Один из популярных способов поездки по Сицилии - на арендованной машине. Так как оставляет желать лучшего в силу своей непунктуальности, то если у вас насыщенная программа, аренда машины станет необходимостью. Но по самой Катании на машине лучше не ездить - чудовищный траффик, иногда пешком добираться быстрее, чем на машине. Безумные мотоциклисты и водители скутеров норовят пролезть впритирку к машине, обгоняют и создают хаос. И, как всегда, проблемы с .

Важно только помнить, что туристов на Сицилии часто обворовывают. В частности, грабят машины - чистые арендованные автомобили туристов выделяются на фоне местных грязноватых и часто помятых машин. Так что при езде по городу перед вами может выскочить скутер, и как вы затормозите, воры откроют дверь и вытащат из салона или вырвут из рук сумки. Особенно много воров на улице Via Plebiscito.

Аренда машины на Сицилии, в Катании

Дешевле всего арендовать машину в аэропорту Катании, где стоимость аренды начинается от 25 € за день. Арендовать можно и в городе, благо стоит всего 1 евро. Но экономия на парковке обернется более высокими ценами на арендованную машину. Если цена принципиально, то смотрите среди GoldCar и Locauto. Среди других компаний - Sicily by car, Fire Fly. Более дорогие - известные SIXT, Avis, Europcar.

При аренде машине необходимо иметь кредитную карту, на которой будут блокировать залоговый депозит. Как правило, в базовый пакет аренды уже входит страховка на случай аварии и украденной машины, но доплатив некоторую сумму, вы можете полностью убрать франшизу (сумму, которую вам самим придется внести при аварии, выше которой все остальное покрывает страховка). Навигационная система обойдется около 10 € в день, так что лучше иметь свой навигатор или хотя бы смартфон с установленной программой-навигатором. Для детей обязательно детское кресло (еще около 10 € в день).

Езда на машине на Сицилии по-итальянски хаотичная, нередка парковка «по звуку». Вряд ли вас это удивит после московской езды, но если вы привыкли к размеренной езде по правилам, лучше себя обезопасить дополнительной страховкой.

Платные дороги на Сицилии:

Помните, что дорога от Катании до Мессины и от Мессины до Палермо - !!!

  • шоссе A18 - (3.70 €)
  • шоссе A20 - (11.30 €).

Расстояние в км от Катании до других городов Сицилии:

Agrigento
Caltagirone
Caltanissetta
Cefalu’
Enna
Marsala

Milazzo
168
69
110
182
85
333
94
129
209
Piazza Armerina
Ragusa
Sciacca
Segesta
Selinunte


Tindari
Trapani
94
104
233
285
269
60
51
149
317

Офисы аренды машин на Катании

Компания Адрес Телефон

Alfa Service

Via Pietro Toselli, 25 095 536 024
Auto e Moto Service Аэропорт 095 281 161
Autonoleggio Locauto Аэропорт 095 346 893
Chauffeur Service Аэропорт 338 7844906
Autoservizi Russo Via Etnea, 736 inter.7 095 505 398
Avis Via G. Gozzano, 53 095 373 909
Avis Autonoleggio Spa Аэропорт 095 340 500
Green Motion (Аэропорт) Via Fontanarossa 20 095 7232063
Easy terra http://www.easyterra.it/ 800 124 836
Europ Rent A Car Аэропорт 095 7231 232
Europcar Аэропорт 095 348 125
Happy car http://www.happy-car.it/ 0800 581442
Hertz Italiana S.p.a. Aeroporto 095 341 595
Hertz Italiana S.p.a. Via Matteo Renato Imbriani, 248 095 501708
Hertz Italiana S.p.a. Via Brucoli, 15 095 7231744
Holiday Car Rental Аэропорт 095 346 769
Hollywood Rent A Car Via L. Sturzo, 238 095 530 594

На самом деле ничего особенно страшного в поездке на машине по Сицилии нет. Если вы ещё не определились, стоит ли брать машину или нет, прочитайте . Также мы рекомендуем, непосредственно при аренде и как выбрать прокат авто на Сицилии, чтобы избежать плохих сюрпризов.

А если железный конь уже забронирован и вам не терпится совершить путешествие по Сицилии на машине, то вот несколько моментов, которые дадут понятие о местном стиле вождения:

1 Когда едут на красный свет светофора?
Запрещающий красный свет светофора бывает разный. Как это понимать? Конечно, по правилам нужно всегда ждать, когда погаснет красный свет и двигаться после. Но на Сицилии вы можете увидеть не только, как водители едут на красный свет, но и сигналят вам сзади, когда вы стоите на красный. Это часто происходит на так называемых пешеходных светофорах: когда пешеход на оживлённой улице нажал кнопку и для него специально загорелся зелёный, то водитель, увидевший, что этот пешеход уже перешёл дорогу и других людей на пути нет, часто тронется, не дожидаясь пару минут, пока переключится на зелёный. Естественно, это касается только пешеходных светофоров и ни в коем случае не перекрёстков.

2 Парковка
Общее правило такое: на синих линиях парковка платная, на белых – бесплатная, и на жёлтых – невозможная (для инвалидов и особых групп). Но в каждом городе будут свои правила. Например, белые линии в центре Джардини Наксос – только для резидентов. При парковке на линиях следует всегда искать рядом знак о правилах стоянки и его понять. Цена ошибки, как и опоздания, если вы припарковались на синих платных линиях, в среднем – 40 евро.

