Небольшой архипелаг в юго-восточной части Псковского озера.

Помимо старинных крепостей, в Псковской области есть много чего интересного. Вот одной из таких достопримечательностей и являются Талабские острова. Находятся они в 25 километрах к северо-западу от областного центра. Тут, кстати, надо сделать одно пояснение. В соответствии с приказами ФСБ России, большая часть побережья Псковского озера (и почти всё побережье Чудского озера) отнесены к пограничной зоне и на посещение её требуется пропуск. Туда же относятся и все острова на озёрах, но, как раз именно Талабские острова в погранзону не входят, о чём в тексте приказа сделано специальное уточнение.
Как добраться до островов??? В былые времена от Пскова сюда ходила "Ракета", но в конце 90-х её рейсы были окончательно отменены, а само судно с тех пор гниет на берегу реки Великой в черте г. Пскова недалеко от недостроенной гостиницы.
С тех пор острова остались без всякого регулярного пассажирского сообщения с сушей, лишь моторные лодки, да и зимник по льду, не давали им остаться полностью изолированными от внешнего мира. Ситуация изменилась только в прошлом году, когда специально для пассажирских перевозок был куплен катер, получивший название "Талабск", вмещающий около 30 человек, который теперь курсирует от островов до ближайшей деревушки на берегу - Б. Толбица.
Впрочем, расписание движение этого катера неизвестно никому, потому мы решили действовать по старинке: приехали в деревню, вышли на пристань и стали опрашивать всех подряд рыбаков на лодках, кто нас сможет отвести на острова. Через 5 минут один из них сказал, что сейчас подъедет некий дядя Юра, с которым мы и сможем обсудить эту тему.
Вообще, Талабские острова - это три острова, являющиеся частью одной косы: Верхний, Талабск и Талабанец. В советские времена острова переименовали: Верхний - в Белова (самый большой) - в честь первых комиссаров, пытавшихся установить на островах советскую власть (к слову сказать и утопленных там же местными жителями), остров Талабск переименовали в Залит.
Остров Залит прославился и тем, что там долгое время жил, а сейчас похоронен почитаемый верующими протоиерей Николай Гурьянов, который обладал самыми различными возможностями исцеления, потому на остров сейчас часто приезжают поломники. А вот остров Белов, наоборот теперь практически безжизненный. На нём осталась только разве что заброшенная рыбацкая деревня и храм. Всего на островах живут около 350 человек.
Ну вот пришёл дядя Юра и огласил нам стоимость путешествия. До Талабска 300 рублей с человека (туда-обратно) + 100 рублей за час ожидания (со всех). Мы согласились. К слову сказать, посещение острова Белова обойдётся уже в 500 рублей с человека.


Мы сели в катер и отплываем. По пути в деревню, мы немного побаивались оставлять машину просто так, но когда приехали - поняли, что тревожились напрасно. Половина деревни уставлена самыми различными иномарками с московскими и питерскими номерами. Кто как туристы, кто к батюшке на остров приехал. Ну а мы, как всегда сами по себе.


Берега Псковского озера тут полностью покрыты осокой, чтобы выплыть на озеро наша лодка лавирует по такой вот протоке-фарватеру.


Это средний остров - Талабанец. Он никогда не был жилым. Зато он является заповедником - на нём гнездятся самый различные виды местных птиц.


Остров Белова.


Но мы разворачиваемся, наш курс к острову Талабск, он же Залит.


Псковское озеро.


Причаливаем...


Камушки на берегу)))






Поскольку люди обитают тут уже несколько веков, встречаются и весьма старые постройки.




Есть хижины и поновее.


Это вот памятный знак старцу. Сама могила его расположена на кладбище.


Храм Св. Николая.










А вот и та самая пристань. Именно сюда и причаливала "Ракета".


Ну очень фотогеничный домик.


Еще одно старинное сооружение.


А вот тут уже чувствуется, что кто-то живёт. Относительно немаленький поток туристов, очевидно, заставляет местных жителей следить за своими домами, дабы не позориться.


Иногда встречается и такое вот. Стане дома полностью община железом. Рискну предположить, что для защиты зимой от ветра, может кто в курсе???


Да-да, и в такие цвета тут дома красят тоже!!!


Еще одна улочка.


А вот и край острова.


Качельки...


Час на острове пролетел незаметно. Нам пора обратно.


Снова входим в устье реки Толбицы.


И вот уже видна деревня. От неё до островов около 20 минут ходу. Масса впечатлений, оно стоит того, что бы туда съездить!!!

