Церковь святой великомученицы Варвары расположена в самом центре Москвы в Китай-городе на улице Варварка. Прежнее название улицы было возвращено ей несколько лет назад.  Китай-город издревле являлся средоточием торговли, промышленности и судопроизводства. Здесь были известны крестцы (перекрестки улиц) Никольский, Ильинский и Варварский. Каждый из них имел свое особое значение в городской хозяйственной жизни, но с развитием города и с изменением улиц, только один сохранил свое значение и наименование. Это Варварский крестец, который, как и Варварская улица, были названы так по древней церкви во имя великомученицы Варвары. «На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице – церковь святой великомученицы Варвары, каменная…» Одно из старинных названий улицы – Всесвятская – по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 году, в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары. Единственная дочь богатого и знатного жителя финикийского города Илиополя – Диоскора – Варвара была известна своей красотой и благочестивой жизнью. Отказавшись от выгодных брачных предложений, отвергнув мирскую суету, она вняла голосу души и приняла святое Крещение. Диоскор, - «родом и зловерием – эллин», был разгневан поступком дочери, но и поражен ее твердой верой во Христа. Самые жестокие пытки не поколебали стойкости христианки. Едва живая, она была брошена в темницу. Ночью, во время молитвы, озарил ее великий свет, сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою». Утром Варвару вновь подвергли мучениям и издевательствам, а затем она была осуждена на смерть. Варвару казнил мечом ее собственный отец… В VI веке мощи св. Варвары были перенесены в Константинополь. В XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина – царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и в настоящее время. Частицы мощей великомученицы Варвары (три части из перстов) хранились и в Москве, в храме на Варварке, а чудотворный образ великомученицы Варвары прославился чудотворной силой и чудесами в 1555 году. Храм этот был особо почитаем москвичами и приезжим людом, и считался одним из лучших в Китай-городе и по своей архитектуре, и по благоговейному отношению к нему верующих. Построен он был при князе Василии Иоанновиче III в 1514 году итальянским зодчим Алевизом Фрязиным на средства – «иждевением» известных в то время богатых приезжих гостей: Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом. Вот как сообщает об этом летопись: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком. А всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…» В 1731 году церковь была «обновлена» по указанию императрицы Анны Иоанновны. Богато украшенная, удобно расположенная, она стала одной из самых почитаемых в Москве. В эти годы в храме служили и исправно вносили в казну «по окладу дани» священники: Кирилл, Лука, Иван, Тихон и другие. В праздничные дни и в дни храмового праздника служили праздничные молебны с водосвятием. Вода затем доставлялась в патриаршие покои. Вот лаконичная запись из книги Казенного Патриаршего Приказа: «145 и 151 гг декабря 9, церкви св. мученицы Варвары, что в Китае у Гостиного двора, попу Тихону на молебен 3 алт. 2 ден., приходил к св. Патриарху с святою водою декабря в 4 день…» Пожар 1737 года нанес значительный ущерб церкви. Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 года означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать». Прошение было удовлетворено и два указа послужили делу восстановления храма: «Священнику Варварской церкви Степану Кузмину с прихожанами в оной церкви погорелое построить вновь и устроя, убрать священными икноами». «Протопопу Успенского собора Никифору Ивановичу освятить оную церковь по новоисправленному требнику». В конце XVIII века древняя церковь была разобрана, а на ее месте в 1796 – 1804 годах было возведено новое здание по проекту архитектора Родиона Козакова. Заказчиками нового храма во имя великомученицы Варвары были майор артиллерии Иван Барышников и московский купец Н.А. Самгин. Новое здание было украшено с северной и южной стороны шестиколонными портиками ордера. Интерьер храма был обновлен: вызолочен иконостас, одеты в ризы иконы. Во время Отечественной войны 1812 года богатейшая ризница церкви была разграблена, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм, несмотря на то, что находился в самом центре военных событий, уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы и после освящения богослужения в храме продолжались. Служили в этот период в церкви протоиерей и благочинный Иван Кандорский, «на дьячковскую вакансию» был назначен Александр Розанов, а также пономарь Иван Федоров. Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 веке колокольня была выстроена вновь. В настоящее время в храме великомученицы Варвары проводятся богослужения, расписание которых можно увидеть .

