Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается он примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога.
Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью создание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, за счет пожалования государем земель, за счет собственной достаточно активной экономической деятельности.
Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и торговые лавки. В самом конце 16 века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.
Большой удар по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало 17 века и нашествием поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем, земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).
После 1954 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных жертвователей был князь Андрей Долгоруков.
И вновь испытывает свой расцвет монастырь в 70-80 годы XIX века. Настоятелем в это время был назначен иеромонах, а затем и архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремонтированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 метрах от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и затем издал «Житие Преподобного Герасима».
В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозиться деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.
Во время Великой Отечественной Войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. И они близятся к своему окончанию, только теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

Смоленский информационный центр культуры и туризма "Смоленский терем" /

Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается он примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога.

Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью создание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, за счет пожалования государем земель, за счет собственной достаточно активной экономической деятельности.

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и торговые лавки. В самом конце 16 века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.

Большой удар по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало 17 века и нашествием поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем, земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).

После 1954 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных жертвователей был князь Андрей Долгоруков.

И вновь испытывает свой расцвет монастырь в 70-80 годы XIX века. Настоятелем в это время был назначен иеромонах, а затем и архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремонтированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 метрах от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и затем издал «Житие Преподобного Герасима».

В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозиться деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

Во время Великой Отечественной Войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. И они близятся к своему окончанию, только теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

Смоленский информационный центр культуры и туризма "Смоленский терем" /

На самом деле мы собирались в город Вязьму, который расположен примерно в двухстах километрах от Москвы. Читая о городе перед поездкой, нас заинтересовало описание монастыря XVI века в селе Болдино. В интернете мы нашли множество отзывов об этом монастыре и решили заехать туда, тем более, что он расположен всего в 50 км от Вязьмы по старой Смоленской дороге.
Как всегда, мы проложили маршрут по проселочным дорогам.

Вот такие красоты мы проезжали по пути.


Если бы мы фотографировали каждое красивое место, мы бы еще не вернулись.

Как я уже говорил, путешествуя по Московской, Тверской области, мы видели множество действующих фермерских хозяйств. В Смоленской области их оказалось еще больше. Сельское хозяйство не просто существует, но и развивается. По дороге мы встретили несколько строящихся современных комплексов.

Дорога на первом участке пути была вполне приличная. Машин почти не было.

Усадьба Галициных-Муромцевых в селе Пречистое.


Внутри сохранились росписи на стенах. Мы обнаружили усадьбу совершенно случайно на пути в Вязьму. Осматривать развалины у нас не было времени и мы ограничились парой снимков.

В какой-то момент нам показалось, что мы приехали в тупик. Но оказалось, мы просто не сразу заметили объездную дорогу вокруг Вазузского гидро узла.


В гидросистему входят 3 водохранилища - Вазузское, Яузское и Верхне-Рузское. Это самое удаленное водохранилище в системе снабжения Москвы. Строить его начали 1957 году и закончили в 1970. Управление гидроузлом находится в селе Карманово. Существуют планы строительства на базе этого водохранилища ГЭС мощностью 10МВ.
Осмотреть плотину ближе невозможно т.к. все подходы огорожены забором с колючей проволокой.

Очень неожиданно было встретить в селе Карманово вот такой вот памятник.


Село небольшое. Не похоже, что здесь где-то рядом строили самолеты. Во время войны здесь шли ожеточенные бои, но таких самолетов у нас в то время точно не было. Историю этого памятника нам удалось узнать только по возвращению из поездки. Оказалось, что памятник был построен начальником лагеря заключенных, которые строили водохранилище, в память о своем погибшем сыне летчике.

В карманово, так же расположен мемориал на месте захоронения 8500 советских солдат, участвовавших в освобождении района. Сюда так же был перенесен прах из братских могил других районов Смоленской области.


В районе гидроузла приличная дорога превратилась в грунтовую дорогу со множеством ям. Но мы еще не знали, что нас ждет впереди.

