"Превосходит ожидания везде. Pilatus PC-12NG заслужил репутацию своей универсальностью, производительностью и надежностью. Сегодня он является одним из самых популярных турбовинтовых самолетов бизнес-класса на рынке", - так позиционирует последнюю генерацию РС-12 швейцарская Pilatus Aircraft Ltd.

Pilatus PC-12 после взлета в Уфе

Почти четверть века назад появилась машина, без которой сегодня трудно представить операторов корпоративных и VIP перевозок, воздушной скорой помощи, небольшие авиакомпании и даже государственные структуры. Изначально предполагалось, что модель займет нишу на корпоративном рынке. Исследование рынка, проведенное в 1980-х годах, показало, что потенциальный спрос на самолеты такого класса может составить 25 единиц в год, причем заказы будут поступать в основном со стороны грузовых операторов, служб санитарной авиации и небольших чартерных перевозчиков. Однако со временем ее начали эксплуатировать на региональных авиалиниях. Теперь же самолет применяется для выполнения функций воздушного командного пункта, ведения радиоэлектронной борьбы, патрулирования границ, борьбы с наркотрафиком, выброски парашютистов и оказания помощи пострадавшим при стихийных бедствиях. Заказчикам поставлено 1300 РС-12, и большая часть флота до сих пор "на крыле".

Pilatus PC-12 в 2001 году стал лучшим в классе по оценке Forbes. Его назвали любимым самолетом бизнесменов Силиконовой долины. На самом деле, Pilatus PC-12 является многофункциональной транспортной платформой с вместительной герметичной кабиной (9,34 куб.м) и открывающимся вверх грузовым люком размерами 1,32х1,35 м. Модель предоставляет клиентам идеальный баланс возможностей. В салоне с плоским полом может быть установлено до девяти пассажирских кресел. VIP-версия рассчитана на шесть человек. Возможна комбинированная компоновка для четырех пассажиров и 5,94 куб.м груза. В медицинской версии самолет может перевозить до трех больных на носилках.

Модель, эксплуатирующаяся с 1994 года, была несколько раз модифицирована. Всего выпущено 12 серий. В 2008 году РС-12 претерпел глубокую модернизацию электрической системы, замену двигателя, получил новые винглеты и современное название PC12NG. Все PC12, начиная с серийного номера №1000, оборудованы новым, более мощным двигателем Pratt & Whitney PT6A-67P. Увеличение мощности двигателя существенно упростило взлет с горных аэродромов и перелет через горные хребты в жаркую погоду. Это добавило комфорта пассажирам, так как самолет быстрее проходит зону турбулентности. Время набора высоты 9,1 км составляет 27 мин, а это на 7 минут быстрее, чем у предыдущей версии. PC-12NG способен перевезти трех пассажиров на дальность 2,889 км с требуемым аэронавигационным запасом топлива.

PC-12NG стал первым в мире однодвигательным турбовинтовым самолетом с двухшинной системой электропитания и первым серийным самолетом с полностью интегрированной системой авионики Honeywell Primus Apex с широкоформатными многофункциональными дисплеями. По утверждению Pilatus, это приборное оборудование гораздо проще в освоении и использовании, чем многие конкурирующие продукты. Все оборудование самолета, включая электронагреватели и систему кондиционирования испарительного цикла, способно работать от аэродромного источника питания. Самолет сертифицирован к полетам по приборам с одним пилотом на борту.



Благодаря мощному шасси с полурычажными стойками PC-12 может выполнять мягкие посадки на необорудованных и грунтовых аэродромах. Самолет отличается наличием высокого температурного диапазона эксплуатации (от -55 до +50 град С), что делает его привлекательным для операторов всего мира.

Он самый дорогой из однодвигательных турбовинтовых моделей. Его цена на 20% выше, чем у двухмоторного King Air C90GT. Базовая стоимость Pilatus PC-12NG составляет $3,85 млн, а типичная стоимость с дополнительным оборудованием в районе $4,4-4,7 млн. За эти деньги покупатель получает самый просторный салон в классе. Только у King Air 350, который стоит $5,5 млн, объем кабины на 10% больше.

