Начав рассказывать о промышленном туризме, не стоит забывать и об отечественном его развитии. В , точнее в СССР, экскурсии на предприятия были совершенно обычным занятием и ездили на них все, от детей до взрослых. На какое-то время эта традиция была утеряна, однако сейчас вновь набирает популярность. Среди сотен российских заводов, открытых для посещения, мы выбрали несколько интересных вариантов.

Завод Coca-Cola, Москва

О том, как производят один из популярнейших напитков нашего времени, с радостью расскажут на любом заводе Coca-Cola, которых в России более десятка. Прогулка по цехам, исторический экскурс, знакомство с музеем и дегустация занимают полтора – два часа.

Все экскурсии на заводы бесплатны, однако должны быть заранее организованы. Если вы собираетесь попасть на производство, свяжитесь с отделом экскурсий как минимум за месяц до предполагаемой даты и все согласуйте.

Фабрика елочных игрушек «Елочка», Высоковск

Все мы в детстве завороженно смотрели на хрупкие сияющие игрушки, которые в конце декабря доставали из пыльных коробок и со всей осторожностью вешали на елку. Сейчас у нас появилась возможность не только посмотреть, как же делают эти чудеса, но и самому создать нечто подобное.

В двухчасовую экскурсию по фабрике входит посещение музея, рассказ об истории новогодних игрушек, прогулка по выдувальному и раскрасочному цехам, а также мастер-класс. Кстати, ваше творение вам отдадут, и вы сможете украсить им свою новогоднюю елку. Стоит такое удовольствие порядка 400 рублей, а в местном магазине можно накупить игрушек еще и в подарок.

Кондитерская фабрика «Рот-Фронт», Москва

Сладкоежки давно узнали, что вдоволь наесться конфет и шоколада можно не только в магазине, но и прямо на производстве. Все кондитерские фабрики Москвы и Подмосковья с радостью принимают как организованные группы, так и отдельных любителей сладкого.

Стоимость экскурсии составляет 630 рублей. В эту сумму включено посещение музея, просмотр фильма о фабрике, посещение нескольких цехов и, конечно же, дегустация. Экскурсоводы настоятельно рекомендуют взять с собой запас несладкой воды, потому что попробовать придется очень многое.

Телецентр «Останкино», Москва

Является ли «Останкино» производством в прямом значении этого слова? Пожалуй, нет. Но от этого посещение телецентра не становится менее познавательным. Здесь за тысячу рублей можно узнать, как снимаются телешоу и принять участие в одном из них.

Договариваться о проведении экскурсии стоит за неделю до предполагаемой даты посещения, а с собой нужно иметь паспорт.

Фабрика фарфора «Объединение Гжель», Раменский район, поселок Ново-Харитоново

Гжель известна по всему миру и для иностранцев является весьма дорогим и изысканным сувениром. А вот россияне часто и не знают, где и как изготавливают эти бело-голубые произведения искусства.

Увидеть весь процесс изготовления гжелевских изделий можно в Раменском районе. Здесь на большой фабрике гостям покажут, как работают мастера, и научат самостоятельно лепить и расписывать фигурки. Продолжительность экскурсии составит два часа, а вот цены нужно будет заранее согласовывать с администрацией фабрики - они могут меняться в зависимости от размера группы.

Фабрика Богородской игрушки, Сергиев-Посад

Если вы планируете выбраться на экскурсию всей семьей, то отдайте предпочтение фабрике игрушек. Конечно, придется выбраться в другой город, но Сергиев-Посад удачно расположен и доехать до него хоть на авто, хоть на общественном транспорте не составит труда.

За 200 рублей можно посмотреть и потрогать забавные деревянные фигурки, известные нам еще по советским мультикам. А еще за 250 - научиться делать такие же (ну почти такие же) самостоятельно. Экскурсии проходят в любой день кроме воскресенья, предварительная запись не нужна.

Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург

А вот экскурсия на завод компании «Балтика» подойдет только лицам, достигшим совершеннолетия и способным подтвердить это документально. Впрочем, есть и плюс - посещение завода бесплатно, хотя за дегустацию заплатить придется.

Хотя число желающих заглянуть в котлы с пенным напитком растет год от года, количество экскурсий на завод не увеличивается. Так что вам придется подстраиваться под график «Балтики» и заранее бронировать для себя места в ближайшей группе.

Конечно, цены на посещение большинства предприятий выше, чем, например, на билеты в музей или кино, но, поверьте, интересное и полезное времяпрепровождение вам понравится.

Промышленный туризм - новый мировой тренд. На международной туристической выставке «Отдых» эту свежую тенденцию на едином стенде представили Калининградская область и Уральские регионы (Пермский край, Удмуртия и Екатеринбург).

«Урал имеет большой потенциал для промышленного туризма, здесь много интересных объектов и много энтузиастов», - подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый на панельной сессии «Промышленный туризм - новый мировой тренд: лучшие региональные и международные практики», состоявшейся в рамках Международной туристической выставки «Отдых» в Москве.

В уральских городах сохранилось много старинных производств: заводы Демидовых, Строгановых и другие. Особенно интересны они будут иностранному туристу. Ведь в России и на Западе производственное развитие шло разными путями. У нас всегда было много земли, и утратившие свое значение производства просто бросали, а новый завод строили на новой площадке. В Европе, наоборот, производственные здания перестраивали и даже сносили, чтобы на их месте воздвигнуть новые цеха, а оборудование переплавляли и утилизировали. В результате - там почти не сохранилось исторических производств. И чтобы посмотреть, каким был, например, металлургический завод в XVII - XVIII веке, туристам придется поехать в Россию. Кроме исторических заводов на Урале есть интересные производственные комплексы Советского периода, а также современные предприятия.

«Промышленный туризм - это лучшая реклама предприятия», - считает руководитель агентства «Профи-тур» (Калининград) Наталья Казакова. Ведь это возможность для продвижения продукции предприятия как на российском, так и на зарубежных рынках. Это создание доверия потребителя к продукции завода. Это важно, например, для производства продуктов питания, автомобилей, бытовой техники, мебели и т.д. В то же время промышленный туризм может нести образовательную и профориентационную функцию.

«Показать наши производства, значит продемонстрировать школьникам и студентам наш образовательный потенциал. Чтобы они выбирали не только гуманитарные специальности, но и технические», - добавила заместитель председателя Исполкома по международным отношениям Ассамблеи народов России Елена Годовых. В России сейчас не хватает инженеров, конструкторов. Молодежь можно привлекать к профессиям путем экскурсий на производства.

В дискуссии приняли участие руководители турфирм, организующих экскурсии на действующие промышленные предприятия Москвы, Калининграда и Перми. Все они отметили, что создание промышленного турпродукта - не простая задача. Это бизнес-план на несколько лет по выстраиванию взаимоотношений с предприятием. Ведь экскурсии нужно организовать так, чтобы они не мешали производственному процессу. Это, порой, требует больших вложений. К тому же под такой экскурсионный проект заводу понадобится штат сотрудников. Есть проблемы с законодательной базой по посещению индустриальных объектов. Тем не менее, нет предприятий, не готовых к сотрудничеству. Руководители производств понимают, что это рекламно-маркетинговое мероприятие плюс решение кадровой проблемы.

Туроператоры отметили, что промышленный, или как его еще называют, индустриальный туризм - это твердый всесезонный продукт с маржинальностью более 30%. Главное - правильно выбрать программу. Детям от 6 до 12 лет интересно производство мороженого, шоколада, ювелирных и парфюмерных изделий. Им нравится, когда в программе экскурсии есть мастер-класс.

Детям старше 12 лет можно показывать большие современные производственные циклы, им интересна история производства и образовательная программа. Они хотят знать, как работает диспетчерская служба аэропорта, мебельная фабрика, тепличное хозяйство, судостроительный завод и линия по производству молочных продуктов.

