Валаам – остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположены посёлок Валаам и памятник русского зодчества – Валаамский Спасо-Преображенского ставропигиальный мужской монастырь.

Валаам находится на расстоянии двадцати двух километров от материка. В основном на острове проживает братия монастыря. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у Патриарха всея Руси.

Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озёрами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов. Всё здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов. Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.

История Валаама

История острова Валаам

По преданию, ещё в 1 веке от Рождества Христова, остров посетил Андрей Первозванный и установил на нём каменный крест. Но только в 10-м веке на острове появились первые жители – финно-угорские племена.

История возникновения названия острова даёт простор для фантазии. Название можно перевести с финно-угорского «валамо» как «высокая земля», но не менее вероятен перевод «земля света» или «земля клятвы». Некоторые сопоставляют его с именем Ваала – по древнескандинавской мифологии сыном Одина, а также со славянским богом Велесом, которому здесь приносили жертвы язычники. Также любопытно, что одного из библейских прорицателей о Христе звали Валаамом.

Много «хозяев» было у острова и каждый здесь устраивал что-то своё. В начале 17 века остров Валаам захватили шведы и практически полностью уничтожили монастырь и монахов, однако, Пётр Первый отбил остров и вернул его России.

В 1918–1940 годах остров принадлежал Финляндии. На острове велись фортификационные работы – на остатки линии Маннергейма можно посмотреть и сейчас. Валаам неоднократно подвергался бомбардировкам. По итогам советско-финской войны, Карелия, в том числе и Валаам, вновь отошли к СССР.

История Валаамского монастыря

Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.

Основателями монастыря на Валааме считаются преподобные Сергий и Герман, но годы их жизни в разных источниках разнятся, отсюда и разные даты возникновения Валаамского монастыря. Преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в 10 веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме и о существовании здесь православного монастыря в 10 веке. По другим данным, преподобные Сергий и Герман поселились на Валаамском острове в 1329 году. Возможно, что эта дата ошибочна из-за неточного пересчёта в летоисчислениях.

За свою историю, Валаамские острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. В начале 17 века шведы осадили северо-запад Руси. На их пути оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение шведам почти на сто лет.

Только в 1715 году, после очередной войны со шведами, указом Петра Первого началось восстановление обители. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки.

В середине 18 века Валаамский монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате Монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский монастырь простоял в забвении, до тех пор, когда в 1785 году, его было решено возродить. На этот раз он должен был стать каменным. Обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба. Вскоре было построено каменное здание монастыря, а к концу 19 века – церкви скитов.

19 век считается веком расцвета Валаамского монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем. Руководил Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество. При нём было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи. Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день. К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей.

Новые испытания пережил Валаам в 20 веке. После революции 1917 года, в 1918 году, Валаамские острова вошли в состав Финляндии, и в 1918–1940 годах Валаам принадлежал Финляндии. Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому что основной религией в Финляндии является лютеранство. Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке. К России (в то время СССР) острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, по итогам Советско-финской войны 1939-1940 гг. Советские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря всё самое ценное. Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный монастырь, который после Великой Отечественной войны присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.

А вот на острове Валаам, после присоединения к СССР, началась совсем другая жизнь – без колокольного звона и служб. Здесь была школа юнг, создан совхоз, интернат для инвалидов и престарелых. Церкви использовались как склады и магазины, деревянные постройки служили топливом. И только в 1979 году начались реставрационные работы, возобновилась монашеская жизнь.

Достопримечательности Валаама

Конечно, чтобы обойти все достопримечательности острова Валаам, нужен не один день. Ведь это целый ансамбль из множества церквей, часовен, крестов и других сооружений в сочетании с удивительной природой. А к некоторым скитам можно добраться только по воде.