Клиент также получает самую большую максимально допустимую полезную нагрузку (1500 кг), наивысшую дальность полета с максимальной загрузкой (2804 км с девятью пассажирами на борту), а также наибольшую загрузку при полной заправке (539 кг). Кроме того, PC-12NG может похвастаться наибольшей дальностью полета с полностью заправленными баками (4149 км) по сравнению с любым из конкурентов.

Pilatus PC-12 заходит на посадку в Уфе

PC-12NG экономичен: при полете на дальность 1100 км расход топлива будет примерно на треть меньше, чем у King Air B200GT. Полет будет дольше приблизительно минут на 10 из-за меньшей крейсерской скорости PC-12NG, которая составляет в среднем 470-500 км/ч. ТВМ-850 тоже быстрее, экономичнее, но сильно уступает по полезной нагрузке, а Meridian с полной заправкой может везти только двух пассажиров с небольшим багажом. Прямые эксплуатационные расходы РС-12NG находятся в пределах $668 в час. Для ТВМ 850 этот показатель составляет $488. Меньше, но масса максимальной полезной нагрузки у Pilatus почти в 2,5 раза больше.

Этот самолет не требует больших затрат. Проектный ресурс планера составляет 20 тыс. ч или 27 тыс. циклов с периодическим ТО через каждые 100 ч. Предусмотрены регламенты (раз в год, раз в два года и раз в три года), а также расстыковка фюзеляжа с крылом раз в 10 лет с рентгеноскопией стыковочных узлов. Межремонтный ресурс двигателя - 3500 ч. Стоимость капитального ремонта может достигать $360 тыс., что не так уж и дешево для одномоторного самолета. При этом средняя продолжительность наработки на отказ двигателя PC-12 значительно превышает 200 тыс. летных часов.

О высокой надежности РС-12 говорит тот факт, что за более чем 20 лет эксплуатации было зарегистрировано всего 36 летных инцидентов. Правда, 16 из них были связаны с человеческими жертвами. Исследования, проведенные экспертами по безопасности из компании Robert E. Breiling Associates, Inc в 2012 году, подтвердили, что аварийность РС-12 вдвое ниже, чем средняя в секторе двухдвигательных турбовинтовых самолетов и значительно ниже, чем у одномоторных конкурентов. И это при быстро увеличивающемся налете парка. Суммарный налет почти 1300 эксплуатирующихся PC-12 в 2015 году превысил отметку 5 млн часов. Как отмечают представители Pilatus, общий налет парка прибавляет по миллиону часов каждые два года. Самый большой годовой налет (24000 ч) зафиксировал самолет, использовавшийся в качестве воздушной скорой помощи канадской компанией Air Bravo.

Pilatus PC-12 заходит на посадку в Уфе

Первым оператором самолетов PC-12 стала австралийская The Royal Flying Doctor Service, которая приступила к полетам в 1994 году. В 2011 году самолеты компании выполнили 250 тыс. полетов, налетав немногим менее 240 тыс. часов, в 2015 году ее флот достиг 36 бортов этого типа, число полетов превысило 320 тыс., а налет приблизился к 315 тыс. часов. Большая часть рейсов выполнялась в пустынной местности, повседневной практикой стали полеты в ночное время и посадки на автодороги.

Американская компания PlaneSense, предлагающая услуги аренды и долевого владения самолетами, располагает 50 машинами и является крупнейшим коммерческим оператором данного типа в мире. В сентябре 1995 года она получила свой первый самолет, имевший заводской номер 20, а в августе 2013 года ей был передан уже 1200-ый борт PC-12.

В Штатах самолет под обозначением U-28A используется силами специального назначения. Также его эксплуатируют военные Швейцарии, Болгарии, Финляндии и ЮАР. Он состоит на вооружении полицейских сил Аргентины, Канады и Австралии.

