Помню в детстве, увидев картину К. Брюллова «Последний день Помпеи», была сильно потрясена. Огромный погиб за считанные часы. Почему? Как? За что?
Побывать в Помпеи нашей семье удалось только в ноябре 2016 года. Я поделюсь своими фото и видео с Вами. Давайте попробуем разобраться в причинах трагических событий.

Древнеримский город Помпеи в Италии был полностью разрушен в 79 году. Погребен под многометровым слоем пепла и магмы в результате извержения вулкана Везувия.

Гибель Помпеи — почему люди не покинули город?

Это был один из крупнейших античных городов, основанный в VI веке до н.э. Удачное расположение на торговом пути и плодородные земли послужили его экономическому расцвету.

Геологи утверждают, что вулкан молчал 15 веков. О том, что он просыпается, он предупредил людей сильным землетрясением в 62 году, почти полностью разрушив строения. Но жители не стали переселятся на новые места, а принялись вновь его отстраивать. Даже не подозревая о грядущей катастрофе.

А жестокий убийца Везувий с высоты 1300 метров молча наблюдал за человеческой суетой и ждал своего часа. И этот час настал 24 августа 79 года.

Везувий предупредил заранее

Над вулканом появилось огромное, быстро растущее бурое облако. На многокилометровой высоте оно растекалось в стороны, закрывая небо. Это сопровождалось страшным грохотом и подземными полчками. Каждый час вулканический пепел покрывал землю слоем до 20 см.

Человеческий фактор

Часть населения успела в первый день покинуть Помпеи. Остались упрямцы, не пожелавшие покидать свои жилища и рабы, которых хозяева оставили охранять свое добро. Они пытались спрятаться в домах, не понимая, что обрекают себя на гибель.

Крыши домов рушились под тяжестью падающих камней и золы.

На следующий день с вулкана потекла раскаленная тяжелая лавина магмы, уничтожая все на своем пути. Воздух был насыщен горячим удушливым газом и пылью, а попадая в легкие превращался в цемент, люди задыхались. Начался сильный ливень.

Рыхлый пепел, смешавшись с водой, ринулся вниз со склонов горячим грязевым потоком. Жители, обезумевшие от страха, кинулись к морю, упавших затаптывали бегущие следом. Оставшиеся на улицах сгорали заживо.На третий день тучи пыли рассеялись. Солнце освятило ужасную картину мертвых городов Помпеи, Стабии и Геркуланума.

Реконструкция тел погибших

Погребенный город был обнаружен случайно в XVI веке. Но раскопки начались только в XVIII веке. Внезапная и быстрая гибель Помпеи под многометровым слоем магмы и пепла, сохранила многие дома с внутренней обстановкой, фресками, мозаикой и интересной архитектурой.


При раскопках пустые полости, оставшиеся от тел погибших, заливали гипсом и реконструировали их предсмертные позы.


Так были извлечены до 2000 останков. Считается, что во время этой катастрофы погибло около 15 тысяч человек.

В настоящее время открыто 75% реставрированных раскопок. Посмотреть на под открытым небом приезжают до 2,5 млн. человек в год.


Обнаружены останки амфитеатра для провидения гладиаторских боев, жилые дома с нетронутой обстановкой, фресками и мозаикой. Храмы, бани, большое количество питейных заведений, публичных домов и изображений фаллоса в рисунках, статуэтках и скульптурах.

Наказание за…

В Древнем Риме фаллос считался символом удачи и оберегом. Его изображения наносили на стены различных заведений и на угловых домах улиц. При раскопках нашли много статуэток Бога плодородия Приапа с детородным органом огромных размеров.

В 1819 году все предметы и фрески с изображением сексуальных оргий, зоофилии и содомии (гомосексуализм), найденные в руинах, были собраны в Секретном кабине археологического музея.


До 2000 года эта коллекция была доступна для просмотра только узкому кругу лиц принадлежащих к высшему свету. Сейчас она открыта в музее Неаполя, для всех желающих ознакомится с этой стороной жизни римлян той эпохи.

Судя по ассортименту и количеству экспонатов, публичных домов и питейных заведений, жители были далеки от целомудрия, вели развеселый образ жизни. Может быть происшедшая катастрофа стала наказанием?
Настоящее время

Мы увидели этот город в серый дождливый день. Наше небольшое любительское видео даст вам представление о разрушеном городе.

Везувий, виновник ужасной катастрофы, сейчас смотрится вполне миролюбиво и опять ждет своего часа. Чем дольше он спит, тем катастрофичнее будет его пробуждение. Прошедшие века стерли память о прошедшей трагедии и люди продолжают селиться в его окрестностях.

Это тоже интересно:

Куда идём мы с рюкзачком или как собрать правильный рюкзак Города под водой — тайны забытых предков или наследие цивилизаций?

