Вложения: от 450 000 рублей

Окупаемость: от 5 месяцев

В памяти каждого человека хранятся приятные воспоминания, связанные с отдыхом на природе. Множество людей на регулярной основе организовывают для себя и близких прекрасный досуг в красивейших местах. Однако немало есть и таких, кто не имеет необходимого для полноценного и комфортного отдых снаряжения и соответствующих навыков. Открыть для себя этот чудесный вид досуга им помогут кемпинги.

Концепция бизнеса

Кемпингом принято называть любой предварительно подготовленный туристический лагерь, имеющий необходимый набор удобств. Выбор места для лагеря и, соответственно, целевой аудитории открывает широкий простор для полета фантазии.

Есть несколько основных направлений. Это может быть лагерь, ориентированный к примеру на охотников и/или рыбаков, и тогда он должен находиться как можно дальше от цивилизации, в самых труднодоступных местах с практически девственной природой. Конечно, организация лагеря в подобном месте – непростое и затратное мероприятие, однако высокий прайс за услуги (например в трансфер зачастую входит вертолетная заброска небольшой группы, и цена его составляет от 50 000 рублей с человека) с лихвой компенсирует все затраты.

Охотники и рыбаки – публика обычно неприхотливая, централизованное питание и необходимый минимум бытовых удобств вполне удовлетворят их запросы. В пакет дополнительных услуг в таком случае можно включить опытных егерей.

Другой вариант – организация летних лагерей в туристически привлекательных местах, к примеру на побережье Черного моря. Тут уже требуется инфраструктура посерьезней. Необходимо подвести электричество и воду (бурится скважина), желательно организовать на территории небольшую торговую точку с самыми необходимыми товарами.

Надо быть готовым к тому, что у приехавших туристов не будет не только своих палаток и спальников, но даже элементарных вещей вроде железной посуды и фонариков, всем этим их нужно при необходимости обеспечить.

Кроме условий проживания, потребуется организовать и досуг, например договориться с местными предпринимателями об организации экскурсий.

Наконец третий вариант – организация кемпинга вблизи крупных населенных пунктов в расчете на людей, желающих провести выходные на природе, но не имеющих собственного загородного жилья. Учитывая, что организация кемпинга – это сезонный бизнес, можно совмещать варианты, заранее подготовив территории под лагерь и оперативно перевозя снаряжение. Также следует внимательно следить за календарем спортивных соревнований, к примеру чемпионат мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году, гарантирует огромный наплыв обеспеченных иностранных туристов.

Что потребуется для реализации?

Если организация кемпинга планируется не на находящейся в собственности земле, потребуется разрешение от местных властей. После того, как оно получено, можно приступать к подготовке лагеря. Территория в обязательном порядке очищается от мусора, облагораживается и озеленяется. Устанавливается полевая кухня, душевые и туалеты, натягиваются тенты, размечаются места под палатки. Следующий этап – закупка снаряжения. Вот примерный список того, что точно пригодится:

  • палатки (от маленьких двухместных до четырехместных с тамбуром между жилыми отсеками), спальники и карематы;
  • раскладные столы и стулья, шезлонги;
  • необходимая кухонная утварь, газовые баллоны;
  • посуда;
  • необходимый минимум медикаментов;
  • спортивный инвентарь для организации досуга.


Потребуются надежные поставщики продуктов для полевой кухни. Количество персонала будет зависеть от размеров лагеря, например, для мини-кемпинга на 20 человек хватит повара и администратора. Если в списке предоставляемых услуг есть трансфер, можно попробовать организовать групповые скидки на перевозки. Самой действенной рекламой будет размещение объявлений на тематических сайтах и форумах, если кемпинг находится неподалеку от крупных трасс, стоит разместить указатели на придорожных рекламных конструкциях. Для организации кемпинга достаточно зарегистрировать ИП, лицензия не нужна.

Пошаговая инструкция запуска

  1. Зарегистрировать предприятие, выбрав формой собственности ИП. Код деятельности выбираем 55.3 «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах».
  2. Получить разрешение от местных властей.
  3. Обустроить территорию.
  4. Закупить снаряжение.
  5. Заключить договоры о поставке продуктов.
  6. Подобрать персонал.
  7. Договориться о трансфере и экскурсиях (опционально).
  8. Провести рекламные мероприятия.


Финансовые расчеты

Финансовые расчеты сильно зависят от выбранного формата и размеров кемпинга, ниже приведенные цифры актуальны для летнего лагеря приблизительно на 20 человек.

Стартовый капитал

Ежемесячные расходы

Сколько можно заработать?