В настоящее время в России летает 13 РС-12. Самым крупным оператором является ЗАО "Авиа Менеджмент Груп", располагающая 10 машинами. В компании очень довольны РС-12, первый из которых они получили в 2008 году. За все время эксплуатации не было выявлено каких-либо серьезных проблем. При этом самолеты выполняли рейсы в различных климатических условиях. Авиакомпания Dexter, входящая в тройку крупнейших операторов типа в Европе и участвующая в реализации государственной программы субсидирования региональных авиаперевозок, использует РС-12 в качестве авиатакси, а также выполняет регулярные и медицинские рейсы. Два PC-12/47 с шестиместным VIP-салоном числятся в парке екатеринбургского чартерной авиакомпании "Уктус".

Официальное представительство Pilatus Aircraft Ltd. появилось в России только в 2015 году. Nesterov Aviation продвигает на местный рынок исключительно PC-12NG, в то время как PC-6 остается вне поля внимания компании. Как рассказал генеральный директор Nesterov Aviation Евгений Окладников, его компания рассчитывает передать заказчику первый самолет до конца текущего года, а в дальнейшем планирует поставлять 1-2 самолета частным и корпоративным клиентам. При этом, по его словам, большой потенциал имеет рынок государственной авиации: в качестве платформы для создания самолетов специального применения PC-12 не имеет равных. Способствовать росту числа заказов будет создание сервисного центра. Регион его расположения пока не определен, однако Е.Окладников не исключает, что это будет Северо-Запад страны.

Pilatus PC-12 заходит на посадку в Уфе

вот такая вот воздушная газелька, тот пилатус.

Хотя летаю я довольно часто, но всегда радуюсь, впервые попадая на какой-то малораспространенный тип самолета. Сегодня мне довелось совершить перелет на самолете Pilatus PC-12.

Pilatus PC-12 - одномоторный винтовой самолет швейцарского производства. В России такие самолеты эксплуатирует авиакомпания Dexter, специализирующаяся на корпоративных полетах и услугах авиатакси. Восьмиместные PC-12 хорошо для этого подходят.

Но сегодня это был обычный регулярный рейс из Кирова в Нижний Новгород. Вообще эти города находятся в шести часах езды на поезде, поэтому авиасообщения между ними, по логике, быть не должно. Да еще и фактически на бизнес-джете. Но оно есть: пять раз в неделю по этому маршруту летает маленький «Пилатус». Это стало возможным благодаря государственной программе развития региональных перевозок. Как и многие другие рейсы между городами России, где авиасообщение не имеет коммерческого потенциала, этот рейс дотируется государством.

Аэропорт Кирова, из которого одно время вообще не было регулярных рейсов, а потом долгое время существовал только один ежедневный рейс в Москву, теперь немного ожил. Небольшие «Пилатусы», «Цессны» и Л-410 летают отсюда по государственной программе в Нижний Новгород, Уфу, Пермь, Ижевск и Самару.

Pilatus PC-12 не оснащен вместительным багажным отсеком, поэтому пассажиры не могут брать с собой багаж. В полет принимается только ручная кладь.

Загрузка восьмиместного самолета сегодня почти полная: семь человек. Мы идем к самолету со своей ручной кладью, которая перед посадкой помещается в багажник в хвостовой части: салон «Пилатуса» слишком мал.

Поднимаемся в самолет. Экипаж состоит из двух пилотов; стюардесса не предусмотрена. Инструктаж перед полетом проводит командир экипажа.

Салон хоть и невелик по размерам, но пассажиры размещаются в нем удобно. Здесь восемь больших кресел, и все - у окна. Правда, туалета в «Пилатусе» нет, но и полеты на нем обычно непродолжительные. Туалет в «Пилатусе» вроде как есть, но такой маленький, что я его не заметил. :)

Фотографию салона я сделал уже после приземления.

Выруливаем на полосу.

Короткий разбег - и самолет в воздухе.

Первый ряд кресел в пассажирском салоне развернут спинками вперед. Из салона видна кабина пилотов. С пассажирского кресла можно наблюдать за их работой, а если привстать, то и посмотреть, что они видят.

Под крылом - Вятка чуть выше Котельнича. Река-лабиринт:

А это уже Волга. Пролетаем как раз недалеко от поселка Память Парижской коммуны, где базируются многие пассажирские суда, в том числе и наши.