За всю историю своего существования человечество пережило много катаклизмов. Но самой трагичной из них считается гибель Помпеи. До нашего времени дошли некоторые сведения об этой катастрофе, происшедшей в Италии в 79 году. Тогда, в середине страны из жерла вулкана Везувия устремилась на город огромная масса лавы. В страхе бежали горожане, раньше верившие в непоколебимость своей державы. Лава погрела под собой цветущие Помпеи.

Особенности Помпеи

Это был красивый древний город. Благодаря ему наши современники могут точнее определить быт римлян в давние времена. На месте города при раскопках находят любопытные артефакты. Они утверждают, каким огромным и богатым был город. Строения, фрески, амфоры, мебель, предметы быта, засыпанные пеплом, сохранились до нашего времени. Археологи стремятся побывать на раскопке древнего города. Вы тоже можете посетить развалины города с Турагентством «Веселый Турист» .

Город образовался в 4 веке до нашего времени. Тогда около Неаполя, поселились первые его жители. Впоследствии пять маленьких поселений слились воедино, образовав один административный центр. Хозяевами были этруски – древнее племя, культуру которых позаимствовали римляне.

История Помпеи

В конце пятого столетия до нашего времени городом завладели самниты. Через сто лет Помпеи заключил союз с Римской республикой, хотя это было лишь формально. Жители Помпеи призывались на службу в армию, но ни какие материальные блага им не полагалась. Протесты жителей Помпеи были римлянами усмирены в 89 году до нашего времени войсками. Величественный город объявили колонией Рима, хотя быт жителей не изменился. Они также беспечно и свободно продолжали жить на плодородной почве, вблизи от моря и с тёплым климатом. Помпеи быстро развивались до извержения Вулкана.

Пригороды Помпеи

Рядом с Помпеями располагался город Геркуланум. Там жили легионеры, вышедшие в отставку и бывшие рабы, выкупившиеся на свободу. Поблизости был и город Стабия. Там жили богатые жители Рима. Они возвели в городе виллы, роскошно обставляли их, рядом высаживали множество растений. Рядом в домах поменьше жили бедные граждане, которые служили обеспеченным нуворишам.

Во время извержения вулкана под пеплом остались погребены Помпеи, Геркуланум и Стабия. Остались в живых лишь те, кто, оставив свои вещи, покинул город в начале извержения.

Инфраструктура города

В Помпеях активно велось строительство, было построено много зданий.

1. Там возвели большой амфитеатр, где могли поместиться 20 тысяч зрителей.

2. Построили Большой и Малый театры, где помещалось пять тысяч и полторы тысячи зрителей соответственно.

3. В городе для верующих было выстроено много храмов, посвящённых разным богам.

4. Огромная площадь украшала центральную часть города. Вокруг площади стояли общественные здания, где торговали, встречались политики.

5. В банях люди не только мылись, но и вели разговоры о коммерции и обсуждали новости.

Городские улицы пересекались под прямым углом. В городе был выстроен акведук, снабжавших жителей водой из горных рек. Из акведука влага стекала в огромный резервуар и по трубам протекала в дома зажиточных жителей. Бедные жители брали воду из фонтана. В городе выпекали хлеб и производили ткани.

Последний день Помпеи

И раньше происходили извержения вулкана. Но до катастрофы в 79 году вулкан не вызывал опасений в течение 1500 лет. За сутки до извержения город ощущал несколько толчков земной коры, вызвавшие повышение температуры в Неаполитанском заливе, вплоть до кипения. Пересохли все водоёмы. Из глубины земли доносились звуки, похожие на стоны.

Историю последнего дня города можно выяснить по записям Плиния Младшего. Извержение началось в 2 часа 24 августа. Над вулканом поднялось белое облако с серыми пятнами. Облако быстро расширялось.

Колыхания почвы доносилось даже до Мизено, находившийся в 30 км, где проживал Плиний Младший. Из кратера стали вырываться струи газа и большое количество обломков пемзы, поднимавшие на высоту около 20 км. Так продолжалось 11 часов.

Гибель людей

По статистике в городе погибло около 20 тысяч жителей, то есть примерно каждого десятого жителя засыпало пеплом. Это выяснили специалисты из источников Плиния. Это горожане не только Помпеи, но и Геркуланума и Стабии.

Горожане действовали так.

1. Люди в панике спешили в гавань. Они хотели покинуть опасный город по морю. Это стало известно, когда археологи раскопали много человеческих останков на берегу залива. Но корабли не смогли спасти всех жителей, прибежавших на берег.

2. Некоторые жители спрятались в закрытых домах и погребах. Потом они хотели вылезти наружу, но опоздали.

3. Между взрывами в кратере вулкана были промежутки времени. Поэтому многие граждане смогли убежать на безопасное расстояние, оставив в городе рабов для охраны вещей.

4. Не вышли из города некоторые жители, у которых не было рабов для охраны хозяйства.

