Наталья Зворыкина
Занятие-исследование ООД «Зачем нужны зоопарки»

Цель занятия : выяснить для чего нужны зоопарки ? (сохранение редких видов животных, знакомство с разнообразием животного мира)

Задачи :

Дать представление о роли зоопарков в современном мире ;

Дать понятие «зоопарк » , «Красная книга» , «вымирающее животное» , «вольер» ;

Обобщить знания детей животных об их домах;

Сформулировать причины, из – за которых животные попадают в зоопарк ;

Развивать связную речь детей;

Развивать у детей любознательность, фантазию, логическое мышление, желание творить;

Продолжать прививать детям любовь к природе, желание заботиться, охранять и сохранять все, что нас окружает;

Материалы для занятия :

1. Иллюстрации по теме занятия ,

2. «Красная книга» ,

3. Дидактическая игра «Кто где живет?» ,

4. 20 альбомных листов 15*15,

5. Кисти, краски акварельные и гуашевые,

6. Мелки, фломастеры,

7. Лист ватмана для создания коллективной работы «Детский зоопарк » ,

8. Фланелеграф,

9. Карточки – схемы.

Ход занятия:

Дети проходят в группу и присаживаются на стульчики. На столе заранее приготовлены и разложены иллюстрации животных и их «домики» .

В : Скажите, пожалуйста, ребята, где вы живете?

В : Давайте поиграем в игру «Найди домик для животного» ?

В : Проходите к столу и попробуйте отыскать домик для каждого животного :

Лисица, барсук, бурундук в норе живут;

Медведь, волк, снежный барс, тигр живут в пещере, логове, берлоге;

Белка, сова живут в дупле;

Орел, журавль и аист живут в гнезде;

Корова живет в сарае, коровнике;

Собака живет в конуре;

Орангутан, обезьяны, коалы живут на деревьях.

В : Молодцы, вы правильно отыскали для всех животных их домики, а какие вы еще домики знаете?

Д : бобр – в хатке, запруда,

Человек – в доме, в квартире,

Муравей – в муравейнике,

Улитка – в раковине,

Рыбки - в аквариуме,

Скворец – в скворечнике,

Ласточки и стрижи в норках у рек живут.

В : А где живут животные, если с их домом произошла какая – то беда?

В : А вы были когда – нибудь в зоопарке ?

В : Что или кто вам там понравился?

В : За какими животными вы наблюдали в зоопарке ?

В : Знаете ли вы, что такое зоопарк ?

В : Правильно, зоопарк – это дом для животных, где о них заботиться человек. Зоопарки имеются во многих городах мира. И взрослые, и дети любят их посещать. Ведь только в зоопарках можно вблизи увидеть животных со всего света. На воле животных видят лесники, ученые и очень осторожные люди. Очень редко мы можем встретить в лесу лису, ежа, зайца, так как дикие звери избегают встреч с человеком, стараются спрятаться, затаиться или убежать.

В : Ребята, а вы знаете, как животные попадают в зоопарк ?

В : Есть люди, которые специально занимаются отловом животных для зоопарков . Они хорошо знают не только места, где живут животные, но и их повадки : где они кормятся, куда ходят на водопой, где прячутся, подстерегают добычу, или просто отдыхают или спят. Мелких животных охотники ловят в силки, на приманку; в крупных животных ловцы – охотники стреляют из специальных ружей, но не пулями, а специальными шприцами с лекарством, снотворным, и через небольшой промежуток времени животное засыпает на несколько часов. К нему подгоняют грузовик, грузят в клетку и отправляют на поезде, в самолете, на поезде или на корабле в зоопарк , которому он нужен. Очень часто бывает, что работники зоопарков обмениваются животными, так как при соблюдении всех условий и хорошем уходе у животных рождаются детеныши. В зоопарках работает много людей : это – зоологи и ветеринары, которые кормят животных и ухаживают за ними, сторожа и повара, и многие другие; они стараются сделать так, чтобы диким животным в неволе жилось хорошо, чтобы у них было много корма, чистые и просторные вольеры для прогулок, уголки для сна и отдыха, где они могли бы укрыться от посетителей, побыть в одиночестве. Для животных из жарких стран сооружаются теплые клетки. Работники зоопарков знают , какой корм и сколько его нужно каждому из животных . В зоопарках вывешиваются таблички, на которых написано : «Посетителям запрещается кормить животных» .

