В процессе составления этой записи не будучи историком или экспертом в военном деле мне пришло перечитать не один источник материалов.
Во-первых, странно, но многие известные тревэл блогеры допускают элементарные ошибки в указаниях наименований военной техники, не удосуживаясь перепроверить легко доступную информацию.

Во-вторых, значительно разнятся данные о наступательной силы противника. Я всё же склонен больше верить википедии, так некоторые указывают количество танков в 2 раза больше, чем было на самом деле (если верить вики).

В-третьих, существует некий миф, во всяком случае информация преподносится под таким соусом, что сюда лучше не приезжать одному, здесь небезопасно, что лучше использовать услуги проводника. Если вам нужен проводник для того, чтобы не побежать в сторону Сирии по минным полям или внезапно перелезть в Иорданию, то, не спорю, в остальном же, место безопасное, если, повторюсь, не лезть куда не надо - а об опасных местах везде стоят предупреждающие таблички, знаки и надписи.

Да, место далеко не самое популярное среди заезжих туристов. Да, бывают частые инциденты без жертв со случайно залетевшими со стороны Сирии минами, но проводник или компания вас от этого не спасёт (хроника инцидентов на Голанах за последние годы: http://newsru.co.il/israel/09nov2016/golan_705.html) Да, вокруг только ветер воет и почти ни души вокруг, но порою среди людей гораздо опаснее. Я был здесь абсолютно один и чувствовал себя в совершенной безопасности.

Видимо, именно такими способами прочие блогеры пытаются придать вес своему якобы уникальнейшему репортажу.

Итак, Голанские высоты - это спорная территория на Ближнем Востоке, в настоящее время полностью контролируемая Израилем. С 1944 по 1967 года она являлась частью сирийской провинции Кунейтра, но была захвачена Израилем в ходе Шестидневной войны с 5 по 10 июня 1967 года. Тогда же Советом Безопасности ООН аннексия была признана недействительной. Сейчас Израиль и Сирия считают Голанские высоты частью своей территории.

Это место интересно прежде всего своей кровопролитной и мужественной историей израильских военных, которые в течении нескольких дней удерживали свои позиции от крупнейшего танкового наступления войск Сирии и Египта.


2. По мере продвижения к Голанским высотам ничего не напоминает и не говорит о каких-либо военных действиях, которые имели место быть в этих краях. По дороге из Иерусалима, а это около 266 км. в один конец, большая часть пути, около 220 км. идёт по автомагистралям и только последние несколько десятков километров идут по горным дорогам.

3. Остановился в одном "кармашке", здесь же установлен знак "SEA LEVEL" - мы находимся на уровне моря. Отсюда же открывается вид на озеро Кинерет - самое низкое пресноводное озеро на Земле, также несколько раз упоминавшееся в Новом Завете, в частности, именно его воды держали Иисуса, когда он ходил по воде.

4. Сперва продвигаясь в долину Тель-ас-Саки, узкая и очень крутая горная дорога идёт непосредственно вплотную к Иорданской границе. После подъёма, вдалеке, то тут то там периодически взору предстаёт самая высокая точка в Израиле - гора Хермон.

5. Сейчас там открыт горнолыжный курорт, но когда-то это гора тоже была частью истории войны и боевых действий.

6. История этих мест тяжела и неоднозначна.
Постараюсь объяснить как можно короче и начну с того, что когда в 1944 году Сирия провозгласила независимость, территория Голан была включена в её государственные границы. Затем, 14 мая 1948 года, Давид Бен-Гурион провозглашает создание независимого еврейского государства и уже на следующий день Лига арабских государств объявляет войну Израилю. Сразу семь арабских государств (Сирия, Египет, Ливан, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Трансиордания) нападают на новую страну, начав тем самым первую арабо-израильскую войну, называемую в Израиле "Войной за независимость".

7. Позже, 20 июля 1949 года по результатам войны между Израилем и Сирией заключается Соглашение о перемирии. По окончании войны, для обстрела еврейских поселений Верхней Галилеи и района озера Кинерет, сирийцы покрывают Голаны сетью артиллерийских позиций и укреплений.

8. 9 - 10 июня 1967 года, в ходе Шестидневной войны, израильские войска начинают наступление и после 24 часов тяжёлых боёв занимают Голанские высоты. Таким образом, Голанские высоты, после 23 лет контроля Сирии переходят к Израилю.

9. Однако, наступает 6 октября 1973 года, когда во время иудейского праздника Йом-Кипур, на Синайский полуостров и Голаны начинается внезапная атака египетских и сирийских войск. К началу войны всего лишь 180 израильских танков противостоят примерно 540 сирийским и марокканским.

10. По окончании первого дня войны сирийцы, на то время численно превосходящие израильтян в 3 раза, достигают определенного успеха, но ситуация на Голанах начинает коренным образом меняться после прибытия резервистов. Прибывающие войска смогли затормозить и начиная со второго дня войны, остановить сирийское наступление. На пятый день последняя сирийская боевая единица вытесняется за предвоенную линию прекращения огня.

11. В итоге битвы на голанах, сирийцы не смогли прорвать израильскую оборону и отступают. Сирия потеряла в бою не менее 500 танков и другой бронетехники. Израиль потерял до 80 танков и бронемашин. Людские потери евреев - около 3000 человек.

12. В наше время, здесь сохранилось большое количество старых сирийских минных полей. Большая часть из них ограждена и размечена предупредительными знаками, но они не нейтрализованы. В результате на значительной территории сохранилась естественная природа и есть места, где с 1967 года фактически не ступала нога человека.

13. Израильские власти в память о тех кровопролитных днях оставили на Голанах множество единиц различной военной техники.

18. Подбитый бронетранспортёр сирийских вооружённых сил БТР-152, построенный на базе советского ЗИС-151.

27. Артиллерия - советская 122-миллиметровая гаубица Д-30.

28. Укрепления в Долине Слёз.

32. Полугусеничный бронетранспортёр М3.

34. Очередной "Центурион".

35. Сирийский танк советского производства Т-62 в пятнистой раскраске.

36. Укрепления холма в героическом месте Тель-ас-Саки.

37. Здесь разыгралась настоящая военная драма, когда несколько десятков бойцов сначала выдерживали шквальный огонь противника, а затем, поняв, что пути к отступлению нет, спрятались в бункере.

