Крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье после Большого цирка в Риме, используется как Турецкий этнографический исламский музей искусства.

Использовался как место конных ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий, проведения публичных актов, связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнение смертной казни. Являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы. Там вы увидите немецкий источник, колонну Константина, дворец Ибрагима Паши.

2. Экскурсия в Базиликское водохранилище.

История под землей - Базиликское водохранилище.

Базиликское водохранилище, или, как его называют теперь, дворец Йеребатан (Подземный дворец), расположенное на юго-западе от Айя-Софии, считается одним из самых впечатляющих памятников в Стамбуле. Огромное подземное водохранилище было построено по приказу императора Византии Юстиниана I; из-за бесчисленного множества колонн, поднимающихся из воды, народ назвал это место «дворец Йеребатан». В период республики Базиликское водохранилище после проведенной мэрией Стамбула реставрации было превращено в музей и открыто для туристов, которые не покидают город, не побывав в этом впечатляющем сооружении древности.

В 1985 году хранилище было закрыто на ремонт, из него было вывезены 50 000 т грязи и построены дорожки для экскурсий, в 1987 году оно было вновь открыто. В мае 1994 года Базиликское водохранилище снова прошло ремонт и чистку, и в наши дни продолжает свою многовековую историю, и, как когда-то давно, в нем плавают рыбы. Посетители этого необычного музея могут понаблюдать за тем, как плавают рыбы среди многочисленных колонн, и под звуки раздающейся под древними сводами классической музыки отправиться в мысленное путешествие в глубь веков.

3. Экскурсия в храм Святой Софии.

Бывший патриарший православный собор, впоследствии мечеть, ныне музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день - музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Muzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Экскурсия в церковь Хора.

Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Карие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

5. Экскурсия в главную церковь греческого патриархата, Константинопольскую православную церковь.

Первая в диптихе автокефальная православная Церковь. В греческой литературе часто именуется Великой Церковью Христа.

6. Экскурсия в церковь Влахерна.

Тут находятся Покров Богородицы и ее пояс - реликвии, которые сохранились до нашего дня. Храм, где они находятся - церковь Влахерна, открытая для желающих.

7. Монастырь Богоматери в Балыклы.

Легенда о самой идее постройки Балыклы очень красива. Однажды жарким летним днем один из военачальников Византии Лев Маркелл встретил слепца, который изнемогал от жажды. В поисках воды Лев обошел все близлежащие источники, но, как оказалось, все они были иссушены зноем. И вдруг рядом с собой он услышал женский голос: «В роще ты найдешь живую воду. Напои слепца и промой его глаза, царь. А позже я помогу тебе построить здесь храм». Лев понял, что с ним говорила Пресвятая Богородица. Неподалеку в роще он действительно нашел заброшенный колодец с водой. Когда Лев промыл этой водой глаза слепцу, он прозрел. Прошло совсем немного времени и исполнилось еще одно предсказание Богородицы - Лев Маркелл стал императором Византии.

Территорию Византии населяло свыше двадцати народов, из которых почти каждый обладал своей оригинальной культурой, восходившей еще к глубокой древности. Наряду с греками в сложении византийской культуры принимали участие египтяне, сирийцы, народы Закавказья, особенно армяне, народы Крыма, а также многочисленные в империи славяне. Византийские Императоры, военачальники, ученые, писатели, художники, архитекторы и церковные деятели выходили из самых разнообразных этнических групп населения Византии.

Сложный характер византийской культуры, в которой скрещивались многообразные влияния, виден прежде всего на произведениях искусства и художественного ремесла. Так, храм Софии, построенный при Юстиниане по планам двух малоазийских архитекторов-Исидора из Милета и Анфемия из Траллиса, - представляет своеобразное сочетание плана западной базилики с восточным конструктивным типом - грандиозным купольным перекрытием. В кружевном орнаменте карнизов, в разноцветных мозаиках, которыми украшены верхние части храма, также видно слияние восточных и античных западных мотивов.

Если мы возьмем образцы византийских узорчатых шелковых тканей, то в мотивах узоров мы откроем иранские, индийские и другие восточные влияния (стилизованные слоны, львы, геральдические птицы), в то время как в техническом отношении здесь можно проследить прямое продолжение античных традиций. Византийские ювелирные изделия, отличающиеся нередко большим художественным вкусом, точно так же отражают влияние античного искусства, воспроизводя наряду с религиозно-христианскими сюжетами и сцены из античной мифологии.