Параметры острова действительно крошечные. Его площадь составляет 0,07 квадратных километров. Но не смотря на маленькие размеры, остров Талабанец самый высокий в архипелаге. На его территории никто не проживает. Он официально считается необитаемым. В связи с этим остров пользуется огромной популярностью среди туристов. Многие приезжают сюда на все выходные с палатками, подальше от городской суеты. Это очень здорово почувствовать себя дикарем на острове, когда тебе никто не мешает отдыхать.

На Талабанце прекрасные живописные места и отличная рыбалка. Берега по кругу низкие и песчаные. Вода чистая и почти прозрачная. Кое-где произрастают небольшие кусты и деревья. Можно устроить гамак или расстелить полотенце, скрываясь от палящего солнца. Чем вам не рай?!

Остров Верхний

Остров Верхний, из трех существующих островов архипелага, по праву считается самым крупным. Его площадь составляет 0,85 квадратных километров.

Территорию занимает небольшая деревня Остров им. Белова. Именно в честь нее иногда и называют остров. Свое название деревня получила благодаря комиссару красных И.С. Белову. В населенном пункте проживает около 30 человек. В основном это пожилые люди, которые не хотят переезжать в город.

До ближайшего берега от острова несколько десяткой километров. Люди добираются на катерах, баржах и простых резиновых лодках.

Остров Верхний приятное место для отдыха. Деревня занимает не всю территорию земли. Есть и "дикие" места, куда часто приезжают туристы с палатками. Это очень здорово пожить на острове подальше от городской суеты.

Остров Пийрисар

Остров занимает площадь в 7,8 квадратных километров. От острова до Эстонии около трех километров, до русского берега почти шесть километров. На его территории находятся три деревни. Тоони, Пийри и Сааре занимают третью часть острова. Остальные места сильно заболочены и заросли кустарниками. Заиление часто случается и в районах пристани. Местным жителям приходится в ручную справляться с проблемой, ведь это единственная возможность связаться с большой землей. Несколько раз в неделю к острову пристает эстонский паром, который перевозит пассажиров и доставляет продукты.

Что касается истории острова, то его начали заселять еще в XVIII веке. Первопроходцами были старообрядцы, которые бежали от реформ патриарха Никона. Так они тут и остались на века. Сейчас в основном проживает русское население. Они прекрасно говорят как на родном, так и на эстонском языках. Занимаются рыбалкой и выращиванием овощей.

Остров Талабск

До революции 1917 года этот остров назывался Талабск. Сюда, по распоряжению большевистской партии, прибыли комиссар Белов и его сподвижник Ян Залит с миссией установления на острове советской власти, которых местные жители в силу политической безграмотности убили, утопив в озере. В дальнейшем Талабск получил имя Залита.

Приезжают сюда не только туристы, желающие отдохнуть от городской суеты и насладиться замечательными видами практически не тронутой цивилизацией природы, но и верующие со всей России, поскольку здесь расположена Церковь Николая Чудотворца. Точную дату постройки историки назвать затрудняются, но первые упоминания о храме относятся к середине 16 века. Здесь же проживает один из великих Псковских старцев - отец Николай, известный в миру как Николай Гурьянов, имеющий славу народного целителя. На этом таланты старца не заканчиваются - он обладает даром провидения и способен предсказывать будущее не только для заезжих мирян, но и для всей России.

Добраться до острова Залита можно из деревни Большая Толба на катере или моторной лодке по предварительной договоренности с местными жителями. Поездка в оба конца будет стоить от 300 до 500 рублей на человека.

Остров Верхний

В отличие от двух других островов, рыбацкие поселения здесь немногочисленны. Однако уединенная лесистая местность издревле привлекала сюда монахов, которые еще в 1470 году основали здесь мужской монастырь имени апостолов Петра и Павла. В 1703 году шведы практически полностью разрушили монастырь, однако уже к 1710 году он был полностью отстроен заново. В середине 18 века, с приходом к власти Екатерины Великой, вместо монастыря здесь открылась православная церковь.

Помимо памятников старины остров примечателен своим природным заповедником. Во время длительных перелетов здесь, у прибрежных зарослей тростника и камыша, останавливаются на отдых стаи диких уток и лебедей. Здешние воды богаты рыбой, а лучше всего ловятся лещи, окуни и плотва. Добраться на остров можно как на курсирующем по местности катере, так и на частных моторных лодках - многие местные жители подрабатывают именно на таких перевозках.

Остров Талабск

Не смотря на маленькую площадь острова, территорию занимают люди. Здесь находится одна единственная деревня под названием Остров-Залит. Она названа в честь комиссара красных Я. Залита. Одно время так официально называли и остров.