38. Через бойницы их начинают забрасывать гранатами сирийцы, а когда силы уже были почти на исходе, командир отряда Ансбахер, на тот момент уже тяжело раненый, спросил у бойцов, не может ли кто-то из них, кто ещё в состоянии передвигаться, выползти из бункера наружу и сообщить сирийцам о том, что все спрятавшиеся под землёй израильтяне погибли. Выйти из убежища вызвался танкист Ицхак Нагаркер. Боец вышел наружу, соврал сирийцам, что остался в живых он один, те даже не стали это проверять. После этого танкист проведёт 8 тяжелейших лет в плену у сирийцев.

39. Сейчас на холме стоит мемориал 32 героям павшим в сражениях на Тель-ас-Саки.

41. Не забываем, что Сирия - она там, а мы с вами здесь.

В Израильской долине

Чтобы иметь представление о том, что сделано сионистами в Палестине, надо посмотреть на Эмек. Эмек по-еврейски значит долина. Когда говорят „Эмек" без прилагательного, все понимают, что это - Эздрелонская долина , долина Израиля, краса и гордость сионистского опыта. Здесь путешественникам говорят:

Не смейте уезжать из Палестины, не посмотрев на Эмек.

Это самая обширная палестинская равнина с площадью в шестьсот тысяч дунамов. На западе она примыкает к Завулоновой долине, лежащей у самого хайфскаго залива, потом идет широкой полосой на востоке, ниже Назарета и на восточной стороне Палестины сливается со впадиной Иордана. Сверху долина ограничена Галилейскими горами, снизу горами Самарии. Защищенная со всех сторон, она цветет, как оранжерея среди пустынь; огромное еврейское хозяйство, место, на котором положено столько еврейских трудов и денег.

В одно прекрасное, солнечное утро (впрочем, другого утра в Палестине не можетъ быть) мы выехали с приятелем из Хайфы и направились в Эмек, мимо электрической станции и знаменитого цементного завода, знаменитого тем, что это самое большое фабричное пpeдпpиятиe в Палестине. Над заводом дымились трубы. Слева тянулись возвышенности Кармила горы пророка Илии и Ваала, обиталище газелей и языческих богов, горы, о которой поэт из „Песни песен" сказал: „Голова твоя, как Кармил; и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями"...

А впереди уже раскрываются врата Эздрелонской долины: между голубоватыми галилейскими холмами и лиловатыми горами Самарии. Древняя реченка Кишон протекает внизу под мостом, та самая река, на которой погибли во славу Израиля девятьсот железных колесниц Ханаана . Далеко на холмах стоят немецкие колонии, Вальдгейм и галилейский Вифлеем, и, вот мы в Эмеке, на десятки километров раскинувшим свои пашни, поля и сады.

Еще до войны Национальный фонд (Керен Кайемет) стал прибретать здесь у арабов земли и основал первую еврейскую колонию. После войны Керен Хайесод (Реконструкционный фонд) заботу о поселенцах на вновь прибретенных землях взял на себя, и теперь в долине свыше двадцати пяти колоний. Oни устроены на различных принципах, от частнаго хозяйства на наследственно арендуемых у Керен Кайемета участках, до коммунистических колоний, так называемых, „квуца", которые напоминают poccийскиe колхозы, но выгодно отличаются от последних тем, что созданы добровольно, без какого- то бы ни было принуждения, в силу идеалистических побуждений применить в Палестине новые формы труда. В поселениях же другого рода, в „рабочих поселках" как их здесь называют, каждая семья живет своим хозяйством, без наемного труда. Такие хозяйства объединены, конечно, в кооперативную форму и связаны взаимной поддержкой.

Мы провели целый день в одном из таких поселков. Нахалаль - одна из самых больших и благоустроенных колоний в Эмеке. Ее плодородные земли лежат на месте осушенных болот. Много труда потребовалось вложить в это дело. Лет 70 тому назад пытались сделать то же самое немцы и арабы, оставили на соседнем кладбище не один десяток людей, скошенных малярией, но не могли справиться с трудной задачей. Евреи были более удачливы. Огромных средств потребовало ocyшениe вонючих болот, которые наполнялись водой с соседних возвышенностей. В 1921 году евреи проложили 18 километров дренажных бетонных труб, от 20 до 50 сант. в диаметре, и справились с вонючей и малярийной природой болот. Воду отвели в р. Кишон. Теперь горные источники питают поселок здоровой питьевой водой и орошают поля и „пардесы". Необходимые средства дали сионистские организации.

Деревня Нахалалъ расположена элипсисом. В центре помещаются общественные строения, кооператив, сараи с машинами, почта, школа, молочная ферма и склады соломы. Элипсис образуют дома колонистов, от домов и хозяйственных построек расходятся секторами поля, огороды и сады. Всего в поселке сто хозяйств. У каждого 12 дунамов (дунам - десятая часть гектара) пахотной земли. Занимаются здесь, как и везде в Эмеке, земледелием, садоводством, куроводством и молочным хозяйством.

Интересно было присмотреться к новому типу еврея - к еврею-землеробу. Такие же загорелые лица, как у крестьян всего миpa, такие же мужицкие морщины, мозолистые руки, уменье обращаться с топором или лопатой. Целая пропасть лежит между этим мером пашен, пахучей соломы и тучной зелени садов и каким-нибудь польским или белорусским еврейским местечком. Здесь в полном смысле этого слова произошло возрождение расы. Но сюда пришли люди с убеждением построить свой собственный дом на земле, идеалисты, по большей части интеллигенты, убежденные сторонники сионистской идеи, поэтому в их работе и жизни еще витает то творческое волнение, которое одушевляет тяжелый крестьянами труд, когда он не из под палки, не ради одного хлеба насущного, а по голосу долга и призвания.

Целый день понадобился, чтобы осмотреть поселок. Хозяин одного из участков с видимым удовольствием и гордостью показывал свое хозяйство.

Дома поселенцев однотипные, без крыш, в несколько комнат, с террасами, с душем, который так необходим земледельцу в летнее время. Около дома сад, а в нем цветы и несколько плодовых деревьев, гранатовых или яблонь и груш. За домом хозяйственные постройки. В цементированном хлеве мы видели прекрасных коров, помесь сирийской и голландской пород, многомолочных, легко переносящих особенности местного климата. Мы видели сотни белоснежных американских легхорнов, где их воспитывают и кормят по всем правилам куриной науки. Для кур, например, необходимо глотать песок и камешки, чтобы перемалывать в желудке пищу. Так как в индустриальном хозяйстве oни не видят обыкновенной земли, в которой можно выискать круглым глазком все, что угодно - и зерно и песчинку, то у курятника стоят мешки с размельченными ракушками. Их примешивают в куриную пищу.