В : Как вы думаете, почему нельзя кормить животных?

В : Верно, мы не можем знать, какая пища полезна животному, а какую ему нельзя давать, от нее он может заболеть. Кроме того, в зоопарке животным дают столько еды, сколько им нужно , чтобы быть здоровыми, хорошо себя чувствовать. К сожалению, среди посетителей зоопарков встречаются неразумные, невоспитанные люди. Они дразнят животных, бросают им в клетки опасные предметы, которыми они могут пораниться или отравиться. Несмотря на предупредительные таблички, они подходят к клеткам очень близко и даже перелезают через заградительные барьеры, и могут стать добычей и даже пострадать.

В : Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести в зоопарке ?

В : Давайте сформулируем правила поведения в зоопарке : (правила вывешиваются постепенно на доску)

Не кричать,

Не шуметь,

Не бросать в клетки посторонние предметы,

Не кормить животных ничем,

Не совать в клетки никакие части тела,

Не трогать запоры на клетках,

Итог : быть вежливым и воспитанным человеком!

В : Молодцы, вы правильно все сказали. Вы узнали, как живут животные в зоопарке , а знаете ли вы, что такое «Красная книга» ?

В : Все верно, «Красная книга» - это книга, куда заносят растения и животных, которые находятся на грани вымирания, которых осталось очень мало, которых нужно охранять . В ней есть животные и нашей области (привести примеры) .

В : Ребята, а как вы думаете, почему животных становится все меньше на нашей планете?

В : Правильно, есть несколько причин, из – за которых животные вымирают : (причины также постепенно вывешиваются на доску)

Браконьерство (незаконный отстрел, отлов)

Загрязнение воды, воздуха, почвы;

Вырубка лесов, джунглей;

Строительство объектов в прибрежных зонах, в природных зонах;

В : Все работники зоопарков считают своим самым важным делом – сохранение редких и исчезающих животных, возрождение их в зоопарках .

Ребята, давайте подведем итог : зачем же нужны зоопарки ?

В : Вы все правильно сказали. А давайте сделаем свой маленький зоопарк , у нас в группе?

В : У меня уже приготовлены вольеры для животных, вам нужно только нарисовать животных, которые будут жить в нем. Согласны?

В : Приступайте к работе

Дети начинают работу, по окончании животные помещаются в клетки и подводится итог занятия .

После окончания занятия в группе оформляется «Детский зоопарк » .

Ирина Веригина
Организация исследовательского проекта «Зачем нужен зоопарк?»

Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление.

Исследовательский проект носит индивидуальный характер.

Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи .

Первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

На втором этапе ребёнок оформляет проект . Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребёнок .

Третий этап - защита проекта .

На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах .

Первый этап - подведение к теме проекта .

Проводится беседа с детьми о диких животных и среде обитания.

На столе разложены картинки с изображением диких животных, воспитатель задаёт вопрос : Кто изображён на картинках?

Дети : Дикие животные.

В-ль : Где живут дикие животные?

Дети : В лесу.

В-ль : А где мы ещё можем увидеть диких животных?

Дети : В зоопарке .

В-ль : Как животные попадают в зоопарк ?

Если дети затрудняются в ответе, воспитатель предлагает рассмотреть картинки, На которых изображены различные действия взрослых.

1. Охотники убивают взрослого животного и тем самым детёныши остаются одни.

2. Раненные животные не могут выжить в дикой природе и их отлавливают обученные люди и привозят в зоопарк .

3. Привозят экзотических животных с разных стран мира.

4. Специально разводят вымирающие виды животных.

