И это название не случайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая — льва, третья — умудренного старца с поднятой рукой.

Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп — это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями.

Некогда семь великанов-самоедов шли через горы и Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную юру вогулов Ялпингнер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе п стали каменными болванами.

Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица.

Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера — Золотую Бабу . Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую Бабу. Страшным голосом закричал , и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издает Золотая Баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 г.: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».

К ее крикам мы вернемся ближе к концу рассказа, а пока о другом. Принято считать, что Золотая Баба — языческий идол народов, населявших обширную территорию от Северной Двины до северо-западных склонов Уральских гор. Эта территория в разные времена называлась по-разному — Биармией, Югорской землей, Великой Пермью.

Первые упоминания о так называемой Золотой Бабе в исторических документах появились более тысячи лет назад в исландских и скандинавских сагах, повествующих о походах викингов за Золотой Бабой в 820, 918 и 1023 гг.

За тысячу лет Золотая Баба «совершила путешествие» от берегов Северной Двины до берегов Оби. Как утверждают исследователи, она проделала столь фантастический маршрут потому, что ее все время приходилось спасать — либо от грабителей-норманнов, либо от воинствующих христианских проповедников. Но где родина идола, откуда появился он в древней Биармии, Югре и Перми и куда он исчез в конце XVI в., — неизвестно.

Как пишет в статье «Где она, Золотая Баба?» Борис Воробьев, все имеющиеся описания идола подводят к тому, что он «не является произведением мастеров древней Перми, поскольку, во-первых, по своему облику резко отличается от языческих божеств северных народов, к коим относились и югра, и вогулы, и остяки; а во-вторых, создание подобной металлической скульптуры было невозможно из-за отсутствия у югорских племен соответствующей технологии» («Техника — молодежи», 1997, № 11).

О Золотой Бабе написано множество статей и книг. Основными же источниками, к которым обращаются те, что пытаются разгадать ее тайны, являются следующие документы: сочинение основателя. Римской академии Юлия Помпония Лета (1428—1497) «Комментарии к Флору», «Трактат о двух Сарматиях» польского историка и географа Матвея Меховского (1457—1523), «Записки о московитских делах» австрийского барона Зигмунда фон Герберштейна (1486—1566). В русских документах первое свидетельство о Золотой Бабе содержится в новгородской Софийской летописи, и относится оно к 1398 г.

Оказывается, золотой идол имел множество имен: Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Медная Статуя, Золотая Владычица, Золотая Женщина, Злата Майя.

Внешний облик Золотой Бабы тоже, по описаниям, очень разный: то стоящая женская статуя, то женщина с рогом изобилия, то Минерва с копьем в руках, то сидящая женщина, очень напоминающая Мадонну, с ребенком на руках, то сидящая нагая женщина и тоже с ребенком.

В России еще одним письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538г. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.

В конце XV в. московские воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый попытались найти Золотую Бабу. Когда стало известно, что идол перенесли на азиатскую часть континента, Курбский и Ушатый во главе четырехтысячной рати перевалили через Урал и приступили к поискам его капища. Было захвачено много югорских селений и обыскано немало потаенных мест, но ни идола, ни храмовых сокровищ найти не удалось.

В 1582 г., почти через 100 лет после похода Курбского и Ушатого, след главного божества Пермяцко-Югорской земли наконец-то отыскался. Осенью того же года казаки три дня безуспешно штурмовали так называемый Демьянский городок в низовьях Иртыша.

Когда они уже было решили отложить наступление, объявился перебежчик, который сообщил, что в городке находится идол, сделанный из чистого золота. Услышав об этом, предводитель казаков Богдан Брязга приказал продолжить штурм. Городок был взят, но трофея там не оказалось: служители кумира ухитрились выбраться из окружения и унести его с собой. Брязга с отрядом бросился по следам исчезнувшего идола. В мае 1583 г. казаки были уже на Оби, в местности, называемой Белогорьем.

