О морских терминах.
По причине, что не все способны осознать и понять что они читают, напомню ещё раз. На флоте используется множество исторических терминов, пришедших ещё со времён парусников. Происхождение некоторых из них известно, история сохранилась, а иных - нет . Доподлинно неизвестно и время, когда возникли некоторые термины. Поэтому, говоря об их происхождении, можно рассматривать только версии, то есть теории, ничего наверняка не утверждая.
При этом я отметаю версии, провозглашающие "видоизменение" написания и произношения слов, так как это излюбленный приём "историковедов" когда они не имеют ответа, но хотят показать свою якобы эрудированность и знание. Это из той же серии, что и "обезьяна видоизменилась и превратилась в человека".
Приведу версию, которая, на мой взгляд. наиболее логична и подтверждается пусть косвенными, но реальными фактами.

С термином Port side проблем не возникло. Действительно, левый борт так называется из-за того, что суда швартовались в порту именно левым бортом. Но почему? Была названа версия, что слева в борту располагался портик, куда ставилась сходня для выгрузки грузов. Хорошо, пусть так. Но что тогда мешало сделать такой же портик с правого борта?
..

А вот тут как раз мы и подходим к связи обоих терминов правого и левого бортов, ибо если названия эти не взаимосвязаны, то теряется весь смысл их существования.
Парусники, сухогрузы стоят в порту по несколько дней. Грузовые операции сопровождаются как гулом самого порта, так и громыханием выгружаемого груза, грузовых механизмов, тележек и скатываемых по сходне бочек.
.

.
И вот тут мы и подходим к термину Starboard . Судно швартуется в порту левым бортои потому, что каюта капитана расположена с правого борта, всегда. И даже если капитанский Тадж-Махал простирается от борта до борта (), то рабочий кабинет каюты капитана всё равно справа. Почему? Очень просто, водители поймут: "Пропусти помеху справа", то есть даже в каюте, а не на ходовом мостике, капитан имеет возможность следить за обстановкой с наиболее опасного направления.
Значит мы определили, что правый борт - капитанский. А почему он "звёздный борт"?
Так называемая "Петля Нельсона" на морских погонах и нарукавных галунах появилась не так давно, а именно во времена адмирала.Нельсона. А до этого на капитанских эполетах, а позднее и над прямыми нарукавными галунами, располагалась именно звезда - Star .
.

.
Очень многие страны использовали звёзды как во времена Нельсона, так и позднее, и даже в наше время.

.

.


.


.


.


.


.


Причём, звёзды используются не только на военном, но и в гражданском торговом флоте.

Общие положения. Задача судово­дителя при выполнении оборота состоит в том, чтобы обеспечить циркуляционное движение судна в пределах ширины акватории и не допускать выхода его (особенно кормы) за кромку судового хода или навала на берег, другие стоящие суда, причал, сооружения и т. д.

Для выполнения оборота в речных условиях необходимо правильно опре­делить его направление с учетом влияния течения (рис. 102) и ветра. На естественных участках реки тече­ние вблизи песков или выпуклого берега обычно меньше, чем на середине реки или у яра. Место для оборота и сторону, в которую он выполняется, выбирают таким обра­зом, чтобы течение помогало обороту.

Судно, следующее по течению (положение I), перед оборотом идет по стрежню и затем поворачивает в сторону тиховода. При этом давление воды на носовую часть значительно меньше, чем на кормо­вую, и поворачивающий момент от действия течения М т будет направлен в ту же сторону, что и поворачиваю­щий момент руля Му, способствуя выполнению оборота. Если при движении по течению оборот осуще­ствляется из тиховода в стрежень, то поворачивающий момент Мт препят­ствует выполнению оборота (положе­ние II). При наступлении равенства поворачивающих моментов Мт и Мр или когда момент Мт превысит момент Мр, судно перестает слушать­ся руля и его сносит течением.

Судно, следующее против течения (положение III), перед оборотом должно идти тиховодом, а затем поворачивать в сторону стрежня. В этом случае носовая часть судна испытывает большее давление воды, чем кормовая, и поворачивающий момент от течения Мт способствует выполнению оборота. Если при движении снизу оборот выполняют от яра к пескам (положение IV), течение создает момент Мт, мешаю­щий повороту, так как он направлен противоположно моменту руля Мр.

При наличии ветра и отсутствии течения направление оборота выби­рают в зависимости от характера влияния ветра на судно. Если судно

Рис. 102. Схема определения направления оборота с учетом течения

Рис. 103. Схема основных способов выполнения оборота

уваливается под ветер, оборот выпол­няют носом на ветер, а если судно приводится к ветру - носом под ветер. В этих случаях поворачиваю­щий момент от действия ветра Мв вначале препятствует обороту, а за­тем способствует его выполнению.

При одновременном воздействии на судно течения и ветра судово­дителю необходимо найти направле­ние равнодействующей сил и течения и ветра, учитывая, что при равной скорости воздействие течения при­мерно в 8-10 раз сильнее воздей­ствия ветра, т. е. по степени воздействия на судно скорость тече­ния 1 мIс примерно равна скорости ветра 8-10 мIс (в зависимости от соотношения площадей надводной и подводной частей судна). В этом слу­чае оборот осуществляют носовой оконечностью в сторону равнодейст­вующей силы.

Оборот судна. Оборот при благо­приятных путевых и гидрометеороло­гических условиях обычно выполня­ют на переднем ходу посредством пе­рекладки руля (рис. 103, а-). При движении по течению (положение I) перед выполнением оборота убав­ляют ход и уклоняются в сторону, противоположную обороту (положе­ние II). Затем перекладывают руль

на борт в сторону оборота и прибав­ляют ход (положение III). Под действием руля судно совершает цир­куляцию влево (положения IV и V). Когда до окончания оборота остается 15-20° (положение VI), руль пере­кладывают на другой борт на небольшой угол, «одерживая» таким образом раскатку судна. Закончив оборот (положение VII), судно выходит на судовой ход (положение VIII).

На участках с ограниченной шириной судового хода одновинто­вые суда обычно выполняют оборот посредством переменной работы дви­жителя на передний и задний ход (рис. 103, б). Для этого судно заблаговременно уменьшает ско­рость, уклоняется к одной из кромок судового ход, аI обычно на ветер (положение I), а затем дает задний ход (положение II). Когда инерция переднего хода погашена (положение III), руль перекладывает в противо­положную сторону, и судно отходит назад, одновременно разворачиваясь в нужном направлении (положение IV). После этого работа движителя назад прекращается, его включают на передний ход. В некоторых случаях реверсировать движитель приходится несколько раз, сочетая работу движителя на передний и задний ход с перекладкой руля.

