Мухаммад Насир-уд-дин аль-Албани (1914 - 2 октября 1999) (В переводе с арабским محمد ناصر الدين الألباني ) был албанским исламским ученым , который специализируется в области хадисов и фикха . Он создал свою репутацию в Сирии, где его семья переехала, когда он был ребенком, и где он получил образование.

Албани считается главной фигурой в пуристского салафитов движения, разработанной в 20 - м веке. Аль-Албани не пропагандирующим насилие, предпочитая пассивности и покорности, установленным правительствами в то время как ему было известно, что эти правительства не представляют народ своей страны, ни мусульман, но правительства крестоносцев.

хадисоведение

Scholastic карьера

Начиная с 1954 года, Албани начал поставлять неофициальные еженедельные уроки. К 1960 году его популярность начала беспокоиться правительством Сирии, и он был помещен под наблюдением правительства Хафиза аль-Асад. Он был заключен в два раза в 1969 г. В конце 1970-х годов, правительство поставило его под домашним арестом более чем один раз.

После того, как был опубликован ряд его произведений, Альбани был приглашен преподавать хадисы в Исламском университете Медины в Саудовской Аравии тогдашнего вице - президента университета, Абд аль-Азиз ибн Баз . Вскоре после его прибытия, Албани разозлил ваххабитский элиту в Саудовской Аравии, который не любил его анти-традиционалистские позиций в мусульманской юриспруденции. Они были встревожены интеллектуальными задачами Албаните, чтобы правящая ханбалитскую школу права, но не смогло оспорить его открыто из - за его популярность. Когда Албани написал книгу, подтверждающую его мнение о том, что Никаб или полное лицо-вуаль, не была связывающим обязательством по мусульманкам, он вызвал небольшую бурю негодования в стране. Его противники заверил, что его контракт с университетом разрешили истечь без обновления.

В 1963 году Албани покинул Саудовскую Аравию и вернулся к учебе и работе в библиотеке Az-Zahiriyah в Сирии. Он оставил свой часовой магазин в руках одного из его братьев. Позже он был приглашен в Саудовскую Аравию в 1970 - е годы, но не долго оставаться из - за противодействия со стороны клерикалов.

Тюремное заключение в Сирии

Он был помещен под домашний арест более чем один раз в 1970 - х годах Баас режима Хафеза аль-Асада . Сирийское правительство обвинило Албани в «продвижении ваххабизма дава, который искаженный ислам и запутанные мусульманин.»

Позже жизнь

Албани посетил различные страны для проповеди и лекции - среди них Катар , Египет , Кувейт , в Объединенные Арабские Эмираты , Испания и Соединенное Королевство. Он переехал несколько раз между Сирией и несколько городов в Иордании. Он также жил в ОАЭ.

Ислам портал

Албани был сторонником салафизма и считается одним из главных фигур этого движения в 20 - м века. Албаните критику четыре господствующих школы по исламскому праву и отверг традиционное суннитское мнение, что мусульмане должны автоматически включать в мазхаб для фикх (юриспруденции). Вместо этого он провел большую часть своей жизни критически пересматривают хадис литературы и считает, что многочисленные ранее принятые хадисы были несправедливыми. Это привело его к производить постановления, которые были не в ладах с исламским большинством. Хотя салафизм часто ассоциируется с ваххабизмом , Албани различие между этими двумя движениями, и он критиковал последнего, поддерживая прежний. У него было сложное отношение к каждому движению.

Албани был среди некоторых ведущих салафитов ученых, которые проповедовали в течение десятилетий против того, что они считали искаженный буквализм экстремистов. Политически они были квиетисты, отрицавшие бдительность и бунт против государства. Они считали, что мусульмане должны сосредоточиться на очищение своих убеждений и практику, и что, во время, «Бог принесет победу над силами лжи и неверия.»

Собственные взгляды Албани по юриспруденции и догмы были предметом дискуссий и обсуждений. В ходе 1989 года визита в Саудовскую Аравию, Альбани спросили, был ли он придерживался менее известной Захири школы исламского права; он ответил утвердительно. Противники Албани среди мейнстрим подтвердили это в качестве отправной точки критики. Ряд студентов Албаните в опроверг свою связь с какой - либо формальной школой юриспруденции.

Спорные

Албани провел ряд противоречивых взглядов, которые противоречили более широкому исламскому согласию, а более конкретно к ханбалитскому юриспруденции. Они включают:

  • его мнение о том, михраб - Ниша, обнаруженной в мечетях, указывающих направление Мекки - были нововведением (инновация).
  • его мнение о том, что позволительно молиться в мечети со своими ботинками
  • его призыв к палестинцам покинуть оккупированные территории, так как, по его словам, они были не в состоянии практиковать свою веру там, как они должны Это были также спорными в салафитах движения.
  • его мнение о том, что запрещено женщинам носить золотые браслеты.
  • его мнение о том, что не было необходимости для женщин, чтобы покрыть их лица.
  • его мнение о том, что мусульманский правитель должен быть из колена аль-курайшитов .

Молитва (Сала) Формула

Албани написал книгу, в которой он переопределен соответствующие жесты и формулы, представляющие собой мусульманский молитвенный ритуал «Согласно да благословит его Аллах sallams практике Пророка.» Они идут вразрез с предписаниями всех установленных школ юриспруденции.

Как он утверждал, что некоторые детали конкретной молитвы, которые учили из поколения в поколение были основаны на сомнительных хадисах, его книга вызвала значительное беспокойство. Описания Албани для исполнения на Тахаджуде и таравих молитвы значительно отклонились от установившейся практики.

Албани открыто критиковал Сайед Кутб после того, как лидер был казнен. Он утверждал, что Кутб отклонилась в вероисповеданию и держал веру Единства Бытия . Кроме того, Албани обвинил Хасан аль-Банна , лидер Братьев - мусульман , не быть религиовед и проведение «позиции вопреки Сунне».

критика

Албани подвергся критике со стороны ряда современных суннитских ученых. Сафар аль-Hawali критика Албани за его «категорическое осуждение Таклида » и его «радикального хадисов на основе ревизионизма».

В начале 1970 - х годов сирийский хадис ученый Абд Аль Фатта Абу Гадда опубликовал трактат против переоценки аль-Альбани о Сахих аль-Бухари и Сахих Муслим . В 1987 году египетский хадис ученый Махмуд Сайд Мамдух опубликовал работу под названием Alerting мусульманину Transgression аль-Альбани в Сахих Муслим после.

Он заявил, что:

На самом деле, я пришел к выводу, что его методы не согласны с теми из правоведов и хадисов ученых, и что его методы создания большого разброда и очевидное нарушения в доказательствах юриспруденции как в целом и, в частности. Ему не хватает доверий имамов прав и хадисов, а также в богатых хадисах и юридической традиции, преданные нам, в котором умма приняла большую гордость.

Сирийский хадис ученый Нур аль-Дин «прОш опровергнуты некоторые взгляды аль-Албани в. Его современник, сирийский ученый Саид Рамадан аль-Bouti , взял вопрос с известным призывом Альбани для всех палестинцев покинуть Израиль , на Западный берег и сектор Газа . Он написал два контраргументов аль-Албани под названием Anti-Madhabism: об опасности нововведения, которые угрожают Шариат и Салафийю: благословенный исторический период, не школа фикха.