Население острова составляет примерно 150 жителей. В основном, конечно, это пожилые люди, которые не хотят покидать родные края. Так как остров находится в нескольких десятках километров от берега, то сельчане легко добираются до большой земли на катерах, баржах или простых резиновых лодках.

Деревня занимает на всю территорию острова. Остались еще не занятые места. Туда часто приезжают туристы. Отдыхающие разбивают палаточный лагерь и наслаждаются отдыхом подальше от городской суеты. С приличным запасом провизии здесь легко можно прожить и месяц. К тому же на острове живописные места и отличная рыбалка.

Остров уединения

Прогуливаясь по музею-заповеднику Михайловское в Пушкинских горах, нельзя не набрести на небольшой островок, который местные жители именуют не иначе как "Остров уединения".

На островке есть скамейка, расположившись на которой, можно поразмышлять о жизни или пофантазировать о тех далёких временах, когда по этому парку гулял один из лучших поэтов России - Александр Сергеевич Пушкин.

Музей-заповедник Михайловское был основан 17 марта 1922 года. Помимо превосходного парка, в Михайловском можно посетить музей «Мельница в деревне Бугрово» и Свято-Успенский монастырь.


Достопримечательности Пскова

Достопримечательности

Когда мы произносим - Псковская земля, у многих возникает стереотипная картина дремучих лесов или полей, где «только не сжата полоска одна...» и торчащих над всем этим задумчивых маковок церквей. Но псковичи осваивали также и водные угодья, о чем напоминают, например, Талабские острова на Псковском озере.

Часто забывают, что Псковщина ещё и край множества рек, речушек и болот, питаемых большим Псковско-Чудским озером. И это, знаете ли, объект немного сложнее большой пресноводной лужи. Обладающее развитой экосистемой, поддерживающее множество видов рыб и птиц, неудивительно, что быстро обросло кольцом , связанных с водными промыслами. Из сохранившихся названий (а это эст. Peipsi-Pihkva järv, нем. Peipussee) мы можем сделать вывод что, на владение им издавна претендовали разные народы. А сейчас берега, а также острова Псковского озера и Чудского, обжили Российская Федерация с Эстонией.

Псковско-Чудское озеро

Когда мы говорим об островах на Псковском озере, стоит помнить, что этот часть акватории Псковско-Чудского комплекса озёр. Кроме вынесенных в название Чудского и Псковского, сюда входит озеро Тёплое, вытянувшееся в узкую полосу между эстонским и российским берегами. Как и большинство озёр северной Европы, данный комплекс представляет собой реликт отступившего ледника. Реликтовое происхождение даёт учёным богатую пищу для исследований, в виде выходящих местами на поверхность девонских и силурийских пород. Конкретно историков больше занимают исследования Чудского озера, название которого происходит от обобщенного именования финно-угорских народов и древних эстов. А именно, случившийся на нём религиозный диспут между Тевтонским Орденом и князем Новгородским Александром Ярославичем. И археологические находки с места сей значимой баталии, всё ещё ждут своих первооткрывателей.

Остров Талабск

Талабск представляет из себя остров на Псковском озере , самый восточный из трёх, входящих в одноимённый небольшой архипелаг. Также иногда применяется название - остров им. Залита, данное советской властью в честь комиссара Яна Залита. Из-за своего удачного расположения посреди богатого рыбой и птицей водоёма, острова быстро обживаются людьми, первые рыбаков предлагают отнести к X веку. Хотя площадь его территории составляет всего 0,62 км², этот клочок суши не может пожаловаться на лишённую событий . Здесь в 1581 году размещался отряд стрельцов, пытавшийся по воде пройти на помощь осаждённому Пскову, пользуясь отсутствием флота у поляков. А год 1587 отмечен такой записью в летописных книгах - «дворовое пустое место подошло под церковку». И этими словами начинается история Николая Чудотворца, и по сей день стоящей на острове. Она пережила нападение шведов, перестройки в белокаменный храм, а также эпидемию холеры на острове, по преданию остановленную найденной на чердаке одного из посадских людей Божьей Матери «Одигитрия», почитающейся чудотворной. А после кратковременного закрытия в 1939 храм возобновил богослужения в 1947.