В особом помещении находятся инкубаторы, этакиe крепкие лакированные ящики, обитые медью, с грелками и всякими приспособлениями, а у стены стоит серый меланхоличный мул, помощник по хозяйству. Дальше расположены орошаемые огороды, „пардесы" и лозы. Домики ульев стоят рядами за теми деревьями, для которых еще нет в русском языке установившегося твердо названия, и которые по-английски называются "grape-fruits". А там уже поля сжатой пшеницы и широкий пейзаж Эмека с холмами на горизонте, с облаком дыма от сжигаемых трав, поднимающимся к небу столбом. Он напоминает этот мирный сельскохозяйственный дым, о библейских сражениях, что с филистимлянами и амаликитянами разыгрывались на здешних полях во дни царя Саула и Гедеона . В одном из таких сражений, когда дымились зажженные израильские селения, погиб Саул, бросившись на свой собственный меч, и с ним пали его сыновья, оруженосцы и люди.

В полдень вся семья собирается к столу. Приходит загоревшая на виноградниках дочь в широкополой соломенной шляпе, принимает душ, меняет удобные „шорты" на обыкновенное женское платье. Приходят с курятников ее муж и дети - приемыши из Германии, которых в деревне пятьдесятъ человек. На столе овощи, курица, яйца, а рядом с тарелкой последняя книга проф. Кляузнера: „Иисус из Назарета", на еврейском языке, которую надо читать справа налево, а перелистывать слева направо.

Общее впечатление: здоровая и разумная жизнь, а вокруг этой жизни - запах соломы, молока и навоза, петушиное пенье, крики ослов, вечерние разговоры после ужина на библейские темы, когда белая луна поднимается над галилейскими холмами, и еврейские девушки смеются в соседнем саду...

При поселке находится сельскохозяйственная школа. Сто девиц изучают здесь практически и теоретически сельское хозяйство, куроводство и молочное дело. Молодая еврейка, еще недавно писавшая в берлинских газетах, еще не успевшая загореть под солнцем Палестины, показывала нам образцовые курятники и скотные дворы. Бедные куры! Oни здесь всего только фабрики для получения определенного количества яиц в год. В каменном хлеву сорок черных коров, позвякивая цепями, жевали пищу и наполняли большое помещение теплом своего дыхания, шумом пережевываемого сена, запахом парного молока, а больше всего теплыми коровьими вздохами. Хотелось подойти поближе и посмотреть на этих красивых и мирных животных. Но из хлева выскочила молоденькая скотница в шортах, с ногами молодой Флоры, и заявила, что вход в хлев для посторонних запрещен. Здесь здоровье коров охраняют больше, чем здоровье людей. Посетитель может занести в хлев микробы какой нибудь болезни, а каждая такая корова - сокровище.

Потом нам показали большую кооперативную лавку, в которой можно купить все, что требуется в ежедневной жизни, от чайной посуды до почтовой бумаги. Ведь в колонии 600 человек народу, школа и детский сад, библиотека, где собрано все, что издано на еврейском языке. Жизнь кипит. Под навесом сарая стоит „комбайн" - страшное сооружение из колес и труб, которое косит пшеницу, молотит ее, вяжет солому и выбрасывает мешки уже с готовым зерном... В молочной, где молоко оценивается не только по количеству, но и по содержанию литров, тяжелые бидоны готовы, чтобы погрузиться на камень и направиться в склады „Тнува" - кооперативной сельскохозяйственной закупочной организации, которая снабжает молочными продуктами и яйцами всю Палестину.

Но сумерки на востоке наступают почти мгновенно. И тогда мне открылась другая сторона жизни еврейской колонии. Кое кто из колонистов, кому подошла очередь, накинули куртки - палестинские ночи бывают прохладными - и отправились спать в назначенное место. Это - самооборона. Правительство выдало колонистам некоторое количество оружия на случай нападения на еврейские поселки, и люди, после трудового дня, должны были охранять свое достояние, свои дома и пардесы. Ведь под боком Назарет, арабские деревни. Вокруг зажигались в темноте электрические огоньки в соседних колониях. На водонапорной башне посреди поселка начинала мигать световая сигнализация - колония переговаривалась по азбуке Морзе с соседями, чтобы спросить, как обстоят дела, чтобы оказать в случае надобности помощь, известить по телефону полицию. Потом зажигался прожектор и медленно водил снопом света по окрестным холмам и пашням. От этого света еще благоуханнее ночь, еще чернее деревья. Но как будто все спокойно. Нападений на колонии не было ни разу. Не этот ли довольно скромный прожектор охранял своим мистическим глазом колонию и наводил страх на арабов?

А утром снова в путь, опять кружиться в автомобиле по проселочным ухабистым дорогам Эмека, мимо колонии, мимо молодого леса Бальфурии выбраться на шоссейную тивериадскую дорогу. Хорошо, что не видно ни железной дороги, ни этого пресловутого нефтепровода, который пересекает всю Эздрелонскую долину, а видны только холмы на горизонте, и над ними круглые облака, и по сторонам сельской дороги поля, жнивье, на котором пасутся овцы, опять холмы, опять круглые, белые облака над холмами и где-то под ними маленькая деревушка Сулим, древняя Шулем, где стоял среди виноградника дом Суламифи , выходившей рано утром посмотреть, не распустились ли цветы гранатовых деревьев.


Примечания

Изреэльская долина (долина Мегиддо) - долина в Нижней Галилее. Протянулась от горы Кармель на западе до Иордана на востоке, длина около 40 км, максимальная ширина - между горой Кдумим и долиной Дотан - свыше 20 км, вторая по размерам (367 км²) после Иорданской внутренняя долина Израиля. Отделяя горы Галилеи от гор Самарии, образует своего рода распадок между Иорданом и низменностью Хайфского залива. В долине протекает река Харод, впадающая в Иордан, и река Кишон, которая впадает в Хайфский залив Средиземного моря. Возле её устья находится порт Кишон. Названа по израильскому городу Изреэль (буквально «посеет /засевает/ Бог»), находившемуся в древности в центре долины. По материалам википедии.

Ханаа́н (ивр. כְּנַעַן‎ , араб. کنعان‎‎) - западная часть Плодородного полумесяца. Слово «Ханаан» (Кнаан) происходит от семитского корня, означающего «изгибаться вниз»; это имя в библейские времена носила страна, простирающаяся на запад от Иордана. В настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. По материалам википедии.

Дунам (от тур. dönüm) - единица измерения площади, служащая для измерения площади земельных участков в странах, находившихся в прошлом под властью Османской империи: Израиль, Турция, Ливан, Сирия, Иордания, Ирак, Северный Кипр, Ливия, а также в странах бывшей Югославии.