В последние годы индустрия путешествий в России активно развивается. Одним из подтверждений этого и важным стимулом для отрасли стал 21-й чемпионат мира по футболу, который привлек в нашу страну свыше 5 млн туристов со всей планеты. К 2025 году, согласно официальным планам, доля туризма в национальном ВВП вырастет с 3,47 до 5%. На фоне падения курса рубля и развития предложения на внутреннем рынке все больше россиян путешествует по России. Появляются новые форматы отдыха, среди которых — социально ответственный, экологический и промышленный туризм.


Фото: 1inter.ru

За последнее десятилетие из увлечения ограниченного круга людей индустриальный туризм вырос до самостоятельного направления, достигнув такого уровня популярности, что на него обратило внимание государство. 16 мая глава Ростуризма Олег Сафонов заявил , что власти планируют начать развитие данной сферы с этого года. Согласно исследованию специалистов из Оренбургского государственного университета, на сегодняшний день в России лидером по числу регионов, где регулярно проводятся промышленные экскурсии, стал Приволжский федеральный округ.

Самая обширная категория индустриальных туристов — молодежь, прежде всего школьники и студенты. Нередко посещение заводов и фабрик помогает им определиться с будущей карьерой. Но, разумеется, на промышленные объекты ездят люди всех возрастов — обычные потребители, у которых наибольшим спросом пользуются предприятия пищепрома и автопрома. А также журналисты и блогеры, чьи публикации формируют имидж компании.

Как закалялась сталь



Фото: apn-nn.com

Объединенная металлургическая компания (ОМК) решила удовлетворить любопытство промышленных туристов и разработала для предприятия сразу три экскурсионных маршрута: «Рождение труб большого диаметра», «Удивительные превращения стали» и «Мир горячих колес». Таким образом, в Выксе можно увидеть полный цикл стального проката и процесс изготовления труб «русского» размера, из которых строят магистральные газопроводы «Северный поток» , «Сила Сибири» и многие другие. Кроме того, здесь можно наблюдать за тем, как в колесопрокатном цехе из горячего металла делают колеса для железнодорожных составов и поездов метро.

На заводе позаботились и о том, чтобы экскурсии были доступны для гостей с ограничениями по слуху: предлагаются туры с сопровождением на русском языке жестов.

Еще одна достопримечательность ВМЗ — роспись «Выкса 10 000» . Это мурал — монументальная роспись на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000». Живопись, созданная стрит-артистом Мишей Most в рамках фестиваля городского искусства «Арт-Овраг» , занимает площадь 10 800 квадратных метров. Работа попала в книги рекордов Европы и России. Над созданием мурала Миша Most работал 45 дней, затратив более 5 тонн грунта и краски. Он изобразил 6 сюжетов из жизни предприятия — от исследования к созиданию, от идеи к результату.

Здесь также проводят экскурсии по самой Выксе: в городе можно увидеть более 90 арт-объектов.

Дорога в детство



Фото: tver.chlclub.ru

В течение полутора часов гости предприятия могут увидеть все этапы производства мороженого: как осуществляются доставка и смешивание ингредиентов, фризерование, созревание, формовка, как наполняются вафельные стаканчики, как эскимо покрывается глазурью, как продукция упаковывается для продажи. Есть возможность пройти мастер-класс по украшению мороженого. По будням на фабрике проводятся платные групповые экскурсии для школьников и взрослых. А по субботам могут приехать индивидуальные посетители. Экскурсии адаптированы для людей с особенностями здоровья.

Начальный курс сомелье



Фото: wikipedia.org

Завод, основанный у живописного южного озера Абрау в 1870 году, регулярно принимает у себя туристов и профессионалов отрасли. Здесь в 2017 году проходил VII Всероссийский саммит виноделов.

