Неподалеку от долины реки Луара возвышается величественный старинный замок Вилландри. Эта постройка относится к эпохе Ренессанса. Хотя изначально замок Вилландри был оборонительной крепостью. Именно здесь состоялось подписание мирного договора между двумя суверенами двух великих в то время держав — Франции и Англии. В западной башне замка Вилландри король Англии Генрих II Плантагенет и король Франции Филипп-Августа 4 июля 1189 года договорились о прекращении боевых действий друг против друга. При этом значительное преимущество по данному договору получала именно Франция.

С тех пор прошло немало времени, но замок Вилландри до сих пор является излюбленным для посещения местом для всех без исключения французов. Не остаются в стороне и гости этой страны.

История замка Вилландри

Спустя несколько столетий с момента подписания мирного договора во владение замком вступил Жан ле Бретон. Этот видный деятель государства занимался возведением других замков и укрепительных сооружений. Под его руководством шло строительство и реконструкция замка Фонтенбло. Немного позже он руководил возведением замка Шамбор.

Благодаря своим знаниям и опыту ему удалось превратить старинный замок Вилландри в роскошный дворец. Современный облик замка уже не напоминает собой укрепительное сооружение. Жан ле Бретон имел древние шотландские корни и умел находить красоту и изящество в окружающем его мире. Поэтому строительство замка велось по эскизам, созданным в легком стиле ампир.

Те здания замка Вилландри, которые мы видим сегодня были построены в 1536 году. Форма здания была выбрана в виде буквы П с двумя независимыми крылами. Внутри боковых построек расположился внутренний двор, обращенный к излучине реки Луара. Легкая и изящная архитектура дополнялась большими распашными окнами, балюстрадами, колоннами и различной лепниной, которая украшала фасады. Оба фасада

были выполнены в едином стиле, но с легкой ассиметрией. Это придавало зданию изящество и легкость. Казалось, что замок парит в воздухе.

В настоящее время замок Вилландри — это частная собственность. Но двери замка всегда открыты для посетителей в будние и выходные дни. Входной билет внутрь замка стоит от 2 до 5 евро в зависимости от часов посещения. При необходимости можно воспользоваться услугами экскурсовода, который расскажет историю замка и осветит происхождение его основных экспонатов.

Сады Вилландри

Знаменитые сады Вилландри появились здесь сразу же после окончания строительства. И обязаны они своим появлением все тому же Жану ле Бретону. В свое время он служил послом Франции в Италии. Именно в этой стране он впервые познакомился с массивными садами и парками, богато украшенными цветущими растениями. Сразу же после возвращения на родину он разбил трехуровневые сады в своем родовом замке. Так впервые появились сады Вилландри.

Сад любви Вилландри сегодня — это массивная архитектурная ландшафтная группа. Её отличительные черты:

  • большая площадь насаждений;
  • широкие аллеи;
  • партеры с цветниками вдоль аллей и прогулочных дорожек;
  • контуры сады состоят из аккуратно подстриженных кустарников.

В садах любви Вилландри три уровня:

  1. самый высокий уровень — пруд с зеркальной гладью воды;
  2. средний уровень занимает декоративный сад с цветниками;
  3. нижний уровень традиционно для Франции используется для разведения овощных культур.

Сады Вилландри не случайно носят название любовных. Геометрические формы и расположение растений здесь выдержано в соответствии с аллегориями любовной символики. В частности, массив на севере и западе высажен в форме сердца пронзенного стрелой Амура. На востоке сада растения выстроены в группы по своему облику напоминающие рога, веера и другие символы измены. На юге сады плавно превращаются в зону страсти. Тут преобладает красный цвет. Символика — языки пламени, шпаги, дуэли.

Начнем с местоположения сада
Он находится при замке Вилландри в живописной долине реки Луары во Франции. К сведению, вдоль этой реки и ее притоков на прямоугольном отрезке двести на сто километров сосредоточено огромное число загородных замков (по справочникам я насчитала больше 70, открытых для посещения) и все с прекрасными разнообразными садами.