Остров Верхний

Верхний - второй по величине остров на Псковском озере . Из-за густого леса, покрывающего остров, здесь никогда не было значительных размеров постоянного . Известно, что в 1470 году, именно благодаря «дикости» здешней , псковскими монахами тут основан мужской монастырь, в честь первоапостолов Петра и Павла. И несмотря на многие испытания, такие как разрушение монастыря шведами во время Северной войны, или закрытия прихода в рамках антирелигиозной политики в 1920-е годы, каменная церковь функционирует до сих пор. В те же 20-е остров обретает и своё альтернативное название - остров имени Белова. Хотя и следует признать, что для постоянно проживающих на острове 28 человек (по данным на 2010й год) храм может показаться излишеством, в летний период на остро стекаются как паломники, так и просто отдыхающие. К тому же, в середине XIX века население архипелага достигало 2000 человек. Сейчас острова утратили своё экономическое значение, но зато отлично вписываются в зону рекреации, распространённую на всё побережье. Чему способствует низкая экологическая нагрузка на водоём.

July 22nd, 2016

Талабские острова - группа из трёх островков в Псковском озере к северу от места впадения реки Великой. Иногда их называют «Псковской Исландией», много общего имеют они с далёкими северными островами. Там свой особый климат во всех смыслах - как географическом, так и человеческом, там и обособленность сознания, характерный островной менталитет, там свои приметы и поверья, вплоть до «скрытого народа», там и своя священная рыба: у исландцев это кит, а у талабов, как и у их южных материковых соседей-сетуков, это… снеток.


Добираться до них и сложно и не сложно. Более легкий вариант, на машине нужно доехать до д. Большая Толба, оттуда на на маршрутном катере до островов. У катера имеется расписание и ходит он не каждый день. Ещё легче сразу во Пскове заказать акватакси. Я добирался более сложным путем. Сев на маршрутный автобус 142 (идет 2 раза в день) во Пскове, доехал до д. Большая Толба. Катера не ходили, договоривался с рыбаками, которые идут на нужный мне остров (типа аквастоп).

На фото, у впадения реки Толбы в озеро провожают путников старые электрические столбы с иконами, благословляющие "по морю плавающих".

Крохотный остров Залита на Псковском озере - часть Талабского архипелага - известен всему миру. Прославился он благодаря святой жизни старца протоиерея Николая Гурьянова, жившего на этом острове более 50 лет и служившего в храме св. Николая. Его называли «живым святым». Затворник с Залита предрек освобождение России от коммунизма, канонизацию царя, гибель атомных лодок "Комсомолец" и "Курск". Об особом духовном зрении батюшки - так его называли на острове - слагают легенды. По фотографиям он отыскивал без вести пропавших людей, вызволял из бандитского плена заложников, излечивал неизлечимо больных, уберегал от напастей.
На фото, перед храмом раскинулся Царский сад. По легенде Александр I прислал со своими подчиненными росток дуба,росток посадили Традиция укоренилась Последним кто посадил дерево был владыка Арсений в 1907 году. Так и появился на о.Залит Царский сад. В основном он состоял из каштанов и лип.

Репутация чудотворца к нему пришла тогда, когда старца отыскал спасшийся с атомной подлодки "Комсомолец" Игорь Столяров. Спустя годы невесть как уцелевший в страшной аварии моряк из Сибири приехал на Залиту. И сразу узнал в отце Николае того самого старца, что явился ему тогда, когда выбравшийся из трюма моряк терял сознание в ледяных водах Атлантики. Седобородый старик назвался протоиереем Николаем и сказал: "Плыви, я молюсь за тебя, спасешься". И исчез. Откуда-то появилось бревно, вскоре подоспела береговая охрана и спасатели".

Остров растянулся в длинну на 1.5 км и в ширину достигает 600 м. Если раньше на Залите проживало несколько тысяч человек,то сейчас постоянных жителей около 200 и летом благодаря дачникам начеление увеличивается до 1000 человек. По выходным многолюдно из за паломников. На сегодняшний день остров Залит своим необычным укладом привлекает все больше туристов. Культовое место среди паломников - могила отца Николая. 93-летний старец - протоиерей Николай Гурьянов скончался 24 августа 2002 года на острове Залита в Псковском озере.

Здешняя экзотика острова состоит ещё и в том, что, шагая по улице, можно увидеть до боли знакомые (по «ящику»!) лица. Не говоря уже о том, что эти места давно облюбовал знаменитый на всю Россию художник Пётр Оссовский, купил здесь дом заслуженный художник России Анатолий Кулинич, его коллега Сергей Смилга, а также прима Мариинского театра (СПб) Ольга Стронская и отечественная «Бони Тайлер» - Ольга Кормухина. На Залит несколько раз приезжала Людмила Путина. Видели тут и Валентину Толкунову, Нину Русланову. Навещал остров бывший всероссийский прокурор Валентин Устинов. Из других государственных деятелей не единожды светилась тут и Любовь Слизка.

