Ярославец

«РК-516» (пр. Г376) в Южной бухте Севастополя
Проект
Страна
Годы постройки 1953 - 1992 гг
Годы в строю 1953 - н. в.
Основные характеристики
Длина 21 (наибольшая)
Ширина 3,98 м (по корпусу)
Осадка макс. 1,38 (пр.РВ376А)
Бронирование нет
Двигатели дизель 3Д6С
дизель 3Д6С1
Мощность 150 л. с.
Движитель 1 × ВФШ
Скорость хода 10, уз. (наибольшая: пр. РВ376)
Дальность плавания 860 миль (наибольшая: пр. Т376)
Автономность плавания 5 суток
Медиафайлы на Викискладе

Ярославец - название серии служебно-вспомогательных катеров.

К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе № 345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя - «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод » № 640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе , на заводе «Ленинская кузница » и верфях в Варне в Болгарии.

Модификации катеров

По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом .

На базе проекта были разработаны следующие модификации :

  • Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер - 376;
  • Разъездной рабочий катер - Р376; Р376У; РН376У
  • Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) - РМ376;
  • Учебный катер - РМУ376;
  • Морской гидрографический промерный бот - Г376;
  • Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» - Г376У;
  • Рейдовый водолазный бот - РВ376, РВ376У
  • Рейдовый водолазный бот с декомпресионной камерой - РВК376;
  • Пассажирский катер и для нужд Народного хозяйства - РВН376У;
  • Водолазный катер модернизированный - РВМ376 (03766);
  • Рейдовый водолазный катер - РВМ376У;
  • Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) - Т376;
  • Катерный тральщик образца 1957 года - Т376У
  • Катер-торпедолов - Л376M;
  • Катер-торпедолов образца 1962 года - Л376;
  • Катер-торпедолов образца 1954 года - ТЛ376;
  • Искатель донных мин и затонувших торпед - И376, И376У;
  • Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) - В376;
  • Большой сторожевой катер - РВ376, РВ376А;
  • Среднее таможенное судно - РВК376
  • Минометный катер - М376
  • ПСКА для Азовского моря - П376 (03765)

Модернизация

Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец-М». Катер разрабатывался как многоцелевой - патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна :

  • Длина - 19,75 м,
  • Ширина - 3,98 м,
  • Осадка (средняя) - 1,2 м,
  • Водоизмещение (полное) - 40,0 тонн,
  • Пассажировместимость - 12 чел.,
  • Двигатель - ЯМЗ-238Р (150 л. с.)

Служба

Катера в различных модификациях были представлены во всех флотах СССР, позже России, где трудятся по настоящее время.

  • Дважды Краснознамённый Балтийский флот: РК-17, РК-170, РК-2052, БГК-719, РК-2066, РК-2067, РК-2069.
  • Краснознамённая Каспийская флотилия: БГК-160, РВК-887, ОК-08
  • Краснознамённый Тихоокеанский флот: РК-527, РК-964, РК-1153, РК-2036, РВК-2049,
  • Краснознамённый Северный флот: РК-1351, РК-2047.
  • Краснознамённый Черноморский флот: РК-25, РК-51, РК-516, РК-518, РК-621, РК-636, РК-708, РК-2064, РВК-156, РВК-438, РВК-617, РВК-659, РВК-860.

После раздела ВМФ СССР катера типа «Ярославец» продолжили службу в Армении, Белоруссии, Латвии (1 в администрации Рижского порта), Литве (1 гидрографический катер), Украине, Эстонии.

