Ним (Nimes) - старинный город на юге Франции в провинции Лангедок-Руссильон, на границе с Провансом. Когда-то давно он был захвачен древними римлянами, которые в отличие от современной молодежи, пишущей на стенах "Здесь был Вася", сначала строили эти самые стены дворцов, амфитеатров, акведуков и прочих архитектурных творений, доживших до наших дней, а уж затем писали на них "Здесь был Цезарь". Так-то память о людях сохраняется подольше, и Ним в этом плане - типичный город-памятник.

Уже традиционно начну свой рассказ о посещении Нима с людей, благодаря которым мы там оказались. Это красивая французская пара каучсерферов: Натали и Шарль - они пригласили нас остановиться в их квартире в историческом центре города. Квартира с высокими потолками с лепниной, огромными окнами, выходящими на узкие пешеходные улицы, и камином, украшенным старинным мопедом, доставшимся Шарлю от его дяди.

Натали и Шарль - любители 1960-х. Это заметно и по стилю одежды ребят, и в интерьере их дома, и в музыке, наполняющей их жилище. Даже машина у них из того времени.

К сожалению, с Шарлем мы провели только один вечер (на следующий день он уехал в командировку в Париж), но успели попробовать приготовленные им лазанью и вкусные апельсиновые цукаты в шоколаде. Надо сказать, что готовит он очень вкусно, так что собственное кафе, которое он собирается открыть через год, обречено на успех.

Натали - бывший океанолог и начинающий педагог, с ней нам довелось пообщаться значительно больше, и это общение было очень приятным и познавательным. Например, мы узнали от нее, что черствые ломтики булки, размоченные в молоке с яйцом и обжаренные на сковородке, которые часто готовит моя мама, оказывается, тоже популярны во Франции. Называется у них это блюдо очень подозрительно для русского слуха: "пан пердю". А Натали, благодаря Юле, попробовала карельские калитки.

Дом, в котором живут ребята, ну просто напрашивался на то, чтобы устроить там фотосессию.

Ну а теперь пройдемся по древнеримским и современно-нимским достопримечательностям. Одна из них это Амфитеатр или Арена Нима , построенная в I веке нашей эры по образу и подобию римского Колизея. Так же, как и в Риме , здесь проводились бои гладиаторов с дикими животными, а также поединки заключенных, приговоренных к смерти. Кровавые зрелища собирали до 25000 зрителей. Позже Арена использовалась в качестве крепости, а внутри нее было много жилых построек. И лишь в XIX веке зданию вернули первоначальный облик, выселив всех обитателей.

Еще один след Римской империи - храм Мезон Карре (с французского - "квадратный дом"). В настоящее время здесь размещена экспозиция древнеримского искусства.

От античного искусства перейдем ненадолго к искусству современному.

По совету Натали и Шарля мы отправились на прогулку в

Рядом с садом пожилые французы играют в петанк. Игра неспешная, между мужчины неторопливо беседуют. Социальная игра - вроде нашего домино или городков когда-то.

Сады были разбиты в 1745 году и неплохо сохранились. Золотые рыбки и рыбины в искуственном водоеме привлекают внимание гуляющих.

Сад фонтанов - отличное место для отдыха.

Мартин-Тигруля.

Да и вообще, оранжевый - наш семейный цвет.

На холме над садами возвышается еще одно свидетельство древнеримской цивилизации - башня Мань. Каких-таких "Мань", спросит любопытный читатель. "Tour Magne" - с французского "большая башня". На самом деле, не такая уж и большая - всего 36 метров в высоту в свои лучшие времена, а сейчас и того меньше. В 1601 году местный садовник нашел в пророчествах Нострадамуса свидетельства о том, что под башней зарыт клад, и добился разрешения на раскопки. Из-за них башня была опустошена и частично обрушилась, потеряв в высоте несколько метров. Надо ли говорить, что клад так и не нашли? Сегодня за плату в несколько евро можно подняться наверх и насладиться видами Нима с высоты.

Впрочем, вид с холма и без башни отличный. Портят его только несколько безвкусных высоток, построенных в центре города. Вот от кого, а от францзов с их утонченным вкусом я такого не ожидал.

Еще один артефакт: Храм Дианы. На табличке рядом на пяти языках написано, что залезать на него категорически запрещено. Видимо, были прецеденты.

От Сада фонтанов в даль уходит проспект Жан Жорес с симпатичной пешеходной зоной.

Но самым впечатляющим древнеримским строением является без сомнения акведук Пон-дю-Гар , находящийся в 30 км на северо-востоке от Нима. Он перекинут через реку Гардон (раньше называлась Гар), и название "Pont du Gard" означает "мост через Гар". Являясь частью 50-километрового водопровода, он служил для снабжения Нима водой. После падения Римской Империи водопровод перестал действовать, а акведук еще долгое время использовался в качестве моста.