Если мы обратимся к духовной культуре Византии, то и здесь увидим, с одной стороны, наличие разнообразных скрещивающихся влияний, с другой - непрерывную античную, традицию. В отличие от Запада здесь никогда не прекращали читать и изучать древнегреческих ученых, философов, историков и поэтов. Последний центр языческой философской мысли - Афинская высшая школа - существовала здесь до 529 г., когда она была закрыта Юстинианом, т. е. значительно дольше, чем западные центры образованности. Изучение же римского права в школах Александрии, Бейрута, Константинополя никогда и не прерывалось. В этих городах на базе юридического и философского образования возникают своего рода университеты, из которых наибольшей известностью пользовался Константинопольский университет. По штатам, установленным для него императорским указом 425 г., здесь числились 31 профессор, преподававшие риторику, грамматику, философию и юридические науки.

В VIII в. в связи с иконоборчеством и реформаторской деятельностью Исавров светская научная мысль и светская литература отступают на задний план перед богословскими сочинениями. К этому времени относится литературная деятельность двух столпов иконо-почитания Иоанна Дамаскина и Федора Студита. Первый из них в своем «Источнике знания» впервые систематизировал догматы христианства, второй оставил множество писем и трактатов богословского содержания. В IX в. возрождается интерес к светской и особенно античной литературе. Наиболее яркое свое выражение этот интерес получил в деятельности патриарха Фотия, автора «Мириобиблиона» - обширного сборника выписок и отзывов о прочитанных книгах. Это один из наиболее любопытных образцов византийской литературной критики, распространяющейся на несколько сот, главным образом, древних произведений. Вместе с тем произведение Фотия свидетельствует о компилятивном, нетворческом характере византийской научной мысли в IX в. Той же чертой отличаются и произведения X в. - обширные сельскохозяйственная и историческая энциклопедии, составленные по поручению императора Константина VII Багрянородного путем компилирования античного научного наследия; историко-филологический словарь Свиды и многие другие. Впрочем, самому Константину VII принадлежат трактаты «Об управлении государством» и «О церемониях византийского двора», дающие ценные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.

В XI в. наиболее яркой фигурой византийского ученого мира является Михаил Пселл, юрист, философ, филолог, историк и поэт, соединявший с широкой энциклопедической образованностью таланты льстивого царедворца и интригана.

Если в области философской и научной мысли Византия не пошла далее усвоения и комментирования научного наследия античного мира, то в области летописания она дала много оригинальных произведений. Начиная от Зосима в V в., Прокопия Кесарийского и Фвофилакта Симокатты в VI в., через ряд последующих столетий тянется непрерывная полоса «историй» и «хроник», посвященных либо отдельным царствованиям, либо изложению исторических судеб всего человеческого рода «от потопа» и до времени жизни автора. Некоторые из этих хроник, например, Иоанна Малалы, Георгия Амартола и др., оказали сильное влияние и на русское летописание.

Своеобразным памятником византийской культуры - литературного творчества являются также бесчисленные жития святых, ценные для современного историка обилием рассыпанных в них бытовых деталей и исторических данных. Византийская житийная литература еще более широко проникла на Русь, чем историописание, сделавшись излюбленным чтением русских книжников и оказав большое влияние на древнюю русскую литературу.

Художественная литература в культурном наследии Византии занимает сравнительно скромное место. По своей тематике и форме она была вначале связана с античной литературой, но затем здесь возобладали церковные влияния. Наиболее замечательным образчиком византийского светского романа является «Сказание о Дигенисе Акрите», напоминающее по своему характеру произведения западноевропейского феодального эпоса («Песнь о Роланде», «Сид» и т. д.). «Сказание о Дигенисе» пользовалось большой популярностью на Руси, о чем свидетельствует ряд сохранившихся русских рукописей этого произведения. Из Византии на Русь приходили также многочисленные сборники поговорок, изречений, высказываний «отцов Церкви», известные под названиями «Цветов», «Пчел» и пр.

В противоположность феодальной культуре раннего западного средневековья, византийская культура никогда не была исключительно церковной. Наоборот, светские элементы в ней подчас даже преобладали. Точно так же византийская школа, а следовательно и образованность общества были менее зависимыми от церкви, чем на Западе. Вот почему проникновение на Русь византийских культурных влияний, хотя и шедшее под флагом христианства и церковного строительства, могло в свое время оказаться плодотворным и для развития русской светской культуры.

Исторически так сложилось, что в Салониках, ведущих свою историю с античных времён и до сегодняшнего дня, наибольшее количество артефактов и памятников сохранилось преимущественно со времён Византийской империи.

Мощная крепость, в плане трапецеидальной формы, с чередующимися башнями квадратной, треугольной и круглой форм окружала полис. В римский и раннехристианский период существовала дополнительная защитная стена, остатки которой спорадически разбросаны по периметру форта.

Постройка защитного ограждения на фундаменте более раннего, возведённого в эллинистическую и римскую эпохи относится к концу IV века, времени правления императора Феодосия Великого (379-395).

Со стороны моря полис был защищён невысокой крепостной стеной, где в юго-западной её части был построен морской порт Константином Великим.