Метрический дунам, используемый сейчас в Израиле, Ливане, Иордании и Турции, равен:

1000 м²

0,001 квадратных километров

0,2471 акров

1196 квадратных ярдов

10760 квадратных футов

на Северном Кипре 1 донюм = 4 эвлек = 14400 квадратных футов = 1337,8 м²

По материалам википедии.

Филистимляне (ивр. פלישתים‎, плиштим - вторгающиеся) - древний народ, населявший приморскую часть Палестины (от современного Тель-Авива до Газы). Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт.10:13), а также в ассирийских и египетских. По материалам википедии.

Амаликитяне - кочевой народ на юге Ханаана, потомки внука Исава, Амалека, покорены Саулом и Давидом. Этот народ также называли Омая и Аму. Согласно Пятикнижию, амалекитяне являются врагами еврейского народа. Согласно представлению иудаизма, потомство Амалека существует пока существует потомство Израиля. Всевышний позволяет существовать потомству Амалека для того, чтобы Израиль не сошёл с верного пути. Как только Израиль меняет свой верный путь, то есть грешит, то сразу усиливается потомство Амалека, то есть потомки Амалека властвуют, терроризируя Израиль. Потомство Амалека ослабевает только тогда, когда Израиль возвращается на праведный путь. В древней Персии потомок Амалека Аман был визирем при царе Ахашвероше. Интриги Амана чуть не привели к истреблению всех евреев на территории персидской империи. В конце концов визирь Аман был казнён, а 10 его сыновей были повешены. В честь этих событий евреи празднуют Пурим. По материалам википедии.

Сау́л (ивр. שָׁאוּל‎, Шау́л; букв. `одолженный [у Бога]`) - первый царь объединённого Израильского царства (около 1029-1005 гг. до н. э.), сын Киса (Киша) из колена Вениаминова. Местожительство Саула было в Гив‘е, которую он сделал своей столицей. По материалам википедии.

Гедео́н - один из известнейших судей израильских, родом из Офры. Пользуясь нравственным упадком и политической раздробленностью евреев, мадианитяне и другие «сыны Востока» предпринимали против них нашествия из года в год, потравляя засеянные поля, угоняя скот и расхищая всякое достояние. «И весьма обнищал Израиль». Угнетение продолжалось семь лет, и только тогда, когда народ отчаялся в своём избавлении, явился Гедеон, «отважный воин», как показывает само его имя. Два старших брата его погибли в борьбе с врагами Израиля. Получив высшее призвание к избавлению народа, Гедеон с небольшим отрядом сделал удачное ночное нападение на мадианитян; в ужасе и ночной суматохе они рубили друг друга и в беспорядке бежали за Иордан, надолго оставив в покое Ханаан. Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарный народ предлагал ему наследственное царское достоинство; но он отказался от этой власти, в которой видел нарушение теократического принципа. Земля под его управлением благоденствовала сорок лет. Сам Гедеон дожил до глубокой старости, оставив от своих многих жён 70 сыновей. В народе Гедеон получил также прозвание Иероваал, то есть «противоборец Ваалу», за то, что разрушил жертвенник, установленный в честь этого языческого божества. История Гедеона излагается в Суд. 6-7. По материалам википедии.

Сулами́та, Сулами́фь (ивр. שולמית‎, Шулам(м)и́т) - библейский персонаж, героиня Песни песней, возлюбленная (невеста) царя Соломона. Имя Суламиты встречается в тексте Библии лишь в одном месте (Песн.7:1). Наиболее часто имя Суламиты считают производным топонима Сунем (Сунам), в частности, существуют гипотезы, отождествляющие Суламиту и Ависагу Сунамитянку. Смуглая кожа невесты (Песн.1:4) позволяет некоторым комментаторам предполагать тождественность Суламиты царице Савской или дочери фараона - одной из жён Соломона. Группа «фольклорных гипотез», считающих Песнь песней сборником свадебных гимнов, предполагает, что имя Суламиты представляет собой производное имени Соломона (ивр. שְׁלמה‎, Шломо) и на самом деле означает торжественное именование невесты в ходе свадебного обряда, как Соломон - всего лишь символическое именование жениха. По материалам википедии.


29-04-2014, 19:51

Горы Иерусалима

  • Гора Герцля
    Холм в западной части Иерусалима, на котором расположено национальное кладбище Израиля. Гора названа в честь Теодора Герцля, основателя современного политического сионизма. Могила Герцля находится на вершине холма. Солдаты Израиля, погибшие на войне – от Войны за независимость до последних войн – также похоронены там. На этом же кладбище хоронят выдающихся деятелей и мирового сионизма. Высота Горы Герцля составляет 834 метра над уровнем моря.
  • Елеонская гора
    Возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по восточную сторону Кедронской долины. Издревле была засажена маслинами, откуда и название.
  • Скопус
    Является северной вершиной Елеонской горы на северо-востоке Иерусалима. Высота над уровнем моря– 826 метров (2710 футов). В результате арабо-израильской войны 1948 года гора Скопус стала охраняемым объектом ООН на иорданской территории, оккупированной до Шестидневной войны (1967). Сегодня гора Скопус находится в пределах муниципальных границ Иерусалима.
  • Храмовая гора
    Обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. Высота – 774 метра над уровнем моря. Высота каменной стены в самом высоком месте 45 м. Общий объем каменной кладки стены порядка двухсот тысяч кубических метров – чуть менее объема кладки, например, третьей пирамиды (пирамиды Менкаура) на плато Гиза.

