Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.
В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик - здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая выступающие боковые части здания. Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Китайский дворец - это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века. Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.

Надо отметить, что при создании ансамбля Собственной дачи в середине XVIII века Антонио Ринальди стремился достичь гармонии архитектуры и природы. Вдоль южного фасада Китайского дворца были посажены дубы и еще в XX веке эти гигантские 200-летние деревья украшали историческое здание. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь не многие из них.

Китайский дворец расположен в пригороде Петербурга – городе Ломоносове. Это невероятно красивое здание является одним из главных объектов дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Ломоносов входит в черту Северной столицы, из центра города до места назначения примерно 40 километров, поэтому для осмотра Китайского дворца и других туристических объектов Ораниенбаума лучше всего подойдет выходной день.

Китайский дворец находится в юго-западной части парка. Здание построил в 1762-1768 годах знаменитый итальянский архитектор А. Ринальди.

Отличительными чертами дворца стали обилие резьбы, позолоты, тяжелой лепнины и сложных декоративных конструкций. Ринальди использовал в оформлении здания статуи известных деятелей и героев мифов.

Фундамент дворца архитектор водрузил на гранитную террасу, приподнимающую дворец над общим рельефом. Перед входом разбиты небольшие садики, окруженные красивыми коваными решетками.

Северный фасад дворца украшен статуями, большими окнами, закругленными сверху. Спальня императрицы Екатерины II, которая и основала Китайский дворец, расположена на втором этаже, окна покоев выходят на озеро.

Главная отличительная особенность Китайского дворца – его сохранность. Здание дошло до нас в неизменном виде, практически не пострадав в революционные и военные годы. Во времена блокады лишь один снаряд незначительно разрушил покои на верхнем этаже.

Туристов интересует, почему у дворца такое название: на китайские строения он совсем не похож. В 18-ом веке большое распространение получил стиль chinoiserie, что в переводе с французского означает «китайский». Ринальди был сторонником этого стиля, но полностью отказаться от рококо он не мог. В итоге, дворец стал комбинацией стилей.

Основным элементом внутреннего убранства дворца стали плафоны, изготовленные художниками Д. Маджотто, Ф. Цуньо, Г. Дициани. Плафоны придают дворцу особую нарядность и праздничность.

Самое красивое помещение в здании – Зал муз. Знаменитый живописец С. Торелли изобразил на стенах девять Муз. На потолке – изящная лепнина, напоминающая облака. В центре композиции - крупный плафон «Торжество Венеры», изображающий богиню любви в окружении нимф.

В Стеклярусном кабинете почти в первозданном виде сохранилась отделка 1760-х годов. Стены украшены двенадцатью огромными стеклярусными панно в золотых рамах, соединяющихся в единую композицию: сказочный лес с жар-птицами. Над созданием панно трудились лучшие российские золотошвеи: работа заняла два года. Живописную основу под стеклярус создал художник С. Бароцци. Детали панно были изготовлены на фабрике в Усть-Рудице – предместье Ораниенбаума.

В Большом кабинете основное место занимает плафон «Союз Европы и Азии». Кроме того, здесь можно увидеть панно, выполненное из кусочков драгоценных пород древесины, в раме из кости моржа. Художник С. Бароцци изобразил сценки из жизни простых китайцев.

Портретный зал украшен двадцатью картинами П. Ротари, гармонично вписанными в дворцовый интерьер.

Туристам стоит обратить внимание на уникальные полы Китайского дворца. Группа талантливых столяров изготовила невероятно красивый паркет по чертежам Ринальди.

Китайский дворец абсолютно уникален: нигде в мире не найти здания, столь органично сочетающего различные стили 18-го века с оригинальными идеями русских, итальянских и немецких мастеров.