Отмечено на карте:

  • Храм вмц. Варвары
  • Собор иконы Божией Матери "Знамение" Б. Знаменского монастыря
  • Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке
  • Храм прп. Максима Блаженного на Варварке
  • Храм Зачатия праведной Анны, "что в углу"

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Современное здание храма было построено в 1796-1801 годах по проекту архитектора Родиона Казакова и дошло до наших дней с незначительными перестройками.

Однокупольный храм выполнен в стиле классицизма. В плане он имеет форму креста, северную и южную стороны которого украшают торжественные четырёхколонные портики, а с запада к нему примыкает трёхъярусная колокольня. Здание увенчано мощным куполом с небольшой позолоченной главкой, его фасады украшают характерные для классицизма декоративные элементы, а также фасадная роспись (на стенах и барабане главы) и иконы. Привлекает внимание массивный и высокий белокаменный цоколь, на который поставлено здание храма: из-за перепада высот с Варварки его не видно, а вот со стороны он занимает уже целый этаж.

История храма

Церковь Святой Варвары предположительно существовала ещё в 14 веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила своё имя. Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы.

Первое каменное здание храма было построено в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), средства на его строительство выделили проживавшие в Зарядье купцы Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвост. Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой. В 1730 году здание пострадало при пожаре, но было восстановлено.

Однако, со временем храм обветшал, и на рубеже 18-19 веков на деньги московского купца первой гильдии Николая Самгина и майора артиллерии Ивана Барышникова было построено новое каменное здание храма в стиле классицизма по проекту архитектора Родиона Казакова. К сожалению, Варваринская церковь сильно пострадала в годы Отечественной войны: в 1812 году французы использовали её под конюшню, а после в ней произошёл пожар, но в 1820-х здание было полностью восстановлено.

Советский период круто изменил жизнь храма: в 1930-х годах его закрыли. Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы "Россия", которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965-1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрёл свой прежний вид.

В 1991 году храм вернули Русской православной церкви, и в нём возобновились богослужения.

В 2006 году гостиница "Россия" была закрыта, и вплоть до 2010 года массивное здание постепенно разбирали. Позже было решено обустроить на месте снесённой гостиницы парк, и в сентябре 2017 года здесь открылся парк "Зарядье". Окружающие его постройки влились в ансамбль парка, и Варваринская церковь не стала исключением: под её стенами появилась уютная прогулочная аллея и новое озеленение.

Как добраться

Храм Варвары Великомученицы на Варварке находится по адресу: улица Варварка, дом 2 (в начале улицы, вблизи площади Васильевский Спуск и Красной площади).

Добраться до него можно пешком от станций метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Охотный Ряд" Сокольнической.

У каждого должно быть место для тишины и спокойствия. Здорово, когда таких мест несколько. Одно из них у меня появилось случайно - просто заглянула в удивительную церковь Святой Великомученицы Варвары, прогуливаясь по городу. И сразу попала в атмосферу любви, доброты и тихой радости.

Намоленное место с разнообразной историей, о которой хочется непременно рассказать каждому гостю и жителю города (вдруг не знает).

История церкви

Конец XVIII века, тогда простиралась до Арских ворот, откуда уже начинался путь в Сибирь. Сибирская застава - место историческое.

Там встречались Бирон и Миних. Напомню, Бирон был в ссылке, пока Елизавета Петровна не дала ему добро жить в Ярославле, а Миних постарался, чтобы Бирона сослали. Комичность в том, что в итоге и Миних был отправлен «на перевоспитание» в местечко Пелым Свердловской области.