Главной достопримечательностью острова Валаам является, конечно же, мужской Спасо-Преображенский монастырь с одноимённым собором. Свято-Преображенский Валаамский собор был полностью перестроен в 19 веке. Он расположен на возвышенности, куда ведёт лестница, начинающаяся недалеко от причала Монастырской бухты. Вход на территорию по всем правилам православия, поэтому женщинам нужно надеть юбку и накрыть голову. Короткий рукав также не приветствуется. Юбки и косынки можно взять при входе. За этим строго следят.

Внутри собора нет расписных стен и потолка. В советское время в монастырских корпусах была организована школа боцманов, а в самом соборе утроили клуб. Росписи были закрашены. Позже здесь было овощехранилище. Постепенно храм разрушался. Когда здесь снова возродилась монашеская жизнь, стены просто покрыли белой краской, чтобы как можно скорее возобновить молитвы. Помимо молитв, здесь можно услышать монашеские песнопения.

Есть на Валааме и краеведческий музей, где представлены предметы быта местного населения. Здесь же находится магазин сувениров и паломническая служба. Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.

Скиты Валаама

Особенностью Валаама также являются скиты. Чтобы попасть к ним от монастыря, нужно идти по главной монастырской дороге на юго-запад острова. А если вы прибываете в Никоновскую бухту, то начать осмотр достопримечательностей лучше именно со скитов. Вообще многие задаются вопросом, что такое скит. Это место, где монахи живут небольшими группами, то есть ведут более уединённый образ жизни. Как правило, скит имеет свой устав и храм. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов.

Воскресенский скит

Первым на вашем пути встретится Воскресенский скит. (фото 4) Согласно преданию, именно здесь поставил крест Андрей Первозванный. Особенностью скита является то, что он состоит из верхней и нижней церквей. Нижняя устроена наподобие пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Непривычно видеть над головой не купол, а ровную поверхность.

Гефсиманский скит

В отличие от могучего Воскресенского скита, построенного из красного кирпича и окружённого оградой, Гефсиманский, напротив, лёгкий (фото 5). Церковь в светлых тонах выполнена из дерева, а напротив неё часовня в таком же стиле.

Гефсиманский скит, построенный в 1911 году игуменом Маврикием, расположен на Сионской горе. В 1910 году здесь был установлен поклонный крест серого гранита с символикой крестных страданий Спасителя. Его церковь, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы. Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса, сегодня, к сожалению, полностью утраченного. Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону «Моление о чаше». За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

Коневский скит

Чуть в отдалении от главной монастырской дороги находится Коневский скит (фото 6). Деревянный, в окружении леса, он стоит на берегу озера и представляется очень уютным. Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери считается святыней скита. Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен.

Владимирский скит

Самым новым, возведённым уже в 21 веке (строительство завершено в 2007 году), является Владимирский скит. Он представляет собой резиденцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Здание очень отличается от других строений своей интересной формой и напоминает архитектуру Новгорода. (фото 7)

При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым. У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых. Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря. Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

Никольский скит

Никольский скит является одним из красивейших скитов острова Валаам (фото 8). Расположился он в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в 18 веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.

Никольский скит принял первых монахов в 18 веке. В то время здесь жило 12 монахов, которые занимались рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков. На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита. Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале 19 века. Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие на его территории и главной темой росписи было житие Николая Чудотворца.

У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта. Братия жила в келейном корпусе, реставрацию которого провели в 1988 году.

Реставрируются и населяются древние скиты Всеховятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и Сергиевский.

Как добраться до Валаама

В настоящее время, ежегодно Валаам посещают десятки тысяч русских и иностранных паломников и туристов. Туристические фирмы предлагают различные туры по Валааму, а специальная паломническая служба – даже длительное пребывание на острове и работу на благо монастыря. На Валааме даже имеется гостиница для туристов. Также в монастыре можно приобрести аудиозаписи хора братии монастыря. Можно самостоятельно добраться до острова. В летние месяцы туда ходит по несколько теплоходов в день.