Ночью из кратера исторгалось языки пламени. На следующее утро из кратера полилась горячая лава. Она вызвала гибель людей, оставшихся в городе. В 6 часов с неба посыпался пепел, шарики пемзы. Они покрыли толстым слоем Помпеи и Стабию. Продолжался такой кошмар в течение 3 часов.

5. Жители, оставшиеся в городе, метались по городу. В надежде найти спасение, они скоро слабели и падали, прикрывая голову руками.

На город потекла вода, подогретая до 700 градусов. Она смешивалась с пеплом и обволакивала всё, что попадалось у неё на пути, в том числе павших от бессилия и задыхающихся от пепла людей. Раскопки свидетельствуют, как перед гибелью люди сжимали руки, от ужаса широко открывали рот и глаза.

Панорама форума в Помпеях, вдали - Везувий


Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки

Время исследования археологами частей города

Стили настенной живописи

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Статуя Аполлона

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Малый театр

Арена амфитеатра

Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершен бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего желоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания , перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью „CAVE CANEM“ («берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . В настоящее время все эти фрески находятся в музее Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Александр Македонский из дома Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Фрески виллы Мистерий

Вилла Мистерий

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Начало таинства

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

В таблинуме , соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается по наиболее распространённой версии посвящение в дионисийские мистерии, по другой - обряд венчания .

Помпеи в искусстве

Кино

  • «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, Италия-ФРГ, 1959)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, СССР, 1972)
  • «Последние дни Помпеи» (фильм, США, Великобритания, Италия, 1984)
  • «Помпеи» (фильм 2007 год) (Италия)
  • «Голый барабанщик» (группа Vesuvies, c песней Pompeii Nights)
  • «Огни Помпеи (Доктор Кто) » (выпуск сериала, Великобритания, 12 апреля 2008)

Живопись

Литература

  • Под впечатлением полотна Брюллова «Последний день Помпеи» Эдвард Бульвер-Литтон написал роман «Последние дни Помпеи».
  • «Везувий зев открыл» - стихотворение Пушкина
  • Новелла Теофиля Готье «Аррия Марцелла»
  • Роман Роберта Харриса «Помпеи»

Музыка

  • Live at Pompeii - концертный альбом группы Pink Floyd на руинах амфитеатра Помпей (1973)
  • Pompeii - песня группы E.S. Posthumus
  • Cities in Dust - песня группы Siouxsie and the Banshees

Музеи

Помпеи в астрономии

  • в честь Помпеи назван астероид (203) Помпея , открытый 25 сентября 1879 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в обсерватории Клинтона , США

См. также

Примечания

  1. Старое поселение
  2. Питер Коннолли «Греция и Рим» энциклопедия военной истории
  3. Тацит

Вулкан Везувий и Гибель Помпеи. Кто не слышал об этой трагедии? Последний день горожан расписан буквально по минутам. Однако, минуты эти были совершенно в иную эпоху.

Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а молодое поколение усваивает истину сразу. Марк Планк

Настало время, когда критики Новой Хронологии (НХ) предпринимают попытки восстановления исторической справедливости - возвращения знаменитой Помпеи в 79 год от Р. Х.

Дело в том, что в последние десятилетия обнаружены не только отдельные свидетельства более поздней гибели Помпеи и Геркуланума, но и созданы специальные труды, наглядно показывающие, что древнеримские города погребены под лавами Везувия отнюдь не в 1-м, а в 17 веке от Р. Х.

Для того чтобы убить любую теорию, достаточно найти в ней хотя бы единственное противоречие, а в современной научной парадигме их столько, что они уже превратили её в банальную лженауку, основанную на подтасовках и подгонках.

В исторической науке, как и в любой другой, важным элементом аргументации должна являться логика поступательного развития событий.

В истории Древности и Средневековья - это принцип обоснованного становления и продвижении присущих этим эпохам технологий и развития в них соответствующих инфраструктур.

Как всегда, гибель якобы очень древних Помпей историки определили в далёкую старину, в 79 год. Названа даже точная дата - 24 августа! На каком же основании это сделано?

У историков на это есть две версии.

Первая говорит о том, что Помпеи были основаны некими осками в 6 веке до н. э., а само название города с местного наречия обозначает число пять , что должно свидетельствовать о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений.

Вторая версия повествует о существующей в Италии древней легенде, согласно которой города Помпеи и Геркуланум были основаны древнегреческим героем Гераклом, победившим великана Гериона.

Конечно, верить можно во что угодно, даже в древнегреческих героев и сказочных великанов. И мы ведь знаем, как из историографии, так и из религии, как люди даже весьма недюжинного ума, словно креветки на живца, действительно легко оказывались в лапах самых примитивных и лживых идеологем. Но не пришло ли время отбросить старые сказки о прошлом и посмотреть на вещи трезвыми глазами?

Мы покажем, что знаменитая гибель Помпеи не имеет отношения к античным временам. Нам уже известно из предыдущих публикаций, что территория Апеннинского полуострова, принадлежащая ныне современной Италии, ни в 1 веке от Р. Х., к которому относят гибель Помпеи, ни даже ещё в 12 веке не была заселена какой-либо продвинутой цивилизацией.

