Каждый, кто летал в самолётах, наверняка задавался вопросом о том, как в нём устроена канализация. Неужели все отходы жизнедеятельности выбрасываются прямо в воздух? АиФ.ru попытался разобраться в этом вопросе.

Каков принцип работы туалетов в самолёте?

В современных самолётах установлены биотуалеты. То есть, в канализационной системе лайнеров есть специальные баки, куда попадают отходы после смывания в унитазе и в раковине. Объём этих баков в разных самолётах различается. Так, в Ту-154 установлены баки для переднего туалета объёмом 115 л и для второго — 280 л, а в А-320 всего один бак на 170 л. В бак добавляют химикаты, чтобы обеззаразить воду и избавиться от запаха. После посадки самолёта все нечистоты в них с помощью «вакуумной системы» сливаются, вывозятся и утилизируются.

Почему при сливе в унитазе самолёта такой шум?

Унитаз в самолёте смывает с характерным шумом, который многие принимают за секундную разгерметизацию кабины. На самом деле, как мы уже говорили, отходы не выбрасываются в воздух, а отправляются в спецбак. При этом смывать водой в полёте, когда каждый килограмм на счету, крайне неэкономично. Поэтому отходы жизнедеятельности удаляются из унитаза мощным направленным потоком воздуха, который и образует специфический звук.

Где в самолёте туалет?

В разных самолётах разное местоположение и количество кабинок туалетов :

  • в самолётах Ту-154, А-320 и «Боинге-737» три туалета: один находится при входе в самолёт, а два — в хвосте;
  • в «Боинге-767» 5 туалетов: 1 в начале бизнес-класса, два между бизнес и эконом классами, два в середине эконом-класса;
  • в «Боинге-747» 11 туалетов: по два в начале и в конце салона самолёта, четыре в середине салона, 3 туалета — на второй палубе.

Правила пользования туалетом в самолёте

Для безопасного использования туалета на борту воздушного судна необходимо придерживаться определённых правил :

  • Нельзя пользоваться туалетом во время взлёта и посадки.
  • Перед нажатием кнопки слива необходимо прикрывать крышку унитаза.
  • Туалетную бумагу, а особенно памперсы и прокладки следует выкидывать в специальные урны, расположенные рядом с унитазом.
  • Нельзя курить и пользоваться опасными и дымовыделяющими продуктами, поскольку это вызывает срабатывание сигнала тревоги системы обнаружения дыма в самолёте.

То, что вы видите ниже, – вовсе не отсек космического корабля и не картинка быта из будущего. Это новый корпоративный самолет, который привезла на Бахрейнский авиасалон авиакомпания Airbus. Самолет, предназначенный для комфортных путешествий богатых клиентов, имеет, помимо двуспальной кровати и зала для переговоров, еще и туалет с душем, с управляемым светом и звуком. А что делать, если путешествовать людям приходится порой довольно долго? Туалет, пусть и не такого уровня, как у Airbus, есть на любом борту самолета или почти на любом.

Немного истории

Наверное, эти вопросы задавал хоть раз в жизни себе каждый: как работает туалет в самолете? Ведь самолет – это не поезд старого образца, где отходы нашей жизнедеятельности попадали из состава прямо на рельсы.

Можно ли пользоваться туалетом в самолете сразу после посадки, «в санитарной зоне города», как сказал бы нам проводник поезда? Можно, хотя и не рекомендуется в целях безопасности именно в момент взлета. А вообще в самолете, как и поездах современного типа, сегодня чаще всего постоянно действует вакуумная система сбора канализационных отходов.

Факт! Доподлинно известна история некоего немецкого рыбака, случившаяся с ним летом 1998 года близ Штраубинг-Уоллмюле, аэропорта на северо-востоке от Мюнхена. Так вот его из пролетавшего аэробуса 320 облили фекалиями, о чем пострадавший заявил в полицию. Спустя два года, в Испании подарочек из летящего в небе самолета в виде 4-килограммового ледяного шара из человеческих экскрементов упал на капот машины неподалеку от Севильи. Бедный испанец, владелец авто, как раз думал сесть в машину и чудом избежал травм. Есть еще немало таких случаев, которые в принципе не должны были произойти, ведь в самолете не открывают люков.