Из-за продолжительного плохого участка дороги путь до Вязьмы у нас занял почти 4 часа вместо запланированных 2,5 часа. Мы решили сразу ехать в монастырь, а уже потом вернуться и осмотреть город.

Проехав через Вязьму, мы продолжили свой путь по Старо-Смоленской дороге. Именно по этой дороге в 1812 году отходил обоз французской армии.


Прочитав информацию на столбе, мы решили заехать на Семлинское озеро. По легенде именно в этом озере Наполеон затопил обоз с награбленными в Москве ценностями. Поиск сокровищ начался с 1836 года. Однако, до сих пор клад не найден. Или найден, но об этом никто не знает.

В 60-х годах прошлого века озеро исследовали ученые. В воде было обнаружено большое содержание цинка, меди и серебра, что говорит о том, что, возможно, клад действительно находится на дне озера.


Озеро находится в стороне от дороги. Примерно в пятистах метрах. Дорога к озеру грунтовая, но достаточно хорошая.

Через лес к озеру проложена тропинка.

Вода в озере темно коричневая, что характерно для торфяных озер.


Место очень красивое. Даже не верилось, что такая красота находится совсем рядом с городом и не так далеко от Москвы.

Проехав немного дальше, мы поняли почему французы утопили обоз в озере. Асфальт кончился и началась вот такая вот дорога. Все это, между прочим, Старо-Смоленская трасса.

Ехать сюда на легковой машине я бы не рекомендовал. А после дождя, я думаю, даже на внедорожнике проехать по этой дороге будет сложно.

На некоторых участках наша скорость была не больше 10 км/ч.

Грунт в этих местах песчаный и поэтому колеса почти не вязнут на мокрой дороге.

Возникновение Старо-Смоленской дороги датируется XV веком. Возможно она существовала и раньше, но об этом до наших дней не дошло никаких источников.
С момент своего возникновения Смоленская дорога играла важное историческое значение. По этой дороге наступал на восток принц Сигизмунд, по этой же дороге отступали русские войска в 1812 году, а потом бежали из Москвы французы. Во время Отечественной войны по ней наступали немцы и отступали русские части.
В XVI - XVIII веках это был основной тракт из Москвы в Европу, которым воспользовалось немало известных людей путешествующих в Европу и обратно. Вдоль дороги располагалось множество постоялых дворов и почтовых станций, стояли путевые столбы.
Как вы можете видеть сейчас ничего этого не осталось. За все время нашего путешествия по дороге нам встретился только один мотоциклист. Движения в этом месте практически нет или оно минимально.


Добрались до монастыря мы только к 6 часам вечера. На небольшой парковке рядом с монастырем не было ни одной машины. И это не странно, учитывая непростой путь к монастырю.

Монастырь был основа в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1929 году монастырь был закрыт. В зданиях монастыря располагались колхозная сыроварня, молочный сепаратор и зернохранилище.
Во время Великой Отечественной войны монастырь стал базой партизан. В 1943 году во время отхода немцы взорвали старинные здания монастыря. Восстановление монастыря началось в 1964 году.


В храме потрясающая акустика. Мы приехали как раз к началу службы.


Мы были во многих монастырях, но этот монастырь произвел на нас совершенно особое впечатление. Очень тихое, спокойное, умиротворяющее место. Такое, каким и должен быть монастырь. За все время мы встретили на территории монастыря не более 5 человек. Я рекомендую обязательно хотя бы один раз побывать здесь, чтобы ощутить настоящее монастырское уединение и тишину.

Обратно мы решили ехать в объезд через город Дорогобуж. Подъехав к реке Днепр у меня возникло подозрение, что мы где-то свернули не туда. Но нет, оказалось, мы едем правильно.

А вот и химический завод.