Появление церкви

У самой Арской заставы раньше стояла загородная резиденция Нефеда Никитича Кудрявцева, вице-губернатора. Он туда с семьей приезжал отдохнуть от суеты. С 1779 до 1789 на месте усадьбы возвели храм. Поначалу он был летним, то есть без системы отопления, и строился под нужды Арского кладбища. Однако в скором времени при кладбище появился свой храм, в честь ярославских чудотворцев, а Варваринская церковь начала развиваться как самостоятельный приход.


Затем ее перестраивали. Нынешний облик Варваринской не старше XIX столетия. Кстати, поновляли церковь только на пожертвования жителей и накопленное приходом.

Личности в истории

На церковь Святой Варвары смотрели из окон повозок, перебираясь по знаменитому мосту в Сибирь. В ней молились самые разные люди Российской империи. Летописи хранят фамилии Радищева, Герцена, Чернышевского, Короленко… В ней 2 февраля 1864 года состоялось венчание Николая Баратынского, сына поэта Евгения Баратынского и Ольги Казем-Бек, дочери легендарного специалиста востоковедения.

Свое место Варваринская церковь занимает и в жизни Николая Заболоцкого: его крестили там 25 апреля 1903 года. Люблю рассказывать и про то, что в Варваринской крестили Елену Дьяконову - будущую Галу Дали. И, наконец, стены этого удивительного места хранят память о том, как еще юный Федор Шаляпин регулярно пел в церкви на клиросе.

С 1918 по 1930 годы возглавлял церковь протоиерей Николай Петров. Между прочим, профессор Казанского университета и Казанской духовной академии.


В 1929 году появилась разгромная статья в газете «Красная Татария», едкими речами искавшая повод закрыть церковь. В том материале заявляли, что посещают храм всего несколько бабушек, а рядом находятся несколько институтов. Были проведены собрания студентов, на которых требовали закрыть Варваринскую.

Трагичной датой стало 16 января 1930 года. Церковь закрыли, передали под клуб рабочих. Настоятеля отправили в ссылку. Что только не видело место молитвы в следующие годы… В храме, как помню по рассказам родственников, показывали кино, находилась протезная мастерская, дольше всего он был местом пребывания кафедры Технологического института (КХТИ).

Новейшая история

Жители вновь начали молиться в церкви в 1994 году - вернули приход после длительных переговоров. Сюда перенесли икону великомученицы Варвары и образ святых жен-мироносиц. Во времена СССР их хранили в храме Ярославских Чудотворцев.


К началу XXI века провели существенную реставрацию: восстановили и позолотили купола, установили кресты, вымостили мрамором пол.

Жизнь Варваринской церкви

Сейчас настоятель церкви - протоиерей Виталий Тимофеев. Утренние службы проводятся в 8:00, вечерние в праздничные дни - в 17:00, в обычные - в 16:00.

Отдельное место в жизни прихода занимает воскресная школа и молодежь. Туда приглашают всех желающих.

И дети, и подростки, юноши и девушки приобщаются к церковной жизни: учатся понимать службы, вместе совершают паломнические поездки, участвуют в фестивалях и многое другое… Кстати, молодежный хор Варваринской церкви всегда рад новым ребятам.

Как добраться

Церковь Великомученицы Варвары находится на улице Карла Маркса, 67. Рядом торгово-развлекательный центр «Корстон», парк Горького, соседние улицы - Толстого и Горького.

Добраться на общественном транспорте можно до остановки «Парк Горького», дальше нужно пройти в сторону начала улицы, т. е., находясь спиной к парку, двигаться направо. Или же до остановки «Толстого», в этом случае просто переходите дорогу и идете направо. Вам нужны автобусы №№ 30, 10, 10а, 54, 91, 63, 22, 89, троллейбус № 1.