Здесь находилось священное для аборигенов-остяков мольбище Золотой Бабы, защищенное своего рода заклятьем, согласно которому всякий, нарушивший покой великой богини, должен был умереть. Несмотря на все запреты, казаки тщательно обыскали мольбище, но Золотой Бабы так и не нашли. Каким-то таинственным образом она вновь исчезла. Возвращаясь из похода, казаки попали в засаду и все погибли. Быть может, сбылось заклятье?!

Спустя некоторое время пропавший из Белогорья идол объявился в бассейне реки Конды, левого притока Иртыша. К его капищу, как это бывало и раньше, потянулись все окрестные племена. Божеству несли богатые подношения в виде соболиных шкурок и заморских тканей, приобретенных на торгах обширной Пермяцко-Югорской земли.

В начале XVII в. найти Золотую Бабу попытался миссионер Григорий Новицкий. Он собрал интересные сведения о святилище, где тайно хранился кумир и куда имели право входить лишь вождь племени и шаман. Кроме этих сведений, Новицкому больше ничего узнать не удалось.

Через сто лет следы Золотой Бабы вроде бы обнаружились на реке Северная Сосьва, впадающей в Обьс левой стороны. По предположению современных исследователей, местонахождение идола отодвинуто еще дальше — на Таймыр, в горы Путорана.

В конце XX в. по-прежнему предпринимались попытки найти Золотую Бабу. Последние сведения о ней относятся к лету 1990 г. Их доставила этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН, побывавшая в Ханты-Мансийском автономном округе. Там и по сей день живет небольшое количество северных хантов, которые, по преданиям, отвечали за неприкосновенность Золотой Бабы.

В 1933 г. в этих краях началось раскулачивание. Органы НКВД арестовали шамана и выведали у него путь к святилищу. Однако ханты, защищая святыню, оказали чекистам вооруженное сопротивление. В результате погибло четверо сотрудников НКВД, что повлекло незамедлительные репрессии: практически все взрослые мужчины клана были уничтожены, а многие дети, старики и женщины вымерли за зиму, поскольку охотиться и добывать пропитание они практически не могли — ружья были конфискованы. Даже и теперь, по прошествии стольких лет, оставшиеся в живых ханты с неохотой рассказывают о прошлых событиях и просят не называть их фамилии.

Что касается Золотой Бабы, хранившейся в святилище, то она исчезла. Есть предположение, что ее переплавили. Однако члены экспедиции рассказали об одном интересном факте: в краеведческом музее Ханты-Мансийска хранится немало экспонатов, на которые ранее не было музейного паспорта. Как выяснили члены экспедиции, эти вещи поступили из хранилища местного управления КГБ. Отсюда возникает еще один вопрос: если Золотая Баба была не золотая, не пребывает ли она в настоящее время в каком-нибудь спецхране?

По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплое предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410г. нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.

Верховную богиню угров знали под разными именами. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница. И это весьма примечательный факт ее «биографии».

Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок.

Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье, и звали ее Малахитница. Идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой. Короткой строкой

Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.

Сегодня среди жителей Урала живет легенда об Ялпын-Уе, гигантском змее, до сих пор иногда появляющемся «на людях», этакой мансийской анаконде. Может, это связано с легендой о Золотой Бабе?

Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз — золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это почти точно изображение зеленоглазого Осириса!

Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» — бело-красная корона объединенного Египта.

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида — богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно также и уральская богиня — богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.

Значит, образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде? Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.

Исиду сами египтяне звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть — «река Исиды»? По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Название местечка Сысерти, возможно, произошло от систра, древнеегипетского музыкального инструмента.

Таких параллелей здесь великое множество...

О том, что Золотая Баба — Исида, говорил еще старый автор Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских веяний в Сибири... Но это отдельная большая проблема.

По преданию, металлическая Золотая Баба будто бы упала с неба. А может быть, действительно упала? Такую версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая Баба — это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами.

В течение некоторого времени Золотая Баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать инфразвуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Где же находится сейчас идол или поломанный робот? В качестве последнего пристанища Золотой Бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр.

