Кодекс Хаммера, более известный как Лестерский кодекс, стал рекордсменом Книги рекордов Гиннеса в категории самые дорогие книги в мире после того, как был куплен в 1994-м году Биллом Гейтсом за 30,8 миллионов долларов. Эта книга является сборником сочинений и рисунков Леонардо да Винчи, которые были созданы им в Милане в период с 1504-го до 1508-го года.

«Лестерским» кодекс был назван в честь графа Лестера, купившего манускрипт в 1717 году. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера» (Codex Hammer). После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен на торги, в ходе которых был приобретен основателем Microsoft Билом Гейтсом за $30,8 млн. По его инициативе «Лестерский кодекс» выставляется в различных музеях мира, с 2003 года он демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Лестерский кодекс является самым известным манускриптом Леонардо да Винчи, а всего гениальным художником, инженером, изобретателем и мыслителем их было создано около 30. Содержание книги представляет собой заметки, наброски и зарисовки научных поисков. Заметки Леонардо написаны его собственным «зеркальным» шрифтом - прочитать их можно только при помощи зеркала. Кодекс написан на 18-ти листах бумаги, которые в сложенном пополам виде представляют собой документ на 72 страницах.

Кроме этого, иллюстрациями к Кодексу стали рисунки да Винчи, в которых ярко проявляется неразрывная связь между наукой, искусством и творчеством в применении к научному процессу. Кодекс состоит из случайных записей, в которых Леонардо излагает суть своих размышлений и наблюдений. Тематика записей разнообразная – астрономия, свойства воздуха, горных пород, воды и многое другое. Леонардо уже в 16 веке пытается понять, почему на горах можно найти окаменелости, а теория тектонических плит, объясняющая это явление, появилась только через несколько столетий.

На основе своих наблюдений Леонардо порекомендовал, что нужно учитывать в процессе строительства мостов и каким образом можно справиться с эрозией грунта. Значительная часть книги посвящена изучению Луны. Ее свечение в той части полумесяца, которая остается темной, итальянец объяснил отраженным от поверхности Земли светом, и только через сотню лет немец Иоганн Кеплер доказал существование планетарного блеска. Также Леонардо высказал еще несколько смелых гипотез, которые в дальнейшем были подтверждены и другими учеными.

В этой статье мы выложили подлинные страницы Лестерского кодекса, которые можно найти в свободном доступе на сайте hammercodex.com. Для того, чтобы ознакомится со всей книгой, нужно оформить подписку стоимостью 10 долларов.

Кодекс да Винчи – так называется манускрипт или рукописный дневник гениального да Винчи. Сегодня известны более 5000 страниц творчества Леонардо да Винчи. Это огромное количество рукописей сейчас организованны совсем по другому, нежели первоначально были собраны после смерти Леонардо, даже название "codex" ("старинная рукопись") имеет более позднюю дату. Научные и технические исследования да Винчи были обнаружены в его рукописях, из которых сохранилось свыше 6000 страниц. По всей видимости, Леонардо намеревался опубликовать их в виде большой энциклопедии знаний. Однако, как и большинству других его проектов, этому не суждено было сбыться.








Вполне возможно, что да Винчи использовал накопленный в записных книжках материал с целью совершенствования качества своих картин. Он изучал анатомию, чтобы достоверно изображать человеческое тело, растения и скалы - чтобы пейзажи на его картинах выглядели реалистично. Однако в определённый момент его записи превратились в нечто большее. Они стали живым свидетельством его очарования природой длиною в жизнь и гения его удивительных открытий.





После смерти Леонардо да Винчи все рукописи достались его любимому ученику Франческо Мельци. Мельци бережно хранил их до самой своей смерти в 1579 году. Его потомки, однако, не испытывали столь трепетного отношения к рукописям и продавали отдельные страницы различным коллекционерам или попросту раздавали их своим друзьям.




В 1630 году рукописи попали в руки Помпео Леони, скульптора при дворе короля Испании, который попытался отсортировать их по темам. К сожалению, это привело лишь к тому, что хронология была полностью нарушена. Таким образом, большая часть разработок Леонардо была утеряна. Каждая отсортированная записная книжка получила название кодекс.