Также катера были экспортированы в следующие страны:

  • Албания: 11 единиц
  • Болгария: 34 единицы (катера пр. Р376 построены в Варне и Руссе)
  • Вьетнам: 10 единиц
  • Египет: 2 единицы
  • Ирак: 3 единицы
  • Кампучия: 1 единица
Пользуясь затишьем по кораблям на форуме, выставляю на суд общественности катер проекта 376 "Ярославец" (в военном варианте).
Описание производителя модели:
"Этот катер среди судостроителей прозвали легендарным за то, что за время его существования не удалось создать катер, который вытеснил бы его с внутреннего рынка. Эти катера постройки Сосновского судостроительного завода середины 50-х конца 90-х годов и в начале XXI века можно было встретить на всех водоёмах стран бывшего Советского Союза. И ещё в 1997 году на озере Байкал плавал экспедиционный катер проекта 376 Лимнологического института, построенный в 1950 году Ярославским судостроительным заводом. Это был один из первых катеров серии.
В 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был утвержден проект буксирного катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. Проекту был присвоен номер - 376 . По проекту предусматривалась разработка документации для строительства сразу трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного. Одним из непременных условий проектирования, выдвинутых заказчиком, была возможность перевозки катера ж/д транспортом.
В 1953 году на Ярославском судостроительном заводе был спущен головной катер проекта 376. Именно по названию головного предприятия, проект и получил полуофициальное название-«Ярославец» Строительство сразу было развернуто большой серией.
Слава об этом универсальном катере быстро распространилась по всем министерствам и ведомствам, и в Госплан СССР, и в Минсудпром посыпались заявки на постройку такого катера для использования в народном хозяйстве. До этого времени катера проекта 376 строились только для Министерства Обороны, а для использования его в народном хозяйстве было необходимо согласовать проекте надзорными органами и произвести корректировку проекта на соответствие требований этих органов. В связи с увеличением спроса на катер, было необходимо увеличить их выпуск, а это требовало расширения производства. Производственные мощности Ярославского судостроительного завода это сделать не позволяли, поэтому для этой цели постройка катеров проекта 376 была передана на Сосновский судостроительный завод. В 1955-57 годах была разработана улучшенная модель катера, получившая обозначение - 376у. В конструкцию катера были внесены изменения, улучшающие его технико-эксплуатационные характеристики. Немало сил было затрачено и на отработку технологичности производства. В результате получился очень удачный для своего времени проект, который был запущен в массовое производство не только для ВМФ, но и для гражданских министерств и ведомств, а также для поставок за границу".
Модель выполнена из картона, леера - латунная проволока, мачта сделана из кисточки, тросы на мачте и леерах - мононить для бисероплетения - 0,3 и 0,15 мм. Выше ватерлинии модель покрашена, ниже - only paper (надо было шпаклевать и красить сразу же, но как говорится: "Хорошая мысля - приходит опосля", опыт старших товарищей начал перенимать только после того как построил корпус и начал делать надстройки, что-то менять было поздно).
До "Ярославца" бумажным моделированием никогда не занимался, упросил коллега взяться за ножницы и ПВА - сделать подарок в командировку начальнику.
Впечатление от модели двоякое - очень уж трудоемкое это занятие, моделирование из бумаги, пыхтел больше двух месяцев, повторять больше этот опыт не хочется. С другой стороны - детализация катера просто потрясающая! А насколько интересно наблюдать как из стопки бумаги вырастает корабль!
Заранее благодарю за критику!

Прокладывание коммуникаций под водой, розыск затонувших катеров, спасательные операции в реках, озерах и водохранилищах, расследования криминалистов - в этих областях может пригодиться помощь квалифицированных водолазов. Водолазные работы, осуществляемые на речных и озерных просторах России, требуют не только отваги и героизма от ныряльщиков. Здесь важно наличие необходимого оборудования и экипировки. Работы под водой не могут проводиться без хорошей подготовки. Перед их началом необходимо проверить техническую исправность судна, которое будет транспортировать водолазов к месту проведения операций. Как правило, для подводных работ на реках и водоемах глубиной до сорока пяти метров применяется "Ярославец" - катер проекта 376. Данный тип судов сконструирован специально для нужд Военно-Морского Флота России.

История возникновения судна

Российский катер "Ярославец" (проект 376) появился в пятидесятых годах двадцатого века. Для нужд военно-морского флота и народного хозяйства требовался проект буксирного судна, которое использовалось бы для водолазных и таможенных работ. Именно поэтому в 1948 году был утвержден проект катера, получивший номер 376 и шифр "Север". Предполагалось его использование флотом и некоторыми сферами народного хозяйства. При проектировании судна было выдвинуто обязательно условие: катера российского производства должны иметь все необходимые характеристики для транспортировки судов по железной дороге.