Гора Отортен

Но, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находится значительно ближе. И скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, и Манья-Тумп. Такое предположение логичнее, если верить легенде, что на Отортене «кричала» Золотая Баба.

Так или иначе, охота за Золотой Бабой продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие — золото, третьи — кладезь инопланетной технологии.

Из книги "100 великих исчезновений"

Золотой идол

https://ficbook.net/readfic/2597147

listokklevera (https://ficbook.net/authors/10561)

Беты (редакторы):

berlina (https://ficbook.net/authors/157167), Slavyanka (https://ficbook.net/authors/184574)

Фэндом:

Jared Padalecki, Jensen Ackles (кроссовер)

Жанры:

Слэш (яой), Романтика, Фантастика, Экшн (action), AU

Размер:

Макси, 99 страниц

Кол-во частей:

Статус:

закончен

Описание:

Дженсен с детства мечтал о приключениях и, когда в его руки попала карта сокровищ, тут же отправился за исполнением мечты, даже не догадываясь о том, какое сокровище он там найдет.

Посвящение:

kiraj, спасибо за замечательную заявку на мою любимую тему. Прости, дорогая моя, что это не ориджинал, но я пока так плотно сижу на этом фэндоме, что других героев не представляю.

Публикация на других ресурсах:

Это полное АУ, поэтому людям, незнакомым с данным фэндомом, можно читать как оридж, просто ГГ выглядят как названные актеры и кое-какие факты взяты из их реальной жизни, да простят они меня за это.

Предупреждение для Джаредотопов: сверху чаще Дженсен!

Атер Катта, спасибо за проверку 4-7-й глав!))

Обложка http://s019.radikal.ru/i604/1505/d3/2e84475af57f.jpg

от замечательной.sometime. http://ficbook.net/authors/1091855

Спасибо тебе огромное за такой подарок!!!

Глава 1

Пожалуй, смерть лорда Эклза, графа Суррея, тяжелее всего ударила по его среднему внуку Дженсену, самому любимому и самому любящему. В своем дедушке Дженсен находил настоящее утешение от семейных проблем, которые, естественно, не лежали на виду, а ощущались им с малолетства в холодности отца и занятости матери. Особой близости со старшим братом у Дженсена не сложилось, а младшая сестра вообще казалась инопланетянкой со своими девчачьими заморочками типа кукол и платьев; они выросли, но и через несколько лет приоритеты не сильно изменились. Теперь сестра болтала не о куклах, а о мальчиках, а брат - и так чересчур серьезный - стал еще серьезнее и скучнее и все глубже проникался семейным бизнесом, натаскиваемый отцом.

Поэтому было вполне естественным, что все свое детство Дженсен провел в замке деда в Суррее, а так как родители не стремились его туда сопровождать, а деду казалось, что ребенку в четыре года недостаточно только няни и водителя, для него наняли шестнадцатилетнего Генри Одли, сына кухарки. Так у Дженсена появился личный камердинер, чего не было даже у отца, все-таки не в девятнадцатом веке живут. Нет, в доме слуг было предостаточно, но камердинер – это же совсем другое, это словно живая волшебная палочка.

Оглядываясь на свои детские годы, Дженсен с удивлением отметил, насколько Генри сразу влился в его окружение, незримой тенью, а чаще зримой, присутствуя рядом. Вместо того чтобы, как все подростки, стремиться к общению со сверстниками, он все свое внимание и время подарил маленькому Дженсену, играя с ним, гуляя, развлекая, как только мог, помогая одеваться и даже укладывая спать, только вместо сказок рассказывая захватывающие истории про своего прадеда, тоже камердинера, Дживса. И лишь в одиннадцать лет, наткнувшись в библиотеке на серию книг Вудхауза о приключениях молодого английского аристократа Берти Вустера и его камердинера Дживса, Дженсен понял, откуда Генри черпал свои «правдивые» рассказы. До Дживса ему было очень далеко, Генри не отличался ни его умом, ни эрудицией, зато по преданности Дженсену он мог дать фору даже всей королевской гвардии, охраняющей королеву Елизавету.