При сильном течении или ветре на участках ограниченной ширины обо­рот рекомендуется выполнять с при­менением якоря (рис. 103, е). Для этого снижают ход до самого малого (положение I), перекладывают руль на борт (положение II), а на двух винтовых судах включают движители на работу враздрай и, когда судно начнет поворот (положение III) и работа движителя на передний ход прекращается, гасят инерцию (поло­жение IV) и отдают якорь (положе­ние V) на длину якорной цепи, равную не более чем трем глубинам. Затем с помощью ленточного стопора постепенно затормаживают якорную цепь так, чтобы она натянулась без рывка. Под действием сил давления воды на борт судно разворачивается на якорной цепи (положение VI). При выполнении оборота с якорем на мелководном участке во избежание Пролома корпуса нельзя допускать, чтобы он оказался под корпусом судна. Если судно следует против течения, для оборота используют кормовой якорь.

Рис. 104. Схема оборота в стесненных усло­виях судна со спаренными поворотными насад­ками

Оборот двухвинтовых судов, а также судов с подруливающими устройствами в стесненных условиях осуществляют посредством работы машин враздрай и с использованием подруливающих устройств. Суда с поворотными насадками при выпол­нении оборота на стесненной аквато­рии маневрируют с учетом особенно­стей движительно-рулевого комплек­са.

Рассмотрим маневрирование суд­на со спаренными поворот­ными насадками при выполне­нии оборота на месте в левую сторону (рис. 104). В положении I, когда судно не имеет поступательного движения относительно берегов, на­садки перекладывают на левый борт и включают в работу на передний ход правый движитель. Под действием рулевой силы насадки Ру корма отклоняется вправо. Когда судно начинает двигаться вперед, движи­тель останавливают. Быстро перело­жив насадки на правый борт, включают левый движитель в работу на задний ход (положение II). При этом инерция переднего хода гасится, и судно под действием рулевой силы Ру продолжает разворачиваться в нужном направлении. Затем работу движителя на задний ход прекраща­ют, перекладывают насадки опять на левый борт и включают правый движитель на передний ход (положе­ние III), обеспечивая этим судну вращательное движение и гашение инерции заднего хода. Продолжая маневрировать подобным образом, судно разворачивают до того мо­мента, когда оно займет необходимое положение.

Суда с раздельно управ­ляемыми насадками в стесне н-ных условиях- выполняют оборот (рис. 105) посредством перекладки насадок на разные борта и работы движителей враздрай. Так, для разворота судна в левую сторону правую насадку перекладывают на левый борт и включают в работу правый винт на передний ход, а ле­вую насадку перекладывают на пра­вый борт и включают винт на задний

ход (положение I). При этом рулевые силы Ру обеих насадок направлены в одну сторону, создавая поворачива­ющий момент, отклоняющий корму вправо, а носовую оконечность влево. В процессе разворота (положения II и III) частоту вращения движителей враздрай задают такую, чтобы судно не имело поступательного движения ни вперед, ни назад до полного завершения оборота.

Оборот состава. При движении вниз по течению толкаемый состав выполняет оборот обычно из быстрой воды в тихую. В этом случае течение способствует выполнению маневра. При боковом ветре оборот выполня­ют на ветер, который после разворота состава более чем на 90° способ­ствует сокращению времени маневра и тактического диаметра циркуляции. Встречный ветер помогает сделать оборот, а попутный мешает его выполнению.

Если попутный ветер сильный, то после разворота состава поперек судового хода отдают якорь с го­ловной баржи (рис. 106, положения I - III) и после атаки им грунта продолжают разворачивать состав с использованием набитой якорной цепи, а также работы машин вразд­рай (положения IV и V). Важно своевременно отдать якорь при нахождении состава в положении III, т. е. в момент, когда погашена инерция Движения вперед и состав как бы останавливается, не свалива­ясь под ветер.

Рис. 105. Схема оборота а стесненных усло­виях судна- с раздельно управляемыми пово­ротными насадками

Для состава, буксируемого на тросе, также сначала определяют место оборота, при этом сравнивая ширину судового хода с возможным тактическим диаметром циркуляции состава.

Если требуется выполнить оборот для движения по течению (рис. 107), состав заходцт полным ходом в тиховод (Положение I) и оттуда начинает оборот в, стрежень (положе­ние II), при этом выдвиг состава на

Рис. 106. Схема оборота толкаемого состава с использованием якоря

Правил плавания и с учетом глубины и ширины акватории, характера грунта, направления и силы течения, ветра и волнения воды, а также с учетом возможного изменения положения судна, стоящего на якоре, под действием ветра.

Постановка на якорь на рейде должна осуществляться в границах того рейда, который предназначен для данного судна местными прави­лами плавания и обозначен берего­выми навигационными знаками. Мес­то якорной стоянки выбирают таким образом, чтобы обеспечить безо­пасность движения других судов, сооружений и т. д.

Минимально допустимая глубина, м, в районе якорной стоянки

Н=Т+(2I3)Ih+ 0, 6 ,

где Т-осадка судна, м;

h - наибольшая возможная высота вол­ны, м;

0, 6 - запас воды под днищем, м.

Ширина акватории в месте якор­ной стоянки должна обеспечивать безопасность судна (особенно кор­мы) в случае разворота его вет­ром. При этом радиус безопасной циркуляции, м,

I?==I. + VI 2 -А 2 +Д<,

где L -длина судна, м;

I - длина вытравленной якорной цепи, м;

h - глубина в месте якорной стоянки, м;

ДI - запас расстояния, необходимый для потравливания якорной цепи, м.

Характер грунта в месте якорной стоянки влияет на держащую силу якоря (табл. 10).

Место для якорной стоянки выбирают с ровным течением, защи­щенное от сильных ветров и волне­ния, так как сильные течение, ветер и волнение воды увеличивают ампли­туду перемещения судна на якорной цепи, силу рывков и продольную качку. Следует избегать также стоянки выше приверхов островов, вблизи проранов, в суводях, майда­нах и на огрудках.

Длина вытравливаемой якорной цепи зависит от глубины в месте стоянки и силы воздействия на судно течения, ветра и волнения воды. В речных условиях длина вытравленной якорной цепи обычно равна примерно трем значениям глубины акватории, в озерах и на водохрани­лищах - двум с половиной значени­ям глубины. Чем сильнее воздействие на судно внешних факторов, тем больше должна быть длина якорной цепи, так как эффективность работы якоря во многом зависит от положе­ния якорной цепи относительно грунта.

Вблизи якоря якорная цепь должна лежать на грунте, не приподнимая его веретено и воздей­ствуя на якорь в горизонтальном направлении. Для этого ее вытравли­вают таким образом, чтобы примерно половина ее (по длине) лежала на грунте. При таком положении держа­щая сила якоря действует наиболее эффективно, а провисающая часть цепи у клюза выполняет роль амортизатора, смягчающего рывки судна от воздействия на него порывов ветра и ударов волн.

  • Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее - англ. starboard) - правый по ходу движения борт судна.
  • Левый борт судна
  • Нареч. и сущ. м. морск. правая сторона, правый бок; правый галс, когда ветер справа; противопол. штирборт, левый бок или сторона судна, левый галс. Мы шли бакборт, а он, наперерез, штирборт. Клади руль бакборт, право руля
    • Чеза́ре (Це́зарь) Бо́рджиа (полное имя кат. Cèsar de Borja i Catanei - Се́зар де Бо́ржа-и-Катане́и, в испанизированном написании исп.
    • Условие, по которому товар должен быть доставлен на борт судна за счет продавца
      • Килева́ние (от слова «киль») - наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой.
      • (устаревшее) наклонение корабля (судна) на борт, с тем чтобы подвод. часть корпуса вышла из воды для ее осмотра, очистки, ремонта и окраски
      • В эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля
      • (устаревшее) вид наказания в парусском флоте, заключавшийся в том, что провинившегося матроса при помощи подкильных концов протягивали под днищем корабля с одного борта на другой
        • Ро́берт Кра́нец (словен. Robert Kranjec; род. 16 июля 1981 года, Крань, Югославия) - словенский прыгун с трамплина, призёр Олимпийских игр в командном первенстве, чемпион мира по полётам на лыжах.
        • Деревянный брус вдоль борта для смягчения ударов судна о причал
        • Мешок, набитый пенькой и свешиваемый за борт для смягчения ударов судна при подходе к пристани
        • Приспособление для предохранения борта судна от повреждения
        • Ящик на борте судна
        • Брус вдоль борта

ПРИХОДИТЬ, ПРИЙТИ - достигать определенного места, прибыть. Корабль пришел из-за границы - прибыл из-за границы. Пришел на якорь-цепь - выражение, показывающее, что судно, отдавшее якорь, пришло в такое положение, при котором нос его смотрит по направлению якорной цепи, когда последняя туго вытянулась. Флот пришел с моря, с похода - прибыл с моря, с похода.

ПРИЦЕЛ (Visual sight ) - приспособление, при помощи которого огнестрельному оружию (винтовке, пулемету, орудию) придается угол возвышения над горизонтом, требуемый для попадания в цель, находящуюся на определенном расстоянии.

ПРИЦЕЛИВАНИЕ ОРУЖИЯ - наведение оружия и одновременно придание ему требуемого угла.

ПРИЧАЛ (Berth ) - 1. Место вдоль пристани для причала судна и производства погрузочно-разгрузочных работ. 2. Так речники и торговые моряки называют швартовку судна. 3. П., причальный канат, при помощи которого судно подтягивается к берегу.

ПРИЧАЛЬНАЯ БАШНЯ - см. Мачта причальная.

ПРИЧАЛЬНАЯ ЛИНИЯ (Quayage ) - протяжение берега вдоль набережной и укрепленных берегов в порту, в пределах которого возможно причаливание судов.

ПРИЧАЛЬНАЯ ТУМБА - специальное приспособление для укрепления судов у причальной линии. П. Т. у кордона состоит из низкой стальной грушевидной головки, наклоненной назад, и из стальной коробки, притягиваемой болтами к кладке стены. П. Т. закрепляются либо в отдельном бетонном массиве, либо помощью анкерных свай. В последнее время стали применяться на кордоне набережных парные тумбы в виде судовых кнехтов.

ПРИЧАЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - приспособление на дирижабле, при помощи которого он прикрепляется к причальной мачте. Иногда П. П. называют также все снасти, служащие наземной команде для приемки опускающегося дирижабля.

ПРИЧАЛЬНЫЕ РЫМЫ (Mooring rings ) - кольца, заделанные либо на лицевойграни набережной стенки, либо у кордона стены; первыми пользуются обыкновеннодля укрепления у причальной линии лодки, боты и катера, а вторыми - суда малых исредних размеров.

ПРИЧАЛЬНЫЙ БРУС - деревянный брус, идущий снаружи по борту железных речных или каботажных судов для предупреждения повреждения их при причаливании к пристани. То же, что привальный брус.

ПРИЧАЛЬНЫЙ КАНАТ - см. Причал.

ПРИЧАЛЬНЫЙ ФРОНТ ПОРТА - составляют все линии причала судов, т. е. открытые фронты, бассейны и пирсы, к которым пришвартовываются суда для грузовых операций. В отличие от них линии стоянки судов на водных площадях называют рейдовыми погрузочными линиями или рейдовыми причалами.

ПРИШЕДШИЙ ПУНКТ (Point in ) - конечный пункт плавания судна. Пункт, в который прибыло судно.

ПРИШЕЛ НА ЯКОРЬ-ЦЕПЬ (канат) - выражение, обозначающее такое положение якорной цепи, когда корабль повернется по ветру и натянет ее. В тех случаях, когда якорную цепь травят, то доклад: пришел на якорь-цепь означает, что корабль натянул ее.

ПРИШЕЛОП (арх.) - приморская береговая возвышенность у подошвы горы.

ПРИШИБ - 1. Прибой. 2. Яр при крутом повороте реки в колене (волж.).

ПРИШНУРОВАТЬ (То lace a sail ) - привязать парус к рейку помощью шнура, который берется вокруг рейка и продевается в люверсы, сделанные по шкаторине паруса.

ПРИЩИНА (сев.) - прибавка парусности к большому парусу на ладье.

ПРИЩИПАТЬ (сев.) - привязать парус к рею; прищипать бинет - пристегнуть бинет.

ПРОА - легкая лодка жителей островов Малайского архипелага.

ПРОБА - представление командиру корабля (или флагману) пищи команды для опробования.

ПРОБЕГ САМОЛЕТА - расстояние в метрах, проходимое, самолетом после посадки его на воду или землю, считая с момента соприкосновения с поверхностью воды или земли, до полной остановки, а также от момента начала движения до взлета (разбег). Величина П. С. может быть также выражена и временем в секундах, затрачиваемым на полное погашение скорости самолета после посадки.

ПРОБИВАТЬ, ПРОБИТЬ - продеть веревку или одну из прядей ее между двумя прядями другой веревки.

"ПРОБИТЬ БОЕВУЮ ТРЕВОГУ" (То beat , to sound general quarters ) - произвести установленные сигналы, вызывающие личный состав корабля к своим местам по боевому расписанию.