В 1953 году благодаря которому серия и получила свое полуофициальное название, выпустил на воду головной катер проекта 376. Суда сразу запустили в производство большой серией. А уже через два года были изменены некоторые данные проекта, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики судна и модернизировать технологию его производства. Появился новый "Ярославец" - катер проекта 376У. После внесенных изменений данный стал активно использоваться не только военными, но и гражданскими министерствами и ведомствами, а также для поставок за рубеж. Вторым предприятием, где начали производство катеров, стал Сосновский судостроительный завод (Кировская область).

Внешние характеристики

"Ярославец" - катер, представляющий собой теплоход с одним винтом, с седловатой палубой, ходовой рубкой с надстройкой, с капом над машинным отделением и кормовым трюмным отсеком. Корпус судна, как правило, выполняется цельным поперечным швом. Катер оснащен шестью водонепроницаемыми переборками, на днище судна установлены три топливные цистерны.

Не имеет значения, проектировался рейдовый катер, пограничный, таможенный или пассажирский, внешние характеристики судна любого типа таковы: длина катера составляет около двадцати одного метра, ширина достигает четырех. Высота борта - 2,1 метра. Судно может вместить до двенадцати человек. В свободном ходу скорость теплохода может достигать десяти узлов.

Технические характеристики

Известно, что катера российского производства серии "Ярославец" спроектированы таким образом, чтобы их эксплуатация позволила снизить время транспортировки водолазов или груза к месту назначения и обеспечить бесперебойную работу в водоемах, реках или озерах. Рейдовый катер или катер буксирный построен таким образом, чтобы легко выполнялись водные маневры на мелководье, а также в мелкой ледяной поверхности. Кроме того, предусмотрена перевозка судна по железной дороге, поэтому габариты катера рассчитаны с учетом выполнения данного условия. Для выполнения операций в водоемах, где есть мелкий битый лед, в конструкции катера предусмотрен ледовой кингстон. Водоизмещение катера - 46,9 т, осадка средняя с грузом - без груза - 0,97 м, скорость свободного хода - 10,5, автономность - 5 суток.

Осуществление ремонта

Ремонт судна может осуществляться самостоятельно. Однако такой ремонт может производиться экипажем судна или его владельцем только в тех случаях, когда повреждения катера будут незначительными. К примеру, необходимо произвести замену штатной обшивки, чтобы избежать протечки катера.

В остальных же случаях судно транспортируется на судостроительный завод, где проводится полная покраска корпуса, приводится в порядок электрика, проверяются механизмы люков и иллюминаторов. Катер доставляется к месту ремонтных работ на железнодорожном транспорте. Здесь мастерами судопроизводства производится капитальный ремонт, после чего судно возвращается владельцу.

Корпус судна

В качестве усиления конструкции катера установлены мощные полособульбы, которые используются как основа для деревянных или металлических поперечных ребер корпуса судна и поперечных балок для дополнительной жесткости конструкции. Вдоль всего корпуса судна крепится привальной брус. Брусья выполняются из металла или дерева. Трубы могут быть гнутые или полукруглые, с продольным ребром (характеристика для металлического привального бруса).

Также в судостроительстве используются металлические уголки, пластины и полосы для изготовления дополнительных Каркас катера обшивается металлическими листами, которые припаиваются друг к другу сварными швами шириной от четырех до десяти миллиметров. Обычным явлением для речного судна является появление в ходе самостоятельного ремонта нештатных листов. Однако это не отражается на его дальнейшей эксплуатации.

Корма и нос катера дополнительно укрепляются штевнями для усиления конструкции и балансировки судна на водной поверхности. На некоторых моделях катеров "Ярославец" устанавливаются буксирные дуги, которые позволяют предотвратить разрушения буксирного троса при соответствующих маневрах. Буксирные дуги устанавливаются в том случае, когда результатом судостроительства становится буксирный катер.