В своих записях Леонардо использовал уникальную манеру письма, которую он сам же и изобрёл. Учёные, исследовавшие его рукописи, были этим крайне озадачены. Обычно да Винчи использовал так называемый зеркальный метод, начиная писать с нижнего правого угла страницы справа налево. Традиционным способом он писал только для посторонних людей. До сих пор историки не пришли к единому мнению относительно этого феномена, полагая, что таким образом да Винчи либо пытался зашифровать свои записи, либо считал этот способ письма белее быстрым и удобным для себя, ведь он был левшой.

Очевидно, что рукописи Леонардо предназначались исключительно для личного пользования, так как носили весьма хаотичный характер. Буквы были написаны быстро, неаккуратно, отсутствовали правила пунктуации. Использование уникального метода письма делало записи абсолютно нечитаемыми для посторонних. В почерке часто можно заметить отражение сложного мыслительного процесса да Винчи.

Спустя время большая часть манускриптов разошлась по разным музеям, архивам и библиотекам по всему миру. Лишь одна записная книжка находится в руках частного коллекционера. В 1966 году в Национальной библиотеке Мадрида были случайно обнаружены две рукописи. На сегодняшний день известны десять кодексов Леонардо, представляющих собой собрание его заметок, записей, эскизов, рисунков и размышлений.

Кодекс Леонардо да Винчи Арунделла

Коллекция хранится в Лондоне, в Британской библиотеке. Она представляет собой рукопись в кожаном переплёте, в ней 238 листов разного формата, которые были вырезаны и удалены из других рукописей. Кодекс содержит исследования в области геометрии и архитектуры. Так, среди более поздних записей есть, например, исследования, связанные с проектом королевской резиденции Франциска I в Ромарантине, Франция.

Кодекс Леонардо да Винчи Форстер

Кодекс хранится в Лондоне, в библиотеке музея Виктории и Альберта. Рукописи представляют собой три записные книжки: «кодекс Форстер I», «кодекс Форстер II» и «кодекс Форстер III». В них представлены исследования в области геометрии, физики и механики (сила тяжести и веса), а также чертежи гидравлических устройств, созданные Леонардо в разные периоды с 1490 по 1496 годы для «кодекса Форстер III» , с 1495 по 1497 года для «кодекса Форстер II» и в период между 1487 и 1490 по 1505 годы для «кодекса Форстер I».

Кодекс Леонардо да Винчи Атлантикус

Кодекс хранится в Милане в библиотеке Амброзиана. Содержит множество рисунков, большинство из которых датируются периодом с 1480 по 1518 год. Отражает все аспекты интересов Леонардо - от математики до геометрии, астрономии, ботаники, зоологии и военного дела. На сегодняшний день рукопись состоит из двенадцати томов в кожаном переплёте, включающих 1119 страниц разного размера. Название «Кодекс Атлантикус» связано с большим форматом листов, напоминающих атлас. Этот кодекс был создан приблизительно в конце XVI века скульптором Помпео Леони, который нарушил существующую хронологию рукописей, попавших ему в руки. Леони отделил все научные и технические рисунки, содержащиеся в кодексе, от натуралистических и анатомических рисунков, многие из которых сейчас являются частью королевской коллекции Виндзоров.

Кодекс Леонардо да Винчи Лестерский

Кодекс был приобретён Биллом Гейтсом в 1995 году. Рукопись состоит из 64 листов в кожаном переплёте. В кодексе содержатся заметки в области гидравлики и исследования принципов движения воды. Рукопись датируется периодом с 1504 по 1506 год. На страницах кодекса также можно найти некоторые исследования в области геологии и астрономии.

Кодекс Леонардо да Винчи Тривульцио

Кодекс хранится в Милане в библиотеке Тривульцио Кастелло Сфорцеско. Состоит из 55 листов (в оригинале было 62 листа). Помимо исследований в области архитектуры и религии в рукописи содержатся страницы, свидетельствующие о невероятных усилиях Леонардо по литературному самообразованию. Большинство страниц датируются периодом с 1487 по 1490 год.