На уцелевших стенах и башнях Салоники, кое-где существуют остатки надписей, выложенных из керамической плитки – средневековое граффити, послания из прошлого, свидетельствующие об изменениях и усилениях фортификационных сооружений на протяжении тысячелетий.

В каждом районе старого города остались памятники, напоминающие о византийской и поствизантийской эпохе, когда Салоники имели огромное значение в политической и духовной жизни империи, уступая лишь столице – Константинополю. При османах город выполнял роль центра империи на Балканском полуострове.

Подавляющее большинство памятников, внесённых в список ЮНЕСКО – это объекты религиозного характера. Едва ли не единственным, выпадающим исключением из этого списка правил, являются византийские бани, зажатые среди современных бетонных коробок зданий в узких улочках Верхнего города.

Путешествуя по Салоникам, интересно наблюдать эволюцию архитектурных стилей храмов, их разнообразие и изящество форм. От раннехристианской базилики Панагии Ахиропиитос с тремя нефами, притвором и боковым приделом и базилике с пятью нефами в честь Святого великомученика Димитрия и двумя боковыми приделами к переходной форме – крестово-купольной архитектуре ранней Византии – Святой Софии.

Панагия Халкеон – средне-византийского периода крестово-купольный храм. Крестово-купольная архитектура сопровождала строительство святилищ и в поздневизантийскую эпоху: Святителя Пантелеймона, Святых Апостолов, Святой Екатерины, Преображения Спасителя, Монастырь Влатадон и храм Пророка Ильи.

Наряду с разнообразием архитектурных форм памятников с изящными пропорциями, искусно выложенными из плиток дуг, апсид и арок, путешественник может проследить эволюцию архитектурных форм и утончённого зодчества от раннего христианства до эпохи Палеологовского ренессанса.

Большую ценность для ценителей искусства представляют величественная Ротонда и маленькая, затерянная в многочисленных кривых улочках Верхнего города, церковь святого Давида – памятники, известные благодаря своей неповторимой мозаике раннего христианства. Как и двухэтажный собор Архангелов с криптой в подвале, храм Святого Николая Орфану с великолепными фресками, идеально сохранившимися со времён правления династии Палеолог.

В годы османского владычества (1430-1912) почти все христианские святыни постепенно преобразовываются в мусульманские мечети. По соседству с христианскими святынями строятся новые мечети, медресе, приюты для бедных, рынок Безестени, хамамы и постепенно Салоники приобретают восточный колорит.

Помимо религиозных памятников строятся новые цистерны для сбора питьевой воды, усовершенствуется система водоснабжения. В Верхнем городе, среди извивающихся узких улиц, словно змей на голове у медузы Горгоны, искусной резьбой по мрамору декорируются многочисленные источники с водой.

В османский период был построен форт Вардар на юго-западе и перестроили форт Эптапиргио на Акрополе.

Вследствие запретов турецких властей, в пост византийский период, христиане, жившие компактно, строили церкви невысокие. Как правило, это были трёхнефные базилики с низкой покатой крышей.

После прибытия еврейских переселенцев из Испании в 1492 году, Салоники приобретают облик мульти культурного и много конфессионального города. Такая самобытность сохранится вплоть до освобождения Салоник от турок в 1912 году.

Крепостные стены

История города, словно осколки зеркала, отражена в сохранившихся надписях – этих живых свидетелях далёких событий, на отдельных башнях и участках крепостной стены.

В IV веке возводится крепостная стена на основе ограды, существовавшей в эллинистический и римский периоды. Крепость трапецеидальной формы в плане, протяжённостью около 8 км., станет надёжной защитой для жителей Салоники более чем на полтора тысячелетия. На пологих участках башни крепости перестроят из квадратных в треугольные. Это связано с эволюцией в фортификации.

В ранний период крепостные стены были ограждены дополнительной стеной -преградой. Со стороны моря до 904 года защитное ограждение было приземистым.

Крепостная стена на западе

Участок стены раннехристианского периода сохранён невдалеке от площади Демократии. В этом месте до 1874 находились «Золотые ворота» — главный вход в город с запада. Пройдя их, путник попадал на главную дорожную «артерию», которую позже назовут проспект византийцев.

От «Золотых ворот» стена плавно поднималась до пересечения с улицей Святого Димитрия. В этом месте находились ворота, именуемые Литийные, пройдя сквозь которые путешественник попадал на улицу, пересекающую весь город с запада на восток.

Участок стены на северо-западе

От несуществующих Литийных ворот на север к Акрополю ведёт довольно крутой подъём, вдоль которого вытянулась крепостная ограда. Частично этот участок был достроен во времена, когда деспотом Салоник был Мануил Палеолог (1369-1373).