Через 15-20 километров мы наконец выехали на трассу М1 Минск. Этот путь километров на 30 длинее, чем путь по Старо-Смоленской дороге. По времени тоже получилось примерно одинаково. Так что если у вас внедорожник можно вполне поехать по Старо-Смоленской дороге. На легковой машине лучше ехать по М1 и далее через Дорогобуж.
О том чтобы заехать снова в Вязьму не было и речи. Нам предстояло еще проехать около 250 км до дома. Поездку в Вязьму мы решили отложить. Но я думаю, что, если мы отправимся в Вязьму снова, мы обязательно заедем в Болдинский монастырь. А там уже сложно сказать будет ли у нас время на осмотр Вязьмы. В любом случае продолжение следует...

Болдинский Свято-Троицкий монастырь - древнейший из ныне действующих на Смоленщине монастырей. Он находится в 15 км восточнее Дорогобужа, рядом со Старой Смоленской дорогой. Монастырь был основан в 1530 г. монахом Герасимом.

В 1580-90-х годах в монастыре развернулось большое каменное строительство. Именно в эти годы были выстроены основные монастырские здания - Троицкий собор, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня, стены монастыря.

Благодаря своему расположению недалеко от оживленного пути - Старой Смоленской дороги - здесь часто останавливались путники, торговые люди, царские послы. Свой расцвет Болдинский монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились более сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворья и торговые лавки.

Болдинский монастырь разделял со Смоленской землей все нелегкие периоды истории, связанные с захватническими войнами. Во время Смоленской войны, с 1611 по 1656 год Болдинский монастырь занимали иезуиты. В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II у Болдинского монастыря, как и у всех монастырей государства Российского, были отобраны все земли. Выстоять Болдинскому монастырю помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью кн. Андрей Николаевич Долгоруков.

Спустя век, Наполеоновские войска устроили в стенах монастыря казематы для русских солдат, а главный собор отдали под конюшню.

В 1929 году, по распоряжению советской власти, монастырь был закрыт. Троицкий собор был отдан под зернохранилище, в часовне был размещен сепаратор для переработки молока, а трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

В начале Великой Отечественной войны в Болдинском монастыре располагался штаб партизан, а в марте 1943 года отступающие гитлеровские войска заминировали все старинные постройки монастыря: Троицкий собор, трапезную палату с Введенским храмом, колокольню - и взорвали их…

Возрождение Болдина монастыря из небытия связано с именем выдающегося архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Первый в своей жизни проект реставрации Барановский составил в 1912 году для трапезной палаты с Введенской церковью Болдина монастыря. В 1964 году Петр Дмитриевич снова вернулся в Болдино, чтобы начать возрождение взорванного фашистами шедевра архитектуры. Именно его трудами по сохранившимся обмерам и фотографиям поднялась из руин удивительной красоты колокольня.

В 1991 году Болдинский мужской монастырь был передан Русской православной церкви и возобновил свою монастырскую деятельность. За прошедшие годы были восстановлены трапезная с Введенской церковью и каменная стена с четырьмя башнями, Тихвинская церковь, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус и деревянная часовня на монастырском кладбище.Рядом с Болдинским монастырем находится живописное озеро.

В 2001 году при расчистке южного придела Троицкого собора были обретены мощи преподобного Герасима. Сейчас рака с мощами преподобного, которые считаются чудотворными, находится в Троицком соборе, восстановленном в 2010 г. С обретением мощей своего святого основателя Болдинский монастырь начал новый этап истории.

В настоящее время возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений - семейная усыпальница представителей славного Смоленского (дорогобужского уезда) дворянского рода Вистицких конца XVIII - первой половины XIX веков.

Добраться в Болдинский монастырь на Смоленщине на легковом автомобиле, не зная дороги, нелегко. Лучше присоединиться к автобусной экскурсии в Болдинский монастырь , которые организовывает смоленский экскурсионный центр. В Болдинском монастыре планируется построить гостиницу для паломников.

Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, с. Болдино

Золотошвейная мастерская осени-кружевницы хорошела под яркими лучами последних деньков "бабьего лета". Чуть заметный ветерок с легким шорохом отделял точеные листья один от другого, показывал солнцу, как мастер проверяет на свет свою работу, а то щедро поливало их золотой краской. И небо в искрящейся синеве своей сквозь эти краски, резьбу и формы кружило голову.