Тот, кто познает изречение Пророка Мух аммада,

мир Ему, посредством чтения книг,

называется книжником, а не ученым

Одним из тех, за кем следуют современные ваххабиты, считая его великим ученым Ислама, является Насыруддин Аль-Альбани .

Насыруддин Аль-Альбани родился в Албании. Затем отправился в Сирию, где спустя время развернул свою проповедническую деятельность. За распространение ваххабитских взглядов постановлением муфтия Сирии он был выслан за пределы страны. После этого Аль-Альбани поселяется в Иордании, а позже на некоторое время переезжает в Саудовскую Аравию, где сближается с местными ваххабитами. Укрепив свои позиции в среде единомышленников, он возвращается в Иорданию и продолжает распространять ложную идеологию. В Иордании Аль-Альбани закончил свои дни.

В юности Насыруддин Аль-Альбани работал часовщиком. По признанию самого Аль-Альбани, его всегда увлекало чтение литературы, посвященной теме Ислама, - как он говорил, это было его хобби. Но, удовлетворяя свой интерес, он не обращался к религиозным наставникам, а был самостоятельным как в выборе авторов и книг, так и в изучении этого чтива. Таким образом, начитавшись книг, он объявил людям, что является саляфитом, т.е. праведным последователем Пророка Мух аммада, мир Ему, хотя в действительности он пошел по другому пути – по пути заблудших.

Насыруддин Аль-Альбани назвал себя теологом Ислама, присвоив себе звание, которое имеют немногие из стремящихся к знанию мусульман. Он представлялся также мух аддис ом (знатоком Х адис ов), а между тем он не знает наизусть даже одного Х адис а и его иснада , чему доказательством является следующий рассказ, публиковавшийся в арабской прессе. Однажды один адвокат спросил Насыруддина Аль-Альбани: «Верно ли, что ты являешься ученым-мух аддис ом?» Тот ответил ему: «Да». «Тогда расскажи нам десять Х адис ов с их иснадом», - сказал адвокат. На что Насыруддин Аль-Альбани ответил: «Я не мух аддис , знающий Х адис ы наизусть, - я могу рассказывать Х адис ы, обращаясь к книге». В ответ он услышал: «Я тоже могу, подобно тебе, читать Х адис ы в книгах». Насыруддин Аль-Альбани ничего не смог ему сказать в ответ.

Одним из серьезных ложных шагов, совершенных Аль-Альбани, было его вольное обращение с Х адис ами. Этот невежественный человек позволил себе отнести ряд Х адис ов степени «сах их » (достоверные Х адис ы) к категории «даиф» (Х адис ы, достоверность которых имеет слабую степень). В отношении же ряда Х адис ов «даиф» Аль-Альбани стал говорить, что они являются Х адис ами «сах их ». Таким образом Насыруддин Аль-Альбани нарушил важное правило науки «Х адис »: «Относить Х адис к категории «сах их » или к категории «даиф» - это задача х афиза (знающего Х адис ы с их иснадами наизусть)». Это правило передали ученые Ислама в своих книгах. К примеру, Аль-Х афиз Ас-Суют ий сказал: «Если х афиз упоминал, что какой-либо Х адис является достоверным («сах их »), то следуй этому».

Приведем некоторые из заблуждений Насыруддина Аль-Альбани.

  • Аль-Альбани утверждал, что Алла h окружает мир со всех сторон так же, как мешок, зашитый со всех сторон, окружает то, что находится внутри него. Это воззрение зафиксировано в его книге, которую он назвал «САХ ИХ АТ-ТАРГИБ УАТ-ТАР h ИБ» .

Имея такое убеждение, как он смог совместить его с воззрением ваххабитов (к числу которых он себя относил), что Аллаh якобы находится на самом верху мироздания - над Аль-‘Аршем? Интересно, что же ответят ему ваххабиты, которые считают его своим ученым?

Данное неверное убеждение Аль-Альбани вывел из ошибочно трактованного им Аята 126 Суры «Ан-Ниса`» К ур`ана:

وَكَانَ اللهُ بِكُلِّ شَىْءٍ مُّحِيطًا﴿

означающего, что Знание Алла h а охватывает все.

Аль-Альбани же посчитал, что это Сам Алла h Своей Сущностью охватывает все созданное (да убережет нас Аллаh от такого заблуждения)!

  • В своей книге, названной им «МУХТАСАР АЛЬ-‘УЛУВ» , Насыруддин Аль-Альбани написал, что Речь Алла h а выражается голосом и состоит из звуков речи.

В этом своем воззрении Аль-Альбани следует за мушаббиhа (уподобляющими Аллаhа созданным). Однако, ни сам Аль-Альбани, так же как и никто из ваххабитов, не cмогут привести и одного высказывания правдивых Имамов, подтверждающих это убеждение. Сказал Имам Абу Х анифа в своем труде «Аль-Фикh аль-Акбар»: «Алла h говорит. Его Речь не похожа на нашу речь. Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки. Речь Аллаh а не имеет ни начала, ни конца и не прерывается, потому что не является ни звуками речи, ни голосом».

Приведем доказательство неправильности данного воззрения, которое дал крупный теолог нашего времени Шейх ‘Абдуллаh Аль-hарарий в своей книге «Шарх аль-к авим ‘аля «Сират аль-мустак им»» («Разъяснение книги «Истинный путь»»). В разделе, разъясняющем тему «Сыфат Аллаhа «Речь»», ученый пишет, что одним из сильных доказательств того, что Речь Аллаhа не выражена звуками речи или голосом, или каким-либо языком, - являются слова Пророка Мух аммада, мир Ему: «В Судный День каждый из вас будет слышать Речь Алла h а». Понимает из этого, что Аллаh Сам будет судить всех созданных. Объясним подробнее, каким образом слова Пророка, мир Ему, доказывают наше убеждение в отношении Сыфата Аллаhа «Речь».

В Судный День Аллаh судит всех людей: Он дает и кяфирам, и верующим услышать Свою Речь. И в это время рабы Божьи понимают, что им следует отвечать на вопрос о совершенных ими в течение жизни намерениях и действиях и произнесенных словах. Аллаh сказал в К ур`ане:

وَهُوَ أَسْرَعُ الْحَاسِبِينَ ﴿

(Сура «Аль-Ан‘ам», Аят 62),

означающее: «Алла h быстрее всех судит».

Если бы, как считают заблудшие, во время Отчета рабов Аллаh говорил бы посредством звуков речи, голоса и на разных языках (ведь держать ответ в Судный День будут люди, говорившие в жизни на разных языках), то для того, чтобы все отчитались, понадобилось бы очень продолжительное время, ведь рабов Божьих (это люди и джинны) очень много. И получается, таким образом, что Аллаh не был бы быстр в расчете. Один только Иблис прожил тысячи лет, и лишь Аллаh знает, сколько еще проживет этот джинн. Существует также два народа кяфиров я`джудж и ма`джудж (гог и магог), – их больше, чем людей: передано в Х адис е, что количество их соотносится со всем человечеством, как тысяча с единицей. Если бы Аллаh обращался к Своим рабам посредством голоса или звуков речи, то понадобилось бы много времени, и Отчет не закончился бы за короткое время (мгновение), как сказано об этом в К ур`ане. Отсюда для разумного человека ясно, что Речь Алла h а не голос, не звук речи, что она не выражена каким-либо языком.

