Следовавший по маршруту Куала-Лумпур - Пекин , на его борту находилось 239 человек. Чтобы найти самолет, была организована самая дорогостоящая в истории поисково-спасательная операция стоимостью более $200 миллионов. Однако место падения так и не было найдено. Официальное расследование зашло в тупик. Но все это время параллельно до истины пытались докопаться родственники и группы энтузиастов со всего мира. Недавно ограниченным тиражом была опубликована книга «Рейс MH370: полёт в никуда. О чём молчит расследование». Ее авторы Сергей Мельниченко , генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», человек с большим летным и экспертным опытом, и Павел Тяпкин, в прошлом физик, специалист по радарным установкам и системам ПВО . Они провели свое расследование и попытались разгадать величайшую загадку в истории гражданской авиации. Насколько им это удалось? Об этом мы говорили с Павлом в эфире Радио «Комсомольская правда» .

Рейc MH370 «Полет в никуда: о чем молчит расследование». Новые подробности исчезновения малазийского «Боинга»

Капитан перевел дочери крупную сумму...

Павел, эта история не укладывается в голове: напичканный электроникой самолет бесследно пропадает в напичканном электроникой и радарами мире. Что это было? Теракт? Попытка самоубийства? Несчастный случай?

Версия с самоубийством пилота стала, как мы это называем с соавтором, «неофициально официальной версией». Ее изо всех сил проталкивает и малайзийская и англоязычная пресса, но, на наш взгляд, она хромает на обе ноги. Ну, во-первых, зачем так странно и долго себя убивать? Ведь самолет летел еще много часов после того, как отклонился от курса. А самоубийство - это все же либо импульсивный, либо хорошо продуманный, но быстрый поступок. Когда мы писали книгу, то очень внимательно изучали все, что мы могли «накопать» про капитана - 53-летнего Захари Ахмад Шаха. И пришли к выводу, что самоубийство не в его типе характера, особенно самоубийство с таким количеством невинных жертв - простых пассажиров.

Однако ведь на него составили целое досье! И там полно подозрительных деталей. Например, на домашнем летном тренажере он отрабатывал тот самый маршрут с полетом в совершенно безлюдную точку Индийского океана. Незадолго до последнего полета перевел дочери крупную сумму денег, якобы на покупку дома. Наконец, за несколько минут до вылета ему поступил странный звонок с сим-карты, купленной с помощью поддельных документов.

Но этот звонок как раз и опровергает версию самоубийства! Скорее, он косвенно подталкивает нас к версии теракта.

- Если это был теракт, то почему никто не взял на себя ответственность?

Тут у нас два довода. А что если теракт не удался? Что если было задумано что-то более грандиозное, вроде атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке , а самолет просто не долетел до цели, разбился по каким-то причинам? И второе. Теракт мог быть задуман и полностью осуществлен одиночкой. В данном случае - капитаном лайнера. Мы видим, что в Европе происходит много таких терактов, когда человек вообще не входит ни в какую ячейку, не имеет над собой никаких руководителей. Просто сам задумал теракт, захватил грузовик и врезался в толпу, подавил людей. Но тут есть еще одно обстоятельство, которое еще больше запутывает ситуацию. Создается впечатление, что кто-то делает все, чтобы «Боинг» никогда не был найден.

- Почему?

Например, в середине расследования тихо и незаметно обнаруживается бумажный документ, из которого следует, что в «Боинг» залили больше топлива, чем было указано в официальных электронных записях. Исходя из этого рассчитывается место падения гораздо дальше первоначальной официальной дальности полета. Потом есть странная позиция малайзийских военных, которые ситуацию в своем воздушном пространстве контролируют на 100 процентов, но почему-то равнодушно наблюдают, как в первые дни после исчезновения «Боинг» ищут у берегов Вьетнама , где его точно нет. Потом через четыре дня, 12 марта, спохватываются и говорят: а вы знаете, самолет развернулся и обратно через всю Малайзию полетел в сторону Андаманских островов. А потом, 13 марта, возникают американцы и говорят: а по спутниковым данным, исходя из восьми сигналов телеметрии двигателей Боинга 777, самолет летел еще семь часов и вроде упал далеко на юге, в Индийском океане. Хорошо, не вопрос! Но в Австралии установлен мощнейший загоризонтный радар стоимостью $1,5 миллиарда, он «пробивает» на 3000 километров. Если «Боинг» упал в той расчетной точке Индийского океана, то австралийцы должны были его видеть. Но на все запросы они отмалчиваются, ссылаясь на военную тайну. Наконец, обломки «Боинга», которые были выброшены океаном на берег острова Реюньон (это в Индийском океане, 700 к востоку от Мадагаскара - Ред.), судя по карте морских течений, не могли приплыть оттуда, где шла поисковая операция. Таких нестыковок куча. Налицо искажение данных: лайнер ищут там, где он не мог упасть.

Угнали дистанционно?

Такие подтасовки дают повод для появления различных конспирологических теорий. Муссировалась версия, что целью злоумышленников была группа разработчиков секретного микрочипа из американской компании Freescale Semiconductor, которая находилась на борту. Другие обращали внимание на большое количество однофамильцев, зарегистрировавшихся на рейс. Но больше всего говорят об «американском следе». Суть этой конспирологической теории в том, что после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке американские спецслужбы заказали «Боингу» разработку системы удаленного управления самолетами. В случае захвата лайнера террористами она даст возможность перехватить управление и дистанционно посадить его в безопасном месте. Якобы, такая система была установлена на пропавшем «Боинге», но воспользовались ей вовсе не спецслужбы...

