Башня Сююмбике — это одна из самых популярных достопримечательностей Казани наряду со всем Казанским Кремлем и мечетью Кул Шариф. Однако популярность ее вызвана не столько историческим прошлым, сколько одним атрибутом: башня Сююмбике относится к падающим башням с отклонением проекции шпиля (высшей точки башни) почти на 2 метра (1,98 м). Благодаря этому башня Сююмбике популярна не только среди российских туристов, но и необычайно известна во всем мире.

Башня Сююмбике представляет собой семиярусное конусное здание, выстроенное из красного кирпича общей высотой 58 метров. Она расположена внутри комплекса Казанского Кремля на Казанском холме.

Архитектура башни Сююмбике

Башня Сююмбике признана архитектурным символом Казани, а ее очертания узнаваемы, пожалуй, во всем мире. Все это благодаря удачному строению башни, которое вызывает умиление даже самых взыскательных эстетов.

Как было написано выше, башня Сююмбике является падающей — она наклонена в сторону северо-востока. Однако, в отличие от Пизанской — первой в мире башни по величине наклона — Сююмбике продолжала медленно, но верно падать вплоть до 1990-х гг. Укрепление ее проводилось только после того, как наклон превысил полутораметровую величину.

Сама башня представляет собой семиярусное здание и шпиль с позолоченным полумесяцем. Первый, самый нижний ярус, самый широкий с аркой посередине. Второй ярус также четырехугольный и меньший по высоте и ширине, чем первый. Третий также четырехугольный ярус меньше по ширине второго и с небольшими окнами. Четвертый и пятый ярусы также уменьшаются по ширине, но, в отличие от нижних трех, по форме восьмиугольные. Шестой и седьмой ярусы являются дозорной вышкой (седьмой ярус) с «подставкой» для него. Все это завершается шпилем зеленого цвета и полумесяцем на нем.

Внутри башни находится винтовая лестница, ведущая к дозорной вышке.

В целом архитектура башни Сююмбике выполнена в достаточно строгом стиле, в большинстве своем напоминающем московское барокко.

История башни Сююмбике

История построения башни — это самая большая загадка, касающаяся ее. До сих пор ведутся многочисленные споры среди специалистов-археологов не только о конкретном годе построения башни Сююмбике, но даже об эпохе, когда она была воздвигнута, а также о ее изначальной принадлежности татарскому народу или же русскому во времена правления Ивана Грозного.

Если придерживаться первой гипотезы — об изначальной принадлежности ее татарскому народу, — то здесь принято считать, что она была построена в период с XII по XV век в качестве дозорной крепостной башни во времена Казанского ханства и называлась тогда «Хан манарасы» («Ханский минарет»). В таком случае башня Сююмбике является последним сохранившимся памятником татарской архитектуры в городе Казани.

По второй же версии наиболее популярной ныне гипотезой остается построение башни сразу после завоевания Иваном Грозным Казани. Тогда царем был дан приказ построить ее в течение 7 дней. Именно из-за сильной спешки в строительстве, как считается, был допущен ряд грубых строительных ошибок, главная из которых — слишком неглубокий фундамент (не более полутора метров), в результате чего сегодня башня и накренилась.

Одни из последних раскопок показывают, что в действительности башня была построена гораздо позже существования Казанского ханства — в XVII веке. Однако другие раскопки дали возможность археологам увидеть более раннее время ее построения — XII — XV вв. Многие историки также склонны считать, что до построения башни Сююмбике уже в XVII веке на ее месте стояло другое сооружение, а башня была построена на части фундамента этого старого здания. Именно поэтому, как считают те же историки, башня наклонилась в ту сторону, где старого фундамента нет, а почва не выдерживает вес башни.

В любом случае, путеводители и большинство экскурсоводов Казани сегодня придерживаются мнения о датировании построения башни Сююмбике в XVII веке.

Кто такая Сююмбике?

