Монета крестоносцев Старинные монеты представляют большую ценность как источник сведений о прошедших временах. В них сосредоточился дух, аромат тех эпох, которые никогда не вернутся. Прикасаясь к старинной монете, человек как бы переносится в прошлое. Подобное чувство я испытал, когда впервые взял в руки средневековую монету крестоносцев – грош графства Триполи. Походы рыцарей в Палестину, преследовавшие цель освобождение от мусульман Иерусалима и Гроба Господнего, и основание ими в Восточном Средиземноморье христианских государств оказали сильное влияние на развитие средневекового мира. На “латинском Востоке”, в Палестине и Сирии, крестоносцы в XI-XIII веках создали четыре государства - Иерусалимское королевство, княжество Антиохия, Эдесское графство и графство Триполи. Все они чеканили собственные монеты, в изображениях и надписях которых смешались европейские, исламские и византийские элементы оформления. Плавательная практика на пароходе “Малахов курган” заканчивалась в конце августа 1967 года. Последним портом захода была сирийская Латакия. Город этот, как и расположенный южнее Бейрут, практически не пострадал от “Шестидневной войны”, здесь царили мир и спокойствие, велась активная деловая и торговая деятельность. По просьбе первого помощника капитана судовой агент организовал для экипажа автобусную экскурсию по древнему городу. Средств на мероприятие в судовом культфонде скопилось достаточно, и их следовало потратить в текущем рейсе, чтобы не депонировать на будущее. В назначенное время к борту судна подъехал экскурсионный автобус и члены экипажа, свободные от вахт и работ, отправились в увлекательное путешествие. - История Латакии восходит к античному времени. – начала рассказ молодой гид Фатима, студентка выпускного курса факультета гуманитарных наук Дамасского университета. - Город основали финикийцы и назвали Рамита. Полководец Александра Великого Селевк I переименовал полис в честь своей матери, назвав Лаодикеей. В средние века в Латакии, как и на всем Ближнем Востоке, попеременно хозяйничали арабы, крестоносцы, египетские и османские султаны. Экскурсовод показала хорошо сохранившиеся римские постройки – городскую арку тетрапилон и остатки античной колоннады, а также несколько христианских церквей византийского времени и средневековые мусульманские мечети. После осмотра исторических достопримечательностей автобус сделал остановку на популярном пляже Шатт аль-Азрак, что переводится как “Лазурный берег“. В конце экскурсии гид предоставила морякам час свободного времени, чтобы те могли сделать покупки на городском базаре – суке. В поисках памятного сувенира о Латакии набрел на антикварную лавку, где в груде старого хлама заметил небольшой серебряный предмет круглой формы. - Это монета? – спросил я хозяина. - Да. Монета крестоносцев. – ответил тот. Торговцу – арабу понравился фотоаппарат, висевший на моем плече. – Давай меняться: я тебе монету, ты мне – фотокамеру. Накануне рейса в магазине “Динамо” на улице Советской Армии (ныне Преображенская) за 12 рублей я купил простенький фотоаппарат “Смена”. Планировал запечатлеть на фото первые встречи с заграницей. Рейс заканчивался, и задача эта была практически выполнена. Денег же после покупки подарков уже не оставалось и, чтобы не упустить интересную монету, согласился на предложение араба. Вернувшись на судно, принялся с помощью каталога изучать свое приобретение. В справочнике сообщалось, что номинал моей монеты - грош, отчеканили его в ближневосточном городе Триполи примерно в 1275 – 1287 годы. Более подробную информацию рассчитывал получить уже в Одессе у опытного специалиста по средневековой нумизматике профессора Карышковского П.