Первые более-менее «цивилизованные» племена в землях Италии, названные итальянскими историками этрусками , датируются 13-14 веком от Р. Х. Сохранилось множество великолепных, неповторимых памятников этого древнего народа.

Даже знаменитая римская Волчица, кормящая Ромула и Рема, да и многие другие памятники старины - это достижения отнюдь не древнеримских италийцев, как думает обманутый историками обыватель, а подлинные культурные достижения этрусков .

Отметим, что вся древняя археология, обнаруживаемая в последние 400 лет на территории Италии, преднамеренно датируется европейскими историками значительно более поздним временем, чем это есть на самом деле.

Чтобы поддерживать на плаву мысль о глубокой древности Италии (знаменитого античного Рима, папского Ватикана, да и в целом Римской империи), историки вынуждены постоянно подогревать когда-то ими же самими сочинённые мифы об очень глубокой древности античных италийцев.

Что, надо полагать, немаловажно не только для престижа самой Италии в глазах мировой общественности, но и для более приземлённых материй -заманивания таким образом в «исторические» места неиссякаемого потока туристов.

Именно поэтому любые вновь обнаруживаемые «древние» артефакты на полуострове так легко причисляются к античным эпохам, причисляются по так называемому прецедентному признаку .

Скажем, если ранее в некой Флорентийской Тоскане или где-нибудь во французской Бретани найденные там монеты уже датировались, скажем, 6-м веком до н. э., то, стало быть, и любые другие, похожие монеты, раскопанные в любом месте Европы, должны давать тот же самый 6-й век до н. э.

Историки века нынешнего насчитывают гибели Помпей почти 2000 лет. Стало быть, когда Помпеи впервые раскопали, им было около 1700 лет! Как мы говорили, традиционная историография даёт даже абсолютно точную дату смертоносного извержения вулкана - 24 августа 79 года!

Но можно ли по сохранившимся под пеплом предметам утверждать, что жители погибших городов жили в 1 веке, т. е. почти 2000 лет назад? Естественно, что всё, что раскапывается на Апеннинском полуострове, сразу и непременно соотносится с глубокой древностью.

В среде историков давно существует заговор «под старину», если речь идет о раскопках в Европе. А вот древней, античной Руси-России места в традиционной историографии, оказывается, нет. Здесь у историков заговор в другую сторону - «под молодость».

Даже если раскапываются в русской земле ну очень древние свидетельства, они автоматически втискиваются в уже заранее определённую им, сравнительно позднюю хронологию. Как говорится - чтобы не нарушать отчётности. Возникает вопрос - как увязана история Помпей с прошлым античной Европы? Повлияет ли как-то разоблачение античности Помпей на анналы мировой истории?

Считается, что в 1648 году по указанию неаполитанского короля Карла III некий граф Алькубиерре начал раскопки на месте, которое местные жители называли Civita (Чевита, городище), и вскоре обнаружил под слоем пепла и лавы город, впоследствии и названный городом Помпеи.

Человеческая память коротка и ненадёжна. Особенно, если от неё скрывать информацию или просто её замалчивать. Так и случилось с Помпеями.

Ведь ещё не так давно, каких-то 100-120 лет назад многие италийцы прекрасно знали о существовании Помпей, и даже помнили о гибели сразу нескольких городов, расположенных в относительной близости от Везувия.

Но вот прошло, казалось бы, совсем немного времени, и новые поколения италийцев уже ничего не помнят. Старики вымерли, молодежь занята своими проблемами. А внукам и вовсе нет дела до истории.

Существует целый ряд доказательств, рассчитанных на здравость ума и элементарную логику, показывающих, что Помпеи не могли погибнуть летом в 1 веке н. э.:

Выясняется, что не мог. Под пеплом археологи обнаружили людей в тёплой одежде, которую в Италии летом никто никогда не одевает.

А полы погребённых домов жителей Помпей, в свою очередь, были застелены коврами. Кто бывал в этих краях Италии, знает, что там ковры летом никто не стелет.

2. В городище найдены остатки недопитого вина, запечатанного в бутыли.

Из историографии известно, что вино в 1 веке н. э. консервировать не умели, до нового урожая оно просто не доживало, попросту превращаясь в уксус.

Сам же «Праздник молодого вина» (по образцу современного праздника «Божоле Нуво») - это 1 ноября. Такое, старое вино не могло храниться до 1 ноября. В праздник пили молодое вино.

3. В 15 километрах от Неаполя (по дороге от Неаполя к Торре Аннунциата) до сих пор стоит памятник с эпитафией (на фасаде виллы Фараоне Меннела), посвящённой извержению Везувия 15 декабря 1631 года.

Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. Везувий потерял 166 метров своей высоты, жерло вулкана расширилось с 2-х до 5,5 километров. Горящие осколки вулкана, оказывается, разрушали крыши домов в радиусе 90 километров от эпицентра Везувия…

4. На одной из фресок изображен фрукт ананас , который, как известно, появился в Европе только после открытия Америки.

5. В то же время, под пеплом Помпей обнаружена «фреска Рафаэля», где изображены «Три грации», две из которых стоят лицом, третья - спиной, и у каждой в руке по яблоку.

При этом грации полуобнимают друг дружку.

Три грации из Помпей (якобы 79 г.), содержащие сюжет Рафаэля из 16 века.

Теперь настоящие «Три грации» Рафаэля (1504 г.) есть возможность сравнить с фреской из Помпей.

Разница в том, что здесь в руках у женщин вместо молодых побегов яблоки.

Надо полагать, Рафаэль попросту подсмотрел у античных помпейских художников сюжет с обнажёнными девушками, чтобы нарисовать себе точно такой же!

Шутка шуткой, а ведь историки давно и хорошо знают об этих находках, но почему-то до сих пор молчат как рыбы!

Обратите также внимание на постановку ног граций. На обеих картинах ноги и расставлены, и подгибаются одинаково. То же самое можно сказать и о руках молодых женщин. На самом деле все это говорит лишь о том, что сами помпейцы, жившие уже после Рафаэля, вероятно в 16-17 веке, позаимствовали сюжет у этого великого живописца.

6. В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки - ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания! Спрашивается, каким образом средневековые письмена попали в начало «человеческой» эры, т. е. в 1 век нашей эры?

7. В процессе раскопок обнаружены различные бронзовые инструменты, неотличимые по технологии изготовления от современных. Это - уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты…

8. Рогаль-Левицкий в книге «Современный оркестр» сообщает, что в 1738 году, при раскопках Помпеи, были обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы, и с золотыми мундштуками.

Неаполитанский король подарил один из этих тромбонов присутствовавшему при раскопках английскому королю, и по преданию, сохранившемуся с тех пор, этот древний античный тромбон всё ещё хранится в собраниях Виндзорского замка.

9. Также в Помпеях раскопан водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.

Можно ли изготовить столь технологичную вещь при помощи примитивных инструментов в 1-м веке? Известно, что подводящие и магистральные трубы в Помпеях были изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.

Система водоснабжения в Помпеях не может не вызывать восхищения у современника. От водораспределительной станции в виде круглого резервуара диаметром в 6 метров, закрытого куполом у Везувианских ворот, вода по трубам диаметром в 30 сантиметров самотёком поступала к локальным водонапорным башенкам, служащим для снижения избыточного давления в системе и промежуточному накоплению воды для каждого квартала.

10. В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.

Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города.

Но ведь известно, что впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века!

А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от своих конкурентов венецианцы. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера - 45х44 см. и 80х80 см.

Но каким образом в 1 веке итальянцы умудрялись изготовлять ровное плоское стекло?

Первые известные оконные (лунные) стёкла (из мутного стекла), для церковных окон даже еще в 1330 году изготовляли примитивным способом «центифугирования на палке». Ну, а первое настоящее оконное стекло методом современного вальцевания произвели только в 1688 г. на «Сен-Гобене».

Стеклянная ваза из Помпей, хранящаяся в национальный археологическом музее Неаполя. Историки уверяют нас, будто бы для античных помпейцев производство таких ваз было обычным делом.

Перечисление всех «странных» находок, собранных на развалинах Помпей и близлежащих поселений здесь не представляется возможным.

Кроме прочего, это ведь еще и холодное оружие 16-17веков, граффити на этрусском языке, это калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.

Оказывается также, что помпейцы из железа делали себе замки, дверные ручки, шарниры, засовы, задвижки и т. д. Что тут скажешь? Мы уже привыкли не удивляться чудесам исторической науки.

Но удивляет даже не это, а то, как историки, будто сговорившись, ни за что не хотят пересматривать историю, несмотря на столь очевидные противоречия.

Примечательно, что в последнее время некоторые экспозиции итальянских городов-музеев, пострадавших от Везувия, становятся для туристов всё менее доступными. Всё больше появляется сообщений о том, что местные смотрители не допускают туристов, а особенно тех из них, кто проявляет прицельное любопытство, к наиболее «опасным» с разоблачительной точки зрения, объектам.

Надо думать, хранители музеев в Италии уже проинструктированы (как в том же Египте и Китае) на предмет возможной опасности разоблачения так называемой итальянской античности .

Всё больше и больше появляется независимых исследователей, подвергающих сомнению не только древность отдельных италийских сооружений или штучных артефактов, не только саму старину так называемой древнеримской культуры, но так же и объявленные древности Англии, Франции, Испании, Германии и многих других.