С востока монастырь окружает роща; в стародавние времена были в ней могучие, древние дубы, по-славянски "болды", теперь же они поразбавились, и ныне уже другая поросль по-детски теснится к монастырю. Оттого в пурпуре и золоте кленовой, березовой и дубовой листвы обитель сияет как в драгоценном окладе. Небольшое озерцо с камышовыми берегами точь-в-точь отражает белоснежные стены, а насельники его - гусиные семейства плавают прямо через храмы и башни. По берегу пасутся пугливые пушисто-палевые овцы, да задумчивая корова с рыжими пятнами. И в этом золоте, подаренном миру, себя тоже чувствуешь необделенным, и на душе оттого беззаботно.

Почти пятьсот лет назад прозвонили над той дубравой невидимые колокола. Разнес этот звон ветер, и лишь один монах, проходивший мимо, услышал его. Привлекло это необычное знамение странника. Взобрался он на горку, осмотрелся, да и решил здесь остаться. Нашел дуб - столь древний и великий, что в дупле его свободно мог разместиться человек, в нем он и поселился, просто, - так немного ему было надо.

Два года жил он до того в лесной чаще. Не один, были у него и соседи, и не только птицы да звери дикие - невдалеке торговая дорога вилась средь лесов, а кто деньги возил через эту глушь - попадал под разбойничий набег; эти-то лихие люди и были самыми неспокойными соседями. Много раз пытались они его прогнать, бивали даже, а он все терпел и молился. "Для чего я, грешный, из Переславля, от старца Даниила ушел, - думал он, - сам ведь просил безмолвия и уединения. Неужто столь малых скорбей не потерплю, а они что же, окаянные, будут души христианские губить?" С этим и жил.

С детства, с 13 лет постриг его старец в монахи и нарек Герасимом. Определил ему и послушание, быть "кожешвецем" - обувь для братии да для нищих божедомцев шить. И со временем за богомудрый нрав снискал себе молодой монах уважение не только в обители Переславской, но и в самом первопрестольном граде. Из-за этого-то, после двадцати лет послушания, благословился Герасим на отшельничество, да и ушел в леса. Не любил славы человеческой.

Но и на Болдиной горе спокойнее жить ему не стало. Узнали о Герасиме местные жители, что жили под горой. Дики они были нравом, что те же лесные грабители; в вере православной не вразумленные, - только ведь Смоленское княжество от Литвы отошло: вот и обеспокоились крестьяне, безо всякой причины, за владения свои. Стали они инока прогонять - придут деревенские мужики и начнут палками бить, да насмехаться. А однажды связали по рукам и ногам и поволокли к озеру топить, чуть не бросили уже, но один сказал: "Коль убьем его, самим отвечать придется, лучше отведем его к наместнику Дорогобужскому, и подарочек притом не забудем, все и уладится". Так и сделали. Наместник избитого Герасима обругал и в тюрьму посадил, как бродягу, вот и стал он улицы подметать, да работу всякую черную исполнять, - без укоров, и с молитвою. За этим-то делом и застал его как-то раз один боярин, что к наместнику от царя прибыл. Узнал он Герасима, виделись они, когда тот со старцем к царю приходил, старец-то его, Даниил Переславский, царским духовником был. Поклонился Герасиму боярин в пояс и благословение у него взял, а тот как с метлой был, так и благословил. Наместник тут испугался, выпустил тотчас своего заключенного, покаялся перед ним, грамоты охранные дал, да еще пожертвование упросил взять. С того времени стали Герасима уважать и к дубу его приходить за советом и благословением. Находились и такие, кто, услышав об отшельнике, придя к нему, да побеседовав о спасении души, оставались, разделяя с ним труды монашеские.