Сююмбике была дочерью хана Юнуса. В 1533 году ее привезли в город Казань, где выдали замуж за хана Джан-Али (1533-1535 гг.). Затем в результате восстания в 1535 году Джан-Али был убит народом, а Сююмбике, недолго прождав, вышла замуж за Сафа-Гирея (1535-1549 гг.), прожив с ним дольше, чем с остальными мужьями. После смерти Сафа-Гирея Сююмбике формально стала регентшей (матерью малолетнего царя) Казанского ханства. Ее сын Утямыш был слишком мал, чтобы управлять ханством, поэтому власть перешла к Сююмбике. Однако фактически ханством управлял крымский углан Кощак — сторонник независимости Казани.

В 1552 году после завоевания Казани царь Иван Грозный выдал Сююмбике насильно замуж за хана Шах-Али — брата ее первого мужа, который увез ее в Москву. Некоторые историки сегодня говорят о тяжелой последующей жизни Сююмбике: Шах-Али постоянно издевался над ней физическими истязаниями, однако, никаких письменных доказательств этому нет.

Сююмбике прожила с последним мужем до конца своей жизни.

До недавнего времени существовали и другие написания имени Сююмбике: Сююмбеки и Сююмбека. Однако спор решил Татарский Энциклопедический словарь, обозначивший имя в своем сегодняшнем виде.

Легенды о башне Сююмбике

Существует несколько легенд, так или иначе связанных с башней Сююмбике. Все они связаны со спорной историей построения башни, однако, как считается, ни одна из них не соответствует действительности.

Наиболее популярная и любимая среди туристов, приезжающих в Казань, — это легенда о происхождении башни по просьбе царицы Сююмбике. По легенде, когда царь Иван Грозный завоевал Казань, он заставил Сююмбике выйти за него замуж. Царица, в свою очередь, понимала, что в случае отказа, Грозный в гневе может истребить весь татарский народ, но не выходить замуж за завоевателя Казани было для нее принципиальным. Поэтому она попросила завоевателя построить башню в семь ярусов за семь дней. Однако после того как ее условие было выполнено, она забралась на седьмой ярус башни и спрыгнула с нее, в результате чего разбилась насмерть. После этого татарский народ и прозвал башню в ее честь.

Согласно другой легенде, причина построения башни Сююмбике более прозаична: ее построили под руководством самой Сююмбике после смерти ее второго мужа Сафа-Гирея и в честь него.

Также существует интересная легенда, касающаяся позолоченного шара на пике башни, который был там изначально. По преданиям, там хранились летописи Казанского ханства, написанные самими ханами. Однако, при исследовании шара, в нем ничего найдено не было, хотя очевидцы говорят о дырах в нем, предполагая, что документы, возможно, были похищены.

В архитектуре башни Сююмбике переплелись традиции татарского и русского зодчества. Вопрос о времени постройки и назначении башни занимал историков еще в XIX веке. Ответ на него могли бы дать документы Казанского приказа, существовавшего в Москве. Однако пожар 1701 года уничтожил его архивы. Нет упоминаний о строительстве башни и в сохранившихся татарских источниках. Ее изображение отсутствует также на известных исторических зарисовках Казани, сделанных саксонским ученым и путешественником Адамом Олеарием в 1638 году и голландским картографом Николаасом Витсеном в 1692 году.

Некоторые исследователи относили башню еще ко временам Казанского ханства, другие датировали ее второй половиной XVI века. Сегодня ученые предполагают, что башню Сююмбике построили в конце XVII - начале XVIII века.

Башня во времена Российской империи

В начале XVIII столетия Россия пережила несколько войн и восстаний. Особенно мощными были народные волнения, прокатившиеся по Поволжью и Югу Российского государства: восстание казаков в Астрахани, Булавинский бунт на Дону, Башкирское восстание. В этих условиях угроза потерять Казань, а за ней и часть южных территорий становилась вполне реальной. Оборонительные сооружения Казани нуждались в срочном укреплении. Чтобы подготовить город к возможным военным действиям, ремонтировали стены Кремля, вдоль крепостных стен копали новые рвы и возводили бастионы. Вероятно, тогда же была выстроена дозорная башня, известная сегодня как башня Сююмбике. Она обеспечивала отличный обзор - с ее караульни Волга просматривается почти на 50 км. Это позволяло городу заблаговременно узнавать о грозящей ему опасности и готовиться к отражению неприятеля.

