Тир древний финикийский город государство на восточном побережье Средиземного моря. Древний город Тир был образован в 3 тысячелетии до нашей эры. Его основателями являлись финикийцы. Ныне на расстоянии 20 километрах от его окраин располагается граница Ливана с Израилем. Считают, что Тир - первое финикийское поселение. Согласно старинной легенды город был основан на местности, где родился бог Мелькарт. По древнему преданию до заселения территории нынешнего Тира на его месте находился маленький остров, свободно двигающийся по Средиземному морю. Со временем на месте рождения финикийского бога принесли в жертву орла. После того, как капли крови упали на остров, он остановил своё перемещение.

В 28 веке до нашей эры в Тире возвели храм в честь Мелькарта. Перед входом располагались две колоны, выполненные из золота. Высота каждой из них достигала 9 метров. Ежедневно в залах храма проводили ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами. В помещениях разрешалось ходить только босиком. В 6 веке до нашей эры город захватили войска Навуходоносора с целью ограбления древнего поселения. Но жителям города удалось скрыться на остров, расположенный рядом с Тиром, где они построили новый город под тем же названием.

В 9 веке до нашей эры островные территории по указу царя Хирама соединили с материком перешейком. В результате образовался искусственный мыс. В период завоеваний Александра Македонского перешеек разрушили, заменив его на мол. В его строительстве принимал участие сам великий полководец. Известно, что первые два ведра песка были им засыпаны в основание дамбы. Все строительные работы производились вручную. Из-за нехватки исходных материалов горожан заставляли сносить собственное жильё. Со временем остров превратился в полуостров.

Тир - был единственным городом, который не сдался добровольно Александру Македонскому. Горожане стойко боролись с напавшим на них врагом. Захватчики вынуждены были атаковать город в течении долгих 7 месяцев. После захвата Тира большинство горожан уничтожили, оставшихся в живых угнали в рабство.

В эпоху Александра Македонского Тир славился кедром, который шёл на строительство дамбы и кораблей. Во времена Финикии город был известен мастерами по изготовлению стекла и тканей. На его территории впервые стали использовать чеканные монеты. За весь период своего существования Тир не раз менял своих правителей из разных стран. Свидетелями тех событий являются храмы, исторические памятники и древние руины старинных сооружений.

В монографии на основании археологических и письменных источников восстанавливаются история Тиры, социальный строй и культура города, его место среди других античных городов и роль в жизни племен Северо-Западного Причерноморья на протяжении тысячелетия.

Один из самых известных древнефиникийских городов и один из самых крупных коммерческих центров Древнего Мира, город Тир, был основан в 28 столетии до н.э. В настоящее время этот город известен как Сур и находится на территории современного Ливана. Согласно финикийской легенде город Тир был построен богом-мореплавателем Усосом, который на бревне доплыл до острова, на котором построил жертвенник.

Упоминания в древних источниках относительно Тира и его жителей можно найти в хрониках Древнего Египта, и в других важных исторических документах Древности. Тир изначально был важным портовым и торговым городом, который вел торговлю со многими странами региона, включая Древний Египет. Также подавляющее большинство финикийских колоний в западной части Средиземноморья были колониями именно Тира (включая Кадис и Карфаген).

Благосостояние Тира постоянно вызывало зависть у правителей могущественных империй Древнего мира, и как следствие его постоянно осаждали ассирийские, вавилонские, иудейские, персидские и египетские войска. Эти постоянные войны и осады привели к снижению могущества Тира в регионе и ослаблению его власти в колониях.

В период возвышения Древней Греции, Тир стал важным образовательным и научным центром, сохранив за собой этот статус и в период Древнего Рима. Также Тир вошел в историю Христианства, как один из первых христианских городов; здесь непродолжительный период времени жил и проповедовал Апостол Павел.