На самом деле такое было все же возможно, правда, лет за двадцать до описываемых событий. Дело в том, что когда и люков на борту просто не было, вместо туалета ставили обычные ведра, а самолеты не были герметичными в полете. Потом со временем появились первые смывочные системы. Старые модели воздушных судов имели особую емкость для сбора сливов. Однако в некоторых самолетах, разработанных до первой половины 60-х годов, использовалась и открытая система вывода сбросов: за борт просто выводилась фановая труба унитаза с клапаном на конце – именно так работает система туалета в пассажирском вагоне старого типа. К примеру, самолет Ил-14 был оборудован именно таким образом. Если же самолет был высотным, то разгерметизацию предотвращал двухклапанный шлюз, его ставили на фановую трубу. Так работали канализационные системы на первых Ил-18 и Ту-104.

Сегодня используются иные системы сбора и удаления отходов на борту, более современные.

Как это устроено

Конструкторы современных воздушных судов беспокоятся не только об их аэродинамике, маневренности, безопасности, но и о комфортности для пассажиров. В том числе продумывают новые системы хранения стоков. Ведь эта система – не только вопрос комфорта и удобства. Модернизация системы сбора канализационных соков экономит воду, а точнее, бережет самолет от перегруза, ведь все знают, как много значит в полете каждый лишний килограмм.

Поэтому сегодня используются на самолетах различные системы утилизации, с разными принципами действия:

  • туалеты со смывом водой – растворенные в воде продукты жизнедеятельности поступают в бак-накопитель;
  • вакуумная система смыва – из унитаза под действием напора воздуха и вакуума отбросы попадают в бак, унитаз промывается малым объемом воды. Именно за счет всасывания возникает в кабинке туалета специфический громкий звук, который пассажиры иногда принимают за секундную разгерметизацию самолета. Тем не менее, во всем остальном система хороша и комфортна;
  • системы замкнутые – этот тип канализационных систем рециркулирует жидкость, взятую изначально из бака с водой, а затем фильтруемую и очищаемую с применением химикатов дезодорации и обеззараживания. Очищенная вода вновь используется на смыв в унитазе.

Устройство канализационной системы лайнеров при всей разнице конструкции включает в себя баки, в них попадают стоки из раковины и унитаза, чтобы смешаться с химикатами – так стоки избавляются от запаха и обеззараживаются. Уже после прибытия самолета жидкие или отфильтрованные отходы откачивает машина-резервуар на колесах (одна из моделей, например, называется «МА-7»), чтобы вывезти и утилизировать.

Кстати, в зависимости от самолета, баки могут различаться по объему. Так, самолет А-320 оборудован лишь одним 170-литровым баком. А вот в лайнере Ту-154 есть передний туалет с баком на 115 литров и второй – на 280.

Где они и сколько их

Где находится туалет? Число туалетных мест и расположение кабин зависит от типа самолета и дальности полета, который он осуществляет. Так, самолеты типа авиатакси, которые летают на короткие расстояния, вовсе могут быть без туалета. В то время как в огромных аэробусах дальнего следования бывает несколько кабин. Туалет находится в самолете обычно в начале салона, при входе, и в конце. Так, Боинги-737, А-320 и Ту-154 оснащены тремя кабинами (пара в хвосте, одна в начале), Боинг-767 имеет один туалет в бизнес-классе, и еще четыре между бизнес,- и эконом-классами и в самом эконом-классе. В Боинге-747 вовсе 11 туалетных мест, в том числе два на второй палубе.