3 Парковочная мафия
Иногда вам могут попасться беззубые странного вида дядьки, крутящие вам перед машиной руками вроде как для помощи при
парковке. Они будут ожидать мелкие деньги (1 евро) за свои «услуги». Лучше избегать встречи с такими или заплатить, если всё же оставляете машину «под их надзором», а то можете найти машину поцарапанной или с пробитым колесом.

4 На Сицилии иногда воруют машины
Это случается иногда и чаще в определённых районах города. Так как вы, как турист, не сможете сразу понять, такой это район или нет, то лучше искать закрытую парковку или хотя бы центральную площадь/улицу (не улочки и подворотни). В своём отеле или хозяев квартиры или дома, который снимаете, поинтересуйтесь, где лучше оставлять машину. В больших городах есть смысл в закрытых круглосуточных платных парковках (в центре Катании, например, таких 3). Чаще всего воруют Фиаты, Смарты и мотоциклы. Общее правило такое: на синих линиях парковка платная, на белых – бесплатная, и на жёлтых – невозможная (для инвалидов и особых групп). Но в каждом городе будут свои правила. Например, белые линии в центре Джардини Наксос – только для резидентов. При парковке на линиях следует всегда искать рядом знак о правилах стоянки и его понять. Цена ошибки, как и опоздания, если вы припарковались на синих платных линиях, в среднем – 40 евро.

5 Автострады
Автострады на Сицилии хорошие, дорога Катания – Палермо близка к идеальной и даже бесплатна на всём протяжении. Если вам хочется сэкономить на платной дороге и проехать по второстепенной, гоните эту мысль: чаще всего вы проездите больше бензина и потратите кучу времени. При прочих равных всегда выбирайте автостраду. Самый дорогой участок автострады на Сицилии – Мессина – Палермо (вдоль северного побережья), но и тут точно не стоит искать «козьи тропки».

6 ПДД на Сицилии
Правила, конечно, есть, и сдать экзамен на права ничуть не легче, чем у нас. Даже тяжелее, так как блата и «платных» прав практически нет. Но у вас будет ощущение, что половина из водителей даже не открывало книжки. Также вы вряд ли найдёте, например, знак главной дороги. Руководствуйтесь правилами, которые знаете, а также здравым смыслом.

7 Самое главное!
Вождение на Сицилии отличается от привычного вам, но всё возможно! Чтобы минимизировать риски неприятных последствий, соблюдайте два основных правила: соблюдайте скоростной режим и будьте предсказуемы, а сицилийцы под вас подстроятся!

Завершилось мое четвертое путешествие по Италии — на этот раз я осматривал только один регион — но зато какой — СИЦИЛИЯ — это самый большой регион Италии. И путешествие получилось самым большим по продолжительности — 29 дней и было совершено без знания иностранных языков и только благодаря моей тщательной подготовке!

Можно сказать, что все эти дни я потихоньку и никуда не спеша, складывал разноцветную сицилийскую мозаику, которая оказалась на редкость красочной. В итоге Сицилия заблестела самыми ярками красками — это и лазурный и синий цвет морей, которые ее омывают со всех сторон, — это — черный цвет — цвет ее вулканов и лавы, на которой стоят многие сицилийские города, — это — и белый — цвет — ее белоснежных пляжей, золотой цвет — в ее византийских мозаиках, зеленый цвет- ее субтропическая растительность — кактусы, кипарисы и пальмы, красный цвет — это буйство ее цветов (столько красного я не видел нигде в Италии), бордовый цвет — это цвет ее знаменитых вин — Неро Дьяволо и крепленных Марсала и так далее…

Все цвета сплелись в единую картинку и получилась незабываемая Сицилии!

Сицилийская мозаика так же сложилась из множества компонентов, ни один из которых я не хотел упустить — это ее достопримечательности. Были осмотрены более тридцати городов и городков (от ее столиц, таких как Палермо и Катания — до древних и очень маленьких-таких как — Эриче (в котором проживает сейчас всего 500 человек), я увидел десятки византийских, арабских, норманских замков и крепостей, огромное количество выдающихся соборов и скромных церквей, античные древнегреческие храмы (которые сохранились лучше, чем в самой Греции), древнеримские виллы и укрепления, поднялся на два действующих вулкана (Этна и Вулкано), находился по горам и скалам и почти каждый день — купался и загорал на пляжах Тирренского, Ионического и Средиземных морей, посетил несколько природных парков. Все основные достопримечательности этого самого большого острова в Средиземном море были осмотрены! Поэтому теперь я могу твердо сказать, что я сложил сицилийскую мозаику!

Решение о поездке на Сицилию было принято летом 2014 года, после третьего путешествия по Италии — было решено посвятить следующую поездку — Южной Италии и сначала у меня были наполеоновские планы — осмотреть за месяц всю Южную Италию (Калабрию, Апулию и Базиликату) вместе с Сицилией. Выделив на эти две части по две недели. Однако начав подготовку, я понял, что не укладываюсь в две недели — ни по Южной Италии, ни по Сицилии. Я решил не мучиться и сделать две поездки по месяцу. На это лето — была Сицилия. А следущее лето будет посвящено уже южной Италии.