О. С возвращением судна из рейса, отправился на истфак Одесского университета, где профессор заведовал кафедрой истории древнего мира и средних веков. - Всё верно, продавец тебя не обманул – это монета крестоносцев. – сказал Петр Осипович. Профессор хорошо знал латынь и без труда перевел легенды на монете. - На аверсе указано имя эмитента “SEPTIMVS BOEMVNDVS” - Боэмунд VII, а на реверсе место чекана “CIVITAS TRIPOLIS SVRIE“ - Государство Триполи в Сирии. - Но ведь Триполи находится не в Сирии, а в Ливане. – переспросил я. - Правильно, это сейчас, а в средние века границы между государствами были другими. Название монетного двора указано для того, чтобы не путать сирийский Триполи с одноименным городом на севере Африки. - А что обозначают изображения на монете? - Крест в ажурной оправе на лицевой стороне гроша это не только символ христианской веры, но одновременно и герб графства Триполи. Три крепостные башни на оборотной стороне представляют собой часть замка крестоносцев. – ответил профессор. Карышковский объяснил, какая крепость, по его мнению, изображена на монете. Некоторые нумизматы считают, что это знаменитая цитадель Крак-де-Шевалье, оплот Ордена госпитальеров в Сирии. Но профессор придерживался иного мнения. - Замок Крак-де-Шевалье не входил в юрисдикцию графства Триполи, а посему не мог быть изображен на триполитанской монете. Я считаю, что на реверсе данного гроша изображены башни крепости Шато Сен-Жиль, которая находилась в городе Триполи, столице одноименного графства. Замок этот был назван в честь графа Раймона Сен-Жильского, предводителя Первого крестового похода и основателя крепости. Кстати, крепость эта неплохо сохранилась до наших дней. – сказал Петр Осипович. Профессор дал исчерпывающую информацию относительно истории моей монеты и трагической судьбы государства, ее отчеканившего. Графство Триполи возникло на севере современного Ливана в ходе Первого крестового похода. После захвата городов Библ и Триполи войском Раймона Сен-Жильского, графа Тулузского, и завоевания Бейрута и Сидона королем Иерусалимским Балдуином I, все побережье Финикии, а также значительная часть горных районов страны в начале XII века оказались в руках крестоносцев. Приморские и горные местности к северу от Библа вошли в состав графства Триполи, а Бейрут и Сидон стали вассалами Иерусалимского королевства. При графе Боэмунде VI государство Триполи в 1268 году приступило к чеканке собственных монет - гроссо. Граф и его преемник Боэмунд VII выпускали серебряные монеты двух номиналов – гроши и полугроши. Средний вес гроша составлял 4,2 г, а у полугроша он колебался в пределах 1,9 - 2,1 г. Вначале своего правления Боэмунд VII чеканил монеты, почти не отличимые от гроссо отца, но проба серебра в них была ниже. Графство Триполи просуществовало без малого два столетия – с 1105 по 1289 годы. После смерти Боэмунда VI в 1275 году в государстве вспыхнула междоусобица. Верхушка общества раскололось на два лагеря, в одном оказались вдова графа Сибилла и светское рыцарство во главе с молодым и горячим Боэмундом VII, в другом - епископ Триполи Вильгельм и его сторонники, которых поддержали рыцари - тамплиеры. Боэмунд VII захватил резиденцию Ордена тамплиеров в Триполи и собственноручно убил кинжалом генуэзского наместника, союзника “храмовников”. При Боэмунде VII крестоносцы уже не воевали с мусульманами, а предпочитали покупать мир с ними за деньги. Заключение мирного договора с султаном Бейбарсом стоило графству Триполи 20 тысяч золотых безантов. Боэмунд VII был бездетным, и после его смерти в 1287 году новая правительница Триполи по имени Люсия вступила в конфликт с городской коммуной. Глава коммуны обратился за помощью к мамлюкскому султану Келауну. Великий магистр ордена тамплиеров Гильом де Боже предупреждал жителей Триполи об опасности, но те не поверили. Армия Келауна застала город врасплох, мамлюки ворвались в столицу графства и завязались уличные бои. Командор тамплиеров Пьер де Монкада имел возможность спастись на галере, отплывавшей на Кипр, но предпочел остаться в Триполи и погиб с мечом в руках, как и остальные защитники города. Так в 1289 году трагично закончилась история графства Триполи. - Если бы меня попросили назвать самую красивую монету, чеканенную крестоносцами в Святой Земле, я бы выбрал триполитанский грош Боэмунда VII. – подытожил свой рассказ Карышковский. - Дизайн монеты поражает своей суровой красотой, лаконичностью и выразительностью. Сегодня эта небольшая монетка на европейском нумизматическом рынке стоит хороших денег - 300 евро и выше. Мне же она дорога еще как память о плавательной практике на пароходе “Малахов курган” и первом знакомстве с заграницей.