Акрополь

Крепость, разделявшая Акрополь от верхнего города, начиналась примерно с участка напротив монастыря Влатадон и заканчивалась у башни Тригониу. То, что защитные башни обращены в сторону Акрополя, свидетельствует о том, что внутренняя сторона, т.е. обороняющихся была изначально обращена к морю, а Акрополь – достроенный форт гораздо позднего периода. Надпись, сохранившаяся на башне Лапарда, надлежит идентифицировать с восстановительными работами в конце XII века под руководством видного византийского воеводы Андроника.

Если проследовать вдоль стены на восток, то вы выйдете аккурат к воротам Анны Палеолог (1355-1356), о чём свидетельствует надпись на мраморной колонне. Эти ворота вели наружу крепости.

На северо-востоке форт заканчивается Башней Тригониу. Цилиндрической формы башня была построена в XV веке поверх существовавшей квадратной формы, возведённой византийцами.

Башня Тригониу, Топ Хане и Белая Башня возводятся в совершенно иной архитектурной конфигурации, поскольку с распространением огнестрельного оружия, адаптировался и внешний вид защитных сооружений.

Эптапиргио

Форт Эптапиргио возвышается на самом высоком участке Акрополя, северо-восточной оконечности крепостных стен. Крепость пережила множество строительных фаз: от раннехристианского, позже византийского периода и туркократии, когда в XIX веке её преобразовали в тюрьму для заключенных.

Если внимательно осмотреть визуально форт, то можно встретить вмонтированные в стены мраморные блоки из различных эпох с соответствующими гравировками.

Крепость состоит из 10 башен: 8 из них четырёхугольной формы, а 2 треугольные. Интерес представляют мраморные плиты над центральным входом с характерными надписями на турецком языке, датированные 1431 годом.

Противоречивые источники не дают четкой картины относительно Эптапиргио. Топоним (Генди-Куле) возник в османский период. Видимо, его название соответствует похожему форту в Константинополе (с семью башнями).

Вплоть до 80-х годов прошлого столетия Эптапиргио действовала как тюрьма.

Восточные стены

Величественно и грозно возвышающаяся на этом участке крепостная ограда частично была возведена на монолитном камне, а частично на фундаменте бывших римских укреплений. Крутой спуск от Акрополя продолжается вплоть до улицы Святого Димитрия, где уклон резко становится пологим.

В этом месте возвышались Новые Золотые ворота, а ещё ниже находились Кассандрийские (либо Каламарияс). После 1867 крепость от этих ворот и до Белой башни демонтируется вместе со стеной вдоль моря.

Белая башня была построена в начале XVI века для усиления обороноспособности форта на месте более ветхой башни/

Базилика Святого великомученика Димитрия



На одноимённой с наименованием храма улице, севернее римской агоры, поверх римских бань, где был заключён под стражу и казнён в 303 году офицер римской армии Димитрий, после 313 года было построено небольшое святилище, как место поклонения мученику.

В начале V века префект Иллирии Леонтий чудесным образом исцелился у мощей святого великомученика Димитрия. По его приказу в благодарность за исцеление была построена большая базилика, которая сгорела в пожаре 620 года.

Иждивением префекта Леонтия и епископа Салоники церковь была заново отстроена в форме пятинефной базилики и покрыта ломаной крышей из дерева.

Этот храм сгорел в пожаре 1917 года. Восстановление продлилось с 1918 по 1948 годы. Часть колонн и элементов конструкции сгоревшего строения удалось восстановить благодаря усилиям архитектора Аристотелиса Захоса. После разрушительного пожара уцелело 11 мозаичных сцен V-го, VII-го и IX-го веков.

Рака с мощами Святого Димитрия находится в северо-западной части церкви, в месте, где, как считается она находилась в раннехристианскую эпоху.

Базилика посвящена защитнику и покровителю города Салоники святому великомученику Димитрию.

Крипта

Под алтарём святилища помещена крипта, которая в поствизантийский период была центром поклонения паломников, где верующие набирали обильно источавшее миро из специальной ёмкости в полу. После превращения церкви в мечеть (1493) крипта была заброшена и засыпана землёй. Видимо, о её существовании позабыли.

Крипту обнаружили только после опустошительного пожара 1917 года.

С 1985 года 7 залов крипты открыты для посетителей. Для обозрения представлены найденные монеты и сосуды, в которые набирали миро, а также мраморные колонны и арки раннего христианства.

Придел Святого Эфтимия

К югу от алтаря в IX- X веке к храму Святого Димитрия достроили правый придел – трёхнефную базилику, посвящённую святому Ефтимию. Внутреннее убранство храма расписано в 1303 иждивением протостратора Михаила Глава Тарханиоти и его супруги Марии. Фрески, украшающие придел – шедевр, достойный восхищения, эпохи Палеологовского возрождения.