Я уже отмечал, что Италию невозможно охватить за один — два или три раза — надо терпеливо и никуда не спеша осматривать от одного до трех регионов этой страны. Меня это не напрягает — так как, Италия моя любимая страна в Европе.

Сицилию, вообще по ее масшатабам в Европе, можно рассматривать как отдельную страну. По населению (более 5 миллионов жителей), например она больше таких стран, как Хорватия и Словакия, по территории почти равна Бельгии.

Хотя я бы не стал Сицилию отделять от остальной Италии. Сицилия — это Южная Италия и особых различий в образе жизни, в население я не нашел — по сравнению, например с регионом Кампания (Неаполь)- а вот достопримечательности -это конечно разные!

Вот, что написал Гёте в 1787 году после своей поездки о Сицилии — «Италия без Сицилии, не оставляет в душе никакого образа — только здесь ключ к целому».

Свое путешествие, я планировал под себя и по своей любимой и давно проверенной схеме (которая приносит мне удовольствие от путешествий) — это совмещение культурного отдыха (осмотр достопримечательностей) и пляжный отдых (обязательно на теплом море) и Сицилия в этом отношении подходит просто безукоризненно.

По количеству достопримечательностей, объявленных ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества, в Сицилии их десять, она обгоняет такие туристические страны, как Австрия и Венгрия.

Так, что проблем, чем себя занять на Сицилии не существует.

Хотелось бы еще развеять два мифа, сложившихся о Сицилии.

Первый миф — то, что летом (в июле и августе) невозможно жарко! Это не так, погода все дни была солнечной, я забыл, что такое тучи. Но температура была очень комфортная. Я могу ее смело сравнить с погодой в Крыму — точно такая же — 26-30 градусов. Только наверное более сухая и более ветренная. А море естественно всегда теплое (24-26 градусов) и в отличие от Крыма без медуз (я не видел ни одной).

Поэтому не бойтесь ехать — в Италию -летом, ведь летом у вас будет одно из главных преимуществ — это шикарное и теплое море. Ведь так прекрасно, когда устанешь и находишься по достопримечательностям - нырнуть в море и поплавать по волнам, вся усталость пропадает моментально!

Второй миф — что Сицилию невозможно осмотреть используя только общественный транспорт — это не так. Я проехал всю Сицилию — используя только общественный транспорт (автобусы и региональные поезда). Когда вы путешествуете один или вдвоем -это будет и бюджетнее, чем брать автомобиль, а если втроем и вчетвером — то тогда наверное уже бюджетнее будет авто. Правда с общественным транспортом трудно разобраться- много автобусных компаний различных фирм, разные вокзалы, остановки, кассы- но я в конечном итоге разобрался и всю инфо выставлю в ближайшее время в «Советах» на этом сайте.

Теперь давайте перейдем, наконец — к самым красивым местам и городам , которые я увидел (пытался все вложить в один отчет- но это тоже не реально — поэтому их будет два) и также, я советую, у кого отпуск всего 14 дней — выделять два отпуска на Сицилию- это будет самым оптимальным и разбить поездку на две части — Восточную и Западную Сицилию. Поэтому сейчас пройдемся только по ВОСТОЧНОЙ Сицилии, по ее побережью, которое омывается Ионическим морем.

15 июля я приземлился около 13 часов в Катании , которая и является столицей Восточной Сицилии и вторым городом на острове по значимости, уступая только Палермо.

По каждому городу будет в дальнейшем отдельный отчет, а пока отмечу, что Катания становилась добычей многих империй в течении всей своей истории от греков до римлян, от арабов до норманнов и испанцев. Однако самый страшный враг Катании находится прямо под ее боком — это вулкан Этна, который уничтожал город несколько раз, последний раз почти полностью в 1693 году. В Катании огромное количество соборов и других важных достопримечательностей. На фото внизу — Кафедральный собор Катании

Добраться до Сицилии можно и на автомобиле, из любого города Италии, а также Европы. Однако стоит учитывать, что это самый дорогостоящий способ путешествия на Сицилию. Бензин в Италии достаточно дорогой и практически везде предусмотрена плата на использование автомобильных дорог. Стоимость зависит от категории автомобиля и пробега, а также километража дороги. Но если вы всё же решили приехать на Сицилию на автомобиле, составить маршрут вам помогут несколько ресурсов: https://www.viamichelin.it , https://www.tuttocitta.it . Эти сайты на английском и итальянском языках. На последнем можно сразу же отследить пробки и в целом оценить дорожную ситуацию. Если вы не владеете языками, Google-карты будут также отличным помощником. Какой бы маршрут вы не выбрали, дорога на Сицилию предусматривает переправу на пароме либо через Мессинский пролив из городка Вилла Сан Джованни или Реджо-ди-Калабрия, либо паромом из Рима (Чивитавеккья), Генуи, Неаполя, Салерно. О паромном сообщение можно посмотреть информацию .

Подготовка к путешествию на авто

Прежде чем планировать маршрут, важно его продумать. Конечно не до мелочей, поскольку это не реально, но основные моменты, без организации которых поездка будет просто невозможна, стоит продумать заранее. Таким вопросом является .