Аль-Альбани отрицает та`виль (толкование) Имама Аль-Бухарий, известнейшего передатчика Х адис ов, данный им в отношении Аята 88 Суры «Аль-К асас», настаивая на его буквальном понимании:

كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ﴿

«Все исчезнет, кроме Власти Алла h а» .

Аль-Альбани отрицал этот та`виль, сказав, что мусульманин не мог дать такого та`виля. Кроме того он сказал заведомую ложь, что якобы ни в одном из экземпляров Сборника Имама Аль-Бухарий нет данного та`виля, поскольку, по мнению Аль-Альбани, такой та`виль якобы отрицает существование Аллаhа (якобы приводит к атеизму).

Достоверно известно, что во всех рукописях Аль-Бухарий данный та`виль присутствует. Поскольку все книги Аль-Бухарий подтверждают, что при толковании Суры «Аль-К асас» он давал именно такой та`виль, то получается, что Аль-Альбани отнес авторитетного Имама к числу кяфиров, когда сказал, что такой та`виль мусульманин дать не мог.

Та`виль данному Аяту давал не только Имам Аль-Бухарий, но и другие ученые, к примеру, Суфьян Ас-Саурий толковал этот Аят таким образом: «Все исчезнет, кроме того, что сделано ради Аллаhа (т.е. кроме благодеяний)» .

  • Аль-Альбани называет Пророка Мух аммада, мир Ему, заблудшим . Он считает заблудшими всех, кто совершает тавассуль (обращение к Алла h у ради Пророков и святых). Аль-Альбани говорит, что даже Алла h называет Пророка заблудшим (да защитит нас Всевышний от такого заблуждения)!

Аль-Альбани написал в своей книге «ФАТАВИ АЛЬ-АЛЬБАНИ» : «Тех, которые совершают тавассуль ради святых и благочестивых людей, я со спокойной совестью называю отошедшими от Истины (т.е. заблудшими). Слова, сказанные мною в адрес этих людей, являются разрешенными, т.е. соответствующими Исламу, поскольку в Суре «Ад-Духа» Алла h назвал Пророка, которому еще не было ниспослано Откровение, заблудшим».

Аль-Альбани оскорбляет Пророка Мухаммада, мир Ему, называя Его заблудшим, или неверующим, - это является доказательством того, что он не уважает Пророков, поскольку он оскорбил самого досточтимого из Них. Его ложное убеждение в этом вопросе проистекает из ошибочного толкования им Аята 7 Суры «Ад -Д ух а». Сказал Аллаh Всевышний:

وَوَجَدَكَ ضَالاًّ فَهَدَى﴿

Значение данного Аята таково: «Посланник Алла h а до ниспослания Ему Пророчества не был осведомлен о подробностях норм Шари‘ата, и лишь с ниспосланием Откровения к Нему пришло это знание». Пророк всегда - и до ниспослания Ему Откровения, и после этого, - знал своего Бога и был верующим, Он знал, что никто не достоин поклонения кроме Создателя.

  • В той же книге Аль-Альбани, подобно другим ваххабитам, называет мусульман, совершающих тавассуль, язычниками.

Мусульмане всех времен совершали тавассуль ради Пророков и святых людей. И никто не запрещал этого вплоть до времени, когда появился Ибн Таймия (XIII век н.э.).

  • Также Альбани соглашается со следующим высказыванием основоположника вахх абизма Мухаммада Ибн ‘Абд Аль Ваhh аба : «Тот, кто принял наш призыв, имеет те же права и несет ту же ответственность, что и мы, а кто не принял нашего призыва, тот – кяфир (неверующий), кровь которого – х аляль (разрешена)».

Об этом высказывании Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба упоминали многие ученые. К числу них относятся шейх Ах мад Ибн Зайни Дах лян, также – муфтий х анбалитов из Мекки шейх Мух аммад Ибн Убайдуллаh в книге «Ас-сух уб аль-вабиля ‘аля дараих аль-х анабиля».

  • Альбани в своей книге с названием «ТАХЗ ИР АС-САДЖИД МИН ИТТИХАЗ АЛЬ-К УБУР МАСАДЖИД» призывает разрушить зеленый купол над могилой Пророка Мух аммада, мир Ему, и вывести могилу за пределы Мечети Пророка в Медине.

Эти слова могут исходить только от такого человека, сердце которого заполнено злобой и ненавистью к Пророку, мир Ему! Ложное убеждение, которое имеет Аль-Альбани (уподобление Аллаhа созданным - ат-ташбиh), сделало его сердце черным, отчего он и произнес эти низкие слова. Сказав это, Альбани называет всех мусульман, которые на протяжении многих веков посещали могилу Пророка, находящуюся в мединской Мечети, джаhилями (невеждами, не имеющими знаний по религии), поскольку они видели купол над могилой Пророка, но не возражали, не останавливали, как считает Альбани, это нарушение. Невозможно представить, чтобы мусульмане на протяжении многих веков, умалчивали о нарушении, ведь сказано Ибн Мас‘удом, одним из сподвижников Пророка Мух аммада, мир Ему: «То, что мусульмане считают благом, является благом, а что считают отвратительным, то на самом деле отвратительно». Аль-Х афиз Ибн Х аджар назвал цепочку этого высказывания сильной (степени «х асан»). Правило, которое передали Аль-К ад ый ‘Ияд и Имам Ан-Нававий, таково: «Кто говорит слова, из которых вытекает, что якобы все мусульмане находятся в заблуждении, тот – кяфир (неверующий)» . Согласно этому правилу сам Аль-Альбани попал в куфр (неверие). Ведь могилы Пророка, мир Ему, и Его ближайших сподвижников Абу Бакра Ас-Саддык а и ‘Умара Ибн Хатт аба (радяйаллаhу ‘анhум) были включены в комплекс мединской Мечети в период правления Халифа ‘Умара Ибн ‘Абд Аль-‘Азиза Саляфиты - мусульмане первых 3-х столетий от времени Пророка Мух аммада, мир Ему

Краткая биография шейха аль-Албани.