Источники: guide.travel.ru, tochka-na-karte.ru, www.bookarchive.ru, sredizemnomor.ru, interpretive.ru

Перемещение во времени

Призрачные армии – феномены в России

Достопримечательности Абинского района

Технократия

Ступенчатая пирамида Саккары


Особую группу древних памятников Египта составляют пирамиды Саккары. Среди них наиболее известной считается Ступенчатая пирамида, возведение которой приписывают фараону III ...

Все для красоты

У каждой девушки или женщины бываю дни, когда самочувствие не очень хорошее и вид тоже желал бы лучшего. Что...

Что такое эмуляторы

Испытать удачу, играя на игровых автоматах и разнообразных рулетках, являлось желанием многих людей. Мотивы при этом были разные. Если для...

Поездка в Краков

Краков занимает третье место по площади в Польше. В нем проживают около 800 тысяч жителей. Для того, чтобы полностью...

Крионика – ледяное бессмертие

Попытки продлить биологическую жизнь человека предпринимаются на протяжении тысяч лет. Однако особую интенсивность данные усилия среди ученых приобрели в...

Турмалиновый кварц

Турмалиновый кварц получил свое наименование за наличие в своих молочных или прозрачных кристаллах игольчатых включений черного турмалина. Благодаря этому контрасту он в...

Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (; ). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей.

Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (, , , и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др.

Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской , а другая на южной – Египетская . Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани.

О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.

О торговых сношениях тирян с израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (). Но вместе с возвышением тирян, с увеличением их богатства и славы возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: я бог, и восседаю на седалиле божием в сердце морей (). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность тирян при царях израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: Ты печать совершенства, полнота мудрости и вечной красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам (; ). Все это в свое время исполнилось.

Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным азиатским завоевателем, Салманассаром, ц. ассирийским, и затем с Навуходоносором, ц. вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, – с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это, город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40000 – проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руин еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед за тем подпал под власть римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия.

В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор , буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира.

Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, напр., в кн. пр. Иезекииля () перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлей Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона сенаирские кипарисы для устроения своих помостов и ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта – узорчатые полотна на паруса и флаги; голубые и пурпурового цвета ткани – из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран, граничащих с Понтом, он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой – пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска – вино хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей кидарских – ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы – все лучшие благовония; из Индии – золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно.

Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги, Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из иудеев. Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т. е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам , присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам ( ).

Из кн. Деяний св. апостолов видно, что в Тире рано образовалась Христианская . Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний св. апостолов, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути ().

В 196 г. по Р. X. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III в., окончил свою жизнь знаменитый .

Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Тир также важный религиозный центр, именно здесь появились первые христианские общины. Упоминается город и в Библии как одно из мест, где побывал Иисус Христос, тут он совершил первое чудо. С 1979 года Тир находится под охраной ЮНЕСКО, как город, относящийся к числу мировых сокровищ.

Сейчас старая часть Тира расположена на полуострове, а новая – на материке. Отелей в городе немного (около 2-3), но у туристов проблем с расселением не возникает, мест хватает всем. Цены на номера в гостиницах достаточно приемлемые.

Туристов в основном привлекают руины Тира периода Римской империи. До наших дней прекрасно сохранилась римская дорога, ведущая к Триумфальной арке, которая в римское время была входом в город. По обе стороны от дороги на протяжении всего пути есть множество саркофагов, высеченных из камня и мрамора. А одну из сторон дороги сопровождает акведук. Во 2 в. на территории Тира был построен ипподром, руины которого хорошо сохранились. Ежегодно летом на ипподроме проходит фестиваль искусств. Во временны Римской империи ипподром вмещал 20000 зрителей, а его длина составляет 480 метров.

В Тире стоит также посмотреть Дворец Эшмуна, Колизей, два порта времён царя Хирама, развалины храма крестоносцев.

Пожалуй, самая колоритная часть Тира – рыбацкая гавань: тихая пристань, обилие рыбацких лодок, мастерские, где эти самые лодки делаю по технологии, которая неизменна на протяжении вот уже нескольких веков. Можно отдохнуть в одном из кафе или ресторанов, расположенных в гавани.