Если ваше путешествие начинается не в Италии, то помимо документов, необходимых для формирования пакета на визу шенген (описаны ), потребуется предоставить маршрутный лист, который составляется в свободной форме. В нём вы указываете даты остановки в отеле (с какого числа и по какое), страну и город расположения данного отеля, и, название отеля, включая его полный адрес и телефон. Всё можно оформить в виде таблицы, но это условие не является обязательным. Выглядеть это может вот так:

Отправляясь в путешествие на автомобиле очень важно иметь страховой полис. Если путешествуете на собственном автомобиле, помимо страхового полиса в путешествие обязательно нужно оформить международную страховку транспортного средства (Green Card).

Правила передвижения

Если вы хорошо владеете искусством вождения в России, в Италии у вас не возникнет особых проблем. Правила движения во многом схожи с российскими, но имеются некоторые отличия, о которых следует знать заранее, дабы ваше путешествие не омрачили дополнительные расходы в виде штрафов. Движение в Италии, тоже правостороннее. В светлое время суток водители должны включать фары ближнего света вне населённых пунктов, в зоне плохой видимости, а также при проезде через тоннели.

Как уже отмечалось выше, в большинстве своём дороги в Италии платные. Бесплатные дороги тоже имеются, однако добираться в некоторых случаях удобнее по автобану. Это всё-таки быстрее и комфортнее. Ближе к автостраде размещены оповещающие знаки с информацией о том, сколько километров осталось до въезда. На въезде необходимо взять входной талончик, по которому и будет производиться плата на выезде. Оплату можно произвести банковской картой или наличными, в зависимости от полосы которую вы выбрали. Для туристов предназначены синие и белые полосы. Оплата синей предусматривает самообслуживание только с помощью кредитных карт и Viacard. Белая, наряду с перечисленными способами даёт возможность рассчитаться наличными. Для клиентов Telepass предназначена специальная жёлтая полоса, на которую не следует въезжать. При въезде на автостраду будьте внимательны, развороты на них не предусмотрены. Проехав свой поворот, придётся проезжать через платный въезд, чтобы выбрать автостраду нужного направления.

Ограничения скорости

Максимальная скорость по автобану – 130 км/час, на автомобильной дороге Strada Statale – 110 км/час, вне населённого пункта – 90 км/час, в пределах населённого пункта – 50 км/час.

Скорость движения контролируется множеством камер. За превышение скорости могут выписать штраф, причём довольно приличный. Это зависит от того, на сколько было превышение. Чем выше скорость, тем соответственно и выше штраф. Штрафы начисляют абсолютно за всё: за отсутствие документов на автотранспорт, страховки; за обгон в неположенном месте; за проезд на красный сигнал светофора; за разговоры по мобильному во время вождения; за пребывание на платной парковке больше положенного времени; за несоблюдение требований запрещающих знаков или дорожной разметки; за не пристёгнутый ремень безопасности; за перевозку детей без использования удерживающих систем (зависит от возраста ребёнка). Причем, штрафы начисляются достаточно серьёзные, поэтому лучше ездить по правилам, наслаждаясь своим путешествием. Хотя сами сицилийцы частенько нарушают правила. Довольно распространённая картина, когда водитель увидел знакомого и остановился прямо посредине дороги, чтобы перекинуться парой десятков фраз. И не важно, что сзади, уже скопился приличный затор.

Парковка

Отдельного внимания заслуживает парковка. Размах проблемы каждого большого города, на Сицилии возрастает в несколько раз. Узкие улочки, исторические зоны, большое количество автомобилей, всё это не даст вам возможности быстро и просто припарковаться.

Что касается парковок у исторических памятников, тут водитель должен не просто внести плату, а выставить время заезда на парковку на специальных пластиковых часах (disco orario), которые можно приобрести на заправках, почте. Часы кладут под лобовое стекло, чтобы было видно автоинспектору. Без этих часов можно нарваться на весьма крупный штраф.

Если припарковались в неположенном месте, будьте готовы к тому, что вернувшись, вы не обнаружите свой автомобиль там, где его оставили. Такие авто отвозят на штраф-стоянку, которая, как правило, располагается поблизости. Штраф начислят достаточно внушительный, даже если автомобиль простоял там совсем немного времени. О месте нахождения штраф-стоянки можно уточнить у любого полицейского. Ещё один важный момент – различие менталитета и мировоззрения. Нет смысла договариваться с полицейскими, если вы совершили какое-либо нарушение. Наживёте ещё больше проблем. Могут завести дело, и внести в базу данных о нарушении в Европе. Так что будьте внимательны и следуйте правилам ДД.

Алкоголь

Италия – страна прекрасных вин и высокой культуры пития. Традиционный бокал за вкуснейшим обедом накладывает свои отпечатки на нормы допустимого присутствия алкоголя в крови. Ранее, закон носил не столь значительный характер, но с массовой иммиграцией, закон ужесточили, поскольку наши соотечественники в достаточно сильной мере злоупотребляли разрешением выпивать бокал вина за обедом.