Шейх Мухаммад Насируддин Ибн Нух Ибн Адам Наджати аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах!) родился в городе Шкодер, бывшей столице Албании, в 1332 году по Хиджре (в 1914 году по христианскому летоисчислению). Он был выходцем из бедной семьи. Его отец, аль-Хадж Нух Наджати аль-Албани, получив шариатское образование в Стамбуле (Турция), вернулся в Албанию и стал крупным учёным-богословом ханифитского мазхаба (религиозно-правовой школы). После того, как в Албании пришёл к власти Ахмет Зогу и там стали повсеместно распространяться атеистические идеи, семья будущего шейха совершила хиджру (переселение ради спасения своей веры) в Дамаск (Сирия). В Дамаске шейх аль-Албани получил начальное образование в школе, которая в течение многих веков служила убежищем для всех людей, стремившихся к знаниям, а затем он стал обучаться Священному Корану, правилам чтения Корана (таджвид), наукам, связанным с арабским языком, праву ханифитского мазхаба и остальным предметам Исламского вероучения как у своего отца, так и у других шейхов (например, Са"ида аль-Бурхани). У отца он также обучился ремеслу часовщика, преуспел в нем и стал известным мастером, чем он и зарабатывал себе на жизнь.
К двадцатилетнему возрасту, находясь под влиянием статей из журнала ""Аль-Манар"", которые написал шейх Мухаммад Рашид Рида, где он выявлял степень достоверности хадисов в книге аль-Газали ""Воскрешение наук о вере"" через критику надёжности их цепочек передатчиков (иснадов), шейх аль-Албани начал специализироваться в хадисоведении и относящихся к этой области науках. Заметив в юноше признаки яркого ума, необычайных способностей, великолепную память, а также сильную тягу к обучению исламским наукам и хадисам, Шейх Мухаммад Рагиб ат-Табах, историк и знаток хадисов г. Халеб, дал ему разрешение (иджаза) на передачу хадисов из своего сборника сообщений о достоверных передатчиках под названием ""Аль-Анвар аль-Джалийа фи Мухтасар аль-Асбат аль-Халябийа"". Кроме того, некоторое время спустя шейх аль-Албани также получил иджазу от шейха Бахджатулы Байтара, от которого цепочка передатчиков хадисов восходит к имаму Ахмаду (да будет милостив к нему Аллах!).
Первой работой будущего шейха явилась полная фиксация в письменной форме и комментарии к монументальному труду крупнейшего знатока хадисов (хафиза) аль-Ираки ""Аль Мугни "ан-Хамли-ль-Асфар фи-ль-Асфар фи Тахридж ма фил-льхийа мин-аль-Акбар"", который содержит около пяти тысяч хадисов.
Вопреки возражениям отца сын занялся более глубоким изучением хадисов и смежных наук. Более того, библиотека отца, которая в основном состояла из различных трудов ханифитского мазхаба, не могла удовлетворить потребности и жажду знаний будущего шейха. Не имея достаточных средств на приобретение многих книг, юноша брал их в знаменитой библиотеке Дамаска ""Аз-Захириййа"" либо был вынужден одалживаться у книжных торговцев. В то время он был настолько беден, что ему даже не хватало средств на покупку тетрадей. Поэтому он был вынужден подбирать на улице листы бумаги – зачастую это были выброшенные открытки – чтобы записывать на них хадисы.
Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах!) настолько погрузился в науку о хадисах, что иногда закрывал свою часовую мастерскую и оставался в библиотеке по двенадцать часов в сутки, прерываясь лишь для совершения намаза. Довольно часто он даже не уходил из библиотеки, чтобы принять пищу, обходясь парой взятых с собой бутербродов. В конце концов, дирекция библиотеки выделила ему специальную комнату для исследований и ключ от книгохранилищ библиотеки, где шейх работал с раннего утра до поздней ночи. Однажды, когда шейх аль-Албани проводил изучение и исследование хадисов, содержащихся в одной из рукописей библиотеки, он обнаружил, что в ней отсутствует один важный фолиант. Это побудило шейха приняться за скрупулезное составление каталога всех рукописей с хадисами, хранившихся в библиотеке, чтобы определить к какой из них принадлежит данный фолиант. В результате, шейх аль-Албани подробно ознакомился с содержанием около тысячи рукописей, содержащих хадисы, что было засвидетельствовано годы спустя доктором Мухаммадом Мустафой Азами, который в предисловии к своей книге ""Исследование ранней хадисоведческой литературы"" писал: «Я хочу выразить свою благодарность шейху Насируддину аль-Албани за то, что он предоставил в мое распоряжение свои обширные знания редких рукописей». Здесь необходимо отметить, что шейх аль-Албани также составил каталог рукописей с хадисами, хранящимися в библиотеках г. Халеб (Сирия) и г. Марракеш (Морокко), а также в Британской Национальной Библиотеке. В этот период времени шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах!) написал десятки полезных трудов, многие из которых до сих пор не опубликованы.
Признание заслуг шейха в хадисоведческих науках пришло довольно рано. Так, уже в 1955 году факультет Шариата Дамаского Университета поручил ему провести подробный анализ и исследование хадисов, относящихся к купле-продаже и другим финансовым операциям.
Следует отметить, что шейх аль-Албани с честью и терпением выносил многие испытания, выпадавшие на его долю. Немалую поддержку в трудные моменты жизни ему оказывали уважаемые шейхи Дамаска (шейх Бахджатул Байтар, шейх Абд аль-Фаттах и имам Тауфик аль-Барзах – да будет милостив к ним всем Аллах!), которые побуждали его продолжать свои исследования.
Спустя некоторое время шейх аль-Албани стал преподавать в Дамаске два раза в неделю. На его занятиях, которые посещали студенты и преподаватели университетов, рассматривались вопросы Исламского вероучения ("акиды), права (фикх), хадисов и смежных наук. Так, шейх аль-Албани полностью прочитал курс лекций и разобрал на своих занятиях содержание следующих классических и современных трудов по Исламу: ""Фатх аль-Маджид"" Абдурахмана ибн Хусайна ибн Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, ""Равда ан-Надийа"" Сиддик Хасан Хана, ""Минхадж аль-Исламиййа"" Мухаммада Асада, ""Усул аль-Фикх"" аль-Халлала, ""Мусталах ат-Тарих"" Асада Рустума, ""Аль-Халал ва-ль-Харам фи-ль-Ислам"" Йусуфа аль-Кардави, ""Фикх ас-Сунна"" Саида Сабика, ""Бас аль-Хасис"" Ахмада Шакира, ""Ат-Таргиб ва ат-Тархиб"" аль-хафиза аль-Мунзири, ""Рийад ас-Салихин"" ан-Навави, ""Аль-Имам фи Ахадис аль-Ахкам"" Ибн Дакика аль"Эйда. Шейх также стал совершать ежемесячные поездки в различные города Сирии и Иордании, призывая людей следовать Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!).
Многие исламские университеты и организации стали приглашать шейха к себе, предлагая ему занять высокие должности, однако он отклонял эти предложения, объясняя это своей огромной занятостью в деле приобретения и распространения знаний.
После того, как вышел в свет ряд его трудов, шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах!) был приглашен читать курс лекций по наукам о хадисах в Исламский Университет Медины (Саудовская Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 гг. по Хиджре, став также одним из членов руководства Университета. Благодаря его усилиям преподавание хадисов и связанных с ними наук поднялось на качественно иной, более высокий уровень. В результате, гораздо большее число студентов стало специализироваться в хадисоведении и смежных дисциплинах. В знак признания заслуг шейха ему было присвоено звание профессора Исламского Университета Медины. Затем он вернулся к своим прежним исследованиям и работе в библиотеке ""Аз-Захириййа"", передав собственную часовую мастерскую одному из своих братьев.