После демонстрации картинок и выбранных ответов детей продолжается беседа.

В-ль : Скажите, а зоопарк хорошо или плохо для животных.

Дети : Хорошо - потому, что за животными ухаживают, лечат, кормят.

Плохо - потому, что животные сидят в неволе, в клетке.

И здесь подводится итог и ставится вопрос : "Зачем нужен зоопарк ?"

Далее задача детей провести исследование по данному вопросу и оформить с помощью родителей проект в виде альбома , так как ребёнок не может ещё писать он может зарисовать или вырезать картинки из старых журналов или газет и с помощью родителей зафиксировать полученные данные.

1 страница проекта "Зачем нужен зоопарк ?" красочно оформляется.

2 страница - раскрывает важность поставленного вопроса. Ребёнок самостоятельно должен провести опрос сверстников, знакомых и родителей и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками и родителями. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения и одна из них должна принадлежать ребёнку.

Мама- Зоопарк нужен , потому, что - это убежище для вымирающего вида животных.

Брат - Зоопарк нужен , люди могут контактировать с животными, которые живут в далёкой Африке, куда мы не можем поехать.

Папа - Зоопарк - это тюрьма для животных, созданная на потеху людям. Папа говорит, что зоопарк не нужен .

Бабушка - Зоопарк нужен , потому что люди спасают раненных животных, которые уже самостоятельно не могут выжить в дикой природе.

Я сам - Зоопарк нужен , потому что диких животных можно спасти от вымирания, любоваться на экзотичесих животных.

3 страница проекта посвящается выбору наиболее правильного ответа с точки зрения ребёнка. Что я выбрал?

Ребёнок даёт оценку различным позициям участников проекта и выбирает наиболее правильную.

4 страница посвящается возможным способам проверки предложенного ответа. Ребёнок рисует способы получения информации которым он воспользовался : обращение к взрослому, сверстнику книге, интернет, просмотр телепередачи и т. п.

5 страница. Изображается результат проверки правильности ответа.

6 страница проекта посвящается тому , где можно применить данный исследовательский проект .

Публикации по теме:

Беседа для родителей «Зачем нужен дневной сон?» Беседа с родителями. Тема: Для чего ребёнку нужен дневной сон?". Сон для ребенка имеет огромное значение, во сне отдыхает его нервная.

Конспект занятия «Зачем нужен домофон» МДОУ компенсирующего вида №3 «Белочка» (для детей с нарушением речи) Конспект организованно - образовательной деятельности по.

Дорогие коллеги, представляю вам фотоотчёт проекта «Чудо-огород на окошке растёт», который является способом общения, обучения, взаимодействия.

Конспект о ООД в рамках исследовательского проекта «Секреты воды» ООД «Вода в доме» Цель: создать проблемную ситуацию, для постановки перед детьми цели узнать «секреты воды». Задачи: формировать представление.

Консультация для родителей «Зачем нужен логопед» Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё,.

Паспорт детского исследовательского проекта «Шоколандия» Детский исследовательский проект «Шоколандия» Авторы проекта: Смирнова Таисия, 5 лет, Ометова Алина, 5 лет, Алексеев Матвей, 5 лет. Руководитель:.

Презентация познавательно-исследовательского проекта «Что такое тень?» Познаем мир играя. Свет и тень - интересные факты. Старший дошкольный возраст Цель исследования:Рассмотреть природные и рукотворные источники.

Недавний случай в Калининградском зоопарке, где посетители довели акулу до нервного срыва, стал поводом для очередного опроса Института Общественного Мнения «Анкетолог».

С 4 по 11 декабря 1102 жителя России из 9 федеральных округов ответили на вопросы онлайн-анкеты, посвященной зоопаркам и отношению к животным, которые в них содержатся, а также оценке этого случая.

Пойдем в зоопарк...

Только 3% Интернет-аудитории ни разу не посещали зоопарк, а 9% бывали там всего однажды. Подавляющее число интернет-пользователей посещали зоопарк несколько раз (88%).