Кодекс Леонардо да Винчи Виндзорский

Рукопись хранится в королевской библиотеке Виндзорского замка. Включает в себя 600 рисунков различной тематики и размеров. Рисунки посвящены исследованиям в области анатомии человека, географии и анатомии лошадей. Также кодекс содержит карикатуры и несколько карт. Рисунки были созданы в различные периоды жизни Леонардо, приблизительно между 1478 и 1518 годами.

Трактат о полёте птиц

Трактат хранится в Турине, в библиотеке Реале. Рукопись содержит 17 страниц (в оригинале было 18 страниц), посвященных преимущественно анализу принципа полёта птиц, а также вопросам воздушного сопротивления и воздушным потокам. Рукопись датирована приблизительно 1505 годом.

Кодекс Ашбернхема

Хранится в Париже во Французском институте. Кодекс представляет собой рукописи в картонном переплёте. Изначально они были частью кодекса А, откуда были удалены в XIX веке. Затем им были присвоены номера 2037 (ранее кодекс B) и 2030 (ранее кодекс А). Данная коллекция посвящена преимущественно живописи, а также содержит различные рисунки, с большей вероятностью относящиеся к периоду с 1489 по 1492 год.

Французский кодекс

Это собрание хранится в Париже во Французском институте. Данный кодекс содержит двенадцать рукописей разного размера, частично в пергаментном, частично в кожаном переплёте, некоторые записные книжки по-прежнему сохранились в картонном переплёте. Самым маленьким является Кодекс М (10 × 7 см), а самым крупным Кодекс С (31 × 22 см). Эти кодексы были обозначены буквами от А до M и содержали исследования в области военного искусства, оптики, геометрии, гидравлики и полёта птиц. Большинство страниц могут быть датированы предположительно периодом с 1492 по 1516 год.

Мадридский Кодекс Леонардо да Винчи

Эти рукописи хранятся в Мадриде в Национальной библиотеке, где они и были обнаружены лишь в 1966 году. Кодекс представляет собой рукописи в переплёте из красной марокканской кожи. Материалы состоят из двух томов. Для более лёгкой идентификации они были названы «Мадридский кодекс I» и «Мадридский кодекс II». Большая часть страниц в Мадридском кодексе I содержит исследования Леонардо в области механики и датируется периодом с 1490 по 1496 год, в то время как Мадридский кодекс II посвящён исследованиям в области геометрии и датируется периодом с 1503 по 1505 год.

Price Realized: $30 млн. 800 тыс.

Абсолютный ценовой рекорд принадлежит рукописному "Лестерскому кодексу" Леонардо да Винчи (The Codex Leicester, Leonardo da Vinci), проданному на аукционе Christie"s в 1994 году за 30,8 млн. долл. Великий Леонардо назвал свой труд: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Это тетрадь записей Леонардо да Винчи, сделанных им во время жизни в Милане в 1506-1510 годах. Она состоит из 18 листов бумаги, исписанных с обеих сторон и сложенных таким образом, что вместе они образовали 72-страничную тетрадь. Заметки Леонардо написаны особым образом, его собственным «зеркальным» шрифтом - прочитать их можно только при помощи зеркала. В 1994 году книга была выставлена на торги, в ходе которых была приобретена основателем Microsoft Биллом Гейтсом. По его инициативе «Лестерский кодекс» постоянно выставляется в различных музеях мира.