У себя дед учил его всему, что могло пригодиться, по его мнению, внуку – выходцу из именитой, аристократической семьи. Он нанимал лучших учителей по множеству предметов, вплоть до верховой езды, фехтованию и боксу. Дженсен учился, катался вместе с дедом по заросшим вереском пустошам и холмам и читал. Он просто зачитывался книгами Луи Буссенара и Генри Хаггарда, сидя вечерами или непогожими днями в библиотеке, его любимым персонажем стал Аллан Квотермейн – джентльмен, охотник и любитель приключений. Дженсен представлял себя на Черном континенте в поисках сокровищ.

В один прекрасный день, в первый день весны, если точнее, дед велел оседлать их лошадей и с несколько таинственным выражением, что было неожиданно увидеть на его обычно невозмутимом лице, предложил прокатиться. Они доскакали до границы дедовых земель - небольшой речки, противоположный берег которой был покрыт нешироким, но протяженным леском. С удивлением Дженсен проследил, как дед завел коня в воду и по броду прошел на другой берег. Дженсен так же молча последовал за ним, недоумевая, откуда дед вообще мог знать о том, что тут есть брод. По одному ему ведомым тропам он провел Дженсена через лес, и они выехали на открытое пространство со стоящим на нем ярдах в пятистах от леса небольшим замком, о существовании которого Дженсен даже не подозревал.

Проскакав наперегонки до двора, выложенного серым камнем, они спешились, передав поводья подбежавшему конюху, их собственному конюху, который непонятно как здесь оказался. В замке, который лишь выглядел как старинный, а на самом деле внутри был совершенно современным, напичканным новейшей техникой и всеми мыслимыми удобствами, их встречали все те же знакомые лица. Дженсен, держа марку, удивления не выказывал, но на деда поглядывал вопросительно, тот улыбнулся уголками губ и сказал:

С днем рождения, Дженсен. Это тебе.

Спасибо, - поблагодарил Дженсен, не понимая, о чем речь.

Они прошли в кабинет, почти такой же, как в старом замке, где дед, нажав одновременно на два завитка в противоположных концах книжной полки, открыл тайник, оказавшийся вполне современным сейфом. Выставив код, он открыл дверцу сейфа и вынул папку:

Дженсен, здесь дарственная на эти земли и, соответственно, замок. Твои родители ничего не знают об этом приобретении, земля куплена на мои личные финансы, и этот дом построен тоже на них. Твой старший брат, как наследник, когда-нибудь получит замок Суррей, мне же хотелось, чтобы у тебя тоже был свой собственный дом и, что бы ни случилось, ты ни в чем ни от кого не зависел. Для обеспечения этого замка я открыл специальный счет на твое имя.

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место - плато Маньпупунер. «Малой горой идолов» называют его оленеводы местной народности манси. И название это не случайно. Подобно застывшим великанам возвышаются семь причудливых каменных фигур. Древняя мансийская легенда говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер — священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунера, и все его спутники окаменели от страха.

Страшный идол

Но существует и другая легенда, которую, правда, реже можно услышать от манси, каждое лето перегоняющих стада оленей вдоль по Уральскому хребту. Если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого безымянного холма, расположенного к западу от Уральского хребта, то отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими, пугающими чертами лица.

По преданию, которое я слышал от оленеводов, это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемых когда-то всеми народами Севера, - Золотую бабу. Когда идол перебирался через Каменный пояс - Уральские горы, шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и от звука этого голоса умерло все живое на много верст кругом, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издавала Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году писал: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Божество Перми Великой

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Он ходил по Пермской земле и ставил на месте древних святилищ храмы. В летописи записано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах - могущественным государством Биармия или Бьярмаланд. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу - Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то в устье Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежавшей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

Однако шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но малонаселенной области свои цепкие руки. Сначала это были новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя. Спасаясь от христианства, почитатели идола прятали Золотую бабу то в уральских пещерах, то в непроходимых лесах по берегам Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

В поисках святыни

Откуда же появилось у народности манси такое странное божество? Большинство ученых считают, что Золотая баба - мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина».

