркасск, пл. Ермака, д. 2.