Пройдясь от рыбацкой гавани в сторону маяка, Вы увидите раскопки аль-Мина. Непременно прогуляйтесь тут и познакомьтесь с городом, каким он был много столетий назад. На входе расположена большая торговая площадь эпохи Римской империи, пройдя через площадь, на главной улице перед Вами предстанет театр. Когда-то здесь проходили водные игры. Театр представляет собой прямоугольное здание, сидения расположены в пять ярусов, а вокруг театра размещена система цистерн. За театром следует спортивный комплекс с банями, в котором проводили тренировки борцы. Очень интересное место – собор Св. Креста, построенный в 12 веке. Сейчас от него остались основание гранитные колоны, а раньше собор был местом коронации правителей Иерусалимского королевства. По некоторым данным, именно здесь захоронены останки Фридриха Барбароссы, выдающегося германского императора. Во времена существования Финикии на месте собора Св. Креста находился храм бога Мелькарта, который считался покровителем Тира.

Ежегодно в Тире проходит фестиваль, на котором выступают фольклорные исполнители со всего Средиземноморья. Проводят этот фестиваль на развалинах стадиона времён Римской империи. Если Вы желаете больше узнать о Востоке, его культуре, то непременно стоит посетить Фестиваль фольклорных исполнителей в Тире.

Достопримечательности в окрестностях Тира

Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос сотворил своё первое великое чудо, превращение воды в вино, на свадебных торжествах в Кане. По поводу того, где располагался библейский город Кана, до сих пор идут оживлённые споры, но жители Ливана уверены - чудо случилось в местечке Кана, расположенном в 10 км к юго-востоку от Тира. Свидетельств чудесного превращения напитков, конечно, не сохранилось, однако главная достопримечательность деревни - пещера Каны - вполне заслуживает внимания. По поверьям, именно здесь Иисус провёл ночь перед совершением чуда. По пути к пещере обратите внимание на древние настенные барельефы, вырезанные в скальной породе, изображающие жизнь Спасителя (В пещеру пускают с 8 утра до захода солнца, вход стоит 4000 LBP для взрослых и 2000 LBP для детей).

Продолжив путь ещё на 18 км, можно добраться до городка Тибнин, чтобы полюбоваться на замок крестоносцев 12 века, построенный на холме в центре города. В ясную погоду со стен замка открываются головокружительные виды на поля, горы и побережье.

Питание

Заведения фаст-фуда «кучкуются» на оживлённой улице Абу-Дееб. Здесь подают вездесущие фалафель и шаверму; самая популярная среди местных закусочная так и называется - «Абу-Дееб». За чем-то более существенным порекомендуем отправиться в ресторан «Танит» поблизости от рыбного порта. Их специалитеты - огромное количество «мезе», стейки и любимый солдатами НАТО бар с иностранными крепкими напитками. Другая приятная опция носит название «Тирос» - здесь вкусная еда по демократичным ценам, а по субботам звучит живая музыка. С целью ужина «с помпой» вам прямая дорога в «Маленький финикиец», что в старом порту - тамошняя «фишка» - вкуснейшие рыбные блюда и открытая терраса над старинной пристанью.

Размещение

В Тире особенно не принято останавливаться на ночь - увидеть археологические достопримечательности вполне можно в течение светового дня. Однако для фанатов раскопок существует несколько опций для размещения, которые особенно удобны, если вы решите отправиться наутро в Сидон. Самый помпезный отель носит незатейливое название «Рест Хаус» и предлагает просторные современные номера, отличный ресторан, уютный бар, два открытых бассейна и собственный песчаный пляж за 140-170 USD (имеются и «сьюты» по 400 USD). Вариант попроще, но не менее очаровательный - отель-ресторан «Аль-Фанар». Здесь царит домашняя атмосфера, готовят вкусные традиционные блюда и просят заплатить демократичные 70-90 USD за ночь.