Однако хозяева и хранители этих древностей быстро научаются работать в новых условиях. Понимая, что время обманов и спекуляций на древностях так или иначе когда-то закончится, пытаются не допускать туристов и исследователей к отдельным, наиболее опасным «древним» экспозициям, запрещают фотографировать, запирают до особого распоряжения начальства конкретные музейные залы и площадки…

Вот и в историческом музее Салоник, хранящем хоть и скудные, но важные с исторической точки зрения экспонаты, почему-то запрещено снимать на фото. С чего бы это? А если и мы запретим иностранцам снимать, например, наш Аркаим на Урале, разве нас после этого не заподозрят в укрывании исторической правды?

Если хотя бы разрешить такой «пустяк», основанный, впрочем, на самых откровенных доказательствах, как Гибель Помпей в 17-м, а не в 1-м веке от Р. Х., то даже это, казалось бы, малосерьёзное хронологическое уточнение, вдруг внесённое в официальную историографию Европы, способно раскачать всё здание исторической науки.

Придётся пересматривать многое и многое, пытаться заново увязывать когда-то столь удобную, «стройную» и «логичную» картину прошлого с новыми данными. И пересмотр этот коснётся не только одной Европы.

Начнётся цепная реакция. Законы логики потребуют от историков увязать тысячи вновь возникших и противоречащих друг другу фактов, событий, ссылок, заставят переписать сотни тысяч основополагающих исторических, археологических, лингвистических и смежных с ними трудов. А это уже - миллионы загубленных учебников, пособий, туристических агентств и музейных хранилищ. Трудно даже представить, сколько на это потребуется средств и сил.

Для человека думающего даже и столь краткий обзор проблемы Помпей способен уже разложить всё по полочкам. Простая логика подсказывает столь же очевидный вывод - перечисленные свидетельства относят гибель городов не то что к 1-му веку, и даже не к раннему средневековью.

Все факты говорят за то, что Помпеи, Геркуланум и другие, близлежащие к Везувию якобы древние поселения Италии, погибли в довольно позднем средневековье. «Технология материальной культуры» - вещь серьёзная, со своими строгими закономерностями. Как говорится, нельзя съесть булочку, не взрастив сначала в поле хлеба, и не поджарив его печке. Законы развития ещё никто не отменял.

Последние 15-20 лет отличаются небывалым подъёмом самосознания представителей некоторой части общества. Их не так много, как, наверное, хотелось бы. Но достаточно, чтобы вызвать головную боль в головах историков.

Непременное желание пытливых современников искать и докапываться до истины лично , невзирая на устоявшиеся в науке и культуре взгляды, авторитеты и догмы, сметает на своём пути любые препятствия.

Наиболее «циничные» из них идут дальше - не доверяют вообще ничему, подвергая сомнению, например, фундаментальные основы физики, химии, астрономии. Человеку уже недостаточно просто слушать кем-то разжёванные истины, ему хочется дойти и вскрыть тайну самому. Возможно, даже переоткрыть основы (что часто и случается на деле), найти совершенно новое решение, ранее не известное.

Да и то сказать, где и как наука добывала свои знания о мире? Не пользовалась ли она своим, раздутым в кабинетах, авторитетом порой в ущерб подлинному знанию? И где гарантия, что наука попросту не дурила обывателя своими «ошеломляющими открытиями» ради обретения славы и хлеба?

Хорошо, когда это реальный эксперимент с исследуемым объектом, а не кабинетное умозаключение. Но какие основания верить, скажем, в научную теорию о строении Земли, возведенную на весьма приблизительных и непроверенных данных?

Или в то, например, что запасов нефти, газа и некоторых других «редких» запасов в недрах планеты осталось всего на несколько десятков лет?

Задумывались ли мы, сколько за историю науки было защищено и положено на полку научных открытий, диссертаций и монографий? Их миллионы. Мы о них почти ничего не знаем.

И вопросов таких много, только успевай руки подставлять.

Ведущий редактор рубрики «Сколько стоит человек»
Фёдор Избушкин

Андреас Чурилов, автор книги «Непоследний день Помпей » однозначно доказал, что на всей традиционной истории нужно ставить жирный крест - датируемая в рамках традиционной истории и науки гибель знаменитого города в 79 году нашей эры на самом деле произошла в 1631 году.

1. Карты и средневековые источ-ники

Помпеи и Геркуланум отмечены на карте относимой к 4 веку нашей эры, на картах 15-16-х веков, и на иллюстрациях к извержению везувия в 1631 году в книгах того времени.

Йоханес Баптист Масколо, очевидец этого извержения, так и пишет:

«...Все, что встречалось на пути, было захвачено этой бурей и вихрем огня. Скот, стада подавило и разбросало во все стороны по окраинам полей. Деревья, хижины, дома, башни были повалены и разбросаны. Из этих огненных потоков два были наиболее быстрыми, один с силой устремился к Геркулануму, другой к Помпеям (города, возрожденные некогда из пепла, не знаю, будут ли они снова жить)...