Шейх аль-Албани посетил с циклом лекций многие страны (Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ, Испанию, Великобританию и др.). Несмотря на то, что он приобрёл широкую известность во всём мире, у него никогда не было стремления к славе. Он часто любил повторять слова: ""Любовь к славе переламывает человеку спину"".
Шейх аль-Албани принимал участие во многих телевизионных и радиопрограммах, в основном отвечая на различные вопросы телезрителей и радиослушателей. Кроме того, любой человек мог позвонить шейху домой и лично задать ему свой вопрос. По свидетельству очевидцев шейх аль-Албани в таком случае прерывал свою работу, внимательно выслушивал вопрос, вникая во все его подробности, а затем детально и обстоятельно на него отвечал, указывая при этом на источник ссылки, которую он приводил, на её автора и даже на номер страницы, где она находится. Здесь необходимо отметить, что шейх отвечал не только на вопросы религиозно-правового характера, но и на вопросы, связанные с методологией (минхадж), став тем самым одним из первых ученых, которые давали ответы на подобного рода вопросы. Шейх аль-Албани неоднократно подчеркивал важность сочетания правильного вероубеждения (акыды) и правильной методологии (минхадж).
Крупные исламские учёные-богословы и имамы почтительно отзывались о шейхе аль-Албани. Они консультировались с ним по вопросам религиозно-правового характера, посещали его, обменивались многочисленными письмами. Шейх аль-Албани встречался и поддерживал активную переписку с ведущими знатоками хадисов Пакистана и Индии (Бадиуддин Шах ас-Синди, Абд ас-Самад Шарафуддин, Мухаммад Мустафа Азами), Морокко (Мухаммад Замзами), Египта (Ахмад Шакир), Саудовской Аравии (Абд аль-Азиз ибн Баз, Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити) и других стран.
Вклад шейха аль-Албани в хадисоведческую науку и его огромные заслуги в этой области были засвидетельствованы многими мусульманскими учеными прошлого и настоящего: доктором Амином аль-Мисри (главой кафедры исламских исследований Исламского Университета Медины, который считал себя одним из учеников шейха), доктором Субхи ас-Салахом (бывшим руководителем факультета хадисоведения Дамаского Университета), доктором Ахмадом аль-Асалом (главой кафедры исламских исследований Университета Эр-Рияда), шейхом Мухаммадом Таййибом Авкиджи (бывшим руководителем факультета тафсира и хадисов Университета Анкары), не говоря уже о таких шейхах, как Ибн Баз, Ибн аль-Усаймин, Мукбил Ибн Хади и др.
Что касается научного наследия шейха аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах!), то оно достаточно велико. За свою жизнь он написал 190 книг, проверив на достоверность хадисы, содержащиеся в 78 трудах по Исламу, принадлежащих перу крупнейших исламских ученых. Здесь необходимо заметить, что шейх аль-Албани занимался изучением и исследованием хадисов на протяжении более шестидесяти лет, проверив на достоверность свыше 30 тысяч отдельных иснадов, содержащихся в десятках тысячах хадисов. Число фетв, вынесенных шейхом, составляет около 30 томов. Кроме того, свыше 5 тысяч лекций шейха записаны на аудиокассетах.
Примечательно, что незаурядные способности и талант шейха аль-Албани проявились не только в научных исследованиях, но и в быту. Например, в своем доме на окраине Аммана, куда шейх переселился к концу жизни, он собственноручно смастерил водонагреватель, работавший от солнечной энергии, лифт, который доставлял его на второй этаж (к старости шейху стало трудно подниматься по лестнице), солнечные часы, которые были установлены на крыше дома и точно указывали время намазов, а также другие полезные вещи.
Как было отмечено ранее, шейх аль-Албани приложил немало усилий по проверке и отбору достоверных хадисов от слабых либо вымышленных. Так, он проверил на достоверность известные сборники хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Наса"и, Ибн Маджи, ас-Суйути, аль-Мунзири, аль-Хайсами, Ибн Хиббана, Ибн Хузаймы, аль-Макдиси и других мухаддисов. Помимо этого шейх аль-Албани проверил на достоверность хадисы, содержащиеся в трудах известных ученых-богословов прошлого и настоящего: ""Аль-Адаб аль-Муфрад"" имама аль-Бухари, ""Аш-Шама"иль аль-Мухамадиййа"" ат-Тирмизи, ""Рийад ас-Салихин"" и ""Аль-Азкар"" имама ан-Навави, ""Аль-Иман"" шейх-уль-Ислама Ибн Таймиййи, ""Игасат аль-Лухфан"" Ибн аль-Каййима, ""Фикх ас-Сунна"" Саида Сабика, ""Фикх ас-Сира"" Мухаммада аль-Газали, ""Аль-Халал ва-ль-Харам фи-ль-Ислам"" Йусуфа Кардави и многие другие известные книги. Благодаря шейху аль-Албани, составившему отдельные тома, в которых он собрал слабые и достоверные хадисы, исламские ученые и простые мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достоверных и хороших. В знак признания заслуг шейха в 1419 году по Хиджре ему была присуждена всемирная премия имени короля Фейсала за неоценимый труд и огромный вклад в развитие хадисоведческой науки.
Шейх аль-Албани также сам написал прекрасные книги и статьи по Исламу, среди которых особо следует выделить такие книги, как ""Ат-Тавассуль: анва"уху ва ахкамуху"" (""Поиск приближения к Аллаху: его правила и виды""), ""Хиджжату набийй, салла-Ллаху "аляйхи ва саллям, кямя раваха "анху Джабир, радый Аллах "анху"" (""Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах""), ""Манасик аль-Хадж ва аль-Умра фи аль-Китаб ва ас-Сунна ва Асари ас-Саляф"" (""Обряды хаджа и умры согласно Книге (Аллаха), Сунне и преданиям праведных предшественников""), ""Сифат салят ан-Набий, салла-Ллаху "аляйхи ва саллям, мин ат-такбир иля-т-таслим кя"анна-кя тараха"" (""Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами""), ""Ахкам аль-Джана"из ва бидауха"" (""Правила похорон и связанные с ними религиозные нововведения""), ""Фитна ат-Такфир"" (""Смута, вызываемая теми, кто обвиняет мусульман в неверии"") и многие другие.
Шейх аль-Албани взрастил и воспитал многих учеников, которые сегодня известны во всём мире. Среди них, например, стоит особо выделить такие личности, как шейх Хамди Абд аль-Маджид, шейх Мухаммад "Эйд Аббаси, доктор ‘Умар Сулайман аль-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади аль-Вади"и, шейх Али Хашшан, шейх Мухаммад Джамиль Зину, шейх Абдурахман Абдус-Самад, шейх Али Хасан Абд аль-Хамид аль-Халяби, шейх Салим аль-Хилали, шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид и многие другие.
Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах!) не прекращал заниматься научной и преподавательской деятельностью до самого конца своей жизни, пока его здоровье резко не ухудшилось. Шейх скончался в субботу до захода солнца 22 числа месяца Джумада ас-Санийа 1420 года по Хиджре (2 октября 1999 года) в возрасте 87 лет. Погребальный намаз по нему был совершен вечером того же дня, поскольку шейх написал в своём завещании, чтобы его похороны прошли как можно скорее в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Число людей, принявших участие в этом намазе, составило свыше пяти тысяч человек. Да простит его Всевышний Аллах и да пребудет над ним Его милость!