ПРОБКА (Plug ) - 1. Маленький деревянный цилиндр, которым забивается сверху отверстие над головкой болта, скрепляющего деревянную настилку с палубой. 2. Деревянный цилиндр различных размеров, употребляемый для временной заделки отверстий и, в частности, пробоин в бортах, палубах и переборках судна.

ПРОБКА ДУЛЬНАЯ (Tompion ) - металлический диск со скобой и нажимным винтом. Концами скобы пробка надевается на крючья у дульного среза орудия, а вращением нажимного винта плотно прижимается к последнему. Служит для предохранения канала орудия от попадания воды и посторонних предметов. Кроме того, П. Д. бывают в виде деревянных цилиндров, имеющих на одном из своих оснований прикрепленный к нему медный круг. Диаметр пробки равен калибру орудия, а медного круга несколько больший. На медном круге обычно накладывается государственный герб (у нас чаще - пятиконечную звезду). Такие пробки надевают, как правило, в торжественных случаях, по праздникам, при стоянках на якоре.

ПРОБКА ШЛЮПОЧНАЯ (Boat"s dale plug or boat"s plug) -обычно деревянный стержень, которым закрывают отверстие в днище шлюпки,служащее для выпуска из нее воды при поднятии на борт или вытягивании наберег.

ПРОБКОВЫЙ ПОЯС - см. Спасательный нагрудник.

ПРОБЛЕСКИ (Intermittent light flashes) - вспышки света в темноте.

ПРОБЛЕСКОВЫЙ ОГОНЬ - см. Маячные огни.

ПРОБОВАТЬ МАШИНУ (То try round an engine ) - делать несколько оборотов вперед и назад с целью убедиться в ее исправности и готовности к действию.

ПРОБОИНА (Hole ) - отверстие в корпусе судна, полученное от столкновения с другим судном, от взрыва снаряда, бомбы, торпеды, мины или от удара о подводную опасность.

ПРОБОЙНИК, БОРОДОК (Punch ) - ручной инструмент для пробивки отверстий в металле, коже, бумаге и т. д.

ПРОВАЛИВАНИЕ ХВОСТА - см. Кабрирование.

ПРОВЕЗЫ (галерн.) - швартовы.

ПРОВЕРКА РАСПИСАНИЯ (Beating to quarters ) - вызов личного состава корабля с целью проверки знаний им своих мест но данному расписанию.

ПРОВЕСКА НАБОРА КОРПУСА - проверка симметрии и правильности плоскости шпангоутов по отношению к диаметральной плоскости.

ПРОВИАНТ (Stores ) - название принятой на торговое судно провизии для нужд команды и пассажиров.

ПРОВИАНТ СУДОВОЙ (Ship " s stores ) - все товары, как подлежащие оплате пошлиной, так и не подлежащие, провозимые судном и предназначенные для исключительного потребления на судне. В практике советского торгового флота этот термин не имеет употребления.

ПРОВОДИМОСТЬ (Conductivity ) - способность проводников проводить электричество; характеризуется величиной, обратной электрическому сопротивлению. Единица проводимости - сименс; если сопротивление проводника равно 1/4 ома, то проводимость будет 4 сименса.

ПРОВОДНИКИ - тонкие тросы, служащие для передачи с помощью их более толстых тросов одного судна на другое, на стенку, пристань и т. д.

ПРОВОДНИКИ (Conductors ) - тела, проводящие электричество.

ПРОВОЖАТЬ, ПРОВОДИТЬ - Проводить весло - вести при каждом гребке часть лопасти (не более 3/4) под водой по направлению от носа к корме. Провести стрельбу - выполнить стрельбу. Провести судно по отмелям, по фарватеру, через шхеры. Проводка судна.

ПРОВОЛОЧНЫЙ ТАКЕЛАЖ (Wire rigging ) - такелаж, сделанный из проволочных тросов. Выделка его впервые началась около 1830 г.

ПРОГАЛИНА, ПРОГАЛИЗИНА - 1. Полынья (арх.). 2. Проход между торосами, плавучими льдами. 3. Продушина, промоина, незамерзающее место на реке от ключей. 4. Большая проталина.

ПРОГАРНАЯ или МЕРТВАЯ ДОСКА (Dead plate ) - помещается между колосниковой решеткой и топочными дверцами. Назначение - не дать возможности углю гореть около устья топки.

ПРОГАРНОЕ ПЛАТЬЕ (Overalls ) - штаны и куртка, сшитые заодно (комбинезон) из парусины. Надевается кочегарами при чистке и осмотре внутренних частей котла и топки.

ПРОГАРНЫЕ БОТИНКИ, ПРОГАРЫ - ботинки из грубой кожи с толстой подошвой, надеваемые кочегарами при обслуживании действующих котлов.

ПРОГИБ КОРПУСА СУДНА - изгиб, при котором середина корпуса прогибается вниз, а оконечности поднимаются.

ПРОГОНКА - см. Лерка.

ПРОГОНЯТЬ, ПРОГНАТЬ ПРОТИВНИКА - заставить силой его уйти. Прогнать стеньгу или брам-стеньгу - поднять на место с целью убедиться, что она хорошо проходит в дыру эзельгофта. Прогонять трень. См. Тренцевание.

ПРОГРЕВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ (МАШИН) - процесс подогревания механизмов (машин) паром, осуществляемый по особым инструкциям. По окончании прогревания механизм готов к действию.

ПРОГРЕССИВНЫЕ ИСПЫТАНИЯ СУДНА - см. Испытания корабля прогрессивные.

ПРОГУЛОЧНАЯ ПАЛУБА - см. Променаддек.

ПРОГУЛОЧНЫЕ ЛОДКИ - см. Спортивные суда гребные.

ПРОДАЖНЫЙ ВАРРАНТ (Sale warrant ) - полномочие, выдаваемое при продаже заложенного груза, когда покупателем оплачивается залог при самой покупке; остаток покупной суммы подлежит уплате в определенный срок, после чего этот варрант заменяется варрантом на право получения груза.

ПРОДАНЫ (галерн.) - большие тали с трех- и четырехшкивными блоками.

ПРОДЕВАТЬ - Продеть снасть - продернуть, протащить, протянуть через блоки или узкое отверстие.

ПРОДЕРНУТЬ СНАСТЬ (То reeve a rope ) - провести снасть в шкивы.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ КОРАБЛЯ В МОРЕ - срок, в течение которого корабль с полным запасом топлива может оставаться в море без хода или идти с уменьшенной (экономической) скоростью, имея пары наготове для заданного хода. Если, кроме этого, поставлены еще какие-нибудь дополнительные условия, то П. П. К. в М. в заданных условиях есть тот срок, который корабль может оставаться в море (вне базы) при этих условиях и при полном запасе топлива и провизии.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РОСТА ПРИЛИВА - промежуток времени, протекающий от момента малой воды до наступления полной. Время от момента полной воды до следующей за ней малой называют продолжительностью падения уровня.

ПРОДОЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ - см. Остойчивости судна.

ПРОДОЛЬНИК (сев.) - ярус для ловли рыбы на осушных и мелких местах, изготовляемый из менее толстого линя и более короткий, чем обыкновенные ярусы.

ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ - изгиб детали сооружения или машины под действием сжимающей силы. П. И. возникает, когда длина детали значительно превосходит ее поперечные размеры. Сила, при которой наступает П. И., называется критической силой. Величина последней зависит от материала, размеров и формы поперечного сечения, длины детали и от способа закрепления концов стержня.

ПРОДОЛЬНЫЙ ОГОНЬ (Raking fire ) - артиллерийский огонь, ведущийся вдоль диаметральной плоскости.

ПРОДУВАНИЕ КОТЛА (Blowing off , blowing through ) - удаление из котла вместе с частью воды осадков, загрязняющих котельную воду. Производится при заглушенной работе котла и пониженном давлении пара в нем; заключается в спуске части воды из котла через кран продувания, расположенный в самой низкой точке котла. Продувания котла бывают периодические или постоянные, в последнем случае - без заглушения работы котла.

ПРОДУВКА, ПРОДУВАНИЕ (Blowing , scavenging ) - освобождение цилиндра двигателя внутреннего горения от выхлопных газов и заполнение его свежим воздухом или горючей смесью. В двухтактных двигателях П. совершается в конце рабочего хода поршня. П. осуществляется воздухом, сжатым до давления около 1,3 атм в компрессоре двигателя или в кривошипной камере.

ПРОДУВОЧНЫЕ ОКНА (Scavenging ports ) - продувочные щели - отверстия в стенке цилиндра двухтактного двигателя, через которые в цилиндр поступает воздух при продувке. Открываются и закрываются самим поршнем двигателя.

ПРОДУКТЫ СГОРАНИЯ - газы, получающиеся в результате сгорания топлива с воздухом. Основные части продуктов сгорания: углекислота (СО2), азот воздуха, пошедшего на сгорание (N2), кислород (О2), если сгорание происходило с избытком воздуха, водяной пар (Н2О). При неполном сгорании получается окись углерода (СО) и продукты разложения несгоревшего топлива, как то: тяжелые углеводороды типа CnHn , метан СН4, водород Н и аморфный углерод С.

ПРОЕКТ КОРАБЛЯ (Design of a ship ) - комплекс чертежей, подкрепленных расчетами и дополнительными спецификациями, определяющий все элементы судна. Проекты бывают: проект-задание, эскизный проект, окончательный (технический) проект и рабочий проект. В проекте-задании увязываются оперативно-тактические требования (эксплуатационно-экономические для торговых судов) с техническими возможностями. В эскизном проекте ставятся и разрешаются все технические принципиальные вопросы, связанные с проектированием и постройкой корабля. В окончательном проекте выполняются все чертежи и расчеты, за исключением рабочих чертежей. В рабочем проекте выполняются все рабочие чертежи, по которым производится постройка корабля.

ПРОЕКЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ - см. Карты гномонические.

ПРОЕКЦИЯ МЕРКАТОРСКАЯ - изображение земного шара на развернутой боковой поверхности прямого цилиндра, окружность которого равна экватору. Такая проекция значительно упрощает прокладку, т. к. на ней все меридианы изображаются параллельными прямыми линиями, курсы кораблей, пересекающие их под одним углом, также прямыми линиями и пройденное расстояние откладывается без всяких вычислений. Все параллели на П. М. представляются также прямыми линиями, по длине равными экватору. Поэтому, чтобы сохранить подобие углов на проекции углам на земной сфере, приходится длину градуса меридиана растягивать все больше и больше по мере удаления от экватора. Из сферической тригонометрии известно, что окружность большого круга равна окружности параллельного ему малого круга, умноженной на секанс меридиональной дуги, заключенной между этими кругами. Отсюда величина градуса в широте n ° будет равна 1° экватора х sec n °. Величина градуса при полюсе равна 1° экватора х sec 90°, но sec 90° равен бесконечности, вследствие этого для полярных областей П. М. не годится. Масштабом меркаторской карты служит морская миля, принятая равной длине одной минуты земного меридиана. Т. к. из сказанного видно, что длина одной минуты в разных широтах изображается различными величинами, то для измерения расстояния по карте нужно циркулем снимать величину минуты в той широте, в которой производится измерение.

ПРОЕКЦИЯ ПОЛЯРНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ - см. Карты гномонические.

ПРОЕКЦИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ - см. Карты гномонические.

ПРОЖЕКТОР (Searchlight ) - осветительный прибор, дающий узкий пучок сильного света. Находит широкое применение в войне на море для обнаружения и освещения самолетов и кораблей противника. Прожектор. П. - длиннофокусное параболическое или иное зеркало с концентрированным источником света, помещенным в фокусе зеркала. В качестве источников тока в П. применяется дуговая лампа или лампа накаливания специальной конструкции.

ПРОЖЕКТОРНЫЙ МАРС - площадка на мачте, специально устанавливаемая для размещения на ней прожекторов.

ПРОЗРАЧНЫЕ КРАСКИ - см. Укрывистость.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ВЕНТИЛЯТОРА - см. Вентилятор.

ПРОЙМА (арх.) - залив речной, заводь.

ПРОКЛАДКА (Shaping the course , plotting the course ) - нанесение на карту линии пути корабля и отложение на ней пройденных кораблем расстояний. В широком смысле слова под П. понимают обыкновенно всю ту работу на карте, которая вообще необходима для безопасного плавания.

ПРОКЛАДКА (Casket ) - см. Набивка.

ПРОКЛАДЫВАТЬ ПО КАРТЕ (То bear the course ) - наносить на карту линию пути корабля и откладывать на ней пройденное кораблем расстояние.

ПРОЛИВЫ (Straits , sounds ) - узкие водные пространства между морями, морем и заливом, морем и океаном и т. д. П. также называют сужения озер.

ПРОЛОЖИТЬ КУРС (То shape a course ) - нанести на карту направление движения корабля.

ПРОЛОЙ (арх.) - пролив, идущий через кошку или между островами.

ПРОЛУБ, ПРОЛУБА, ПРОЛУБЬ (арх.) - прорубь.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЧАСТОТА (Intermediate frequency, super-heterodyne) - см. Супергетеродин.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ШЕСТЕРНЯ - шестерня, устанавливаемая между ведущей шестерней и ведомой в случаях, когда они не могут войти непосредственно в зацепление или когда необходимо изменить направление вращения ведомого вала.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ БАРИЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА - см. Формы барического рельефа.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ АЭРОДРОМ - см. Посадочная площадка.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТУР - контур для связи между двумя цепями, напр. между колебательным контуром и детекторной цепью приемника; в этом случае П. К увеличивает избирательность приемника.