Немного истории , без которой не понятна парадоксальность садов Вилландри. В 1189г. Вилландри был укрепленной крепостью, в 1532г. новый хозяин Жан Ле Бретон крепость разрушил, оставив одну башню, к которой и пристроил изящный ренессансный замок П-образной формы. Замок, частично окруженный рвом, был украшен огромными садами, расположенными в трех разных уровнях. Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, которые характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектурным решением. Эти итальянские сады и явились базовой моделью садов Вилландри.

В 1754 году замок стал принадлежать маркизу де Кастеллан, который реконструировал его фасады в духе своей эпохи и устроил новые псевдонатуральные сады в романтическом вкусе Руссо. Сегодняшние восхитительные террасы исчезли под искусственными холмами и долинами с тропинками, вьющимися меж холмов и густых "живописно устроенных" лесов. Этот свой вид замок и сады сохраняли до 1906 года, когда испанец Иоахим Карвалло (дед нынешнего владельца), врач и большой поклонник искусств, решил вернуть замку и садам их первоначальный облик. Он восстановил ренессансные сады в соответствии с гравюрами Жака Андруэ дю Серсо, опубликованными в 1576-79гг.

А теперь коротко сам парадокс: на французской земле по итальянской модели были построены сады, которые затем были заменены пейзажным парком, и только благодаря испанцу мы имеем возможность сегодня любоваться этими реконструированными в стиле средневековья французскими садами.

Сады Вилландри сегодня
На самом деле садов, на мой взгляд, несколько, каждый из них индивидуален и в то же время все вместе они составляют единую композицию. Наилучшее представление об общей композиции садов дают схемы и виды с высоты птичьего полета.

Сады расположены на трех ступенчатых уровнях, создающих театральные эффекты. Все террасы соединены между собой изящными мостиками, пандусами и лестницами. Верхняя терраса расположена на уровне третьего этажа замка. Средняя терраса лежит на одном уровне с залами нижнего этажа, тогда как нижняя терраса отделена от замка каналом и занята огородом, который, кстати, нам чаще всего и показывают. Сады Вилландри, как и ренессансная архитектура французских замков, сочетают две традиции: с одной стороны – готическую, с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или поместьях, а, с другой стороны – традицию итальянскую, более архитектоническую.

Общий рисунок садов ассиметричен, но четко прослеживается единая "масштабная сетка", которой подчинены планировки всех частей этого прекрасного садового комплекса. (Как тут не вспомнить рекомендации Джона Брукса). Обратите внимание, то, что кажется элегантным рисунком, образованным квадратами, на самом деле состоит из искусно соединенных трапеций и ромбов.

На верхней Г-образной террасе расположен незаконченный Сад Воды в стиле Людовика XV, разбитый вокруг пруда в форме зеркала. Большое зеркало воды обрамлено композицией из газонов, дорожек, стриженых кустов и четырёх круглых симметрично расположенных небольших прудиков. Этот сад находится как будто во внутреннем дворе, образованном липовыми аллеями. Из пруда берут воду для полива и фонтанов. С одной стороны террасы декоративно обыграно примыкание высокого леса.

Декоративный сад средней П-образной террасы своими изысканными формами напоминает "сады любви". Подобные сады поднимались выше утилитарных или декоративных функций – до уровня поэзии и даже философии, выражая утонченную символику любви, земной и мистической. Этот сад, образцовый в этом смысле, вызывает в памяти сюжеты шпалер, картин и поэм. Регулярный сад разбит на три тематических площадки: сад любви, сад музыки и сад лекарственных трав. Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих сложный орнамент.

Четыре больших квадрата украшены кустарником, рассаженным в виде фигур - аллегорий любви. Северо-западный массив изображает сердца, пронзенные стрелой - символ любви-страсти, тогда как северо-восточный представляет веера, рога, любовные записки - символы любви-адюльтера, в нем преобладают желтые цветы. На юго-западе - любовь-нежность с сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; последний, юго-восточный, массив представляет трагическую любовь с лезвиями шпаг и красным цветом крови дуэлей. В южной оконечности сада - три больших массива ромбовидной формы, с изображением Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков.

На средней террасе по другую сторону рва находятся сад музыки и воссозданный лабиринт. Во рву плавают огромные карпы и белые лебеди, которых с удовольствием кормят посетители, впрочем, это характерно для многих замков Франции.