На планах Казани начала XVIII века башня Сююмбике именуется как «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем». Современное название башни появилось лишь во второй половине XIX века, когда легенды об истории ее строительства появились в печати, а затем перекочевали в путеводители. В начале XX века башне потребовалась реставрация. Земля под фундаментом осела, и башня отклонилась от вертикальной оси почти на два метра. Чтобы предотвратить ее падение, нижний ярус укрепили железным поясом.

В 1918 году декретом Совета народных комиссаров башня Сююмбике была передана в «вечное пользование трудящимся мусульманам». Двуглавых орлов, простоявших на ее шпиле около 200 лет, заменили посеребренным полумесяцем. Правда, в разгар антирелигиозной кампании в 1930-х годах сняли и его.

В советское время башню Сююмбике неоднократно реставрировали, укрепляли ее фундамент. В 1960 году она получила статус архитектурного памятника республиканского значения.

При строительстве здания Казанского вокзала в Москве архитектор Алексей Васильевич Щусев воспроизвел силуэт башни Сююмбике. Работая над проектом, он посылал своих помощников в Казань на обмеры и зарисовки.

Башня Сююмбике сегодня

Многие поколения казанцев воспринимают башню Сююмбике как сакральный символ и место поклонения татарского народа. С 1991 года башня является минаретом, с которого читают азан (в исламе - призыв к обязательной молитве) во время поминальной молитвы по всем погибшим в 1552 году при взятии Казани царем Иваном IV. А в 1994 году вся территория Казанского кремля была объявлена историко-культурным и художественным музеем-заповедником.

Археологические раскопки у башни Сююмбике

Во время раскопок неподалеку от башни археологи нашли ценные предметы из истории города. Еще в XIX веке, во время строительных работ, в ее основании обнаружили монеты времен правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время экспедиции 1976–1977 годов археологи нашли несколько ценных предметов: остатки мечети, минарета и ханских усыпальниц, а также обломки надгробий с фрагментами надписей. В 1990-е годы изучение останков показало, что археологи обнаружили захоронения одного из первых казанских ханов Махмуда и хана Мухаммад-Эмина, который умер в 1518 году. На сегодняшний день археологические раскопки продолжаются.

Город Казань славится тем, что в нем расположена башня Сююмбике, которая считается символом всего Татарстана. Казалось бы, обычное строение с историей в несколько веков, таких по всей стране можно найти немало, но все в памятнике архитектуры покрыто тайной, отчего интерес к исследованиям не угасает.

Историческая загадка башни Сююмбике

Главной загадкой для историков является то, что до сих пор неизвестно, когда была создана башня. И сложность заключается не в проблеме определения точного года, ведь даже о примерном веке ведутся активные споры, в ходе которых к каждому из мнений прилагается обширный список доводов в пользу его достоверности. Казанская башня имеет специфические особенности строения, которые можно отнести к разным эпохам, а подтверждающих документов так и не удалось найти.

Хроники со времен Казанского ханства были утеряны в момент взятия города в 1552 году. Более поздние данные о Казани хранились в Московском архиве, но они пропали из-за пожара в 1701 году. Первое упоминание о башне Сююмбике датируется 1777 годом, но тогда она уже стояла в том виде, в котором можно увидеть ее сегодня, поэтому никому неизвестно, когда велись строительные работы по возведению смотрового пункта на территории Казанского Кремля.