ПРОМЕНАДДЕК (Promenade deck ) - прогулочная палуба. Навесная палуба, расположенная над верхней палубой на больших пассажирских пароходах и служащая для прогулок пассажиров.

ПРОМЕР (Measuring , sounding ) - совокупность действий для измерения глубины. Назначение П. - определить рельеф дна и характер грунта. Измерение глубины в прибрежных водах производится ручным лотом со шлюпок, а сам П. называется шлюпочным. При судовом П. в районах, удаленных от берега, глубины измеряются механическими лотами или эхолотами. Расстояния между промерными галсами, т. е. линиями, по которым идет измерение глубин, при шлюпочном П. колеблется от 5 до 200 саж., а при судовом - от 50 саж. до 1 мили, в зависимости от подробности промера.

ПРОМЕРНОЕ СУДНО - гидрографическое судно, используемое для производства промера.

ПРОМИЛЛЕ - одна тысячная доля какой-либо величины, напр. применяется при определении солености воды.

ПРОМОИНА (Promoina ) - отверстие во льду, промытое течением.

ПРОМПТ (Prompt ) - 1. Доковый термин - дата, после которой расход за хранение и за производство работ над грузом относится за счет того лица, которому передается товар. 2. При фрахтованиях обозначает краткосрочную готовность судна к погрузке. Обычное сокращение " ppt ".

ПРОМПТОВОЕ СУДНО (Prompt ship ) - 1. Судно, готовое к скорой погрузке. 2. С точки зрения импорта - промптовым считается судно, если коносаменты на груз, им перевозимый, не представляют определенного срока грузополучателю для выгрузки груза из трюма непосредственно в лихтеры или на подводы. В таких условиях грузополучатель должен подать к судну перевозочные средства немедленно по вскрытии люков, в противном случае капитан может выгружать груз по своему усмотрению, согласно обычаям порта.

ПРОМЫСЕЛ ДАТСКИМ НЕВОДОМ - производится на глубинах 50-150 м. Датский невод является донным орудием промысла и может употребляться для лова тех же пород рыб, что и трал.

ПРОМЫСЕЛ КОШЕЛЬКОВЫМ НЕВОДОМ - применяется для лова рыбы, держащейся крупными косяками в поверхностном слое воды, и распространен главным образом в Норвегии, США, Японии, а также у нас в дальневосточных водах. П. К. Н. производится чаще всего с двух неводников, которые обслуживаются более крупным моторным ботом, принимающим улов из невода.

ПРОМЫСЛА - определенные пространства морских вод для рыболовства.

ПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА - гражданские суда, имеющие своим основным назначением обеспечение того или другого промысла средствами лова, а также хранения и доставки улова на берег. Эти суда в зависимости от объектов лова и их назначения могут быть разделены на следующие типы судов: рыболовные, краболовные, китобойные, зверобойные, плавучие базы-фабрики, транспортно-приемные.

ПРОНИЦАЕМОСТЬ ЛАМПЫ - величина, характеризующая усилительные свойства лампы. Параметр лампы, указывающий, во сколько раз напряжение на аноде лампы действует на анодный ток слабее, чем напряжение на сетке лампы.

ПРОНОЖКА - ящик со стойками для подвешивания такелажных работ и хранения инструментов. Проножка.

ПРОНОС (волж.) - то же, что и проран (см.).

ПРОНОСНЫЙ ВЕТЕР (арх.) - поносный, попутный.

ПРОПЕЛЛЕР (Propeller ) - см. Винт воздушный.

ПРОПСЫ (Props ) - круглый лес длиною от 51/2 до 9 фут. и диаметром от 21/2 до 7 дм. Единицей меры для пропсов принята английская куб. сажень, равная 6 х 6 х 6 = 216 кубо-фут. или стэрве (куб. м). Последняя единица мер применяется при перевозке грузов во Францию и отчасти в Бельгию.

ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ - см. Коэффициент полезного действия машины.

ПРОПУСК (Spot ) - при окраске - пропущенное место, при сшивании полотнищ - место, оставшееся непрошитым.

ПРОПУСК ДОКОВЫЙ (Dock pass ) - 1. Документ, выдаваемый доком судну как оправдательный материал на состоявшуюся уплату всех причитающихся с него сборов. Служит разрешением на уход из дока. 2. Разрешение, выдаваемое судном обслуживающим его баржам, лихтерам и пр. на предмет выпуска их из дока. 3. Пропуск, выдаваемый возчикам для беспрепятственного выхода из доковых складов. Имеет место в иностранных портах.

ПРОПУСК НА ОСМОТР (Inspecting order ) - записка, адресованная заведующему доком или складом, о допущении предъявителя ее к осмотру груза и отбору образцов. Известен в иностранной практике.

ПРОПУСК СУДНА (Ship " s pass ) - разрешение на право оставления в доке баржи, обслуживающей судно. Известен в иностранной практике.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОРТА - техническая возможность порта перерабатывать определенное количество грузов за определенный отрезок времени (сутки, месяц, год). Отсюда различают П. С. П. суточную, месячную и годовую.

ПРОРАН - 1. Лиман, узкий морской залив (черн.). 2. Одно из устьев реки, проток, пролив. Прораны в устьях Волги глубоки, обросли камышами, лесом, идут иногда на десятки км до моря, соединяются между собой проточными ериками и образуют острова (касп.).

ПРОРВА (речн.) - узкая промоина в песчаной косе или в пойме.

"ПРОРВАЛО" (волж.) - при ледоходе на реках вследствие скопления ледяной массы в узких местах реки делаются заторы, лед набивается до дна реки и представляет собою плотину, выше которой бывает значительный подъем воды; от напора воды заторы не удерживают, и лед заторный проносит; тогда говорят - затор прорвало.

ПРОРЕЗИ, ПРОРЕЗНЫЕ ЛОДКИ - промысловые лодки, имеющие в средней части отсек, отгороженный двумя водонепроницаемыми перегородками. Днище отсека сообщается через щели с забортной водой, а сам отсек служит садком для рыбы.

ПРОРЕЗЫВАТЬ, ПРОРЕЗАТЬ -- Прорезать строй - пройти наперерез; пройти между кораблями, находящимися в строю.

ПРОРЫВАТЕЛИ МИННЫХ ЗАГРАЖДЕНИЙ - пароходы вместимостью в 4000 - 6000 брутто регистровых тонн с возможно большей осадкой, посылаемые впереди флота в местах, подозрительных в отношении мин. Эти пароходы, подрываясь на минах, должны создавать в заграждении проходы, через которые более ценные боевые корабли проходят беспрепятственно. Чтобы прорыватели не тонули, их трюмы заполняются бревнами и пустыми бочками. Для увеличения осадки принимается песок.