К акведуку можно подъехать с двух сторон. Большинство посетителей приезжает с той, куда ведут все указатели. На другом берегу реки подъезд обычно более свободный. Но мы были там в конце марта да еще и вечером, так что туристов практически не было, и у нас был уникальный шанс прогуляться по совершенно пустому акведуку.

Еще пару лет назад доступ сюда был свободным, платная парковка была лишь со стороны главного входа. Но теперь приходится платить, с какой бы стороны вы ни подъехали. Кажется, 18 евро с машины.

Кстати, этот акведук изображен на купюре в 5 евро.

Вечер - самое лучшее время для посещения Пон-дю-Гар, не только из-за отсутствия большого количества туристов, но и из-за лучшего вида. Вот и к нашему приезду весь день затянутое тучами небо прояснилось, и акведук предстал пред нами в мягких закатных лучах.

Доступ на третий ярус закрыт решеткой и дверью, и с такого ракурса никогда не догадаешься о массивности этого сооружения.

Вход на третий ярус с другой стороны.

Солнце скрылось, а значит и нам пора двигаться дальше...

Был сооружен римлянами для бытовых нужд: чтобы перебросить через реку Гар водопровод для снабжения питьевой водой города Нима.
Высота моста составляе 49 метров, длина – 275 метров, он был лишь частью целой системы мостов и акведуков, тянувшихся на расстояние 48 км от источника Ойр, возле города Юзеса до Нима .
Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I в. н. э. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста слева под № 3 – "FR S III – frons sinistra" .
состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Каменные блоки сложены простой кладкой без облицовки и без использования раствора, выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов и для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода и их надо удалять.

Акведук использовали до IX в., а потом из-за отсутствия ухода, стенки моста покрылись толстыми кальциевыми отложениями, и он вышел из строя.
И в XVII веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост и здесь проходила автомобильная дорога. Опоры второго яруса сузили, чтобы освободить пространство для движения по мосту людей.
Сейчас автомобильное движение по мосту запрещено.
Мост-акведук включен в Список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.


Около Гардского моста находятся пляжи, треккинг маршруты. От остановки автобусов и автостоянки к мосту ведет дорога вдоль, которой расположены кафе и зоны отдыха. (www.pontdugard.fr )

Проезд до Пон-дю-Гара:
- из Нима автобусы - www.edgard-transport.fr/ftp/FR_lignes/B21_Pont.St.Esprit-N%EEmes.pdf
- из Авиньона автобусы - www.edgard-transport.fr/ftp/FR_lignes/B22_Pont.St.Esprit-Avignon.pdf
http://www.edgard-transport.fr

На автомобиле:
- от Нима: D6086, D19.
- от Авиньона: N100, D6100, D19.

Пон-дю-Гар это самый высокий сохранившийся до наших дней древнеримский акведук. Пон-дю-Гар расположен над рекой Гардон, . Этот двух тысячи летний древний римский акведук является своеобразным памятником прошлого. Акведук Пон-дю-Гар представляет собой самый большой из сооружений римлян такого рода. (11 фото )

1. Длина акведука 275 метров, а высота 47 метров. Предназначен акведук был для переправы водопровода с питьевой водой в город Нима.

2. Акведук был выполнен из шеститонных камней, которые очень плотно прилегают друг к другу. Еще очень интересно, ученые выяснили, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок.

3. Пон-дю-Гар был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой римский город Ним, надо отметить что мост надежно функционировал четыре столетия.

4. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при императоре Августе. Но ученые, сделавшие специальные измерения, утверждают что акведук Пон-дю-Гар был построен в середине I в. н. э. На мосту и сегодня можно найти древние записи строителей.

5. состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Акведук использовали плоть до IX века, потом из-за отсутствия ухода стенки моста покрылись отложениями, так как вода здесь насыщена минеральными солями, и так акведук вышел из эксплуатации.

6. Так уже в XVII веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост и здесь проходила автомобильная дорога. Опоры второго яруса сузили, чтобы освободить пространство для движения по мосту людей. Таким образом акведук преобразовали.

7. Но уже в 1747 г. неподалёку был построен современный мост, движение по было запрещено, а сам древний памятник по приказу Наполеона III отреставрирован.

9. Акведук Пон-дю-Гар состоит из аркад, шесть арок образуют нижний ярус, одиннадцать - средний, и тридцать пять составляют верхний ярус, по которому собственно и проходил водопровод.


Пон дю Гар (Pont du Gard) — это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней, и один из и во Франции. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает — Gard . Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города в регионе , в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город . Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через постепенно закрыто. Первая реставрация моста проводилась еще по приказу Наполеона III.

В 1985 году внесли в список .

Посещение Pont du Gard

Для доступа открыт только нижний уровень. Верхние закрыты по соображениям безопасности.