Я в эти теории заговора не верю. Технически встроить такую систему в самолет и управлять им с земли через спутник вполне возможно. Но ни одна спецслужба мира на этот шаг не пойдет, потому что это несет жуткую опасность для них самих. Ведь в этом случае они открывают окно возможностей для террористов. Если есть система дистанционного управления, то рано или поздно ее взломают хакеры и наоборот - поведут самолет на небоскреб. Причем убьют двух зайцев : и теракт совершат, и сами в живых останутся. Большинство конспирологических теорий рождается из-за недостатка информации. Яркий пример - история с однофамильцами. Тут же стали раздувать: группа готовила захват самолета. Потом оказалось, что однофамильцами были китайцы-художники из несколько поколений одной семьи, летевшие домой после выставки.

Если самолет невозможно было угнать дистанционно, значит, это сделал кто-то на борту. Были среди пассажиров люди, обладавшие летными навыками?

Была версия, что среди пассажиров был малайзийский специалист по авиационной электронике, который сидел в бизнес-классе прямо под антенной спутниковой связи и теоретическим мог «хакнуть» лайнер. Но честно говоря, доказательная часть этой версии шита белыми нитками. Мы перебрали всех пассажиров поименно, но потенциальных угонщиков не обнаружили. Нас больше привлекал капитан воздушного суда.

- Чем именно?

Мы накопали несколько фактов совершенно странных. Я бы даже сказал, разнонаправленных. С одной стороны, он - дальний родственник и страшный фанат одного малайзийского оппозиционного политического деятеля Анвара Ибрагима, который, судя по всему, тесно связан с Саудовской Аравией и ваххабитами.


Пассажиры стали жертвами политических разборок?

- Захари Ахмад Шах был религиозным человеком?

В том-то и дело, что нет. Мы проанализировали его активность в интернете и обнаружили, что в последние полгода он лайкнул на YouTube несколько лекций известного английского биолога и атеиста Ричарда Докинза . То есть капитан увлекся атеизмом, что для мусульманина очень необычно. И напрочь убивает версию про терроризм с исламским уклоном. Капитан оказался личностью противоречивой. Он был не исламистом, а скорее, правозащитником, который выступает за свободу, равенство и братство. Известно, что он в соцсети выкладывал свое фото в черной футболке с надписью «Демократия умерла». Потому что, с его точки зрения, демократия действительно умерла, так как его кумиру Анвару Ибрагиму не дали победить на выборах в Малайзии. Против Анвара были cнова выдвинуты обвинения, 7 марта 2014 года политика приговорили к 5 годам тюремного заключения...

А 8 марта 2014 года «Боинг», которым управлял Захари Ахмад Шах, исчез в неизвестном направлении! То есть чисто теоретически в случае угона пассажиры могли быть использованы в качестве заложников, если бы возник торг: пассажиры в обмен на свободу Анвара Ибрагима? А потом что-то пошло не так?

Я такие версии тоже слышал, но у нас слишком мало информации, чтобы что-то определенное говорить.

- На борту был еще и второй пилот. Что можно сказать о нем?

Фарик Абдул Хамид гораздо моложе, ему было 27 лет, и я не верю, что он мог угнать самолет в силу его положения на борту. Этот полет был его последним экзаменом перед получением сертификата на этот тип воздушного судна. Если бы Захари подписал его летный сертификат, Фарик становился бы вторым пилотом Боинга 777. То есть впереди карьерный скачок, другая зарплата... Поэтому он не мог ничего в этом полете предпринять подозрительного. И это еще раз указывает на капитана - именно командир угнал самолет. В этот момент Фарик Абдул Хамид был наиболее зависим от капитана. И еще одно обстоятельство. Второй пилот за несколько дней до полета сделал предложение своей девушке.

- Логично. Если ты собрался угнать лайнер, тебе не до устройства личной жизни.

Кстати, всплыла поразительная деталь. Когда лайнер летел уже с выключенными системами связи обратно через Малайзию, он зачем-то сделал полукруг вокруг города Пенанг. А это родной город Захари Ахмад Шаха. Такое ощущение, что он прощался со своим домом. И, вот представляете, есть неофициальная информация, что в этот момент один из сотовых телефонов на борту «Боинга» связался с базовой сотовой станцией в одном из районов города Пенанг.

Второй пилот пытался звонить с борта самолета

- Разве такое возможно?

В принципе, да, особенно если самолет летит медленнее и ниже, чем это было в ту ночь. Энтузиасты из малайзийской полиции специально гоняли там с этой целью небольшой винтовой самолет, оказалось, что телефон «схватывает» сеть на высоте 3-5 километров. Но в тот раз звонок не удался, там было просто соединение, но этого достаточно, чтобы определить телефон звонившего абонента. Это был номер второго пилота.

- А сколько прошло со времени угона?

Больше часа.

- То есть, он уже мог понять, что лайнер захвачен?

Мы можем строить догадки, что он пытался что-то сообщить на землю. Но это всего лишь догадки.

- Насколько велики шансы, что мы узнаем правду о пропавшем «Боинге»?

Я рассчитываю на то, что нам что-то выкинет океан. Есть некоторые наметки, что имеет смысл поискать на безлюдных островах, отмелях ближе к центру Индийского океана. Обломки кое-что могут рассказать. А вторая надежда - на то, что если конспирологи все же правы, и был заговор, то рано или поздно кто-то проболтается.

Авиалайнер Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines (MAS) с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, совершавший совместный с китайской China Southern Airlines рейс MH370 из столицы Малайзии Куала-Лумпура в Пекин (Китай), (7 марта 22.40 мск), не подав никаких сигналов о неполадках на борту, других проблемах или смене курса. Последним сообщением с борта было: "Все в порядке, спокойной ночи".

В момент последнего контакта — буквально за минуту до вхождения в воздушную зону управления Вьетнама — авиалайнер в 220 километрах от восточного побережья Малайзии. Погода в районе исчезновения была хорошей. Самолетом управляли опытные летчики (капитан — 53-летний подданный Малайзии Захари Ахмад Шах — работал в MAS с 1981 года, его налет достиг почти 18,5 тысячи часов; 27-летний второй пилот Фарик Аб Намид налетал 2 763 часа). Авиалайнер прошел полную проверку всего за десять дней до этого рейса.