Оплата за питание и предоставленное снаряжение будет составлять 600 р. в день с человека. При условии, что в кемпинге будет одновременно находиться хотя бы 12 человек, в месяц доход составит 215 000 р., соответственно чистая прибыль будет равна 135 000 р. Дополнительными источниками дохода могут стать проценты от организованных с помощью местных предпринимателей экскурсий и сдача инвентаря в аренду туристическим группам в то время, когда кемпинг не функционирует.

Сроки окупаемости

Даже с учетом средней продолжительности сезона около 5 месяцев, кемпинг полностью окупит затраты в первый же сезон своего существования.

Риски

Организация кемпинга, как и любой вид предпринимательской деятельности, не лишена определенных рисков. Самым опасным, на который к тому же никак нельзя повлиять, является зависимость от погоды. Холодное и дождливое лето, к примеру, уменьшит количество клиентов до минимума, не позволяющего даже окупить затраты на функционирование. Также высок риск столкнуться с неверной оценкой предпринимателем потенциала места для кемпинга. Стабилизация экономической ситуации и рост уровня доходов населения также может снизить поток желающих проживать в кемпингах.

Итог

Организация кемпинга – это прекрасная возможность сделать первые шаги в предпринимательской деятельности. Вложения минимальны, окупаемость чрезвычайно быстрая. Если выбранное место под лагерь не оправдало надежд, всегда есть возможность на следующий сезон попробовать сменить его, ведь большинство снаряжения легко можно перевезти. На худой конец большую часть инвентаря можно продать, либо сдавать в аренду, хотя бы частично компенсировав затраты. Зато в случае попадания в яблочко имеются хорошие перспективы развития бизнеса. Можно увеличить количество мест в кемпинге, со временем заменить часть палаток на домики, построить баню и организовать торговую точку, и все это лишь малая толика возможных путей развития бизнеса.

Россия - страна с богатыми туристическими ресурсами. Она огромна, разнообразна и в ней есть великое множество изумительных мест с уникальной природой, с ее разнообразием климатических и природных зон, культурными и историческими достопримечательностями. Одной из самых распространенных разновидностей автотуризма в России являются поездки к месту отдыха с разбивкой базового лагеря или места стоянки, приспособленному к приему автотуристов. Чаще всего это поездки на морское побережье.

В середине 50-х годов XX века значительно повысилось внимание населения к дальним и ближним, организованным и самодеятельным, пешим и транспортным походам, поездкам, путешествиям, к спортивному туризму.

Заботясь о повышении комфорта и содержательности отдыха автотуристов в советское время Центральный совет по туризму и экскурсии разработал программу развития сети учреждений для их обслуживания - кемпинги, где автопутешественники могли получить номер, палатку или место для установки собственной палатки, парковочную стоянку, услуги коммунально-бытового характера (душевые, туалеты, постирочные, кухни для самостоятельного приготовления пищи, пункты проката посуды, постельных принадлежностей, туристского и культинвентаря, а также столовые, кафа и буфеты).

В годы советской власти для этой сферы отводились значительные средства. В 1949-1954 гг. ВЦСПС израсходовал на капитальное строительство, приобретение оборудования, капитальный ремонт, а также на методическую работу, подготовку кадров и пропаганду туризма 59,5 млн. руб., что почти на 15 млн. руб. превысило вложения довоенных лет. Позднее власти стали предоставлять льготные путевки, увеличивать средства государственного страхования. Абсолютная сумма отчислений послевоенного периода (94,8 млн. руб.) значительно превысила подобные ассигнования за всю предшествующую историю развития советского туризма .

Касательно инфраструктуры автотуризма, можно говорить, что первые гостиницы такого типа в СССР были сооружены еще в довоенные годы на автомагистралях Москва-Минск и Москва-Ростов. Они представляли собой обычные гостиницы малой вместимости. Лишь по размещению можно было определить принадлежность их к автотуризму.

В послевоенные годы, особенно в период 1954-1958 гг., наряду с восстановлением народного хозяйства для нужд развивающегося автотуризма на отдельных магистралях (Москва-Симферополь, Москва-Ленинград, Киев-Харьков, Киев-Одесса и других) и на курортах (ЕвпаТория, Алушта, Планерское, Сочи и других) строились сооружения, в основном кемпингового характера. А первые мотели в Советском Союзе появились в 1958-1962 гг. Тогда же была завершена и разработка мотелей и кемпингов для нужд массового строительства. Однако, как и довоенные образцы, все они в основном также повторяли стиль и планировку обычных городских гостиниц .