Существует суждение, которого придерживается большая часть исследователей, о том, что время создания приходится на 17 век. По их мнению, она появилась в интервале с 1645 по 1650 годы, но на картинках современников и плане города, составленном в 1692 году Николаасом Витсеном в своей монографии, нет упоминания об этом здании. Фундамент башни больше напоминает особенности строительства более раннего периода, но существует гипотеза, что ранее здесь стояло деревянное сооружение, которое со временем заменили на более надежное, оставив при этом старое основание.

Анализ архитектурных особенностей, свойственных Московскому барокко, доказывает, что башня была построена в первой половине 18 века, но полагаться лишь на стилевые характеристики тоже нельзя. По этим причинам вопрос до сих пор остается открытым, и, разрешится ли он когда-либо, пока неизвестно.

Внешние особенности строения

Здание представляет собой многоярусное строение со шпилем наверху. Его высота – 58 метров. Всего у башни семь ярусов, отличающихся по внешнему оформлению:

  • первый ярус является широкой основой с открытой сквозной аркой. Она сделана, чтобы через башню можно было проехать, но большую часть времени проезд закрыт воротами;
  • второй ярус напоминает по форме первый, но его размеры пропорционально меньше;
  • третий ярус еще меньше, чем предыдущий, но он украшен небольшими окнами;
  • четвертый и пятый ярусы сделаны в виде восьмиугольников;
  • шестой и седьмой ярусы являются частями смотровой вышки.


Оформление постройки имеет угловатые формы, поэтому посчитать, сколько этажей, можно и самостоятельно. В целом, в архитектуре использовано мало декоративных элементов, строение полностью центрировано, присутствуют колонны на тумбах, заниженные арки и ширинки на парапетах.

На вершине шпиля с 1730 года был установлен двуглавый орел, но позднее его заменили на полумесяц. Правда, религиозный символ красовался на вершине недолго ввиду установившейся в стране политики. Позолоченный полумесяц вернулся на шпиль лишь в 1980-х годах по просьбе правительства республики.

Главной особенностью башни Сююмбике является то, что она падающая, подобно в Италии. Многие задаются вопросом, почему наклонена постройка, ведь изначально она стояла ровно. На самом деле это случилось из-за недостаточно глубокого фундамента. Со временем постройка стала крениться и на сегодняшний день сдвинулась от оси на северо-восток практически на 2 метра. Если бы в 1930 году строение не укрепили металлическими кольцами, достопримечательность уже вряд ли стояла бы на территории Казанского Кремля.

Интересная информация для любителей путешествий

Удивительно то, что название у этого строения было разное, а существующее впервые было упомянуто в журнале в 1832 году. Постепенно оно все чаще использовалось в речи и в результате стало общепринятым. На татарском языке принято было называть башню Хан-джами, что означает «ханская мечеть».

Такое название дали еще и потому, что царица Сююмбике сыграла значимую роль для жителей Татарстана. Во время своего правления она отменила ряд очень суровых законов, касающихся крестьян, за что стала почитаемой простым людом. Недаром существует рассказ о том, что именно она стала «инициатором» строительства башни.

По легенде Иван Грозный при захвате Казани был настолько очарован красотой царицы, что тотчас предложил ей стать его женой. Сююмбике выдвинула требование, чтобы правитель построил башню в семидневный срок, после чего она примет его предложение. Русский князь выполнил условие, но правительница Татарстана не могла предать свой народ, отчего сбросилась с возведенной для нее постройки.

Адрес не вызывает сложностей для запоминания, так как башня Сююмбике расположена в городе Казани на улице Казанский Кремль. Запутаться в том, где находится это наклонившееся здание невозможно, недаром здесь встречаются не только гости со всей страны, но и зарубежные туристы.

В ходе экскурсий даются подробные описания историй, связанных с башней, рассказывается, к какой культуре относится строение и какие детали оформления об этом свидетельствуют. Обязательно стоит подняться на верхние ярусы и сделать фото открывающегося вида, так как отсюда можно наблюдать красоту Казани и прилегающих территорий. Кроме того, существует поверье, что, если загадать желание на вершине башни, оно обязательно сбудется.