Горы

  • Авиталь
    Гора вулканического происхождения на Голанских высотах на территории Израиля, недалеко от границы с . Вместе с горой Бенталь, расположенной к северу от неё, образует единый массив. Высота – 1204 метра над уровнем моря.
  • Бенталь
    Гора вулканического происхождения на Голанских высотах на территории Израиля, недалеко от границы с Сирией. Вместе с горой Авиталь, расположенной к югу от неё, образует единый массив. Наивысшая точка горы Бенталь – 1171 м над уровнем моря. Гора расположена к западу от сирийского города Кунейтра и к югу от кибуца Мером Голан, который расположен у подножия горы. У подножия горы находится большое водохранилище, построенное в 80-х годах ХХ столетия.
  • Бней-Расан
    Гора вулканического происхождения на Голанских высотах. На вершине горы находятся 10 ветровых турбин для производства электроэнергии, установленные в 1993 году и обеспечивающие электричеством все близлежащие населённые пункты. Высота каждой турбины 30 метров, размах крыльев 18 метров. Вес турбины около 70 тонн, вес каждого крыла около 1200 кг, а каждый генератор весит около 30 тонн.
  • Варда
    Гора вулканического происхождения на Голанских высотах , недалеко от границы с Сирией.
  • Гильбоа
    Горный хребет в Изреельской долине в Израиле. Хребет простирается с востока на запад и расположен к западу от реки Иордан. Название упоминается в Ветхом Завете, русский вариант – Гелвуй. Горный кряж длиной 17 километров и высотой 550 метров над уровнем моря является самой северо-восточной частью Самарии и южной границей Изреэльской долины. Здесь сходились границы трёх колен – Иссахара, Звулуна и Менаше.
  • Иудейские горы
    Горы 800-900 м над уровнем моря, расположенные на востоке Израиля – вокруг Иерусалима до Иудейской пустыни, которая спускается к Мертвому морю. Название "Иудейские горы" произошло от колена Иуды, одного из двенадцати колен Израилевых, которое получило эти земли при завоевании Ханаанской земли евреями после выхода из .
  • Кармель
    Горный массив на северо-западе Израиля. В русской Библии названа горой Кармил. С запада хребет ограничен Средиземным морем, с севера – Хайфским заливом и долиной Звулун. На юге и востоке хребет понемногу понижается, переходя в холмы в районе городов Биньямина на юге и Йокнеама на востоке (примерно 25 километров в каждую сторону). Впрочем, на востоке холмы быстро снова превращаются в горы, окружающие долину реки Иордан.
  • Мегиддо
    Холм (тель) в западной части Изреельской долины, на территории Израиля, возле современного поселения того же имени. Известен главным образом благодаря греческому слову Армагеддон, которое представляет собой транслитерацию еврейского словосочетания hар Мегиддо. В древности Мегиддо был важным городом-государством. Раскопки насчитывают 26 культурных слоев, это говорит о том что поселение существовало здесь очень долго. Мегиддо расположен около стратегически важного прохода через горную гряду Кармель. Охраняется государством как национальный парк.
  • Мерон
    Самая высокая гора в Галилее (Израиль). Является частью горного массива Мерон. Её высота 1208 м над уровнем моря. С неё хорошо видно город Цфат. Большую часть горы занимает природный заповедник. Гора Мерон – одна из самых дождливых частей страны. Зимой там почти всегда есть снег, что для Израиля редкость.
  • Перес
    Гора вулканического происхождения на Голанских высотах на территории Израиля, недалеко от границы с Сирией. С сентября 1974 года на склонах горы Перес работает завод кибуца Мером-Голан, где производят дробление легких вулканических материалов. Материал в дальнейшем используется в промышленном строительстве, для производства блоков, зданий, дорог и садов, а также при производстве постельных принадлежностей.
  • Рога Хаттина
    Гора вулканического происхождения в Нижней Галилее, в Израиле, примерно в 6 км западнее Тверии. От кратера потухшего вулкана остались два холма, две вершины, северная и южная. Согласно древнему византийскому преданию, на этой горе Иисус Христос произнес Нагорную проповедь, то есть византийцы считали её горой Блаженств. Вслед за ними так думали и крестоносцы, а католическая энциклопедия до сих пор настаивает на этой версии. Греческое православное предание также считает склоны этой горы местом Нагорной проповеди. У подножия Хаттинских Рогов 4 июля 1187 года произошло знаменитое сражение войск Салах ад-Дина и армии крестоносцев, закончившееся полным поражением последних – Битва при Хаттине.
  • Сион
    Юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость. Еврейская традиция, начиная с древних пророков, сопоставляла его с понятием веха, ориентир для возвращения. Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма в 70 году н. э.
  • Фавор
    Отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня (по версии некоторых исследователей Иисус Христос преобразился севернее, на горе Хермон. На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения.
  • Хар-Карком
    Гора на юго-западе пустыни Негев в Израиле, на полпути из Петры до Кадеш-Барнеа. Исходя из предположения, что сыны Израилевы, пересекая Синайский полуостров в направлении Петры, двигались более или менее прямолинейно, ряд исследователей выдвинули гипотезу о том, что Джабаль-Идейд, возможно, является библейской горой Синай. Один из последователей этой теории, Эммануэль Анати, провёл на горе раскопки и обнаружил здесь крупный культовый памятник, использовавшийся со времён верхнего палеолита и до бронзового века, с многочисленными алтарями, кромлехами, менгирами и более чем 40000 наскальными рисунками.
  • Хермон
    Горный массив в горной цепи Антиливан. Наивысшая точка Хермона – 2814 м над уровнем моря – является также самой высокой точкой всего Антиливана. Длина массива около 60 км, площадь около 1000 кв.км.. Хермон входит в водосборный бассейн трех основных источников реки Иордан – Снир (Хацбани), Дан и Баниас.
  • Хермонит
    Гора вулканического происхождения на Голанских высотах на территории Израиля, недалеко от границы с Сирией. Наивысшая точка горы Хермонит – 1211 м над уровнем моря.

У самой границы с Сирией есть древний вулкан, который давно потух, но оставил гору Бенталь. Она находится в северо-западной части знаменитых «Голанских высот».

Экскурсовод в Израиле расскажет, что в 1973 г. здесь проходили военные действия, гора Бенталь (1170 м высота) была главной стратегической точкой. В сирийско-израильской войне Йом-Копур были тяжелые бои на территории между горам Хермон и Бенталь.

Между Адом и Раем в Иерусалиме.

Поэтому участок земли называют «Долиной слез».

Со стороны Сирии было 1 500 танков, а артиллерийский орудий – 1 000 единиц. Израиль мог противопоставить лишь 160 танков и 60 орудий. Израильтяне героически выстояли, и даже захватили большинство орудий противника.

Экскурсия с частным гидом по современной долине

Сейчас долину посещают тысячи туристов, вы можете заказать экскурсию с частным гидом по Израилю, который ответит на все интересующие вас вопросы. Здесь сверху также хорошо просматривается граница с Сирией. Участки, принадлежащие Израилю, покрыты садами и полями. Дорога-серпантин ведет на гору, здесь история и красивые виды.

С горы при хорошей погоде отлично виден 1-й кибуц «Мером «Голан», который создали уже после войны в 1967 г. На гору Хермон отличный вид (3 000 м на морем), на востоке виден Дамаск (60 км), с другой стороны – друзские деревни.

В экскурсии по Израилю часто входит посещение горы Бенталь. Здесь открыт музей военных лет, сохранился сирийский блиндаж из камней. Можно увидеть на вершине горы наиболее укрепленный участок «Голанских высот».

Рядом установили указатель, где можно видеть расстояние до соседних городов, так Дамаск (столица Сирии) в 60 км от долины.

Скульптор Йоп Де Йонг создал на горе аллею фигур из кусков боевой техники тех лет. Это небольшие памятники из металла и дерева в форме чудовищ.

Экскурсия заканчивается спуском с горы, к устью Иордана.

Отдых у горы Бенталь

Отдохнуть у горы Бенталь можно в кафе «Анан», где отличная кухня, а также прекрасный панорамный вид на Сирию и высоты. В зимнее время здесь часто снег, практически постоянно висят тучи («аниам» на иврите). Тучи останавливают вершины горы.

Рядом поселение «Маром Голан» , где славится ресторан «Ха-Бокрим». Для желающих провести здесь несколько дней, в аренду сдаются отличные «гостевые домики» («цимеры»). Многие из них изготовлены из дерева, красивые снаружи, а внутри – большие удобные кровати и джакузи.

Экскурсионные туры по Израилю ориентированы чаще всего на другие места и достопримечательности. О горе Бенталь знают немногие, но никто не пожалел, что решил сюда заехать.

Гид по Израилю – Екатерина Хмелева

Енном, Енномова долина, долина сынов Енномовых (Нав. XV, 8, IV Цар. XXIII, 10, Иер. II, 23 и др.) – было глубоким и узким оврагом с крутыми берегами на ю. и з. стороне Иерусалима; название получила долина, как полагают (Стэнли) от древнего героя, сына Енномова , имевшего здесь свои владения. На дне долины протекает небольшой ручей, впадающий в поток Кедронский. Здесь еще во времена Соломона воздвигнуты были высоты и построены капища Астарте, Хамосу и Молоху (III Цар. XI, 7, IV Цар. XXIII, 13). Ахаз и Манассия совершали здесь курение идолам, и первый проводил своих сыновей через огонь (IV Цар. XVI, 3, II Пар. XXVIII, 3). Гнусный обычай приносить в жертву детей Молоху в Тофете на ю.-в.

Долина Еннома

означенной долины сохранялся продолжительное время. Впоследствии ц. Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место (IV Цар. XXIII, 10, 12, 14), заставив бросать в него человеческие кости; и с этого времени долина Енном сделалась, по-видимому, местом свалки всяких нечистот, вывозимых из города, трупов казненных преступников, павших животных и т. п., а для уничтожения оных и происходившего, вследствие гниения их, зловония на дне долины горел постоянный огонь. Посему-то со временем она сделалась страшной и отвратительной для Израиля, и ее стали называть геенной, геенной огненной, употребляя это слово для изображения вечных мучений грешников по смерти (Мф. V, 22). По мнению некоторых раввинов, долина Енномова должна служить вратами ада. Ныне у арабов она называется: Вади-Джегеннам или Вади-Эр-Рубеб . На дне долины Енном растут оливковые и другие плодовые деревья, а бока ее содержат множество погребальных пещер. У восточной оконечности долины, по преданию, находилась Акелдама (см. Акелдама). Во время крестовых походов здесь указывали еще дерево, на котором повесился Иуда. Нигде в окрестностях Иерусалима погребальные пещеры не сохранились так хорошо, как в долине Енном; большая часть их очень древни и представляют собою небольшие мрачные пещеры с узкими, высеченными в утесе входами. За то вот приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом, или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения, пророчествовал некогда Иеремия (XIX, 6). И действительно, говорит один из новейших путешественников, куда ни обратишь в этом месте свой взор, он всюду останавливается на гробницах и погребальных пещерах; многие из них полуразрушены, другие совсем разрушены и сокрушены, как и самый народ, некогда осквернивший это место… 3десь вечное, так сказать, memento mori… (Пиеротти).

◄ ЕннатанЕнном, Енномова долина, долина сынов ЕнномовыхЕнон

Израиль

в фотографиях

Иерусалим древний священный город, столица Израиля. Расположен на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями.

Храмовая гора — площадь, обнесённая высокими стенами, возвышающая над Старым городом Иерусалима. Высота стены в самом высоком месте достигает 45 метров. Сейчас продолжаются раскопки внутри храмовой горы. Именно здесь был основан орден Тамплиеров.

На Храмовой горе Иерусалима расположена мечеть Аль-Акса (Масджид Аль-Акса), которая является третьей святыней ислама.

Купол Скалы находится на Храмовой горе в Иерусалиме. Исламское святилище над камнем основания (считается камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира).

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня возвышается на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

Храм Гроба Господня

Западная Стена, Стена Плача или А-Котель расположена вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима. Является символом веры и надежды. На фотографии панорама Западной Стены с Куполом Скалы (слева) и мечетью Аль-Акса (справа).

Храм книги — музей в Иерусалиме, в котором хранятся редкие рукописи, в частности манускрипты Библии. Выбор цвета и формы здания не случаен — символизирует пожизненную борьбу света и тьмы, добра и зла, Правды и Лжи.

Закат над долиной (пустыней) Арава (Араба), расположенной на территории Израиля и Иордании к югу от Мёртвого моря. Вид из Израиля в сторону Иордании.

Прибой на Мёртвом море и солёвые отложения на скалах. Одно из самых солёных водоёмов на Земле, бессточное.

Израильское побережье залива Акаба на севере Красного моря.

Небольшая часть побережья в северной оконечности залива Акаба принадлежит Израилю. Туристов привлекает прозрачная вода и богатый подводный мир. Поэтому здесь популярен дайвинг.

В северной части залива Акаба расположен израильский порт Эйлат. Поэтому в Израиле ещё распространено название Эйлатский залив. На берегу залива располагается древний город Эйлат, существовавший ещё во времена царя Соломона.

Экскурсии по Израилю: Гора Бенталь

На фотографии северный пляж города.

Памятник поднятию чернильного флага — символа победы Армии обороны Израиля в Эйлате во время арабо-израильской войны (1941-1949 гг.).

Кратер Рамон — эрозийный кратер в пустыне Негев, Израиль.

Утёс кратера Рамон.

Иудейская пустыня располагается на территории Израиля, на западном побережье Мёртвого моря.

Согласно религиозным источникам, на северно-западной границе иудейской пустыни, в устье реки Иордан, крестил людей Иоанн Предтеча.

Иордан упоминается в Ветхом Завете как место совершения различных событий, в том числе чудесных. Река берёт начало у подножия горы Ермон и впадает в Мёртвое море.

Иудейские горы расположены на востоке Израиля вокруг Иерусалима до Иудейской пустыни, которая спускается к мёртвому морю. В Иудейских горах расположено много церквей и монастырей.

