В генах древних жителей острова Пасхи не нашли южноамериканских следов.

Моа́и – так называются каменные монолитные статуи, которыми остров Пасхи известен в первую очередь. (Фото: Terry Hunt.)

Кто не знает каменные статуи с острова Пасхи – гигантские носатые изваяния, сделанные из спрессованного вулканического пепла? По поверьям местных жителей, в них заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи. Всего статуй известно около 900; считается, что их возвели между 1250 и 1500 годами н. э.

Но кто были эти люди, создавшие статуи, как они заселили остров? До ближайшего континентального побережья (Чили) – около 3,5 тыс. км, до ближайшего населенного острова – более 2 тыс. км. Благодаря Туру Хейердалу мы знаем, что проплыть по океану между Полинезией и Америкой можно на самодельном плоту. Вероятно, на острове Пасхи в свое время могли перемешаться популяции из Полинезии и Америки, а полинезийцы-путешественники могли заселить Америку. «Но вероятность – не доказательство», – говорит Ларс Ферен-Шмитц (Lars Fehren-Schmitz ), профессор антропологии из Калифорнийского университета в Санта-Крузе .

Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.


Остров Пасхи – одна из самых таинственных точек на планете , так по сей день и не понятая до конца. Этот небольшой клочок суши в наиболее отдаленной от цивилизации зоне задал всему остальному миру столько загадок, которые никто не в состоянии разгадать или хотя бы дать более-менее однозначный ответ. Это относится и к заселению острова, и к культуре проживавшего там народа, и к его письменности, и к всемирно известным скульптурам из камня – моаи.

Где находится остров Пасхи

Остров Пасхи также называют Рапа-Нуи (так звучит его местное, исконное наименование). Территория находится почти в полной изолированности, отчего история острова Пасхи крайне уникальна и удивительна. Остров расположен в большой удаленности от континентов, в южной зоне Тихого океана. Остров Пасхи является территорией Чили , от которой его отделяют порядка 3 703 километров. От Пасхи до наиближайшего населенного пункта – 1 819 километров (до Питкэрн). Совокупная площадь острова составляет 163,6 кв. км.

Своим названием остров Пасхи обязан голландцу Якобу Роггевену, который открыл этот остров именно в Пасхальный праздник в 1722-ом г . в ходе своего путешествия. Единственный город Пасхи – Ханга-Роа, являющийся столицей. Общее число населения равно, согласно данным за 2010-ый, 4 888 человек. В 95-ом году прошло века одноименный национальный парк (Рапа-Нуи) был причислен ЮНЕСКО к важнейшим объектам культурно-исторического наследия мира.

Заселение острова Пасхи

Полагаясь на последние исследования ученых, проведенные прогрессивными методами, установлено, что Пасха была заселена примерно в 300/400 годах нашей эры (по иным сведениям – приблизительно в 900 г.). Крайним периодом по времени заселения острова является, по оценкам экспертов, 1200 год, когда на Пасхе исчезли леса (это установлено радиоуглеродным исследованием и является на 400…800 лет позже, нежели предполагалось изначально). Как говорят легенды, переселенцы из других мест прибыли туда на 2-х больших пирогах целыми семьями.

Однако существует и другая гипотеза заселения острова Пасхи. В 80-ые годы 15 столетия туда могли прибыть инки под предводительством Тупака Инки Юпанки, во время правления которого у этого народа имелся собственный флот. Таким образом, они на бальсовых плотах с большой вероятностью могли достигнуть отдаленных тихоокеанских островов.

Тому есть и косвенные доказательства: в легендах современных обитателей острова Пасхи говорится о прибывшем с восточной стороны вожде, который носил имя Тупа; остались развалины строений, выполненных в традиционно-полигональной архитектуре инков. Также весомым доказательством данной гипотезы служит тот факт, что в крови нынешних обитателей острова Пасха (рапануйцев) выявлены ДНК населения с южноамериканского континента.

По другой теории остров Пасха был заселен выходцами из Восточной Полинезии (ориентировочно – с о-ва Мангарева). В целом, выдвигаются несколько гипотез о заселении Пасхи:

  • гипотеза на основе легенд;
  • гипотеза американского заселения;
  • гипотеза меланезийского заселения;
  • гипотеза полинезийского заселения.