Сегодня допустимое присутствие алкоголя в крови составляет 0,5 ‰, что более или менее соответствует бутылке пива (0,5 л). Малейший переизбыток грозит весьма крупным штрафом. Размер штрафа зависит от степени нетрезвости. К примеру, если содержание алкоголя в крови колеблется от 0,5‰ до 0,8‰, штраф составит от € 530 до 2000, плюс возможно приостановление действия лицензии на срок от 3 до 6 месяцев. При содержании алкоголя в крови от 0,8‰ до 1,5‰ штраф составляет от €800 до 3200, а также возможно лишение свободы на срок до 6 месяцев. Самое суровое наказание предусмотрено при содержании алкоголя в крови более 1,5‰, штраф составляет от €1500 до 6000 с потерей прав от 1 года до двух лет с лишением свободы от 6 месяцев до 1 года. Иногда происходит изъятие транспортного средства. Такое же наказание предусмотрено при отказе от медицинского освидетельствования.

Однако по допустимым промиллям в составе крови есть свои нюансы. Итальянским законодательством запрещено управление транспортным средством после принятия даже самой незначительной дозы алкоголя людям, не достигшим 21 года. Также норма не распространяется на таксистов, водителей-дальнобойщиков и водителей общественного транспорта. Дозволенная норма 0,5‰ распространяется на молодых людей, достигших 21 года и имеющих стаж вождения от 3 лет.

#travel #rentcar #italy
Завершая о нашем непростом, но, в общем-то, удачном опыте первого авто-путешествия по Европе, мне бы хотелось отдельно поговорить об особенностях перемещения на машине именно по Сицилии. Хотя допускаю, что многое из этого поста можно применить и ко всей Италии.

Навигатор: друг или враг?

Одной из самых больших проблем в нашем авто-путешествии стал навигатор, который впоследствии был прозван наФигатором за все «хорошее», что он для нас сделал! Вроде бы дорогой, толковый, с обновлёнными картами Европы, сначала он вообще отказывался принимать сигналы от спутника. Это уже потом опытные пользователи объяснили, что такое часто случается при использовании «мудрёной машины» на новом месте, а тогда мы не на шутку испугались. Однако на этом проблемы не закончились. Вот какие ещё сюрпризы преподнёс наФигатор…

    Неверная информация о максимально допустимой скорости на трассах
    В этом смысле всегда полагайтесь только на дорожные знаки, потому как очень часто навигатор даёт совсем иную разрешённую скорость, а вот штрафы придётся оплачивать уже вам, а не ему!

    Расчёт маршрута без учёта ремонтных работ и объездных дорог
    Опять же смотрите на знаки и руководствуйтесь ситуацией на дороге. Информация о ремонтных работах и вариантах их объезда обновляется медленнее, чем происходит сам процесс ремонта (странно, правда?)))

    Проблемы с ориентированием в маленьких городках
    То ли из-за слабого сигнала от спутника на узких улицах, то ли из-за частых поворотов и разворотов между короткими переулками, в маленьких итальянских городках наш наФигатор совсем терялся и сам не успевал понять, где же мы находимся. Здесь можно лишь посоветовать не забираться в центр таких городов на машине, а если уж попали туда, то двигаться медленно, не обращая внимания на клаксоны нетерпеливых местных жителей.

    На перекрёстках и на круговом движении навигатору надо «доверять, но проверять»
    Иными словами, в тех местах, где дорога расходится в разные стороны и есть несколько вариантов маршрута, нужно не только слушать навигатор, но и включать логику, смотреть на указатели, а иногда ещё и в карту (это должен делать штурман). Часто бывает такое, что электронный путеводитель не видит каких-то дорог и, например, на круговом движении советует уйти на первый поворот направо, а на самом деле вам нужен второй поворот, просто о первом навигатор не знает.

    Неверный расчёт наиболее короткого маршрута
    Однажды наФигатор повёл нас из одного прибрежного города в другой практически через центр острова. Сначала мы слепо доверились ему и двинулись по предложенному маршруту, однако на половине пути опомнились, схватились за карту и поехали уже так, как диктовал здравый смысл. Поэтому всегда сверяйте с планом местности тот маршрут, который предлагает вам «адская машина».

    Не доверяйте временным расчетам электроники
    Поскольку навигатор редко знает максимально допустимую скорость на трассе и уж тем более ему неизвестно, с какой скоростью реально можно передвигаться по горному серпантину, то полагаться на временные расчёты электроники никак нельзя. К сожалению, в горах даже самим сложно предугадать, сколько часов уйдёт на прохождение того или иного участка дороги. Самым тяжёлым переездом для нас стали 160 километров серпантина, которые мы преодолевали целых четыре с половиной часа! Где-то было невозможно ехать со скоростью более 50 километров в час, где-то стояли ограничительные знаки. Плюс пара остановок на отдых: на таких дорогах тяжело и водителям, и особо чувствительным пассажирам. Ну, и как всегда, поправка на блуждания по навигатору, который единственный ориентировался между бесчисленными подъёмами и спусками, но явно заставил нас накрутить лишние 10-20 километров. В данном случае посоветовать можно лишь одно: смотрите на карту и старайтесь избегать горных дорог там, где это возможно. Лучше проехать более длинный участок по нормальной трассе, чем более короткий по серпантину.