Ротонда

мозаика купола
ангел в куполе

Лучше всех построек из дворца императора Галерия сохранившаяся и расположенная в северной части на оси центральной улицы, соединявшей палаты и триумфальную арку.

Предназначение её до сих пор остаётся предметом обсуждения, но наиболее вероятное на сегодняшний день – в честь бога Юпитера, либо Кавироса. Возможно, что здание, где проходили религиозные обряды, построено во славу Константина Великого.

Диаметр купола Ротонды 24,5 м, высота от пола до верхней точки кровли 29,8 м. Стена цилиндрической формы толщиной 6,30 м. и разделена на 8 арочных ниш. В римскую эпоху южная арка служила центральным входом.

В раннем христианстве храм был освящён либо во славу Бестелесных сил, либо в честь Архангелов. Тогда же пристроили и дополнительное заграждение вокруг Ротонды – деамбулаторий и расширили восточную нишу для алтаря. Вход с запада изменили, добавив нартекс.

Раннехристианская мозаика, украшающая своды ниш и купола Ротонды -бесценное сокровище. Сильные землетрясения начала VII века разрушили часть купола, алтарный свод и, возможно, окружавшую галерею деамбулатория.

Апсида алтаря была восстановлена, а её каркас усилен двумя массивными подпорами полукруглой формы в IX веке. В это же время алтарь расписывается сценой Воскрешения.

Храм Святого Давида (монастырь Латому)

мозаика конхи
видение Иезекиля

Среди узких и изогнутых в форме меандра улочек, в одном из тупиков, приютилось крохотное святилище, бывший собор монастыря Латому, который был посвящён Христу Спасителю. Топоним Латому происходит от карьера, где по соседству добывали камень. Храм построен в V веке. До сегодняшнего дня сохранилась лишь восточная его часть, украшенная апсидой.

Церковь знакома многим по всемирно известной мозаике раннехристианского периода в конхе апсиды, где изображено видение пророка Иезикиля.

Базилика Панагии Ахиропиитос



В центре города, на улице святой Софии находится большой храм Богородицы. Построен он был в V веке на фундаменте римских бань по типу трёхнефной базилики с нартексом.

Небольшая постройка с южной стороны служила для нужд храма. Правый придел (с южной стороны от алтаря) был сооружён в византийские времена и посвящён святой Ирине. Внутреннее пространство храма разделяют два ряда колонн на три нефа. Изумляет идеальное состояние капителей и колонн. Арочные своды между колоннами и в нартексе декорированы мозаикой V века.

Храм святой Софии

апсида за алтарём
купол Святой Софии

Церковь посвящена Христу и премудрости Божией. Строительство велось в конце VII ­­- начале VIII века на месте разрушенной раннехристианской базилики V века. Представляет собой яркий пример переходной архитектуры от базилики к крестово-купольной церкви с куполом, базирующимся на арках и перистилем.

Мозаичное украшение церкви принадлежит к трём различным периодам и свидетельствует о высоком уровне мастерства зодчих.

Первый этап украшения храма (780 - 788) тесно связан с периодом иконоборчества. Сцена Вознесения в куполе – работа мастеров эпохи ренессанса Македонской династии конца IX века, в то время как, в конхе изображена сидящая на троне Богородица с младенцем Христом – произведение зодчих XI - XII веков, выполненное поверх креста (иконоборческого периода).

Храм Панагии Халкеон

фрески притвора
фрески притвора

Южнее римской агоры, по соседству с мастерскими по обработке меди, находится храм Богородицы (Богоматери медников). Церковь возведена в 1028 году Христофором Лангобардинским, его супругой Марией, и детьми: Никифор, Анна, Катакали. Могила основателя располагается в левом приделе (северная стена).

Крестово-купольный храм с нартексом по элегантности и изящности кладки плиток в арках, нишах и апсиде сильно напоминает влияние Константинопольской школы мастеров.

Фрески храма, несмотря на плохую сохранность, представляют огромную ценность для исследователей, поскольку датируются временем постройки церкви.

Византийские бани



На одной из многочисленных узких улочек Верхнего города (улица Феотокопулу) сохранились уникальные бани для общественного пользования византийского периода. Если турецкий хамам на территории Греции – это не диковинка, то бани времён Византии – большая редкость.

Небольшое здание прямоугольной формы со сводами и немногочисленными помещениями было разделено на прихожую, бассейн и парилку. В османскую эпоху в банях установили раздельную перегородку и после этого стало возможным одновременное посещение как мужчинами, так и женщинами, а не по определённым дням недели. Как банями, строением продолжали пользоваться вплоть до 1940 годов.

Храм целителя Пантелеймона



Недалеко от триумфальной арки Галерия, на пересечении улиц Ясониду и Арриана находится церковь святого Пантелеймона. Храм, название которого отождествляется с собором некогда существовавшего монастыря Богородицы Перивлепту (отовсюду видный), известного ещё как монастырь Исаака, основателем которого был митрополит Яков (1295-1314).