Огибая огородный сад, на этом же среднем уровне находится и сад лекарственных растений (Аптекарский сад), обязательное приложение к любому проекту, воссоздающему сады эпохи Возрождения. Этот сад включает в себя только растения, используемые исключительно для изготовления медицинских продуктов, приправ, парфюмерии и мазей.

Внизу раскинулся огород нижней "квадратной" террасы ; за ним открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Это, может быть, самая необычная часть садового ансамбля с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев.

В 9-ти квадратах с различным геометрическим рисунком рассажены капуста, морковь, свекла, салат-латук, помидоры, тыквы и другие разнообразные растения; овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей, штамбовыми розами и вазами с цветами. Грядки строгих геометрических фигур обрамлены аккуратным бордюром из самшита, который служит своеобразной зеленой рамкой для "овощных натюрмортов", являющихся съедобными и декоративными одновременно.

На пересечении аллей этого сада, вокруг центрального квадрата организованы 4 небольших симметричных площадки, каждая из которых имеет в центре фонтан и обрамление из 4-х беседок по углам. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа.

Замок Вилландри
Подробно про замок я рассказывать не буду. Скажу только, что во всех исторически сохраненных интерьерах присутствуют букеты из цветов, а на кухне представлена композиция из овощей. Разумеется, все выращено в саду замка. Так сад проникает в замок. И конечно виды из окон на сад продолжают и обогащают интерьеры. Потрясающее зрелище открывается с верхней смотровой площадки, расположенной на самой древней башне замка.

Обслуживание садов
Команда из 10 садовников (не считая их помощников) постоянно работает на землях Вилландри, так как этому истинному произведению искусства необходимо постоянное внимание. В садах высажено 1260 лип, 52 км живой изгороди, 900 фруктовых деревьев, и все они нуждаются в постоянном уходе и стрижке. Дополняют их ежегодные 200 тысяч цветов и овощных посадок для двух сезонов цветения – весеннего и летнего. Площадь "цветущего огорода" - 12 500 кв.м. Тщательная разработка планов посадки основана не только на эстетической гармонии формы и цвета, но и на садоводческой 3-х годовой севооборотной системе (на одном месте однолетние растения меняются ежегодно). Сады Вилландри требуют строгой организации и профессионализма – это плата за красоту.

В хозяйственном корпусе, примыкающем к саду-огороду, сложены созревшие овощи и фрукты, ими угощаются посетители, оставляя плату для садовников по своему усмотрению. Фрукты и овощи этого сада экологически чистые (что постоянно подчеркивается гидом) и очень сочные и вкусные.

В отдельно стоящем корпусе при входе расположены магазинчики, там можно купить не только сувениры и книги, но и семена, рассаду и декоративные элементы сада.

Стоит посмотреть и разгадать этот "музей садов", чтобы понять значение, которое имели сады перед стенами замка, продолжавшие интерьеры и тянувшиеся в поля и леса. А еще стоило написать эту статью, теперь я знаю, что не всё рассмотрела и, если мне удастся посетить эти сады еще раз, то свой маршрут по садам я проложу совсем иначе.

Использованная литература:
1. Симон Д`Юарт, Мартин Тиссье де Маллерэ, Жан Сен-Бри, Анри де Линарес, Даниэль Остер, Моник Жакоб,Франсуа Бонно, Маурицио Мартинелли, Джанни Дальи Орти "Замки Луары"
2. "Замки Луары" Издательство Валуар-Эстель при участии П.Виара и Р.Нико
3. Villandry. Connaissance des arts.
4. Villandry. Tour of the gardens

Текст и фото: С. Татьяна ()
12.2005

Замок Вилландри (Le château de Villandry), считающийся последним из великих замков долины Луары, построен в стиле Ренессанса и Людовика XIV в 15 км западнее Тура. С 1934 года включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Путешествие в историю

Одна из самых красивых аристократических усадеб долины Луары замок Вилландри построен в первой половине XVI в. для секретаря Франциска I Ж. ле Бретона, в круг обязанностей которого входило наблюдение за строительством замков Шамбор и Фонтебло. В течение нескольких лет он также был послом в Риме, где также изучал садово-парковое искусство.