Итак, самым дорогим манускриптом в мире признана тетрадь в 72 страницы, возраст которой составляет уже половину тысячелетия. Речь идёт о рукописи великого художника, учёного, мыслителя, наконец, одного из самых интригующих персонажей мировой истории - Леонардо да Винчи, известной как “Лестерский кодекс”. Вообще-то, когда Леонардо записывал сепией в эту тетрадку свои наблюдения и размышления об окружающем мире, ни о каком Лестерском кодексе он и понятия не имел. Или имел? Кто его знает, этого Леонардо. Как бы там ни было, сам автор назвал свой труд “Трактат о воде, земле и небесных телах”. На восемнадцати листах бумаги с полотняной отделкой, сложенной таким образом, что получилось семьдесят две страницы, Леонардо да Винчи записывал в 1506 -1510 годах свои комментарии по поводу природных явлений, наблюдения, математические формулы. Леонардо жил и творил в это время в Милане. Труд великого учёного получил название “Лестерский кодекс” два века спустя в 1717 году, когда тетрадь приобрело английское семейство Лестер. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера» (Codex Hammer). После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен наследниками на аукционе Christie’s, в ходе которого был приобретён за $30,8 млн. долларов… кем бы вы думали? Ну, конечно же, Биллом Гейтсом. Самый богатый человек планеты купил самую дорогую в мире книгу. Однако Гейтс, человек не чуждый благотворительности, не спрятал это сокровище на дальней полке свой библиотеки, а ежегодно предоставляет её для выставок в крупнейших музеях мира. В “Кодексе” можно почитать о таких вещах, как происхождение окаменелостей, свечение Луны, движение воды. Если удастся почитать, конечно. И дело тут не столько в том, что не каждому будет позволено вот так запросто, полистать ценнейшую рукопись, сколько потому, что Леонардо, большой любитель заинтриговать потомков, делал свои записи зеркальным методом. То есть: прочитать написанное в “Лестерском кодексе” можно лишь с помощью зеркала, глядя на отражение текста. Сколько ещё загадок оставил нам Леонардо? Неизвестно… «Трактат о воде, земле и небесных делах» великого итальянского художника и просветителя Леонардо да Винчи представляет собой записи научного характера и всевозможные математические выкладки. Художник и ученый комментировал в нем природные явления. Не обошёл он вниманием и техническую составляющую развития цивилизации. Билл Гейтс ежегодно предоставляет Кодекс Лестера для выставок в крупнейших музеях мира.

Все, что связано с именем великого итальянского художника Леонардо да Винчи, всегда вызывало в обществе огромный интерес. К примеру, одну из его тетрадей с записями - так называемый Лестерский кодекс - в 1994 году продали на аукционе Christie"s за 30,8 миллиона долларов. Тетрадь Леонардо приобрел основатель компании Microsoft Билл Гейтс.

Живописные полотна и рисунки Леонардо считаются не только шедеврами изобразительного искусства, но и отличным вложением средств. Даже клочок бумаги с собственноручными записями гения эпохи Возрождения можно продать и купить по фантастической цене.

Что уж говорить о тетрадях художника, в которые он заносил свои мысли по самым разным поводам, сопровождая размышления рисунками и математическими расчетами! Так что в рейтинге аукционных цен имя Леонардо стоит на первом месте.

Крамольная анатомия

Леонардо да Винчи был не только талантливым художником. Его ум живо интересовали все отрасли человеческого знания. В те времена единственной наукой, которая привлекала художников, была анатомия. И понятно, почему: она помогала живописцам правильно изображать человеческое тело. Но большинство художников ограничивались небольшим экскурсом в «подкожное» строение человека. Больше они все-таки полагались на собственное зрение и писали своих персонажей с заказчиков или натурщиков.

Леонардо же так внимательно и кропотливо изучал взаимодействие работы костей и мышц, что оставил нам рисунки, которые можно назвать анатомическими атласами. Он исследовал даже то, что вряд ли бы помогло ему в живописи, - стадии развития плода внутри матки. Для этого он вскрыл не одну беременную женщину (само собой - мертвую).

Работу мышц и костей он рассматривал скорее как инженер и даже проводил измерения и математические расчеты. Словом, для великого флорентийца человек был таким же механизмом, как подъемный мост или баллиста. Глядя на то, как атлет поднимает тяжести, он думал не о красоте самого движения, а о том, как прекрасно работает система рычагов внутри человеческого тела, и разрабатывал искусственные механизмы, способные повторить творение природы.

Животные, птицы, насекомые, бег воды в реках и ручьях, перемещение облаков на небе вызывали в нем не только эстетическое удовольствие, но и желание проникнуть за пределы видимого, понять, как же все это устроено. Для времени, в котором жил Леонардо, такое настроение ума считалось крамольным.

Неудивительно, что свои мысли художнику приходилось прятать, - даже обычное анатомирование покойников считалось тогда крамолой, за которую можно было отправиться на костер. Леонардо свои размышления записывал, но старался сделать их недоступными для случайного человека, ненароком заглянувшего в его тетради.