12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю.

Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Теплоход «Армения » пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Теплоход «Армения » был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия ». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия », «Грузия », «Крым » и «Армения » для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения » успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

теплоход «Армения» фото

строительство теплохода «Армения»

теплоход «Абхазия»

теплоход «Грузия»

8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в . Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения ». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения » пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения » увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения » прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения » снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения » погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым «Армения » был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения » людей погибло больше чем на легендарных лайнерах « » и « ».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

Заслуженный работник транспорта. Награжден орденами Боевого Красного Знамени (1947), Трудового Красного Знамени (1960), Отечественной войны 1 степени (1985) и Богдана Хмельницкого (1999); медалями “За отвагу” и “За оборону Советского Заполярья”.

Анатолий Гарагуля родился в станице Казанской Краснодарского края в семье стрелочника Григория Михайловича Гарагули. Его мать Антонина Алексеевна Гарагуля (Некрасова) была домохозяйкой.

После окончания школы в Ставрополе в 1940 году он поступил в Мелитопольское военно-авиационное училище. Через год началась Великая Отечественная война, и в октябре 1942 года, после окончания училища, его направляют на фронт. Пройдя всю войну воздушным стрелком и штурманом, он лишь в марте 1946 года был уволен в запас, в звании лейтенанта. В этом же году он приезжает в Одессу и поступает в Высшее инженерно-морское училище на отделение судовождения, которое оканчивает в 1952 году.

С этого времени начинается его работа в Черноморском морском пароходстве – сначала помощником капитана, а потом и капитаном. Под его командованием работали экипажи судов “Краснодар” и “Карл Маркс”, “Тимирязев” и “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Нахимов” и “Физик Вавилов”.

В 1965 году Анатолий Гарагуля назначен капитаном пассажирского теплохода “Грузия” (прежнее название “Собеский”) постройки 1939 года. Десять лет он проработал на “Грузии”, вплоть до списания судна, а в 1975 году он становится капитаном нового теплохода под тем же названием, построенного в том же году.


теплоход “Грузия”

Именно с теплоходом “Грузия” и его капитаном Анатолием Гарагулей связана яркая страница в истории культурной жизни нашего города. Владимир Высоцкий и Марина Влади, Василий Аксенов и Булат Окуджава, Петр Тодоровский и Владимир Ивашов – это только некоторые имена известнейших писателей, актеров и режиссеров, с которыми был знаком и дружил Анатолий Гарагуля. Многие из них путешествовали и на старой, и на новой “Грузии” в популярных в то время крымско-кавказских круизах. По этому маршруту “Грузия” ходила нечасто, большую часть времени судно совершало кругосветные путешествия, в которых, естественно, советские граждане не участвовали. Возможно, поэтому в тех редких случаях, когда теплоход совершал внутренние рейсы по Черному морю, на нем собиралась иногда целая компания друзей капитана. Так, на одной из фотографий запечатлены Анатолий Гарагуля, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава и Василий Аксенов. Исследователям творчества Владимира Высоцкого известны фотографии, на которых он и Марина Влади сняты на капитанском мостике “Грузии”. А если заглянуть в личную библиотеку капитана, то там можно увидеть множество книг с автографами писателей, путешествовавших на “Грузии”.


Марина Влади, Анатолий Гарагуля и Владимир Высоцкий

В 1970 году Анатолий Гарагуля снялся в фильме “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые” в роли капитана теплохода “Глория”.


кадр из фильма “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые”

Но помимо круизов “Грузия” совершала и другие рейсы. Так, во время Карибского конфликта судно перевозило на остров Куба советских воинов, и капитан Гарагуля встречался там с родным братом Фиделя Кастро – Раулем, который был министром в кубинском правительстве. Таких встреч было несколько, и на Кубе, и здесь, в Одессе, когда прием известного политического деятеля состоялся в доме Анатолия Гарагули.