На борту пропавшего самолета находились 154 пассажира из КНР и Тайваня, 38 малайзийцев, семь индонезийцев, шесть австралийцев, пять индийцев, четверо французов, трое граждан США, по двое новозеландцев, украинцев и канадцев, по одному жителю России, Италии, Нидерландов и Австрии. Однако затем реальная национальная принадлежность как минимум двух из находившихся на борту была поставлена под сомнение в связи с данными о том, что они воспользовались украденными паспортами. По заявлению Интерпола, два иранца летели по паспортам австрийца и итальянца. По мнению международной правоохранной организации, они не имели отношения к террористам, а направлялись в Европу как нелегальные мигранты.

Среди 227 пассажиров лайнера 20 были работниками одной компании — Freescale Semiconductor, бывшей "дочки" компании Motorolla со штаб-квартирой в Техасе (США), производящей полупроводниковое оборудование, в том числе компоненты для оборонной техники и бортовых навигационных систем.

Пропавший Boeing перевозил не только пассажиров, но и более семи тонн груза, часть которого не была поименована в перевозочных документах. В самолете находились 4,566 тонны мангостанов (плоды тропического дерева), а также партия литиевых батарей (200 килограммов), являвшаяся частью отдельного груза, который весил 2,4 тонны. По словам представителя Malaysian Airlines, этот груз составляли "аксессуары для радиоаппаратуры и зарядные устройства".

Перевозку неизвестного груза пекинское отделение логистической компании HHR Global Logistics, однако забирать доставленное должна была от его имени другая компания — JHJ International Transportation Co.Ltd.

В апреле 2015 года правительства Малайзии, Австралии и Китая, участвующих в поисковой операции, поиска в два раза, в результате чего она была расширена до 120 тысяч квадратных километров. На тот момент было обследовано более половины приоритетной зоны на дне Индийского океана (более 50 тысяч квадратных километров). Однако, несмотря на использование сложного гидролокационного оборудования и помощь от правительств целого ряда стран, к тому времени никаких следов самолета .

Первой за 16 месяцев в рамках расследования обстоятельств исчезновения авиалайнера Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines стал обломок крыла (флаперон, предназначенный для управления углом крена), найденный 29 июля 2015 года на французском острове Реюньон в Индийском океане — за тысячи километров от района основных поисковых работ, ведущихся у Австралии. Обломок неопознанного самолета нашли уборщики пляжа рядом с городом Сан-Андре. Он был заполнен ракушками, что указывало на долгое пребывание в воде.

После найденного фрагмента самолета специалисты возглавляемого Австралией Координационного центра поисков (JACC), премьер-министр Малайзии Наджиб Разак, а также прокуратура Франции , что он принадлежит пропавшему лайнеру.

К концу 2015 года были зоны поисков. Были найдены и другие обломки в Индийском океане.

Летом 2016 года . В июле СМИ со ссылкой на документы полиции Малайзии сообщили, что пилот малайзийского лайнера MH370 Захари Ахмад Шах совершил полет на тренажере в южную часть Индийского океана меньше, чем за месяц до исчезновения самолета предположительно в том же районе. Согласно документам, малайзийская полиция предоставила ФБР жесткие диски, на которые пилот записывал маршруты, отработанные на самодельном домашнем авиационном симуляторе. Следователи считают, что путь, отработанный командиром MH370, в значительной степени совпадает с тем, которым мог следовать самолет до исчезновения. Министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай позднее , что доказательств того, что пилот пропавшего авиалайнера намеренно направил его в океан, нет.

В августе австралийские СМИ со ссылкой на анализ минобороны Австралии , что Boeing 777-200 упал в Индийский океан на высокой скорости, что может говорить о неуправляемом крушении. Согласно автоматическим сигналам, которые подавал лайнер в последние минуты полета, самолет падал "очень быстро — на скорости до 20 тысяч футов в минуту (6096 метров в минуту)". Эксперты пришли к выводу, что крушение произошло после того, как у самолета закончилось топливо и загорелись два двигателя — "сначала левый, а через 15 минут правый".

17 января 2017 года представители Австралии, Малайзии и Китая пропавшего малайзийского Boeing MH370, которые продолжались более двух лет. Согласно совместному заявлению трех государств, несмотря на все предпринятые усилия, использование новейших технологий, методы моделирования и консультации высококвалифицированных и лучших в своем роде специалистов, в ходе поисков самолет обнаружить не удалось.

Ведение поисков пропавшего MH370 Малайзия частным лицам и организациям.

На конец февраля 2017 года подтверждено обнаружение 25 обломков MH370. Малайзия достигла меморандума о взаимопонимании с государствами Африки, берега которых омывают воды Индийского океана. Согласно договоренности, африканская сторона обязалась помочь в извлечении любых вероятных обломков, которые могут быть выброшены на ее берега.

Группа по расследованию исчезновения самолета , который будет опубликован в течение года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Пропажа века

8 марта 2014 года пропал Боинг-777 Малайзийских авиалиний, выполнявший рейс 370 над Южно-Китайским морем. На борту находилось 239 человек (12 членов экипажа и 227 пассажиров).

Через почти 1,5 года случилась первая находка. 30 июля 2015 года нашлась часть крыла, элерон-закрылок, который по маркировке соответствует модели Boeing-777.

Обломок Boeing, предположительно MH370

«Спокойной ночи, MH370», – такими были последние слова пилота самолета, произнесенные в 1:19:30. Сразу после этого самолет поменял направление и полетел достаточно странным маршрутом – пересек Малайзию и ушел в сторону Андаманского моря и Никобарских островов. Еще ровно через час самолет последний раз увидели военные радары.

Полет продолжался на высоте 10 900 метров, обычной для полета пассажирских самолетов. Дальше двигатели самолета продолжили передавать сигналы, которые один раз в час видели спутники, но скорость и местоположение уже определить было невозможно. Еще около 6 часов самолет продолжал движение. За это время он мог пролететь около 5300 км.