Руль судна

На катере в процессе стройки устанавливается балансирный руль обтекаемой формы. Изготавливается он, как правило, полым, из листового металла. Механизм управляет перьями руля, которые задействованы при поворотных маневрах. Это своего рода весла для катера. У проекта 376 было только одно перо руля. Однако в процессе модернизации судна появилось еще одно.

Перо руля представляет собой металлический лист с ребрами. Он крепится к катеру шестью болтами на фланец круглой или прямоугольной формы. В данном проекте перо руля не имеет нижней опоры, что нередко приводит к потере пера во время работы судна. На верхней палубе для составляющей части рулевого механизма установлены одна или две пробки. Это своего рода винтовые заглушки отверстий, в которые вставляется румпель. Составная часть рулевого механизма, таким образом, будет функционировать и в том случае, если порвутся тросы, передающие усилия к румпелю от штурвала и потом непосредственно к рулю. При возникновении подобной ситуации судном можно управлять вручную.

Ходовая рубка

В процессе строительства катера к его каркасу надстраиваются ходовая рубка и кап. На заднюю стенку крепится гак - стальной крюк, прикрепленный к тросам и цепям. Служит для подъема шлюпок, грузов и буксировки других судов. Там же крепится съемный или скоб-трап, ведущий к ходовому мостику машинного отделения. Для "Ярославца" характерны съемные ходовые рубки, позволяющие транспортировать речной буксирный катер по железной дороге. Однако во всех модификациях катера проекта 376 капы машинного отделения несъемные. Демонтироваться будет только один из листов капа. Причем его характеристики в зависимости от модификаций будут отличаться. Для катеров проекта 376 используется плоский лист металла с ребрами жесткости, в то время как для проекта 376У применяются профилированные листы без сварных скреплений.

На ходовую рубку по левому борту устанавливаются три двери и прямоугольное окно. Средняя дверь герметично запаивается, в дальнейшем напрямую ведет к радиорубке. Первая дверь от кормы ведет в гальюн и является брызгозащитной.

Справа установлены две двери, прямоугольное окно и два круглых иллюминатора. Двери имеют различные конструкции. Со временем запоры на дверях эволюционировали, изменились технологические характеристики дверных петель.

Иллюминаторы и люки судна

Модель "Ярославец" - катер, который оснащен шестью иллюминаторами по левому борту судна. По правому борту катера предусмотрены только четыре иллюминатора. Самые близкие к корме иногда завариваются, так как они могут находиться слишком близко к поверхности воды. Это, как правило, происходит при переоборудовании катера, когда планируется закладка балласта, увеличивающего осадку речного судна.

Конструкция катера предусматривает наличие палубных люков, ведущих во внутренние помещения катера. В ходе модернизации катера в целом совершенствовались и эксплуатационные характеристики люков и дверей.

Области применения судна

Катер "Ярославец" может служить и для военных целей, и для некоторых сельскохозяйственных предприятий, которые транспортируют продукцию за границу по реке. «Ярославец», как правило, не предназначен для личного использования, однако существует немало как физических, так и юридических лиц, владеющих им.

На сегодняшний день судно применяется в большей степени как буксирный катер. С его помощью буксируются несамоходные и малые речные суда. Помимо этого "Ярославец" используется и как пассажирский катер. Он может вместить в трюмах до двенадцати человек.

Активно применяется судно как рейдовый катер. Он доставляет ныряльщиков к месту проведения подводной операции. На борту постоянно хранится и экипировка для проведения подводных работ.

В трюмах судна можно перевозить за рубеж до пятнадцати тонн груза. Также экипаж охраняет границу речных просторов и борется с браконьерством, поэтому "Ярославец" используется и как пограничный катер.

Стоимость речного судна

В 50-х годах прошлого века катер ярославского судостроительного завода выпускался в речные воды и применялся для нужд военно-морского флота, а также некоторых отраслей сельского хозяйства. Однако на сегодняшний день новые катера проекта 376 больше не выпускаются на воду. Кроме того, в настоящий момент, как мы уже упоминали, большая часть исправных речных судов принадлежат частным лицам.