Паломничество на Валаам

Для православного человека Валаамская обитель, с сонмом святых подвижников и старцев, с подворьями, скитами и пустынями, необыкновенно красивой природой, отделенная от мира ладожскими водами, является настоящим «Русским Северным Афоном».

Поэтому для паломников главным в их путешествии, сколько бы дней оно не длилось, становится приобщение к валаамской духовной традиции. Прежде всего, это возможно через совместную с братией литургическую молитву и участие в таинствах. Богослужение стоит в основе всех паломнических программ.

Проживают паломники в монастырских гостиницах, питаются в трапезной по монастырскому уставу. За 2-4 дня, проведенные на острове, гостям предлагается расширенная экскурсионная программа, включающая посещение удаленных скитов – Всехсвятского (старейшего на Валааме, открытого только для паломников-мужчин) и Смоленского.

Для паломников, желающих более тесно познакомиться с монастырской жизнью, потрудиться на послушаниях, просто в уединении погулять по островам архипелага, разработаны программы «Неделя» и «Две недели в монастыре».

Подробнее о паломничестве на Валаам читайте на сайте http://vp.valaam.ru

Валаамский архипелаг - удивительное сочетание природы и архитектуры, притягивающее к себе путешественников со всего мира. Это место выделяется среди сотен других островов Ладожского озера: на Валааме вы найдёте величественные храмы (скиты) и суровые гранитные скалы, живописные бухты и тенистые аллеи. Валаам дарит своим посетителям новые ощущения и чудесные воспоминания.

Список экскурсий, где можно посетить знаменитые скиты Валаама

  • Экскурсия "Дивный остров Валаам" (выезд из Петрозаводска)— временно неактуален

Если вы не житель Карелии, то экскурсии по скитам ищите в многодневных сборных турах по Валааму .

На Валаамском архипелаге 11 скитов: Во имя всех Святых (Белый), Никольский, Смоленский, Гефсиманский (Жёлтый), Воскресенский (Красный), Предтеченский, Александра Свирского (Святоостровский), Ильинский, Коневский, Свято-Авраамский, Свято-Владимирский. Часть из них разрушена, часть реконструирована. Скиты - одинокие церковные сооружения, которые можно найти в самых отдалённых частях архипелага - на одиноких маленьких островках, в бухтах и на развилках дорог.

Традиционные экскурсионные маршруты дают возможность увидеть три скита:

Никольский скит

Он расположен в 1,5 километрах от монастырской усадьбы на одноимённом небольшом островке. Всех приезжающих на Валаам встречает шатровый храм Свято-Никольского скита. Его местоположение выбрано неслучайно - 12 иноков, живших в нём в XVIII веке, исполняли роль работников таможни, так как в монастырь нельзя было ввозить алкоголь и табак. Современная церковь была отстроена русским зодчим Горностаевым в 1853 году на месте колокольни с маяком. Никольский скит соединяется с островом Валаам дорогой, появившейся в конце XVIII века, и деревянными мостиками, соединяющих два острова архипелага.

Гефсиманский скит

Его также называют Жёлтым, находится в 5 км от основной усадьбы, на перекрёстке двух дорог. Одна из них ведёт к ферме, другая - к главной усадьбе Валаамского монастыря. Главные сооружения комплекса - церковь Успения и часовня Вознесения Господня. Обе постройки сделаны в едином стиле - голубая кровля и крашеные жёлтой краской стены. Много сил было потрачено, чтобы облагородить территорию скита: к малой Никоновской бухте спускается пихтовая аллея, а к часовне ведёт дорога с выбитыми в камне ступенями. Со смотровой площадки открывается вид на один из самых красивых пейзажей Валаама - Малую Никоновскую бухту.