Странный обломок

Для начала восстановим местоположение обломка – это французский остров Реюньон. Слово «французский» не должно вводить в заблуждение – это заморский регион Франции, находится в 700 км к востоку от Мадагаскара. Это замечательный остров: горы, вулканы, водопады, прекрасный растительный мир и настоящий рай для любителей морских увлечений.

остров Реюньон

Как попал сюда этот обломок? Ведь район поиска находился в 5000 (!) км от Реюньона. На карте ниже обозначено местоположение Реюньона относительно района поисков.


До Реюньона самолет долететь вряд ли мог. Это означает, что обломок принесло туда океаническое течение. Другой вариант – его туда кто-то доставил.

Через Реюньон проходит Южное пассатное течение. Южное пассатное течение имеет ветвь вблизи Мадагаскара, которая так и называется – Мадагаскарское течение. Течение направлено на юг и юго-запад со скоростью 2-3 км/ч. Важно понимать, что в южном полушарии, где находится остров Реюньон, течение не имеет сезонных колебаний. Средняя скорость Южного пассатного течения – 74 км в сутки.

С момента пропажи до момента находки прошло 509 дней. За это время обломок мог совершить чуть ли не кругосветное путешествие. Значит, обломок, вероятно, лежит на острове Реюньон уже больше года. Странновато, не правда ли? Впрочем, есть шанс, что обломок попал в активное течение далеко не сразу, а долгое время блуждал в спокойных водах, пока «не лег на курс». Как ни крути, вероятнее всего обломок начал свое путешествие в Южном полушарии.

Впрочем, находятся люди, которые высказывают сомнение в том, что данный обломок мог приплыть на Реньюон. Считают, что данный обломок вовсе не водоплавающий. К сожалению, пока данных недостаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть данный тезис. Если это окажется так, то может оказаться, что обломок «найден» с определенной целью и приурочен к теме трибунала в отношении рейса MH17, сбитого в небе над Украиной. Тогда неслучайно обломок появился лишь после того, как основные мероприятия в отношении расследования трагедии на Донбассе были окончены.


Странные поиски

Для начала хотелось бы выразить недоумение относительно хода поисковой операции. С помощью расчетов, основанных на физических законах (эффект Доплера) и спутниковых данных были установлены примерные коридоры полета самолета. Северный коридор был исключен, так как в этом случае самолет должен был пролететь несколько стран. При этом самолет не входил в их воздушное пространство, по крайней мере, не был там замечен. Поэтому за основу было взято южное направление, при этом крайняя точка маршрута была взята таким образом, как если бы самолет выработал весь запас топлива.

Изначально топлива в самолете было на 7,5 часов полета. Самолет вылетел в 0:35. Последний раз данные были переданы в 8:15. После первых 30 минут полёта оставалось 43,8 тонны авиакеросина из 49,1 тонн на момент взлёта. Это свыше 6 часов полета при расходе около 6-7 тонн в час в зависимости от массы самолета. Таким образом, правильно было рассчитано, что самолет летел вплоть до выработки топлива. Итак, сразу правильно можно было рассчитать периметр поиска. Но уже через некоторое время эти данные вряд ли бы помогли – течение в этих местах могло относить обломки на 20 км ежедневно, а за месяц это 600 км! Район поиска увеличивался многократно.

Где же поначалу искали пропавший самолет? Везде, но только не там, где нужно.

Даже в Андаманском море и Южно-Китайском море. И это при том, что самолет должен был улететь оттуда на 5000 км. Сумма, израсходованная на поиски, оценивается в сцмму около 90 млн. долларов. И только спустя три месяца после исчезновения самолета специалисты британской спутниковой компании Inmarsat заявили, что поисковая операция проводилась не в том районе, где предполагалось падение самолёта.

Точное место, оказывается, вполне можно было рассчитать. Понятное дело, что к этому времени искать обломки уже не было никакого смысла. Теперь они могли находиться совершенно в любой южной части Индийского океана. Но это не остановило поиски. В августе 2014 года правительства Малайзии, Австралии и Китая заключили контракт на сумму более 50 млн долларов США с голландской фирмой Fugro на проведение подводных поисков самолёта. Естественно, что деньги были потрачены впустую. Искали иголку в стоге сена. Но голландская компания поработала хорошо.

Было очевидно, что самолет, упавший в воду на огромной скорости, разлетелся на множество мелких обломков. На такой скорости вода превращается будто в бетонную стену. Его просто «разнесло в щепки», на тысячи частей. Многие части имели среднюю плотность меньше воды и должны были плавать. Это не первая катастрофа на воде – моря и океаны обязательно выносят на берег обломки самолетов. Наиболее тяжелые мелкие части (например, «черные ящики») ушли на глубину до 6000 метров.

Конечно, такая поисковая операция наводит на мысли, что официальная версия пропажи самолета мало что объясняет. Операция была важна, чтобы прикрыть информационное поле от появления и раскачки неофициальных версий.

Странный угон. Странный пилот

Основная официальная версия гибели самолета – угон неизвестными лицами. Были отключены все системы связи. Сначала была отключена система ACARS (в 1:06), потом транспондеры (в 1:21). После этого самолет сменил направление. Сделать это могли только профессионалы высокого уровня.

Командир воздушного судна Захари Ахмади Шах – загадочная личность. Он был одним из лучших пилотов компании. В его квартире прошли обыски, был найден симулятор, на котором пилот тренировался сажать самолет на пяти аэродромах в районе Индийского океана: на взлётно-посадочной полосе аэродрома военной базы США «Диего Гарсия», международного аэропорта Мале на Мальдивах и других ВПП Индии и Шри-Ланки.