Открывается «винная экскурсия» кинопоказом о заводе и его истории, после чего гостей ведут в винные погреба, параллельно объясняя им тонкости сложного приготовления шампанских вин — от посадки виноградников до розлива готового напитка. Тоннели созданы еще в XIX веке князем Львом Голицыным. Ходы тянутся на 5,5 километра под землей. На заводе можно сфотографироваться на фоне сотен бутылок, увидеть процесс изготовления шампанского в современных цехах, пройти краткий курс сомелье, посетить дегустационный зал и фирменный магазин. Правда, детей на время экскурсии придется отправить в игровую комнату, так как на мероприятие вход разрешен только взрослым.

Стать корабелом



Фото: sdelanounas.ru

Судостроительный завод совместно с центром профориентации «Про Мир» проводит профориентационные экскурсии для школьников и позволяет им посетить даже закрытые зоны верфи. В течение шести часов гостей знакомят с историей и традициями российского судостроения, а также экономикой отрасли. Школьники узнают, как развивалась Путиловская верфь, впоследствии переименованная в Северную, а главное — видят, как строятся современные военные корабли.

В фондах музея «Северной верфи», который посещают экскурсанты, содержится более 3 тыс. экспонатов, 200 из которых считаются памятниками культуры: это редкие архивные документы и фотографии, награды и личные вещи сотрудников, модели построенных заводом кораблей и судов.

Увидеть энергию воды



Фото: tgc1.ru

Старейшей действующей гидроэлектростанции России — более 90 лет : в рамках плана ГОЭЛРО она была построена первой. Сегодня это не только важный объект региональной инфраструктуры, но и туристическая достопримечательность. Путешественники нередко фотографируют историческое здание на реке Волхов. Но далеко не все знают о возможности изучить объект изнутри и узнать, как энергия движения воды преобразуется в электричество.

ГЭС принимает у себя школьников и студентов в рамках образовательных программ, журналистов, а также экскурсионные группы. Они осматривают дом-музей Генриха Графтио, строителя первых советских гидроэлектростанций, и производственные цеха. Гостям подробно рассказывают о способах минимизации негативного воздействия на биоценоз реки.

Промышленные туры

Покупателю интересно увидеть, как делают то, что он хотел бы купить Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. Поскольку промышленный туризм – явление междисциплинарное, то исследований, посвященных ему, почти нет. Все, что есть, – огромное число примеров городов, успешно эксплуатирующих туристов на своих предприятиях. В одной только Франции 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках. Лидирует здесь приливная электростанция в Рансе, которая ежегодно принимает 300 000 туристов. А в Англии шоколадную фабрику Кэдберри посещают 400 000 человек. В Испании общим местом становятся винные туры, во Франции – сырные, в Нидерландах – цветочные...

Однако пионерами в промышленном туризме были американские компании. Прецедент случился, когда завод Jack Daniel’s открыл двери туристам в 1866 году, когда открылся сам. Сегодня предприятий, не принимающих туристов, в США осталось очень мало. Для каждой серьезной компании – будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт – считается дурным тоном не водить туристов, это угроза репутации фирмы. Американцев можно понять: при отсутствии глубокого исторического наследия зрелищным и познавательным «наследием» нужно делать Настоящее. В Германии, наоборот, упор делается на постиндустриальный мотив: например, заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя, конечно, открыты и многие действующие предприятия. Лидер посещаемости – завод BMW в баварском Вольфсбурге (260 тыс. туристов в год).


Не только производство товаров, но и производство услуг можно превратить в шоу без ущерба для производственного процесса. Надо только захотеть – и предвидеть в этом прямую пользу.

Почему это интересно туристам? Современные туристы – это «коллекционеры мест». Их, жертв глобального ускорения, уже не вполне удовлетворяет стандартный туристский ассортимент – морские пляжи и картинные галереи. Они все чаще стремятся к комплексным впечатлениям – совмещать отдых с познавательными целями, поправку здоровья с экскурсиями, посещение деловой конференции со спортивной активностью и осмотром достопримечательностей. Экскурсия на предприятия – это как раз то, что надо. Знакомый город открывается с необычной стороны. Продукты, производящиеся, что называется, в режиме онлайн, сразу же можно потрогать (а в некоторых случаях сделать самим), попробовать, примерить, купить. Особенно востребован производственный туризм у путешествующих с детьми. Им интересно, что было с мороженым и шоколадкой до того, как они попали в супермаркет.