Крестово-купольной архитектуры, с двумя куполами, нартекс и два придела и перистиль с трёх сторон, который был разрушен в 20-х годах прошлого столетия.

Мало что уцелело от фресок, но те немногие сцены, которые сохранились, позволяют наглядно проследить изменения, происходившие в иконописи конца XIII века.

Храм Святых Апостолов



В западной стороне нижнего города, у крепостной стены, в начале улицы Олимпа, находится храм Святых Апостолов – собор некогда существовавшего монастыря в честь Богородицы.

Основатели монастыря – вселенский патриарх Нифон (1310-1314) и его сподвижник игумен Павел. Крестово-купольный храм с пятью куполами, двумя нартексами и двумя боковыми приделами. Особый интерес представляет структура фасада церкви, декорированная керамической плиткой в различные мотивы. Внутри церкви сохранилось мозаичное украшение (без золотых пластин), характерное для периода Палеологовского возрождения.

Храм Николая Орфаноса



В Верхнем городе, у восточной крепостной стены, вдали от городской суеты и шума, между улицами Геродота и Апостола Павла находится храм Николая Орфано (Сироты) – собор Византийского монастыря. Просторный двор монастыря украшает ряд пирамидальных кипарисов.

В архитектурном плане это базилика с апсидой и двумя боковыми приделами. Фрески внутри церкви чудесно сохранились и их внимательный осмотр позволяет ценителям средневекового искусства насладиться, созерцая наиболее цельную и сохранившуюся роспись Палеологовского периода возрождения.

Храм Святой Екатерины



Недалеко от северо-западной оконечности крепости, немного выше улицы Олимпиады, на пересечении улиц Тсамаду и Идипода, находится церковь святой Екатерины – собор византийского монастыря.

Построенный в начале XIV века храм, в плане крестово-купольный, с двумя боковыми приделами и пятью куполами.

Элегантные пропорции, украшение фасада, подчёркнутые линии арок, колонны и своды, выложенные керамической плиткой – исключительный пример архитектуры эпохи Палеологов.

Внутренняя роспись храма, хотя и сохранилась лишь частично, но живость красок и динамичность образов позволяет сделать смелый вывод о том, что это истинный шедевр Палеологовского возрождения.

Храм Преображения Спасителя



На пересечении улиц Эгнатия и Палион Патрон Герману расположена церковь Спасителю. Храм построен в середине XIV века. Изначально это была либо семейная часовня-усыпальница, либо принадлежащее какому-то монастырю подворье и посвящалась Богоматери.

Купол храма базируется на четырёх конхах. Нартекс с западной стороны был пристроен в 1936 году.

Фрески купола разделены на три пояса и выполнены между 1350-1370 годами.

Монастырь Влатадон



В Верхнем городе, на улице Акрополя расположен Патриархальный ставропигиальный монастырь Влатадон, один из немногих, действующих с момента своего основания.

Построен в период 1351-1371 учеником Григория Паламы Дорофеем Влатадон, ставшего впоследствии митрополитом Салоник и его братом Марком.

От первоначального монастырского комплекса сохранился лишь собор крестово-купольного типа с перистилем и боковыми приделами.

Церковь расписали в период 1360-1380 и изначально освятили Христу Вседержителю. На одной из фресок запечатлён архиепископ Григорий Палама. В настоящее время церковь посвящена Преображению Спасителя.

Храм Пророка Ильи



На пересечении улиц Олимпаиады и Пророка Ильи, на довольно крутой возвышенности воздвигнут величественный храм Пророка Ильи.

Занимательна архитектура храма, идентичная афонским монастырям: крестово-купольная, с дополнительным пространством по четырём сторонам, просторным нартексом и перистилем. Церковь Пророка Ильи отождествляется с собором монастыря Акапниу.

Собор Святой Софии (Aghia Sovya)

Собор Святой Софии — главная достопримечательность бывшего Константинополя. Он послужил моделью для многих других зданий города. Собор был построен в 360 г. В 404 г. его разрушила и сожгла толпа, протестовавшая против изгнания патриарха Иоанна Хрисостоме, а восстановлен он был в 415 г. при правлении Феодосия. Второй раз собор сожгли во время восстания "Ника". При Юстиниане его снова восстановили. После нескольких землетрясений (553-557 гг.) купола нуждались в реставрации, что и было осуществлено в 563 г. В 1204 г. церковь разграбили крестоносцы. В 1453 г. султан Мехмед II приказал превратить собор в мечеть.

Последующие правители несколько изменили интерьер собора, украсив его мраморной кафедрой, хорами и султанской ложей. А снаружи были пристроены четыре минарета, опорные стены, мавзолеи и фонтаны. В 1847-1849 гг. султан Абдулме-Джид поручил реставрацию собора Гаспару Фоссати. В 1935 г. собор Св. Софии был объявлен музеем.

Раньше главный вход находился с западной стороны. Центральные ворота, через которые входили император и его свита, назывались Orea Porta . Позже они были перенесены на южную сторону нартекса. Пройдя в Orea Porta , вы попадаете в вестибюль, украшенный мозаикой времен Юстиниана. Все настенные росписи были уничтожены иконоборцами (729-843 гг.). Те, что мы видим сегодня, датируются более поздней эпохой. Над выходом к паперти видна красивая мозаика X в. На ней изображены Мария с младенцем Иисусом, который принимает дары двух императоров: справа Константин подносит ему миниатюрный город, а слева Юстиниан — миниатюрный храм. Десять дверей соединяют притвор с центральной частью храма. Над "императорским порталом" находится вторая мозаика, на которой изображен Христос на троне.

Войдя в главный зал, нельзя не восхититься гениальностью архитекторов. Им удалось создать впечатление, что украшающие базилику центральный купол и два купола поменьше парят над храмом. Это впечатление усиливают окна в нижней части центрального купола. Восемь зеленых медальонов с именами Аллаха, Мухаммеда, первых калифов и имамов, добавленные Фоссати, не очень гармонируют с внутренней обстановкой. Церковные колонны украшены растительным орнаментом, напоминающим кружево. Одна из восьми колонн, находящаяся в северном крыле, считается чудодейственной. Здесь, по преданию, появился св. Георгий. Большая мозаика, где изображены Мария с Младенцем, символизирует победу иконопочитателей над иконоборцами. Фрески св. Игната, св. Иоанна Хрисостоме и св. Игнатия Теодороса.

В восточной части церкви еще различимы фрагменты изображений ангелов, датируемые XIV в. На галереях вы увидите также немало интересных мозаик. С центральной галереи открывается великолепный вид на всю церковь. На северной галерее — мозаика с изображением императора Александра, правившего всего лишь тринадцать месяцев. А на южной галерее находится портрет императрицы Зои и ее третьего супруга (Константина IX Мономаха). Справа — мозаичный портрет императора Иоанна II Комнина (1118-1143), его супруги Ирины и их сына Алексия. Во дворе слева находятся мавзолеи султанов и принцев.

Выходной день понедельник. Открыто с 9.30 до 16.30. Галереи закрыты с 11.30 до 13.00.

Церкви Стамбула (Константинополя):

ЦЕРКОВЬ СВ. ПОЛУЭКТА
На пересечении Sehzadebasi Cad . и Ataturk Bulv . находятся развалины одной из первых церквей времен Юстиниана, построенной в 527 г. После раскопок, проведенных Мартином Харрисоном, эти руины позволили представить былое величие и великолепие базилики.

ЦЕРКОВЬ СВВ. СЕРГИЯ И БАХУСА
Эта церковь была построена в 527 г. при правлении Юстиниана. Она также известна под названием "малая Св. София". Архитектурный план церкви представляет собой восьмиугольник, вписанный в прямоугольник. Раньше церковь украшала богатая мозаика. Поднявшись наверх по лесенке около нартекса, можно оценить общий вид здания. В XVI в. церковь сделали мечетью. В саду захоронен евнух Хусейн-ага. Вероятно, это он в 1503 г. построил Cardakli Hammam , которая располагается немного севернее самой церкви.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Попасть к этой церкви, расположенной у подножия седьмого холма в квартале Kocamustafa , можно, пройдя по Samataya Cad. и повернув налево на одну из первых улиц. Эта самая древняя в Стамбуле церковь была основана римлянином Studius в 462 г. В монастыре жили 700 монахов, которые создавали удивительные иконы, гимны и манускрипты. В начале XV в. здесь разместился университет. К сожалению, после землетрясения в 1894 г. осталась лишь базилика. Церковь была превращена в мечеть в конце XV в. и также известна под названием Imrahor Cami.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИРИНЫ (AGHIA IRINI)

Topkapi Sarayi Sultanahmet. Одна из самых древних церквей Константинополя, находится в одном из дворов дворца Топкапы. Предположительно построена при правлении Константина. В 346 г. около церкви убили свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. Во время восстания "Ника" церковь была сожжена, а затем отстроена при Юстиниане в 537 г. Землетрясение 740 г. значительно повредило церковь. После падения города церковь служила арсеналом янычар, а в XIX в. — складом старых вещей. Эта церковь — классическая базилика в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви Св. Ирины находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Туда можно проехать на метро, соединяющем Aksaray с Edirnekapi. Открыто со среды по воскресенье с 9.30 до 16.30. Если вам нравится византийское искусство, советуем посетить эту церковь, которая называется сейчас Kariye Cami. Нужно поехать в Edirnekapi и пройти по Hocacakir Cad. Раньше монастырь, при котором находилась эта церковь, был за стенами города. Церковь построена мачехой императора Флексиоса I Комнина.