Видео:

План
Введение
1 История создания
1.1 Ансамбль Собственной дачи
1.2 Архитектура Китайского дворца

2 Судьба дворца после 1917 года
3 Реставрационные работы во дворце
4 Интерьеры
4.1 Общая характеристика внутренней отделки
4.1.1 Наборные паркеты

4.2 Передняя
4.3 Гардеробная
4.4 Розовая гостиная
4.5 Штофная опочивальня
4.6 Будуар
4.7 Кабинет Павла
4.8 Зал муз
4.9 Голубая гостиная
4.10 Стеклярусный кабинет
4.11 Большой зал
4.12 Штукатурный покой
4.13 Малый Китайский кабинет
4.14 Большой Китайский кабинет
4.15 Китайская опочивальня
4.16 Камерюнгферская
4.17 Портретная
4.18 Кабинет Екатерины II

Список литературы
Китайский дворец

Введение

Китайский дворец - дворец, расположенный в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г. Ломоносов). Был построен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762-1768 гг. для императрицы Екатерины II . Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было в то время очень модным.

В 1852-1853 гг. южный фасад был перестроен (появился второй этаж) по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта. Как музей дворец открыт в 1922 году.

Из всех построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо (который в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения) проявил себя наиболее полно. В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность.

В настоящее время дворец реставрируется к 2011 году - 300-летнему юбилею Ораниенбаума. К сентябрю 2011 года планируется открыть 4 зала - Большую антикамеру, Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет .

1. История создания

Ораниенбаум, имение князя А. Д. Меншикова, после его опалы в 1727 году находилось в ведении Канцелярии от строений. В 1743 году императрица Елизавета Петровна дарует эти земли вместе со всеми постройками своему племяннику и наследнику Великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Здесь для него строится потешная крепость Петерштадт, а в крепости - дворец (по проекту Ринальди). После женитьбы Петра Федоровича в Ораниенбауме обосновывается малый великокняжеский двор.

Еще будучи Великой княгиней, будущая Екатерина II замышляет построить в Ораниенбауме дачу для увеселений.

Став императрицей, она уже 1 сентября 1762 года (то есть спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи, архитектором которой становится Антонио Ринальди. Основные работы были завершены в середине 1770-х гг.

1.1. Ансамбль Собственной дачи

По замыслу Ринальди, ансамбль Собственной дачи должен состоять из двух частей - регулярной и пейзажной. В восточной регулярной части располагались основные парковые сооружения (Каменное зало, Китайский дворец, павильон Катальной горки). Большая западная часть была близка пейзажному «английскому» парку. При всем этом четкая граница между ними отстутствовала, одна часть как бы плавно переходила в другую .

Композиция восточной части говорила об отходе от типа регулярных парков, характерных для XVII-XVIII веков . В таких парках обязательно существовала одна или несколько цетральных аллей, подходивших к центральной части главного дворца. Тройная липовая аллея, главная ось Собственной дачи, отходящая от Каменного зала, выходит на Китайский дворец не к его центру, а к восточной части. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. В западной части был устроен лабиринт фигурных прудов с шестнадцатью небольшими островами, соединенных между собой подъемными мостиками. На островках располагались пять маленьких беседок .

В 1766 году из Венеции для Собственной дачи были получены скульптуры, выполненные итальянскими мастерами Д. Маркиори, И. Морлейтром и Джузеппе Торетти (работы этих скульпторов можно также найти в Большом Гатчинском дворце (горельефы) и в Дворцовом парке Гатчины (скульптуры))

Таким образом, если в регулярной части существовали особенности, роднящие ее с пейзажным парком, то и в пейзажной части легко отыскать черты регулярного стиля. Это связано с тем, что в середине XVIII века в архитектуре происходил постепенный переход от барокко к классицизму. Это отразилось не только в облике дворцов Ораниенбаума, но и в планировке его парка.

Проявление стиля рококо в ораниенбаумских постройках А. Ринальди проступает не в отдельных деталях, а в совокупности черт этого стиля. Оно ярко выражено как в фасадах и планах дворцов, так и в декоре помещений.

· Контраст наружного облика и внутренней отделки

Все постройки Ринальди отличаются строгостью и простотой внешнего облика и одновременно роскошью, изысканностью, разнообразием внутреннего убранства.