Знаете ли вы? Известно ли вам, зачем на борту установлены пепельницы в туалете, если курить в самолете в принципе запрещено? Этот вопрос задают себе многие, а ответ кроется в следующем. Во-первых, новые правила о запрете введены не так давно, а до этого курение в самолете, как и во многих других общественных местах, было допустимым и даже модным. Однако многие нынешние самолеты эксплуатируются еще с тех времен. Но даже на новых самолетах пепельницы все же стоят: на всякий случай, если кто-то надумает в нарушение запрета закурить, то хотя бы затушит окурок безопасно, не устроив на борту пожар.

Как найти

Найти в самолете туалет довольно просто – есть специальные знаки-таблицы в салоне, есть схема расположения посадочных мест, в которой имеются указания и расположения уборных. Наконец, всегда можно обратиться к стюардессе.

Платно или бесплатно

Кому-то вопрос покажется странным, ведь туалет на борту – дело житейское, а потому пользование им бесплатное. Хотя идея введения платы за туалет периодически возникает у отдельных перевозчиков. Пока она не поддержана, однако некоторые компании весьма нестандартно раздумывают об экономии топлива в полете и обращаются к туалетной теме.

Так, авиакомпания из Японии All Nippon Airways (ANA) просит своих пассажиров перед посадкой на рейс посетить туалет на земле. Пока это проделывается только на некоторых рейсах, следующих из Токио в Сингапур. Делается это в рамках экономии топлива, а также из соображений экологических: японцы считают, что такая малость в масштабах хотя бы половины всех рейсов может дать снижение выбросов углекислоты в атмосферу примерно в 4,2 тонны ежемесячно, а значит, и предотвратить глобальное потепление.

Туалеты бывают разные

Кабинки воздушных туалетов в большинстве своем тесноваты. Как правило, там компактно размещены умывальник, унитаз, приспособления для гигиенических принадлежностей. Стандартный размер – 90х90 см, что в целом не очень широко. Однако и такие размеры будут, видимо, вскоре роскошью. Дело в том, что разработчики, в первую очередь представители ателье B/A Aerospace, уже сегодня заняты поиском вариантов новых салонов с сокращенным числом туалетов и уменьшением площади оставшихся кабинок. Все дело в экономии – нужно «втиснуть» еще ряд кресел. Первыми их установят на Бинги 737-900, а получит их американская авиакомпания Delta.

Впрочем, теснота не беспокоит тех, кто путешествует в салонах люкс. К примеру, пассажиров любого из 200 бортов Airbus A380, уже поставленных разным компаниям мира. Так, в туалете этого аэробуса идеально сочетаются цвета, подсветка, удобство, комфорт, находятся там и разные приятные мелочи.

Выше и круче этого может быть только место в особом самолете. Ил-96, по данным, опубликованным в интернете, доводится до ума в Воронеже, это будет новый «борт номер один» нашей страны. «Летающий Кремль» будет иметь и туалет с соответствующей отделкой.

Это интересно! Что до военных самолетов, то те из них, что выпускались в СССР ранее 80-х годов, вообще были без этой кабинки. Даже большие расстояния пилоты преодолевали с единоличной и закрывающейся герметично емкостью-санбачком, для иной надобности почему-то не было предусмотрено вообще ничего. Иногда в конструкции самолетов присутствовали изменения в виде подпольного бачка с выведенными трубками для всех четырех членов экипажа. Такое можно увидеть на Ту-22М.

На Ту-142 есть система бортового туалета, но она столь несовершенна и стара, что пользоваться ею сложно. Если военно-транспортный самолет (Ан-2, например) выполняет задачи по перевозке пассажиров, то просто устанавливаются пластиковые ведра где-то в закутке. Иногда на борт берут биотуалеты. Современные военные самолеты уже выпускаются с оборудованными туалетами: на Ил-76, к примеру, установлена туалетная кабинка от пассажирского самолета, а на борту самолета Ту-160 гермокабина оборудована специальным модулем.