Транспорт

Учитывая небольшие размеры Тира, его можно легко обойти на своих двоих. Если же к концу дня вы порядком утомитесь от хождения, к вашим услугам такси. О счётчиках в Тире не слыхивали со времён царицы Элиссы, так что следует обговорить размер оплаты с водителем до посадки в такси.

Как добраться до Тира

Добраться до Тира проще всего на автомобильном транспорте из Бейрута - на маршруте работаю автобусы, миниавтобусы и маршрутные такси «сервис». Поездка на автобусе займёт от одного до полутора часов и обойдётся в 3000 LBP; они отправляются каждые 15 минут с 5 утра до 9 вечера с транспортной станции «Cola» в ливанской столице. Миниавтобусы из Бейрута «ковыляют» в течение одного-двух часов в зависимости от навыков водителя; проезд будет стоить 2000-3000 LBP. «Сервис» - самый быстрый способ добраться до Тира. Машины трогаются в путь, как только будут заполнены все места; плата за проезд - 10-15 тыс. LBP.

Поездку в Тир можно совместить с посещением Сидона - между двумя городами курсируют автобусы, время в пути - около 30-45 минут, проезд обойдётся в 1500 LBP.

История

Тир – мать финикийских народов. Об основании города рассказывает одна легенда. Появление Тира связывают с финикийским богом Мелькартом, который был сыном богини Астарты. Согласно легенде именно на месте рождения Мелькарта и был заложен древний финикийский город. Эта же легенда сообщает о том, что ещё до появления первого поселения на месте Тира этот небольшой клочок земли свободно перемещался по Средиземному морю. Позднее по приказу Мелькара нашли то место, где он родился и принесли в жертву орла, когда на скалы островка упала кровь величественной птицы, остров остановился на расстоянии примерно 800 метров от берега. В 28 веке до нашей эры жители городка построили в честь Мелькарта храм, в благодарность за это он разрешил горожанам колонизировать достаточно большой участок побережья Средиземного моря. Перед входом в храм располагались две колоны из чистого золота 9 метров высотой каждая. По территории храма ходили босиком, ежедневно тут проходил ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами.

В 6 веке до нашей эры Тир был разрушен армией Навуходоносора, но своей цели завоеватели не достигли, они хотели получить золото, драгоценности, а большинство жителей успели собрать с собой всё имущество и перебраться на остров недалеко от Тира. Там был построен новый Тир. Материк, рядом с которым располагались эти два островка, был для них защитой от бурь. В 9 веке до н.э. острова соединили перешейком с материком по приказу царя Хирама, образовав тем самым искусственный мыс. Во времена Александра Македонского перешеек был разрушен, а на его месте построили мол, который был значительно больше перешейка. Македонский лично высыпал первые два ведра песка в основание дамбы. Все работы по строительству дамбы выполнялись вручную. В дно моря забивали стволы кедров, доставленные с гор Ливана, для полного обеспечения стройматериалами жителей вынуждали сносить свои дома. Таким образом, остров со временем превратился в полуостров. Кстати, стоит отметить, что Тир – единственный город, не сдавшийся Александру Македонскому без боя, жители предпочли кровопролитную войну унизительному миру и, как могли, сражались за честь родного города. Известны некоторые подробности сражений и примеры героических поступков жителей, дошедшие до наших дней. Когда корабли Александра Македонского встали на якоря, тем самым перегородив гавань, жители Тира вплавь добрались до них и перерезали канаты якорей. После этого случая по приказу Александра Македонского на всех кораблях верёвки заменили якорными цепями. Осада продолжалась семь месяцев, после чего всё же Александр Македонский захватил власть в свои руки. Значительная часть населения Тира была убита, а кому всё же удалось выжить, вскоре были проданы в рабство. Именно во времена правления Александра Македонского ливанский кедр стал редким деревом, это было вызвано тем, что Александр помимо строительства дамбы использовал кедр ещё и при изготовлении кораблей, кедровые леса массово вырубали. Во времена Финикии Тир был известен своими стеклом и тканями. Торговцы Тира провели мирную экспансию Средиземноморья с цель найти источники сырья и рынки сбыта продукции. Именно Тир является первым городом, где начали использовать деньги – чеканные монеты. На развитии города сказывалось влияние Финикии. Тир достаточно быстро развивался. С Тира начинался ряд морских экспедиций по Средиземному морю, в том числе в Испанию и за пределы Гибралтара. В 18 веке город стал одним из важнейших поставщиков строительных материалов всего Средиземноморского побережья. В разные времена город был во власти разных стран и правителей, пережил немало событий, в память о которых остались интересные памятники, храмы, руины и прочее.