Воскресенский скит

Гефсиманский и Воскресенский скиты разделяют 800 м большой монастырской дороги. 6.5 км - расстояние, разделяющее скит Воскресения и главную усадьбу. Композиционный центр скита - церковь Андрея Первозванного. Храм стоит на месте часовни, занимавшей его место до 1901 года. Примечательна эта церковь тем, что в её «кукувулии» - мраморном гроте - хранились «Частицы Гроба Господня». Однако верхняя часть храма утратила былое великолепие - иконы и другие предметы убранства вывезены частично в Финляндию, а частично уничтожены. На территории помимо келийных корпусов находится трапезная, где кормят туристические группы.

В начале мая 2018 года я побывал в составе небольшой паломнической группы в удивительном месте – на Валаамском архипелаге, где расположен знаменитый православный монастырь. Находится архипелаг в Карелии, в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, и насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км.

Дорога туда непростая и проходит по воздуху (если лететь до Санкт-Петербурга на самолете), суше и воде. Мы прибыли в Северную столицу вечером 4 мая, а уже в 4:30 утра следующего дня выехали на автобусе в небольшой город Приозерск, что на берегу Ладожского озера. Оттуда в 9:00 мы отправились на теплоходе к монастырю. Плыли 3,5 часа (в летнее время из Приозерска ходят «Метеоры», которые довозят пассажиров менее чем за 1,5 часа). На материке ближе всего к Валааму город Сортавала, однако туда неудобно добираться из Москвы.

Тут настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой

Ладожское озеро – холодное, темное и негостеприимное. Там часто бушуют шторма. Нам же повезло: водная гладь была безмятежной. Правда, несмотря на теплую погоду, дул ледяной пронизывающий ветер. Паломникам и туристам, посещающим Валаам весной, я бы рекомендовал обязательно брать шапки, теплую одежду и обувь. В тамошних местах настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой.

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла». Даты рождения монастыря также указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век.

Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался , которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке. Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.

Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова). А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников. В обители сложился полноценный приход, действует культурно-просветительский центр и воскресная школа.

Совместно с коллективом Ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» я веду работу над проектом одноименного культурного маршрута, поддержанного Министерством культуры России, Федеральным агентством по туризму и получившего грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. Маршрут включает в себя наиболее значимые храмы, часовни и монастыри России и европейских стран, которые названы в честь святых Церкви I тысячелетия и в которых хранятся мощи этих святых, а также другие культурные памятники, имеющие отношение к общехристианским святым.

Культурный туризм, под которым понимают знакомство с культурой и культурной средой места посещения, приобретает все большую популярность. По разным данным, на него приходится от 35 до 60% мирового туристического потока (и это логично, ведь люди пресытились сугубо развлекательным досугом и стремятся даже на отдыхе узнавать что-то новое). Как отмечают теоретики туристического дела, этот вид туризма призван выполнять культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную и миротворческую функции.

В ходе нашего трехдневного пребывания на Северном Афоне сложился, с моей точки зрения, весьма примечательный маршрут, который я рекомендовал бы не только паломникам, но и всем любителям культурного туризма. Святыни, расположенные в местах со столь богатой историей и природой (на Валааме насчитывается около 480 видов растений), старинной и изящной (вместе с тем отнюдь не помпезной) архитектурой, прекрасной инфраструктурой и приятной атмосферой, важно и полезно знать всем.

Гора Фавор

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх

Фавор – гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. На ней произошло : «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2).

Гость, высадившийся с теплохода на причале в Монастырской бухте Валаама, оказывается у подножия одноименной горы. Валаамский Фавор поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх. И многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена , обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.

Чтобы попасть из центральной усадьбы монастыря в скит, нужно пройти около двух километров, в том числе по множеству деревянных мостиков. Перед скитом заканчивается остров Валаам и начинается остров Никольский, который прежде назывался Крестовым.

Выстроенный в 1833 году в традициях русского зодчества XVII века Никольский храм когда-то служил маяком (в одном из его больших окон всегда горел мощный фонарь). Рядом с церковью монахами разбиты огород и фруктовый сад, защищенные от холодных ветров с одной стороны каменной стеной, с другой – сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Храм Николая Чудотворца был излюбленным местом на Валааме для писателя Александра Дюма-отца, посетившего монастырь в 1858 году, и для Патриарха Алексия II.

