Церковь святого Антония Падуанского (Sint-Antonius van Padua) - Sint-Antoniuskerk - не входит в список основных туристских объектов Антверпена, и мы попали туда в некоторой степени случайно: дом, в котором мы обитали, находится недалеко от большой улицы, с которой хорошо просматривается шпиль этой церкви, - ну как было туда не зайти! А вообще-то это не очень близко от центра города, надо ехать на транспорте. Но оно того стоит! - мы постараемся это доказать ниже.

Этот Храм - очень молодой: ему в прошлом году исполнилось всего-то какие-то сто лет! Об этом даже напоминал прихожанам плакат на фасаде:

История, однако, далеко не такая простая: на этом месте в течение почти трёхсот лет (1613-1906 г.г.) стояла церковь ордена капуцинов, а потом в течение четырёх лет её по проекту архитектора Bilmeyer перестроили в греко-католическую. При этом новое здание не только оказалось двухцветным: основной корпус имеет кирпичный цвет, а фасадная часть песочный - это можно заметить и на предыдущей фотографии, и на вот этой:

Но и приобрело совершенно особую ориентацию: не с запада на восток, как у других Храмов, а с юга на север. Из церкви-предшественницы в новый Храм переселились, в частности, две картины великих Рубенса и Ван Дейка, о которых пойдёт речь в следующем из двух постов, посвящённых церкви святого Антония.

Примечательной деталью церкви является её стройный барочный шпиль высотой в 78 метров:

Я хочу показать - без комментариев - ещё одну фотографию, обнаруженную в Интернете:

Хочу сказать несколько слов о святом Антонии. Этот католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев жил в начале 13-го века и прожил всего-то меньше 36 лет. Ему молились, когда бывали нелады между супругами или когда нужно было отыскать утерянную вещь. Вот так представил себе святого Антония известный испанский художник Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo), создавая картину "Явление Младенца Иисуса Святому Антонию Падуанскому":

В 2003 году церкви святого Антония Падуанского был присвоен статус памятника государственного значения.

В силу своего «младенческого» по церковным понятиям возраста, данный Храм, фактически, является образцом современного подхода к строительству и оборудованию католических культовых сооружений; основными постулатами этого подхода, как нам показалось, является максимальное сохранение внутренних объёмов и освещения при минимальной пышности интерьера (путём минимизации числа «ширпотребных» элементов убранства и украшений) и почти предельной скромности украшения экстерьера. Последнее можно было уже увидеть на первых фотографиях, а мы пока идём внутрь:

Вот так выглядит главный неф в главном (северном) направлении:

Главный алтарь:

А вот так выглядит главный неф в южном направлении:


Южный алтарь:

За Максом - один из боковых алтарей:

Вот этот алтарь поближе:

Ещё один боковой алтарь, с ангелами:

И ещё один:

Кафедра - очень скромная, но с вполне достойной резьбой по дереву:

И ещё несколько элементов оформления интерьера церкви:

Мы не знаем, является ли эта экспозиция постоянной или нам просто повезло, но мы увидели выставку облачений священнослужителей различного ранга. Были выставлены около тридцати различных образцов, но здесь, естественно, мы хотим показать лишь немногие:

Я уже писал в начале поста, что церковь святого Антония не принадлежит к числу туристских объектов, и потому кроме нас троих во время нашего посещения, в Храме были лишь двое почтенных дядечек, которые имели к нему непосредственное отношение. Один из них вызвался быть нашим гидом и рассказал нам немало интересного, попутно обращая наше внимание на те детали, мимо которых мы, возможно, и прошли бы мимо. А ещё он специально открыл большим ключом покои, в которых находится настоятель церкви, когда он не занят службой в зале, и даже разрешил там фотографировать:

В следующем посте мы расскажем о произведениях изобразительного искусства, находящихся в Храме, и об его витражах.

Стамбул - действительно многонациональный и мультирелигиозный город, неудивительно, что тут есть и православные, и католические храмы. На улице Истыкляль мы совершенно случайно наткнулись на католический собор святого Антония Падуанского.