Европейские народы, традиционно исповедующие ислам, немногочисленны, однако они дали миру целый ряд выдающихся улемов. Но те классики исламской науки, что происходят из европейской (боснийской или албанской среды) становятся настоящими «хранителями знаний» глобального масштаба. Одно из таких имен – ведущий «мухаддис» прошлого столетия шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани.

Аль-Албани родился в семье бедного ремесленника и торговца в городе Шкодер на северо-западе Албании. В 30-х годах его семья была вынуждена покинуть родину, из-за жесткой секулярной и явно антисуннитской политики президента Албании Ахмета Зогу, с 1928 г. провозгласившего себя королем. Надо сказать, что политическое руководство Албании до войны и после установления на много лет коммунистического режима состояло в основном из последователей неортодоксальной и крайней шиитской секты «бекташи», отличавшихся неприязнью к традиционной религиозности, вообще, и к суннитскому исламу, в частности. Позднее шейх аль-Албани в одной из своих работ назовет Ахмета Зогу «человеком, сердце которого Аллах сбил с пути истинного».

Первым учителем религии ислама для Мухаммада был его отец. После того, как семья эмигрировала в один из центров суннитской мысли – Дамаск, аль-Албани смог завершить свое образование по кораническим наукам, арабскому языку и ханафитскому фикху у местных учителей. При этом он вел скромный образ жизни, сначала работал плотником, а затем помогал в качестве мастера-часовщика отцу в открытой тем небольшом магазине - мастерской.

В 20 лет аль-Албани решил специализироваться на хадисоведении и смежных дисциплинах. Его первой большой работой стал анализ и транскрипция сборника хадисов Абд ар-Рахима ибн аль-Хусайна аль-Ираки. Вскоре он стал известным в Дамаске знатоком хадисов и в 1954 г начал преподавать хадисы частным образом. Его популярность росла, и в 1960 г мухаддис, несмотря на свою открыто декларируемую аполитичность, попал «под колпак» секуляристских властей, начавших в его отношении расследование. Тогда Сирия вместе с Египтом составляла единое государство – Объединенную Арабскую Республику, главой которой был тогдашний египетский президент Гамаль Абдель Насер.

В то время уже вышли и первые печатные труды аль-Албани, с которыми ознакомились в исламских научных кругах, и молодой мухаддис по приглашению Ибн База, тогдашнего проректора университета в Медине, уехал в Саудовскую Аравию для чтения лекций. Аль-Албани был по-настоящему и широко популярен как хадисовед, а популярность – эта такая вещь, которая порождает не только сторонников, но и недоброжелателей. Некоторые ультраконсервативные последователи ханбалитского мазхаба увидели для себя некий вызов в личности молодого ученого-ханафита. Конфликтная ситуация возникла через три года, в 1963 г. Аль-Албани тогда опубликовал небольшую книжку, в которой доказывал, что ношение женщинами закрывающего лицо «никаба» не является обязательным («фард») c точки зрения шариата. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны местных традиционалистов, и аль-Албани покинул Медину, вернувшись в Дамаск. Он продолжил ученые изыскания в библиотеке «аз-Захирийя», оставив работу в мастерской отца на братьев.

В 1967 г. аль-Албани вместе с рядом других суннитских улемов Сирии оказался в тюрьме, где пробыл месяц. Заключение объясняется просто – в это время теперь уже в независимой Сирийской Арабской Республике к власти пришла «Партия арабского социалистического возрождения» (БААС), а точнее два офицера-алавита – Салах Джадид и Хафез Асад. А алавиты, как и другие «крайние шииты», специфически относятся к суннитам, тем более, к улемам. Тогда аль-Албани стараниями вышеупомянутого ибн База вновь оказался в Саудовской Аравии, но ненадолго, опять же из-за противодействия ультраконсерваторов. Он вернулся в Сирию, где опять ненадолго угодил в заключение в 1979 г, после чего выехал на жительство в соседнюю Иорданию.

Судьба приготовила аль-Албани жизнь странствующего мухаддиса. Он переехал из Сирии в Иорданию, затем ненадолго вернулся в Сирию, позднее перебравшись в Бейрут. Некоторое время он также проживал в ОАЭ, затем переехал в Амман, где и покинул этот мир в возрасте 85 лет 4 октября 1999 г. Он преподавал также в таких странах как Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ Испания и, даже, Великобритания.

Аль-Албани именуют также одним из ведущих мусульманских ученых современности «салафитского» направления. И в этом смысле личность и труды аль-Албани (а всего он оставил после себя более 300) демонстрируют простоту и одновременно широту такого понятия, как «салафизм», которое сегодня многие пытаются засунуть в понятийное прокрустово ложе, увязав то с «фундаментализмом», то с «экстремизмом», то еще с каким-нибудь даже не научным, а политическим «измом». Образно можно сказать, что он держался за иснад хадисов, как за ту нить, что связывает нынешних мусульман с их праведными предками. Аль-Албани критически относился к фанатизму и слепой приверженности традиции, тем более, если нет доказательств ее достаточной аутентичности (а ведь этим грешат многие, идентифицирующие себя, как «салафиты»), но точно такого же отношения у ученого удостоился «путь тариката» – суфизм, а также то явление, которое принято в обиходе обозначать как «ваххабизм».

Мухаддис и его ученики однозначно не отождествляли себя с принадлежностью к какому-либо мазхабу. Правда есть свидетельство, что в одной из бесед на вопрос, не принадлежит ли он к не дошедшему до наших дней мазхабу «захири» (положения этого мазхаба сформулировал в IX веке ученик имамов Шафии и Ханбала имам Дауд, мазхаб отличался буквальным пониманием и толкованием Корана и Сунны (ар.-аз-захир), шейх аль-Албани будто бы ответил положительно. Однако его ученики не разделяют это мнение.

Деятельность аль-Албани, как бы к ней не относиться, безусловно, является выдающейся и во многом уникальной для суннитской хадисоведческой науки минувшего столетия. Вот что сказал о нем арабский ученый Мухибуддин аль-Хатиб: «Среди тех, кто призывал «возвратиться к Сунне», кто посвятил свою жизнь тому, чтобы оживить ее в наши дни есть и наш брат, Мухаммад Насируддин Нух Наджати аль-Албани».

Шейх Мухаммад Насируддин Ибн Нух Ибн Адам Наджати аль-Албани, да будет милостив к нему Аллах, родился в городе Шкодер, бывшей столице Албании, в 1333 году хиджры (в 1914 году по христианскому летоисчислению).

Он был выходцем из бедной и религиозной семьи. Его отец, аль-Хадж Нух Наджати аль-Албани, получив шариатское образование в Стамбуле (Турция), вернулся в Албанию и стал крупным учёным-богословом ханафитского мазхаба.

После того, как в Албании пришёл к власти Ахмет Зогу, и в стране стали распространяться идеи секуляризма, семья будущего шейха совершила хиджру (переселение ради спасения своей веры) в Дамаск (Сирия). Здесь он получил начальное образование в школе, которая в течение многих веков служила убежищем для всех людей, стремившихся к знаниям, а затем отец стал обучать его Священному Корану, правилам чтения Корана (таджвид), грамматике арабского языка, праву ханафитского мазхаба и остальным предметам исламского вероучения. Под руководством отца мальчик выучил наизусть Коран. Кроме того, у шейха Саида аль-
Бурхани он изучал книгу «Мараки аль-Фалях» (право ханафитского мазхаба) и некоторые труды по языковедению и риторике, одновременно посещая лекции многих выдающихся ученых, среди которых особенно следует выделить Мухаммада Бахджата Байтара и Изуддина ат-Танухи. У отца шейх аль-Албани также обучился ремеслу часовщика, преуспел в нем и стал известным мастером, чем и зарабатывал себе на жизнь.

Вопреки возражениям отца сын занялся более глубоким изучением хадисов и смежных наук. Семейная библиотека, которая в основном состояла из различных трудов ханафитского мазхаба, не могла удовлетворить потребности и жажду знаний юноши.
Не имея достаточных средств на приобретение многих книг, он брал их в знаменитой библиотеке Дамаска ""Аз-Захириййа"" либо был вынужден одалживаться у книжных торговцев. В то время он был настолько беден, что ему даже не хватало средств на покупку тетрадей. Поэтому он был вынужден подбирать на улице листы бумаги - зачастую это были выброшенные открытки - чтобы записывать на них хадисы.