Всех гостей преподобный с радостью принимал, церковку построил, чтоб помолиться где было о нуждах людских, а потом и в Москву направился просить позволение на основание новой обители. Шел он пешочком четыреста верст по Смоленской дороге, иначе ведь как пешком преподобный во всю свою жизнь никак и не передвигался. Дошел в столицу к празднику - родился у государя долгожданный наследник Иоанн Васильевич. А на крещении младенца встретил Герасим своего старца в числе восприемников. Побеседовали, кто как спасается, молитв друг у друга испросили, и разошлись восвояси.

После всеобщей радости государь Герасима ласково принял, побеседовал, царской грамотой наделил, да еще щедро подарками пожаловал новую обитель. На царские деньги и воздвигли храм да братские кельи. Строила их вся новая братия во главе с игуменом Герасимом. Но и став игуменом, сохранил преподобный строгость жития своего - как и прежде, ел одну лишь воду с хлебом, да со всеми на равных трудился: рожь молол, хлебы пек, дрова рубил, за больными ходил, да еще же службы... Спать-то когда? - спрашивали любопытные. А этого за ним и не замечали, если и дремал он, то только не лежа.

Кроме Болдина монастыря, построил преподобный еще три обители, и все разбойники на его пути встречались. Однажды пришел он в самый разбойничий притон на окраине Вязьмы. Много вяземцы от душегубов этих натерпелись, потому ограждали они дома свои высоким тыном, а ночами не спали, все ходили в дозор. Богатый боярин разбойникам потакал, и не было на них никакой управы. Вот преподобный Герасим ею и стал. Не смущаясь, приходил он на бандитские сборища и увещевал их исправиться. Вначале его, конечно, били, грозили, гнали, потом прислушиваться стали, а дальше случилось чудо - размягчились под святым словом очерствевшие сердца, и трое страшных разбойников - Добрыня, Лютый и Опта покаялись, да от жития демонского к житию равноангельскому обратились - монахами стали. Так возник Иоанно-Предтеченский монастырь у Вязьмы, прямо на месте притона. А еще была Введенская пустынь на реке Жиздре, что по просьбе местных преподобный основал, и Рождественский монастырь под Дорогобужем. И везде самолично трудился он над постройками, собирал братию, а потом из учеников своих ставил игумена. "Все в монастыре должно быть общее - учил он. - В келье ничего, кроме одежды, держать не надобно, да и та должна быть проста, из сукна. Хмельного пития в обители тоже иметь не следует, даже для гостей. Кормить всех лучше вместе - игумена, братию и гостей, да пищей одинаковой. Из обители никого не выгонять, даже за прегрешения, их надо помогать исправлять". Необычное в обителях своих преподобный управление установил - в помощь игумену - собор 12 старцев, самых мудрых, чтобы, "в случае чего" и самого игумена поправить, тоже ведь человек - всякое бывает. Впрочем, было Герасиму на кого обители свои оставить, ярких светильников веры воспитал он: Аркадий затворник и Антоний, первый епископ Вологодский, как святые церковью прославлены, а другие ученики сами монастыри основывали, учителю своему подражая. Преставился преподобный отец наш Герасим 1 (14) мая 1554 года, когда было ему от рождения лет 66, иноческого же жития да подвигов - более полувека.

И по небесным молитвам старца, обитель продолжала расцветать. Немного спустя построены были Троицкий и Введенский храмы, колокольня, - причем каждое сооружение архитектурным шедевром было. Славились монахи Болдинского монастыря и высотой духовной жизни, и ученостью своей. От Болдина начинался путь свт. Феоктиста Тверского, прп. Рахили Бородинской, и иных, менее известных подвижников. Простой же люд в великом множестве с немощами своими приходил к святому Герасиму, и вскорости всяк молящийся получал утешение в бедах и исцеление от болезней. А по праздникам престольным у монастырских стен разворачивалась ярмарка - и от такой близости к святыне гулянья народные шли чинно, без обмана и излишеств.