· Большие размеры застекленных дверных и оконных проемов

Соединение интерьера и окружающей природы - испытанный прием стиля рококо.

· Различие обработки интерьеров

Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения. Более того, мебель и прочие предметы декоративно-прикладного искусства - часть декора именно данного интерьера. Недаром в Китайском дворце мебель чаще всего изготовлена специально для какой-либо комнаты по эскизам Ринальди (архитектора и одновременно декоратора помещений).

Эти три черты в некоторой степени объясняют удивительную гармоничность интерьеров Китайского дворца, его связанность как к с внешним обликом, так и с близлежащим прудом и парком .

1.2. Архитектура Китайского дворца

Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. Она облицована пудостским камнем и гранитом. С запада и востока к жилым помещениям, расположенных в ризалитах, примыкают партерные садики. Они ограждены ажурными металлическими решетками.

Дворец протянулся по оси запад - восток и в плане представляет собой букву П. Его фасады имеют различное архитектурное решение. До наших дней в неизменном виде сохранился лишь северный фасад (с южного фасада в XIX веке был надстроен второй этаж ).

Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями ). По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом - раковиной и гирляндами.

Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. К зданию пристроены два сильно выступающих ризалита, которые предназначались для жилых покоев . В XVIII веке ризалиты образовывали собой миниатюрный дворик, в центре которого находился вход во дворец . Однако в 50-е годы XIX века с южного фасада по проектам архитекторов А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта был надстроен второй этаж. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. С вотока и запада к торцовых частям дворца были пристроены небольшие помещения - антикамеры.

2. Судьба дворца после 1917 года

В 1925 году дворцы и парки были переданы Музейному отделу Ленинградского отделения Главнауки и подчинены Управлению Петергофскими дворцами-музеями и парками . Китайский дворец - единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. В 1935 году Ораниенбаум был взят под государственную охрану как уникальный историко-культурный комплекс. На парк был распространен режим запретной зоны - на его территорию было практически невозможно попасть . В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию .

В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум, находящийся на территории так называемого Ораниенбаумского плацдарма, не был разрушен фашистами в отличие от других пригородов Ленинграда. На территории парка располагалась 48-я Ордена Октябрьской Революции Краснознаменная Ропшинская Стрелковая дивизия им. М. И. Калинина под командованием генерала Сафонова, которая взяла на себя охрану всего дворцово-паркового ансамбля .

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть - в Новосибирск и Сарапул, часть - в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум - Бронка - Кронштадт - Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе . В частности, в подвалах Исаакиеского собора хранились стеклярусные панно. Позже, из-за их плохого состояния они были перемещены на хранение в Эрмитаж .

Сам Китайский дворец в годы войны не получил каких-либо серьезных повреждений от обстрелов, за исключением снаряда, попавшего во второй этаж дворца. Выставочные помещения и интерьеры от этого снаряда не пострадали. Однако, по воспоминаниям очевидцев, состояние дворца при этом было довольно плачевным:

В 1946 году дворец после незначительных реставрационных работ вновь открывается как музей. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда - в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов .

3. Реставрационные работы во дворце

С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости . Антонио Ринальди, вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещение . Уже c 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Их заменили на паркетные, ныне существующие. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце.

К итайский дворец - жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Это единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века. Увы, она еще не закончена, но пускать в музей будут...

Китайский дворец не похож ни на что другое историческое здание, это исключительный по своей ценности образец русского рококо.

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.

Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий «Собственную дачу». Китайский дворец - одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Главные достопримечательности дворца - Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно - это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком - синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», - писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.

Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума - потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца.

Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!»

Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.

«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, - Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. - Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума - Мекленбург-Стрелицкие.

Сохранился штоф XIX века - по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры - подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.

До полного завершения реставрации попасть на экскурсию в Китайский дворец можно лишь по предварительной записи.