По возвращению во Францию он начал строительство своей новой резиденции в стиле раннего Ренессанса на месте прежней крепости XII в., о существовании которой напоминают сейчас лишь подвалы новых зданий и донжон в юго-западной части замка. До середины XVIII в. замок Вилландри оставался в собственности его наследников.

В 1754 году собственником замка Вилландри стал маркиз М-А. де Кастеллан. Он приказал изменить его фасад в соответствие с модными в его время тенденциями в архитектуре. В середине XVIII в. замок украсили арки и балконы с изящным декором, но он утратил колоннады на первом этаже.

В годы правления Наполеона I полноправным хозяином замка становится его брат Жером, уделивший большое внимание оформлению его интерьеров в стиле ампир. После краха первой империи замок Вилландри становится домом для семьи Энгерло.

В 1906 году замок приобрел доктор медицины и любитель-искусствовед Х. Карвальо. Восстановление замка и особенно его садов стало для него делом всей жизни. Во время реставрационных работ были перестроены аркады и декор окон главного здания, но его южный фасад и интерьеры оставлены в том же виде, что и при маркизе де Кастеллане. В начале XXI в. замок по-прежнему находится в частной собственности у А. Карвальо, но доступен для свободного посещения.

Архитектурно-планировочная композиция

Фасад замка Вилландри построен немного ассиметрично, что заметно по рядам окон и направлению обоих его крыльев, образующих форму буквы U. Они представляют собой типичные образцы архитектурной школы периода Возрождения. В оформлении их фасадов использованы декоративные элементы, обычные для архитектуры XVI в. В их числе большие окна в обрамлении пилястр с капителями, фризы и слуховые окна с тимпанами и волютами. Двор замка с двух сторон обрамляют две аркады.

Из внутренних помещений замка Вилландри доступны для посещений туристами ряд жилых комнат, парадная лестница, столовая, картинная галерея, четыре гостиные и столовая. К наиболее интересным из них относятся покои брата Наполеона I принца Жерома с интерьерами в красных тонах, столовая с камином в виде ствола пальмы, гостиная с мозаичным деревянным арабским потолком из 3600 элементов и кухня замка.

Сады Вилландри

Расположенные около замка Вилландри сады устроены на разных уровнях трёх террас. При их планировке нанятые в XVI . Ж. де Бретоном садовники руководствовались итальянскими образцами садово-паркового искусства.

На первом, нижнем, уровне парка Вилландри находится огород замка. На его 9 квадратных грядках выращиваются овощи, подобранные по сочетаемости цвета листвы. Их разделяют посадки фруктовых деревьев и фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения.


На втором уровне находится Сад-украшение, состоящий из трёх частей. Ближе всего к замку расположен Сад любви и Сад Крестов. Сад любви состоит из 4 партеров, каждый из которых символизирует одну из форм возвышенного чувства: трагическую, лукавую, нежную и страстную любовь.

Их смысл передается формой цветников и окраской цветов. Фигуры в форме осколков сердца символизируют страстное чувство, а геометрические с острыми углами напоминают кинжалы и говорят о трагической любви. В центре партера нежной любви размещены маски и цветники в форме сердечек с пастельной окраской цветов. Квадрат сада лукавой любви содержит комбинацию цветников в форме вееров, между которыми размещены фигуры напоминающие рога.




За аллеями Сада любви начинается территория Сада крестов. Высаженные здесь растения образуют фигуры в форме баскского, лангедокского и мальтийского крестов. Между ними посажены лилии, символизирующие королевскую власть и Деву Марию.

Сад музыки расположен перпендикулярно к двум первым садам за каналом. Его партер объединяет цветники сложной формы, обозначающие лиру и арфу. Геометрические узоры вокруг них напоминают канделябры и пюпитры с нотами.

На верхнем уровне склона холма находится Сад воды с большим бассейном, форма которого напоминает старинное зеркало. Он был создан по проекту Х. Карвальо в начале XX в. Центральный водоём окружают 4 фонтана, газоны и живая изгородь из самшита. Рядом с ним расположен Сад Солнца, заложенный в 2008 году. В центре его квадратной территории находится фонтан в форме восьмиугольной звезды, к каждому лучу которой ведёт аллея в обрамлении цветников.