Билеты в Пон дю Гар:

Можно посетить не только мост, но и весь Парк Пон-дю-Гар :

Билет включает все достопримечательности комплекса Пон дю Гар: (Pont du Gard, Museum, Ciné, Ludo, the Mémoires de Garrigue path) :

  • Взрослые: 9.50€/чел
  • Льготный тариф* : 7€/чел
  • Бесплатно до 18 лет
  • Экскурсия с гидом: +6€/чел

Вечерний тариф в июле и августе:

  • Взрослые: 5€
  • Льготный тариф*: 3€
  • Бесплатно до 18 лет

Парколвка включена в стоимость билета и предоставляется исключительно для посетителей (то есть купивших билет).
Цены действительны до 31 декабря 2019.

Билет в парк Пон-дю-Гар включает:

  • ознакомление с Пон-дю-Гар и с элементами акведука,
  • посещение музеографических комплексов: музея, кинотеатра, игротеки, экспозиции, маршрута на открытом воздухе «Память Гариги»,
  • бесплатные культурно-развлекательные мероприятия,
  • доступ к 7 километрам размеченных и ухоженных троп для пеших прогулок,
  • места для пикников,
  • охраняемые парковки…

Вечером, после закрытия площадок, действует единый тариф 10 € с автомобиля (до 5 человек) . Можно приехать полюбоваться подсветкой монумента!

Время работы: ежедневно в течении всего года.

В зимний сезон открыты левый берег и его культурные объекты.

Магазины и культурные площадки открываются в 9 утра, а закрываются:

  • в 19.00 в июне и сентябре
  • в 20.00 в июле и августе
  • в 17.00 с ноября по февраль
  • в 18.00 с марта по май и в октябре

На парковке есть сувенирные магазины, туалеты, кафе, ресторан и даже кинотеатр.

Проезд к Pont du Gard

Расположен между Ремулен (RN 100) и Вер-Пон-дю-Гар (D 81) , в окрестностях нескольких крупных городов Прованса :

  • — 26 км, 30 минут на машине
  • — 26 км, 34 минуты
  • — 38 км, 30 минут на машине
  • — 40 км, 42 минуты
  • — 51 км, 50 минут
  • — 72 км, 1:20.
  • — 83 км, 1 час в пути
  • — 135 км, 1:21.
  • — 136 км, 1:22
  • — 152 км, 1,5 часа.
  • — 152 км, 1,5 часа

На машине

Автомагистраль А9 , съезд 23 на Ремулен (gare de Remoulins — Pont-du-Gard) , направление на Uzes, затем следовать по указателям до правого или левого берега.

Возле моста есть охраняемые , открытые с 7 часов утра до 1 часа ночи*, оплата за которые включена во входной билет стоимостью 18 € с автомобиля .

* Так как парковки закрыты для посетителей между часом ночи и семью часами утра, за каждую оставленную на этот период времени машину взимается фиксированная цена 43 €.

От виадука – к акведуку 🙂 Именно этим принципом мы руководствовались, когда решили посмотреть на древнеримский Пон-дю-Гар, расположенный не так уж и далеко от .

Неугомонные древние римляне переплюнули тут самих себя, забабахав акведук высотой с современный 16-этажный дом. Перекинутый через реку Гардон, этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжающего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним (Nimes).

Добраться до Pont du Gard довольно легко, на всем пути знаки хорошо расставлены. Существует такой момент: парковки есть на обеих берегах реки, но на левом просто толпы, даже столпотворение из туристических автобусов. На правом же берегу была тишь да гладь, бесплатная стоянка, да приятная тенистая аллея, ведущая к акведуку.

У учёных нет однозначного ответа о времени сооружения этого акведука. Одни считают, что он был построен в 19 году до н.э., другие – что в середине 1-го века н.э. Пон-дю-Гар возведён из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн, и уложены друг на друга без скрепляющего раствора.

На правом берегу, немного не доходя до самого строения, есть старая каменная лестница, поднявшись по которой до обзорной площадки, можно посмотреть на мост сверху.

Река Гардон (она же Гар или Гард) с высоты выглядит весьма живописно. Протяженностью 133 километра, она заканчивается, впадая в Рону.

Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем – одиннадцать, в верхнем – тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.

В древние времена Pont du Gard подсоединялся к водозабору, от которого в пяти направлениях расходились трубы. Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через акведук проходило 20 000 кубических метров воды в день.

К 9-му веку акведуком перестали пользоваться по назначению, превратив его в обычный мост (проработал каких-то жалких 900 лет:). Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создало угрозу обвала всего сооружения. В 1747 г. неподалёку построили современный мост, движение по Пон-дю-Гару постепенно сошло на нет, а сам древний памятник отреставрировали по приказу Наполеона III.