МОНАСТЫРЬ ПАНТОКРАТОР (PANTOCRATOR)

Поблизости с Ataturk bulv., на маленькой площади, находится древний монастырь Пантократор, который сейчас называется Zeyrek Cami. Монастырь, имевший важное значение в византийскую эпоху, был окружен множеством помещений, ныне уже не существующих.

ТЕОТОКОС КИРИОТИСА (THEOTOKOS KYRIOTISSA)
Эта церковь была превращена в мечеть Фатихом и теперь носит название Kalenderhane Cami. Как показали археологические раскопки, церковь была построена на фундаменте более древней церкви. Здесь найдена фреска, изображающая картины из жизни Франциска Ассизского. Другим сокровищем церкви является мозаика VII в., где изображено Сретение Господне. Мозаика датируется доиконоборческим периодом.

ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ
В квартале Fener, недалеко от Патриархата, находится церковь Богородицы. По преданию, церковь основала принцесса Мария Палеологина, которая вышла замуж за монгольского принца и прожила 14 лет в Монголии. После смерти мужа Мария вернулась на родину, основала монастырь, где и провела остаток своей жизни. Внутри находится восхитительная мозаичная икона XI в., изображающая Деву Марию.

Патриархат

В самом сердце квартала Fener с начала XVII в. находится Всемирный Патриархат. Этот квартал, где некогда жили богатые греки, сейчас населен мусульманской беднотой. Главный вход, Orta Kapi , закрыт и никогда не открывается. Он покрашен в черный цвет в память о казненном здесь 22 апреля 1821 г. Георге V . В 1941 г. пожар уничтожил здание, но потом его отреставрировали. В церкви, датируемой 1720 г., хранится прах святого Омония, св. Те-офана и св. Юфемия.

Ипподром (At Meydani)

Ипподром, сердце бывшего Константинополя, представляет собой широкую площадь, находящуюся за сералем и ограниченную внешними стенами мечети султана Ахмета. Это место сбора "синих" и "зеленых", поднявших впоследствии восстание "Ника". Раньше ипподром был украшен статуями и мог вместить сто тысяч зрителей.

Сегодня здесь сохранилось лишь три памятника. Первый, из розового гранита, был создан при египетском фараоне Тутмосе III (1549-1503 гг. до н.э.) в честь его победы в Сирии. Разбитый обелиск был привезен в Константинополь Феодосией в IV в. и в 390 г. установлен на ипподроме. Мраморный пьедестал, на котором он стоит, украшен барельефами. Вторым памятником является бронзовая колонна дракона, привезенная из храма Аполлона в Дельфах. Эта колонна — самый древний памятник эллинистической культуры в Стамбуле. Третьим монументом является колонна Константина. К сожалению, время наложило на нее неизгладимый отпечаток. Колонна, созданная примерно в IV в., была отреставрирована Константином Порфирородным.

Цистерна (Yerebatan Saray)

Расположена на Yekebatan Cad., рядом с Голубой мечетью. Открыто ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 19.00. Знаменитая подземная цистерна построена в 532 г. Юстинианом. Ее длина 140 м, а ширина 70 м. Потолок подпирают 336 колонн, украшенных коринфскими капителями.

В течение почти десяти столетий являлся столицей , ставшей по праву преемницей Древнего Рима. Были времена, когда владения этой империи простирались от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины XX века являлась самой могущественной державой христианского мира, а был крупнейшим городом Европы.

К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько свидетельств былого величия. Мы выбрали из них десять, на наш взгляд, наиболее интересных. В том числе: памятник ранней византийской эры – собор , свидетель византийского возрождения (XIII в.) — , остатки византийских мозаик — , место упокоения нескольких византийских императоров — , старейший, почти не тронутый, византийский храм – , христианский храм, который никогда не был мечетью — , одно из самых крупных византийских поземных водохранилищ питьевой воды – , надежная защита до 1453 года – , отблески былой славы – сохранившиеся мозаики на , а также фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора .

Греческая православная (), известной как , основана (1282) внебрачной дочерью византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259-1282) Марией. Это единственная византийская церковь , которая не преобразовывалась в мечеть и оставалась святым храмом для православных греков в самые трудные времена.

Большой императорский дворец в служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства для проведения гражданских и религиозных церемоний. В 1933 году при проведении строительных работ случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль (греч., peristylos – открытый дворик, окруженный со всех сторон крытой колоннадой), площадью около 2 тыс. кв. м, принадлежащий Большому дворцу. Сейчас, в открытом на этом месте можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V-VI вв.