Опираясь на экспертные оценки, можно утверждать, что на сегодняшний день до 15% российских туристов, а это порядка 4 млн. человек, путешествуют на автомобиле. В Европе же 54 млн. человек являются владельцами автодомов и караванов . Однако на автомобильные путешествия приходится всего 1% от всей структуры отечественного туризма .

Первые кемпинги возникли на известных туристических маршрутах России: это юг и Финский залив. Именно там до сих пор находятся самые качественные кемпинги страны .

Один из них - «Кубанец», расположенный в ста метрах от Черного моря. Автолагерь предлагает гостям отдых у побережья в бунгало, экскурсии на Тенгинские водопады, походы в аквапарк и парк аттракционов, пешие прогулки. Стоимость стоянки в кемпинге колеблется от 250 до 350 рублей за ночь. В общей сложности у поселка Лермонтова 12 зон отдыха, 11 из которых - автокемпинги. Все лагеря предлагают различные виды развлечений: конные и велосипедные прогулки, песчаный пляж, грязевые ванны, баню, сауну .

Еще один рыболовный кемпинг, исключительно палаточного типа, находится в Астрахани на берегу реки Нижней ВолгиБаза - «Клевая рыбалка» На территории лагеря есть душ, летняя кухня, туалеты, проведено электричество. Зона окружена садом с выходом на песчаный пляж .

Туристическая база «Клевый берег» расположенная на берегу реки Ахтуба, на протяжении 10 лет удерживает статус одного из самых посещаемых кемпингов России. Туристам предлагается на выбор проживание в номере гостиничного типа или в караване. Среди услуг турбазы: прокат моторных лодок, рыболовное снаряжение, баня, столовая. Цена проживания от 1200 руб. за номер .

В Алтае расположен кемпинг «Среда обитания», несколько раз признававшийся туристами лучшим лагерем Алтая. Местоположение с видом на горы и песчаные пляжи, роскошная флора (около 45 видов цветов). Исключительность места - это сочетание нетронутой природы и комфортного проживания, уединенно, вдали от цивилизации. .

Большой потенциал имеет Приморский край. Владивосток по праву называют автомобильной столицей России. После ввода в строй в 2010 году последнего участка Чита-Хабаровск - самой длинной по протяженности автомобильной трассы, связывающей Владивосток с Москвой, город может стать крупным центром автомобильного туризма. Кроме того, край обладает обширными пляжными территориями .

Также можно выделить Тверскую область, которая обладает большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом. Область занимает выгодное положение на пересечении крупнейших международных и внутренних автомобильных магистралей: Москва-Санкт-Петербург и Москва-Рига, что делает ее территории доступными для массового отдыха .

Для тех, кого привлекает красота природы Крайнего Севера России, будет по достоинству оценена Архангельская область. Наиболее распространены кемпинговые стоянки на территории Онежского филиала Национального парка «Водлозерский» и в Каргопольском районе .

Одним из наиболее известных российских регионов в плане туризма в целом является республика Карелия. Этот красивейший регион России богат озерами и реками, горными массивами, лесами и открытыми просторами. Здесь есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма - охоты и рыбалки, лечения в санаториях в летний и зимний сезон, активного отдыха, сплава на плотах и байдарках, в том числе и для палаточного туризма. Наиболее популярные кемпинги Карелии - «Сандал», располагающийся в лесной зоне на берегу одноименного озера; кемпинг на озере Сямозеро, «Рантала» (на берегу Ладоги) и некоторые другие .

Московская область также является популярной для автокемперов. Среди наиболее известных кемпингов можно выделить: летний палаточный лагерь на острове Уходово, предлагающий целый комплекс развлечений: рыбалка, охота, обучение виндсерфингу, вейкборд, яхтинг, кайтинг, водные лыжи, прогулки на мотолодке, пейнтбол, волейбол, бадминтон, экотропы, баня, корпоративы и др.; кемпинг «Ясно Поле» - уникальный архитектурно-ландшафтный парк в 100 км. от Москвы; кемпинг «Близкие дали», окруженный чистым лесным озером. Территория кемпинга позволяет разместить до 200 человек. Среди интересных предложений - отдых в эко-палатках, экскурсии в конное хозяйство с возможностью прогулки на лошади, праздничные мероприятия по выходным; кемпинг «Любляна», расположенный на берегу речки Люблевка; кемпинг «Орфи», располагающийся на живописном берегу реки возле деревни Тетерино и другие .

В Псковской области ведется разработка проекта по созданию региональной сети кемпингов, который является одним из первых таких проектов в России.