2. Спящий Везувий

После извержения «79-го года» различные источники приводят до одиннадцати извержений в период между 202-ым и 1140-ым годами. Но последующие 500 лет нет никаких сведений об извержениях Везувия. Активный, с завидной регулярностью, вулкан вдруг выключается на пол тысячелетия, а затем с 1631 года снова регулярно беспокоит местных жителей. Такая вулканическая спячка становится легко объяснима, если принять во внимание хронологический сдвиг.

3. Эпитафия

В 15 километрах от Неаполя до сих пор стоит памятник с эпитафией, посвящённой извержению Везувия 1631 года.

Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. В списке пострадавших городов упоминаются города Помпеи и Геркуланум.

4. Средневековая письменность

В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки - ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания.

5. Три грации

В национальном археологическом музее Неаполя выставлена фреска с помпейских раскопок. Она является точной копией знаменитой картины Рафаэля «Три грации» 1504 года, вплоть до поз и малейших деталей композициии. Либо Леонардо да Винчи изобрёл и подарил Рафаэлю машину времени, либо владелец виллы в Помпеях знал о картине Рафаэля и заказал средневековым дизайнерам интерьеров сделать копию знаменитой на тот момент картины.

6. Технологический уровень средневековья

В процессе раскопок было найдено огромное количество различных инструментов, неотличимых по технологии изготовления от современных: уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты, сложные музыкальные инструменты, в том числе тромбоны с золотыми мундштуками.

При строительстве использовался стандартный калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.

На фресках изображено холодное оружие 16-17 веков - сабли и мушкетёрские шпаги.


Водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.

Найдено большое количество железных деталей, которые по определению не могут быть в бронзовом веке - замки, дверные ручки, шарниры, засовы, задвижки.

Подводящие и магистральные трубы сложнейшей системы водоснабжения в Помпеях изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.

На одной из фресок изображен ананас, но этот фрукт появился в Европе только после открытия Америки, в 15-м веке.

В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.

Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города. Однако впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века. А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от конкурентов. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера - 45х44 см. и 80х80 см. Но первые известные оконные стёкла стали делать только в 1330 году, а первое подобное геркуланумскому стандартное оконное стекло произвели методом современного вальцевания только в 1688 году.

7. Водовод Доменико Фонтана

Если бы даже не было ни одного из вышеперечисленных пунктов, «древность» Помпей перечёркивает в прямом и переносном смысле водовод, проведённый знаменитым папским инженером-архитектором Доменико Фонтана. Это был передовой инженер того времени, который, помимо прочего, устанавливал обелиск на площади перед собором Петра в Ватикане, и достраивал сам собор.

По официальной версии, Помпеи, как и Геркуланум, были открыты миру практически случайно в 1748 году при восстановлении водоснабжения порохового завода, мельницы которого приводились в движение водой, поступающей по каналу из реки Сарно. Один из участков канала был подземным и проходил под холмом, который впоследствии и оказался погребённым Везувием городом Помпеи. Холм так и назывался - "Городище". Однако официальная версия вынуждена признать в качестве случайного первооткрывателя засыпанного города Доменико Фонтана, который и строил тот самый водовод под Помпеями в конце 16-го века. А через сто с лишним лет восстановление этого же водовода и привёло к открытию Помпей.

Получается, что инженер Фонтана, занимаясь горно-проходческими работами, наткнулся на крыши и стены домов города, погребённого под многометровым слоем пепла. Но, во-первых, о подобной находке сам Доменико Фонтана нигде не упоминал, а во-вторых, двухкилометровый туннель нельзя построить в вулканическом грунте без принудительной вентиляции горной выработки. Выделяемый из вулканических грунтов ядовитый газ, делает невозможным производство любых подземных работ без эффективной вентиляции, с которой горная выработка по схеме напоминала бы титаник, с основным туннелем и огромными "трубами" для вентиляции. Ведь если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровым слоем вулканического пепла, то и шахты были бы многометровыми. Вместо подобных конструкций мы видим обыкновенные городские колодцы.

Очень редко водовод проложен с нарушением городской инфраструктуры, как, например, здесь.


Глубина залегания водовода незначительна по отношению к нулевому уровню Помпей, и, за малым исключением, он проходит под улицами, стенами домов и культовыми сооружениями.

Если пройтись по маршруту водовода, проложенному Фонтана под Помпеями, то можно обнаружить удивительные вещи. Следы перекладки дорожного покрытия, водяную мельницу, которая археологами называется "бурбонским водоподъемником", но которой нет на картах бурбонского и более поздних периодов.

На ранних топографических картах Помпей до начала раскопок никакие колодцы не обозначены. Все колодцы водовода были обнаружены исключительно в процессе раскопок, большей частью в XX-м веке. Некоторые колодцы снабжены каменными ступенями-консолями, встроенными в одну из боковых стенок. Некоторые колодцы реставраторами просто уничтожаются. Есть колодец с боковой дверью. Другой колодец имеет окно в одной из стен. Зачем делать окно под землёй? И как можно было штукатурить колодец снаружи, если его выкладывали как вертикальную шахту изнутри?