Во времена Петра I придворным служащим (первый генерал -губернатор Санкт-Петербурга) Меньшиковым был построен китайский дворец в местечке с интересным названием "Ораниенбаум". До сих пор неизвестно, какие мотивы побудили назвать его "померанцевым деревом" (от germ. "Oranienbaum" - апельсиновое или померанцевое дерево). В настоящее время дворец является частью дворцово-паркового ансамбля и числится в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

История

Первое упоминание об Ориенбауме относится к 1710 г., когда Меньшиков А. Д. решает обустроить дворец с парком недалеко от Кронштадта на территории современного городка Ломоносов (пригород Санкт-Петербурга).

Архитектурный проект был задуман под парадную резиденцию у моря, встречающую своих гостей прекрасным панорамным видом.
На подаренной Петром земле с впадающей в залив рекой Караста начинают работу главные архитекторы усадьбы Шедель и Готфрид.

Позже владение переходит в пользование Петру III. На территории парка возводится “потешная” крепость Петерштадт.
После дворцового переворота в 1762 г. для Екатерины II на территории усадьбы строится Собственная дача в стиле рококо. Дополнением ансамбля и является китайский дворец. Такое название ему дали благодаря модному на тот момент стилю шинуазри (архитектура Китая).

Архитектором здания становится Антонио Ринальди. Территория дворца обустраивается как дача для увеселений. Сама Екатерина после переворота объяснять свои мысли так: “Мне пришла фантазия развести себе сад в Ораниенбауме... Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко. В разбивке сада мне помогал ораниенбаумский садовник Ламберти."

Основные работы заканчиваются в 1775 г. Дворец украшается Катальной Горкой и Каменным Зало, ставших своеобразным придворным аттракционом.

В 1831 г. хозяином усадьбы становится 4-ый младший внук Екатерины II Михаил Павлович.

В конце XVIII - начале XIX века внутреннюю реставрацию осуществляют под руководством Прейса, Руски (замена полов и реконструкция стен).

В середине XIX века южная часть фасада обрамляется вторым этажем по проекту Штакеншнейдера и Бонштедта. На первом этаже появляется застекленная галерея и антикамеры по бокам.

В 1925 г. Китайский дворец обустраивают под музей. В 1935 г. музей становится режимным объектом культурного наследия СССР, попасть на территорию которого практически не удаётся. В годы войны охрану объекта осуществляется стрелковой дивизией Калинина под руководством Сафонова. Все ценности эвакуируются в Новосибирск, Сарапул и Ленинград (Исаакиевский Собор). Дворец частично разрушается от попадания немецкого снаряда в окно 2-го этажа, разбиваются окна и армия пытается спасти остатки имущества.
Музей возобновляет функционирование уже в 1946 г. и принимает гостей с распахнутыми дверями.

В последующие годы здание постоянно реставрируется. В 2007 г. гостям открывают 4 новые зала. К 2023 г. собираются полностью отреставрировать музей.

Залы дворца

Несмотря на то, что дворец выполнен в китайском стиле, внутреннее наполнение изобилует европейским декором. Убранство залов дополнено живописными полотнами и массивными скульптурами. Всё это идеально сочетается с общей композицией: орнаментной лепкой, росписью стен, позолотой, резьбой, изысканным паркетом и облицовкой.

Передняя

Передняя (южный фасад) раньше являлось вестибюлем при входе го дворец. Имеет форму квадрата. Ее стены украшены холстами, расписанными маслом. В старые времена на их месте красовались работы итальянского художника Торелли. На прилегающих к входу стенах имеется орнаментная роспись Бороцци, выполненная в виде пучков зелени и цветов.

Завершающей нотой дизайна являются лепной потолок и наборный паркет с рисунком, повторяющим аналогичный со времен правления Екатерины II. Интерьер дополняют два резных позолоченых стола.

Гардеробная

Гардеробная комната вначале использовалась по назначению. Она располагается сразу за Передней и соединяет южную часть с парадным входом. На стенах можно увидеть два пано, выполненных в жанре мифологии. Несмотря на то, что автор неизвестен, их до сих пор называют “Венера и Марс" и " Геркулес и Омфала". В зале также имеется камин, стены над которым украшены резьбой с позолоченной лепниной.