Вот он, затон. Оба счала «Инфофлота» хорошо видны: они расположены в правом верхнем углу акватории перпендикулярно друг другу.

Я бы, наверное, снял затон с лучшего ракурса, но как раз в этот момент мы вошли в облачность - в первый и последний раз в этом полете. И, надо же, именно в этом месте.

А вот - Ока и железнодорожный мост, по которому поезда следуют из Нижнего Новгорода в Арзамас. Мы в глиссаде; полоса уже хорошо видна прямо по курсу (и из салона тоже - маленькие самолеты нравятся мне и за это).

Мягко приземляемся. Здравствуй, Нижний Новгород. Время в полете составило один час двадцать минут.

Получаем ручную кладь, и нас везут в здание аэропорта. Полет окончен.

Рад, что в нашей стране существует программа дотирования региональных перевозок. Мне очень понравилось, при случае воспользуюсь подобным рейсом еще. Чего и всем желаю!

Целевое назначение Pilatus PC-12NG — выполнение рейсов малой и средней дальности, от 2 до 5 часов, для групп до 8 человек с возможностью взлета и посадки на грунтовую полосу укороченной длины.

Pilatus PC-12NG сочетает в себе так много качественных преимуществ, что достаточно просто перечислить их, чтобы стало понятно, что перед нами — лидер сегодняшнего рынка .

Pilatus PC-12NG лидирует по всем параметрам.

Pilatus PC-12NG — это одномоторный турбовинтовой самолет, разработанный и произведенный швейцарской компанией Pilatus Aircraft Limited. Первый самолет увидел свет в 2001 году. Эксплуатационная универсальность, производительность, надежность и низкие операционные расходы делают Pilatus PC-12 лидером последних в своем классе и по сей день.

Просторная, герметичная кабина, плавность хода, акустический комфорт, наличие туалета, доступность wi-fi, просторный багажный отсек в совокупности с огромной боковой грузовой дверью — все это доступно пассажирам Пилатус ПЦ-12. А когда потенциальный владелец узнает об уровне операционных расходов и самой большой остаточной стоимостью самолета по прошествию 5 лет, выбор становится очевидным.

Сделан в Швейцарии. Целиком.

Объем салона у Pilatus PC12NG больше, чем у любого другого самолета класса Turboprops или даже Midsize Jets, при том, что самолет изначально стоит почти вдвое дешевле вышеуказанных. Цены на поддержанный самолет варьируются в диапазоне $2,5-3,5 млн, цена на новый Pilatus PC-12NG в базовой комплектации стартует от $3,85 млн, цена на большинство купленных самолетов составляет $4,4 — 4,7 млн. Цена на Pilatus PC-12NG в Vip конфигурации с ультрасовременными стильными креслами от BMW Designworks, оснащенными автоматическими выдвижными подголовниками и площадками под ноги, составит порядка $5 млн.

Арендовать Pilatus PC-12 VIP

Главные преимущества Pilatus PC12NG.

  1. Возможность взлетать с укороченных взлетно-посадочных полос c грунтовым покрытием. Необходимая длина разбега 793 метра.
  2. Универсальность использования. Менее чем за 1 час задние 2 кресла могут быть демонтированы, а багажный отсек самолета увеличен на столько, что в него можно загнать мотоцикл! Боковая дверь у самолета по-настоящему грузовая, а плоский пол дает огромное множество вариантов использования грузового пространства на 100%.

    Высота грузовой двери Pilatus PC12 — 1,35 метра.

    Ширина грузовой двери Pilatus PC12 — 1,32 метра.

  3. Просторность и комфорт салона.

    Пол самолета плоский, как в самолетах намного более высокой категории.

    Высота салона Pilatus PC-12 — 1,47 метров, ширина салона — 1,52 метров, длина салона 5,16 метров. Общий объем — 9,34 кубометров.