Серпантинный подъём в городок Савока, Сицилия
Фото сайт

Дорога в горах Ле Мадоние, на подъезде к городку Изнелло, Сицилия
Фото сайт

Трасса, проходящая по территории природного парка Ле Мадоние, Сицилия
Фото сайт

Платные дороги

С платными дорогами на Сицилии мы столкнулись всего лишь дважды, в общей сложности потратив на них 3,5 евро (по 10 центов за километр). Причём функция прокладывания маршрута по платным дорогам в нашем наФигаторе была выключена! Комментарии излишни)))

Ничего страшного в платных дорогах мы не заметили, хотя изначально старались их избегать. В первый раз навигатор привёл на платный участок на пути из Палермо в Чефалу (трасса Палермо-Мессина). Сперва ехали по обычной дороге, хотя на картах она обозначалась как платная, а потом вдруг увидели указатели «Telepass» и через пару километров оказались уже перед пропускным пунктом. Далее действовали по : поехали в те «ворота», где НЕ было надписи «Telepass» (это только для тех, кто имеет специальные карты для оплаты дорог), в автомате взяли талон, после чего открылся шлагбаум и мы въехали на платную автостраду. Через 9 километров снова замаячил пропускной пункт, подъехали туда, где была изображена оплата наличными или по банковской карте (а не «Telepass»!), отдали работнику в окошко свой талон, заплатили 90 центов и поехали дальше.

Второй раз на автостраду заезжали уже сознательно, потому что устали крутиться по бесплатным дорогам, которые идут через все города и городки, где наФигатор обязательно теряется и пытается отправить нас куда-нибудь не туда. Так мы попали на платную трассу по дороге из Катании в Мессину. За это удовольствие пришлось заплатить уже больше – 2,6 евро (судя по всему, за 26 километров пути). Кстати, обратно мы ехали уже по бесплатной и более живописной дороге вдоль моря. Красиво, конечно, но намного более заморочно и медленнее, при этом наФигатор отчаянно ругался и снова пытался загнать нас вглубь острова!

Потрясающая трасса, причём ещё и бесплатная! Где-то на юге Сицилии..
Фото сайт

Парковка в городах

Вопрос парковки в итальянских городах зачастую становится самой большой проблемой для авто-путешественников. Именно поэтому мы заранее постарались найти наибольшее количество бесплатных или платных (но организованных!) парковок в тех пунктах, где собирались останавливаться.

В Италии существует несколько видов парковок :

  • Большие многоэтажные паркинги , довольно дорогие, но зато там всегда есть свободные места. Оплата осуществляется следующим образом: при въезде в автомате перед шлагбаумом нужно взять специальный талон, на основании которого потом рассчитаться в кассе перед тем, как забрать машину.
  • Оборудованные авто-стоянки обойдутся немного дешевле, места на них меньше, но у нас с этим проблем не было. Оплата обычно производится по той же схеме, что и с паркингом, хотя мы получали талон не при въезде, а в самой кассе после того, как поставили машину.
  • Парковочные места на улицах и площадях городов в свою очередь делятся на три категории: бесплатные (очерчены белым цветом), платные (очерчены синим) и приватные, закреплённые за организациями или жилыми домами (обозначаются жёлтым цветом). Последние занимать категорически нельзя. С бесплатными парковочными местами всё просто: пришёл, увидел, победил занял, если повезёт. Однако на оживлённых улицах больших городов или в районе знаковых достопримечательностей найти бесплатную парковку сложнее, чем иголку в стоге сена. Поэтому иногда приходилось вставать на платные синие места, стоимость которых всегда указывается под знаком парковки (обычно от 50 центов до 1 евро за час). Здесь же существуют и вариации на тему оплаты :

оплата «смотрителю» парковки наличными прямо в руки. Тарификация бывает как посуточная (около 2-3 евро), так и почасовая (0,50 — 1 евро в час).

оплата в автомате , которая нам, к счастью, не встречалась! В этом случае, наверное, проще обратиться за помощью к местным жителям, чем пытаться разобраться с автоматом. Итальянцы (а сицилийцы особенно!) в большинстве своём очень добры и отзывчивы, поэтому единственная проблема, которая может возникнуть – это незнание итальянского. Но в случае с почасовой оплатой парковки вас спасёт ручка и бумага: написать и понять, в какое время вы хотите забрать машину, можно на любом языке!

оплата специальными купонами , которые можно приобрести в ближайшей табаккерии, она обычно расположена неподалёку. Для начала прикиньте, на какое время вы хотите оставить машину на парковке, а затем сообщите о своих планах продавцу в табаккерии, который сам определит, сколько и чего вам необходимо приобрести. Обычно один купон соответствует одному часу парковки, но существуют также и варианты на полдня, на день, на неделю и т.д. Сначала купон со множеством цифр вызовет у вас панику, но на самом деле разобраться с ним нетрудно. Здесь как в лотерейных билетах монеткой нужно стереть защитный слой в соответствующих графах (см. фото ниже). В первой строчке необходимо отметить год (anno), ниже – месяц (mese), а затем – число (giorno). Ещё ниже стираете час (ora) и в последней строке – минуты (min). Так обозначается дата и время, когда вы оставляете машину, а затем по номиналу купона можно определить, на какое время оплачена парковка. Мы вообще не стали заморачиваться и попросили продавца табаккерии помочь разобраться со всеми этими цифрами. А потом оставалось лишь положить купон под лобовое стекло и идти гулять.