Тураев. Указ. соч., том 2, с. 14

Dhorm E. Les peuples issues de japhet d"apres le chapitre X de la Genese - Syria, 1932, T13, p 36, 46

Tyloch W. Le probleme de Tarsis la lumiere de la philology et de l"exegese // Actes du deuxieme congres international d"etudes des cultures de la Mediterranee Occidental. Alger, 1978, p 50

Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании, М, ГРВЛ, 1976, с. 9-18

Pericot L. Historia de Espana, t I, Barselona, 1965, p 179-180

Циркин. Финикийская культура в Испании. Указ. соч., с. 20-24

Страбон. Указ. соч., книга III, глава 2, 9; Диодор Сицилийский. Указ. соч., книга V, 36, 1-3

Хеннич Р. Неведомые земли, т. 1, М, 1961, с. 120; Циркин. Финикийская культура в Испании. Указ. соч. с. 18

Almagro M. A proposito de la fecha de las fibulas de Huelva - Ampurias, t 19-20, 1957-1958, p 207

Страбон. Указ. соч., книга III, глава 2, 9

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 153

Bunners. Ibid, p 88

Galling K. Der. Weg der Phonizier nach Tarsis // ZDPV, 1972, Bd 88, p. 7

Negbi O. Early Phoenician Presence in the Mediterranean Islands // American journal of Archaeology, 1992, V 96, p 606-609

Doumet C., Kawakabani I. Les tombes de Rachidieh: remarques sur les contacts internationaux et le commerce phenicien au VIII e siecle av. J. - C. // Actes du III congres international des etudes pheniciennes et puniques. Tunis, 1995, p. 391

Дьяконов И. М. Фригийский язык. - Древние языки Малой Азии, М, 1980, с. 260-263

Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии, М, Наука, 1983, с. 54

Barnett R.D. Phrygia and the Peoples of Anatolia in the Iron Age // CAH, 1975, V. II, 2, p 422

Вейс Г. История цивилизации. Указ. соч., Т1, с. 291-292

Илиада, XI, 632

Диодор Сицилийский. Указ. соч., книга 13, 57, 58 и книга V, 17, 3, 3

Нойкирхен Х. Пираты. Киев, ((~~Преса України~~)), 1992, с. 24-25

The Ancient Near East in Pictures (ANET). Relating to the Old Testament, by James B. Pritchard, Princetown, University Press, 1969, p. 318

Дьяконов И. М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н. э. и северные походы вавилонских царей // Вестник древней истории, 1981, №2, с. 50

Вейс. Указ. соч., том 1, с. 302

Бауэр Г. М. Древний Дедан. Археологические и эпиграфические памятники // Красноморские заметки, I, М, 1994

Всемирная история в 24Т. Минск, Литература, 1996, т. 3, с. 69, 70

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 145

Страбон. Указ. соч., книга 15, глава 3, 22, с. 682

Лундин А. Г. Государство мукаррибов Саба, М, 1971

Всемирная история. Указ. соч., том 3, с. 29

Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия, М, Наука, 1980, с. 120

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 158