Но недолго братия пребывала в спокойствии - много скорбей суждено было претерпеть обители Болдинской. В 1611 году, во время польского ига, попал монастырь в иезуитские руки, и только лишь через пятьдесят лет смогли вернуть его православные. Два века спустя, в 1811, разорила и осквернила монастырь проходящая армия Наполеона, французы превратили его в тюрьму для русских пленных. По прошествии еще ста лет, в 1922 году, по приказу Советской власти монастырь был закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Монахов, кто был помоложе, разогнали, а братия постарше устроилась работать в музее - кто смотрителями, кто дворниками, жили же они в деревне. Поначалу еще терпимо было - даже собор Троицкий не отобрали, там те "дворники" и "смотрители" и служили Богу. Только в 1929 году дозналась красная власть, что директор музейный что-то мало атеистическую пропаганду ведет, монахов пригрел, мракобесие разводит, вот и сослали его в лагеря с остатками братии и игуменом Пафнутием.

А потом война грянула, шли здесь бои лютые - вся земля смоленская огнем была повыжжена, кровью да слезами полита. И много фашистам партизаны местные докучали, а штаб партизанский и склады размещались как раз в Болдинском монастыре. В отместку за это немцы, отходя в 1943 году, взорвали монастырь. И осталась от великой и славной обители только огромная груда камней XVI века.


Фото из книги "Русские монастыри"

На нее-то и пришел в 1989 году отец Антоний. Едва только построил он храм Князя Владимира в районном центре Сафоново, что в пятидесяти верстах от Болдина, как направили его сюда. Была здесь лишь одна колокольня, восстановленная в 1960-х годах реставраторами за красоту и древность. Первым делом отремонтировал отец Антоний маленький храмик Тихвинской иконы Божией Матери, что лучше всех сохранился, да под богослужения его приспособил, - верил он, что возрождение монастыря начинаться должно с возрождения молитвы. Так оно и получилось.

Собрались вскоре помощники, стали разбирать развалины, да строить заново, не глядели, что по мирским меркам дело представлялось безнадежным. И вот, в декабре 1997 года, посреди крепких, русских морозов, торжественно освятили вновь отстроенный огромный Введенский храм, двухэтажный. Восстанавливали все по чертежам Барановского, он этот храм еще целым видел, и по монастырю Болдину свой дипломный проект защищал. Так и соорудили точную копию XVI века, а двумя годами позже удалось и расписать его. Потом корпус настоятельский восстановили, кельи, где и живут теперь.

Ныне в обители уже 15 монахов, да столько же трудников. Помимо новых построек, хозяйства, да разбора завалов их же трудами посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, переиздано житие прп. Герасима, проводятся регулярные крещения и наставления в вере христианской местного населения, сего ради в монастырь едут со всей округи, даже где свои церкви есть... Но главное, конечно, не в этом, главное - в возрождении духовного делания, для которого в наш век всеобщего обмирщения потребно много больше усилий, чем в древности.

Не мирян это дело - судить о высоте равноангельного чина. То лишь духовно опытным людям ведомо. Но вот что можно сказать: удивительно теплые воспоминания остаются о тех из братии Болдина монастыря, с кем нам посчастливилось общаться. И о строгом отце Евмении, что не хотел помогать нам без благословения настоятеля, и о скромном послушнике Дионисие, это благословение для нас получившем, и об интеллигентном отце Зосиме, подробно беседовавшем с нами о древней и новой истории монастыря, и о сосредоточенном брате Сергие, подвезшем нас на обратном пути, и, конечно же, о самом отце Антоние - богатыре с огромной, с проседью бородой, и добрыми, внимательными глазами. От них всех веяло святой, бесхитростной и богомудрой простотой, непричастной к страстям грешного мира.

Мы стоим с отцом Зосимой под глубоким синим небом, между поднявшимся из праха Введенским храмом и огромными руинами Троицкого собора - он последний в очереди на восстановление. Льется из уст монашеских сказ о делах древних, о преподобном Герасиме, ветер теребит тонкую бородку, в очках яркое осеннее солнышко отражается. Улыбается отец Зосима и каждое слово исполнено любовью к монастырю, к каждому камушку, к каждому известному и безвестному его насельнику, к каждому, большому и малому событию.