Купон на оплату парковки в Мессине, Сицилия
Фото сайт

Нужно также сказать и о сиесте , которая существует даже для платных парковочных мест! В будние дни примерно с 13 до 15 часов вся Италия отправляется на обед, на это время стоянка на платных синих парковках часто становится бесплатной. Аналогичные поблажки действуют иногда в ночное время и в выходные дни, а около достопримечательностей – в перерыве между туристическими сезонами, например, зимой. Однако точное расписание и ценники всегда нужно смотреть на специальных табличках, размещённых под знаком парковки! Для лучшего их понимания рекомендую выучить или выписать, как по-итальянски обозначаются месяцы и дни недели.

Нам повезло попасть на такую полубесплатную парковку в центре Мессины. Оставляя машину на три часа на платных синих местах, мы приобрели купон только на оплату первого часа, 20 минут нам простили, а потом как раз начиналось обеденное время, в течение которого парковка становилась бесплатной. Получилось очень выгодно!

  • Бесплатные нерасчерченные парковочные места пугают больше всего, поскольку не всегда понятно, можно там стоять или нет. В этом случае снова приходилось обращаться за помощью к местному населению. Поэтому тем, кто не владеет итальянским языком, советую также выучить фразу «Mi scusi, signor / signora! Il parcheggio qui è gratuito? «. С ответом «si » или «no «, думаю, проблем не возникнет)

В заключение темы парковок хочу также отметить, что за оставленные в машине ценные вещи ответственность нести никто не будет, даже на платных парковках или паркингах. Поэтому фотоаппараты, ноутбуки, а также золото-бриллианты всегда носите с собой. Кроме того, не рекомендуется оставлять на видном месте сумки и пакеты, так что старайтесь по максимуму всё убирать в багажник или прятать в бардачок, только не забывайте потом о спрятанном)


Фото сайт

Традиционный итальянский стиль парковки)))
Фото сайт

Заправочные станции

Больше всего нам повезло с топливом, а точнее с тем, что арендованный Citroën-3 питался дизелем, ценник на который всегда ниже, чем на бензин. На момент нашего путешествия примерные цифры были таковы:
бензин – 1,83 евро за литр
дизель – 1,72 евро за литр (хотя встречалось и дороже, и дешевле)

Что касается заправочных станций , то таковых было обнаружено два типа:

  • автоматические, где можно заправиться только на определённую сумму, но невозможно задать литраж или, например, залить полный бак, что стало для нас небольшой проблемой;
  • традиционные неавтоматические, ничем не отличающиеся от своих российских коллег.

Нам повезло: на всех заправках можно было расплатиться с живыми людьми, собственно, с теми, кто и обслуживал машину, причём они даже не брали чаевые, видимо, не принято. Однако, судя по отзывам других авто-путешественников, ночью и в выходные дни (а на севере страны даже днём!) большинство заправок работает в автоматическом режиме, поэтому будьте готовы к общению с автоматом или старайтесь заправляться в будние дни в светлое время суток. Исключение составляют лишь комплексы AutoGrill, расположенные преимущественно на крупных автострадах, здесь можно найти не только круглосуточную неавтоматическую заправку, но и кафе, туалеты и даже небольшой магазин.

Средние цены на топливо в Италии
Фото сайт

Особенности национальных дорог и стиля вождения

Дороги по всему острову довольно хорошие, причём все: от платных автострад до деревенских дорог, от горного серпантина до улиц в маленьких городках. Поговаривают, что это всё дело рук сицилийской мафии, которая с некоторых пор старается содержать остров в порядке, в том числе и дороги))) Единственные сильные изъяны встречались нам лишь в районе северного склона Этны, однако видно было, что дорога сама по себе хорошая, поэтому все её «вспученности» мы отнесли на совесть частых в этом районе извержений и землетрясений.


Зато на южном склоне Этны с дорогами всё в порядке!
Фото сайт

Разметка дорог тоже порадовала, особенно наличие светоотражателей, которые сильно помогли при движении в тёмное время суток. Отмечу, что ночью нас занесло как раз на неглавную дорогу, но за счёт грамотной разметки ехать по ней было вполне комфортно.

Отдельная история – сицилийские дорожные знаки , на привыкание к которым может уйти некоторое время. Самая большая проблема заключается в том, что не всегда понятно, куда именно направлен знак или указатель на тот или иной населённый пункт. Пару раз нам даже приходилось останавливаться и сверяться с картой: куда мы направляемся и что по этому поводу говорит указатель.

Дорожные знаки в городке Корлеоне (да-да, том самом!)
Фото сайт

На соблюдение правил дорожного движения местные жители заморачиваются не сильно. Обычно нарушают скоростной режим; обгоняют там, где это запрещено; редко пользуются поворотниками; паркуются как попало, иногда под знаками «стоянка запрещена», но чаще вторым и даже третьим рядом на «аварийке» (хотя и её включают далеко не всегда). Однако перенимать итальянский дурной тон я бы не рекомендовала. Помните о том, что они нарушают правила в собственной стране, а вот вам ещё предстоит получать шенгенские визы, на которые наличие штрафов может повлиять не самым лучшим образом.

