В самом центре Праги, на границе Старого и Нового города, в переулках затерялась необычная церковь, в отличие от многих других, не заметная с улиц. Между тем, церковь эта уникальна. Храм Девы мари Снежной долгое время был самой высокой церковью в Праге, и именно он стал отправной точкой долгих и кровопролитных гуситских войн.

Основание церкви и монастыря

Монастырь Девы Марии Снежной был первым монастырем Ордена кармелитов в Чехии. Буллой от 29 марта 1346 года папа Климент VI позволил кармелитам построить вПраге церковь с колокольней и дом для 12 монахов. Однако решающую роль в деле основания этого монастыря сыграл император Карл IV . Краеугольный камень был заложен 3 сентября 1347 года , то есть на другой день после торжественной коронации Карла IV и его жены Бланки Валуа на чешский трон. 19 сентябрятого же года Карл IV издал грамоту, учреждавшую монастырь. В ней говорилось, что император навеки дарит кармелитам участок земли, ограниченный с одной стороны «крепостными стенами и рвом» Старого Города напротив Гавелских ворот, а с другой стороны «садом и еврейским кладбищем».

Здесь монахи себе и «своим последующим собратьям должны были построить церковь и жилую часть в честь Всевышнего и его Святейшей Богоматери». По замыслу Карла IV в Новом Городе Пражском должны были строиться церкви, которые бы указывали на связь их с важнейшими местамиСвященной Римской империи: церковь св. Карла Великого – на связь с Аахеном, местом его резиденции, св. Генрих и Кунигунда - на Германию, св. Аполлинарий – на Равенну, место его мученичества).

Название этой церкви и монастыря указывает на связь с папской базиликой, одной из четырёх главных базилик Рима, Санта-Мария-Маджоре . Поэтому в церкви Девы Марии Снежной ежегодно, 5 августа, отмечается день освящения римской базилики Санта Мария Маджоре. История о чудесном основании этой римской изображена на алтарной картине.

Чудо снега

Согласно существующему преданию, в ночь на 5 августа 358 года Пресвятая Богородица явилась сразу трём людям, проживавшим в Риме: богатому патрицию Джованни и его супруге, а также Папе Либерию. Этому явлению предшествовали горячие молитвы супругов Господу, чтобы он даровал им дитя. Долгое время супруги были бездетными и совершали щедрые приношения Церкви, чтобы Господь явил им свою милость. И вот, в ночном видении, Богородица сообщила супругам, что Господь пошлёт им сына, если они построят церковь на холме Эквилин в её честь. А чтобы они не сомневались, им будет дано знамение: утром 5 августа на том месте, где должна будет построена церковь, они найдут снег.

Супруги посетили Папу Либерия, который весьма удивился их приходу, поскольку и ему в ту же ночь было подобное видение. Утром 5 августа Папа римский вместе со священниками и церковнослужителями в сопровождении патриция и его супруги отправились на Эквилинский холм и, к своей радости, на его вершине увидели чистый яркий белый снег. Это место сразу же было освящено, и спустя немного времени здесь начали возводить церковь во имя Девы Марии, получившую название Санта-Мария-Маджоре.

15-й век и гуситские бури

В начале 15 века уже существовавший пресбитерий был продолжен трехнефной пристройкой и общая длина храма достигла 110 метров . Ближе всего к завершению приблизилось строительство северного бокового нефа, который, по-видимому, был закончен. До настоящего времени, однако, лучше сохранилась стена южного нефа с готическими окнами. На северной стороне, по направлению к Старому Городу, очевидно в 1405 году, была пристроена «высокая красивая башня». В ней был помещен большой колокол, получивший имена «Карел» и «Неутомимый». На южной стороне начали строить соответствующую ей другую башню, но почти сразу от проекта отказались.


Вид с запада

Вскоре в Праге начались волнения гуситов и дальнейшее строительство прекратилось. Уже в 1412 году монастырь подвергся нападению, в котором принимал активное участие последователь Яна Гуса Иероним Пражский . В источниках того времени имеется запись о том, что «в монастыре Девы Марии на Песке (другое название Девы Марии Снежной) в Праге он вынул из алтаря реликвии, бросил их в грязь и топтал» . Волнения снова вспыхнули в 1415 году, в результате чего 25 января 1419 года король позволил гуситам осуществлять богослужения, проповедовать, петь чешские песни и причащаться под двумя видами - вином и просвирой в церкви Девы Марии Снежной. Таким образом, этот храм стал центром наиболее радикально настроенных гуситов во главе с их ярым проповедником Яном Желивским .