Рисунок паркета до наших дней не сохранился, сейчас пол украшен геометрическим узором. Потолки (падуги) выполнены в стиле гризайль.

Розовая гостиная

Зал получил свое название по цвету холстов, заменивших былую роспись стен 1894 г. Когда-то это было детской комнатой Павла, сына Екатерины II. В 1767 г. игровая была расписана Бароцци на тему римских развалин Геркуланума. Сейчас на стенах зала висят копии и оригиналы портретов правительницы.

Штофная опочивальня

Такое название парадная спальня получила из-за бледно-зелёного оттенка штофа на стенах. Сам рисунок штофа напоминает кручёные посеребренные линии цветами различных оттенков. Мебель и камин также обтянуты тканью аналогичного типа.

Одна часть спальни (альков) портретом Павла в детстве и военной атрибутикой екатерининской эпохи. В другой части комнаты расположены шедевры рукоделия - вышивки синелью и стеклярусом по соломке. Они выполнены русскими мастерицами на французский манер. Там же можно увидеть картины повседневного быта на природе, оформленные в деревянные рамы с золотой аппликацией.

Будуар

Раньше на месте будуара располагался Живописный кабинет. Его стены полностью были затянуты картинами (на холсте). Сейчас комната украшена резными пано с живописью Ринальди (в орехе). Там же можно наблюдать полотна Якопо Гуарана с простыми названиями "Живопись", "Музыка", "Драма".

Кабинет Павла

Это небольшое помещение, которая в 19-20 веках использовалась как ванная. Сейчас стены кабинета украшены росписями на холстах. Имеются небольшие картины с пейзажами и иероглифами, оформленные в причудливые рамки. Необычным представляется потолок в виде полусферы.

Зал муз

Является наилучшим творением дворца. Он открывает анфиладу всех остальных залов. При создании интерьера было задумано рассказать о содружестве искусств. Помещение имеет овальную форму множество больших окон по периметру. Именно поэтому в 18 веке его называли Живописной Галереей.

Изначально зал получил свое название из-за 9 муз, нарисованных на стенах комнаты: Каллиопа, Урания, Терпсихора, Эвтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Полигимния, Эрато. Все музы изображены в простенках между окнами и обрамлены в лепной орнамент. Интерес представляют и мраморные статуи Клеопатры, Лукреции, а также композиция "Мальчик на дельфине".

Голубая гостиная

До 1860-х гг. стены зала были отделаны шёлковый голубой тканью. Поэтому он и получил название Голубой. Позже обветшавшую ткань заменили на полотна Бейдемана, Альбани, Ван Дейка. В основном это были копии эрмитажных картин. Например, "Мадонна с куропатками", "Похищение Европы". К настоящему времени сохранилась только часть убранства зала.

Стеклярусный кабинет

Является самым знаменитым залом во дворце и сохранил подлинную отделку в первозданном виде, как это было ещё при к Екатерине.
Помещение оборудовано 12 стеклярусными холстами. Сам стеклярус изготавливался на мозаичной фабрики недалеко от Ораниенбаума в местечке Усть-Рудица.

На картинах изображены фантастические птицы, бабочки и растения. Они были вышиты русскими золотошвеями под руководством французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (Шен). Автором явился всё тот же любимый Екатериной Бароццо. Вкупе с изящным оформлением стен, потолков и полов кабинет считается уникальным творением той эпохи.

Большой зал

Большой зал был задуман Екатериной центром дворца. Несмотря на то, что он предназначался для проведения различных балов и приёма гостей, его отделка выполнена строгой форме. Иногда его еще называют Круглым, т.к. он имеет овальную форму. Стены обработаны декоративным мрамором различных оттенков, завершают интерьер мраморные колонны.