Поскольку наибольшее число интернет-пользователей - это жители больших городов, то ответы на следующий вопрос выглядят вполне логично. Так, 42% отметили, что посещали зоопарк в своем городе. По 18% набрали ответы в соседнем городе, а также соседнем и/или удаленном регионе.

Вред и польза зоопарков

За последние несколько лет многие экологи и поборники прав животных выступают за отказ от традиционных зоопарков, где животные содержатся в клетках, и их понять можно. Но мы решили выяснить, усматривают ли пользователи Рунета какой-либо вред от посещения зоопарков для человека.

70% респондентов заявили, что зоопарки приносят безусловную, либо значительную пользу. По мнению 16% опршенных пользы и вреда примерно поровну. Среди тех, кто настаивает на вреде зоопарков для человека (5%), большинство придерживается точки зрения, что посещение этих мест досуга негативно сказывается на поведении человека.

Представители Интернет-аудитории видят основную пользу зоопарков в их просветительской деятельности. Например, в том, что они знакомят людей с животным миром (81%). Еще для 10% респондентов зоопарк - это место, где можно расслабиться и отдохнуть, а для 7% посещение зоопарка - это развлечение, веселое времяпрепровождение.

Канарейка в сибирских широтах

Представители Рунета, как оказалось, не очень обеспокоены тем, как экзотические животные переносят климат российских зоопарков: 45% респондентов считают, что зоопарки должны представлять максимально возможное количество видов. Тем не менее, 30% полагают, что содержаться в зоопарках должны животные, обитающие в природе в этом же климатическом поясе, либо те, кто хорошо переносит смену природных условий.

13% респондентов скорее сторонники качества, а не количества - они считают, что зоопарк может представлять небольшое количество животных, но должен обеспечивать близкое общение посетителей с обитателями зоопарка. Кое-кто из респондентов придерживается мнения, что зоопарков вообще не должно существовать.

У клетки с животным

Как заявляют респонденты, посещая зоопарк, они обычно не кормят животных (51%), а если хотят их угостить, то в большинстве случаев используют специальный корм, который дают или продают в зоопарках (38%). Только 8% представителей Интернет-аудитории когда-либо кормили животных обычной едой, которую едят сами. 2% ответивших на анкету людей использовали в качестве лакомства для обитателей зоопарка корм для кошек, собак и других животных.

Всем респондентам был задан вопрос о том, считают ли они обычную еду, снеки подходящей пищей для животных, содержащихся в зоопарке. Оказалось, что 19% респондентов считают, что особого вреда такие угощения обитателям зоопарка не принесут, хотя 73% российских Интернет-пользователей уверены в обратном.

По словам участников исследования, при посещении зоопарка они вели себя достаточно «прилично». Семь человек из десяти никогда не предпринимали никаких действий по привлечению внимания животных в зоопарке, а вот треть респондентов призналась, что кое-что из из нижеперечисленного они делали.

63% респондентов придерживаются мнения, что такие действия скорее всего или верятнее всего могут оказаться вредными для животных, а 24% - что эти действия скорее или полностью безвредны.

Случай в зоопарке

Задавая различные вопросы о посещении зоопарков, мы постепенно подводили респондентов к кульминационному блоку, а именно отношению к случаю в Калининградском зоопарке.

Напомним, что посетители Калининградского зоопарка, пытаясь привлечь внимание акулы, настойчиво стучали по стеклу аквариума, чем довели ее до бешенства. Не выдержав беспрерывного шума, полуметровая рифовая акула начала метаться по аквариуму и биться о стены. Позже ветеринары констатировали, что у нее повреждены нос и глаз.

Ихтиологи приняли решение временно изолировать пострадавшее животное от посетителей. Аквариум закрыли, а сотрудники зоопарка начали добавлять в воду специальные успокаивающие и антисептические препараты.

Этот инцидент в той или иной степени оказался знаком 80% респондентов. Впервые услышали о нем только 20%.