В напряженное время – в воскресенье, 30 июля 1419 года – в Новом Городе должен был состояться крестный ход. После пламенной проповеди Желивский, взяв в руку дарохранительницу, повел шествие к церкви св. Стефана. К церкви Девы Марии Снежной они возвращались через Новоместский рынок, что около городской ратуши. Здесь и произошло столкновение гуситов с членами магистрата, завершившееся штурмом ратуши и ее взятием. Схваченные чиновники были выброшены из окон на площадь и убиты. Это событие, вошедшее в историю под названием «Первая пражская дефенестрация» , положило начало многолетнему тяжелому периоду гуситских войн в Чехии.

После смерти короля Вацлава IV началось массовое разграбление пражских церквей и монастырей. 20 августа было совершено нападение и на монастырь Девы Марии Снежной,некоторые монахи были взяты вплен. Подробных данных об ущербе, нанесенном монастырю в результате грабежей, мы не имеем, но, во всяком случае, это означало прекращение какого-либо строительства в монастыре. Впоследствии слишком радикальный Ян Желивский был казнен 9 марта 1422 года на Староместской площади и похоронен в храме Девы Марии Снежной под кафедрой.

Упадок

В 1434 году между Старым и Новым Городом вспыхнула война, окончившаяся победой староместской стороны. В этих боях важную роль играла северная «высокая прекрасная башня», представлявшая собой стратегическую точку для обстрела из Старого Города. С башни новоместские били тревогу в большой колокол. Поэтому башня стала целью обстрела для староместских , в результате которого колокол был сбит, а при последующей атаке была разрушена и вся башня.

После того, как монастырь был приведен в порядок в 1436 году, некоторые монахи смогли сюда вернуться. Однако во время эпидемии чумы, вспыхнувшей в период правления Владислава II, в сентябре 1483 года, начались новые волнения, и кармелиты снова бежали из Праги. Во время этих волнений толпа отбила головы на барельефе над монастырскими воротами. В 1496 году кармелиты вновь вернулись в монастырь, но и на этот раз время было неспокойное. Продолжать строительство было невозможно.

В Страстную пятницу 1542 года ветер сорвал с церкви часть крыши. Во время волнений 1543 года кармелиты вновь ушли из Праги, а потом возвращались лишь иногда. Храм и монастырь продолжали ветшать. В довершение всех бед, в 1566 году полностью обвалилась крыша и своды пресбитерия (те, что были самыми высокими в Праге) .

После этого монастырь продолжал существовать лишь на бумаге да в памяти людей, монастырская жизнь в нем прекратилась. От всего, что было построено до 1419 года, остались одни развалины, превратившиеся в свалку и прибежище нищих .

В 16 веке в окрестностях монастыря, главным образом, на месте современного Францисканского сада, поселились колокольные мастера. Наиболее известной была семья Брикци, вкладывавшая собственные средства в обновление ветшающих стен обители.

После прихода францисканцев

Когда в 1603 году , во время своего путешествия по Центральной Европе, генеральный министр ордена францисканцев Франциско де Соуза посетил Прагу и увидел разграбленный монастырь Девы Марии Снежной, вероятно, напомнивший ему римский Колизей, он обратился к императору Рудольфу II с просьбой передать этот участок Ордену с целью основания нового обители. Рудольф согласился, что подтвердил документом, датированным 1606 годом.

Время религиозных волнений перед битвой у Белой горы было тяжелым неустойчивым периодом и для монастыря. Многолетнее напряжение достигло своего апогея в феврале 1611 года. 15 февраля 1611 года, во время осады Праги имперско-баварскими войсками, произошло нападение на монастырь, при котором было убито четырнадцать монахов, а монастырь разграблен. С того времени в монастыре этим монахам поклоняются как мученикам, а их смерть была изображена на целом ряде гравюр и картин.

Церковь и монастырь были вновь освящены 4 мая 1625 года пражским архиепископом Гаррахом . Теперь для обители Девы Марии Снежной начался период восстановления и расцвета.

В 1651 году в церкви было докончено строительство главного алтаря с гербом его покровителя и жертвователя Яна Старшего из Талмберга. Это был самый большой и самый высокий алтарь не только в Праге, но и во всей Австрийской империи. В 1650-1654 годах на юго-восточной стороне церкви были построены новые монастырские крылья, окружающие второй монастырский двор. Таким образом, монастырские здания приобрели в основном современный вид.