Скит, посвященный Крестителю Руси – , – был первым на Валааме скитом, возведенным в новейшее время. Строительство, стартовавшее в 2002 году, курировал известный церковный архитектор А.А. Анисимов. Скитский комплекс построен в псковско-новгородской манере.

В сентябре 2008 года Патриарх Алексий II освятил Владимирский храм с белокаменным резным иконостасом, имеющим мозаичные вставки, и белокаменным же алтарем. Это последний храм, освящение которого совершил предыдущий Предстоятель Русской Православной Церкви, скончавшийся 5 декабря 2008 года.

В храме есть придел во имя мученицы Людмилы Чешской. Родившаяся около 860 года, она вышла замуж за чешского князя Борживоя. Супруги приняли крещение из рук святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Людмила и Борживой потрудились для христианского просвещения своего народа, строили храмы. Князь умер молодым; на престол вступил его сын Вратислав, которому, в свою очередь, наследовал внук Людмилы и Борживоя Вячеслав. Вдова Вратислава Драгомира, пользуясь юностью и неопытностью сына, пыталась насаждать в стране язычество. Людмила воспротивилась этому, за что была убита по велению Драгомиры. Спустя четыре года, в 925 году, Вячеслав перенес останки бабушки в базилику святого великомученика Георгия Победоносца на Пражском Граде. А ее глава вместе с главой князя Вячеслава покоится в соборе святого Вита там же, в историческом центре Праги.

Людмила и Вячеслав – первые чешские святые, небесные покровители Чехии. Мученицу Людмилу чтут как молитвенницу за бабушек, матерей и христианских учителей. В Москве единственным местом, где можно поклониться мощам этой святой, является храм святителя Николая Чудотворца в Котельниках – Патриаршее подворье и представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.

Воскресенский скит входит в число точек на карте Валаама, воспроизводящих Святую Землю, вместе с упоминавшейся горой Фавор, горой Елеон с Вознесенской часовней, Гефсиманским скитом, Мертвым морем (Лещевским озером) и рекой Иордан (протокой, соединяющей два озера). «Русский Иерусалим» задумал создать на Валааме в начале XX века игумен Макарий (Баранов), хотя Воскресенский скит возник несколькими годами ранее. Скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда могут заходить габаритные суда. Порой отсюда начинается осмотр Валаама, ведь именно здесь, как повествует легенда, Андрей Первозванный воздвиг крест.

Скит также известен как Новоиерусалимский и Красный (все его постройки выполнены из красного кирпича). Он был заложен в 1901 году; в 1906 году состоялось освящение верхнего (в честь Воскресения Христова) и нижнего (во имя Андрея Первозванного) храмов, сочетающих русский и византийский стили.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии. Тут хранится частица Гроба Спасителя

Когда Валаам принадлежал Финляндии, на территории скита находилась монастырская школа. В советские годы одну церковь преобразовали в танцплощадку, а другую – в прачечную. С 2000-х годов комплекс возрождается. В наши дни там размещаются паломническая служба монастыря, жилье для экскурсоводов и трапезная.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии, купольной часовенки в иерусалимском храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня. Тут хранится частица Гроба Иисуса, привезенная со Святой Земли. Над репликой лавицы (пещерного камня, на котором лежало тело Христа) возжены семь лампад; одна из них неугасаемая. Валаамская Кувуклия помещена в Андреевском храме – тусклом, лишенном росписей, с низкими потолками, призванном напоминать о страданиях и смерти Спасителя на Голгофе. В противоположность ему верхняя Воскресенская церковь – светлая, открытая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой. Своим убранством она выражает дух «Праздника праздников и Торжества из торжеств» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью и добра над злом.