Храм уютно спрятан в глубине небольшого дворика, образованного двумя оригинальными домами. Дома и храм строились практически одновременно, поэтому архитектор Джулио Монджери спроектировал ансамбль в едином стиле венецианской неоготики. Вообще Джулио Монджери построил для Стамбула множество интересных зданий - например, Итальянский дворец и отель Мачка Палас.

Судя по всему, проход над аркой соединяет два дома - такая себе романтичная галерея. Со стороны улицы Истыкляль арка более чем заметна, промахнуться очень сложно.

История церкви святого Антония Падуанского

Антоний из Падуи - один из самых известных последователей святого Франциска. Первая церковь святого Антония появилась в Стамбуле в 1724 году, но в 1904 году ее снесли, чтобы проложить трамвайные рельсы. Взамен францисканцам был выделен новый участок, на котором в 1906 году заложили новую церковь святого Антония. В 1912 году она открылась для верующих. В костеле проходят службы на нескольких языках.

В 1932 году церковь получила от папы Пия XI статус малой базилики. Такой статус получают паломнические церкви и церкви, имеющие важное историческое значение. Всего в мире 1728 церквей с таким статусом.

Как добраться до церкви святого Антония

Адрес церкви - улица Истыкляль, 171. Можно добраться пешком по улице Истыкляль или проехать на Историческом трамвае до остановки Галатасарай (Galatasaray).


Прямо за аркой, во дворике есть информационные стенды.


Возле ступеней храма - заснеженные рождественские пальмы и статуя папы Иоанна XXIII с голубем, птицей мирной, но меткой.


Романтические фонари. Наверное, вечерами здесь очень красиво.


Пальмы для нас до сих пор воспринимаются экзотикой, пальмы под снегом - тем более. А здесь целый садик заснеженных пальм, и они отлично себя чувствуют.


Традиционная каплычка с Девой Марией. И пальмами.



Вход в костел свободный, главное - не мешать службе и верующим. На входе в костел - мраморная чаша с освященной водой.


Как и положено - высокие своды, великолепная акустика, торжественность и просто красота. Отсутствие золотых окладов на иконах имхо ни разу не портит впечатление.


Собор украшен к рождественским и новогодним праздникам.



Место для свечей.


Картины, мозаика, барельефы...Если убрать рождественские венки, все будет очень скромно, неброско и при этом вдохновляюще.


Ну а на свежем воздухе...тоже все посвящено рождеству:) Святое семейство снабдили всем необходимым - особенно важны, как мы понимаем, оранжевые жилеты работников коммунальных служб.


День 6 в Стамбуле

Церковь Святого Антония Падуанского, как и храм Святого Павла , находиться у подножия горы Хариса. Построен монахами-францисканцами в 1628 году, и является старейшим храмом у горы. В эпоху позднего средневековья история Ливана связана с Османской империей, которая поддерживала друзов. В семнадцатом веке активно шла торговля с европейскими странами. В Ливан потянулись миссионеры для просветительской работы среди местных христиан. Особенно много приезжало францисканцев, которые с тех пор обосновались в стране.

Старейший образец храмовой архитектуры в Джунии

Церковь Святого Антония Падуанского - архитектурная достопримечательность Джунии. Она появилась в городе почти сразу после обоснования здесь «нищенствующих братьев». С тех пор храм только реставрировался и обновлялся. Его внешние особенности и внутреннее убранство сохранились практически без изменений.

Внутреннее содержание собора наполнено, в основном, атрибутами поклонения Антонию Падуанскому, широко почитаемому Католической Церковью. Центральное место отводится иконе с изображением Святого Антония, который держит в руках книгу - символ просвещения и Слова Божия и лилию - символ целомудрия. На фресках отражены отдельные сцены из жития святого.

Почитание Антония Падуанского

Пожалуй, это один из немногих людей, который был причислен к лику святых менее чем через год после смерти. За свою жизнь он показал немало чудес во Славу Божию, исцелил не одно тело и не одну душу. Каждый, кто встречался с ним хоть однажды, получал надежду на спасение. Жил Антоний, подобно Христу, в кротости и скромности, проповедуя любовь и милосердие.