Во второй половине 17 века западнее от церкви образовался современный внутренний двор, окруженный часовней Четырнадцати святых помощников, Девы Марии Пасовской и часовней , освященной в 18 веке. Внутренний двор образовал своего рода клуатр, в центре которого в 1698 году была построена барочная часовня Богородицы Всецарицы, называемая «Порциункульская», как и ее образец в Ассизи, в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели.

От реформ Иосифа II до наших дней

Изменения в жизнь монастыря внесли в конце 18 века реформы Иосифа II . Монастырь, хотя и не был закрыт, но был запрещен прием новых монахов, возобновленный только в 1835 году.

После закрытия в 1787 году церкви Девы Марии на Луже, место пребывания ее прихода было перенесено в храм Девы Марии Снежной. Он остался имуществом францисканцев, однако пражский магистрат, будучи патроном храма, назначал епархиальных и приходских священников. Вышеупомянутый правовой порядок сохранялся вплоть до 1932 года.

Около 1900 года художник Виктор Фёрстер создал мозаику, изображающую икону «Дева Мария спасительница римского народа» или Salus populi romani . Это самая известная римская икона, автором которой ранее считался сам евангелист Лука. Мозаика, созданная Фёрстером, опять-таки указывает на связь с римской базиликой Санта Мария Маджоре, где эта икона хранится.

С февраля 1948 года , с приходом к власти коммунистов, для большинства монастырей в Чехословакии начался весьма сложный период. Храм продолжал служить литургическим целям, а здания монастыря заняло Министерство внутренних дел. Одна часть монастыря превратилась в общежитие, а в другой разместилась административная часть. В трапезной проходили репетиции оркестра почетного караула Пражского Града.

После Бархатной революции монастырь был возвращен ордену францисканцев , что позволило им возобновить активную деятельность. Здания, долгое время использовавшиеся не по назначению, требовали ремонта. На их состоянии, особенно церкви, отрицательно отразилось строительство подземных тоннелей метро. Ремонт монастырских помещений проводится систематически. В первой половине 90-х годов 20 века была отремонтирована крыша церкви, удачно отреставрирован ее интерьер.

Храм был заложен в 1347 году. Предполагалось, что это будет самый большой по размерам храм Праги, но из-за гуситских войн план остался неосуществленным. Так, двор перед храмом должен был стать величественным трехнефным пространством. Но и построенная в итоге церковь с высотой сводов, равной почти 32 метрам, является самой высокой церковной постройкой Праги.

Изначально храм принадлежал ордену кармелитов, но в 1604 году перешел ко францисканцам, которые и отремонтировали храм, находившийся долгие годы в запустении.

В храме находится алтарь в стиле раннего барокко (создан в 1651 году), являющийся самым высоким в Праге (его высота - 29 метров). Человек, попадающий в храм, может ощутить диссонанс между высотой алтаря и сводов и небольшой длиной постройки. Но не стоит забывать, что, согласно первоначальному плану, все пространство нынешней церкви являлось лишь частью (а именно - алтарем) намного более масштабного сооружения.

Кроме главного алтаря, в храме находятся еще четыре, выполненных в стиле позднего барокко. Небольшие по размерам, они расположены друг напротив друга по сторонам нефа: первые два - это алтари св. Екатерины и св. Франциска, два других - алтарь св. Креста и «Благовещение».

С северной стороны храма Девы Марии расположено кладбище. Над входом находится готический портал, украшенный скульптурной композицией.

С южной стороны к храму примыкает монастырь ордена францисканцев. В монастыре над капеллой св. Яна Непомуцкого находится малоизвестная широкой публике библиотека. Она относится к числу ценнейших сохранившихся библиотек эпохи барокко.

Монастырский сад, заложенный еще в средневековье, был открыт для публики только в 1950 году.

Барочный храм Девы Марии Снежной, возведенный на площади Республики, чем-то неуловимо напоминает церковь святого Николая в Праге. Согласно местной легенде, архитектор костела М. Клейн ориентировался на пражский храм при разработке проекта.

Церковь Девы Марии Снежной строилась как часть колледжа иезуитов. Костел, посвященный Божьей Матери, появился не на пустой площадке: до него здесь была церковь францисканцев. Ее пришлось разрушить из-за того, что она уже не подлежала ремонту.