Правительство области спланировало схему развития инфраструктуры кемпинга в три этапа:

1 этап (3-4 года). Строительство 8-10 «опорных» кемпингов в наиболее привлекательных местах области, рассчитанных на эксплуатацию только в теплое время года. Примерная сметная стоимость такого кемпинга составит 2-2,5 млн. руб. При этом, на первоначальном этапе нужна поддержка местной власти - бесплатное выделение земли, развитие энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, организации рекламной кампании.

2 этап (3-4 года). Строительство новых кемпингов такого же типа с тем, чтобы в каждом районе области было минимум по одному кемпингу. Переход этих кемпингов на круглогодичную эксплуатацию. На этом этапе необходимо регулирование развития кемпингов со стороны власти, прямая поддержка нужна для новых кемпингов, уже существующие должны развиваться самостоятельно.

3 этап (3-4 года). Прекращение или значительное сокращение темпов экстенсивного развития. Переход всех «успешных» кемпингов с сезонного на постоянный режим деятельности. Система кемпингов становится самоорганизующейся и начинает отдавать больше, чем получила. Развитие сети кемпингов по предлагаемому сценарию позволит резко увеличить приток туристов на территорию Псковской области .

Первый кемпинг в России европейского уровня, расположенный территории Суздальского туристического центра, включает: административное здание, удобную стоянку на 31 автодом, полную инфраструктуру для караванеров со всеми необходимыми инженерными системами и сетями. К услугам туристов предлагаются комфортабельные умывальные комнаты и душевые, прачечная, отдельная просторная кухня, прокат постельных принадлежностей, велосипедов, туристского снаряжения и другого спортивного инвентаря. При реализации проекта были учтены требования европейских ассоциаций по расположению и оборудованию санитарных и вспомогательных зон, логистике потоков, стоянок для гостей, зон отдыха и барбекю .

Активно участвует в развитии учреждений автотуризма, в том числе кемпингов международная общественная организация Лига караванеров. С 2012 года данное некоммерческое объединение любителей автотуризма начало реализацию программы серии маршрутов для иностранных и отечественных караванеров. Так были организованы маршруты: Промо-тур «Visit Russia» (Санкт-Петербург-Валдай-Золотое Кольцо-Москва-Минск); «Париж-Пекин-Стамбул»; российско-американский маршрут «Владивосток-Байкал-Казань-Москва-Санкт-Петербург»; ежемесячные туры «выходного дня» и адаптированные классические туры по Золотому Кольцу. В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» Лига Караванеров предприняла и решила ряд важных задач по продвижению российского туристического продукта. Так, по инициативе организации была создана Ассоциация Российских Кемпингов (АРК), также Лига активно участвует в разработке программ организации и развития оборудованных кемпингов в РФ на основе имеющихся туристических объектов размещения, разработала нормы, стандарты, технические и организационные регламенты для российских кемпингов в соответствии с мировыми требованиями и согласовала их с F.I.C.C (Международная федерация кемпингов и караванинга) и с EFCO & HPA (Европейская ассоциация кемпингов и баз отдыха), а также добилась полноправного членства в данных организациях. Организация постоянно занимается разработкой и реализацией программ в области автотуризма и караванинга, в том числе обслуживания кемпингов .

Также одной из важный организаций в области учреждений автотуризма является Российская ассоциация кемпингов и баз отдыха, в задачи которой входит обучение персонала в области кемпингов, систематизация знаний, продвижение продуктов и прочее. По оценкам ассоциации было отмечен рост членов организации с 2011 по 2016 г. на более чем 9,5 тыс. человек; прогноз на 2020 г. - 100000 членов; в 2012 году насчитывалось порядка 50 кемпинговых баз, а уже в 2016 - около 500. По отношению к мировому рынку в 2013 году кемпингов числилось 9000, из которых 100 российских, в 2015 среди 10000 зарубежных кемпингов, 500 - российских .Таким образом, отметим уверенную тенденцию роста популярности в нашей стране кемпинг-учреждений.

Сравнивая проектирование и строительство мотелей и кемпингов в СССР и других странах социализма с капиталистическими странами, можно выделить существенные различия.

Во-первых, это функциональное назначение самого мотеля или кемпинга. Если в капиталистических странах с высокой степенью автомобилизации кемпинг, также как и мотель выполняют в основном функции придорожных гостиниц и только в курортных местностях используются для нужд рекреации, то в СССР и социалистических странах они являлись исключительно учреждениями массового отдыха и использовались с рекреационными целями независимо от их размещения.