Как добраться

Адрес: 3 Rue Principale, Villandry
Телефон: +33 2 47 50 02 09
Сайт: www.chateauvillandry.fr
Время работы: 9:00-18:00

Цена билетов

  • Взрослый: 11 €
  • Льготный: 7 €
Обновлено: 13.09.2017

Изящный ренессансный замок Вилландри возвышается вблизи Луары, недалеко от стоявшего здесь в давние времена строения. 4 июля 1189 года, когда Вилландри был укрепленной крепостью, здесь произошла встреча Филиппа-Августа, короля Франции, с Генрихом II Плантагенетом, королем Англии. Беседа двух суверенов проходила в средневековой юго-западной башне и закончилась подписанием мира в Азэ-ле-Ридо в пользу Филиппа-Августа.

Несколько веков спустя владение перешло к Жану Ле Бретону, государственному секретарю Франциска I, которому было поручено руководство строительством замков Фонтенбло и Шамбор. Жан Ле Бретон, предки которого были выходцами из Шотландии, решил построить свой собственный замок, у которого был бы нарядный, праздничный вид, отличный от сурового облика средневековых крепостей. Он сравнял с землей наиболее древние строения, за исключением донжона, и начиная с 1536 года приступил к строительству нового здания, имеющего П-образную форму по отношению к парадному двору, выходящему на Луару. Два больших крыла являются типично ренсссансными, они построены по модели дворцов, возводившихся в начале XVI века. Их фасады прорезаны большими окнами, обрамленными пилястрами с капителями классического ордера, и украшены фризами и большими люкарнами с волютами и тимпанами.

Широким фасадам придана легкая асимметрия (в линиях окон, в их длине и в направлении крыльев); арочные галереи идут с обеих сторон двора.

Замок, частично окруженный рвом, был украшен огромными садами, расположенными на трех разных уровнях. Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника.

Декоративный сад средней террасы своими изысканными формами напоминает "сады любви". И действительно, четыре больших квадрата украшены кустарником, рассаженным в виде фигур - аллегорий любви. Северо-западный массив изображает сердца, пронзенные стрелой - символ любви-страсти, тогда как северо-восточный представляет веера, рога, любовные записки - символы любви-адюльтера, в нем преобладают желтые цветы. На юго-западе - любовь-нежность с сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; последний, юго-восточный, массив представляет трагическую любовь с лезвиями шпаг и красным цветом крови дуэлей.

В южной оконечности сада - три больших массива ромбовидной формы, с изображением Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков. По другую сторону рва, внизу раскинулся огород; за ним открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Это может быть самая необычная часть садового ансамбля с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI веке были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией.

Вилландри. Замки Франции Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции. Он был восстановлен благодаря усилиям доктора Йохима Карвалло, который в начале этого века перепланировал старые сады, вдохновившись чертежами Андруэ Дюсерсо. В квадратах рассажена капуста, морковь, свекла, салат-латук; овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа.

В 1574 году замок принадлежал маркизу де Кастеллан, который реконструировал его в духе своей эпохи: окна получили арочное обрамление, были добавлены балконы, на нижнем этаже колоннада двора была закрыта стеной, с тем чтобы разместить кухни и новые коридоры. Служебные помещения, расположенные с северной стороны замка, предохраняют сады от холодных ветров. Этот свой вид замок сохранял до 1906 года, когда доктор Карвалло, врач и большой поклонник искусств, решил вернуть замку его первоначальный облик. Карвалло встал во главе Ассоциации, объединившей владельцев исторических памятников, что позволило открыть для широкой публики многие замки и дворцы.

Квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой. Создается впечатление разноцветной шахматной доски:

Между квадратами установлены беседки с фонтанами:

Огород находится в ложбине. Сверху его обрамляют галереи с виноградной лозой:

На втором ярусе раскинулся декоративный сад:

Чуть выше находится лабиринт из кустов:

Посередине стоит смотровая вышка, откуда видны все проходы:

Чтобы игроки не жульничали, в некоторых кустах установлена сетка:

Сбоку от огорода есть аллея с лекарственными травами:

В саду растет 5000 деревьев:

При виде посетителей голодные рыбы раскрывают пасть и ждут подачки.