3 февраля 2014 года пилот стёр данные о своих авиатренировках в памяти авиатренажёра, включая тренировки посадки на аэродроме военной базы США «Диего Гарсия». Данные пришлось восстанавливать. Еще более удивительно, что командир судна стер все свои рабочие и социальные планы в дневнике. Такое впечатление, что он заранее знал, что его жизнь либо на этом закончится, либо полностью поменяется.

Есть дополнительные факты, которые ставят командира воздушного судна под подозрение: за несколько минут до вылета самолета он разговаривал по сотовому телефону с женщиной, которая приобрела сим-карту по поддельным документам. Звонок длился 2 минуты.

Один из близких друзей пилота рассказал полиции, что летчик был эмоционально подавлен мыслями о предстоящем разводе с женой:

«Он находился в таком угнетенном состоянии духа, что я подумал: лучше бы ему не садиться за штурвал самолета».

Дочь летчика, 28-летняя Аиша, призналась следователям, что отец говорил ей, что его отношения с мамой закончились катастрофой:

«Он спросил, что я буду чувствовать, если они разойдутся. Папа совсем не был похож на того жизнерадостного человека, которым я его знала. Он казался подавленным и растерянным. Появилась ли у него новая женщина? Мне отец ничего об этом не рассказывал».

46-летняя супруга пилота Файза подтвердила, что их семейная жизнь дала трещину. Во время допросов, которые длились в общей сложности более шести часов, женщина несколько раз падала в обморок. Она рассказала, что за несколько недель до злополучного рейса Захари перестал с ней разговаривать и большую часть свободного времени проводил с друзьями. Если же он оставался дома, то уходил в свой кабинет, где был оборудован самодельный авиатренажер, и находился там в одиночестве. В итоге жена капитана и трое детей переехали из своего дома за день до исчезновения.

Капитан Шах был сторонником малайзийского оппозиционного политика Анвара Ибрагима, который на 7 марта был приговорен к тюремному заключению по обвинению в содомии, хотя ранее был вынесен оправдательный приговор. Данный прецедент рассматривался в качестве политически мотивированного.

Уже будучи за штурвалом самолета, перед тем, как направить его в неизвестность, капитан облетел свой родной остров – Пенанг. Капитан Саймон Харди рассказал BBC News, что маршрут самолета был «вероятно, очень точным полетом, а не случайностью», и отметил, что окончательный поворот самолета, прежде чем он направился в Индийский океан, позволил четко увидеть родной остров капитана:

«Это был странный крюк... для того, чтобы посмотреть на [Пенанг] вы должны повернуть налево или направо, пролететь вдоль него, а затем выполнить длинный поворот. Если вы посмотрите на выход MH370, на самом деле было три поворота, а не один. Он провожал взглядом Пенанг».

Тот факт, что отключение приборов связи началось еще тогда, когда пилоты общались с диспетчерами, и еще длительное время никаких сигналов бедствия они не посылали, есть основания полагать, что пилоты могли быть причастны к угону самолета. В противном случае мы можем также рассмотреть версию, аналогичную 11 сентября 2001 года – самолет был угнан проникшими на борт подготовленными людьми, которые его захватили и нейтрализовали пилотов. Однако эта версия является лишь второстепенной.

Эксперт по вопросам авиации Новой Зеландии Питер Кларк заявил, что захват самолета сопряжен с «огромными знаниями» и даже знаний пилота не было бы достаточно, чтобы отключить систему связи и перепрограммировать семичасовой рейс. Поэтому, вероятно, речь необходимо вести о сговоре нескольких лиц.


Командир воздушного судна не на всех фото похож на психически уравновешенного человека. Об этом говорят несимметричные черты его лица

Поведение родственников. Странная скрытность властей

Родственники потерпевших поставили под сомнение правдивость заявлений малайзийского правительства о крушении самолета, организовали акцию протеста у посольства Малайзии в Пекине с целью заставить правительство Малайзии выдать любую удерживаемую информации о местонахождении MH370. Эти требования были подкреплены раскрытием спутниковых данных только лишь через две недели после исчезновения, ранее скрытых от общественности. Родственники также были возмущены тем, как ведутся поиски.

Странные пассажиры

В числе пассажиров были 20 сотрудников американской компании Freescale Semiconductor. Данные сотрудники имели отношение к разработке патента # 8671381 на изготовление интегральных схем на полупроводниковой пластине.

Бывший капитан Дельта Эйрлайнз Филд МакКоннел заявил, что самолет был захвачен, чтобы получить знания в области стелс-технологий на основе патентов, принадлежащих 22 китайским работникам компании. МакКоннел заявил, что компания разработала технологию, которая может быть использована для переоборудования обычного самолета в невидимку.

Американская компания Freescale Semiconductor официально занимается производством чипов, полупроводников и электронного оборудования. На своем сайте фирма подтвердила, что ее представители (12 китайцев и 8 малайзийцев) были на борту пропавшего «Боинга». При этом американские СМИ утверждают, что компания Freescale выполняет и военные заказы. В частности, разрабатывает технологии, позволяющие делать самолеты невидимыми для радаров. Якобы пропавшие сотрудники фирмы были специалистами именно в этой области.

Владельцем Freescale Semiconductor является инвестиционный фонд Blackstone Group, который приобрел компанию за 17,6 млрд. долларов. Но Blackstone Group известен еще и тем, что взял в лизинг здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке незадолго до того, как башни-близнецы.

Также выяснилось, что двух пассажиров – итальянца Луиджи Маральди и австрийца Кристиана Коцеля, которые числились в списках, на борту не было: по их паспортам приобрели билеты и попали на борт иранцы. Настоящие владельцы паспортов заявили, что потеряли свои документы в Таиланде. Интерпол сообщил, что оба паспорта были добавлены в 2012 и 2013 годах в международную базу украденных документов.

Билеты нелегальных пассажиров приобрели 18-летний Пурия Нур Мохамм Мердад и 29-летний Сейед Мохаммед Реза Делавар. Считается, что первый следовал по подложным документам в Германию через Пекин, чтобы просить политического убежища. Причины действий второго неизвестны, однако билеты покупались единовременно и имели последовательные номера.