Российский катер, цена которого может варьироваться в зависимости от года выпуска судна на воду, а также от количества ремонтов, несложно найти в свободной продаже. В связи с тем что данный тип судов все реже строится на сегодняшний день, купить можно только катера, которые уже были в употреблении ранее.

Покупка может обойтись в сумму от миллиона рублей. При этом важно внимательно осмотреть катер, цена которого может показаться баснословной. Ведь любому покупателю важно за короткий срок получить дивиденды от покупки, не затрачивая дополнительных средств на ремонт судна.

Заключение

«Ярославец» является одним из самых доступных катеров, и купить его можно почти в каждом городе России. Даже сейчас он является одним из самых удобных и полезных речных судов благодаря своим превосходным техническим характеристикам.

Ярославец - название серии служебно-вспомогательных катеров.

К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе № 345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя - «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод» № 640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе , на заводе «Ленинская кузница »‎ и верфях в Варне в Болгарии.

Модификации катеров

По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом .

На базе проекта были разработаны следующие модификации :

  • Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер - 376;
  • Разъездной рабочий катер - Р376; Р376У; РН376У
  • Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) - РМ376;
  • Учебный катер - РМУ376;
  • Морской гидрографический промерный бот - Г376;
  • Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» - Г376У;
  • Рейдовый водолазный бот - РВ376, РВ376У
  • Рейдовый водолазный бот с декомпресионной камерой - РВК376;
  • Пассажирский катер и для нужд Народного хозяйства - РВН376У;
  • Водолазный катер модернизированный - РВМ376 (03766);
  • Рейдовый водолазный катер - РВМ376У;
  • Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) - Т376;
  • Катерный тральщик образца 1957 года - Т376У
  • Катер-торпедолов - Л376M;
  • Катер-торпедолов образца 1962 года - Л376;
  • Катер-торпедолов образца 1954 года - ТЛ376;
  • Искатель донных мин и затонувших торпед - И376, И376У;
  • Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) - В376;
  • Большой сторожевой катер - РВ376, РВ376А;
  • Среднее таможенное судно - РВК376
  • Минометный катер - М376
  • ПСКА для Азовского моря - П376 (03765)

Модернизация

Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец-М». Катер разрабатывался как многоцелевой - патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна

роект Р376, Р376У, РМ-376, РВМ-376 тип "Ярославец"

Суда типа "Ярославец" проекта Р-376, Р-376У, РМ-376, РВМ-376
строились большой серией в течении нескольких десятилетий (1953 - 80 гг.) на разных предприятиях, в вариантах буксирного, разъездного, водолазного и других судов. Автор проекта: КБ МСП.
Р-376, Р-376У - Одновинтовой буксир с седловатой палубой, ходовой рубкой и надстройкой на палубе, с капом над МО и кормовым грузовым трюмом. Назначение - буксировка малых судов, перевозка в трюмах 10-15 т груза, перевозка до 12 пассажиров. Катер может транспортироваться по железной дороге при снятой с палубы надстройке. (Справочник по серийным транспортным судам, том 3, стр. 179-181 ОТКРЫТЬ)



проект Р 376 проект Р 376У

В 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был утвержден проект буксирного катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. Проекту был присвоен номер – 376 и шифр - «Север». По проекту предусматривалась разработка документации для строительства сразу трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного. Одним из непременных условий проектирования, выдвинутых заказчиком, была возможность перевозки катера ж/д транспортом.

В 1953году на ССЗ №345 (ныне «Ярославский судостроительный завод ») был спущен головной катер проекта 376. Именно по названию головного предприятия, проект и получил полуофициальное название – «Ярославец» - вместо шифра, который со временем забылся. Строительство сразу было развернуто большой серией. Вторым крупным предприятием, на котором стали строить катера проекта 376, стал «Сосновский судостроительный завод», ССЗ №640. В 1955-57 годах была разработана улучшенная модель катера, получившая обозначение – 376у. В конструкцию катера были внесены изменения, улучшающие его технико-эксплуатационные характеристики. Немало сил было затрачено и на отработку технологичности производства. В результате получился очень удачный для своего времени проект, который был запущен в массовое производство не только для ВМФ, но и для гражданских министерств и ведомств, а также для поставок за границу.