    Шаг кресел такой, что пассажир в любом кресле может расслабиться и вытянуть ноги, не опасаясь помешать кому-то или упереться во что-то. Пассажирам также доступна отдельная туалетная комната, расположенная между кабиной пилотов и пассажирским салоном, отделенная ото всех жесткими дверьми.

    Остаточная стоимость самолета. По статистике, средняя остаточная стоимость 5-ти летнего самолета варьируется от 60 до 85% (!). На рынке даже есть самолет, которому уже 10 лет, но его остаточная стоимость оценена на уровне 80% от его первоначальной стоимости. На практике самолет теряет в стоимости только в первые 3 года. После этого периода график остаточной стоимости останавливается и дальше остается плоским. По данным исследования Rolland Vincent Associates 2016 года, 10-летняя среднегодовая норма амортизации на Pilatus PC-12 составила только 2,2%. Это значительно ниже, чем у любого другого самолета из данной категории или из категории реактивных самолетов.

Характеристики:

  • Максимальное число пассажиров 6-8
  • Максимальная дальность полета — 3417 км
  • Крейсерская скорость — 528 км/ч
  • Взлетная дистанция (длина разбега) — 793 метров
  • Посадочная дистанция (длина пробега) — 661 метр
  • Макимальный взлетный вес — 4740 кг
  • Максимальный посадочный вес — 4500 кг
  • Полезная нагрузка при максимальной заправке — 458 кг
  • Базовая эксплуатационная масса — 3076 кг
  • Максимальная высота полета (эксплуатационный потолок) — 9144 м
  • Высота в салоне (FL 260) — 2 438 метров
  • Высота пассажирской двери — 1,35 метров
  • Ширина пассажирской двери — 0,60 метров
  • Объем багажного отделения — 1,13 кубометров
  • Ширина салона на уровне пола — 1,30 метров
  • Максимальная скороподъемность — 585 м/мин
  • Скорость сваливания (макс. взл. вес) — 124 км/ч

Pilatus PC-12 – однодвигательный турбовинтовой самолёт. Выпускается в пассажирской и грузовой модификациях швейцарской компанией Pilatus. Преимущественно используется региональными авиаперевозчиками.

Разработка

В октябре 1989 года состоялась конференция Национальной ассоциации бизнес-авиации. В ходе данного мероприятия представитель компании Pilatus анонсировал строительство PC-12. Заметим, что работы начались ещё до этого объявления. Они велись в обстановке строгой секретности. Компания была уверена, что PC-12 откроет новый рынок в сфере авиаперевозок и будет способен за короткое время преодолевать большие расстояния. Два опытных образца были построены 31 мая 1991 года. Прохождение сертификации у швейцарских авиационных властей было запланировано на середину 1991 года, однако необходимость изменения конструкции крыла (увеличение размаха и добавление законцовок) задержало начало этой процедуры. 30 марта 1994 года Федеральное управление гражданской авиации Швейцарии выдало сертификат на PC-12. 15 июля того же года самолёт завершил прохождение сертификации по линии Федерального авиационного агентства (СЩА).

С момента начала эксплуатации PC-12 в его конструкцию постоянно вносились изменения, добавлялись новые опции. Эти изменения, в частности, включают следующее: повышение максимального взлётного веса, оснащение двигателями большей мощности, установка нового авиационного и радиоэлектронного оборудования, монтаж новых пропеллеров, уменьшение шума в салоне, увеличение скорости и полётной дистанции, внесение изменений в интерьер салона.

В 2006 году на конференции Национальной ассоциации бизнес-авиации представитель компании Pilatus объявил о строительстве P-12NG. Этот самолёт по сравнению со своим предшественником был оснащён более мощным двигателем Pratt & Whitney PT6A-67P. Улучшились характеристики набора высоты. Крейсерская скорость увеличилась до 280 узлов. Кабина пилотов оборудована авионикой Honeywell Primus Apex «стеклянная кабина». Были внесены изменения в законцовки крыла. В течение двух лет с момента строительства P-12NG на него поступило двести заказов. Первый P-12NG был поставлен заказчику в мае 2008 года.