По материалам сайтов: sergeydolya.livejournal.com, francetour.ru

Замок Вилландри, а вернее его сады, мы наметили себе еще дома для обязательного осмотра, остальные замки, мы выбрали спонтанно прямо на месте. В долине Луары на настоящий момент сохранилось около 300 замков, кроме замков, есть еще пещеры троглодитов, аббатства, города и старинные соборы. На долину Луары мы выделили себе 2 дня, но реально можно провести там и две недели, там есть что посмотреть.

Утром мы выехали из Карнака и через 3 часа были уже в Вилландри. На французских скоростных шоссе по обочинам стоят транспаранты, извещающие какие достопримечательности, вы проезжаете в этой местности, но совершенно не очевидно, где надо съехать со скоростного шоссе чтобы достичь описанной достопримечательности. Единственный шанс это уповать на навигатор. Жара в июле в долине Луары стояла удушающая, ни ветерка, ни облачка на небесах.

Взрослый билет стоит 9,5 евро — замок + сады, 6.5 евро только сады. Дети и студенты бесплатно. Русского аудиогида нет, но вместе с билетом дают красочную брошюру с описанием садов на русском языке. Парковка рядом — бесплатная. В сувенирном магазине продают семена цветов, мы купили и цветы даже выросли в ленинградской области.

Замок Вилландри, построенный в 1536 году – это последний из великих замков, возведенных на берегах Луары в эпоху Возрождения. Для постройки замка Жан Ле Бретон, министр финансов Франциска первого, снес старую крепость XII-го века, от которой на сегодняшний день остались лишь фундамент и внутренний донжон.

Но знаменит замок не столько своим архитектурным убранством, сколько своими трехярусными формальными садами. Убранство замка меркнет перед великолепием садов. Сады Вилландри относятся к садам в стиле итальянского Ренессанса, предшественникам классических французских садов.

Немного истории Вилландри

Наследники Жанна Ле Бретона владели Вилландри до 1754 года, когда имение перешло во владение маркиза де Кастелана, королевского посла, представителя знатной провансальской семьи. При нем были сделаны пристройки в классическом стиле, которые находятся по обеим сторонам переднего двора. Он так же изменил интерьеры замка и привел их в соответствие с представлениями о комфорте, принятыми в XVIII веке.

Значительные изменения произошли в XIXстолетии – традиционный сад был разрушен при создании вокруг замка английского парка. В 1906 году замок приобрел Хоаким Карвальо, который родился в Испании в 1869 году. Он оставил научную карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри. Для реставрации он использовал литературный источник – книгу по архитектуре XVI века «Самые замечательные архитектурные сооружения Франции». Её автор – Ж. Андруэ Дю Серсо – описал планировку французких садов в эпоху Возрождения. Хоаким дополнил этот труд археологическими раскопками, в ходе которых были обнаружены остатки старого парка во французском стиле. На этой основе и были воссозданы сады, которые восхищают нас сегодня. Хоаким Карвальо так же знаменит тем, что основал в 1924 году «Исторический дом», первую ассоциацию, которая объединила владельцев исторических замков, и стал инициатором открытия этих памятников архитектуры для широкой публики.

Сады Вилландри

Сады Вилландри делятся на целых 7 разных по характеру садов. Если вы думаете, что это просто красивые геометрические формы, то глубоко ошибаетесь. Каждый рисунок на клумбах и каждый характерный прием стрижки кустарников имеет глубокий смысл.

Первый – орнаментальный сад Вилландри.



Панорамный вид на орнаментальные сады.

Орнаментальный декоративный сад расположен над садом-огородом и представляет собой продолжение гостиных замка. Для того чтобы полностью охватить его взглядом надо подняться на бельведер. Оттуда хорошо видны расположившиеся внизу четыре квадрата, которые образуют так называемые «Сады любви».