Как видим, даже эти несколько примеров говорят о потрясающем обаянии и безграничной душевной широте Анатолия Гарагули. Ну, а его профессиональные качества отмечены многочисленными правительственными и ведомственными наградами, которые он продолжал получать, даже находясь на пенсии.


Еще учась в школе, он познакомился со своей будущей женой Валерией Николаевной Смеловской. Сначала она ждала его всю войну, а потом 35 лет – возвращения на берег. Сегодня фамилию Гарагуля носят два его сына – Борис и Сергей, которые живут в Одессе. На семейной фотографии, здесь представленной, мы видим всю семью капитана Гарагули в начале 1960-х годов.

Лилия Мельниченко, ведущий научный
сотрудник Одесского литературного музея


А. Гарагуля с сыном Сергеем и В. Высоцким на т/х “Грузия”. Одесса, 1967 г.
Песню “Человек за бортом” Владимир Высоцкий посвятил Анатолию Гарагуле.

Стихотворение Владимира Высоцкого Анатолию Гарагуле. Предлагаем вашему вниманию другое стихотворение Владимир Высоцкого — «Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!»

Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!
Никто и ничего не разрешает!
Я ухожу, отдельный, одинокий
По полю лётному, с которого взлетают!

Я посещу надводную обитель,
Что кораблём зовут другие люди.
Мой капитан, мой друг и мой спаситель!
Давай с тобой хоть что-нибудь забудем!

Забудем что-нибудь - мне нужно, можно!
Всё - женщину, с которою знакомы!
Всё помнить - это просто невозможно.
Да это просто и не нужно - что мы?

1969 г.

Интересные факты:

Гарагуля Анатолий Григорьевич (1922-2004 гг.) — капитан дальнего плавания, участник Великой Отечественной войны. Интересно, что воевал Анатолий Григорьевич в небе — был летчиком, а после войны решил покорить водную стихию — поступил и закончил Одесское высшее мореходное училище. С 1965 года — капитан теплохода «Грузия», а после его списания с 1975 года — капитан нового теплохода с тем же названием (правда, новый теплоход не обладал индивидуальностью и роскошью своего предшественника, что вызывало недовольство капитана).

Анатолий Гарагуля дружил с известнейшими деятелями культуры, которые путешествовали на теплоходе «Грузия», совершавшем круизы по Черному морю. Среди них Владимир Высоцкий, Марина Влади, Василий Аксенов, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава, Петр Тодоровский и др.

Высоцкий и Влади отдыхали душой на теплоходе, скрываясь от любопытных глаз. Пара останавливалась в просторной каюте, питалась в личной столовой капитана. Вот как описан теплоход в воспоминаниях Марины Влади: «Каюты и салоны – необычайной роскоши. «Грузия» богато украшена коврами, чеканкой и росписью… Толя чудесно всё устроил: каюта уставлена цветами, на столе – фрукты, пироги и бутылка грузинского вина. Мы не знаем с чего начать…» Есть множество фотографий, на которых Высоцкий и Влади запечатлены вместе с Анатолием Гарагулей на капитанском мостике теплохода. Во время круиза на «Грузии» Высоцким было написано много замечательных стихотворений.

Анатолий Гарагуля снялся в кино — сыграл капитана теплохода «Глория» в фильме “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые” в 1970 году. Анатолию Гарагуле Владимир Высоцкий посвящал стихотворения, из которых самое известное — «Человек за бортом».

Фрагменты из новой книги «Владимир Высоцкий без мифов и легенд»

Виктор БАКИН , Даугавпилс (Латвия)

На съёмках «Опасных гастролей» в Одессе Высоцкий был вместе с Мариной. Город ей очень понравился. Его красивые и знаменитые лестницы, Оперный театр, порт…

В порту стоял теплоход «Грузия». У трапа с обворожительной доброй улыбкой их встретил капитан - Анатолий Гарагуля. Бывший военный лётчик стал одним из лучших капитанов Чёрноморского морского пароходства. Совсем недавно Высоцкого с ним познакомил Л.Кочарян. Обладая незаурядным чувством юмора, украинец А.Гарагуля, чтобы соответствовать названию теплохода, в шутку говорил с грузинским акцентом и обычно представлялся:

— Капитан теплохода «Грузия» Га-ра-гу-лия.