Несмотря на это, вопрос о путях заселения острова Пасхи остается открытым и до настоящего времени . Достоверно известно лишь то, что до появления в тамошних местах европейцев на Рапа-Нуи жили 2 народа: короткоухие (они имели подчиненное положение в тогдашнем обществе) и длинноухие (они преимущественно доминировали, строили моаи, имели письменность и своеобразную неповторимую культуру). В период восстания короткоухих все до одного длинноухие были уничтожены, а их культура навсегда утрачена.

Статуи острова Пасхи

Статуи с острова Пасхи называются на местном наречии «моаи». Это каменные истуканы в виде головы человека высотой до 20 м. Изготавливались в каменоломнях, расположенных в центральной части острова и каким образом они доставлялись на места, не известно. Как свидетельствуют легенды, они «шли» самостоятельно. Вопреки бытующему мнению, статуи на острове Пасха обращены не в сторону океана – они «смотрят» вглубь самой суши. Некоторые из моаи покрыты головными уборами из камня красного цвета.

У подножья вулкана Рано-Раку сосредоточено самое большое количество моаи – порядка 300. Это статуи разной высоты и разной стадии обработки. Неподалеку от имеющейся на острове бухты находится крупная ритуальная «площадка», где установлено еще 15 статуй. Большое число недостроенных статуй имеется и в каменоломнях, что наводит на мысль о внезапности прекращения работ над ними.

О гипотетическом способе доставки моаи высказался один из последних прямых потомков строителей этих статуй, что отразил в своей книге «Аку-Аку» Т. Хейердал из Норвегии, путешественник. Так, при транспортировке были предположительно использованы бревна и камни (последние фиксировали каждое перемещение моаи путем подкладки). Доставка могла проводиться и при помощи деревянных саней (салазок): этот метод потомок строителей моаи подает как самый вероятный.

Тайна острова Пасхи

Самая главная тайна острова Пасхи заключается в появлении людей на этом отдаленном тихоокеанском клочке суши : как и откуда они могли добраться туда? На данный счет существует множество теорий, однако ни одна из них не считается окончательной, поэтому вопрос о заселении острова по сей день остается неразрешенным.

Вторая тайна острова Пасхи связана с культурой древних рапануйцев : что обозначают их письмена (ведь у населения в древности имелась собственная письменность) и как разгадать написанное, поскольку оно не подвержено расшифровкам до настоящего времени.

Третья тайна острова Пасхи, волнующая больше всего, касается статуй . Для чего они возводились? С какой целью? Как их транспортировали на места? Как устанавливали без каких-либо совершенных устройств и механизмов? Как этих таинственных гигантов жители вырезали цельными кусками из затвердевшего пепла вулкана. Для чего эти стилизованные под человеческий облик немые фигуры стоят обращенными вглубь острова и молча наблюдают за жителями? Почему они выполнены именно в таком виде – с коротким туловищем и продолговатыми крупными головами?

Но на все эти вопросы современный мир в состоянии ответить лишь несколькими теориями – не более.

Итак, дамы и господа, я застрял на одном месте! Сами по себе обстоятельства как-то не очень хотят меняться, а сознательно их менять- "не хватает мотивации", как сейчас модно говорить. И при этом я …


Первооткрывателем этого загадочного острова был капитан Хуан Фернандес. История острова Пасхи – предмет давнишних споров. Историки не могут найти ответы на все вопросы.

История острова Пасхи


Данный остров - это сто семнадцать квадратных километров почти голой земли. Чем больше ученые пытаются понять этот остров, тем больше у них возникает вопросов. Недавно ученые, чтобы ответить на некоторые вопросы, начали бурение земли для взятия проб. Они удивились, найдя залегающий пласт жуков. Вопрос остается без ответа. Это еще одна загадка. Смогут ли ее отгадать ученые?


Когда испанец Хуан Фернандес открыл этот остров, он решил сохранить открытие в тайне. Но сам потом умер при не выясненных обстоятельствах.
Спустя полтора столетия эту же землю обнаружил адмирал Якоб Роггевен. Эта находка произошла в день Пасхи. Отсюда и появилось это название.
Интересен факт про то, что рядом с островом Пасхи были еще острова, которые были нанесены на карты и четко описаны. Но они загадочным образом бесследно исчезли. Познав историю острова Пасхи, можно узнать и судьбу исчезнувших островов. В свое время Роггевен утверждал, что местные аборигены садились около идолов, разжигали костры и раскачивали их. Это их действие мало о чем говорит. Не отвечает оно на вопрос и кем для них были идолы? Но то, что истуканы для них имели большое значение - очевидно.