В былые времена остров Залита выглядел аккуратно подстриженным, как дачная лужайка. А все потому, что «газонокосилками» работали коровы. Двести голов сжевывали траву. Сейчас коров нет,прибрежные воды заболочиваются и экология нарушается.

Вид с острова Залит на самый маленький Талабенец и за ним о. имени Белова.

Острова были заселены давно и носили имена Талабск (Залит), Талабенец и Верхний (им. Белова). Отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем в легенде-былине «Антихрист»: «С Талабских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов править».

В годы революции население разделилось на белых и красных. Представители советской власти под предводителем Ивана Залиты оказались в меньшинстве и прибывший на подмогу отряд белых разбил большевиков, а самых рьяных революционеров связали и утопили в озере. Когда советская власть установилась на островах окончательно, в наказание жителям, острова были переименованы в честь революционеров И. Залиту и И. Белов

Памятник революционерам на острове.

Деревенска улица.

Клуб с памятником Ильичу.

Крест в честь Талабского полка. Надпист на кресте: "Воинам Талабского полка и всем погибшим за Бога,Царя и Отечество в Гражданскую войну 1918-1920г". Сначала батальон,а потом и полк был сформирован из рыбаков архипелага недовольных большевиками и вступившими в "белую" северо-западную армию Юденича.

В 1854 г. выстроена каменная часовня в честь святителя Николая в память чуда от образа святого, бывшего во время пожара 6 июля 1853 г. Часовенка воздвигнута была для «неугасимого горения елея».

Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 г. в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла преп. Досифеем Верхнеостровским, память 8/21 октября (в 1584 г. обитель была приписана к Псково-Печерскому монастырю, а в 1764 г. — упразднена, храм же превращен в приходскую церковь). Вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты.

В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы — неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений. Здесь настоятелем храма и служил отец Николай.

Дух рыбацкий чувствуется даже в храме, вместо коврика для ног- сети. Кстати, колокол Никольской церкви на острове Талабск служит звуковым мая-ком для рыбаков, находящихся на озере при сильном тумане или снегопаде.

Крест установлен в честь служения старца протоиерея Николая Гурьянова.

Летом многолюдно на острове.

Памятник войнам ВОВ.

Могила старца Николая.

Вход на кладбище

Всегда можно купить свежокопченого леща щуки или судака.

На острове чисто,каждый двор утопает в цветах.

Есть школа,девятилетка. В прошлом году на 1-ое сентября пришли 8 ребят.

Книжки с библиотеки.

Заглянул в магазин в надежде увидеть "шаром покати". Но, ассортимент позволяет и выпить и закусить. Тут же при магазине пекут свой хлеб,булочки. Считают по старинке,на счетах.

Коптильный цех какого то частника.

Главным - и единственным - занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу - знаменитый псковский снеток - отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора.

Александровский посад-так стали называть Талабские острова при Александре I в плоть до 1917 года. О колхозе-миллионере, с третью всего вылова на Псково-Чудском водоеме, писали в газетах и снимали документальные фильмы.Кадры хроники - блестящее переливающееся рыбное море в озерных сетях.

У островитян есть свои секреты. Точнее, они не назовут их секретами, но в речи их, если слушать внимательно, время от времени появляются странные упоминания про «них». Для современных исландцев «они» - huldufolk (сокрытый народец) - нечто само собой разумеющееся, об этом много не говорят, но упоминать - не стесняются. Здесь же, на Талабах, с чужими говорить о «них» не принято. Тем не менее, уважение к ним у островитян в крови. Ещё менее ста лет назад люди жили здесь по Укладу, где-то он был записан, но все знали его как свод негласных правил: как ставить дом, чего нельзя делать и, в частности, как спрашивать разрешение…

Зимой когда замерзает озеро,сообщение с материком упрощается. По льду на санях или на машине.

Когда-то на островах в советское время были крепкие рыбные хозяйства, колхоз считался миллионером, ходили на железных сейнерах, ловили вдоволь снетка, сейчас же рыбы стало мало, колхозы развалились, большинству рыбаков делать нечего. Но до сих пор есть тут несколько преуспевающих частников: дружат они с сокрытым народом, уважают его, на озеро за рыбой выходят странным курсом,что-то делают недолго у Талабéнца(самого маленького острова), но никто, кроме них и их детей, не знает, что они там делают.

А я простояв час у пристани и найдя нужную лодку, отправился на остров имени Белого.