Во дворах храма Изиды водовод тоже имел колодец, в настоящий момент уничтоженный, он представлен на гравюре Франческо Пиранези 18 века, который изобразил храм Изиды непосредственно после его раскопок. Колодец изображён с боковыми скосами и крышками - что логично для простого городского колодца.

Это был первый колодец водовода, обнаруженный в процессе раскопок. Поэтому во времена Пиранези ещё не поняли, какую опасность он представляет для официальной версии гибели Помпей в глубокой античности.

При выходе из Помпей водовод открывается г-образным колодцем со ступеньками и с боковым входом.

Канал вне города, проложенный траншейным методом, пришлось откапывать более 20 лет. Мельницы новой пороховой фабрики испанского вице-короля были запущены только в 1654 году. Однако по официальной версии там же расположенный город Помпеи катастрофическое извержение 1631 года никак не коснулось.

Как комментируют археологи этот очевидный факт? Первые раскопки водовода проводились ещё в 1955 году, проводятся они и сейчас, но ни результаты старых, ни новых раскопок до сих пор не опубликованы, ведь тогда придётся пересматривать очень многое...

Зачем скрывать?

Казалось, бы, нет ничего более монолитного, чем историческая наука, твёрдо стоящая на трёх китах.

Первый кит истории - это первоисточники, которые в той или иной степени сохранности, якобы существуют на протяжении двух исторических тысячелетий.

Но факт состоит в том, что подделать любой письменный источник очень просто. Например, весь 19-й век можно смело назвать веком фальшивок . Якобы древнегреческие рукописи, письма монархов, известных учёных, и многие другие документы подделывались не сотнями, не тысячами, а десятками тысяч экземпляров. Например, только между 1822 и 1835 годами в одной только Франции было продано более 12000 рукописей знаменитых людей...

Но и до 19-го века деятельность по фальсификации источников была государственной европейской программой. В средние века старинные античные манускрипты массово и очень кстати находят в заброшенных башнях монастырей, а дельцы на ниве мистификаций, как, например, Поджо Браччолини , написавший в том числе «Истории» Тацита, за большие деньги продают "подлинники" античности богачам того времени.

Второй кит истории - археология, которая 400 лет копает везде, где только можно, и всё, что выкапывается, только подтверждает традиционную версию. Однако на практике археология всего лишь легализует уже существующий исторический костяк, привязывая находки к устоявшейся хронологии, несмотря на явные противоречия. Технологические артефакты, найденные в Помпеях - яркая иллюстрация этому процессу.

Третий кит истории - независимые методы датирования, всем известный радиоуглеродный и дендрохронологический методы. Но и здесь заявляемая независимость совершенно не оправданна.

Несмотря на то, что за открытие радиоуглеродного анализа была дана Нобелевская премия по химии, по сути, он работает только на утверждение существующей хронологии. Чтобы не получить чего-то крамольного, лаборатории, проводящие такие анализы, никогда не берут образец вслепую, без указания места его происхождения и предположительного возраста, жестко привязанного к хронологической шкале.

Если радиоуглеродная датировка поддерживает наши теории, мы помещаем ее в работу. Если она не полностью противоречит им, мы помещаем её в сноску. И если она полностью не подходит, мы просто не берём её.




Обоснованная критика этих методов имеется, например, в работе "ОШИБКИ БАЗОВЫХ ПОСТУЛАТОВ РАДИУГЛЕРОДНОГО и АРГОН-АРГОНОВОГО ДАТИРОВАНИЯ "

Одним из первых образцов для оттачивания метода Радиоуглеродного анализа был хлеб из Помпей. Дендрохронологических калибровочных кривых тогда еще не было, при этом несмотря на приблизительность известного в то время периода полураспада, результаты удивительным образом точно совпали с общепринятой хронологией. По сути, Радиоуглеродный анализ - это метод подгонки под существующую хронологическую шкалу.

То же самое касается дендрохнологического метода, таблицы которого основаны на той же стандартной хронологии. Дата гибели Помпей в 79 году нашей эры там является одним из основополагающих реперов.

Так зачем же европейские специалисты работали и продолжают работать над возвеличиванием своей историии и относят её в глубокую древность? Всё очень просто - когда славяне с рогатинами гонялись по лесам за медведями, европейцы уже жили в городах и кушали ананасы. А значит в современных политических вопросах младший брат должен слушаться более зрелую, на целых полторы тысячи лет, европейскую цивилизацию. Именно так проявляется суть Истории как идеологического оружия.

Но вот почему российские историки до сих пор работают на сочинённую Миллером, Шлецером, Байером историческую сказку, не понятно. Может быть, пора заканчивать работать против своей страны и стоит начать трудиться на благо своих соотечественников?

Но пока дипломированные историки не спешат разгребать авгиевы конюшни ложной хронологии, эту задачу решают грамотные наравнодушные энтузиасты. Исследование Андреаса Чурилова - яркий пример такой работы.