С двадцатилетнего возраста, находясь под влиянием статей из журнала ""Аль-Манар"", которые написал шейх Мухаммад Рашид Рида, где он выявлял степень достоверности хадисов в книге аль-Газали ""Воскрешение наук о вере"" через критику надёжности их цепочек передатчиков (иснадов), шейх аль-Албани начал специализироваться в хадисоведении и относящихся к этой области науках. Заметив в юноше признаки яркого ума, необычайных способностей, великолепную память, а также сильную тягу к обучению исламским наукам и хадисам, шейх Мухаммад Рагиб ат-Табах, историк и знаток хадисов г. Халеб, дал ему разрешение (иджаза) на
передачу хадисов из своего сборника сообщений о достоверных передатчиках под названием ""Аль-Анвар аль-Джалийа фи Мухтасар аль-Асбат аль-Халябийа"". Кроме того, некоторое время спустя шейх аль-Албани также получил иджазу от шейха Мухаммада Бахджата Байтара, от которого цепочка передатчиков хадисов восходит к имаму Ахмаду, да будет милостив к ним Аллах.

Первой хадисоведческой работой шейха явилась переписка рукописи и составление примечаний к монументальному труду крупнейшего знатока хадисов (хафиза) аль-‘Ираки ""Аль-Мугни "ан-Хамли-ль-Асфар фи Тахридж ма фи аль-Ихийа мин-аль-Ахбар"", который содержит около пяти тысяч хадисов. С этого момента и до конца своей жизни главной заботой шейха аль-Албани стало служение благородной науке о хадисах.

Спустя некоторое время он стал известен в научных кругах Дамаска. Дирекция библиотеки ""Аз-Захириййа"" даже выделила ему специальную комнату для исследований и ключ от книгохранилищ библиотеки, где он мог работать с раннего утра до поздней ночи. Шейх аль-Албани настолько погрузился в науку о хадисах, что иногда закрывал свою часовую мастерскую и оставался в библиотеке по двенадцать часов в сутки, прерываясь лишь для совершения намаза. Довольно часто он даже не уходил из библиотеки, чтобы принять пищу, обходясь парой взятых с собой бутербродов. Однажды, когда шейх аль-Албани исследовал хадисы, содержащиеся в рукописи «Замм аль-Маляхи» хафиза Ибн Аби Дуньи, он обнаружил, что в ней отсутствует один важный фолиант. Чтобы найти недостающие страницы он принялся за подробное составление единого каталога всех рукописей хадисов, хранящихся в библиотеке. В результате, шейх аль-Албани подробно ознакомился с содержанием десяти тысяч рукописей, что было засвидетельствовано
годы спустя доктором Мухаммадом Мустафой Азами, который в предисловии к своей книге ""Исследование ранней хадисоведческой литературы"" писал: «Я хочу выразить свою благодарность шейху Насируддину аль-Албани за то, что он предоставил в мое распоряжение свои обширные знания редких рукописей»

В этот период своей жизни шейх аль-Албани написал десятки полезных
трудов, многие из которых до сих пор не опубликованы. [Прим. редактора: на данный момент остаются неопубликованными свыше 70 рукописей шейха аль-Албани]

Одновременно с работой в библиотеке шейх также стал совершать ежемесячные поездки в различные города Сирии и Иордании, призывая людей следовать Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Кроме того, в Дамаске он посещал многих шейхов, с которыми у него происходили дискуссии по вопросам единобожия (таухид), религиозных нововведений (бида’), осознанного следования ученым (иттиба’) и слепой приверженности мазхабам (ат-та’ассуб аль-мазхабийй). Следует отметить, что на этом пути шейх аль-Албани претерпел много трудностей и испытаний.

Против него ополчились многие люди из числа фанатичных сторонников мазхабов, суфиев и приверженцев религиозных нововведений. Более того, они подстрекали против шейха простой народ, приклеивая к нему различные ярлыки. Между тем, уважаемые ученые Дамаска, известные своими глубокими знаниями о религии, полностью поддержали исламский призыв (да’ва) шейха аль-Албани, побуждая его к дальнейшей подвижнической деятельности. Среди них особенно необходимо
выделить таких почтенных ученых Дамаска, как шейх Мухаммад Бахджат Байтар, шейх Абд аль-Фаттах и имам Тауфик аль-Базрах, да будет милостив к ним Аллах.

Первой авторской работой шейха, основанной исключительно на знании шариатских доводов и принципах сравнительного фикха, является книга ""Тахзир ас-саджид мин иттихази-ль-кубур масаджид"" (""Предостережение поклоняющемуся от избирания могил в качестве мест для моления""), которая впоследстви многократно издавалась. Одним из первых сборников хадисов, которые шейх аль-Албани проверил на достоверность, был «аль- Му’джам ас-Сагир» ат-Табарани.

Спустя некоторое время шейх аль-Албани стал преподавать. На его занятиях, которые студенты и преподаватели университетов посещали два раза в неделю, рассматривались вопросы исламского вероучения (акыда), права (фикх), хадисов и других наук. В частности, шейх аль-Албани полностью прочитал курс лекций и разобрал на своих занятиях содержание следующих классических и современных трудов по Исламу: ""Фатх аль-Маджид"" Абдурахмана ибн Хусайна ибн Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, ""ар-Равда ан-Надийа"" Сиддик Хасан Хана (коммментарий к труду аш-Шаукани ""ад-Дурар аль-Бахиййа""), ""Усул аль-Фикх"" Халлафа, ""аль-Ба’ис
аль-Хасис"" Ахмада Шакира (комментарий к книге «Ихтисар Улюм аль-Хадис» Ибн Кясира), ""Минхадж аль-Ислам фи аль-Хукм"" Мухаммада Асада, ""Мусталах ат-Тарих"" Асада Рустума, ""Фикх ас-Сунна"" Саида Сабика, ""Ат-Таргиб ва ат-Тархиб"" аль-Мунзири, ""Рийад ас-Салихин"" ан-Навави, ""Аль-Имам фи Ахадис аль-Ахкам"" ИбнДакика аль"Ийда.

Признание заслуг шейха в области хадисоведения пришло довольно рано. Так, уже в 1955 году факультет Шариата Дамаского Университета, который готовил к выпуску энциклопедию исламского права (фикх), поручил ему указать источники и проверить на достоверность хадисы, относящиеся к торговым сделкам в области купли-продажи. Спустя некоторое время в период существования Объединенной Арабской Республики.

После того, как вышел в свет ряд его трудов, шейх аль-Албани был приглашен читать курс лекций по наукам о хадисах в Исламский Университет Медины (Саудовская Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 гг. хиджры, став также одним из членов руководства Университета. Благодаря его усилиям преподавание хадисов и связанных с ними наук поднялось на качественно иной, более высокий уровень. В результате, гораздо большее число студентов стало специализироваться в хадисоведении и смежных дисциплинах. В знак признания заслуг шейха ему было присвоено звание профессора Исламского Университета Медины. Затем он вернулся к своим прежним исследованиям и работе в библиотеке ""Аз-Захириййа"", передав собственную часовую мастерскую одному из своих братьев.

Шейх был избран членом Комитета по хадисам, в ведение которого входило издание книг по Сунне и проверка содержащихся в них хадисов. Шейх аль-Албани посетил с циклом лекций многие страны (Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ, Испанию, Великобританию и др.). Несмотря на то, что он приобрёл широкую известность во всём мире, у него никогда не было стремления к славе. Он часто любил повторять следующие слова: ""Любовь к славе переламывает человеку спину"".