PC-12М (многоцелевой) был построен на базе PC12NG. Он был оснащён более мощной системой генерации электроэнергии. Это позволило оснастить самолёт дополнительным потребляющим электричество оборудованием. Самолёт смог выполнять такие лётные задания, как воздушная инспекция, аэрофотосъёмка, эвакуация пострадавших, воздушное наблюдение. В дополнительном отсеке машины можно разместить парашюты и грузы. Эта модификация в США продаётся под названием PC-12 Spectre.

18 декабря 2012 года компания Pilatus официально открыла своё представительство в китайском Чунцине и объявила, что Китай в будущем станет площадкой, где будут строиться самолёты для покупателей из Азиатско-тихоокеанского региона. В сентябре представитель компании сообщил о том, что отдельные детали PC-12 NG будут производиться в Индии компанией Tata Aircraft Systems. Ранее эти детали производились в Польше на заводах фирмы PZL-Świdnik.

Конструкция

PC-12 – однодвигательный турбовинтовой многоцелевой самолёт бизнес-класса. По характеристикам безопасности и мощности силовой установки он идентичен двухдвигательным самолётам. В настоящее время на PC-12 ставится двигатель Pratt & Whitney PT6A-67. Ранние модели оснащались Pratt & Whitney PT6A-67B. На PC-12 NG стоит более мощный PT6A-67P. Согласно данным компании Pilatus PC-12NG является многофункциональной машиной. Его можно эксплуатировать в сложных условиях природной среды, например в удалённых местностях Австралии. PC-12 NG — один из немногих опресованных турбовинтовых самолётов способных взлетать с грунтовых поверхностей. Продольный рычаг подвески шасси позволяет эксплуатировать PC-12NG на тех аэродромах, где большинство самолётов не может использоваться.

В комфортабельном салоне PC-12 может разместиться до девяти пассажиров. Конфигурация салона позволяет модифицировать его интерьер под требования заказчика. Здесь можно создать условия, как для дружеского общения, так и для работы. В салоне есть бар, санузел, в хвостовой части находится багажный отсек.

Интерьер салона разрабатывался при участии Designworks (BMW). Очень много кожи, древесного шпона и тканей. Создаётся ощущение, что находишься в салоне роскошного автомобиля. Нестандартных размеров дверь грузового отсека позволяет разместить в нём крупногабаритные, в том числе и пакетированные, грузы.

В PC-12 конструкторы внедрили широкий спектр мер авиационной безопасности. Многие заказчики купили этот самолёт, прежде всего, из-за его высоконадежного двигателя PT6A-67. Для того, чтобы избежать сваливания и срыва в штопор PC-12 оснащён автоматом углов атаки и сигнализации перегрузок. Система электроснабжения включает в себя дополнительный источник питания. На крыльях и хвостовом оперении действуют противообледелительные системы. Обледенение двигателя предотвращается за счёт вырабатываемого ими тепла.

PC-12 может использоваться не только для перевозки пассажиров. Он имеет многоцелевое назначение. В частности он может действовать, как санитарный самолёт или самолёт-наблюдатель. Для выполнения функций наблюдения PC-12 может быть оснащён оптико-тепловизорной головкой, а также операторской панелью с двумя экранными мониторами, устройством записи цифрового видео, пультом управления средствами связи, отсеками расширения средств радиосвязи, а также аппаратурой передачи данных.

В своей стандартной комплектации самолёт оснащён автопилотом со стабилизацией по трём осям. Метеорологический локатор, навигационная система дальнего действия и радарный высотометр устанавливаются по требованию заказчика.

Кабина экипажа оборудована авионикой Honeywell Primus Apex «стеклянная кабина». Она включает в себя четыре десятидюймовых жидкокристаллических дисплея с высоким разрешением. Два из них действуют, как основные пилотажные дисплеи и расположены непосредственно перед пилотами, а остальные являются дополнительными и находятся посередине между ними. Honeywell Primus Apex «стеклянная кабина» призвана снизить рабочую нагрузку экипажа и обеспечить должный уровень безопасности. Ещё кабина экипажа оборудована современной системой искусственного зрения. Она обеспечивает более высокий уровень ситуативной осведомлённости во время пилотирования по правилам визуальных полётов. Компоновка кабины экипажа по комфортности ни в чём не уступает компоновке салона.