По поводу происхождения самого идола мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя стала символом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, который в Поднебесной сливается с образом богини Гуаньинь. Есть сторонники и христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя мадонны, которая была украдена во время набега на один из христианских храмов.

Завладеть Золотой бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающегося в дремучих лесах золотого идола, но тщетно. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О Золотой бабе они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища.

Во второй раз казаки услышали о Золотой бабе, когда добрались до Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Именно сюда, по слухам, была привезена святыня сибирских народов. Но и в этот раз добраться до Золотой бабы Ермаку не удалось. При приближении его отрядов жители успели спрятать идола. Казаки расспросили остяков о Золотой бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них мольбище большое богине древней».

Поклонение роботу?

Не обделили вниманием Золотую бабу и исследователи нашего времени. Большой интерес проявили к идолу уфологи. Уфологи говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни северных народов, оно словно с неба свалилось.

Именно эту версию происхождения золотого идола выдвинул когда-то уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба - робот-инопланетянин, которого по какой-то причине, может, из-за частичной неисправности, оставили на Земле его хозяева. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим связаны легенды манси о «живом» идоле. Потом, по мнению Ермакова, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Мне довелось несколько лет работать на Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и прошел золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. На Урале я услышал от оленеводов манси несколько историй, связанных с Золотой бабой.

На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори - там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».

Немного севернее Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны легенды о страшном крике Золотой бабы, - Койп. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище идола. У подножия горы лежит почти круглое озеро. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых, немного пофантазировав, можно угадать остатки древнего святилища.

Перегоняющие летом стада манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы вырубленной людьми гранитной плите.

Между горами Манья-Тумп и Койп есть еще одно место, которое также может быть связанно со страшными криками Золотой бабы. Это гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Некоторые члены комиссии, проводившей расследование причин трагедии, считали, что причиной, приведшей к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Что могло издавать такие убийственные звуки? Вернемся к версии Станислава Ермакова о внеземном происхождении Золотой бабы. Почему же космический робот, созданный цивилизацией, далеко опередившей земную, неожиданно частично вышел из строя?

На этот вопрос может помочь ответить один эпизод в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу в Биармии… Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться…

Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько смогли унести…

Добрались они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском свалилась с плеч долой».

Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные сокровища.

Где же сейчас находится золотой идол? В качестве последнего пристанища Золотой бабы называют три труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана.

Сейчас слово «баба» в основном уничижительное, но так было не всегда. Да и сейчас это не везде))) На востоке «баба» - уважительное прибавление к имени, например, Али-баба. Да ладно восток, в других местах Бабай - это «отец, дед». Баба мужского пола. Каменная баба - это идол, истукан, или нечто тяжелое, как та баба, которой забивают сваи в землю. Раньше в славянском «баба» обозначало «рожавшую женщину», а «Золотая баба» в большинстве источников упоминается как богиня женского плодородия. Отсюда можно расшифровать «Золотую Бабу» уже как «Золотой идол» или даже «Золотая богиня».

«Молятся они Русскому Богу, и тот Русский Бог из литого золота в чаще сидит».

На картах Золотую Бабу рисовали вполне обычные путешественники и картографы, причем в самых разных местах: от Европы до Сибири, от южных степей до, Лукоморья.




В этих же местах Золотой Бабе и поклонялись, а может и до сих пор поклоняются. В этих же местах за ней и охотились искатели сокровищ. Особенно на сибирской земле: по сведениям, это был не просто идол с золотой короной и ценными жертвоприношениями, но целиком сделанный из золота. Поэтому основные поиски велись за Уралом, тем более что на различных картах местоположение Золотой Бабы отмечалось на реке Обь. По некоторым источникам, в 14-м веке часть народов коми, не желавшая принимать крещение от Московии, опять же увезла золотого идола в Сибирь, в район Оби. Впрочем, речь просто о «Богине Севера», и там ее искали еще викинги.