Знакомство с Казанью мы начали с осмотра Казанского кремля. Доехать до этого места можно на метро, выйти нужно на станции Кремлёвская и немного пройтись пешком. Он становится виден сразу после выхода из метро, так что не заблудитесь. Кремль в Казани - это уникальный комплекс исторических и археологических памятников, который находится в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Территория Кремля большая и здесь расположено множество красивых и интересных мест. Расскажу об одном - «падающей» башне Сююмбике , которая считается одним из главных архитектурных символов города и известна далеко за границами Татарстана. Честно признаться, раньше я знала только об одной падающей башне, которая считается самой известной - Пизанской, поэтом у была немного удивлена, узнав, что и у нас есть подобные объекты.

Башня Сююмбике в Казани по сути является дозорной (сторожевой башней). Она наклонена в северо-восточную сторону. Сейчас отклонение шпиля башни от вертикали составляет около 2 метров , поэтому это видно даже невооруженным глазом. Башня состоит из 7 ярусов . Её общая высота составляет 58 метров . Верхний ярус украшен полумесяцем (до 1918 года на его месте находился двуглавый орёл).

Что касается даты постройки башни, то этот вопрос до сих пор является открытым: по одним данным башня была построена в XVII -XVIII веках, по другим - в конце XVI века, а некоторые и вовсе относят возведение башни к периоду Казанского ханства, т. е к 1552 году. История башни окутана несколькими интересными легендами, о существовании которых нам рассказал наш экскурсовод. По одной из них башня Сююмбике была построена по приказу правительницы Казанского ханства Сююмбике в честь её погибшего в 1549 году мужа Сафа-Гирея. Согласно другой легенде, башню построили всего за 7 дней по приказу Ивана Грозного. Дело в том, что русский царь предложил царице Сююмбике выйти за него замуж. Но когда началось празднование по поводу свадьбы, царица захотела подняться на вершину башни, чтобы в последний раз осмотреть город. Там она не нашла в себе силы расстаться с родным городом и прыгнула вниз. На самом деле подобные легенды хотя и включают несколько настоящих исторических фактов, но они совершенно далеки от реальности. В их основе лежат романтические сказания XIX века, которые были написаны в путеводителях того времени по Казани.

Башню Сююмбике много раз реставрировали и укрепляли её фундамент. Не могу не заметить, что для многих поколений местных жителей башня является сакральным символом и местом поклонения. Начиная с 1991 года Сююмбике выполняет функции минарета , где читают поминальные молитвы по всем погибшим в 1552 году, когда город был взят царём Иваном IV Казани. Возле башни проводилось множество археологических раскопок, в результате одной из них у самого основания башни нашли монеты времён правления царей Алексея Михайловича и Михаила Федоровича.

Кстати, говорят, что когда поднимаешься по лестнице к воротам башни, если загадать желание, то оно должно обязательно сбыться.

Башня является проездной, в её нижнем ярусе находится сквозной проезд, который перекрыт распашными коваными воротами с изображениями полумесяца, солнца и всех знаков зодиака.

К сожалению, внутрь башни заходить нельзя, поэтому смотреть на неё можно только снаружи. Повторюсь, что сейчас башня Сююмбике является одним из символов города, поэтому её изображения можно увидеть на открытках, значках, сувенирах.

Вечером на башне включают подсветку.

Глядя на башню Сююмбике и на Кремль в целом мне невольно представлялось, каким город был в далёком прошлом, как шли по площади какие-нибудь ханские стражи, чтобы поклониться своей правительнице Сююмбике.

), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII-XVIII веками, некоторые - относят строительство башни ко второй половине XVI века , другие - и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

    Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца , где хранились все документы по управлению Казанью в XVI-XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани .

    Предположения о существовании башни в ханский период

    К версии возникновения башни в ханский период склонялся краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин .

    Исследователь начала XX века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь .

    Согласно этой версии постройка башни связана с казанским ханом Мухаммед-Амином . В 1487 году, после длительной гражданской междоусобицы, на казанский трон с решающей военной и политической помощью Великого Князя Московского Ивана Третьего воссел юный хан Мухаммед Амин. Он воспитывался в городе Касимове , а затем в Москве, и Иван Третий относился к нему как к приемному сыну. Царствование хана Мухаммед Амина положило конец периоду кровавых столкновений и продолжалось с некоторыми перерывами в течение 21 года, а сам хан прославился в истории как просвещенный государь, поэт и покровитель искусств. После его воцарения Москва перестала считаться данницей Казани и с с этого момента согласно взаимному договору московский государь принял титул "Великого Князя Булгарского". B годы, когда опальный Мухаммед Амин жил в Москве, он был свидетелем возведения Боровицкой башни Московского Кремля, строительством которого руководил великий итальянский зодчий из Болоньи Аристотель Фиораванти . Честолюбивый хан, видя, как запечатлевается слава Москвы в камне, и по своем воцарении в Казани вполне мог попросить Ивана Третьего прислать в Казань итальянского архитектора для увековечения великого мирного союза между Москвой и Казанью.

    Исследования показывают, что строителем башни Сююмбике, архитектурные черты которой находят свои соответствия в абрисе Кальварии Сан Стефано и башни Пьяцца Маджиоре в Болонье, мог быть либо сам престарелый Аристотель Фиораванти, либо один из его учеников. В пользу этой гипотезы говорят и размеры кирпича, из которого построена башня, полностью соответствующие тому стандарту, который ввел по приезде в Москву Аристотель Фиораванти. Русский стандарт, государственно принятый при Борисе Годунове в конце XVI века, существенно отличается по размерам, и одно это показывает, что башня не могла быть построена в XVII веке русскими зодчими.

    При этом химический состав кирпича во многом совпадает со структурным составом кирпичей булгарских построек. Таким образом, башня Сююмбике могла быть построена по проекту итальянского архитектора местными татарскими мастерами в 1490-1520 годах и сохранилась после захвата Казани Иваном Грозным потому, что для Ивана Грозного она действительно служила не только очень удобной дозорной башней, но и символом того, что московские войска Ивана Третьего уже бывали в Казани в XV веке.

    Версии о возведении башни в русский период

    Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941-1944, 1947-1948, 1953-1954 и 1976-1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани - первый (верхний, датируемый XX-XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII - второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI - вторая половина XV веков).
    Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения - не ранее второй половины XVII - начала XVIII веков.

    При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

    Остатки «великой башни, - замечает Курбский, - еже пред враты стояла на горе», археологически зафиксированы в раскопках 1977 года, они уходят под современную башню Сююмбике, традиционно поставленную как дозорная, на том же месте, но уже в середине XVII века.

    Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса , посетившего город в 1638 году , башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» 1692 года.

    Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления - колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря , а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

    Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни - вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл .

    В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717-1718 годах, то есть уже в петровское время . Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694-1718 годами .

    Навершие

    Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища ; следующие два - восьмиугольные (восьмерики); ещё два - гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний - зелёный шпиль , увенчанный золочёным «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года - двуглавый орёл).

    Название

    Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году, когда она была помечена на плане казанского кремля:

    «…над воротами шедшая шпицом башня.»

    В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799-1804 годах (?) - «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…» , 1804 год - «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…» , 1804 год - «…башня с фронтиспицом…» , в 1812-1816 годах - «башня Азиатской Архитектуры» , 1815 год - «старинная башня» , 1815 год - «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…» , 1818 год - «коменданская башня» , около 1825 года - «таковой же Азиатской Архитектуры [башня]…» , 1829 год - «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки» .

    Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей », в главе X очерка «Казань» . Постепенно оно становится общеупотребительным.

    Легенды

    Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования.

    По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея , умершего в 1549 году. По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж.

    Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.

    Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.

    Символическое значение

    Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом