Медитационный центр Dipabhavan на острове Самуи приглашает всех желающих для изучения практики медитации. Занятия проходят в виде ретритов - еженедельных курсов практики медитации. Английская группа - ежемесячно, с 20 по 27 число каждого месяца.

C января по апрель проходят также занятия отдельно для рускоговорящей группы. Программа ретрита полностью на русском языке. День заезда и регистрации - последний день месяца, завершение ретрита - утро 7-го числа.

Участие в ретрите - полностью бесплатно. Однако, медитационный центр существует на добровольные пожертвования участников предыдущих ретритов, поэтому пожертвования приветствуются.

Кратко о ретрите (информация от организаторов):

"Это будет уникальный опыт для тех, кто никогда раньше не занимался медитацией. Но и те, кто уже знаком с медитацией, увидят, что подход к практике в “Dipabhāvan” предлагает перспективы отличные от любого другого места. Так как в медитации исследуется человеческий ум, который является обширной, глубокой и многогранной сложной системой, вас ждет много красивых и приятных, а порой очень сложных моментов. Вы бросите вызов глубинам своего сознания. Если вы будете продолжать практиковать медитацию, то сможете испытать чувство, находящееся за пределами обычного счастья. Мы надеемся, что вы сможете найти более глубокий смысл в жизни и обретете абсолютно новый мир, свободный от страданий и привязанностей, в котором все спокойно и гармонично, где человек неотделим от окружающей среды."

Ежедневное расписание ретрита:

04.30 Подъем
05.00 Утреннее чтение
05.15 Медитация сидя
05.45 Йога/Утренняя зарядка
07.00 Медитация сидя
07.30 Завтрак
09.30 Разговор о Дхамме
10.30
11.00 Медитация сидя
11.30 Обед
14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
15.00 Медитация при ходьбе или стоя
15.30 Медитация сидя
16.00 Медитация при ходьбе или стоя
16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
17.30 Чай\кофе
19.30 Медитация сидя
20.00 Групповая медитация при ходьбе
20.30 Медитация сидя
21.00 Время готовиться ко сну
21.30 Отбой \ Свет выключается

На 7 дней, вы оказываетесь полностью оторванным от мира, на живописном склоне горы, в окружении джунглей и с живописным видом на океан, в молчании. Так часто мы куда-то бежим, что-то делаем, и говорим без умолку, не находя времени для самого себя.

И вот я решился - всё, еду на ретрит! Загрузил полный дом еды и воды, чтобы в мое отсутствие было все необходимое для жизни, купил себе тайскую одежду, закрывающую колени и плечи, и 20 ноября, собрав небольшой рюкзак с самым необходимым, я сдал свой мопед, на котором ездил по Самуи уже 2 месяца, и отправился пешком в сторону точки встречи - отель Утопия (Utopia hotel) на пляже Ламай к 13-00.

Там я встретил таких же ожидающих, русских, и в ожидании трансфера до медитационного центра Дипабхаван (Dipabhāvan Meditation Center at Samui) мы провели полчаса в беседах. На удивление, несмотря на то, что ретрит был английский, среди ожидающих были в основном рускоговорящие участники. Впоследствии оказалось, что количество русских составляет примерно половину всех участников, и приятно было то, что организаторы проводили для нас часть занятий отдельно, на русском языке.

В медитационном центре нас ознакомили с правилами жизни, распорядком и проживанием на территории центра Дипабхаван. Из непривычных вещей, было - ранний подъем - в 4-30 утра , только вегетарианская еда (которая оказалась вкусной и сытной), и сон на деревянной кровати без матраса (к этому привыкнуть было чуть сложнее). И молчание. К этому привыкнуть было чуть сложнее.

Молчание - это удивительный личный опыт. Когда тебе не нужно говорить, здороваться и прощаться, говорить что-то "между прочим", когда внешний приток информации останавливается, в определенной момент наступает внутренняя тишина и спокойствие. Сначала ты начинаешь слышать свои мысли - их много, и в тишине их голос звучит громко, они сменяют одна другую и ум беспокойно следует за ними. Но на 3-4 день медитации ум успокаивается настолько, что привычные сложные вопросы, которые раньше требовали долгих рассуждений и умозаключений, решаются в один момент. Уходит сомнение, путанность, туманность. Приходит конкретность, ясность, определенность.

Жизнь - это удивительная вещь. В молчании и внутренней тишине все краски жизни, звуки, ароматы природы джунглей врываются в тебе со всей страстью, заполняют органы чувств и ты растворяешься в этом бесконечном мире новых впечатлений. Ощущение - что ты спал, долго спал и вот ты пробуждаешься, и чувствуешь первый лучик жизни, утреннюю прохладу, запах моря, цветов, чирикание птичек, стрекотание цикад, шум ветра, шелест листвы и веток пальм. Даже дождь, ливший несколько дней нескончаемыми потоками, радовал своей мощью, обильностью, и густым насыщенным шумом.

За семь дней, проведенных в медитационном центре Dipabhavan, с ежедневным подъемом в 4-30, йогой, медитациями, я понял очень простую вещь - для достижения своих целей, обретения покоя, мудрости и счастья необходима постоянная практика осознанности. Для развития осознанности часто используют медитацию. Но медитация - это всего лишь техника. И важно не то, насколько твоя техника лучше или хуже других. Важно то, как часто ты ее практикуешь, насколько в течение дня ты осознаешь себя, свои поступки, мысли и желания.

Ретрит - это и испытание. Некоторые уезжают с ретрита до его окончания. По разным причинам, хотя наверное внутренняя причина всегда одна - "это не для меня, у меня есть что-то поважнее". Наверное, время еще не пришло. Время осознать себя и свои мысли, время начать жить для себя. Мне повезло, что на моем ретрите практически никто не уехал (за исключением одной семейной пары, где жена приехала на ретрит повторно и привезла с собой мужа, а он заболел в первый же день).

На ретрите находишься в стесненных условиях - 7 часов сна на деревянной кровати и подушке, фиксированное расписание, маложирная вегетарианская пища.

В тишине и молчании, когда вся ненужная "шелуха" отпадает, ты узнаешь и чувствуешь людей гораздо тоньше, глубже, проникновеннее. И начинаешь замечать во многих отражение себя.

На третий день тишины, появляется осознание того, что люди вокруг продолжают общаться даже в полном молчании, и все самое главное можно выразить мимолетной улыбкой, взглядом, жестом. Вся глубина человеческих чувств и эмоций раскрывается в безмолвии.

Ретрит - это испытание еще и потому, что в отсутствии постоянной болтовни, внешних контактов и притока новой информации, твой собственный внутренний мир пробуждается во всем своем многообразии. И как в сказочном лесу, мысли оживают и разговаривают на все голоса. Все прожитое и пережитое, детские и взрослые обиды, разочарования, ошибки, оценки, недосказанности выходят на поверхность, подсознание как будто открывается, и справиться с этим бывает нелегко.

На ретрите учат быть наблюдателем, сохранять нейтральность, и отделяя себя от всего происходящего в твоей голове, наблюдать, наблюдать, наблюдать...

Медитация в молчании в джунглях... Практика, практика, практика...

Первые 2 дня пролетели как один миг... Подъем в 4-30 утра, темнота, холодно, ночные джунгли. Идешь по дорожке на утреннюю медитацию. Тело ноет после сна на жесткой деревянной кровати и деревянной подушке. Хочется спать и прилечь на что-нибудь мягкое...

В дормитории, где мы обитаем, царит своя жизнь, как в любом помещении, построенном в окружении тропического леса. От ночного соприкосновения с джунглями помогает москитная сетка, которая выдана каждому обитателю дормитория. Жизнь джунглей на Самуи весьма разнообразна, и хотя большинство обитателей миролюбивы по отношению к человеку, некоторые из них могут быть ядовиты.

Никого убивать нельзя. Ни муравья, ни комара, ни скорпиона, даже если заполз к тебе в кровать. Слава богу, ко мне скорпионы не заползали, а моего соседа сколопендра укусила ночью за ухом. Ухо конечно опухло. Но - если обнаружил жизнь у себя в постели - возьми миску и аккуратно вынеси обратно на природу. Надо стремиться жить в мире с окружающей природой и ее обитателями.

И боль, боль в коленях, суставах ног и плеч, в мышцах спины. Здесь осознаешь, насколько тело не тренировано, отвыкло от физических нагрузок, лишено активности и гибкости в обычной жизни, насколько утратило силу, упругость и пластичность. А ведь не так давно, в детстве, я легко кувыркался на жестком полу, и нигде ничего не болело...

Возвращаюсь в темноте в дормиторий, чуть запоздал. Темно, свет погашен и все уже спят. Надо бы конечно проверить, не заполз ли кто ко мне, но сил уже нет, фонаря тоже, поэтому быстренько рукой пощупал, никто вроде не зашипел, можно ложиться и спать - завтра подъем в 4-30...

Для того, чтобы ощутить всю силу бытия в молчании, при полном отсутствии связи с внешним, прошлым миром, это надо ощутить. Полностью меняется восприятие мира и себя. Нет пустых разговоров, замечаний, оценок, критики... Ничего лишнего, что обычно мы называем как "радость человеческого общения".

Но вместо этого начинает говорить твой ум. Мысли оживают, и освобожденный ум начинает с тобой общение. Память просыпается во всем своем великолепии и глубине. Перед глазами проплывают подробные картины из прошлого. Ох, лучше бы этого не было! Ты пытаешься медитировать, а вместо этого ум пытается ускользнуть, отвлекая порой так сильно, что трудно вернуться в настоящий момент и вспомнить про дыхание и наблюдение за ним.

Но ты продолжаешь наблюдать. Сначала это трудно, но затем, постепенно, ты можешь отделить себя, свое "Я" от картинок и воспоминаний, прошлого опыта, оценок и суждений, и это плавно растворяется и уходит.

Когда мы что-то сильно переживаем, и пытаемся забыть, это оседает в подсознании, таится в глубине нас и влияет на всю твою жизнь. Когда ты это отпускаешь, не прогоняешь с силой, а именно отпускаешь, легко и без эмоций, как нейтральный наблюдатель, ты лишаешь эту мысль энергии, и она оставляет тебя.

Ты освобождаешься, сбрасываешь с плеч тяжелый груз, спина распрямляется, в ногах появляется небывалая легкость, и все краски, звуки и запахи мира как будт оживают и вновь радуют тебя. Зажимы и блоки сняты, энергия свободно циркулирует по всему телу, и ты можешь идти по жизни легко и свободно.

Счастье или страдание?

В Буддизме объясняется механизм возникновения "простого человеческого счастья". Это просто - если человек голоден, то еда сделает его на время счастливым, если устал - то минуты отдыха подарят счастье... А если я постоянно пребываю в сытости, веселости и лени, то меня сложно осчастливить. Поэтому так важны для нас чередование:минуты усталости и отдыха, проголодаться хорошо перед обедом...

Умение отпускать

Бывает, нас что-то задевает, цепляет, обижает. Мы переживаем, страдаем и стараемся забыть, или еще хуже - злимся на того, кто нас обидел. Испытывая негативные мысли, мы впустую растрачиваем свою жизненную силу, основу нашего счастья, успеха, ощущения гармонии и радости всей жизни. Наша защита ослабевает, переживания накапливаются все быстрее, и любая последующая неприятная ситуация ранит нас сильнее.

Возможно ли выйти из замкнутого круга неприятностей и разочарований, выйти к свету счастья и гармонии? Для начала необходимо понять, что как говорили мудрецы, "у каждой медали две стороны". Буддизм тоже учит нас - у любого события может быть две оценки - в зависимости от точки зрения. Очень простой пример - нас кусает комар. Для комара это благо, для нас неприятный зуд. Но главное - даже для укушенного комаром это может быть либо небольшой зуд, который никак не влияет на чудесный отдых в тени на берегу моря, либо бурное негодование ко всем комарам на планете, и как следствие, изменение общего отношения к ситуации - отдых уже не так прекрасен, как был 5 минут назад. Вот так просто, один или два комара могут изменить то, страдаем мы или наслаждаемся в данный момент. Не то, что происходит вокруг нас, а наше отношение к ситуации определяет нашу жизнь. И если мы изменим свое отношение к происходящему, если научимся "отпускать", возможно в ближайшее время мы ощутим бОльшую радость и гармонию. Важно еще уметь отпускать. Отпускать - значит отделить себя, свое Я от происходящего, и наблюдая за ним как сторонний наблюдатель, позволить ему свободно уйти. Не прогонять, не отталкивать с силой, а просто отпустить - как мы разжимаем руку, в которой лежит перо, и оно свободно парит, подвластное воле природы.

  • Что взять с собой на ретрит:
    - Свободную одежду (например, рубаха и штаны «рыбака») на 7 дней. Шорты, майки и прозрачная одежда – запрещены. Одежда должна покрывать колени и плечи. Пожалуйста, оденьтесь таким образом перед прибытием в медитационный центр. Не обязательно надевать белые вещи во время ретрита.
    - При входе во все здания нужно будет снимать обувь. Тапочки или шлепанцы – наиболее подходящая обувь, которую можно быстро снять.
    - Личные туалетные принадлежности, репелленты от комаров, полотенце, ручное зеркальце для бритья.
    - Дождевик (во время сезона дождей).
    - Фонарик, батарейки.
  • Участнику ретрита необходимо прибыть в день начала ретрита в 13-00 к одному из мест встречи, предварительно зарегистрировавшись на сайте Дипабхаван.
  • Статья была написана в 2014 году и требует обновления

    Спать на деревянной подушке, вставать в 4.30 утра, не есть после 12 дня, — я думала, это будет самым сложным на ретрите. Как же я ошибалась.

    Ретрит — английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.