Тип судна - одновинтовой теплоход с седловатой палубой, ходовой рубкой и надстройкой на палубе, с капом над МО и кормовым трюмом. Корпус катера выполняется цельносварным по поперечной схеме набора . Он имеет 6 водонепроницаемых переборок , 3 днищевые топливные цистерны. Габариты корпуса сделаны с условием транспортировки катера по железной дороге со снятой надстройкой. На чертежах, помещенных ниже, нанесена разметка сварных швов бортовой обшивки и палубного настила, выполненная по фотографиям катеров. Ширина сварных швов составляет от 4 до 10 мм. Следует учесть, что на многих катерах в ходе ремонта появляются не штатные листы обшивки или заплатки. В качестве примера, см. пояснение к чертежу катера «Олимп». Конструкция катера приспособлена для плавания в мелком битом льду. Это обусловлено, в том числе, наличием ледового кингстона, в который подаётся тёплая вода внешнего контура охлаждения главного двигателя, конструкцией форштевня, наличием ледового подкрепления в носовой части корпуса в виде мощной тавровой балки.

В силовой конструкции корпуса применён очень мощный полособульб в качестве основы для шпангоутов и бимсов, также используются полосы, уголки, пластины для изготовления рёбер жёскости и других элементов конструкции, а на поздних сериях пр.376У многие сварные элементы заменены гнутыми профилями.

Руль на катере балансирный обтекаемой формы. Катера проекта 376 имели только одно перо руля (рис.3, рис.6). У 376У два пера руля (рис.4, рис.5а). Соответственно на верхней палубе одна или две пробки, закрывающих отверстия для установки румпеля. (Т.н. "стаканы" - винтовые заглушки отверстий, в которые вставляют румпель, чтобы управлять катером вручную, если вдруг рвутся штур-тросы привода).

Рис.3 Рис.4

Рули изготавливаются пустотелыми, сварными из листового металла (рис.5). Перо не имеет нижней опоры и его потеря – нередкое явление. При самостоятельных ремонтах устанавливают перо попроще – плоское, из листа металла, с рёбрами (рис.5a). Крепление пера осуществляется шестью болтами за прямоугольный (на катерах пр.376У - рис.5 и рис.5a) или круглый фланец (на катерах пр.376 - рис.6).

рис.5 рис.5a рис. 6

По левому борту катера располагаются 6 иллюминаторов. Ближайший к корме иллюминатор иногда заваривается, т.к. он располагается слишком близко к поверхности воды. Это, как правило, происходит при переоборудованиях, когда закладывают много балласта и осадка катера увеличивается. По правому борту только четыре иллюминатора. Над ватерлинией располагаются три шпигата (выходы труб слива воды с палубы). Между первым и вторым шпигатами располагается патрубок системы охлаждения вспомогательного двигателя.

Привальной брус, идущий вдоль корпуса катера, выполнялся, как из дерева, так и из металла. По видимому изначально заводы делали их из дерева, а в войсках и пароходствах, при ремонтах на заводах, их заменяли на стальные. Причём устанавливались разных конструкций - 100 мм трубы, гнутые - «U», «V» или «П»- образные, а также полукруглые с продольным ребром (в сечении «Э»). Рис.7-8

В носовой и кормовой части корпуса крепились кранцы. В настоящее время они, как правило, не используются. В качестве кранцев применяются, как и во всем остальном мире – автомобильные покрышки.

Рис.7. Штатный деревянный брус. Видны пластины и кольца крепления кранцев, кронштейны крепления бруса и стальная полоса вдоль бруса. Рис.7а. Штатный деревянный брус. Виден закреплённый носовой кранец.

Надстройка на верхней палубе представлена ходовой рубкой и капом машинного отделения. По их нижней части идет комингс. Ходовая рубка катера выполнена съемной. Это позволяет транспортировать катер по железной дороге. Она крепится к комингсу и передней части капа с помощью болтов.