Попытки узнать историю острова Пасхи


Все посетившие остров с умным видом толковали о назначении идолов. Кук, например, считал, что это памятники, похороненным правителям. Были предположения, что одни истуканы изображало богов, а остальные людей. Так что эти истуканы «моаи»- сплошная загадка, не имеющая ответа и сегодня. Некоторые идолы лежат на земле. Здесь можно найти объяснение. Все истуканы были поставлены задом к морю и при малейшем землетрясении могли упасть. Но они могли упасть и сами от воды или от времени.

Во всей Полинезии не встретишь такого развитого государства. И, как водится на земле, передовые цивилизации подвержены гонению. Так произошло и с таинственным островом. Человечество решило уничтожить островитян. Отомстить им за высокую цивилизацию. Они уничтожались столетиями. Обратимся к истории. В 1862 году пираты из Перуана поработили все мужское население. Через некоторое время миссионеры стали цинично уничтожать островное язычество. Появились запретные темы истории острова Пасхи.


Они сжигали таблички со знаками. Остров стал принадлежать Чили с конца19 века. Они создали здесь исправительную колонию. Позже решили организовать там фермерство. В результате все поселения были уничтожены. Остался один единственный город Ханга - Роа.
Последний мятеж аборигенов


В начале 20 века был подавлен последний мятеж аборигенов. Чилийские власти безжалостно расправились с мятежниками. После этого уничтожения нет людей, которые были очевидцами достоверной истории острова. Нет тех мастеров, которые хранили секреты своих предков. Ну а мы пользуемся легендами. Одна из них гласит, что истуканы могли сами передвигаться. Как это происходило, остается загадкой. Но для чего это было в принципе, совершенно не ясно.

Древние мастера высекали «моаи» из туфа. После они спускали истуканов вниз и распределяли по определенному плану. Вес истуканов достигал до 5 тонн, а высота в среднем была 7 метров. Материал, из которого они изготавливались, назывался вулканической пемзой. Сегодня на острове живут всего 150 человек рапануйцев. Остальное население – чилийцы и метисы. Всего на острове насчитывается три тысячи человек.

Неразгаданные загадки


Сегодняшние жители – полинезийцы. Но откуда пришли первопоселенцы доподлинно никто не знает. Даже знаменитые ученые и путешественники, пытаясь отстоять очередную свою версию, делали это бездоказательно. Таким образом, количество гипотез прибавлялось, а познания истории острова оставались на месте. Когда-то этот остров был крайне густо заселен. Возможно, это стало причиной междоусобиц на острове. Злость жителей острова возмещалась и на истуканах, как на символ врага.


Еще одной причиной исторической неизвестности острова является то, что до сегодняшних дней не могут разгадать письмена жителей Пасхи. Найденные таблички с надписями так и остаются не прочитанными. Многие таблички были сожжены христианскими миссионерами, а те, что остались, оказались не по «зубам» современной науке.

Взобравшись на вулкан Рано-Кау, то можно увидеть панораму вулканических озер. Эти озера окружает пещера Оронго. Каждой весной сюда прилетают ласточки. Они на острове считаются посланниками богов. В настоящее время на острове сохранилось все в неизменном виде, как и сотни лет назад. Так что же произошло на острове Пасхи? Этот ответ нас ждет впереди. А пока история острова Пасхи для человечества очередная загадка.

Остров Пасхи - один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения Рапа-Нуи, расовой принадлежности местных жителей, причины гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния (моаи) и знали письменность (ронгоронго), которая до сих пор не расшифрована лингвистами. С открытием острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров произошли коренные изменения в жизни рапануйцев: были забыты существовавшие в прошлом иерархические отношения, прекращена практика каннибализма.

Время заселения острова Пасхи

Данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э., что на 400-800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья.

Согласно легендам древних рапануйцев, собранным Себастьяном Энглертом, остров Пасхи появился благодаря великану Уоке, который своим посохом разрушил крупную страну, сравнимую с Хивой (полинезийское название Маркизских островов). Первыми же поселенцами Рапа-Нуи были Нгата Ваке и Те Охиро. Они высадились на острове рядом с местечком Те-Ротомеа и остановились у Ваи-Марама (название небольшого озера рядом с Матавери). Уоке снова начал разрушать остров, и, чтобы остановить великана, Те Охиро прочитал заклинание, после которого посох Уоке сломался, а остров был спасён.