PC-12NG оборудован системой мониторинга состояния двигателя. Она контролирует работу двигателей и предупреждает о возможных неисправностях.

Общие характеристики

Экипаж: 1 -2 человека.

Длинна: 14.40 метра

Размах крыла: 16.28 метра

Высота: 4.26 метра

Площадь крыла: 25.81 кв. метра.

Вид пропорции: 10.27

Максимальный взлётный вес: 4.740 килограмм.

Максимальный посадочный вес: 4.500 килограмм.

Максимальный вес без топлива: 4.100 килограмм.

Пропеллер: пятилопастный пропеллер Hartzell.

Диаметр пропеллера: 2.67 метра.

Скорость вращения воздушного винта: 1.700 оборотов в минуту.

Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney Canada PT6A-67P, 1.200 л.с./895Квт.

Лётно-технические характеристики

Крейсерская скорость: 528 километров/час.

Скорость сваливания на крыло: 124 километра/час.

Максимальная дальность полёта: 3.417 километра.

Предельный потолок: 9.144 метра.

Вертикальная скорость набора высоты: 585 метра/минута.

Нагрузка на крыло: 183.6 килограмма/кв. метр.

Взлётная дистанция: 793 метра.

Посадочная дистанция: 661 метр.

Самолет представляет собой уникальную попытку соединения одного мощного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планеро. О создании этого самолета было объявлено на выставке Национальной ассоциации служебной авиации (NBAA) в 1989 г. Первый полет опытного экземпляра Р.01 состоялся 31 мая 1991г., второго самолета - в середине 1992г. C самого начала самолет планировался для дальних перелетов на высокой скорости. Компания Pilatus утверждает, что его скорость на 185 км/час больше, чем у самолета Cessna Caravan, а дальность полета больше, чем у модели Beech King Air (обе эти модели являются потенциальными соперниками швейцарского самолета).

PC-12 NG (Next Generation) – это коммерческое название модификации PC-12/47E. Самолет сертифицирован в 2008 году, получил модернизированную авионику и двигатель PT6A-67P

Технические данные:
Максимальная скорость: 520 км / ч
Высота полёта: 9144 м
Расстояние для взлёта: 808 м
Расстояние для посадки: 558 м
Скороподъёмность на уровне моря: 585 м/мин
Дальность полёта: 2913 км

Двигатель: Pratt & Whitney PT6A-67P, мощностью 1200 л. с.

Максимальный вес: 4760,9 кг
Взлётный вес: 4740 кг
Посадочный вес: 4500 кг
Вес без топлива: 4100 кг
Вместимость топлива: 1227 кг
Вместимость груза: 467 кг

Длина: 14,4 м
Размах крыла: 16,27 м
Высота: 4,26 м

Немного экономики проекта:
Цена самолета: 2,15 - 3,45 млн $.
Прямые эксплуатационные расходы: 668 $/час.
Постоянные расходы: 210 926 $/год.
Сейчас продано более 1000 самолётов PC-12 всех модификаций; большинство из них используется в гражданской авиации.

Самолет PC-12F - многофункциональная грузовая модель, в связи с чем была выбрана Т-образная конфигурация хвостового оперения. Фюзеляж снабжен большим открывающимся вверх грузовым люком. Объем кабины составляет 9,34 куб.м.

В модели РС-12Р может быть установлено до девяти пассажирских кресел. Самолет для перевозки особо важных персон, вмещающий шесть человек, может иметь планировку комби - для четырех пассажиров и 5,94 куб.м груза.

Кстати, на самом верхнем фото есть и я, только, очень маленький (нереально), где-то на кончике полированного кока четырехлопастного винта Hartzell HC - E4A - 3D/E10477K. В самом самолете велись переговоры с потенциальным заказчиком, поэтому фото внутри не сделал, сейчас очень жалею. Надеюсь на следующий год Pilatus РС-12NG прилетит к нам снова и сделать фото внутри я не неупущу!