Стоит сказать, что туалет может быть местом повышенной опасности даже на земле, не говоря о небе. Поэтому где бы вы ни находились, в салоне супераэробуса или в маленькой кабинке самолета старого образца, знайте, что пользоваться этим чудом техники нужно аккуратно и осмотрительно. А именно:

  • только не при взлете и посадке – в это время нужно сидеть на месте с пристегнутым ремнем;
  • нельзя курить, чтобы не спровоцировать сигнал тревоги на дым;
  • ничего лишнего в унитаз не бросать – для этого есть контейнеры;
  • закрывать унитаз крышкой перед нажатием кнопки слива.

Интересный факт. Последнее труднообъяснимо. Неужели страшная история о том, как одна гражданка плотного телосложения вынужденно просидела на унитазе весь полет, это правда? Говорят, ее втянула в себя отлично работающая система вакуумной очистки. Быть может, это просто слухи.

Авиакомпании заботятся о комфортабельности своих воздушных суден. В них предусмотрено все для удовлетворения потребностей пассажиров: кухонные и гардеробные помещения. Об их работе можно узнать непосредственно на борту воздушного судна. А как пользоваться туалетом во время перелета? Особенно, если он длительный.

Как устроен туалет в самолете

Санитарные комнаты на борту авиалайнеров небольшого размера. Они снабжены следующими системами и приспособлениями:

  • своеобразным водопроводом;
  • канализационными отводами;
  • унитазом;
  • раковиной;
  • урной;
  • раскладными столиками для пеленания.
Важно! Современные авиалайнеры оборудуют дополнительными сантехническими комнатами для инвалидов.

Система водоснабжения на борту представлена специальными баками. Их наполняют жидкостью. Ей пользуются пассажиры в случае необходимости. Она подается под высоким давлением, которое обеспечивают компрессорные установки. Воду в этих баках используют для питья, кипячения, пользования унитазом.

Некоторые воздушные лайнеры оборудованы отдельными баками для воды, которые предназначены именно для смывания в унитазе.

Стоит отметить, что на борту самолетов установлены биотуалеты. В них переработка отходов происходит с помощью специальных молекулярных средств. Как работает унитаз?

На каждом воздушном судне монтирована определенная канализационная система. Ее выбор основан на параметрах фюзеляжа, а также возможности нормального функционирования уборной.

Самой распространенной считается система канализации, в которой предусмотрен герметичный бак для сбора отходов. Они попадают в него по пластиковым трубам. Этот «груз» накапливается на протяжении всего полета.

В некоторых туалетных комнатах предусмотрена вакуумная система функционирования унитаза. Отходы засасывает в специальный бак. Они смываются небольшим количеством воды. При этом в баке находятся минеральные вещества, которые перерабатывают эти отходы. Оставшиеся массы сохраняются в баке до окончания полета.

Во многих лайнерах туалетные комнаты оборудованы канализационной системой замкнутого типа. Принцип работы такой канализации заключается в следующем:

  • бак унитаза заправляют водой;
  • после смыва жидкость попадает в специальный бак;
  • в нем вода посредством фильтровальных устройств очищается;
  • после этого она поступает обратно в бак.

Ее можно использовать для последующего смыва отходов.

Важно! Очищенная жидкость не подается в основную систему водоснабжения. Она непригодна для питья.

Все нечистоты, которые накапливаются в канализационных баках во время полета, сливаются после высадки пассажиров посредством вакуумной системы. К самолету подъезжает машина с гофрированным шлангом. Его соединяют с баком, и включают оборудование. После окончания его работы баки очищены.

Как пользоваться туалетом

Первое, что запрещено делать в этой комнате, это курить. Из-за дыма сработает система пожарной тревоги. Пассажиры начнут волноваться, образуется паника. Не стоит пренебрегать этим запретом. Его нарушение повлечет за собой административную ответственность.