База Диего-Гарсия

Диего-Гарсия - остров-атолл архипелага Чагос в Индийском океане, площадью около 27 км², находится в 500 км южнее Мальдив, представляет собой Британскую территорию в Индийском океане, а с 1973 года на острове действует крупная американская военная база. Как выясняется, она располагает еще и тюрьмой, где применяются пытки.



В июне 2004 года, британский министр Иностранных дел Джек Стро заявил, что власти Соединенных Штатов неоднократно его заверили, что никаких задержанных не проходило через Диего-Гарсия. В октябре 2007 года, все представители комитета по Иностранным делам британского парламента объявили, что они намерены начать расследование, и выдвинуть обвинения в том, что США используют тюремный лагерь на Диего-Гарсия, что, по их словам, было дважды подтверждено заявлениями, сделанными генералом Армии США в отставке Барри Маккафри.

31 июля 2008 года, неназванный бывший представитель официального Белого Дома заявил, что Соединенные Штаты заключили в тюрьму и допросили по меньшей мере одного подозреваемого на Диего-Гарсия в течение 2002 года и, возможно, 2003 года.

Манфред Новак – представитель организации Объединенных Наций, Специальный докладчик по вопросу о пытках, говорит, что существуют достоверные доказательства, поддерживающие обвинения в том, что корабли, выступающей в качестве «скрытых от юрисдикций», использовали Диего-Гарсия в качестве базы. Правозащитная организация Reprieve утверждает, что задействованные США корабли пришвартовались за пределами территориальных вод Диего-Гарсия и были использованы для помещения в тюрьмы и пыток заключенных.






Самолет, по всей вероятности, летел через остров Диего-Гарсия. Об этом свидетельствует тот факт, что телефоны пассажиров принимали сигналы после вероятной даты крушения. Сообщения о том, что в ответ на звонки близким, летевшим злополучным рейсом, раздавались телефонные гудки, поступили от девятнадцати человек. Однако телефонные компании отказались проводить расследование, откуда именно исходили сигналы.

Возможно, специалисты по военным технологиям были заключены на Диего-Гарсия с целью разработки самых современных технологий в условиях максимального уровня секретности.

В пользу этой версии говорит и следующий факт. 18 марта мальдивский интернет-ресурс haveeru.com опубликовал заметку:

Жители Мальдивских островов сообщают, что наблюдали низко летящий самолет

Жители удаленного острова Мальдив Куда Хувадху в составе атолла Дхаал сообщили, что видели «низко летящий огромный самолет» в первой половине дня, в который исчез борт MH370 Malaysia Airlines.

В то время, как исчезновение Боинга 777, с 239 пассажирами на борту заставляет весь мир недоумевать, несколько жителей из Куда Хувадху рассказали Haveeru во вторник, что они увидели «низко летящий аэробус» около 6:15 утра 8 марта. Они сказали, что это был белый самолет с красными полосами по бортам – так обычно выглядят воздушные судна Malaysia Airlines.

Очевидцы из Куда Хувадху сходятся во мнении, что самолет летел с севера на юго-восток, в сторону южной оконечности Мальдив – Адду. Они также отметили невероятно громкий шум, который производил самолет, когда он пролетал над островом.

«Я никогда не видел, чтобы самолет летел так низко над нашим островом раньше. Мы видели гидросамолеты, но я уверен, что это не был один из них. Я мог даже четко видеть его двери», - сказал очевидец.

«Я не единственный очевидец, многие другие жители сообщили, что видели то же самое. Некоторые люди тоже вышли из своих домов, чтобы увидеть, что вызывало огромный шум».

Мохамед Захим, Консул острова Куда Хувадху, подтвердил, что жители острова говорили об инциденте.

Местный авиационный эксперт сказал, что похоже, что именно борт MH370 летел над Мальдивами. Вероятность того, чтобы какой бы то ни было самолет летел над островом в указанное время крайне низка, добавил эксперт»


Возможный маршрут полета борта 370 со слов очевидцев

Мы уже высказывали данную версию, которая до сих пор не опровергнута:

«Конечно, найдут какие-нибудь три осколка и скажут, что это осколки Боинга. Родственникам выплатят крупные компенсации. Голливуд снимет фильм об авиакатастрофе. А ученые тем временем будут спокойно работать над сверхновым и сверхсекретным оружием».

Существует множество версий гибели MH370, самыми вероятными из которых, на наш взгляд, являются:

Самоубийство капитана воздушного судна;

Убийство сотрудников Freescale Semiconductor с целью получения патентов;

Похищение сотрудников Freescale Semiconductor с целью разработки секретных технологий (в том числе угон с их участием);

Угон с целью использования в катастрофе MH17 на Украине.

В пользу первой версии говорит морально-психологическое состояние капитана воздушного судна. В пользу второй версии говорит наличие ясного мотива угона. Последние версии становятся вероятными с учетом продолжающейся работы телефонов пропавших пассажиров на протяжении длительного времени (впрочем, специалисты утверждают, что технически слышать гудки можно и после гибели телефона).

Вероятно, версии из этого списка могут быть рассмотрены в комплексе, то есть две или три версии могут быть объединены в одну. В данном контексте будет неудивительно, если угонщики смогли обмануть не только радары, но и спутники. Есть также вероятность, что психологическая неустойчивость капитана была напускной, при этом его вполне устраивал побег от своей прошлой жизни, который ему помогли организовать спецслужбы, действующие в своих целях. В частности, родственники капитана глубоко сомневаются в версии самоубийства.

Прочими версиями являются:

Кибератака (испытание новых технологий угона и уничтожения самолетов);

Неполадки оборудования;

Поражение самолета в ходе американо-таиландских учений Joint Strike Fighter;

Умышленное поражение угнанного самолета в страхе перед аналогом 9/11.

В последних случаях, в частности, самолет мог быть поражен, но еще долгое время продолжать полет.