В 1773 году иезуиты, которые финансировали строительство нового храма, были вынуждены покинуть страну по указу императора Иосифа II. Костел перешел в ведение университета, который через несколько лет переехал в Брно. Теперь новыми хозяевами костела стали военные, которые стояли тут гарнизоном.

В начале XIX века храм стали использовать как склад для боеприпасов. Так продолжалось примерно столетие. Лишь в XX столетии он вновь стал действующим. Его привели в порядок, обновили интерьер, а в конце века уделили внимание и фасаду. Теперь церковь Девы Марии Снежной считается приходским храмом.

Портал, через который можно попасть в церковь, и балкон над ним принадлежат резцу известнейшего местного скульптора В. Рендера, который работал над многими архитектурными памятниками Оломоуца.

До наших дней сохранились только два колокола церкви. Они были созданы в 1732 году и каким-то чудом уцелели во многочисленных войнах, когда церковные колокола отправлялись на переплавку. К сожалению, двум другим колоколам храма не удалось этого избежать.

В ночь на 5 августа 352 года одновременно двум людям – папе Либерию I и богатому римскому патрицию Джованни во сне явилась Дева Мария, повелевшая им построить храм на римском холме Эсквилин в том месте, где выпадет снег. Утром папа римский вместе со священниками и церковнослужителями в сопровождении патриция и его супруги отправились на холм и к своей радости увидели чистый яркий белый снег, сверкающий в лучах жаркого летнего солнца. Это место сразу же было освящено, здесь возвели церковь во имя Девы Марии Снежной, а позднее католические соборы и храмы с таким именем появились и в других городах средневековой Европы.

В честь своей коронации в 1347 году чешский король Карл IV закладывается храм Девы Марии Снежной в Праге. Этот храм по замыслу должен был стать вторым по размерам после строящегося в тот момент собора Святого Вита Пражского Града . Карл IV планировал возведение самого величественного храма Нове-Место длиной 100 метров и высотой сводов 35 метров. Чтобы подчеркнуть его значение, Карл IV проводит свой очередной свадебный обряд в храме Девы Марии Снежной: в 1363 году король женится в четвертый раз на Елизавете Померанской, дочери польского князя Богуслава V, которая славилась не свойственной женщинам физической силой и, по преданию, умела голыми руками «ломать мечи и сгибать ключи». Но так уж получилось, что завершению величественного строительства храма Девы Марии Снежной, переданного ордену кармелитов, помешали гуситские войны.

Последователи Яна Гуса , сожженного на инквизиторском костре в 1415 году, требовали проведение обряда святого Причастия под двумя видами - хлебом и вином, и чешский король Вацлав IV (сын Карла IV) разрешил его проведение в трех пражских костелах. Одним из них стал храм Девы Марии Снежной, в котором стали собираться гуситы со всей Чехии.

В Праге начались народные волнения городской бедноты, протест которой был вызван попытками Вацлава IV возвратить изгнанных из пражских приходов католических попов, которыми король хотел заменить избранников народа - гуситских проповедников. Несколько участников беспорядков на улицах Праги были посажены в тюрьму по решению городского совета Нове-Место.

Утром 30 июля 1419 года Ян Желивский в храме Девы Марии Снежной произносит проповедь, в которой говорит о необходимости восстания и вооруженной борьбы против «врагов божьих». Избрав темой проповеди притчу Иисуса Христа о неверном управителе, Желивский клеймит короля Вацлава IV, прямо призывает к его свержению, выражая уверенность, что чехи будут поддержаны соседними народами, и что Прага «должна стать образцом для всех верующих не только в Чехии и Моравии, но и в Венгрии, Польше и Австрии».

По завершению мессы возбужденные прихожане храма Девы Марии Снежной во главе с Яном Желивским направились к зданию Новоместской ратуши на Карловой площади с требованием освободить арестованных городским советом. Желивский нес над толпой чашу для причастия, символ гуситского движения. Когда процессия приблизилась к зданию, в чашу попал брошенный из окна ратуши камень. Разъяренная этим толпа ворвалась в ратушу и выбросила из окон на подставленные внизу копья бургомистра, судью и тринадцать членов городского совета.

Это событие - так называемая первая пражская дефенестрация, акт выбрасывания кого-либо из окна - послужило началом открытого вооруженного восстания в Праге. Над городом загудел набат. Народ взялся за оружие и его гнев снова обрушился на католические церкви и монастыри. Восставшие стали уничтожать иконы, церковные облачения и утварь. Католических священников изгоняли из Праги, наиболее ненавистных избивали и убивали. Так с утренней мессы в храме Девы Марии Снежной начались гуситские войны, основательно опустошившие Центральную Европу.