Он использовал способ зеркального письма и довел его до полного автоматизма. Несведущим его записи казались не поддающимися прочтению. Правда, почти всегда они дополнялись рисунками, и внимательный читатель легко мог сообразить, какие тайны сокрыты в тексте, - но самих тайн без дешифровки узнать бы не сумел.

«Трактат о воде, земле и небесных телах»

На протяжении нескольких лет -с 1506 по 1510 год -Леонардо был поглощен изучением природы воды, воздуха, минералов и небесных тел. Размышления на эту тему и составили так называемый Лестерский кодекс - множество шифрованных записей и рисунков на 18 больших листах, исписанных с двух сторон и сложенных так, что образовалась тетрадь в 72 страницы.

Свои записи гений назвал так: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Сведущий в шифровании человек мог прочитать в этом трактате мысли Леонардо об устройстве мира и получить ответы на вопросы, почему движется вода в реках, что означают странные окаменелости, которые находят в известковых отложениях по их берегам, и как эти окаменелости образовались, почему Луна не светит так же ярко, как Солнце, и если сама Луна не испускает свет, откуда берется ее свечение, какова роль воздуха в устройстве человеческого мира и как человеческое тело соответствует идеальным пропорциям, свойственным природе.

Конечно, объяснения Леонардо соответствуют научным критериям того времени: воздух художник называет душой мира, землю - телом мира, а воду -его кровью. Мир, природа, по его мнению, - огромный живой механизм, в котором все взаимосвязано и целесообразно.

Тело природы должно питаться живительными соками, которые дает вода, а воздух позволяет этому телу дышать и жить. И работу природы, как и работу других механизмов, можно улучшить. Поэтому на страницах своей тетради Леонардо разрабатывает полезные для мироустройства улучшения - обустройство искусственных каналов, строительство мостов, дамб и шлюзов, то есть применение инженерных сооружений.

Рассуждения ученого, несмотря на средневековую терминологию, основаны на множестве опытов, которые он проводил с водой и воздухом, и эти опыты тоже детально им описаны.

Наблюдения Леонардо привели его к выводу, что горные массивы прежде были ложем морей, о чем свидетельствуют окаменелые останки морских обитателей, а потом земля поднялась, вынеся эти окаменелости на огромную высоту. Силу водных потоков и напор воды он связывал с высотой кручи, с которой нисходит вода, и делал заметки о том, как строить мосты, учитывая движение
воды и следы эрозии на прибрежных камнях.

Правда, думая о природе лунного света, Леонардо сделал вполне понятную для его времени ошибку: если Земля прорезана реками и покрыта морями и океанами, думал он, то Луна должна иметь аналогичное строение. Луна тоже покрыта водой, поэтому-то она и светится - ведь солнечный свет отражается не от сухой земли, а от водной глади. Однако по этой водной глади движутся волны, отчего Луна и сияет гораздо слабее Солнца.

Также он обратил внимание, что и темная часть лунного диска имеет слабое свечение, и за столетие до Кеплера он решил, что это явление объясняется тем, что темная часть диска получает отраженный свет, но не от Солнца, а от Земли.

Судьба манускрипта

Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.

Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.

Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен
переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.

Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.

Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.

Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.

Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии - так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.

Гений Леонардо да Винчи отразился не только в живописи, но и в механике, анатомии. Им были зарисованы различные боевые машины, строение человека.

Кодексы Леонардо да Винчи.

РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия). Фрагмент

ПОТОП. Около 1515. Этюд. Бумага, черный мел. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Апокалиптическая серия «Потоп» из 10-ти листов, созданная Леонардо во Франции, воспроизводит конец мира в буквальном смысле — изображенное приближается к абстракции. Он и раньше интересовался геологией и палеонтологией и, обнаруживая на возвышенностях Италии раковины и другие останки морских животных, размышлял о Ноевом потопе. Леонардо так учил молодых художников писать бурю: «Море, мутное и бурное, должно быть полно крутящейся пены между вздымающимися валами, и ветер должен поднимать на разимый им воздух более тонкую пену, как густой, обволакивающий туман». Но сейчас он задумывался о будущем: «Ах, какие ужасные раскаты будут слышны в потемневшем воздухе! О сколько будет воплей и сколько причитаний!»