Кто виноват и что делать

На взгляд 71% представителей Интернет-аудитории в инциденте следует винить, прежде всего, посетителей зоопарка, стучавших по стеклу аквариума, хотя и с работников зоопарка никто ответственности не снимает (22%).

Для тех респондентов, которые считают виновными в инциденте местную власть и персонал зоопарка, был задан вопрос о том, какие карательные меры должны быть применены к последним. Самыми распространенными ответами стали штраф в пользу зоопарка (27%), административная ответственность (19%) и увольнение/понижение в должности ответственных лиц.

Посетителей зоопарка подавляющее большинство респондентов предлагает наказывать штрафом (73%).

Представителям Интернет-аудитории было предложено выбрать меру, которая, на их взгляд, наиболее эффективно предотвращала бы подобные случаи в будущем. Респонденты считают, что самой действенной мерой будет повышение общей культуры населения страны, воспитание более бережного отношения к животным. На последнем месте оказалась просветительская работа сотрудников зоопарка, объяснение правил поведения при его посещении.

Исходно зоопарки (точнее - зверинцы) создавались как коллекции диких животных для удовлетворения любопытства публики. Сохранение видов, включая разведение их в неволе, - относительно новое направление их деятельности. Главная цель таких программ разведения - поддерживать поголовье исчезающих животных с целью реинтродукции их в природу, когда для этого сложатся подходящие условия. Следовательно, важно одновременное восстановление естественного местообитания или хотя бы устранение факторов, ставящих там данный таксон на грань вымирания.

Большая часть зоопарков располагает лишь несколькими особями каждого вида. Чтобы избежать инбридинга и ослабления адаптивных свойств животных, широко практикуется межзоопарковый обмен производителями. Их маршруты координирует Международная система учета видов (International Species Inventory System - ISIS) со штаб-квартирой в Миннесотском зоопарке.

Транспортировка производителей по свету - занятие хлопотное и дорогостоящее, а гарантий успеха их «гастролей», несмотря на известные крупные удачи, как у больших панд в Лондонском зоопарке, нет. Проблему решает искусственное осеменение. У самцов под наркозом собирают сперму зондом, который электрически стимулирует гениталии. Этот способ применим не только в зоопарках, но и в природе, так что генофонд популяций в неволе можно увеличивать, не истощая дикого поголовья.

На практике многие программы разведения в зоопарках оказались настолько успешными, что там возникли проблемы перенаселенности, особенно у видов, реинтродукция которых в природу задерживается. Это не удивительно, поскольку в неволе, как правило, ниже сопротивление среды, а, следовательно, и смертность. Например львы в природе редко живут более 7 лет, а в зоопарках нередки их 20-летние особи. Снижение рождаемости не выход из положения, поскольку приводит к изменению возрастной структуры популяции в пользу старых животных. Это ставит под угрозу ее воспроизводство и нарушает естественные процессы обучения молодняка путем подражания ролевым моделям взрослых, в частности их половому и родительскому поведению.

Реинтродукция связана с серьезными трудностями и пока ведется очень ограниченно, в основном из-за сохранения в исходных местообитаниях проблем, поставивших виды под угрозу исчезновения. Это наглядно демонстрирует история гавайской казарки (нене). К1949 г. ее дикая популяция сократилась до 12 птиц. Программа разведения в неволе обеспечила сохранение вида и к настоящему времени в исходное местообитание реинтродуцировано более 3000 казарок. Однако жизнеспособная дикая популяция так и не восстановилась, поскольку на Гавайских островах остались завезенные человеком хищники, которые и ставят этих птиц на грань вымирания.

Тем не менее без скорейшей реинтродукции обойтись нельзя. В противном случае разводимые в неволе популяции утратят необходимые для жизни в природе свойства. Животные станут ручными, и окажутся неспособными искать корм, устанавливать территорию, остерегаться врагов, особенно человека. В результате они будут обречены на полуодомашненное существование. Как и в случае растений, успешное сохранение видов животных требует координации усилий, предпринимаемых ex situ и in situ.