Храм Девы Марии Снежной, монастырь кармелитов и прилегающий к ним сад после гуситских войн пришли в запустение. Только в 1604 году вся территория была передана францисканскому ордену, что привело к ее восстановлению и практическому использованию. В первую очередь последователи святого Франциска Ассизского отремонтировали храм Девы Марии Снежной. Несмотря на то, что после реконструкции высота сводов оказалась ниже прежней на 4 метра, храм все равно является вторым по высоте в Праге.

На территории монастыря открыли пекарню и аптеку, больницу и небольшие промыслы. В монастырском саду, получившем название Францисканский, стали выращивать фрукты и овощи, зелень и цветы, лекарственные травы и пряности.

Человек, попадающий в храм Девы Марии Снежной, ощущает диссонанс между высотой сводов и небольшой длиной постройки. Но не стоит забывать, что согласно первоначальному плану Карла IV пространство нынешней церкви является лишь частью намного более масштабного проекта. Дисбаланс усиливает и барочный алтарь, созданный в 1651 году и являющийся самым высоким в Праге (его высота - 29 метров). Его алтарная картина изображает историю возникновения названия храма – появление жарким летним утром зимнего снега на римском холме Эсквилин.

Кроме главного алтаря, в храме находятся еще четыре, выполненных в стиле позднего барокко. Небольшие по размерам, они расположены друг напротив друга по сторонам нефа: первые два - это алтари святой Екатерины и святого Франциска, два других - алтарь святого Креста и «Благовещение».

С южной стороны к храму Девы Марии Снежной примыкает монастырь ордена францисканцев, в котором находится малоизвестная широкой публике библиотека, относящаяся к числу ценнейших сохранившихся библиотек эпохи барокко. Она располагается над монастырской капеллой Яна Непомуцкого, статуя которого установлена в 1715 году во внутреннем дворике перед входом в храм Девы Марии Снежной.

Францисканский сад по решению властей был передан городу, с 1950 года открыт для посещения, а после реконструкции 90-х годов стал уютным местом отдыха. Он окружен стенами зданий, которые надежно защищают от шума центра города и создают впечатление закрытого пространства, где царит тишина и спокойствие.

А вот жизненный путь Яна Желивского, гуситского проповедника храма Девы Марии Снежной, инициатора первой пражской дефенестрации - чешского исторического феномена, имеющего далеко идущие политические последствия, закончился далеко не в тихой старости. После выбрасывания чиновников городского совета из окон Новоместской ратуши Ян Желивский возглавил пражскую бедноту и добился присоединения бюргерства Праги к гуситам для защиты города от крестового похода, организованного императором и королем Германии-Венгрии-Чехии Сигизмундом.

Но пока Ян Желивский участвовал в сражениях на стороне радикальных гуситов-таборитов, власть в пражском городском совете захватили умеренные гуситы из низкородных панов и купчиков-лавочников. Новоиспеченные правители были врагами городской бедноты и люто ненавидели их неподкупного вождя Желивского.

9 марта 1422 года Ян Желивский под надуманным предлогом был вызван в Староместскую ратушу , где уже находился вооруженный отряд палачей. Затем в ратушу прибыли также обманом вызванные 9 ближайших соратников Желивского. Все они вместе со своим вождем тут же были схвачены, связаны, по одному выведены во двор ратуши и обезглавлены. Так и появился на стене Староместской ратуши барельеф Яна Желивского…