Любовь и тишина

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Это из первого послания к коринфянам апостола Павла (Новый Завет). Вот что ощущаешь, находясь в Варваринской церкви. Как и на ту, в честь кого назвали храм, на долю прихода выпадало немало испытаний. Но сейчас, заходя за ворота, оказываешься в стороне от суеты города. Смотришь на живописные уголки территории храма, чувствуешь веру, надежду и больше всего - любовь.


Удивительное место во всех отношениях: святости, архитектуры, искусства, истории…

Мини-путеводитель по Китай-городу

При этом архитектор использовал фундамент и подклет более древнего храма, построенного еще в 1514 году Алевизом Фрязиным Новым. А его, скорее всего, поставили на месте деревянного храма.

Интересно, что на прежний храм деньги пожертвовали также купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов. Тогда Варваринский храм получился ладным и крепким, но не соответствовал статусу места. Вот и решили в XIX веке перестроить церковь в стиле классицизм.

Легенда о Святой Варваре очень напоминает греческий миф о Данае и сказку о Рапунцель.

Что есть что в церкви

Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Ее красота и богатство отца сделали ее самой желанной невестой в среде египетской аристократии, но Варвара была верна христианской вере и дала обет безбрачия. Чтобы оградить дочь от домогательств женихов, отец заточил ее в высокую башню.

При этом Варвара уговорила строителей вместо двух окон в башне сделать три - во славу Святой Троицы. Ее отец сообщил об этом префекту Египта, и тот подверг Варвару жестоким пыткам. После этого отец собственноручно отрубил дочери голову, но тут же сам оказался пораженным молнией.

Святая Варвара стала одной из немногих святых, почитаемых одновременно и католиками, и православными. В VI веке ее мощи перенесли в Константинополь. А в XII веке дочь византийского императора царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их во Владимирский собор Киева. Там они покоятся и сейчас. Но 3 частицы мощей великомученицы Варвары хранились и в Москве - в храме на . Да и в устройстве самой церкви есть намек на легенду - в башенке над главным куполом храма три окна.

Конечно, купцы неспроста почитали Святую Варвару. Считалось, что она защищает от внезапной смерти без причащения. А купцы ежедневно рисковали погибнуть от стихийных бедствий или разбойничьего ножа, так и не успев причаститься. Кстати, некоторое время рядом с церковью святой Варвары находился судебный приказ, откуда пошла поговорка «К Варваре на расправу».

В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Из-за этого здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах.

После революции купеческое сословие рассеяли, приходская жизнь заглохла, и в 1930-х церковь закрыли. Тогда же сломали верх колокольни и сбили главу с крестом.

В храме разместились склады и конторы. Но старожилы вспоминали еще об устроенной прямо в здании бывшей церкви Святой Варвары частной закусочной. Подавали там только подогретую вареную колбасу и свиные уши. А места было так мало, что для того, чтобы кому-то выйти, всем обедающим приходилось вставать. Из-за этого закусочную прозвали «Автобусом у дяди Васи». Дядей Васей звали того повара, который варил уши с колбасой. Он же, кстати, был хозяином этого кафе.

От входной площадки (она же кухня) ответвлялся некий аппендикс: два метра в длину и метр в ширину. К стенке аппендикса прилажен был стол шириною полметра, а параллельно столу - скамья и вовсе узкая. Вот на этой скамье и сидели, тесно прижавшись друг к другу, едоки горячей колбасы (до революции такое варево называлось «колбасою по-извозчичьи») и таковых же свиных ушей. А если кто намеревался уйти, должны были вставать все посетители. За такое построение стола закусочная именовалась «автобус»... На грубом столе стояла керосинка, а на ней подогревались поочередно две кастрюли. В одной кипятилась нарезанная толстыми ломтями вареная колбаса, во второй же кастрюле плавали - опять-таки в кипятке - свиные уши… Хозяин заведения сам присматривал за варевом, сам отвешивал на всех порции колбасы и ушей, сам выдавал посетителям круглые булочки... А более никаких яств и питий не было.

Но в 1960-х годах церковь Святой Варвары отреставрировали. Сейчас храм действует.