Шейх аль-Албани принимал участие во многих телевизионных и радиопрограммах, в основном отвечая на различные вопросы телезрителей и радиослушателей. Кроме того, любой человек мог позвонить шейху домой и лично задать ему свой вопрос. По свидетельству очевидцев шейх аль-Албани в таком случае прерывал свою работу, внимательно выслушивал вопрос, вникая во все его подробности, а затем детально и обстоятельно на него отвечал, указывая при этом на источник ссылки, которую он приводил, на её автора и даже на номер страницы, где она находится. Здесь необходимо отметить, что шейх отвечал не только на вопросы
религиозно-правового характера, но и на вопросы, связанные с методологией (минхадж), став тем самым одним из первых ученых, которые давали ответы на подобного рода вопросы. Шейх аль-Албани неоднократно подчеркивал важность сочетания правильного вероубеждения (акыды) и правильной методологии (минхадж), основанных на Коране, Сунне и пути праведных предшественников из
первых поколений мусульман.

Крупные исламские учёные-богословы и имамы почтительно отзывались о шейхе аль-Албани. Они консультировались с ним по вопросам религиозно-правового характера, посещали его, обменивались письмами. Шейх аль-Албани встречался и поддерживал активную переписку с ведущими знатоками хадисов Пакистана и Индии (Бадиуддин Шах ас-Синди, Абд ас-Самад Шарафуддин,
Мухаммад Мустафа Азами), Морокко (Мухаммад Замзами), Египта (Ахмад Шакир), Саудовской Аравии (Абд аль-Азиз ибн Баз, Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити) и других стран.

Вклад шейха аль-Албани в хадисоведческую науку и его огромные заслуги в этой области были засвидетельствованы многими мусульманскими учеными прошлого и настоящего: доктором Амином аль-Мисри (главой кафедры исламских исследований Исламского Университета Медины, который считал себя одним из учеников шейха), доктором Субхи ас-Салахом (бывшим руководителем факультета хадисоведения Дамаского Университета), доктором Ахмадом аль-Асалом (главой кафедры исламских исследований Университета Эр-Рияда), шейхом Мухаммадом Таййибом Авкиджи (бывшим руководителем факультета тафсира и хадисов Университета Анкары), не говоря уже о таких шейхах, как Ибн Баз, Ибн аль- Усаймин, Мукбил Ибн Хади и др.

Что касается научного наследия шейха аль-Албани, то оно достаточно велико. За свою жизнь он написал 190 книг, проверив на достоверность хадисы, содержащиеся в 78 трудах по Исламу, принадлежащих перу крупнейших исламских ученых. Здесь необходимо заметить, что шейх аль-Албани занимался изучением и исследованием хадисов на протяжении более шестидесяти лет, проверив на достоверность свыше 30 тысяч отдельных иснадов, содержащихся в десятках тысячах хадисов. Число фетв, вынесенных шейхом, составляет около 30 томов. Кроме того, свыше 5 тысяч лекций шейха записаны на аудиокассетах.

Примечательно, что незаурядные способности и талант шейха аль-Албани проявились не только в научных исследованиях, но и в быту. Например, в своем доме на окраине Аммана, куда шейх переселился к концу жизни, он собственноручно смастерил водонагреватель, работавший от солнечной энергии, лифт, который доставлял его на второй этаж (к старости шейху стало трудно
подниматься по лестнице), солнечные часы, которые были установлены на крыше дома и точно указывали время намазов, а также другие полезные вещи.

Как было отмечено ранее, шейх аль-Албани приложил немало усилий по проверке и отбору достоверных хадисов от слабых либо вымышленных. Так, он проверил на достоверность известные сборники хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Наса"и, Ибн Маджи, ас-Суйути, аль-Мунзири, аль-Хайсами, Ибн Хиббана, Ибн Хузаймы, аль-Макдиси и других мухаддисов. Помимо этого шейх аль-Албани
проверил на достоверность хадисы, содержащиеся в трудах известных ученых-богословов прошлого и настоящего: ""Аль-Адаб аль-Муфрад"" имама аль-Бухари, ""Аш-Шама"иль аль-Мухамадиййа"" ат-Тирмизи, ""Рийад ас-Салихин"" и ""Аль-Азкар"" имама ан-Навави, ""Аль-Иман"" шейх-уль-Ислама Ибн Таймиййи, ""Игасат аль-Лухфан"" Ибн аль-Каййима, ""Фикх ас-Сунна"" Саида Сабика, ""Фикх ас-Сира""
Мухаммада аль-Газали, ""Аль-Халал ва-ль-Харам фи-ль-Ислам"" Йусуфа Кардави и многие другие известные книги.

Благодаря шейху аль-Албани, составившему отдельные тома, в которых он собрал слабые и достоверные хадисы, исламские
ученые и простые мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достоверных и хороших.

Шейх аль-Албани также сам написал прекрасные книги и статьи по Исламу, среди которых особо следует выделить такие книги, как ""Ат-Тавассуль: анва"уху ва ахкамуху"" (""Поиск приближения к Аллаху: его правила и виды""), ""Хиджжату 11 набийй, салла-Ллаху "аляйхи ва саллям, кямя раваха "анху Джабир, радый Аллах "анху"" (""Хадж пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах""), ""Манасик аль-Хадж ва аль-Умра фи аль-Китаб ва ас-Сунна ва Асари ас-Саляф"" (""Обряды хаджа и умры согласно Книге (Аллаха), Сунне и преданиям праведных предшественников""), ""Сифат салят ан-
Набий, салла-Ллаху "аляйхи ва саллям, мин ат-такбир иля-т-таслим кя"анна-кя тараха"" (""Описание намаза Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами""), ""Ахкам аль-Джана"из ва бидауха"" (""Правила похорон и связанные с ними религиозные нововведения""), ""Фитна ат-Такфир"" (""Смута, вызываемая теми, кто обвиняет мусульман в неверии"") и многие другие.

Шейх аль-Албани взрастил и воспитал многих учеников, которые сегодня известны во всём мире. Среди них, например, стоит особо выделить такие личности, как шейх Хамди Абд аль-Маджид, шейх Мухаммад "Эйд Аббаси, доктор ‘Умар Сулайман аль-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади аль-Вади"и, шейх Али Хашшан, шейх Мухаммад Джамиль Зину, шейх Абдурахман
Абдус-Самад, шейх Али Хасан Абд аль-Хамид аль-Халяби, шейх Салим аль-Хилали, шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид и многие другие. В знак признания заслуг шейха в 1419 году хиджры ему была присуждена всемирная премия по исламским исследованиям имени короля Фейсала за «научные усилия, направленные на заботу о хадисах Пророка посредством их исследования, проверки на достоверность и преподавания».

Шейх аль-Албани не прекращал заниматься научной и преподавательской деятельностью до самого конца своей жизни, пока его здоровье резко не ухудшилось. Шейх скончался в субботу до захода солнца 22 числа месяца джумада ас-санийа 1420 года хиджры (2 октября 1999 года по христианскому летоисчислению) в возрасте 87 лет.

Погребальный намаз по нему был совершен вечером того же дня, поскольку шейх написал в своём завещании, чтобы его похороны прошли как можно скорее в соответствии с Сунной Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Число людей, принявших участие в этом намазе, составило свыше пяти тысяч человек.
Да простит его Всевышний Аллах и да окажет Он ему Свою милость!