Мы, однако, склоняемся к тому, что самолёт, после захвата специалистов по секретным военным разработкам, впоследствии был использован ЦРУ для осуществления 17 июля 2014 года провокации с рейсом MH-17 в небе над Донецком. Об этом свидетельствует .

XXI век – эпоха тотальной оцифровки всех сфер человеческой жизни: от здоровья до развлечений. Неверного мужа выдает телефон, потерявшегося ребенка – специальный браслет, угнанную машину – GPS-трекер. Тем более удивительно, что в 2014 году с лица земли бесследно исчез самолет, на борту которого находились 239 человек.

Это был регулярный международный рейс, совершаемый «Малазийскими авиалиниями» дважды в день.

В ночь на 8 марта на борт «Боинга» 777 поднялись 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Самолет вылетал из Куала Лумпур, Малайзия, чтобы через 5 часов и 34 минуты приземлиться в Международном аэропорту Пекина.

Подготовка к полету прошла без эксцессов: проблем не было ни с пассажирами, ни с багажом, ни с экипажем. Самолет взлетел вовремя – в 00:35 по местному времени – набрал высоту и лег на стандартный курс.

В 01:06 диспетчер получил автоматический отчет о местоположении борта, согласно которому тот двигался строго по курсу. В отчет была включена информация о количестве топлива – 43 800 кг при прогнозируемом расходе в 37 500 кг.

В 01:19 капитан корабля Захарий Шах вышел на связь с диспетчерским центром «Лумпур Радар». Диспетчер предупредил экипаж самолета о том, что они покидают зону его ответственности, и должны связаться с диспетчером из соседнего диспетчерского центра «Хо Ши Мин». Но на связь с диспетчерами из «Хо Ши Мина» рейс MH370 так и не вышел.

Установлено, что «Боинг» 777 пропал с радаров диспетчерского центра «Лумпур Радар» в 01:20 ночи, то есть через полторы минуты после последнего сеанса связи. Примерно в это же время самолет исчез с радаров диспетчерского центра «Хо Ши Мин», с которым он должен был выйти на связь.

Сотрудники обоих центров попытались засечь «Боинг» при помощи сигнала с запасного транспондера, который есть на всех самолетах, но оказалось, что он был отключен в ту же минуту, когда борт исчез с радаров обоих центров – то есть, в 01:20.

Последние данные, полученные от «Боинга» 777, говорили о том, что он двигался строго по курсу на рекомендованной высоте со скоростью 842 км/час, что соответствовало норме.

Позже стало известно, что с экипажем пропавшего «Боинга» пытался связаться капитан другого самолета, пролетавшего неподалеку. С этой просьбой к нему обратились из диспетчерского центра, сообщив, что рейс «Малазийских авиалиний» перестал выходить на связь. Первая попытка наладить связь с MH370 была предпринята в 01:30, то есть через 11 минут после разговора капитана с диспетчером из «Лумпур Радар» и через 9 минут после исчезновения самолета с радаров. По словам пытавшегося наладить связь капитана, он слышал какое-то «бормотание» и статические помехи.

Единственным, кто продолжал видеть малазийский «Боинг», был военный спутник. Он же и зафиксировал, что в 01:22 самолет повернул направо, а затем совершил неожиданный разворот налево, сойдя с курса и полетев практически в обратную сторону.

«Боинг» продолжал удерживать высоту, пересекая малазийский полуостров со скоростью 919 км/час. Данные с военного спутника подтвердили в аэропорту Султан Измаил Петра, радары которого засекли «неопознанный борт», летевший через их зону ответственности с 01:30 до 01:52 ночи.

Военный спутник Малайзии продолжал отслеживать рейс MH370 до 02:22, пока тот не покинул зону его действия. За это время «Боинг» долетел до острова Пенанг, после чего снова изменил направление, начав двигаться в сторону Севера.

Страны, мимо которых пролетал пропавший «Боинг», с неохотой делились данными, собранными их военными спутниками в ночь исчезновения самолета. Со временем следователям сообщили, что Индонезия не получала сигнал с рейса MH370, несмотря на то, что он пролетал неподалеку от северной части Суматры. Не исключено, что власти страны решили не раскрывать эту информацию, боясь рассекретить возможности своих военных спутников.

Аналогичные заявления поступили от Таиланда и Вьетнама, где сообщили, что видели пропавший «Боинг» до 01:21 ночи, после чего он пропал с их радаров. Позже власти Таиланда сообщили, что в ту ночь их военный спутник все же зафиксировал сигнал от неизвестного самолета, но последний не содержал идентификационных данных, поэтому утверждать, что он принадлежал малазийскому «Боингу», нельзя.

Об отсутствии информации по MH370 сообщила и Австралия. Несмотря на то, что самолет двигался в обратную сторону, Канберра все же проверила данные со своих спутников, но не обнаружила никаких следов пропавшего «Боинга». Позже стало известно, что австралийская загоризонтная радиолокационная станция с радиусом действия в 3 000 км в ту ночь была отключена.

На этом странности не закончились. В 02.29 ночи спутниковая система связи (ССС) самолета, до этого не реагировавшая на запросы с земли, внезапно подключилась к наземной станции компании Inmarsat, послав запрос о входе в сеть. Это значит, что по какой-то причине ССС отключалась от сети, а в 02:29 подключилась обратно. После этого наземная станция, к которой подключилась ССС самолета, отправила ей несколько запросов. Запросы были автоматическими – станции Inmarsat отправляют их раз в 60 минут, если за это время от самолета не было никаких сигналов. Той ночью Inmarsat отправила 5 таких запросов – каждый из них был зафиксирован ССС самолета, что свидетельствует об исправности бортовых систем. Кроме этих запросов ССС самолета зафиксировала два звонка с земли – в 02:39 и 07:13 утра – это были вторая и третья попытка выйти на связь с экипажем. Несмотря на то, что сигналы достигли самолета, пилоты на эти звонки так и не ответили.