Человек Витрувия

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ В ПРИМЕНЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЕ. Ок. 1500. Бумага, карандаш.

Изобретатель . Послание потомкам

Неудивительно, что флорентиец Леонардо оставил нам чертежи изобретенных им машин шелкопрядения и шелкокручения, обработки сукна, ведь Флоренция его времени была мировым центром шерстяной и шелковой промышленности. Но совершенно необыкновенны его открытия, которые были вновь изобретены и воплощены лишь в XX веке. «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать», — писал Леонардо о фантастическом способе связи, не оставив нам зарисовок аппаратов по этому поводу. Но может быть, в скором будущем нам и они не понадобятся? Или — уже понадобились? Автомобиль и танк, субмарина и батискаф… И бионика, наука, развившаяся в веке XX. Все это имеет основой открытия Леонардо или было предсказано его изобретениями. Футуристический дар Леонардо не имеет себе равных в истории человечества.

РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Сегодня любителям творчества Леонардо доставляет удовольствие «переводить» недоконченные наброски итальянца, в том числе и военных машин, в реальные, действующие аппараты, тем самым подтверждая его конструкторский гений. В 2004 году в разместившейся в одном из королевских дворцов под Лиссабоном экспозиции, посвященной военной технике древности, в ряду других механизмов-убийц, начиная с глубокой древности, была представлена и эта воссозданная модель Леонардо. Как неоднозначна и противоречива была душа этого человека, конструировавшего военные машины и одновременно записывающего: «И ты, человек, рассматривающий в этом моем труде удивительные произведения природы, если ты решишь, что разрушить мой труд — дело преступное, подумай, что гораздо более преступно отнять жизнь у другого человека».

НАБРОСКИ ПОПЛАВКА С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ ТРУБКАМИ ДЛЯ ВОДОЛАЗА. Между 1508 и 1518. «Кодекс Арундела». Британский музей, Лондон.

Кодекс Арундела является довольно пестрым собранием рукописей, однако это не разрозненные страницы и фрагменты, а 283 сшитых вместе листов различного формата. Основная тема этой рукописи — математика.

Из-за того, что «кодексы» Леонардо были малодоступны для изучения, в веках сохранялась его слава лишь как живописца. XX век, по существу, заново открыл миру Леонардо — ученого, механика и инженера.

Совершенно очевидно, что в этом последнем качестве его использовали все без исключения правители, на службе которых он находился. Будучи придворным художником, Леонардо, не только выступал как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. Его архитектурные эскизы и сегодня сохраняют свое значение как планы постройки идеального города.

МОРТИРА. Около 1485. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.

В перечне своих умений, предложенном Лодовико Моро, Леонардо упоминает: «7. Также, если потребуется, я могу сделать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы прекрасной и целесообразной формы, не похожие на обычные. 8. Где нельзя сделать бомбарды, я сконструирую катапульты, манганы, стрелометы и другие орудия удивительного действия и не похожие на обычные; вообще, в соответствии с каждым данным случаем могу сконструировать бесконечное множество разных приспособлений для нападения и защиты…»

ПАРАШЮТ. 1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Библиотека Амброзиана, Милан.

«Зонтик в 12 локтей» в конце 90-х годов XX века «реализован» по гениальным чертежам Леонардо да Винчи и даже опробован. Конструкторам пришлось добавить лишь противовес сверху, но, зная обычай Леонардо не до конца доводить свои зарисовки, чтобы ими не смогли воспользоваться посторонние, вполне допустимо, что он имел в виду при воплощении своего детища сделать и это необходимое дополнение.

Внимательное изучение рукописей Леонардо продемонстрировали весь диапазон областей, к которым он приложил свои знания и умения. В то время, когда войны и мятежи перемежались с карнавалами и пирами, не было ничего удивительного в том, что художнику и ученому поручалось оформление празднеств. Но Леонардо выделялся и среди своих собратьев-декораторов, а его «кунстштюки» сохранялись в памяти поколений как легенды. Так, например, Вазари свидетельствует, что для встречи в Милане Франциска I в 1515 году «попросили Леонардо сделать какую-нибудь диковинную вещь, он сделал льва, который мог пройти несколько шагов, а затем у него разверзалась грудь и оказывался весь он полон лилий».

ПРОЕКТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «ГЕЛИКОПТЕР». 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

До изобретения первых вертолетов в 1910-х годах с тех пор прошло 420 лет. Пожалуй, пока это единственный технический проект Леонардо, который не был осуществлен и опробован нашими пытливыми современниками. Но большинство нынешних ученых признают его приоритет в изобретении геликоптера и первого варианта пропеллера.

ПОВОРОТНЫЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН. 1478-1480. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.

«Механика есть рай математических наук — посредством ее достигают математического плода», — писал Леонардо. Квадратура круга, механизмы для дренажа земель, устройства плотин, различные механизмы (начиная от строительных и кончая отчитывающими часы), «очки для наблюдения большой Луны» — в решении этих и многих других научно-технических проблем Леонардо — и скрупулезный теоретик, и успешный практик.

ПРОЕКТ «ПТИЦЕЛЕТА» И РИСУНОК ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ В ЛЕЖАЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ. 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Дельтапланерист, уже в наше время паривший над Италией, был горд своей миссией. Не меньше гордились и конструкторы, соорудившие его аппарат по уточненным леонардовским чертежам (надо было добавить лишь «хвост»). «Большая птица начнет первый полет со спины исполинского Лебедя, наполняя изумлением Вселенную, а молвой — все писания. То будет вечная слава гнезду, где она родилась». Пророчество Леонардо, грезившего о полетах, сбылось.

ВНЕШНИЙ ВИД И ПЛАН ЦЕРКВИ В ВИДЕ РОТОНДЫ. 1487-1490. Рисунок. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

В Милане Леонардо стал другом самого яркого зодчего Возрождения Донато Браманте. Браманте, достраивая церковь Санта-Мария делле Грацие, синтезировал ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой. В Риме сложился его стиль, ставший основой всего европейского классицизма в архитектуре. Начало ему положил Тем-пьето, выстроенный Браманте в 1502 году во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монто-рио. Круглый в плане Темпьето смотрится, как воплощение этого эскиза Леонардо.

Анатом и биолог.

Анатомические занятия Леонардо начались еще под руководством Верроккьо. Однако в дальнейшем продолжая их со всем пылом анатома-профессионала, он вряд ли ориентировался лишь на потребности живописи. Художник и мыслитель, для которого самым важным была не внешность предмета, а его устройство как принцип жизни, не мог не сделать анатомию одним из своих главных пристрастий. Он пользовался в своих изысканиях консультациями лучших анатомов Европы, дружил с Маркантонио делла Торе, философом и естествоиспытателем, автором трудов по анатомии человека. Именно анатомии Леонардо посвятил, по его собственным словам, 120 книг.

Можно себе представить количество «трудодней», предшествовавших их написанию. Добавим, что сегодняшнему читателю, следует знать: в отсутствие надлежащего инструментария тонкие операции при препарировании трупов совершались Леонардо собственными ногтями.

МЫШЦЫ ШЕИ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Леонардо предполагал создать универсальный анатомический атлас, начиная с зачатия человека и до естественного умирания его организма. В другом варианте текста говорится о необходимости продемонстрировать сначала идеального человека, затем стариком с уменьшенной мышечной массой, и отдельно — с таблицами, показывающими различные отделы тела «вплоть до костей». Впрочем, были и другие варианты окончательной анатомической антологии.

СЕРДЦЕ И ЛЕГКОЕ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

По всей вероятности, упомянутые Леонардо анатомические «книги» могли быть посвящены каждая результатам исследования отдельного органа. Описанные современниками рукописи Леонардо по анатомии отличались от дошедших до нас виндзорских манускриптов. Приблизительно в 1513 году Леонардо начинает подробно изучать сердце и кровеносную систему человека, возвращаясь к тем опытам, которые он проводил ранее на животных (в основном на быках). Этот рисунок, изображающий сердце и кровеносные сосуды, был создан под влиянием подтвержденных в настоящее время теорий, разработанных в классических трудах римского врача Галена.

Окончание описания жизни и трудов Леонардо да Винчи в следующей статье…

  • Можно