ПРОСАК - место, где сучатся, спускаются веревки.

ПРОСАЛЬНИК - особый банник, которым смазываются каналы орудий.

ПРОСВЕТ - паз между досками.

ПРОСТАР (слав.) - трюм.

ПРОСТЕГИВАТЬ парусину - шить гладкими стежками по прямой линии. Простежка менее подвержена трению о гитовы, чем другие стежки.

ПРОСТОЕ СЧИСЛЕНИЕ - см. Счисление.

ПРОСТОЙ (Standing time ) - простой судна во время погрузки или выгрузки вследствие ненастной погоды, отсутствия лихтеров, распоряжений и т. п. Ненастная погода явление не частое. Чаще же всего П. является следствием нераспорядительности руководящих работников (отсутствие лихтеров и т. п.).

ПРОСТОЙ КНОП (Wall - knot , crowning of a stopper ) - состоит из одного колеса; прядями делают завивку и удваивают ее, оставшиеся концы прядей обрезают или скручивают вместе, кладут марку, обрезая излишние концы.

ПРОТАЛИНЫ (Holes ) - отверстия округлой формы, образующиеся во льду под влиянием теплового и механического действий воды, стекающей под лед с его поверхности.

ПРОТАСКА - см. Бензель.

ПРОТЕКТОР - см. Цинковые протекторы.

ПРОТЕСТ (Protest ) - донесение, сделанное под присягой одним из переживших крушение корабля, с указанием, насколько возможно, причин и обстановки гибели судна. Такие протесты часто требуются страховщиками для удостоверения гибели, а если возможно, то и причины гибели судна. Кодексом торгового мореплавания Союза ССР не предусмотрен.

ПРОТЕСТ МОРСКОЙ - учиняется капитаном после перехода судна в штормовых условиях, при которых возможны убыль и порча груза (снос за борт палубного груза, разрушение тары груза вследствие его подвижки, подмочка груза от проникновения воды в трюм и т. п.). При учинении протеста требуется представление выписки из судового журнала и свидетельские показания не менее двух человек судового экипажа. П. М. является первичным доказательством отсутствия вины экипажа за недостачу и порчу груза.

ПРОТИВНА (арх.) - противное течение воды.

ПРОТИВНЫЙ, ВСТРЕЧНЫЙ, ПРОТИВНОЕ ВОЛНЕНИЕ, ВОЛНА (Head sea ) - волнение, имеющее направление, противоположное курсу судна. Противное течение - навстречу пути судна. Противный ветер (foul wind , head wind ) - встречный, дующий навстречу курсу судна.

ПРОТИВНЯК (арх.) - встречный ветер.

ПРОТИВОВЕС, БАЛАНСИР (Counterbalance , counterpoise , equipoise ) - масса, соединенная с вращающейся деталью машин, служащая для уравновешивания сил инерции. П. располагают, напр., на продолжении щек колен коленчатого вала. П. называют также груз, подвешенный на конец каната, перекинутого через блок для уравновешивания основного груза. Такие П. применяют для уменьшения работы, потребной для перемещения основного груза, т. к. в этом случае работу нужно затратить только на преодоление сопротивления от сил трения.

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА (ПВО) - система мероприятий, проводимых для защиты от воздушных нападений противника. К средствам активной ПВО относятся истребительная авиация, зенитная артиллерия со своими вспомогательными средствами - прожекторами и акустическими приборами. К пассивной ПВО относятся различные сооружения, газоубежища, маскировка, заграждения и служба ВНОС.

ПРОТИВОГАЗ (Gas mask , box - respirator ) - специальный прибор для защиты от отравляющих веществ дыхательных путей и глаз людей и животных (лошадей и собак).

ПРОТИВОДАВЛЕНИЕ - давление пара при выходе его из паровой машины (если пар выходит не в конденсатор, где давление значительно меньше 1 атм).

ПРОТИВОКРЕННАЯ СИСТЕМА - см. Система выравнивания крена и дифферента корабля.

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ СРЕДСТВА - средства, применяемые для борьбы с подводными лодками противника. П. С. подразделяются в зависимости от преследуемых целей на следующие группы: 1) средства, препятствующие проникновению лодок в определенные районы (боны, сети, мины, специальные тралы); 2) средства обнаружения подводных лодок (сигнальные сети, шумопеленгаторы, радиопеленгаторы); 3) средства уничтожения подводных лодок (глубинные бомбы, артиллерия, торпеды, буксируемые мины, таран; 4) средства для понижения успешности боевых действий подводных лодок, заключающиеся в затруднении наблюдения с подводных лодок и маневрирования для уменьшения радиуса опасного действия лодки и понижения успешности торпедной стрельбы с нее; к этим средствам относятся: маскировка, дымовые завесы и специальное маневрирование.

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ СНАРЯД - см. Ныряющий снаряд.

ПРОТИВОМИННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ - артиллерия среднего калибра, предназначенная для отражения атак торпедных кораблей (миноносцев, торпедных катеров и подводных лодок).

ПРОТИВОМИННОЕ УТОЛЩЕНИЕ (Bulge ) - см. Були.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПЕРЕБОРКА - металлическая переборка в фюзеляже самолета для полной изоляции моторной группы от остальной конструкции.

ПРОТИВОПУЛЬНАЯ БРОНЯ - листы специальной стали толщиною от 4 до 5 0 мм, подвергнутые термической обработке. П. Б. защищает от осколков мелкокалиберной артиллерии, пулеметного и ружейного огня; применяется для защиты бортов и орудийных прикрытий на речных кораблях, для боевых рубок миноносцев, для защиты специальных постов и устройств на крупных кораблях и пр.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ - положение планеты, при котором она видна с Земли в части неба, прямо противоположной Солнцу. В это время планета находится ближе всего к Земле и имеет поэтому наибольший видимый диаметр и наибольшую яркость. См. также Элонгация.

ПРОТИГ - брусья или доски бортовой обшивки, которые составляют одну линию от носового до кормового штевня деревянного судна.

ПРОТИРНИК - деревянный цилиндр на конце троса, служащий для очистки канала орудия и вытирания его насухо после мытья.

ПРОТОК, ПРОТОКА - рукав реки, побочное русло, связь озера с рекой.

ПРОТРАКТОР - прибор, посредством которого наносится на карту место корабля, определенное по измерению двух углов между тремя видимыми с корабля предметами. П. состоит из медного разделенного через 1/2° круга радиусом в 2,5 дм. (64 мм) и 3 медных же линеек длиною около 9 дм. (229 мм), линии срезов которых проходят через центр П. Средняя линейка неподвижна, а две крайние, вращаясь около общей оси, проходящей через центр П., могут поворачиваться относительно линейки на любой угол.