Невольно глянешь, заслушавшись, - от монастырских стен, вдаль за речку Болдинку, лесок желтеет, жмутся друг к дружке избушки деревенских, поля просторные, земелька распаханная небу синему улыбается, а по нему облака плывут. Заглядишься - а то не облака вовсе, а дымы из труб химзавода, что из-за горизонта грязными кирпичными пальцами вверх тычут. Тревожное соседство, дымы разноцветные прямо на монастырские поля веют. Спрашиваем мы у батюшки: "вредно, должно быть, от такого дела и растениям, и животине монастырской, и самим братиям?" Нет, отвечает со скромной улыбкой отец Зосима, приезжали специально ученые, делали замеры и удивлялись - все показатели в норме.

И не только так оберегает Господь монастырь. Явлено новой братии за труды их два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря.

Первое - это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией.

О втором же знамении рассказ особый. Святые мощи старца Герасима более четырехсот лет под спудом почивали, как раз под каменным Троицким храмом. Многие тысячи паломников посещали то место с молитвами и поклонами. При закрытии же монастыря было решено большевиками устроить "освидетельствование" почитаемых мощей, т.е. осквернение, в порядке борьбы с "религиозным опиумом". Начали копать они под Троицким храмом. Прокопав метр, наткнулись на гробик. Дальше копать заленились, а то, что нашли, и объявили останками прп. Герасима Болдинского и перезахоронили их в другом месте. Однако верующие не поверили им, и место нового погребения "мощей" ими не почиталось. Уже в наше время это подтвердилось с научной стороны - в 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку.

В то время о. Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Св. Троицы. Расчистив предел до уровня пола, было решено, с молитвенным дерзновением, продолжить копать. В этом году к делу подключились и археологи. Сантиметр за сантиметром проходили века, эпохи, история монастыря раскрывалась пред глазами, но все, с замиранием, ждали встречи с самим основателем.

И вот, на глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Покоились они в большой выдолбленной колоде (в древности гробы такие были), а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная. Был же Герасим кожешвец! Без малого полтысячелетья обувь его пережила в целости!

Случилось это великое и радостное событие 17 июля, а три дня спустя было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Потому и митрополит Смоленский благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей.

Поместили мощи в возрожденном Введенском храме, под иконой, единственной сохранившейся от древнего монастыря. На иконе старец Герасим с Николаем Чудотворцем держат икону Казанской Заступницы нашей за Землю русскую - Богородицы. И в иконе этой ответы на все возможные прошения наша: и за Отечество, и за здравие ближних, и за путешествующих, и на защиту от разбойников и для самих разбойников помилование.

Внешне вроде все тоже в монастыре, а говорят, изменилось в невидимом что-то. Ни спокойнее, ни легче не зажили, но и не в этом радость. Царствие Божие ближе стало. Вот они - мощи, нетленные, благоухающие тому подтверждение. Было уже и исцеление от новообретенной святыни, паломницы одной, из Дорогобужа.

Ехали мы обратно через деревню. Измельчало Болдино, захирело, умирает оно, как и вся древняя крестьянская Русь. От двухсот дворов, что в царское время здесь стояли, ныне едва домов двадцать наберется, да и в тех старушки лишь век свой доживают, а в храм никто не зайдет, будто нет ничего рядом, если и вспомнят, то только молодость свою комсомольскую: "весело, мол, было, когда клуб в соборе был".

Проносятся за окном болдинские просторы, стены белые позади, позади уж и деревня, все ближе заводские трубы, но мысли все еще там, в храме, а душа даже не просто радуется, а ликует - бывает же и в наши дни такое чудо, чтобы прямо на глазах из грязи да груды строительного мусора вырос огромный красавец-монастырь, словно видимый залог того, что и души наши, осуетившиеся грехами могут по милости Божией также преобразиться.


Ссылки