Остров Залит на Псковском озере можно обойти по периметру за час. Крохотный участок суши почти полвека был пристанищем старца Николая Гурьянова. Домик в одно окошко осаждали тысячи паломников. Нередко к батюшке Николаю их отправляли другие известные старцы. Так, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал: «Езжайте к отцу Николаю. Он видит всё - от земли до неба»

«Без креста нельзя!»

Сам старец Николай Гурьянов говорил: «Меня не станет, приезжайте на могилку. Я вам ещё больше помогать буду». Скоро 9 лет, как батюшка преставился, а люди продолжают ехать на остров.

С отцом Николаем я встречался в конце 90-х годов. У меня, 17-летнего, были проблемы со здоровьем, - рассказывает паломник Андрей из Пскова. - Батюшка потаскал меня за чуб, и я про болячки забыл. На могилку приехал помолиться о жене и детях.

Паломников батюшка часто шлёпал: по щеке, по лбу. «А меня по носу, - рассказывает Елена. - Сначала не поняла, а потом заметила, что опухоль в носу, от которой я страдала, исчезла. Я приехала на остров в середине 90-х гг. Стояла у домика батюшки вместе с другими паломниками. Старец появился и начал помазывать паломников иерусалимским маслицем, которое ему передавали со Святой Земли духовные чада. Вместо кисточки батюшка использовал обыкновенную канцелярскую скрепку. Я ждала своей очереди и думала: «Какой батюшка старенький. Помрёт ведь скоро». Вдруг он повернулся в мою сторону и сказал: «Да поживу ещё. Поживу». Я опешила. Потом перестала удивляться, что батюшка читает мысли, отвечает на вопросы, которые паломник и произнести не успел. Остров Залит стал для меня самым желанным местом на земле. Я переехала сюда жить из Петербурга».

Ёще одна петербурженка, Людмила, по благословению старца купила на Залите домик. Она вспоминает: «При первой встрече батюшка направился ко мне с вытянутой вперёд рукой и ткнул в грудь: «А где же крестик?!» Я удивилась, как он смог разглядеть, что крестика нет, ведь на мне был свитер и застёгнутая куртка. Крестика не было, потому что в поезде цепочка порвалась. Батюшка достал свой крестик: «Вот видишь, у меня на верёвочке. И ты так сделай. Без креста нельзя!»

На острове есть дом певицы Ольги Кормухиной. Известность пришла к Ольге в конце 80-х гг., а в середине 90-х гг. она практически исчезла с эстрады. «Я задумывалась об уходе в монастырь. За благословением поехала к старцу Николаю», - рассказала она корреспонденту «АиФ». Однако батюшка предрёк певице замужество. Через год на ступеньках одного из московских храмов Ольга познакомилась с музыкантом Алексеем Беловым, лидером группы «Парк Горького». В апреле 1999 г. они обвенчались, а в мае 2000-го Ольга стала мамой: «Когда я просила благословения у старца на монашество, призналась - единственное моё искушение, что не стала матерью. Он ответил: «Не будет у тебя детей». Я понимала, что мне это дано в наказание. И не обижалась. Но страшно расплакалась. И тогда он стал молиться. Я видела, как у него дрожали руки, - какое это было переживание за меня! А потом вдруг повернулся и сказал: «Но Господь сделает всё, как ты хочешь». Отец Николай напутствовал, чтобы крестили ребёнка на второй день после возвращения из роддома. Если мальчик - назвать Анатолием, а девочку - Анатолией. Ольга понесла дочку в церковь и ахнула: в святцах значился день св. Анатолия.

На острове корреспондент «АиФ» встретился с москвичкой, мамой пятерых ребятишек. В конце 90-х гг. она с мужем приехала к батюшке за помощью. Обоим супругам было меньше 30 лет, с точки зрения медицины абсолютно здоровы, а детей Бог не давал. Отец Николай прикрикнул на пару: «Чтобы завтра же был ребёнок!» И ровно через 9 месяцев появился первенец. «А про капитана вы знаете? - спросили меня местные жители. История началась 25 лет назад. К батюшке приезжала верующая женщина из Одессы. Зинаида переживала, что её муж, капитан дальнего плавания, невоцерковлённый человек. Она уговаривала Владимира повидаться с батюшкой. Наконец приехали они на Залит вместе. Капитан, как только увидел батюшку, неожиданно упал на колени и пополз к нему. Потом старец повёл его в храм, где они разговаривали несколько часов. Вскоре батюшка обвенчал супругов. Они приезжают на Залит каждый год, ждём их и в этом».