    На Самуи есть уникальное место, где заниматься духовной практикой можно на русском языке. Это место — медитационный центр Дипабхаван.

    О ретритах на Самуи я узнала давно, но из-за отрицательного предыдущего опыта все откладывала. В конце концов решилась больше из любопытства. Люди из России приезжают сюда специально на ретрит, тратя немалые деньги, может, тут действительно есть что-то стоящее, решила я и поехала.

    Расписание на ретрите :

    04.30 Подъем
    05.00 Утреннее чтение
    05.15 Медитация сидя
    05.45 Йога/Утренняя зарядка
    07.00 Медитация сидя
    07.30 Завтрак
    09.30 Разговор о Дхамме
    10.30
    11.00 Медитация сидя
    11.30 Обед
    14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
    15.00 Медитация при ходьбе или стоя
    15.30 Медитация сидя
    16.00 Медитация при ходьбе или стоя
    16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
    17.30 Чай\кофе
    19.30 Медитация сидя
    20.00 Групповая медитация при ходьбе
    20.30 Медитация сидя
    21.00 Время готовиться ко сну
    21.30 Отбой \ Свет выключается

    В прошлом ноябре, еще живя в Перми я посетила 4-дневный ретрит. Он показался для меня очень сложным, я не готова была принять динамическую метидацию, которую там практиковали, мне все казалось диким и неприемлемым для меня. Из-за такого опыта, на очередной ретрит я пошла, подготовившись как к войне, что морально, что физически. Взяла с собой и покрывало и подушку, и все, что могло еще хоть как-то пригодится мне на протяжении 7 дней.

    На ретрите практикуется тишина, поэтому разговоры не приветствуются, телефоны и пр. девайсы сдаются организаторам, а книги оставляются дома. Ни читать, ни писать, ни болтать не рекомендуется.

    По приезду каждому выдают москитную сетку, бутылку воды и одеяло. В женском дормитории встречает кровать, на которой предстоит спать ближайшие 7 ночей:

    Туалеты хорошие чистые, но при входе меня затормозила следующая надпись:

    Вольный перевод: возьмите шланг с водой в правую руку и вымойте свою..опу левой. После чего вымойте руки, вы будете чувствовать себя чисто и свежо.

    Не стыдитесь подтираться рукой. То, что выходит из вашего тела, не грязно. Это просто еда, которую вы съели. Вспомните ее приятный вкус, как хорошо повара ее приготовили и украсили. Теперь еда выходит, изменившись, поскольку все в нашем мире постоянно меняется. А вы можете сохранить 1-2 дерева.

    Благо, туалетная бумага продается в центре без ограничений, так что учится какать по-индийски не пришлось *good*

    Разговорились с девочками уже после 17.00, ближе к объявлению часа тишины. Девочки очень интересные. Одна из Дюссельдорфа. Родилась в России, в 6 лет вместе с семьей переехала в Германию. На русском говорит хорошо. Ее родители — свидетели Иеговы. Когда в 18 лет она захотела выйти из этого общества, они от нее отказались и уже 3 года с ней не разговаривает. Она живет отдельно.

    В 19.00 объявили тишину.

    Изо всех сил старалась уснуть на деревянной подушке, но в конце концов сдалась и достала свою. Спала неспокойно. Несмотря на москитную сетку все время казалось, что меня кто-то кусает, кто-то ползает…, но никого не было. Часто просыпалась. В 4:30 встала легко.

    Медитация сразу отделяет монахов от простых смертных. Обычно опоздавшие стараются не шуметь, наступать тише, но нет-нет да скрипнет пол, щелкнет сустав, зашуршит одежда. Монах заходит в зал бесшумно, словно ниндзя или приведение. Если глаза закрыть, то ни за что не понять, что рядом появился монах.

    Животные здесь живут своей жизнью. Йога. лежим расслабленные. Выгнали из головы все мысли. Дышим. Вдох-выдох…

    И тут в зал с бешеными глазами залетает кот, свирепо изогнув спину, он галопом скачет, стуча лапами по деревянному полу, пока его не выносят на улицу.

    Собака за кухней звонко лает на чужаков. О правиле тишины они и не ведают.

    Лекции построены вокруг 4 истин буддизма:

    1. Истина о страдании

    2. Истина о причине страданий

    3. Истина о прекращении страданий

    4. Истина о пути прекращения страданий

    Во вторую ночь спалось уже хорошо. Правда замерзла. Не понимаю, почему днем я спокойно засыпаю на деревянной подушке, а ночью могу только на мягкой.

    Медитация дается гораздо проще, чем в первый день. Теперь нам объяснили технику, стало понятно, что нужно не просто сидеть, а работать мысленно. На чем концентрировать свое внимание, за чем следить, какую технику применять, если сложно удерживать внимание на дыхании, а главное, зачем это нужно, к чему мы стремимся, зачем нужно спокойствие ума.

    Во время вечерней медитации второго дня достигла того приятного состояния, о котором говорил Тан Хуберт.

    Во второй день ушли 2 девочки, ушли незаметно, только увидела, что на медитации стало 2 свободных места.

    День третий

    Сегодня нам рассказывали о трех характеристиках жизни:

    1. Непостоянство — все меняется

    2. Несовершенство/неполнота — ничто не совершенно и не полно, нельзя достичь полного счастья.

    3. Безличность — нам ничего не принадлежит, ни машина, ни тело, ни сердце, ни разум (например, мы не можем заставить свое тело не стареть). Тело принадлежит нам даже меньше, чем машина. Машину мы выбираем, а тело нет. Все дано нам во временное пользование. После этой лекции возник вопрос: а что же такое я?

    Тан Хуберт рассказывает очень интересно. Университетским преподавателям бы поучиться у него. Такие сложные философские темы объясняет на бытовых примерах и всегда с юмором так, что каждой его лекции ждешь с нетерпением.

    Интересно, что почти все участники ретрита до 30 лет. Только 1 женщина и несколько мужчин в возрасте.

    Относительно организационных моментов. Все организовано хорошо и отлично работало бы, если бы все участники соблюдали правила. На обед дается ограниченное количество хлеба и фруктов, но часть людей считает, что им нужнее и берет по 2-3 куска хлеба. В итоге половине участников хлеба не хватает. Зачем брать по пять кусочков арбуза, если за тобой очередь в 30 человек, а арбуз не бесконечный? При этом, перед каждым приемом пищи все читают мантру, что

    «ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ, СОСРЕДОТОЧЕННО
    Я ПРИНИМАЮ ПИЩУ.
    НЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, НЕ ДЛЯ ОПЬЯНЕНИЯ.
    НЕ ДЛЯ НАБОРА ВЕСА, НЕ ДЛЯ ПРИУКРАШЕНИЯ.
    ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ И ПИТАНИЯ ЭТОГО ТЕЛА.
    ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОХРАНЯТЬ ЕГО В ЦЕЛОСТИ И ЗДОРОВЬЕ,
    И ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ.
    ТАК Я РАЗРУШУ СТАРОЕ БОЛЕЗНЕННОЕ ЧУВСТВО ГОЛОДА.
    И НЕ ПРОИЗВЕДУ НОВОГО
    НЕПРИЯТНОГО ЧУВСТВА ПРЕСЫЩЕНИЯ.
    ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЯ ЖИЗНЬ ПРОТЕКАЕТ ПЛАВНО,
    ЛЕГКО, УМИРОТВОРЕННО И БЕЗУПРЕЧНО «

    Это же лицемерие какое-то получается. На это постоянно обращается внимание организаторами, но кто-то, видимо, глуховат.