Санитарная комната оборудована специальной ручкой с цветным обозначением. Если она отодвинута, и на ней имеется красная полоска, это означает, что туалет занят. Если на ручке есть зеленая полоса - уборная свободная.

Туалет в самолете

Пользоваться санитарной комнатой можно только во время полета. Лучше посещать ее за 10 минут до раздачи еды и через 15 минут после этого. Затем возле этой комнаты образуется очередь. Это доставляет дискомфорт пассажирам, которые сидят на рядах вблизи туалета.

Важно! Запрещено пользоваться уборной во время взлета и посадки. В этот момент все пассажиры должны находиться на своих местах и быть пристегнутыми ремнями безопасности.

Раковина оснащена кнопкой. Ее необходимо нажать для смыва воды.

Смывать отходы можно только при закрытой крышке унитаза. Иначе вакуумная система не сработает. Выбрасывать твердые отходы (подгузники, гигиенические салфетки и подобное) нужно только в урну. Они разбухают при попадании в канализационную систему самолета. Это приведет к нарушению работы туалета. Пассажиры должны следить за тем, чтобы не оставлять после себя мусор и лужи. Такое поведение неприемлемо на борту, поскольку может вызвать недовольство других пассажиров.

Где находится туалет в самолете

В воздушных суднах санитарные комнаты расположены по-разному. Это конструкционная особенность обусловлена размерами пассажирского салона, а также возможностью размещена баков для отходов.

Например, в Boeing-747 находится 11 туалетов. Два из них расположены в начале салона, два - в конце, четыре - в середине. Три туалета разместили на второй палубе.

В Boeing-767 оборудовано 5 туалетных комнат. Одна находится в отсеке бизнес-класса, две - между бизнес- и экономклассом. Два туалета разместили в средней части отсека экономкласса.

В Boeing-737 и отечественных Ту-154, Як-42 и А-320 предусмотрено три санитарных помещения. Одно расположено возле входа в пассажирский салон, два - в хвостовой части.

Как правило, в других моделях авиалайнеров туалеты находятся в конце пассажирских салонов. В зависимости от вида современной комплектации воздушных суден эти помещения могут быть размещены в разных частях салона.

В путешествии очень важна возможность удовлетворить свои естественные нужды, поэтому в поездках важно знать, где находятся такие заведения: место отдыха, пункт питания и, самое главное, туалет. Из статьи вы получите ответы на вопросы: есть ли в самолете туалет, где он расположен, как работает и как им пользоваться.

Где в самолете туалет?

Ответ на этот вопрос очень важен, если вы будете в полете более двух часов. В разных самолетах разное местоположение и количество кабинок:

  • в самолетах Ту-154, А-230 и Боинге-737 три туалета: один находится при входе в самолет, а два – в хвосте;
  • в Боинге-767 5 туалетов: 1 в начале , два между бизнес и эконом классами, два в середине ;
  • в Боинге-747 11 туалетов: по два в начале и в конце салона самолета, четыре в середине салона, а 3 туалета - на второй палубе.

В зависимости от года выпуска, авиакомпании и модели самолета количество туалетов и их расположение может незначительно меняться.

Принцип работы туалета в самолете

Переживать о том, что выброс отходов жизнедеятельности человека происходит тут, как в поезде, не стоит. В самолете установлены специальные баки, куда туалет смывает. Например в Ту 154 установлены баки для переднего туалета объемом на 115 л и для второго – на 280 л, а в А-320 всего один бак на 170 л.

В разных самолетах есть различия в принципах работы туалетов:

  1. В А-320 вода для туалета берется из системы водоснабжения самолета. Отбросы просто засасываются в специальный бак с помощью вакуума.
  2. А в самолетах как Ту-154 и Боинг-737 система канализации замкнутая и работает по рециркуляционному типу. Жидкость для смыва унитаза берется из отдельного бака, который заправляется перед полетом. Когда отходы смываются, крупные частицы задерживает фильтр, а отфильтрованная жидкость отправляется на повторный круг для смыва унитаза. В бак добавляют химикаты, чтобы обеззаразить воду и избавиться от запаха. После посадки самолета все нечистоты с помощью «вакуумной системы» сливаются и вывозятся.