Здесь также можно встретить барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Работу выполнила ученица Фальконе по заказу Екатерины Колло М.А. В зале имеется большой камин, над которым помещено 2 пано "Похищение Ганимеда" и "Юнона" Торелли. Над дверью в парадную висит картина неизвестного итальянского художника под названием "Селена и Эндимион".

Потолочное перекрытие полностью выполнено лепным декором. Это переплетение ветвей, гирлянд из цветков, миниатюрных венков и даже птиц.

Штукатурный покой

Штукатурный покой выполнен полностью в стиле рококо. Стены его окрашены в в лиловый цвет, поэтому его также называют Сиреневой Гостиной. Также присутствует золоченая лепка на стенах и потолке, отсюда и название "штукатурный", обильно украшенный. Интерьер дополняют картины на любовную тему. Потолок имеет форму купольного свода (эллипс).

Информация для посещения

  • Режим работы: летний период с 26 мая по 30 сентября;
  • Время экскурсий: с 10:30 до 18:00 (за исключением индивидуальных);
  • Выходные дни: понедельник и последний вторник каждого месяца;
  • Стоимость билетов (2018 г.): 200-500 руб. (бесплатно для детей до 16 лет).
  • Дворец строился полностью под руководством итальянского зодчего-архитектора Антонио Ринальди, которого пригласил в Россию граф К.Г. Разумовский. Впоследствии Россия стала для Ринальди вторым домом и родиной.
  • Всего в китайском дворце насчитывается 17 комнат. Кабинет Екатерины, Малый и Большой китайский кабинет, Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Туалетная - дополняют список залов для посещения.
  • Во времена Екатерины дворец также называется Голландским домиком. Первоначально он имел небольшие размеры и из-за обилия деревьев, кустарников и цветов совершенно неожиданно представал перед гостями.
  • Все спальные зала Екатерины II и Павла никогда не использовались для сна. Обычно гости приезжали полюбоваться на роскошь и дизайн ее творения. В приемных они танцевали, играли в карты и развлекались. А спать уходили в Меньшиковский дворец, расположенный неподалеку.
  • Чтобы оформить зал в китайском стиле специально ездили в Китай и Японию за фарфором, картинами, мебелью и материалами. Дворец особо знаменит своими паркетными полами, который некогда заменили мраморные. Для этих целей было использовано дерево более чем 20 пород, в том числе, самшит, амарант, черное и коричневое дерево, орех персидский. Внешне дворец ничем не напоминает китайский. Кроме того, это единственный дворец в России в стиле рококо.
  • Особый интерес в интерьере дворца представляют плафоны, расположенные на потолке. Однако это не те плафоны, о которых мы привыкли слышать в современном мире, а холсты, спроектированные венецианскими художниками и мастерами специально для облицовки потолка по заказу Екатерины. Каждый из них имеет свое название, а исполнение не один раз становилось предметом споров между гостями и фаворитами (мифология, аллегория, пасторали).

Среди них наиболее известны:

  • Аполлон и Искусства (Торелли),
  • Суд Париса (Бароцци),
  • Диана и Аврора (Дицциани),
  • Математика (Дицциани),
  • Урания, обучающая юношу (Маджотто),
  • Время, похищающее Истину (неизв.),
  • Отдых Марса (Тьеполо),
  • День, прогоняющий Ночь (Торелли),
  • Встреча Орфеем Солнца (Цуньо).

Некоторым туристам удавалось увидеть и даже пообщаться с призраками. Последним владельцем дворца был герцог Мекленбург-Стрелицкий. Он скончался накануне Революции, а его маленькая дочь спустя несколько месяцев. С тех пор прохожие часто слышат стук детских каблучков в парке.
Другие же видят силуэты людей, облаченных в старинные наряды и треуголки, а также призрачные прозрачные фигуры.

Китайский дворец в Ораниенбауме являлся приёмной резиденцией Екатерина и ее наследников. Все наброски и эскизы царицы воплотились в реальность благодаря корректировкам и поправкам итальянца Антонио. Усадьба представляет интерес для туристов-охотников за идеями старины, а также любителей садово-паркового искусства.