Подозреваю, что есть и еще один важный побочный эффект. Превращение производства в туристический объект стимулирует фирму к улучшению корпоративного климата и трудовых отношений. Становятся осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая форма, презентабельный вид оборудования и многое другое, в чем среднестатистический российский директор не видел смысла ранее. Да и у рабочих мотивация меняется, когда на них смотрят, как на музейное сокровище. Итак, фирма получает лояльность потребителей, эффективную поддержку брендов. А оборот сувенирных магазинов, расположенных в точках, где заканчиваются экскурсии, на 30% выше, чем в других точках с аналогичной продукцией.

Наконец, излишне говорить, как выигрывает бюджет города от стимулирования продаж городских товаров и услуг. Но, кроме того, города приобретают новые бренды, новые неожиданные и привлекательные элементы имиджа, а также большее число туристов – этих «ходячих денег» нашего времени. Только в городах есть инфраструктура для производственного туризма – транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же экскурсии на действующие предприятия – это, как правило, дополнительная «нагрузка» к другим туристическим магнитам, которые сконцентрированы опять же в городах. Причем популярнее всего у туристов объекты, которые являются брендами конкретных городов. Например, портовый комплекс в Роттердаме или завод «Ролекс» в Цюрихе. Сам город обеспечивает популярность бренда.

В России с советских времен знамениты экскурсии на московские кондитерские фабрики. Появляются и другие, новые примеры. Однако это скорее исключения из правила. К тому же делается это все явно без азарта, как дань моде и без учета тех многосторонних выгод, которые перечислены выше. Во-первых, на такие экскурсии очень трудно попасть. Чаще всего они доступны только специальным гостям, иногда – школьным группам. Запись на посещение фабрики «Рот Фронт» проводится два дня в середине августа на год вперед. Можно отметить концерн «Балтика», проводящий экскурсии на своих заводах в Санкт-Петербурге, Туле и Челябинске, а также Микояновский комбинат, завод «Кристалл» в Москве.


Из городов реальные шансы на то, чтобы вскоре стать столицей промышленного туризма, обретает Челябинск. А для скольких городов эта сфера могла бы стать спасительной соломинкой! В России десятки депрессивных городов-призраков, в которых вскоре не останется почти ничего, кроме величественных руин советской экономики. Асбест, Кизел, Чапаевск, Карабаш, Щучье, Байкальск, Копейск, Красноуральск, Тырныауз, Озерный и десятки других городов – таежных, северных, шахтерских, монопрофильных, вахтовых, военных. Для таких городов производственный туризм – это почти единственный шанс сохраниться на карте родины. Здесь речь идет, конечно, не о посещении действующих производств, а о превращении в уникальные музеи объектов, которые на своем излете были кошмаром территории. Ведь если процесс нельзя остановить, то его надо возглавить. Этим принципом издавна пользуются многие успешные политики, бизнесмены и даже целые народы.

Что необходимо для организации промышленного тура? Как показывает практика других стран, финансовые затраты на организацию туристских маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики. Другое дело – работа со старыми, брошенными площадками. Здесь нужен специальный инвестиционный проект по превращению их в зрелищное национальное наследие. Но в обоих случаях нужен ресурс, который у нас пока в большом дефиците. Это способность самых разных интересов кооперироваться в одном проекте. Первый шаг в производственном туризме – это кооперация между городскими и региональными властями, местной бизнес-элитой, местными знатоками-краеведами и туристическими компаниями. Вот оно, идеальное поле для государственно-частного партнерства, о котором у нас тоже принято много говорить.