    Вообще, будь я организатором ретрита, я бы ввела правила пожесче, правила футбола: взял много хлеба — получи желтую карточку, не пришел на медитацию без уважительной причины — можешь быть свободен от ретрита. Также наказания выдавались бы за болтовню, не сданный телефон и пр.

    Наверное, именно такая позиция и отдаляет меня от буддистского восприятия жизни… Тренировать мне еще и тренировать свою любящую доброту.

    Буддизм выглядит довольно привлекательным. Гораздо ближе и понятнее, чем христианство или другие религии. В буддизме нет слепой веры, богов, заповедей, грехов или табу. Каждый сам выбирает свой путь и уровень дозволенности поступков. Можно ли убить комара, а собаку, а человека? Каждый решает для себя сам.

    Неумелые поступки: грубость, убийство, ожесточают сердце человека, а значит, возвращают на путь страданий.

    Интересно, каким было бы поистине буддистское государство? Ведь если каждый выбирает свой путь, то в государстве не должно быть ни тюрем, ни штрафов, ведь они противоречат пути ненасилия.

    Если один решит, что ему дозволено убивать людей, то насколько истинными буддистами должны быть родственники убитого, чтобы простить и понять убийцу, а не жаждать мести и наказания?

    Таким образом, у настоящего буддизма нет будущего в масштабах государства.

    Сегодня была возможность пообщаться с кураторами. От них я узнала, что вовсе не обязательно медитировать в позе лотоса с прямой спиной, если неудобно, можно даже на стул сесть. Обустроила себе медитационное гнездо.

    Завтра весь день будет посвящен медитации. Не будет лекций Тана Хуберта, моей любимой части дня. Посмотрим, добьюсь ли я какого-то прогресса или сойду с ума от скуки.

    Пятый день, конечно, меня подкосил. Все шло вроде нормально, но вечерняя медитация была не выносима. Темнота. Часов не видно. И 1,5 часа кажутся бесконечными. Появляется раздражение, усталость и желание, чтобы все поскорее закончилось.

    Конечно, обычный распорядок куда проще: только начинаешь уставать от медитации, как она закончилась, сменяется деятельность, время бежит быстро. Но не сегодня.

    Вообще, расставшись с мобильным телефоном и интернетом, осознала, насколько много времени в сутках. А раньше казалось, так мало. Интересно, что ни к телефону, ни к интернету совсем не тянет, не скучаю по ним.

    На шестой день был особенно вкусный обед. Удивительно, что при том, что здесь вегетарианское питание и последний прием пищи в 11.30 утра, есть не хочется до самого отбоя. Я думала, что режим питания будет здесь основной сложностью, но никаких проблем нет вообще. Не понимаю, почему некоторые не выдерживают ретрит и уезжают. Условия достаточно курортные: ешь, спишь, немного медитируешь, между этим интересные лекции об учении Будды. Конечно, за исключением пятого дня, он для истинных фанатов медитации.

    Последний день ретрита решили сделать необычным. После обеда мы поехали в сад «Барабаны Дхаммы». Это очень интересное место на вершине горы, далеко от цивилизации, в лесу стоят барабаны, на которых мы медитировали. Аура там почти магическая, а если выйти из леса, то взору откроется потрясающая панорама острова и моря.

    Итоги: по прошествии ретрита могу сказать, что это были одни из самых полезных дней в моей жизни. Конечно, сильно я не изменилась, но уверена, что ум получил необходимую порцию полезной информации, тишины, понимания себя, и мой путь будет немного правильнее, чем тот, что мог бы быть без ретрита.

    Когда приехала домой, Лев сказал, что я даже разговариваю по-другому. Но в обычную колею я вернулась довольно быстро, не прошло и пол-дня 😀 .

    Ретрит полезен во-многом. Начинаешь по-другому смотреть на привычные стороны жизни, вернувшись домой, стала ценить море, на которое за 8 месяцев почти не ходила, фрукты, солнце и свой образ жизни. Когда живешь на Самуи, со временем они становятся обыденностью и не замечаются. А зря.

    На ретрите я познакомилась с интересными людьми и даже скинула 3 кг. Так что куда ни посмотри, он полезен во всех отношениях 🙂

    Для меня ретрит показался легким. Видимо, из-за того, что я готовилась к нереальным сложностям. Но не надо обольщаться, абсолютное большинство сказало, что им было очень сложно ни с кем не разговаривать, спать на деревянной кровати, сидеть на медитациях, мыться под холодной водой. Несколько человек даже не выдержали и ушли.1

    Не знаю когда, но я точно снова пойду на ретрит. Когда устану от шума байков и тайцев, когда захочу снова окунуться в себя или просто потребуется немножко похудеть, но на ретрит я точно еще вернусь! 🙂

    Если Вам необходимо найти жилье в ожидании ретрита, то поселиться удобнее в отеле The Icon или Utopia Resort . Именно от них организуется бесплатный трансфер в медитационный центр.

    На Самуи больше не проводятся ретриты на русском языке. Аджан Хуберт вышел из монашества и уехал из Таиланда. Теперь он проводит ретирты в РФ и близлежащих странах. О них можно узнать на его странице в

    Обновлено: 2017-1-30

    Олег Лажечников

    68

    Удивительно, но многим оказался интересен мой недавний опыт прохождения ретрита (почти Випассана) на Самуи. Мне говорили, что в последнее время подобные мероприятия стали более частным и модным явлением, но я не думал, что уже почти все слышали хоть что-то об этом. Когда я лет 5 назад узнал про ретриты, тогда так мало людей об этом знало даже отдаленно.

    Прошу отнестись снисходительно к моему посту и мыслям в нем. Это мой первый опыт ретрита, хотя задумываюсь о вечных вопросах и практиках довольно давно. Возможно кому-то все это покажется бредом, кому-то неверными трактовками, просто помните у нас у всех свое восприятие мира и свои его объяснения, мы же все разные. Я рассказываю свой лишь свой опыт/мысли и лишь то, о чем узнал за эту неделю. Это не информационный пост.

    Випассана означает видеть вещи такими, какие они есть. И вроде как не совсем корректно говорить «был на Випассане» или «практиковал Випассану». Но в простонародье так часто говорят, да и Google сейчас мне тоже говорит, что это некая техника медитации, курсы медитации. Но да ладно, не будем вдаваться в термины и определения. Само мероприятие, где я был, называется ретритом, а техника медитации, которую мы практиковали — Анапанасати (практика осознанного дыхания). То есть это не совсем Випассана, но где-то рядом. Наш учитель говорил, что есть различные практики, кому-то больше подходит одно, кому-то другое.