В 08.19 утра ситуация повторилась – ССС самолета отправила второй запрос на подключение к сети Inmarsat. То есть, незадолго до этого системы самолета снова были отключены. Вход в сеть был успешным, но когда час спустя станция Inmarsat отправила очередной автоматический запрос на «Боинг», тот уже не ответил.

Кто отвечал за поиски пропавшего малазийского Боинга?

Операция по поиску пропавшего «Боинга» стала крупнейшей в истории авиации. Изначально она велась в водах Южно-Китайского и Андаманского морей, над которыми самолет пролетал около 2 часов ночи. Позже, после детального анализа сеансов связи со станцией Inmarsat, зона поисков сдвинулась в южную часть Индийского океана.

Операция длилась три года и завершилась только в январе 2017. За это время было обыскано 120 000 км.кв. морской поверхности.

Обломки Боинга MH370 найдены у берегов Африки

Первый обломок пропавшего самолета был найден в конце июля 2015 года на берегу острова Реюньон, расположенного в западной части Индийского океана – за 4 000 км от поисковой зоны. В сентябре 2015 года французские следователи сообщили, что обнаруженный на обломке серийный номер принадлежит самолету, совершавшему рейс MH370. Также было установлено, что обломок является частью флаперона – разновидности управляющих поверхностей крыла самолета, объединяющих в себе функции закрылков и элеронов.

После обнаружения обломка были обысканы все пляжи Реюньона. Следователям удалось обнаружить куски чемодана, который мог находиться на борту «Боинга», бутылку из-под китайской минеральной воды и упаковку малазийских чистящих средств.

В 2016 году были найдены еще несколько обломков MH370, в том числе на пляжах Мозамбика, а также на островах Маврикий, Родригес и Пемба. Вероятно, они были принесены океанскими течениями.

Версии исчезновения малазийского Боинга

В ходе расследования были рассмотрены самые разные версии – от наиболее вероятных до почти фантастических.

Изначально упор делался на терроризм, однако проверка членов экипажа и пассажиров самолета не выявила никаких подозрительных связей, подтверждающих версию о теракте. Следователи установили, что как минимум два человека на борту использовали для покупки билетов краденые паспорта. Однако позже было доказано, что, несмотря на неоднозначность ситуации, эти пассажиры были беженцами, а не террористами.

Второй наиболее вероятной версией случившегося был отказ систем, ставший причиной крушения самолета. Но тот факт, что ССС на борту самолета продолжала обмениваться данными со станцией Inmarsat, эту версию опровергал – чтобы ССС продолжала работу, ей нужно электричество. Тот факт, что в 08:19 система послала запрос на вход в сеть, указывает на то, что в это время самолет был исправен и продолжал свой полет.

Именно эти сеансы связи и навели следователей на мысль о наиболее вероятной причине исчезновения самолета. Напомню, что в период с 01:19 по 02:29 самолет был полностью недоступен. ССС на его борту не реагировала на автоматические запросы и сигналы с земли, а также не зафиксировала вызов с другого самолета, пытавшегося связаться с экипажем MH370 по просьбе диспетчеров. Но в 02:29 она внезапно отправила запрос на вход в систему Inmarsat. Такой запрос отправляется в нескольких случаях: а) проблемы с питанием, б) сбой программного обеспечения, в) отключение критических систем, отвечающих за работу ССС или с) потеря связи из-за слишком большой высоты.

После этого самолет ответил на 5 автоматических запросов с наземной станции Inmarsat, отправленных каждый час, а также зафиксировал два звонка с земли – в 02:39 и 07:13 утра. По мнению следователей, это указывает на то, что причиной отправки запроса стало отключение питания.

В 08.19 ситуация повторилась – самолет снова отправил запрос на вход систему. Это значит, что в какой-то момент борт опять оказался обесточен. А уже в 09:15 «Боинг» перестал выходить на связь.

Большинство экспертов, работавших над делом, считают, что причиной исчезновения и вероятного крушения самолета стала неконтролируемая медленная декомпрессия самолета. Медленная декомпрессия – это падение давления воздуха в закрытом пространстве (например, салоне самолета), вследствие его разгерметизации. Иногда воздух уходит настолько медленно, что узнать о проблеме можно только после появления первых признаков гипоксии (удушения).

Причиной неконтролируемой декомпрессии может быть человеческий фактор (усталость, невнимательность), усталость материала, отказ систем или внешнее воздействие.

Медленная декомпрессия чаще всего возникает во время набора высоты. Вероятно, именно это и произошло с MH370, экипаж которого перестал выходить на связь всего через 38 минут после вылета из аэропорта.

По версии следователей, экипаж сошел с курса и отключил питание самолета, находясь в бреду из-за нехватки кислорода. Час спустя им, каким-то образом, удалось восстановить питание, после чего спутниковая система связи принялась слать сигналы станции Inmarsat. Вероятно, примерно в это же время экипаж окончательно потерял сознание, а самолет продолжил полет на автопилоте.

6 часов спустя, а именно в 8 утра, у пропавшего «Боинга» закончилось топливо. Его нехватка привела к отключению всех систем, в том числе ССС. Самолету понадобилось время, чтобы запустить аварийную авиационную турбину, которая восстановила питание некоторых критических систем, в том числе – спутниковой системы связи. Как только питание было восстановлено, ССС снова связалась со спутником, послав запрос на вход в сеть. Однако в это время самолет, вероятнее всего, уже свалился в штопор, быстро приближаясь к поверхности Индийского океана.

Следователям понадобилось время, чтобы расшифровать данные со станции Inmarsat, подтвердившие, что самолет продолжал свой полет вплоть до 8 утра. Если бы эта информация была расшифрована раньше, зону поисков сдвинули бы в сторону, и тогда, вероятнее всего, родственникам 239 человек, навсегда оставшихся в марте 2014 года, было бы кого оплакивать.