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Ещё один уникальный памятник, принадлежащий к комплексу францисканского монастыря – храм Девы Марии Снежной. Подойти к нему можно через монастырский двор.
Строительство храма начал чешский король Карл IV, впоследствии ставший императором Священной Римской империи. Известна дата, когда был заложен первый камень – 3 сентября 1347 г., следующий день после коронации Карла IV.
Собор Девы Марии Снежной косвенным образом связан с римским собором Санта Мария Маджоре. Легенда гласит, что Богородица явилась во сне сразу трём верующим: богатому патрицию Джованни и его жене, которые давно желали иметь ребёнка, и римскому папе Либерию. Дева Мария велела патрицию построить церковь на холме, и тогда Господь пошлёт им с женой наследника. А чтобы они не сомневались в её словах, в середине лета на том холме они найдут снег. Действительно, 5августа 358 г. на холме был найден снег, и на этом месте построили собор. Католики и сейчас 5 августа чествуют деву Марию и «чудо снега».
Строительство костела Девы Марии Снежной в Праге несколько раз останавливалось. Изначально храм должен был стать трехнефным (согласно первоначальному проекту он должен был доходить до нынешней площади Юнгмана). Однако в конце XIV века было решено не перестраивать уже существующую однонефную церковь.
В начале XV века костел стал одним из центров гуситского движения. 30 июля 1419 года гуситский проповедник Ян Желивский возглавил вооруженное шествие своих сторонников к Новоместской ратуше на Карловой площади. Гуситы требовали освободить своих собратьев, ранее заключенных в тюрьму. Католические члены магистрата отказались выполнить это требование. Когда процессия приблизилась к зданию ратуши, в святые дары, находившиеся в процессии, попал брошенный из окна ратуши камень. Разгневанные гуситы ворвались в ратушу и выбросили членов магистрата из её окон. Так произошла Первая пражская дефенестрация, послужившая точкой отсчета в истории гуситских войн. Ян Желивский стал главой нового городского совета и проповедовал в храме Девы Марии Снежной до своей казни в 1422 году, после чего был похоронен там же под кафедрой.
В 1434 году между Старым Местом и Новым Местом развернулась гражданская война, в которой победила староместская сторона (до XVIII века эти районы Праги были отдельными городами). В боях важную роль играла высокая северная башня храма, разрушенная в результате обстрелов.
На этом беды монастыря не закончились. В 1542 году ветер сорвал с храма часть крыши. В 1566 году обвалились остатки крыши и своды недостроенного костела.
В XV - XVI веках владельцев храма монахов-кармелитов неоднократно выгоняли из их владений. Долгое время храм Девы Марии Снежной существовал лишь формально, всякая деятельность в нём прекратилась. Всё, что было построено до 1419 года, превратилось в развалины. На гравюре, изданной в 1606 году, можно видеть, что от костела остались лишь три стены без фасада и сводов.
В начале XVII века костел перешел во владение ордена францисканцев, и началось его возрождение. Практически всё, что мы можем видеть сейчас, создано при францисканцах в XVII и XVIII веках.
В костеле Девы Марии Снежной находится самый большой трехъярусный алтарь в Праге, высотой около 10 метров. Он создан в середине XVII века в стиле раннего барокко.
Главная картина алтаря отражает один из эпизодов «чуда снега» - шествие во главе с папой Либерием, направляющееся к холму Эсквилин в Риме, на заснеженную в разгар лета вершину, на которую из облаков указывает Богоматерь. По сторонам от картины четыре фигуры: Иоанна Крестителя, святых Петра, Павла и Франциска. Между первым и вторым ярусом алтаря находится герб Яна Старшего из Талмберга, на средства которого был создан алтарь.
Во втором ярусе алтаря картина, на которой святой Франциск принимает от Девы Марии отпущение грехов, рядом статуи святых Клары, Елизаветы, Варвары и Екатерины. В середине верхнего яруса статуя архангела Михаила и по сторонам святые покровители Чехии Вацлав и Войтех. Венчает алтарь распятие.
Своды храма высотой 31,4 м были восстановлены в 1607 г. Костел Девы Марии Снежной до сих пор относят к самым высоким храмам Праги, несмотря на то, что восстановленный свод стал на 4 метра ниже прежнего, готического.
На сводах можно видеть росписи с изображениями Девы Марии, святой Троицы, архангела Михаила и восьми францисканских святых, прославивших орден: святого Франциска (основателя ордена), Клары Ассизской (с 1957 года покровительница телевидения), проповедника Антония Падуанского, теолога Бонавентуры, миссионера Бернардина Сиенского (покровитель работников сферы связей с общественностью), Людвика Тулузского, Елизаветы Венгерской и Дидака (Диего) Кадисского.

На этом наша экскурсия завершается. Ваш аудиогид будет вам очень признателен, если вы оставите свой отзыв об этой экскурсии на нашем сайте или на страничке нашего приложения в App Store. Если вам понравились прогулки с вашим персональным аудиогидом, то обязательно воспользуйтесь другим пражскими экскурсиями нашего приложения.
Кроме экскурсий по Праге, Ваш аудиогид всегда готов сопровождать вас в поездках по другим городам мира. Полный перечень аудио экскурсий вы всегда сможете найти на нашем сайте.

Купить экскурсию за 149.5 р.