Ильинский скит

Этот скит назван в память великого ветхозаветного пророка Илии, жившего в IX веке до Рождества Христова. С юных лет он посвятил себя проповеди Единого Бога, подвизался в пустыне, непрестанно молился и соблюдал строгий пост. Тогда в Израиле правил царь-идолопоклонник Ахав. Чтобы доказать истинность Единого Бога, Илия однажды собрал на горе Кармель народ и жрецов языческого божества Ваала и предложил принести жертвы Богу и Ваалу на двух разных жертвенниках, но не поджигать их. Если Ваал воспламенит свою жертву огнем с неба, то он и есть подлинный Бог, если же Господь – Бог Он. Жертва Вааала осталась нетронутой, а Бог воспламенил жертву, дрова, каменный жертвенник и даже окружавший его ров с водой. Потрясенные израильтяне покаялись и восславили Бога.

Лишь Илия и Моисей удостоились беседы с Христом во время Его Преображения на Фаворе. Илия был вознесен в огненной колеснице «яко на небо». Именно будет Предтечей Второго Пришествия Иисуса и в ходе проповеди примет телесную смерть.

Ильинский скит находится в 10 километрах от Валаама, на острове Лембос (на карельском – «Чертов»). Второе название острова – Ильинский. Еще в XVIII веке там стояла часовня. В 1868 году на Лембосе был построен храм, освященный во имя пророка Божия Илии. В советское время в келейных корпусах Ильинского скита жили рыбаки. В 1967 году храм и братские корпуса сгорели (возможно, их подожги намеренно, чтобы стереть скит с лица земли). К концу XX века от комплекса почти ничего не осталось.

Вдруг над горой закружил белый голубь – и сел там, где когда-то возвышался алтарь

Скит поднимают из руин с 2003 года. Примечательно, что, когда конюх Николай перевозил на тяжеловозе бревна от причала к месту возведения храма, на горе он увидел белого голубя (хотя на Валаамском архипелаге голуби не водятся), который покружил и сел там, где когда-то возвышался алтарь. Николай вместе с братией поймали голубя и по колечку-«паспорту» на лапке узнали, что это финская почтовая птица, прилетевшая из той точки, куда в 1940 году эвакуировались валаамские монахи. Это было воспринято как благословение прежних поколений братии на восстановление скита пророка Илии. Уже через три года Ильинский храм был построен и освящен.

До Ильинского скита мы плыли минут сорок. По пути нам встретилось несколько ладожских нерп – млекопитающих, похожих на тюленей (они занесены в Красную книгу России). На причале паломников ожидал улыбчивый послушник Павел. Он повел нас по лестнице к деревянному храму, сооруженному в стиле Русского Севера XVII–XVIII веков, и первым делом предложил угоститься чистейшей водой из скитского колодца. Павел показал нам храм и провел по берегу острова. Остановившись на площадке возле отвесной скалы, он поведал трогательный случай: в один из приездов на Валаам, взирая отсюда на Ладогу, Патриарх Алексий II сказал, что хотел бы умереть в этом месте. Потом мне рассказали, что наш провожатый – бывший артист цирка из Нижнего Новгорода. Пару лет назад Павел бросил успешную карьеру и поступил послушником в Валаамский монастырь.

На Северном Афоне вообще немало насельников с необычными судьбами. Так, в Смоленском скиту мы познакомились с монахом Феофилом, который в светской жизни был диджеем, ныне же занимается кулинарным делом и фотографией (в интернете выложены его работы). Сопровождал нас в дни пребывания на Валааме инок Герман, раньше учившийся в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России и трудившийся в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Все они молоды, образованны, полны энергии и могли бы реализоваться в мирской среде. Это веское свидетельство в пользу того, что в монашество люди уходят отнюдь не от несчастий и безысходности (как многие считают), а по зову Божиему, против которого бессильны любые материальные блага, профессиональные достижения и житейские радости.