Несмотря на частые нарушения и вообще немного хаотичную ситуацию на сицилийских дорогах, аварии на острове случаются намного реже, чем в России. Вероятно, главной причиной тому является взаимопонимание между всеми участниками движения . Зачастую становится неважным, по какой дороге вы едете (главной или нет), вам могут уступить или наоборот аккуратно попроситься вперёд. Многое здесь решается на уровне взглядов, жестов (исключительно приличных!) и вежливого отношения к другим водителям. Все стараются друг другу уступать, особенно на узких улицах или при подъёме в горку. К неправильной парковке (вторым-третьим рядом) или нарушению правил со стороны пешеходов относятся снисходительно. Также нередки случаи, когда двое водителей слишком увлечённо болтают на светофоре и не успевают среагировать на переключившийся зелёный свет, или, например, стоя в пробке, кто-нибудь за рулём встречает знакомого пешехода и, разговорившись с ним на пару-тройку минут, тормозит и без того медленное движение. Всё это на Сицилии в порядке вещей и реагировать на такие ситуации принято терпеливо. Однако если вы замешкаетесь на развилке или будете слишком долго парковаться на улице, вам могут и посигналить. Логика здесь необъяснима, но воспринимать всё нужно спокойно, всё-таки вы в данном случае в гостях.

Плотное движение на дорогах случается, особенно в рабочее время и в больших городах (Палермо, Катания, Мессина). Правда, если вспомнить Петербург или Москву, то итальянские пробки скорее можно охарактеризовать как «небольшие заторы». А вот если вы вдруг попадёте в плотное движение на скоростной трассе, помните, что в Европе существует правило: последняя подъезжающая машина должна включить аварийный сигнал, чтобы следующие за ней автомобили успели заблаговременно снизить скорость. Это позволяет избежать аварий с участием большого количества машин.

Другие аварийные ситуации могут создать животные , беспрепятственно попадающие на дорогу с многочисленных пастбищ. Мы пару раз так наталкивались на собак, но страшнее всего была встреча со стадом лошадей, прогуливающихся прямо по нашей полосе, причём против движения машины! Правда, надо отдать им должное, при виде нас животные быстренько мобилизовались, перешли на встречную полосу и продолжили шагать хотя бы по правилам дорожного движения. Кроме собак и лошадей на дорогах Сицилии можно также встретить коров (об этом везде стоят предупреждающие знаки), реже – овец.

«Коровьи» предупреждающие знаки разбросаны по всем дорогам Сицилии
Фото сайт

А вот и «виновница торжества», прогуливающаяся вдоль трассы
Фото сайт

И, наконец, последняя особенность итальянских дорог заключается в их размерах и наклонах относительно линии горизонта. Поскольку бОльшая часть страны расположена на горной местности, а города с тесными улочками строились много веков назад, у жителей российских равнин могут возникнуть некоторые конфликты с окружающей действительностью. Первые касаются узких дорог, которые в большинстве своём односторонние, однако бывают и исключения. Поэтому если вы двигаетесь по улице или дороге, где помещается только ваша машина, это ещё не значит, что из-за поворота вам навстречу никто не выедет. Другой неожиданностью обычно становятся резкие подъёмы и спуски, как на горном серпантине, что ожидаемо, так и в больших городах или маленьких деревеньках. Причём неважно, насколько опытный ваш водитель, итальянские дороги могут удивить даже тех, кто многое повидал за рулём!

Большая машина на маленькой улице в городке Монреале, Сицилия
Во время съёмки этого кадра пострадало два балкона жилого дома.
Фото сайт

Алкогольные нормы

В Италии максимально допустимая норма алкоголя в крови водителя составляет 0,5 промилле. Поэтому если не увлекаться, то по вечерам можно дегустировать разнообразные местные вина или даже что-нибудь покрепче. Однако молодым и неопытным водителям я бы посоветовала более подробно изучить итальянские правила дорожного движения, потому что как раз недавно нашла информацию о дополнительных ограничениях именно для такой категории людей.

Общение с дорожной полицией

Стражей правопорядка на дорогах Сицилии замечено было немного, но с одним из них нам всё же посчастливилось пообщаться. Полицейский остановил нас как раз в тот момент, когда мы ругались с наФигатором и пытались понять, куда же дальше ехать. То ли по кошмарно произнесённому «бонжорно», то ли по нашим испуганным лицам итальянец сразу понял, что имеет дело с иностранцами и перешёл на английский. Странно, что он вообще знал этот язык! Сначала спросил, откуда мы, затем уточнил, что машина взята напрокат, а потом отпустил, пожелав хорошего дня. Я не успела даже сильно испугаться и накинуть ремень безопасности, который на заднем сидении очень не хотелось пристёгивать, хотя вообще-то надо. Больше нас никто не останавливал, но надо заметить, что и правила дорожного движения мы не нарушали. То есть ВООБЩЕ не нарушали, даже по мелочам (непристёгнутый ремень на заднем сидении — не в счёт)))

На этом всё на сегодня! Остаётся лишь подвести итог нашего авто-пробега по Сицилии, но это будет уже в следующий раз вместе со всеми численными показателями путешествия, которые многие из вас просили опубликовать. Так что я пойду считать евро-литры-километры, а вы ждите нового поста! До встречи)