При перелетах на пассажирских лайнерах, может понадобиться туалет, который обязательно есть на борту. Обычно их несколько, а расположение зависит от компоновки салона. В их может быть и 5, и 10 во избежание очередей. Если вы хоть раз летели на самолете, то помните, что приходится иногда постоять в ней, чтобы попасть в туалет.

Для того, чтобы избавляться от всех отходов, инженеры разработали системы, по которым всё удаляется. Для разных типов самолетов они — индивидуальные. О принципе работы туалета в самолете и куда все девается после, мы и поговорим в этой статье. В конце вы найдете рекомендации по его использованию.

В пассажирских лайнерах многое зависит от компоновки салона, авиакомпании, года производства воздушного судна и модели.

В Боингах их может быть 11 или 5. Их устанавливают в начале, середине и конце салона.

В советских лайнерах их установили по 3 на весь салон — 1 около входа и 2 в конце хвоста. В маленьких он только один, который устанавливают в хвосте самолета.

В военных самолетах используются санбачки для всех . В советских бомбардировщиках есть туалетные кабинки, которые берут из пассажирских лайнеров.

Как работает туалет на борту воздушного лайнера?

На современных пассажирских лайнерах устанавливают биотуалеты. В канализационной системе есть баки, куда смываются все отходы. На разных моделях объем таких баков различается. На Аэробусе А320 он рассчитан на 170 л, а в Ту-154 один — на 115 л, а второй — на 280 л.

Баки заполняются во время рейса, а по прилету их удаляют.

В баки опускаются определенные химикаты или мешочки с ними для обезвреживания и удаления всех неприятных запахов.

Принципы работы отличаются от модели. Так в Аэробусе А320 отбросы засасываются в бак мощным потоком воздуха. Поэтому при сливе и производится такой сильный звук.

Схема канализиционой системы в Ту-154.

На других лайнерах отходы смываются водой в баки. Воду внутрь закачивают перед вылетом. Затем она под давлением, которое создается воздушными компрессорами, распределяется по всем потребителям.

Есть и другие системы замкнутого типа. Жидкость, которая фильтруется после смыва отходов, направляется затем на повторную очистку унитаза. Ее дезинфицируют для этого.

Когда лайнер прибывает в точку назначения, к нему подъезжает машина с огромным гофрированным шлангом. По этому шлангу все попадает в машину. Если к стенкам бака что-то прилипло или застряло внутри, то и баки, и туалеты промываются.

В машине отходы отвозят и сливают в огромные ямы , предназначенные для этих целей.

Сливное отверствие у самолета, к которому крепится шланг.

О том, как устроен туалет в самолете, вы теперь знаете. Для его использования существуют специальные рекомендации, которые следует соблюдать.

Техника безопасности в туалете самолета

Если говорить о том, как пользоваться туалетом в самолете, то одно из главных правил — не курить в туалете. Может сработать сигнал тревоги, который действует для обнаружения дыма внутри.

Внутрь вы можете войти просто отодвинув ручку. Если на двери ручка отодвинута, и есть красная полоса, значит туалет занят. Если зеленая — свободен.

Когда самолет или садится, пользоваться им не рекомендуется — лучше оставаться на своих местах. Идите туда за 10 минут до раздачи еды или через 15 минут после этого, чтобы избежать очередей.

Крышка унитаза должна быть опущена, а после — воспользуйтесь кнопкой слива. Все прочие отходы (памперсы, тампоны, прокладки) выбрасывайте в мусорные баки , так как при попадании внутрь бака они разбухают и могут вывести из строя туалет. А на борту самолета не так легко починить его.

Никаких луж после вас не должно оставаться.