Верующие тринадцатого века (канонизирован Антоний в 1231 году) уже начали обращаться в своих молитвах к святому как чудотворцу, способному вернуть утраченные ценности, и покровителю семьи. Его останки погребены в Падуе, а почитание распространилось по всему католическому миру.

Дань уважения к святому - это строительство храмов в его честь. Появилась даже традиция оставлять в церквях вещи - обетные дары. Люди, которые получили помощь по ходатайству Антония, приносили костыли, фигурки, изображающие исцеленные части тела - сердца, руки, ноги и т.п.

День памяти Святого Антония - 13 июня. Ежегодно в старейшем храме Джунии и достопримечательности Ливана в этот день проводится праздничное богослужение.

От капеллы Святых Даров идем в центральную часть базилики, а потом в сторону главного алтаря и пресвитерия , которые отделены от основной части храма элегантной оградой с четырьмя красивыми бронзовыми статуями работы Tiziano Aspetti (1594). Это пространство украшено шедеврами Donatello (1448 и следующие годы), которые вместе придают пресвитерию красивейшего места базилики.

Главный алтарь собора Святого Антония Падуанского в Падуе (слева).
Вид главного алтаря, Распятия и статуй Богоматери и Святых в соборе Святого Антония (справа).

Над алтарем и вокруг него видно тридцать скульптур работы Camillo Boito (1895), которому принадлежит также проект расположения главного алтаря.

Над всем этим доминирует красивейшее распятие (1446), в котором видно Божественную красоту Иисуса Христа, который принял на себя человеческую природу и со смирением та спокойствием принимает также страдания и смерть на кресте.

«Распятие» Донателло и статуи Богоматерь с Младенцем и Святыми работы Камилло Бойто (слева).
«Богоматерь с Младенцем в окружении Святого Франциска и Святого Людовика», Камилло Бойто (в центре).
«Святая Юстиниана», статуя работы Камилло Бойто (справа).

Под распятием видно статую Богоматери , которая представляет всем людям младенца Иисуса. По сторонах шесть статуй Святых: Франциск, Юстина и Людовик (с левой стороны), Антоний, Даниель и Просдоцим, первый епископ Падуи (с правой стороны). Другие очаровательные бронзовые работы изображают чудеса Святого Антония, символы евангелистов и поющих ангелов. По центру - мертвый Христос между двумя ангелами.

С левой стороны возвышается бронзовый канделябр , работы Andrea Briosсо (1515). По своих размерах и художественном мастерству этот канделябр считается самым красивым в мире. По бокам пресвитерия находятся двенадцать плит, на которых изображены события из Ветхого Завета, работы В.Bellano (1488) и A.Briosco (1507).

Барельеф «Положение во Гроб» работы Донателло на главном алтаре собора (слева).
Барельеф «Мёртвый Христос и плачущие ангелы» работы Донателло на главном алтаре собора (справа).

Под арками ворот изображены святые францисканцы. Особенного внимания заслуживает фреска с левой стороны (1326), на который видно благословляющего Святого Антония. Считается что это настоящее изображение Святого.

Сразу рядом размещена большая консоль органа базилики . Следует отметить что этот санктуарий, в которым мы сейчас находимся, славится старинными музыкальными традициями.

Сзади алтаря находится большой хор , где несколько раз на протяжении дня собираются монахи на молитву церковного правила. Хор сделан по проекту G.Massari в середине восемнадцатого века, после того как пожар повредил предыдущий хор, который был вырезан из дерева и украшен L.Canozzi с 1462 по 1469 годы. Под огромным шкафом, в котором хранятся книги для хора, находится могила флорентийца Lorenzo Alberti (умер в 1421 году), отца известного архитектора Leon Batcista.

Рекомендуем остановится на мгновение и рассмотреть художественные декорации стен пресвитерия, которые являются результатом труда автора А.Casanova из Болоньи, который работал здесь с 1902 года на протяжении 40 лет.