Паломница у домика батюшки, где старец прожил более 40 лет
У батюшкиной калитки можно было встретить людей разных возрастов, профессий и званий: уборщицу, банкира, генерала, семинариста, политика. Местные жители в разговоре с корреспондентом «АиФ» называли фамилии очень влиятельных людей, которые пытались попасть к старцу. Но деньги и власть ничего не значили для батюшки. Он был редким бессребреником. Ходил в выцветшем, заплатанном подряснике. Всё, что ему дарили, сразу же старался передавать другим. Со всеми был одинаково прост в общении, но не все получали его благословение. Некоторым говорил: «Посмотрели на дурака. И идите с Богом!» А бывало, выходил к толпе и как побежит, словно полетит по воздуху. Запыхавшись, паломники догоняли старца у храма, а он: «Вы бы в храм так каждый день бегали, как за мной сейчас!» И часто повторял: «Кому Церковь - не мать, тому Бог - не отец».

«Наш гостёк!»

На острове в храме св. Николая Чудотворца батюшка начал служить в 1958 г. Так сбылось предсказание, которое старец услышал ещё в юности. Родился батюшка 24 мая (по старому стилю) 1909 г. здесь же, на Псковщине, в селе Чудские Заходы, недалеко от места, где св. Александр Невский одержал победу в Ледовом побоище. В 20-е гг. местный приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), ныне прославленный Церковью в лике новомучеников и исповедников российских. Отец Николай вспоминал: «Я мальчишкой ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: «Какой ты счастливый, что с Господом...» Семья будущего старца была верующей, сам он с 5 лет помогал прислуживать в храме. В 14 лет Николай Гурьянов впервые оказался на Залите, где у него произошла встреча с блаженным Михаилом. Островитяне почитали Михаила за прозорливца. Увидев мальчика, блаженный воскликнул: «Наш гостёк! Наш!» А через десятки лет, когда Николай Гурьянов был уже в сане священника и приехал за советом в Псково-Печорский монастырь, старец иеросхимонах Симеон (Желнин) произнёс: «В Талабск! В Талабск! В Талабск!» (До революции о. Залит назывался Талабск, советская власть переименовала его в честь революционера Яна Залита. - Ред.)

«За любовь!»

Талабчане добывали знаменитую на всю Россию рыбу снеток, которую поставляли в Москву, Ригу, Варшаву и даже к императорскому двору. В 1790 г. на народные деньги здесь построили каменную Никольскую церковь. Затем на острове появилось ещё три часовни. Храм да часовни - единственное, что уцелело, когда во время войны фашисты подожгли остров. Талабск стал пустыней - ни деревца, ни кустика. Всех жителей угнали в рабство. После победы те, кто уцелел, возвращались домой и начинали строиться на пепелище. Когда батюшка прибыл на Залит, дома там уже стояли, а вот деревьев по-прежнему не было. И отец Николай взялся за озеленение острова. Для поливки саженцев носил из озера по 100 вёдер воды в день. Главной помощницей батюшки была его мама. Матушка Екатерина Стефановна рано овдовела, одна растила четверых сыновей. Три брата старца погибли на войне. «А батюшка в эти суровые годы принял священнический сан. До этого Николай Гурьянов прошёл тюрьмы и лагерь, где вместе с другими арестантами прокладывал железную дорогу на Воркуту», - рассказала «АиФ» Людмила Азаркина. Последние семь лет она собирала документальные свидетельства о судьбе батюшки, которые вошли в книгу «Служитель Божий». На имя Людмилы уже после кончины отца Николая пришло архивное свидетельство о том, что батюшка был реабилитирован. «Батюшка попал в тюрьму в 30-х гг., будучи молодым человеком двадцати с небольшим лет. Причина - не скрывал веры, выступал против закрытия храмов, - рассказывает Людмила. - О лагерном периоде он говорил скупо. Духовные чада старца вспоминают такой рассказ батюшки: «Идёшь узкой тропинкой по снегу. Повсюду трупы заключённых. Кто-то ещё жив. Тянут руки: «Хлеба, хлеба...» А хлеба-то нет. Кормили нас похлёбкой с червями». Однажды группе заключённых пришлось день простоять по пояс в реке, которую уже начала стягивать ледяная корка. Все, кроме Николая Гурьянова, погибли.

Батюшка говорил, что в лютый мороз, когда не было ни обуви, ни варежек, его всегда согревала молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Когда пришло время батюшкиного освобождения, его выставили за ворота лагеря. Кругом полярная ночь и бескрайняя тундра. А он измождён до такой степени, что на ногах еле стоял. С Божьей помощью Николай Гурьянов, где пешком, где на поезде, добрался в родные края. Батюшка не роптал. Часто повторял: «Не забывай никогда, даже в самые тёмные дни твоей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждёт этого и пошлёт тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда и ни в чём не нуждается».