Теплоход «Грузия» был построен в 1939 году на польской верфи «Swan Hanter» и в честь знаменитого полководца и короля Речи Посполитой Я.Собеского был назван «Sobeski». В 1950 году теплоход продали в СССР, где он и получил название «Грузия». Каюты и салоны - необыкновенной роскоши, украшенные коврами, чеканкой и росписью. Каюта, в которой путешествовали Влади и Высоцкий, представляла собой настоящую квартиру, целиком обтянутую голубым бархатом. Кругом зеркала… И от этого комната кажется ещё просторнее. Великолепная ванна оформлена старинными полированными медными кранами. Изысканная еда дополняла впечатление. Это была ещё старая, довоенная «Грузия», впоследствии проданная на слом в Италию и заменённая в 1975 году новым судном финской постройки, а капитан А.Гарагуля под своё командование получил новый корабль, имевший то же название.

В то время эта плавающая комфортабельная гостиница осуществляла шестидневные круизы по маршруту: Одесса - Ялта - Новороссийск - Сочи - Батуми - Одесса. Ночью идут, днём заходят в порты…

В этот раз это была только экскурсия по теплоходу. Круизы станут любимым отдыхом Владимира и Марины. Гостеприимные и щедрые капитаны «Аджарии», «Шота Руставели», «Грузии», «Белоруссии» будут всегда рады видеть их на борту. Согласно кодексу торгового мореплавания капитан имеет право приглашать гостей бесплатно, и он устраивал для них обычно каюту-люкс. Накануне рейса капитан писал заявление: «Каюта-люкс нуждается в ремонте. Просьба вывести её из продажи». «Гость капитана» - так будет определяться положение Высоцкого в круизных программах.

В то время в Москве, да и вообще в Союзе, к факту знакомства Высоцкого с Влади относились с недоверием. Очевидно, поэтому появление их вместе вызывало восторг и удивление. Вспоминает Лионелла Пырьева: «…когда мы снимались с Высоцким в Одессе на «Опасных гастролях», к нему приехала Марина. Подкатила на «Волге». Володя тотчас увидел её, подлетел к ней, затем последовал долгий-долгий поцелуй, как иной раз бывает в фильмах. Одесситы, окружившие их, были в полнейшем восторге: «Ой, вы посмотрите сюда, это же Марина Влади!»

Вспоминает режиссёр студии В.Костроменко: «Как-то привезли на студию «Королеву пчёл» - французский фильм для закрытого просмотра. Зарубежных фильмов тогда покупали очень мало - во-первых, это было очень дорого, во-вторых, там показывали много того, что советскому человеку видеть не нужно. В общем, стали мы искать переводчика (фильм-то не дублирован), и тут Марина говорит: «Я там снималась, я и переведу». Зал набился до отказа, Марина с микрофоном сидела в последнем ряду, а мы себе чуть шеи не свернули: на экране обнаженная Марина, в зале - одетая…»

В Одессе у Марины появилось много знакомых и друзей…

«Однажды, - вспоминает Вероника Халимонова, - мы вместе обедали в маленьком ресторанчике-«глечике» в Одессе. Володя с Мариной, Жванецкий, Карцев, Ильченко и мы с Олегом. Володя был спокоен, а Марина со Жванецким бурно обсуждали, как можно было бы снять какой-то фильм».

М.Жванецкий: «У Высоцкого же была в то время мысль сделать русско-французскую программу «Москва - Париж». «Миша, я пою и говорю по-русски, Марина по-французски. Мы оба на сцене - ведём концерт. Московский мюзик-холл часто играет в Москве - ну что может быть лучше?» Прекрасная идея!»

«Идея» была на грани воплощения. Сохранилось письмо М.Жванецкого - Высоцкому.