Под Иерусалимом в Эйн-Кареме находится Горний монастырь или Горний. В дали храм Всех Святых в земле Российской просиявших, в близи — католическая церковь Посещения.

Пустынные холмы южной Иудеи (обширная историческая область Земли Израиля к югу от Самарии) неподалёку от Арада.

Озеро Хула расположено на севере Израиля в 20 км от Тивериадского озера. Образовалось озеро около 25 тысяч лет назад в результате извержений вулкана. Эти места являются одним из пунктов остановки и отдыха перелётных птиц. Часть птиц (например, журавли) остаются зимовать в долине.

Тивериадское озеро или Галилейское море — пресноводное озеро на северо-востоке Израиля. В древнем и современном Израиле принято название озера "Кинерет" и объясняется внешней формой озера, напоминающей арфу. В Ветхом Завете озеро упоминается как "море Киннереф" или "море Хиннерефское".

Вид на город Тверия (Тивериада), расположен на западном берегу Тивериадского озера на северо-востоке Израиля. Тверия входит в число четырёх святых для евреев городов. Сегодня город — одино из туристических мест.

Вид на Тверию, Израиль.

Гавань Тверии. Израиль.

Ярденит — комплекс зданий и сооружений на реке Иордан, расположен на севере Израиля, в нескольких километрах к югу от города Тверия, где река Иордан вытекает из Кинерета, и построен в 1981 году. Здесь происходит символический обряд крещения верующих греческой Православной Церкви и католиков.

К северу от Тверии, на северо-западном берегу Тивериадского озера находится древний город Капернаум, в котором жил и проповедовал Иисус Христос. На фотографии руины Капернаума, на заднем плане современная католическая церковь, построенная над тем местом, где стоял дом апостола Петра.

Самое известное историческое место в Хевроне — Пещера Махпела (Пещера Патриархов) — склеп патриархов, расположенный в древней части Хеврона. Согласно Библии здесь похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Согласно еврейской традиции, здесь покоятся также тела Адама и Евы.

В 3 км от пещеры Махпела находится православный русский мужской Монастырь Святой Троицы или Подворье в честь Святых Праотцев. Хеврон, Израиль.

На территории Монастыря Святой Троицы находится Мамврийский дуб, под которым по преданию Авраам принимал явившихся к нему трёх ангелов. Этому вечнозелёному Палестинскому дубу, как полагают, около 5000 лет.

Изреельская долина и гора Фавор. Большую часть долины занимают очень плодородные сельхозугодья. В восточной части Изреельской долины отдельно возвышается гора Фавор. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня. Но существует версия, что Иисус Христос преобразился севернее на горе Хермон. На вершине горы Фавор расположены два действующих монастыря (православный и католический).

Самария — историческая область Израиля, название которого происходит от названия города Самария, на севере Самария граничит с Изреельской долиной, на юге — с Иудейскими горами.

Елеонская, или Масличная гора — возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима. Была засажена маслинами, отсюда и пошло название. Масличная гора имеет три вершины.

Кедронская долина ограничивает Старый город Иерусалима с востока и отделяет Храмовую гору от Елеонской.

Вид на развалины древней Кесарии. Кесария — древний город, расположенный на средиземноморском побережье современного Израиля.

Цфат — один из четырёх священных городов на севере Израиля. Находится на вершине одной из гор Верхней Галилеи, с высоты которой открывается удивительно красивый вид: на юго-востоке Тивериадское озеро, на западе — Средиземное море и на севере — покрытая снегами вершина Хермон.

Город Тель-Авив-Яффа (Тель-Авив) второй в Израиле по численности населения, расположен на восточном побережье Средиземного моря. Город был образован в 1950 году слиянием относительно молодого города Тель-Авив с древним городом Яффа.

Тель-Авивский пляж.

Тель-Авивский пляж.

Луна-парк в Тель-Авиве — одна из достопримечательностей города.

Яффа или Яффо (Яфо, Иоппия) — один из главных портов древнего Израиля, город объединен с Тель-Авивом в единый город. Тем не менее, Яффа сохранила своё своеобразие. Население здесь необычное — художники, музыканты, скульпторы и другие люди творческих специальностей. На фотографии квартал художников в Яффе.

Порт города Яффа.

Панорамная фотография города Хайфа, третьего по величине города Израиля, лежит на склонах горы Кармель (горная гряда).

Храм Баба — главный храм религии бахаи, расположен в городе Хайфа. Вокруг храм окружают потрясающие сады, которые также относятся к объекту Всемирного наследия.

Символом района Кармель, названный в честь одноимённой горы, города Хайфы является торговый центр "Панорама". На нём возвышаются две башни: в левой башни расположена гостиница "Дан Панорама", в правой — жилой дом. Рядом со зданием расстилается парк "Ган а-Эм".

Порт в городе Ашдод — пятый город по численности населения в Израиле, расположен на побережье Средиземного моря, в 30 км от Тель-Авива.

Порт города Акко расположен в 23 км от Хайфа, на берегу Средиземного моря. На фотографии старый город, который внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Справа видна башня с часами постоялого двора Аль-Умдана, на горизонте — гора Кармель.

Назарет — священный христианский город на севере Израиля, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Согласно Евангелию именно здесь совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа.

В 6 км к северо-западу от Назарета расположен археологический памятник и национальный парк Сепфорис (Ципори). На территории парка находятся археологические достопримечательности, такие как: древний иудейский город Циппори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и многие другие. Также одной из достопримечательностей Циппори является сохранившаяся мозаика.

Вади в пустыне Негев, Израиль.

Долина расположена в Нижней Галилее, Израиль.

В Библии называлась «долина Мегиддо», в Маккавейских Книгах и у Иосифа Флавия - «великая равнина».

Названа долина по древнему израильскому городу Изреэль («посеет/засевает Бог»), находившемуся в центре долины.

Изреельская долина протянулась от горной гряды Кармель на западе до Иордана на востоке. Длина - примерно 40 км, максимальная ширина - между горой Кдумим и долиной Дотан - свыше 20 км, вторая по размерам (367 км²) после Иорданской внутренняя долина Израиля. Отделяя горы Галилеи от гор Самарии, образует своего рода распадок между Иорданом и низменностью Хайфского залива. В Изреельской долине протекает река Харод, впадающая в Иордан, и река Кишон, впадающая в Хайфский залив Средиземного моря.

