Турбулентность может напугать даже бывалых авиапутешественников. Действительно, когда внутри салона все начинает ходить ходуном, трудно сохранять спокойствие и не вспоминать жуткие авиакатастрофы, которые, увы, периодически случаются. Чтобы понимать, насколько безопасна турбулентность (или как ее называют профессионалы - «болтанка»), необходимо разобраться в причинах этого явления.

Почему возникает турбулентность?

В основе возникновения турбулентности лежит сложное взаимодействие природных процессов. Изменение давления, скорости и направления ветра - каждый этот фактор по отдельности, либо их взаимовлияние и могут спровоцировать «болтанку». Это может случиться в абсолютно чистом небе: самолет может просто попасть под действие воздушных потоков разной направленности и подвергнуться определенным колебаниям. Однако многие считают, что «болтанка» возникает чаще всего в непогоду, но они правы лишь отчасти. Действительно, при прохождении грозовых туч данное явление может иметь место, но это вовсе не обязательно. Сильные порывы ветра оказывают аналогичный эффект, хотя для больших бортов, используемых для гражданской авиации, даже сильная скорость ветра не имеет риска.

Турбулентность нередко возникает при прохождении через кучевые облака, особенно, если область их расположения достаточно затяжная. Впрочем, скопления кучевых облаков легко отслеживаются локатором, поэтому пилот всегда имеет возможность обойти данную зону.

Турбулентность не расценивается как внештатная ситуация, поскольку возникает практически во время каждого полета. На «болтанку» средней степени пилоты могут даже не обратить внимания и вряд ли допустят отклонения от курса. Больше вероятности, что экстренная посадка может случиться из-за внештатной ситуации на борту, а не по причине даже самых сильных колебаний воздуха.

Современные воздушные судна оснащены специальными датчиками, которые помогают «предвидеть» турбулентность и заранее оценить ситуацию. Как правило, если речь идет о коротких рейсах (3-4 часа), метеоусловия на маршруте известны задания, и кардинальных погодных сюрпризов попросту не может быть. С долгими полетами - почти то же самое: могут наблюдаться лишь незначительные отклонения от прогноза. Из данной ситуации также есть выход. Как известно, пилоты всегда находятся на связи как друг с другом, так и с диспетчерами, поэтому об изменении метеоусловий также узнают заранее. Если на каком-либо участке пути погода значительно изменилась в удушит сторону, пилот может принять решение немного отломиться от курса. такое происходит крайне редко: а практике известно лишь несколько подобных ситуаций.

Чем опасна турбулентность для пассажира

Считается, что турбулентность не может нанести какой-либо вред пассажиру самолета. Однако существуют исключения, когда данная ситуация в полете может иметь неприятные последствия.

  1. При наличии хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы турбулентность можно стать причиной ухудшения состояния.
  2. Особенно осторожным стоит быть женщинам в 1 и 3 триместре беременности. В данный период перелеты в целом считаются опасными лишь при наличии патологий, при этом во время турбулентности критическое состояние может усугубиться.
  3. Любое плохое самочувствие пассажира может ухудшиться во время болтанки, особенно, если она длится долгое время. Тошнота, головокружение, излишняя нервозность - эти и другие симптомы могут появиться в период прохождения зоны турбулентности.

Впрочем, все вышеперечисленное - лишь потенциальные опасности, которы могут вообще не иметь места. Однако главная рекомендация авиационных специалистов - занять сидячее положение и крепко держаться, поскольку главный риск турбулентности - травмы внутри салона. Пассажиры могут попросту недооценивать амплитуду колебаний борта, поэтому в истории немало случаев, когда люди ударялись обо что-то или даже падали во время сильных толчков.

Может ли самолет упасть во время турбулентности?

Большинство пассажиров во время турбулентности боятся вовсе не ухудшения своего состояния и прочих симптомов. Основной риск - падение самолета. Внутри салона действительно может показаться, что все вокруг трещит, гремит и разваливается. На самом деле любой самолет способен выдерживать колоссальные нагрузки, которые могут быть намного выше тех, что возникают во время турбулентности.

Крылья самолета имеют определенную подвижность, что делает их более устойчивыми к колебаниям воздушных потоков. Конструкция современного воздушного судна спроектирована таким образом. что теоретически он может взлетать под прямым углом к горизонту, поэтому никакие движения воздуха не могут нарушить его целостность. В истории гражданской авиации не существует случаев, когда самолет упал из-за турбулентности. Исключение составляют лишь те катастрофы, когда «болтанка» сопровождалась человеческими ошибками. Например, если пилот по каким-либо причинам отклонялся от заданного курса, либо в самолете была определенная поломка, не выявленная до взлета. Подобные аварии имели место лишь в начале и середине прошлого века, когда авиация была на совершенно ином уровне. Кроме того, за эти годы изменились многие стандарты полетов, исключающие подобные инциденты.