В настоящем очерке я коснулся лишь малой толики достопримечательностей Валаамской обители – тех, которые посетил сам и которые предполагаю включить в маршрут «Святыни неразделенного христианства». Здесь можно приложиться к мощам (матери Пресвятой Богородицы), пророка и крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла, апостола Андрея Первозванного и других.

В заключение поделюсь такой историей. Надгробная плита одной могилы на старом братском кладбище Валаама содержит надпись:

«На сем месте тело погребено,
В 1371 году земле оно предано,
Магнуса, шведского короля,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречен…»

Далее рассказывается история короля Швеции и Норвегии Магнуса II Эрикссона по прозвищу Смек («Ласковый»), который дважды воевал против Руси, дал клятву более не нападать на соседа, нарушил ее, потерял войско в кораблекрушении на Ладожском озере, три дня и три ночи носился по волнам на корабельной доске, пока не был спасен валаамскими монахами. Он перешел в Православие, затем принял монашеский постриг. Прожив на Валааме всего три дня, скандинавский король скончался.

Споры о том, где окончил свои дни могущественный король Швеции – на русском Валааме в 1371 году или в Норвегии в 1374-м, – не утихают до сих пор. Однако одно можно сказать точно: Валаам – тот уголок планеты, где любой человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное. Как, возможно, нашел это католический правитель, который под действием Божественной благодати и в знак благодарности за проявленные к нему заботу и любовь обратился в веру своих недавних врагов.

В этой статье я расскажу вам не только о том, чем может быть интересен Воскресенский скит туристу и паломнику, но и поделюсь своими впечатлениями от первой встречи с Валаамом.

Воскресенский скит едва ли не самый важный на Валааме, потому что именно на месте его основания получила начало духовная жизнь острова. Отсюда началась история православной Карелии. Существует легенда о том, как апостол Андрей Первозванный принес на эти земли христианство и в знак этого воздвиг крест - как раз в том месте, где сейчас возвышается скит, а когда-то была воздвигнута часовня.

Здесь сосредоточены уникальные достопримечательности, аналогов которым нет не только в других точках острова, но и даже во всей нашей необъятной стране.

Как добраться

В первый приезд на Валаам я начала знакомство со здешней жизнью именно с Воскресенского скита. Наш теплоход тогда рано утром прибыл в Никоновскую бухту.


Никоновская бухта

Большая Никоновская бухта считается главной, потому что в нее могут заплывать даже громадные четырехпалубные теплоходы (в основном из Санкт-Петербурга).


Именно отсюда начинаются многие туристические маршруты. Никоновской она называется, потому что в 18-м и 19-м веках здесь подвизался монах по имени Никон (1745–1822) - говорят, он жил в пещере неподалеку.

Однако не весь остров является копией Святой земли. Основные постройки, имеющие прямое отношение к Новому Иерусалиму - это как раз Воскресенский скит, часовня «Моление о чаше» и часовня Вознесенская на горе Елеон. Также есть:

  • свое ;
  • гора Фавор (на ней Спасо-Преображенский монастырь);
  • гора Елеон; под ней предполагаемый Гефсиманский сад и одноименный скит;
  • Воскресенский скит на горе Сион. Гора Сион в Библии означает «место пребывания Бога - его дом» или как еще говорят: проекция места обители Бога в царстве небесном.

Все эти места удалось устроить в определенных точках ландшафта острова, и благодаря этому в России появилась своя Святая земля, которая своими реликвиями напоминает каждому паломнику о том, откуда произрастают корни их веры, и дает возможность хотя бы на эмоциональном уровне перенестись на святую землю Израильскую. Подробнее про Валаам читайте .

Воскресенский скит был заложен в 1901 году при игумене Гаврииле, на месте часовни в апостола Андрея Первозванного.


Но идея создания нового Иерусалима воплотилась позже благодаря игумену Маврикию (1907–1918), который ездил в и вернувшись, решил оставить на Валааме частичку самого важного для православных христиан места в мире.