Эти слова, записанные батюшкой, и сейчас можно увидеть в его домике. Вход свободный. Каждый может посмотреть на обстановку, которая окружала старца на острове почти полвека. Когда однажды батюшку спросили, за что он сидел в тюрьме, то услышали: «За любовь, мои драгоценные! За любовь!»

На могилке батюшки горит неугасимая лампадка. Рядом лежит кисточка, чтобы можно было помазаться маслицем из лампадки

Ушёл домой

Люди приезжали к батюшке с израненными сердцем и душой, а уезжали домой окрылёнными. Как-то на вопрос, чего нам всем не хватает больше всего, батюшка ответил: «Любвеобильности». Старец проявлял любовь ко всему живому. Во дворе его дома постоянно жило и кормилось около сотни голубей. Сегодня много голубей слетается на могилку старца. Их подкармливают и местные жители, и паломники. Здесь корреспондент «АиФ» встретила духовное чадо отца Николая - паломницу Марину. Она рассказала: «Я ездила к батюшке из Тюменской области с середины 90-х гг. по 3-4 раза в год. В первую встречу он сразу назвал меня по имени, рассказал моё прошлое и приоткрыл будущее. Приехала я на каблуках, накрашенная. Но батюшка не посмотрел на внешность. На острове мне дали косыночку, галоши. Старец взял свою фотографию, где он рядом с храмом стоит, и этой фотографией мне по лбу: «Теперь у тебя в голове храмик». Я у батюшки исповедалась, причастилась. На острове испытала невероятное состояние безмятежности и счастья. Такая вдруг лёгкость пришла, что в 40 лет захотелось петь, прыгать, бегать. Как в детстве».

Уже здесь, на земле, Бог открыл старцу, какие они - ад и рай. Рассказывает схимонахиня Варсонофия (Александра Танаева): «Это было в моей мирской жизни, я приезжала из Москвы на остров помогать батюшке в храме. Однажды он говорит: «Сашок, а я в раю побывал!» - «Как, батюшка?» - «Пришли два парня, молодые, высокие, красивые, подхватили меня, и я очутился в раю. Такая красота, такое пение, это не передать, нужно самим видеть и слышать!» В келье батюшки висит картина Страшного суда, он часто подводил к ней посетителей и, показывая на рай, говорил: «Нам с тобой обязательно надо сюда попасть». И показывал на ад: «Но только не сюда». Эти простые слова производили на людей сильнейшее впечатление.

Паломников батюшка принимал до последних дней. Он отошёл ко Господу 24 августа 2002 года, на 94-м году земной жизни. По рассказам очевидцев, во время отпевания отца Николая остров окутал белый густой туман. И присущая этому месту тишина стала ещё прон-зительнее. «Здесь, на земле, мы только гости. А дом наш там, на Небе», - говорил старец.

Мнение экспертов

Павел Флоренский

Профессор, сопредседатель Рабочей группы по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви при Богословской комиссии Московского патриархата:

«Наша комиссия изучает физические явления: мироточение, самовозобновление икон и другие, которые можно исследовать методами науки. Случаями чудесного исцеления, как душевного, так и телесного, занимаются священники, а не мы, учёные. Здесь нет конкретного вещества, которое можно было бы подвергнуть анализу. Чудеса, связанные с душой, - великая, интимная тайна между человеком и Богом. Мой дед, священник Павел Флоренский, говорил: «Чудо - это то место, где мир горний соприкоснулся с миром нашим - дольним». Для этого человек должен потрудиться на ниве добрых дел и молитвы. Не бывает духовной халявы - когда человек не стремится вести праведный образ жизни, а с ним по молитвам старца будут происходить чудеса. Духовная сфера - не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое».

Игумен Мелетий
Помощник ректора Московской духовной академии

«Традиция ездить к старцу за советом насчитывает столетия. До революции у старцев перебывала половина России. Например, в Оптину пустынь не раз приезжали Гоголь, Достоевский, Толстой. Родная сестра Толстого была инокиней Шамординского монастыря, основанного преп. Амвросием Оптинским. Философ Константин Леонтьев был пострижен в монахи в Оптиной пустыни. Гоголь говорил: «Я пошёл к старцу Макарию одним человеком, а вышел другим». Главный критерий для определения истинного старца - это праведная жизнь и плоды этой жизни, которые рождаются после общения со старцем: мир в душе и любовь к Богу и людям».