    Русскоязычные ретриты проходят и в Подмосковье (центры Гоенка), но туда мне не удалось попасть. Не скажу, что я прям особо горел желанием, потому что если бы горел, то попал бы, наверное. Там просто много участников, записываться нужно сильно заранее, и места заканчиваются уже через несколько минут после начала онлайн-регистрации. По крайней мере так было раньше. На несколько лет я вообще забыл о существовании ретритов и своем желании туда попасть. И тут у меня нарисовалась поездка в Таиланд и совершенно случайно в группе Вконтакте мне скинули ссылку медитационный центр Дипабхаван . Оказалось, что именно в то время, когда я буду на Самуи, будет проходить ретрит на русском языке (моё понимание английского не годится), прям в новогодние даты. Все просто идеально вписывалось в мой маршрут, я не мог не поехать туда. Тем более я очень спокойно отношусь к празднованию Нового года и был рад, что смогу его встретить вдали от оливье и однообразных поздравлений. Плюс довольно символично получалось, как говорится, как встретишь Новый год, так и проведешь.

    Итак, ретрит начался 31-го декабря на острове Самуи в Таиланде недалеко от пляжа Ламай. Нас было почти 90 человек. Тех, кто решил встретить Новый год год именно таким способом. Я думал, нас будет намного меньше. Вначале было мини-собеседование, где еще раз сказали о правилах поведения в ретритном центре (молчать, не потреблять веществ, следовать обязательному распорядку дня) и спросили о намерении пройти ретрит до конца. Вряд ли кто-то не прошел собеседование, но лишний раз можно было для себя понять, а стоит ли. Далее у нас забрали всю технику и расселили по дормиториям, отдельно мужской, отдельно женский. Так как фотоаппарата у меня не было, то все фотографии были сделаны в последний день перед отъездом.

    После вступительной лекции и короткой обзорной экскурсии, где что находится, вступило в силу правило тишины (молчания). И начались наши будни. Забавно в первую ночь я проснулся от салюта и долго не мог понять что это, потом вспомнил, что это Новый год и спокойно заснул.

    Подъем у нас был в 4:30 утра, а в 5 утра начинались чтения (зачитывали отрывки из книг). в 5:15 первая сессия медитации, йога, еще сессия медитации в 7:30 завтрак. Кормили 2 раза в день, обед был в 11:30. А в 17:30 вечерний чай с бананом (а иногда и без). Между завтраком и обедом, между обедом и вечерним чаем, а также после вечернего чая были лекции и сессии медитации. Всего около 6 часов медитации в день. Окончание занятий в 21:00 и в 21:30 отбой. Время отбивалось гонгом.

    Еда была тайская, простая и незамысловатая, как правило, рис с овощами (вся еда вегетарианская, максимум яйца). Каждый день давали 2-3 маленьких кусочка арбуза, пару бананов и десерт из чего-то непонятного тайского в горшочке. Каждый раз открываешь его, смотришь и не понимаешь, что это такое. Потом даже есть начинаешь, и все равно не понятно. В целом, голодным было остаться сложно, так как можно было несколько раз подойти и положить себе еще. Но 2 раза в день, а также именно такой рацион, явно не всем окажется по нраву.

    Посуда мылась самостоятельно и довольно экономно — в 4-х тазах: в первом очень мыльная вода, во втором менее мыльная, в третьем и четвертом без мыла. Очень на любителя способ, брезгливым людям совсем не понравится.

    Зал для вечернего чая, и панорамный телевизор во всю стену

    Спали мы на деревянных кроватях на циновке, то есть никаких матрасов. У кого был с собой туристический коврик или коврик для йоги, им было спать намного мягче. Укрываться дали тоненькое одеяло, такое знаете, по типу флисового пледа. Я спал на одной половине одеяла, второй половиной укрывался. Мне было жестко, но не холодно, температура не опускалась, мне кажется, ниже 24-25 градусов.

    Мылись холодной водой (нет водонагревателей), умывались зачерпывая из емкостей, для экономии воды. Мужчинам, думаю, мало кому сложностей доставило, а вот девушкам с длинными волосами было сложнее. Вода, конечно, не такая холодная, как в России, но не теплая, комнатной температуры где-то. В туалетах не было туалетной бумаги, но ее можно было купить в магазине, что большинство и сделало.

    Как вам сочетание «мужские души»? :)

    Каждый еще при регистрации в первый день выбрал себе общественную работу: мести дорожки, мыть туалеты, вытирать посуду, мыть полы в помещениях и тд. Мне досталась уборка туалета. Ну, был еще один вариант, но я почему-то на туалеты записался.

    В последний 6-ой день вечером мы все собрались в медитационном холле и желающие могли выйти к микрофону и рассказать о своем опыте и впечатлениях. С каждым новым выступлением все эти замкнутые и незнакомые люди становились все более родными. Реально было ощущение большой семьи. Ну, и конечно же, было интересно послушать, у кого какие результаты, чтобы было самым сложным, что раздражало, что оказалось самым легким, чтобы сравнить со своими ощущениями. Конечно, на 7ой день перед отъездом, мы потом еще очень долго и много общались, делясь впечатлениями. Забавно, мне несколько человек сказали, что у меня очень суровое лицо в прострации. Я другим тоже самое говорил, что боялся посмотреть и улыбнуться. Оказалось все добрые и веселые люди и любят поговорить. А мы себе надумывали про других.

    Кратко о медитации

    Медитация полезная практика. Она развивает внимательность, развивает ум. Попробуйте следить за дыханием хотя бы минут 10 ни на что не отвлекаясь. Это такая сила воли и умение концентрироваться нужны. Наш учитель Аджан Хуберт говорил, что суть медитации не в правильной позе, не в неподвижном сидении, а именно в умении управлять своим умом. То есть, чтобы не он управлял нами, а мы им. Тогда мы сможем наблюдать за своими эмоциями и решать насколько, мы хотим в них вовлекаться, вне зависимости от того, отрицательная эта эмоция или положительная. Потому что обычно мы вовлекаемся в эмоции безконтрольно и это причиняет нам страдания. Мы расстраиваемся, злимся, обижаемся. Медитация может помочь человеку уменьшить свои страдания, научить его наблюдать за своим мыслями и эмоциями, не вовлекаясь в них, тем самым упрощая свое отношение к чему-либо. Знаете, как часто говорят, не можешь изменить ситуацию, измени к ней отношение. На ретрите очень хорошо удалось прочувствовать, что это значит.