Катера проектов 376 и 376у имеют ходовые рубки различной конструкции. У катеров проекта 376 рубка выполнена из гладких листов с приварными рёбрами внутри . А у катеров проекта 376у из листов имеющих вертикальные выштамповки. Углы рубки закруглены радиусами 100мм.

Следует заметить, что иногда встречаются катера, у которых на корпус проекта 376 устанавливались ходовые рубки от катера проекта 376у (см. фото «Зуйка»).

По левому борту рубки установлены три двери и прямоугольное окно в передней части рубки. Из них передняя дверь располагалась несколько выше. Снизу к ней вела сварная подножка. Средняя дверь выполняется герметичной. Она ведет в радиорубку. Дверь, располагающаяся ближе к корме (ведет в гальюн) - брызгозащитная. Эти двери снабжаются иллюминаторами. По правому борту установлены две двери, прямоугольное окно в передней части рубки и два круглых иллюминатора. На некоторых катерах окна в рубке выполнены открывающимися – они сдвигаются вниз.

По конструкции двери отличались друг от друга. На катерах проекта 376 они имели петли иной конструкции, чем на катерах проекта 376у. Всего можно выделить четыре серии дверей. Самые ранние модели отличались простыми петлями и рукоятками на каждом из запоров. На герметичных дверях их количество доходило до семи. В дальнейшем применяли рычажный привод запоров и по одной ручке на сторону двери. Были введены и более надежные петли. На самых поздних дверях центральный запор выполняется в виде пружинной защёлки. Рис.9-10.

Рис.1 0 . Пр.376У. Слева - герметичная дверь, рукоятки задвижек срезаны. Справа - брызгозащитная дверь.

Рис.10а. Пр.376У. Герметичная шестизапорная дверь поздних серий. Рис.10б. Пр.Р376. Герметичная шестизапорная дверь ранних серий (50-53 гг.) средняя пара ручек срезаны.

На задней стенке рубки крепится гак. Там же, на катерах проекта 376у, располагался скоб-трап, ведущий на ходовой мостик (рис.11) . На катерах проекта 376 вместо скоб-трапа былустановлен съемный трап, закрепленный на болтах (рис.12) . Так же отличаются и поручни трапов: наклонный (на проекте 376у) или вертикальный (на проекте 376).

Рис.11 . Задняя стенка надстройки пр.376У. Мачта опущена.

Рис.12. Кап и надстройка катера проекта 376.

Кап на катерах всех проектов - не съемный. Он также несколько различался у катеров разных проектов. У катеров проекта 376 лист в верхней части капа, а также съемный лист над МО (предназначенного для демонтажа главного и вспомогательного двигателей и механизмов), изготавливался из плоского листа с рёбрами жёсткости из приваренных к нему уголков и полос , а у 376у - из профилированного листа без сварных подкреплений (рис.1 3) . У части катеров проекта 376 отсутствуют иллюминаторы на съёмном листе капа.

На капе и в кормовой части корпуса устанавливались буксирные дуги. Они предназначены для предотвращения повреждений, которые может нанести буксирный трос при маневрах. На катерах, которые не используются в качестве буксирных, кормовая буксирная дуга – не устанавливается. При этом дуга, расположенная на капе МО, как правило, сохраняется.Дуги выполняются нескольких видов. Литые, имеющие профиль в виде швеллера, или трубчатые. В кормовой части капа, в диаметральной плоскости, располагается распашной люк во внутренние помещения. (рис.14).



Рис.13.

Кап и надстройка катера проекта 376У .

Рис.14. Б уксирный катер пр.376У.

Палубные люки, ведущие во внутренние помещения катера, как и двери, используются нескольких видов. Рис.15-16.В ходе производства конструкции люков и дверей, а также и другие элементы катера, постоянно совершенствовались в сторону совершенствования конструкции, улучшения технологичности производства и эксплуатационных характеристик.

Рис.15 . люки в форпик и ахтерпик