Главная причина, по которой с самолетом не может ничего случиться во время турбулентности, - точное планирование полета. Метеоусловия вовсе не являются неожиданностью для специалистов, поэтому если на маршруте на самом деле имеются угрожающие безопасности проблемы с погодой, рейс не будет отправлен.

Как вести себя при турбулентности

Самое главное правило - сохраняйте спокойствие. Вы должны понимать, что для самолета это абсолютно штатная ситуация, которая происходит практически в каждом рейсе. Обратите внимание на экипаж: как правило, при сильной «болтанке» бортпроводники садятся на свои места и пристегиваются, сохраняя при этом совершенно невозмутимый и даже скучающий вид. Более того, при турбулентности средней степени экипаж может даже не приостановить свою работу.

  1. Займите свое кресло и пристегните ремни. Закройте откидной столик или хотя бы постарайтесь убрать с него все, что может рассыпаться, пролиться, упасть.
  2. Помогите ребенку зафиксироваться в кресле. Если с вами маленькие дети, дополнительно придерживайте их руками. Во время турбулентности самолет может шатать и трясти даже больше, чем при посадке, поэтому ребенок может удариться о впереди стоящие сиденья или стенки.
  3. Старайтесь не читать и не смотреть фото/видео. Если ваш взгляд будет фокусироваться на тексте или изображении, во время тряски может возникнуть головокружение.
  4. Закройте глаза и расслабьтесь, дожидаясь окончания турбулентности.
  5. Если вы отличаетесь излишней нервозностью, и уж тем более - страдаете от аэрофобии, целесообразно заранее принять успокоительное, чтобы турбулентность не застала вас врасплох. Если рядом нервничают ваши соседи или близкие, попробуйте успокоить их, объяснив, что данное явление не представляет никакой опасности.

Турбулентность (от лат. turbulentus — бурный, беспорядочный) — это физическое явление, при котором в потоке жидкости или газа самопроизвольно возникают фрактальные и линейные волны различных размеров. Применительно к авиации турбулентность представляет собой разного рода колебания самолёта, которые возникают в результате вихревых потоков ветра, нисходящих и восходящих.

Обычная болтанка, возникающая при пролёте через некоторые виды облаков, безопасна. Самолёт спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки, и пассажиры могут почувствовать лишь небольшое покачивание. Сильная турбулентность, иногда происходящая в верхних слоях атмосферы, может привести к более ощутимой тряске в салоне. Поэтому пилоты при обнаружении турбулентности включают табло «пристегните ремни» и просят пассажиров занять свои места.

Из-за чего возникает турбулентность?

Причин возникновения турбулентности очень много: завихрение от торцов крыльев, неравномерное прогревание воздуха, встреча воздушных масс, температура которых различается, и многое другое.

Опасные завихрения воздуха зачастую возникают в грозовых облаках. Они хорошо видны на специальном локаторе в кабине пилота, и, если есть возможность, их облетают. Однако по краям грозового фронта тоже есть завихрения, их на локаторе не видно. Поэтому облететь зону турбулентности не всегда возможно.

В ясном небе болтанка тоже возникает, но самолёт не всегда может изменить эшелон полёта из-за плотного трафика в небе. Между самолётами нужно строго выдерживать определённые интервалы во избежание столкновений.

С сильными вихрями ветра самолеты также часто сталкиваются при снижении. Для экипажа разработаны нормативы параметров полёта при болтанке, и, если они выходят за пределы, пилот вынужден уходить на запасной аэродром.

Ещё одной причиной турбулентности могут послужить струйные течения. Это течения, скорость которых резко меняется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Особенностью таких течений является то, что они могут тянуться на несколько сотен тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у востока США.

Большим заблуждением является то, что болтанка зависит от квалификации и навыков пилота. Самолёт идёт на автопилоте, и только при очень сильной тряске, когда нужна реакция пилота, начинают пилотировать вручную. То, с какой силой будет трясти самолёт, больше зависит от его конструкции. Чем он больше и тяжелее, тем меньше ощущается турбулентность.

Опасна ли турбулентность?

Многие люди, страдающие от аэрофобии, боятся попасть в зону турбулентности. Но специалисты успокаивают: за 120 лет истории авиации не произошло ни одной катастрофы, причиной которой была бы или могла бы быть турбулентность.