    Очень важен осознанный подход к жизни, чуть ли не важнее самой медитации. По сути — это такая же практика только в быту. Осознавать себя каждый раз в настоящем моменте. Слово «настоящий» имеет 2 смысла в русском языке: сейчас и реальный, стоящий. Поэтому «настоящий момент» очень хорошо отражает смысл осознанности. Мы ведь многое привыкли делать автоматически, вообще не задумываясь: кушать, чистить зубы, ехать в метро на работу, целовать ребенка перед уходом из дома. Возможно, только в какие-то яркие моменты мы их реально осознаем. Например, когда видим красивый закат, когда забрались на вершину горы после недели пути с рюкзаком, когда сходим с трапа самолета где-нибудь в Бангкоке и вдыхаем запах любимой Азии, или же, когда легли в шезлонг в первый день отпуска с бокалом чего-то освежающего в руке и наконец-то расслабились после года упорной работы. У каждого будут свои осознанные моменты.

    Но вся жизнь состоит по большей части как раз из текущих моментов и неярких моментов, которые мы не замечаем, в то время как ум занят суетой, мыслями о прошлом и будущем, перемыванием различных ситуаций и тд. В итоге мы и не живем толком, пропускаем жизнь. Конечно, вопрос, а нужно ли осознавать такие рядовые действия, как чистка зубов? Не знаю. Но быть внимательнее к жизни уж точно имеет смысл. По крайней мере я для себя это понял. Особенно, когда мы находимся рядом с любимыми людьми, когда говорим что-то, как приятное, так и не очень, когда ведем себя как-то в определенных ситуациях. Все-таки жизнь доведенная до автоматизма не есть жизнь, в ней можно уйти совсем далеко от того, что изначально хотел и планировал. А потом оглянешься и ух, а 10 лет прошло, а ты и не заметил. Причем, ты почему-то совсем не там и делал совсем не то. Ну, есть такая вероятность.

    Тут еще можно много текста написать, но я написал только то, что мне для себя показалось очень важным. Думаю, потом через годик будет очень интересно перечитать этот пост.

    Мои впечатления и опыт

    Это был мой первый опыт медитации. Вот так, чтобы прям специально этим заниматься. Похожие вещи случались и просто в жизни, например, во время долгой и физической нагрузки, или же когда тысячу километров за один присест едешь за рулем, но это не то, не ретрит. Кстати, большую роль сыграло то, что я был не один, а нас было много, незаметно мы поддерживали друг друга. Видишь все сидят вокруг, не шелохнувшись, и тебе чуть проще становится продолжать. Вообще очень интересный опыт получился. В чем-то сложный, в чем-то нет. Попробую рассказать.

    Еще в нулевой день меня одолевали сомнения, зачем я сюда приехал и кто эти люди. Не прям чтобы хотелось сбежать, но не давали покоя мысли, что у меня там куча работы, дел, как раз можно было бы спокойно посидеть недельку за компом, а не тут ретритничать. Где-то до 3го дня не покидали мысли, что можно уйти. Хорошо, что в голове было твердое намерение дойти до конца. После экватора стало полегче, а в последний день даже немного было жаль, что все уже закончилось.

    Удивительно, но аскетичные и не комфортные условия вообще не вызвали моего раздражения или каких-либо сложностей. Не комфортно, но не сложно. Возможно опыт хождения в пешие походы, когда приходилось спать в палатке и есть простую еду, а также бюджетные путешествия по Азии с ночевками в хостелах, подготовили меня к этому. Некоторые участники говорили, что им было реально очень трудно. Все-таки кормежка 2 раза в день очень простой едой и ночь на деревяшке далеко не санаторные условия. Хотя тут надо отметить, что наш ретрит — это еще лайт-версия, так как обычно все действо длится 10 дней, прием пищи только 1 раз в день, почти никаких лекций и 10 часов медитации в день. У нас же было около 6 часов медитации.

    Наверное, единственное, что напрягало — это ежедневный дождь. Все было мокрым, постиранная одежда не сохла, а тухла, стены кровати покрылись белой плесенью, ноги постоянно влажные, так как ходишь по лужам в сланцах. И да, хотелось печенек! Ну, или чего-то нибудь сладкого к чаю. Дурацкая привычка. В первый день нам их дали в обед и я подумал будут и дальше давать, но на третий день стало ясно, что чай с бананом наше все. И из физических неудобств — я так и не смог выспаться, такие ранние просыпания давались с трудом. Первые несколько дней я спал еще и во все перерывы, потом полегче стало.

    Но самым сложным для меня оказалась сама практика. Я не представляю, как можно сидеть часами и следить за дыханием. Анапанасати — это техника, когда мы следим за вдохом и выдохом (можно за физическими ощущениям прохождения воздуха следить), ни на что не отвлекая свой ум. Это просто ад! Мой ум постоянно скучал и улетал в мысли. Я мог уходить в размышления минут на пять, и только после этого вспоминал, что я же за дыханием слежу. Я сидел и ждал, когда же наконец ударят в гонг и можно будет еще чем-то заняться. Больше всего нравились лекции, хоть какая-то пища для ума.

    Мне, как человеку, привыкшему к вечному онлайну и интернету, нужно практически круглосуточное потребление информации. Было очень сложно в этом информационном вакууме. Читать нельзя, разговаривать тоже, вокруг ничего интересного нет. Я запоминал, кто где сидит, запоминал одежду, обращал внимание на то, у кого какой педикюр и кольца на ногах, на цвет листьев растений вокруг, на рисунок ступенек у лестницы. А полежать подумать перед сном или во время перерыва стало моим любыми занятием. Ведь погружаться в думы тоже нежелательно было, в идеале практиковать все время.

    5-й день был самым жестким. Не было никаких лекций, только медитация. И в этот день, наверное, единственный раз за весь ретрит, мне удалось довольно долго не отвлекаться на мысли и я провалился в какое-то черное нечто. Ненадолго. Но ощущения интересные. Как будто изнутри (или еще откуда-то) смотришь на все вокруг, практически не ощущая своего тела, но при этом легко контролируя свое дыхание. Сложно описать. Жаль, ударили в гонг и я мгновенно вывалился обратно.

    Если говорить о том, помогла ли медитация, то как говорил наш учитель Аджан Хуберт, нужно смотреть по результатам. В моем случае они заключаются в том, что во время ретрита и сейчас — ум стал намного спокойнее. Он меньше запаривается и суетится. Но понятное дело, что это временное явление и эффект скоро сойдет на нет. Поэтому в идеале продолжать практиковать, хотя бы по 10 минут в день. Опять же, как говорил Аджан Хуберт, лучше по 10 ненапряжных минут в течении года, чтобы вошло в привычку, чем медитировать по часу, но энтузиазма хватит всего на пару недель. Вообще, учитывая, что у меня не было вообще никаких ожиданий от сего мероприятия, то они оправдались более чем.

    Наверное, вам интересно буду ли я практиковать медитацию? Я не знаю. А также не знаю, поеду ли еще на ретрит. Пока рано об этом говорить. Вообще знаете, мне понравилась идея осознанного подхода к жизни, когда в быту проявляешь больше внимательности. Если бы хотя бы это смогу реализовать, то уже здорово. Также хотел бы отметить, что ретрит не сделал меня другим, я остался таким же. Очень вряд ли медитация в течение нескольких дней может поменять человека, скорее он может понять чего-то для себя или увидеть что-то в себе, да и то не факт. Ну, это к вопросам моих друзей, «ну, как?», «просветлел?», «какие озарения пришли?».