Сады любви

«Нежную любовь» символизируют сердца, разделенные языками пламени. В центре кустарник подстрижен в форме бальных масок. (левый верхний угол фото вверху)

«Страстная любовь» также образуется сердцами, но это сердца разбитые страстью. Они переплетаются между собой и ассоциируются с танцем. (правый верхний угол фото вверху)

«Непостоянная любовь» — это четыре веера по углам, которые воплощают переменчивость чувтв. Между ними находятся рога – символ измены и обманутой любви. (левый нижний угол фото вверху)

«Трагическая любовь» показана лезвиями кинжалов и мечей в память о дуэлях из-за соперничества в любви. Красные цветы это аллегория пролитой крови. (правый нижний угол фото вверху)

Рядом с садами любви находятся три больших массива в форме трех крестов – в центре находится мальтийский крест, слева от него – лангедокский, а справа баскский. Вдоль рвов с водой расположились стилизованные цветы лилий. (фото ниже)



Орнаментальный сад, вид на кресты

С другой стороны канала находится «второй салон», где стриженный кустарник воплощает аллегорию музыки. Здесь можно увидеть лиры, стилизованные музыкальные ноты и канделябры, необходимые для освещения партитуры.







Сад воды Вилландри



Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV и расположен вокруг большого водоема, имеющего форму зеркала и окруженного липами. Это идеальное место для отдыха и медитаций и передышки во время осмотра.



Сад солнца





Недавно созданный сад получил название солнечного. Этот сад с тремя видами растительности — прекрасное место для отдыха. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с белыми и голубыми цветами. «Солнечная комната» выдержана в желтых и оранжевых тонах.

Лабиринт Вилландри



Лабиринт полон очарования и воплощает аллегорию жизненного пути. Он основан на христианской традиции и в отличие от греческого лабиринта, не имеет тупиков. Поэтому задача посетителя не поиск выхода, а постепенное освобождение от всего суетного на пути к центральному шатру.







Между огородом и церковью расположен аптекарский сад. Это традиционный средневековый сад, где растут арроматические травы, пряности и лекарственные растения.

Сад-огород



Вид на сад-огород

Между замком и деревней раскинулся типичный для эпохи Возрождения сад-огород. Его составляют девять квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком.

Квадраты засажены овощами различных цветов (синий лук-порей, красная капуста и свекла, зеленая ботва моркови) так что возникает впечатление разноцветной шахматной доски. Традиция такого сада-огорода восходит к Средним векам. Монахи аббатства часто придавали овощным грядкам геометрическую форму, чаще всего форму креста. Саженцы шиповника и символизируют монахов, склонившихся над своими грядками. Вторая традиция пришла из Италии и принесла в монастырский сад декоративные элементы: фонтаны, беседки и цветочные клумбы.

Французские садоводы XVI века объединили обе традиции — монастырскую и итальянскую — и создали новый тип сада, где сажали розы и разводили новые овощи, привезенные из «Америк». Они называли такой сад декоративным огородом. Такие сады описал Жак Андруэ дю Серсо, архитектор XVI века. В начале XX столетия его планы вдохновили Хоакима Карвальо на восстановление своих садов.

Уход за садами Вилландри

Естественно такие сады требуют тщательного ухода и очень трудоемки в обслуживании. В огороде каждый год производится две посадки: одна — весной (с марта по июнь), вторая — летом (с июня по ноябрь). Каждый год высаживается около сорока видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. При каждой посадке композиция меняется с учетом гармоничного сочетания цвета и форм, а так же соблюдения правил садоводства, указывающих, что трехлетний цикл чередующихся посадок позволит избежать истощения почвы

С 2009 года садовники пересмотрели свои методы ведения сельского хозяйства в пользу «органического земледелия»: вскапывание, рыхление, введение на огород полезных насекомых позволяют исключить обработку пестицидами. Это изменение потребовало новых методов работы и небольших дополнительных расходов. Что в значительной степени компенсируется впечатляющим результатом и возрождением интереса садовников к своей профессии. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки по замкнутому кругу.

Эти сады, строго подчиняющиеся широко используемым принципам симметрии, требуют постоянного ухода. 1015 липам, произрастающим по всей территории сада, так же нужна ежегодная зимняя подрезка, над которой четверо садовников работают в течение трех месяцев.

Общая длина живых изгородей составляет 52 км, их подрезка должна проводиться регулярно с апреля по октябрь.

Каждый год в саду высаживается рассада 115000 цветов и овощей, 50% выращивают в теплицах садов, остальное завозят с других теплиц.

| 11 | 4 000, сегодня 8 |