ПРОТРАЛИВАНИЕ - вид тральной работы, при которой весь исследуемый район проходится с тралами сплошь, без пропусков. Район обставляется вешками и точно определяется, чтобы строго обозначить границы протраленного района.

ПРОФОС - должностное лицо на русских военных кораблях времен парусного флота, в обязанности которого входило наблюдение за чистотой (особенно гальюнов) и выполнение телесных наказаний. По Петровскому уставу обязанности его определяются следующим образом: "Железо, кошки и прочие к штрафу надлежащие инструменты должны иметь в готовности. Он повинен сажать в железы и прочее наказание чинить по приказу командирскому. Также ежели палача не случится, то он должен смертную казнь чинить".

ПРОХОД - фарватер.

ПРОХОДИТЬ, ПРОЙТИ - идти на судне, идти известное расстояние, идти мимо чего-либо, миновать что- либо. Пройти мористее, пройти перед носом судна. Проходит под кормой - по правилам, установленным для этой цели, всякое судно может проходить близко под кормой (резать корму) правого борта на левый. Пройти траверз.

ПРОЧНОСТЬ НА РАЗРЫВ (Tensile strength ) - см. Сопротивление на разрыв.

ПРОЧНОСТЬ СУДНА ПОПЕРЕЧНАЯ - способность корпуса сопротивляться тем силам, которые стремятся изменить его поперечную форму.

ПРОЧНОСТЬ СУДНА ПРОДОЛЬНАЯ - способность корпуса сопротивляться тем силам, которые стремятся его изогнуть в продольном направлении.

ПРОЧНЫЙ КОРПУС - см. Корпус подводной лодки.

"ПРОЧЬ ОТ ЛЕВОЙ (ПРАВОЙ) ЯКОРЬ-ЦЕПИ" - подготовительная команда перед отдачей якоря. Эта команда передается всюду, где проходит якорная цепь, для предупреждения всех находящихся вблизи нее, во избежание несчастных случаев.

ПРОШПАКЛЕВАТЬ, ПРОШПАТЛЕВАТЬ - замазывать и затирать пазы, щели, сучки и все неровности на поверхности подготавливаемого к окраске предмета особой замазкой (на клею и масле), называемой шпаклевкой или шпатлевкой.

ПРУД (Pond ) - искусственное озеро, выкопанное озерцо, обширная яма с напуском в нее воды или с водой от родников.

ПРУЖИТЬ (сев.) - см. Опружать.

ПРЯДЬ (Strand of a rope ) - несколько каболок или проволок, свитых вместе. Из пряди спускается трос, называемый тросом тросовой работы или прямого спуска. По числу прядей в тросах последние называются трехпрядными, четырехпрядными и т. д.

ПРЯМАЯ НИТЬ - утковая нить, см. Уток.

"ПРЯМО РУЛЬ" (Helm amidships , right the helm ) - приказание рулевому поставить руль так, чтобы его перо было в диаметральной плоскости.

ПРЯМОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ СВЕТИЛ (Right ascension ) - дуга экватора, заключенная между точкой весеннего равноденствия и меридианом светила. П. В. С. считается всегда от точки весеннего равноденствия по направлению собственного движения Солнца от 0 до 360°. П. В. С. обозначаются буквой?.

ПРЯМОЙ БЕНЗЕЛЬ - см. Бензель.

ПРЯМОЙ ВЫСТРЕЛ - выстрел с прицелом 0 при наводке в верхнюю кромку цели.

ПРЯМОЙ РУМПЕЛЬ (Tiller ) - румпель, располагающийся вдоль диаметральной плоскости. Употребляется при управлении шлюпкой под парусами.

ПРЯМОЙ СПУСК (у троса) - спуск по солнцу.

ПРЯМОТОЧНЫЙ КОТЕЛ - безбарабанный паровой котел, в котором подогрев и испарение воды и перегрев пара производятся непрерывно (прямоточно) без отделения пара от влаги. П. К. состоит из змеевика, в один конец которого подается вода, а из другого выходит перегретый пар. См. Котел паровой судовой.

ПРЯМЫЕ ПАРУСА (Square sails ) - паруса, которые привязываются к реям и могут быть поставлены поперек судна. К прямым парусам относятся нижние паруса, марсели, брамсели и бом-брамсели.

ПРАВЫЙ БОРТ

ПРАВЫЙ БОРТ

(Starboard side) - сторона судна, находящаяся с правой стороны, если встать лицом к носу.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941


Смотреть что такое "ПРАВЫЙ БОРТ" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 штирборт (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    правый борт транспортного самолета - Правая сторона транспортного самолета по полету. [ГОСТ Р 53428 2009] Тематики авиационные грузовые перевозки EN starboard … Справочник технического переводчика

    - (франц. bord край). 1) бок корабля. 2) край чего либо. 3) лучисто шестоватые агрегаты алмаза, имеющие шаровидную форму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОРТ нем. и франц. bord, край. а) Бок корабля … Словарь иностранных слов русского языка

    А, предлож. о борте, на борту; мн. борта, ов; м. [франц. bord] 1. Боковая стенка корпуса судна или летательного аппарата. Левый, правый б. лайнера. Подать трап к самому борту. Упасть за б. Остаться, оказаться за бортом (вне чего л., не у дел; не… … Энциклопедический словарь

    БОРТ, борта, о борте, на борту, мн. борта, бортов, муж. (франц. bord). 1. Боковая стенка судна (мор.). Правый борт. Левый борт. 2. Боковая стенка бильярда. Бить от двух бортов. 3. Край полы мужского платья, снабженный пуговицами или петлями для… … Толковый словарь Ушакова

    БОРТ (от нем. Bord) судна, совокупность элементов набора и обшивки, образующих боковые стенки корпуса. Левый (от кормы к носу судна) борт бакборт, правый борт штирборт … Энциклопедический словарь

    - (от нем. Bord) судна совокупность элементов набора и обшивки, образующих боковые стенки корпуса. Левый (от кормы к носу судна) борт бакборт, правый борт штирборт … Большой Энциклопедический словарь

    - (Ship s side, board) боковая сторона поверхности судна. Если встать на судне лицом к его носу, то справа будет правый борт (Starboard), а слева левый борт (Port). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь

    борт - а, предлож.; о бо/рте, на борту/; мн. борта/, о/в; м. (франц. bord) см. тж. борт о борт, бортик, бортовой 1) Боковая стенка корпуса судна или летательного аппарата. Левый, правый борт лайнера … Словарь многих выражений