    На карте

    На всякий случай добавлю карту, хотя если вы соберетесь на ретрит, то встречать вас будут около отеля Utopia Resort или здания The Icon. В письме после регистрации на ретрит будет вся необходимая информация.

    P.S. Что-то длинный пост получился, а ведь на самом деле не все рассказал. Задавайте вопросы, если интересно что-то. Кстати, судьба русскоязычных ретритов на Самуи пока под вопросом. Аджан Хуберт уезжает в Латвию.

    Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

    Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

    Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

    Спасибо, что прочитали

    4,75 из 5 (оценок: 67)

    Комментарии (68 )

      Татьяна

      Неля

      Василий

      Nataraj

      Торревьеха

      Ксения

      Алексей Глазунов

      Наталья

      Alisher

      firecat07

      Александра

      Надежда

      Полина

      Мария Мурашова

    Здравствуйте, дорогие читатели! Да, не писала тут всего 9 дней, а кажется, что прошел как минимум год. Итак, с 20-го по 27-е февраля была я в медитационном центре Дипабхаван (Dipabhavan) в горах острова Самуи в Тайланде .

    Что могу сказать… Это было адски трудно. Я давно хотела попробовать молчать в течение определенного количества времени — надо было разобраться в себе, и в инете прочитала про центр Дипабхаван.За несколько дней до начала ретрита пришло письмо- подтверждение, и я поехала, не зная, чего ожидать. Но не могла даже предположить, насколько морально сложными будут эти дни.

    Группа наша была большой- 40 человек. Мужчины и женщины спали в разных зданиях. В дорме со мной были еще 25 девушек/женщин из разных стран. Спали на вот таких деревянных кроватях без матрасов- просто на доске (моя кровать справа). Одежда висит на спинках, иначе дикие коты строят из нее домики и туалетики.

    Вот описание моих эмоций на второй день ретрита в центре Дипабхаван, Тайланд:

    «Сейчас начнется медитация, развивающая любовь и доброту.
    Итак, хватило меня ровно на двое суток, и вот я уже сижу с включенным лэптопом и прогуливаю занятия. Это ад. Не думала, что будет ТАК сложно. Можете считать меня слабым человеком, но я на звание сильного и не претендую.

    Да, я и раньше жила без интернета, телефона и общения- когда уезжала на дачу, но там у меня была хотя бы еда и возможность спать. Тут встаю в 4.30 утра. Последний год я с трудом просыпалась в 9. Едим мы в 7.30 и в 11.30, потом в 17.30 просто кофе и все, то есть по факту 20 часов в день голодание. Еда так себе, мясо в меню, естественно, отсутствует.

    У меня кружится голова и отказывает мозг. А еще сама медитация. Сидишь как непонятно кто в одной позе полчаса, потом слушаешь, как тебе рассказывают про Будду на тайско- английском (это тоже все сидя), потом опять сидишь, медитируешь. И так целый день. Я просто не могу вот так вот сидеть.

    Мне это кажется глупым, и ничего не могу сделать с собой. Ненавижу их всех тут, хотя не они же виноваты в моей слабости. Мечтаю о гамбургере и бутылке пива. Тут с гор можно видеть море. Но только видеть, ходить туда нельзя, да и далеко это.

    Я не знаю, как это выдержу и не знаю, как это поможет мне избавиться от проблем в голове. Потому что проблемы только добавляются. И вообще непонятно, как полуголодный сонный человек может думать о чем-то кроме еды и пастели. Очень хочется сбежать. Ну так прямо невтерпеж.»

    Но я осталась до конца. Когда читала расписание курса, все казалось легко и просто. Смысл медитации в том, чтобы следить за дыханием и освободить мозг от всех мыслей. Казалось бы, что может быть проще – сиди себе, дыши целый день и ни о чем не думай, но у меня не получалось.

    Как говорят буддистские монахи, только два животных в этом мире не стремятся к покою: обезьяна и человек- наш мозг постоянно в работе, в мыслях, вечно напряжен. Так вот медитация по идее помогает освободить мозг от мыслей и избавиться от страданий.

    На меня же это все производило обратный эффект. Медитационный холл стал по ассоциациям даже хуже, чем офис в Москве. Хотя и в московский офис я шла как на каторгу, но опять-таки там была еда. Какая же я все-таки чревоугодница. На самом деле там были прекрасные виды и пейзажи, но ничто не спасало:

    Вот вид из окна нашей комнаты, медитационный центр Дипабхаван, Ко Самуи, Тайланд:

    А вот горка, на которой я сидела смотрела на море, когда совсем было невыносимо. Медитационный центр Дипабхаван, Ко Самуи, Тайланд

    Полянка для медитации стоя (да, да, и стоя тоже можно). Медитационный центр Дипабхаван, Ко Самуи, Тайланд

    Дорога в джунгли, по которой мне дико хотелось убежать и никогда не возвращаться. Центр Дипабхаван, Ко Самуи, Тайланд

    Медитационный холл центра Дипабхаван, Ко Самуи, Тайланд

    На четвертый день я уже привыкла к еде и больше не смотрела голодными глазами в сторону кухни. Молчание тоже вошло в привычку, но ничего не могла поделать с нарастающим чувством раздражения и злости. За ту неделю промедитировать больше 5 минут я так и не смогла, хотя на это каждый день отводилось по 10 часов.

    Что могу сказать. Я рада, что прошла через это и осталась до конца, но еще больше рада, что все закончилось.

    В конце апреля, начале мая, после очередного виза-рана, передо мной стоял выбор где и как провести ближайшие две недели до отлета в Гонконг. На Пхукете я оставаться уже не хотела, поэтому выбирала между Краби, Ко Тао, Ко Панганом и ретритом на Ко Самуи. По тем или иным причинам, я все же выбрала возможность духовного развития и новый для себя опыт - ретрит, на который я заблаговременно записалась еще в марте. Забегая в перед замечу, что я ничуть не пожалела о сделанном выборе.


    Все начало складываться как паззл еще по пути на виза ран, когда я познакомилась с двумя интереснейшими людьми. Первый, петербуржец, который уже два года живет и работает гидом на Пхукете, рассказывал мне интересные истории о своих скитаниях по Китаю, Ираку, и о том, как его выдворяли из Тибета. Второй, новозеландец Малкольм, рассказывал о роли судьбы в жизни человека, о том как он работал менеджером казино в Лас-Вегасе, на круизном лайнере в Гонконге, стоил метро в Токио, занимался нефтяными вопросами в Беларуси. Он неплохо говорит по русски, и сейчас на Пхукете пишет книгу о своих приключениях. Эти, казалось бы посторонние люди вдохновили меня на новые подвиги, и как бы бессловно сказали, что я на правильном пути. За это я и люблю случайные встречи в путешествиях!