Уже в 20-м веке было написано много романов и киносценариев, посвященных именно поискам Золотой бабы в Сибири. Непонятно только - какой именно. Потому, что по одним сведениям - это золотой идол, который под давлением христианства уходил из европы все дальше на восток и остался за Уралом. По другим - это много разных статуй, от индийских будд до египетских богинь. Есть аналогии этого идола с Хозяйкой Медной Горы и даже с Бабой-Ягой, которая, кстати, тоже «баба». Историй по ее поискам можно написать очень много, и каждая будет по своему правдива. Есть легенды о самых различных реальных городах, которые перед захватом их воинственными соседями прятали золотую статую в земле или пещерах. Так что искать Золотую Бабу можно - везде.


На вопрос, кто ее искал ответ тоже такой же: практически все. От Ермака (с целью править миром), викингов, церковников с целью ее уничтожения и вплоть до экспедиции НКВД в 1930-х годах. А вот сведения о том, что кто-либо нашел - отсутствуют.

Идол был сделан из чистейшего золота весом в три тонны и восседал на кургане, сложенном из драгоценных даров. Древние верили, что Золотая Баба может наградить молящихся своей милостью.

Вы когда-нибудь слышали о Золотой Бабе? Это легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Иногда её ещё называют Сибирский фараон. До сих пор загадка происхождения и исчезновения Золотой Бабы не дает покоя многим исследователям.

Легенда о Золотой Бабе родилась на Руси в XIV-XV веках, когда Московское государство стало расширять свои владения на северо-востоке. Впервые об идоле упомянуто в Софийская летописи от 1398 года. В неё рассказывается об одном из православных миссионеров - Стефане Пермском. В летописи говорится о бесчисленных деяниях Стефана, который сеял веру Христову там, где когда-то поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.

Уже тысячу лет легендарный скрыт от человеческого взора. Веками его рьяные хранители убивали любого, кто мог посягнуть на сокровище, а если требовалось, то и самих себя, лишь бы уберечь святыню. Очевидцы описывали Золотую Бабу по-разному. Одни говорили, что это была фигура беременной женщины, другие утверждали, что это была мать с младенцем на руках, а третьи были уверенны, что идол представлял собой матрёшку, сложенную из золотых колоколов. Кто-то и вовсе придерживался версии, что Золотая Баба была тибетской богиней Гуань Инь, статуя которой принадлежала древним ариям, пришедшим с Арктических островов. Славяне же считали Золотую Бабу своей богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов, Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье, недалеко от реки Оби, в месте ее впадения в Иртыш. Сегодня споры о настоящем нахождении Золотой Бабы не утихают ни на день. На карте Герарда Меркатора, изданной в 1595 году, изображена легендарная страна Гиперборея, которая могла существовать на северной современной России. Неподалеку от устья Оби на этой карте есть надпись: «Золотая Баба».

В любом случае идол был сделан из чистейшего золота весом в три тонны и восседал на кургане, сложенном из драгоценных даров. Древние верили, что каждый, кто к ней приходил поклониться, должен был что-то принести взамен, и она наградит тебя своей милостью.«Преподнеси хоть клок волос со своей головы, иначе богиня покарает тебя смертью». Уфологи считают, что фигура Золотой Бабы была изготовлена из металлических сплавов, которые не имеют аналогов в земной металлургии. Впрочем, все может быть.

Золотая Баба до сих пор найдена не была. Хотя под этим названием можно было бы отметить несколько идолов и изваяний, которых могли называть Золотой Бабой. Например, исследователи в 19 веке якобы вышли на след Золотой Бабы в районе Северного Урала, однако нашли лишь ее серебряную копию. А в 2000 году на Кольском полуострове было обнаружено каменное изваяние, которое и могло быть гиперборейской богиней. Но утверждать, что именно это была та самая легендарная статуя, нельзя. Вполне возможно, что Золотой Бабы никогда не существовало в том виде, в каком она предстает в легендах и преданиях народов севера.