Доплыв до острова Пасхи, разведчики высадились в Ханга-Тепа’у (пляж Винапу), а затем пошли к вулкану Рано-Као, где Ку’уку’у высадил ямс. Затем они начали обходить остров, чтобы найти подходящее место, где арики Хоту-Мату’а мог бы высадиться. Однако полуостров Поике и бухта Ханга-Хоону не подходили для больших каноэ. В бухте Ханга-Хоону они заметили большую морскую черепаху, которая на самом деле была духом, преследовавшим их на протяжении всего путешествия. Разведчики решили пойти за черепахой. Так они достигли Хиро-Моко (часть бухты Анакена), где путешественники решили поднять черепаху.

Однако уплыть путешественники не успели: после двухмесячного плавания арики Хоту-Мату’а уже подошёл на двух каноэ к трём островкам около острова Пасхи у вулкана Рано-Као. У острова Моту-Нуи Ира и Рапаренга объяснили вождю, что остров непригоден для жизни, но арики всё же решил высадиться на нём. Тогда разведчики рассказали, как доплыть до бухты Анакена, которую они нашли удобной для высадки. Два каноэ поплыли в разном направлении, чтобы осмотреть весь остров: Хоту-Мату’а поплыл с востока, а Туу Ко Ихо с женой арики поплыли вдоль западного берега Рапа-Нуи. Во время плавания Ава Реипуа родила сына, которого назвали Ту’у Махеке. Король высадился в Хиро-Моко, а королева - у Ханга-Хиро. Вскоре на берегу бухты Анакена были построены дома, где жили поселенцы.

Теория американского заселения острова

В своих работах, посвящённых острову Пасхи, норвежский путешественник Тур Хейердал выдвинул гипотезу, согласно которой острова Полинезии были заселены американскими индейцами. По его мнению, миграция населения происходила в два этапа. Первоначально острова Полинезии были заселены в середине 1 тысячелетия н. э. выходцами из Перу, у которых была светлая кожа, орлиные носы, густые бороды. Они способствовали распространению мегалитического типа цивилизации в Тихом океане, наиболее ярким примером которой стала рапануйская цивилизация.

Исследовав остров Пасхи, Хейердал подкрепил свою гипотезу несколькими доводами. Во-первых, он утверждал, что техника возведения рапануйских аху и моаи аналогична технике возведения подобных сооружений в Андах. Наибольшее сходство он обнаружил между аху Винапу на Рапа-Нуи и несколькими постройками в Куско, которые относятся к доинковскому периоду. Однако между ними существуют явные различия: сооружения в Куско строились из цельного полированного камня, в то время как на острове Пасхи аху строились путём облицовки небольшими каменными пластинами грубой каменной кладки.

Во-вторых, исследуя рапануйскую письменность, Хейердал обнаружил сходство графического представления знаков на Рапа-Нуи с письменностью индейского племени куна, но в то же время сомневался в прямой связи между двумя этими языками. По его мнению, письменность на острове Пасхи появилась в V веке вместе с перуанским вождём Хоту-Мату’а, с которым прибыли и первые поселенцы Рапа-Нуи.

В-третьих, рапануйцы сооружали схожие с перуанскими одно- и двухместные каноэ, носили головные уборы из перьев, как у южноамериканских индейцев, деформировали мочку уха, помещая в неё крупные украшения.

Теория меланезийского заселения острова

Легенда о короткоухих и длинноухих не вызвала бы такого огромного интереса среди учёных XX века, если бы среди них не была распространена точка зрения о расовом различии рапануйцев и полинезийцев и сходстве жителей острова Пасхи с меланезийцами. Эта гипотеза, широко дискутируемая в научных кругах в середине XX века, была выдвинута учёным Хосе Имбеллони. Однако нашлось и много её противников, например, эту гипотезу не поддержал антрополог Гарри Шапиро, посвятивший много времени изучению строения черепов древних рапануйцев и отстаивавший точку зрения полинезийского происхождения жителей острова Пасхи. Британский антрополог Генри Бэлфор выделил несколько черт, сходных для рапануйской и меланезийской культур. Во-первых, схожие обсидиановые наконечники, которые использовали древние рапануйцы, были найдены на острове Новая Гвинея. Во-вторых, у рапануйских статуэток такой же орлиный нос, как и папуасских. В-третьих, среди меланезийских народов также была широко распространена деформация ушей. В-четвёртых, культ «птицечеловеков» был распространён не только на острове Пасхи, но и на Соломоновых островах.