    До ретрита мне нужно было провести пару дней на Самуи и я ехала с мыслями о том где искать жилье, в какую это обойдется цену и т.д. насущные вопросы. Но на пароме и маршрутке, которая везла от пирса на пляж Ламаи, я познакомилась с москвичкой, которая приехала в отпуск к другу, который снимает тут дом. Они пригласили пожить эти пару ночей у них. Хоть я и надеялась за эти несколько дней посмотреть достопримечательности острова, мы залипали за кино, на пляже, в кафешках, в готовке еды, ночных катаниях по джунглям на мопеде....в общем было хоть не познавательно, но очень весело и дружелюбно!


    Собственно, это была лишь предыстория к тому, как я попала на ретрит.

    Коротко расскажу о том, что же это за зверь такой - медитационный центр Дипабхаван, где и проходит ретрит. Во первых, это не секта, как многие могут подумать. Здесь никто не стремится обратить вас в буддизм, или другую религию. Мы не молились, не кланялись, не читали мантр. Это место где можно побыть наедине с собой, подумать, поковыряться. Для того чтобы направить мысли в нужное русло, два раза в день монах читает интересные живые лекции об основных истинах буддизма применительно к обычной мирской жизни.

    Методика медитации в этом центре Анапанасати - ана-вдох, пана-выдох, сати-наблюдение, концентрация, внимание, усидчивость, сосредоточенность. Именно всему этому здесь и учат. Очень помогает возвращать "убегающий" ум. Эта техника отличается от более известной и модной сейчас Випассаны. (Кстати, сейчас, люди не разбирающиеся в этом вопросе все подряд называют випассаной, что не правильно). Випассана это методика медитации когда ты познаешь окружающий мир таким каков он есть, через наблюдение за ним, через наблюдение за своим организмом...как-то так...

    Для того чтобы легко было ковыряться в себе, на все 7 дней ретрита накладывается обет молчания, т.е. участники не имеют права разговаривать друг с другом, переписываться и желательно даже не встречаться взглядами. Так же запрещена всякая информационная подпитка извне, то есть телефон, интернет, книги, журналы, планшеты. Только ты и твои мысли.

    На самом деле это очень крутая практика - меньше слов, меньше проблем. Когда люди молчат, они такие душки! Никто не спорит, не предъявляет претензий, не хвалится, не шумит - идеальные условия существования общества))) Шучу конечно))) Хоть по началу мы ревностно придерживались этого правила и ходили такие "вещи в себе". Здесь молчать не сложно, говорить нечего, да и совсем не хочется, а из-за того что все равно есть посторонние звуки - лекции, трескотня насекомых, нет звенящей тишины. Но на самом деле, мы, девочки, слегка не выдержали этого правила, и в вечер последнего дня уже начали шептаться....тут нас понесло, прорвало, взорвало и мы трепались до 3 часов ночи, а подъем, к слову, в 4.30

    Да-да, расскажу распорядок дня:
    в 4.30 подъем, затем медитация, йога и завтрак в 7.30. Потом выполнение несложных работ - подметание, протирка посуды и небольшой отдых. В 9.30 лекция, медитации в ходьбе и сидя, в 11.30 обед, он же последний прием пищи за день, не считая небольшого полдника в 17.30 с какао и фруктами. После обеда опять же работы, отдых и в 14.00 уже опять медитации, лекции до полдника. В 19.30 опять медитации, а в 21.30 уже отбой.

    Вот такой немудреный распорядок, состоящий в основном из медитаций. Я знала его заранее и больше всего боялась ранних подъемов, так как для меня нет ничего страшнее чем подъем до 9 утра...обычно, если я рано встаю, то потом весь день насмарку, а тут аж 4.30! Но, я не знаю в чем магия этого места, но все 7 дней просыпаться было очень легко, весело и бодро. Потом в течение дня даже не хотелось спать, хоть и была такая возможность.

    Так же по началу мы ревностно соблюдали позу медитации, все сидели ровненько, старались не шевелиться и не двигаться. Но после того как монах сказал, что поза не столь важна для медитации, все расслабились, оккупировали все стенки и столбики, сооружали себе из матов и подушек чуть ли не кресла с подлокотниками))))

    Жили мы в отдельных корпусах для женщин и мужчин.

    Корпус для женщин представлял собой холл в два крыла с кроватями с высокими спинками, которые создавали некую степень приватности.

    Из всех удобств - эта самая деревянная кровать застеленная циновкой, деревянная подушка да москитная сетка - все очень по-спартански.

    Деревянная подушка заслуживает отдельного разговора, так как по началу я ее испугалась - "как же на ней спать???", но оказалось, что спать на ней очень даже удобно. Это отметили и многие другие участники, и даже шутили, что нужно увести ее в Россию, запатентовать и начать производство.

    Еще я переживала, что на меня накатит жор, и мне не будет хватать пищи при двухразовом питании. Но то ли мне повезло и жор не накатил, то ли опять же в этом месте есть какая-то магия, но есть совсем не хотелось и приемов вегетарианской пищи два раза в день вполне хватало. Были еще фрукты - арбузы, ананасы, бананы, чай-кофе-какао. В общем жить можно.

    Сложней всего было конечно медитировать, сидеть в позе лотоса по пол часа, сосредоточиться на том, чтобы освободить сознание от мыслей. Наоборот, мысли, образы, идеи, воспоминания так и лезли в голову. Я посчитала, что мы бодрствовали по 17 часов 6 дней, это чуть больше 100 часов непрерывного мысленного потока! Что только не передумаешь за это время...

    Участники в основном были молодежь, и лишь только человека 4 за сорок. Почему то все казались очень близкими и знакомыми, будто я их видела уже где-то, как дежавю, либо напоминали кого-то. Такое ощущение было не только у меня одной. Видимо было предопределено, чтобы мы собрались именно такой компанией.

    На предпоследний день был очень душевный и милый вечер, когда мы могли собраться в круг в медитационном зале и высказаться по поводу проведенных здесь дней, полученного опыта, поблагодарить организаторов и пожелать что-нибудь участникам. Напомнило пионер-лагерь из детства, только здесь все было более серьезно и осознанно.

    Судя по моим словам, может сложиться рафинированое восприятие всего этого процесса. Нет, на самом деле были и минусы, но совсем небольшие, незначительные и их было совсем немного. Например выносили мозг петухи, орущие под окнами дикими голосами! А еще показалась невкусной вода из кулера, а пить хотелось постоянно...

    В завершение поста хотелось бы сказать, что такой ретрит это потрясающий опыт. В плане самодисциплины, отхода от привычного распорядка дня, возможности остановиться и задуматься о себе, своих желаниях, поведении, отношении к жизни, к тому, что и как делаешь. Я бы еще раз с радостью его прошла.

    P.S. Если хочется чуть больше узнать о ретрите и медитационном центре Дипабхаван - велкам на их