Относительное обилие влаги (среднее количество осадков собственно в Изреельской долине около 480 мм в год; зимние разливы реки Кишон и потока Харод) и плодородная почва способствуют тому, что значительную часть Изреельской долины занимают плодородные сельхозугодья, принадлежащие многочисленным кибуцам, мошавам и нескольким арабским деревням.

В полевых культурах зимой преобладают пшеница, летом - хлопок (поливное хлопководство). Побочно развиваются овощеводство, выращивание фруктов, молочное скотоводство и пр. Искусственное озеро близ поселения Кфар-Барух, созданное с помощью плотины на реке Кишон, водопроект Харод и местные резервуары обуславливают водоснабжение долины.

Крупнейший населённый пункт долины является город Афула.

История

После завоевания Ханаана армией Иисуса Навина, при разделе Эрец-Исраэль Изреельская долина частично вошла в удел колена Иссахара, западная часть - в удел колена Звулуна, а города Та‘анах и Мегиддо на юге отошли колену Менашше, не сумевшему изгнать из них ханаанеев.

После победы Деборы над военачальником ханаанеев Сисрой израильтяне упрочили свои позиции в Изреельской долине.

Судья Израилев Гедеон разгромил вторгшихся в Изреельскую долину мидианитов, обезопасил её восточную часть от набегов.

Филистимляне вторглись в Изреельскую долину, чтобы расчленить царство Саула. Но и после его поражения долина осталась во власти евреев.

Анклавы ханаанеев в долине были, вероятно, ликвидированы или ассимилированы при Давиде, ведь при Соломоне города Та‘анах и Мегиддо были включены в пятую область, а «земля Иссахара» образовала десятую область его Израильского царства.

Находившийся в долине город Изреэль являлся зимней столицей династии Омри.

В 732 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III, захватив Галилею и Изреельскую долину, превратил их в провинцию Ассирии с центром в Мегиддо.

Затем, после ослабления Ассирии Изреельской долиной завладело Иудейское царство.

В 609 г. до н. э. иудейский царь Иошияху погиб в Изреельской долине, пытаясь задержать войска египетского фараона Нехо II, двигавшиеся по «морскому пути» в Месопотамию.

Во времена Хасмонеа, а также при Ироде Великом и его преемниках Изреельская долина вместе с Галилеей входила в территорию их царств и многие земли долины стали царской собственностью.

В эпоху владычества Римской империи - конец 1 в. - 4 в. - в городе Бет-Ше‘арим временно размещался Синедрион. Недалеко от Мегиддо (а также в Бет-Шеане) были выстроены лагеря легионеров.

После завоевания в 7 веке Эрец-Исраэль арабами начинается запустение Изреельской долины, ускорившееся вторжением крестоносцев и особенно тем, что после их изгнания долину заняли бедуины.

Путешественник Биньямин из Туделы в 1170 году нашёл в городе Изреэле одну еврейскую семью. Опустевшая долина стала местом кочевья бедуинов, покрылась болотами, что спровоцировало рост малярии, и вынудила евреев переселиться на ближние холмы.

В начале 20 веке на землях долины, приобретённых Иехошуа Ханкиным для Еврейского национального фонда были основаны в 1911 году поселения Мерхавия (с 1929 года - киббуц) и в 1913 году - Тель-‘Адашим (с 1923 года - мошав). Широкое освоение Изреельской долины началось в период Британского мандата. В 1920-х годах значительные части долины - около 7 тысяч га - были куплены Еврейским национальным фондом.

В 1921 году на осушенных и дренированных участках возникли мошавы Кфар-Иехезкель, Нахалал, киббуцы Эйн-Харод, Гева, Тель-Иосеф, в 1922 году - мошав Бальфурия, киббуцы Бет-Альфа, Хефци-Ва, в 1923 года - мошав Кфар-Гид‘он, киббуц Мизра, а в 1926 году - киббуц Мишмар-ха-‘Эмек, в 1926 году - мошав Кфар-Барух, в 1927 году - мошав Кфар-Иехошуа и другие поселения.

В 1925 году было основано поселение Афула.

Во время Войны Израиля за независимость в долине проходили бои.

В 2003 году в районе Эмек-Изре‘эль было 68 поселений (в том числе 4 арабских) с 70 тысяч жителей.

Енном, Енномова долина, Долина сынов Енномовых
(Нав.15:8 , 4Цар.23:10 , Иер.2:23 и др.) — было глубоким и узким оврагом с крутыми берегами на ю. и з. стороне Иерусалима; название получила долина, как полагают (Стэнли) от древнего героя, сына Енномова, имевшего здесь свои владения. На дне долины протекает небольшой ручей, впадающий в поток Кедронский. Здесь, еще во времена Соломона воздвигнуты были высоты и построены капища Астарте, Хамосу и Молоху (3Цар.11:7 , 4Цар.23:13). Ахаз и Манассия совершали здесь курение идолам, и первый проводил своих сыновей через огонь (4Цар.16:3 , 2Пар.28:3). Гнусный обычай приносить в жертву детей Молоху в Тофете на ю.-в. означенной долины сохранялся продолжительное время. Впоследствии времени царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место (4Цар.23:10 ,12,14), заставив бросать в него человеческие кости; и с этого времени долина Енном сделалась, по-видимому, местом свалки всяких нечистот, вывозимых из города, трупов казненных преступников, павших животных и т.п., а для уничтожения оных и происходившего, вследствие гниения их, зловония, на дне долины горел постоянный огонь. Посему-то со временем она сделалась страшною и отвратительною для Израиля, и ее стали называть геенною, геенною огненною, употребляя это слово для изображения вечных мучений грешников по смерти (Мат.5:22). По мнению некоторых раввинов, долина Енномова должна служить вратами ада. Ныне у Арабов она называется: Вади-Джегеннам или Вади-Эр-Рубеб. На дне долины Енном растут оливковые и другие плодовые деревья, а бока ее содержат множество погребальных пещер. У восточной оконечности долины по преданию находилась Акелдама (см.). Во время Крестовых походов здесь указывали еще дерево, на котором повесился Иуда. Нигде в окрестностях Иерусалима погребальные пещеры не сохранились так хорошо, как в долине Енном; большая часть их очень древни и представляют собою небольшие мрачные пещеры с узкими, высеченными в утесе входами. «За то вот приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом, или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения, пророчествовал некогда Иеремия (Иер.19:6). И действительно, говорит один из новейших путешественников, куда ни обратишь в этом месте свой взор, он всюду останавливается на гробницах и погребальных пещерах; многие из них полуразрушены, другие совсем разрушены и сокрушены, как и самый народ некогда осквернивший это место… Здесь вечное, так сказать, memento mori… (Пиеротти).

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.