Однако при сильной болтанке есть риск получить серьёзные травмы. Бывали случаи, когда пассажиров выбрасывало из кресел, из-за ударов об углы салона они получали ушибы и переломы. Опасность также представляют чемоданы, которые могут выпасть из багажных отсеков, расположенных над креслами. Чтобы избежать неблагоприятных ситуаций, необходимо соблюдать технику безопасности и беспрекословно исполнять все команды бортпроводников.

Что такое зона турбулентности, я знаю уже не понаслышке. Эта неприятная ситуация застала нас с мамой врасплох во время длительного перелета через океан на Шри-Ланку. Расскажу об этом подробнее.

Что такое зона турбулентности – научное объяснение

По-научному это звучит, как колебания воздушного судна во время сталкивающихся потоков ветра . Вроде бы и ничего страшного. Но турбулентность бывает разная: например, когда самолет попадает в зону грозовых облаков, он также сталкивается с завихрениями, но более мощными. Это уже более опасное явление, но, к счастью, встречается не часто, так как пилот перед вылетом ознакамливается с погодными условиями и планирует маршрут во избежание подобных ситуаций.


Но во время многочасового перелета точно предсказать наличие этих облаков достаточно трудно , поэтому нужно быть морально готовым к любой ситуации. Тем более, в 99% случаев все оканчивается благоприятно.

Если вы попали в зону турбулентности

Во время перелета через океан по дороге на Шри-Ланку мы как раз оказались в зоне турбулентности. Погасло все освещение , воздушное судно начало качать во все стороны , а капитан по громкоговорителю объявил: «Наш самолет попал в зону турбулентности , просим пристегнуть ремни и занять места». Бабушка с внучкой сзади сразу стали креститься и читать молитвы, мужчина справа с недовольным видом пристегнул ремень, а я просто положила паспорт в нагрудный карман (мало ли?) и молча начала смотреть в LED-экранчик, который висел передо мной. Мы летели лоу-костом компании Fly Dubai и впереди каждого кресла висел интерактивный экран, на котором отображалась карта и наш летящий самолетик. В тот момент он как раз находился над океаном, а вокруг была гроза.


По ощущениям турбулентность напоминала мне американские горки. Самолет неожиданно проваливался в воздушные ямы, в момент чего у меня замирало сердце, а затем кренился и качался из стороны в сторону.

А вот когда начали открываться верхние полки с ручной кладью , стало уже не совсем не смешно. Конечно, стюардесса тут же прибежала и все позакрывала, всех успокоила, но пассажиры явно паниковали – кто-то закрывал от страха глаза, кто-то втихаря попивал алкоголь из Дьюти-фри. Но, к счастью, через полчаса нервов турбулентность закончилась, и мы благополучно отстегнули ремни и продолжили полет спокойно и без происшествий.


Если вы вдруг очутились в зоне турбулентности , то:

  1. Не паникуйте , в этом нет ничего страшного. Паника передается другим пассажирам – зачем лишний раз нагнетать ситуацию?
  2. Отключите все электроприборы , если вы не сделали этого раньше.
  3. Глотните воды и подышите глубоко. Это поможет вам расслабиться.
  4. Если болтанка не очень сильная – перекусите. Очень часто стюардессы разносят напитки и еду именно во время турбулентности. Это отвлекает пассажиров от ситуации и не дает думать о плохом.

Много летать я начал не так давно, ну наверное года три назад всего лишь. До этого вообще думал, что лучше никогда летать не буду - там страшно и опасно. Когда начал летать первые разы и попадал в какую то тряску и качку самолета, то думал - ну все, конец, а я ведь так мало пожил. Жена тоже потом призналась, что во время тряски самолета мысленно уже прощалась со всеми и думала, что самолет уже падает.

Да все наверное попадали в большую, среднюю или мелкую турбулентность во время полета. Кто то спит себе спокойно как в маршрутке, кто то сидит бледный, вцепившись руками в подлокотники.

А может ли вообще самолет упасть от турбулентности?

Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент полувековой давности 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.

Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.

Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.

Недавно была популярная в СМИ история, как в одной из серьезных турбулентностей несколько пассажиров получили серьезные травмы.

"Самолет Boeing 777 неожиданно попал в зону сильной турбулентности перед началом снижения. То есть, обязательства пристегнуть ремни на этот момент отсутствовало. В результате сильного толчка самолет подбросило на 100-200 метров вверх, часть не пристегнутых пассажиров по инерции оказались выброшены в проход и получили травмы", - сказал источник. Некоторые пассажиры даже ударились головами об потолок.

"Турбулентность, в которую попал Boeing 777, в авиации известна как "Турбулентность ясного неба". Ее основная особенность в том, что возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение. Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места", - говорится в сообщении перевозчика.

Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?

Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.

Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.

Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.

Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.

Самое безопасное положение во время полета - расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Помните: турбулентность - это нормально.

источники