Во-вторых, на увеличение учреждений автотуризма в капиталистических странах, в особенности мотелей и кемпингов, оказала существенное влияние децентрализация промышленности, возникшая в связи с уменьшением налогов на неиспользуемые земли.

В-третьих, на строительство указанных учреждений в развитых странах влияют часто коммерческие цели, положенные в основу планировочных и пространственных решений.

В-четвертых, это вместимость учреждения. В капиталистических странах более 80% валового дохода предприниматель получает от платы за номера. Поэтому одновременно с увеличением количества учреждений автотуризма возрастает и их вместимость. В настоящее время в соответствии строительными нормами и правилами вместимость учреждений автотуризма ограничена двумя типами - мотелями и кемпингами 200 и 400 койко-мест .

Также наблюдаются некоторые различия и в подходе к архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению учреждений автотуризма. При строительстве кемпингов зарубежная практика использует в большинстве случаев прием свободной установки домиков или палаток, в отечественной преобладает тенденция регулярной планировки участка.

Большие различия наблюдаются в определении величины номеров и характера их оборудования. В СССР площадь номер была ограничена по нормам - 4,5-5 м 2 на одно койко-место и лишь в отдельных случаях выходит за эти пределы. За рубежом площадь номеров колеблется в довольно широких пределах (вместе с санитарным узлом, передней, a иногда и кухней может составлять от 14-16 до 25-30 м 2 , a площадь жилой части номера соответственно от 10-12 до 18-20 м 2 . Встречаются номера и большей площади .

В настоящее время сооружен ряд мотелей и кемпингов по особым проектам. Однако и в них, как и в осуществленных строительством ранее, планировочные и объемно-пространственные решения повторяют приемы и архитектуру городских гостиниц .

На сегодняшний день государство, хотя и с большим опозданием, начало реконструкцию существующих автомобильных дорог и строительство новых. Россияне постепенно привыкают к тому, что автомобильная дорога может являться не только направлением движения, но и приносить удовольствие от путешествий по стране. Из-за слабого развития, а местами и полного отсутствия сопутствующей инфраструктуры, туристская индустрия не в состоянии охватить своим вниманием и придать цивилизованный вид вновь возникшему народному туризму, который сегодня является «диким». В результате неорганизованного туризма быстро засоряются бытовыми отходами. Отсюда все признаки надвигающейся экологической катастрофы . Поэтому в настоящее время необходимо решать проблему восстановления и сохранения экологического равновесия, особенно в природоохранных зонах и заповедниках. Строительство и развитие сетей специализированных кемпингов для туристов является одним из способов решения этой проблемы.

Лесной, земельный, водный кодексы, закон об особо охраняемых природных территориях и целый ряд других нормативных документов РФ содержат множество ограничений, создающих, в совокупности, непреодолимый барьер на пути создания современных благоустроенных кемпингов, которые могли бы соответствовать международным стандартам.

В нашей стране необходимо развивать придорожную инфраструктуру. Кроме того, существенно мог бы повысить привлекательность данного вида туризма в нашей стране прокат транспортных средств. В России такие услуги не получили должного развития. Почти 90% отечественных автотуристов выбирают поездку на собственном автомобиле, в то время как в Америке на своей машине путешествуют только 30% водителей, остальные выбирают прокат, в Европе этот показатель составляет около 50% .

Еще одной проблемой является то, что огромные бюджетные средства «закапываются в землю» на возведение дорогостоящих гостиниц, вместо того, чтобы использовать наработанный опыт по строительству недорогих кемпингов с комфортным уровнем проживания на уровне «3-х звёзд» и минимальным ущербом для природы.

В России до сих пор не популяризуются системы индикаторов устойчивого развития туризма, такие как «ETIS», благодаря которым государственная поддержка кемпингов была бы эффективна.

В результате, отечественные кемпинги остаются сезонными лагерями автотуристов, которые стихийно появляются и исчезают, оставляя за собой мусор, вытоптанные поляны и незаконные постройки, что причиняет ущерб окружающей среде, на восстановление которой требуются значительные денежные средства .

Немаловажной причиной отставания нашей страны в области развития современной кемпинг-индустрии является слабое научное осмысление данной проблемы, отсутствие серьёзных современных исследований, проводимых в этой сфере с целью изучения зарубежного опыта . А точнее, нежелание обратиться к советской практике проектирования учреждений автотуризма, невнимательное отношение к советским исследователям, разработкам инженеров и архитекторов. В практике российского рынка имеются незначительные попытки реализации проектов кемпингов, более соответствующих европейским регламентам - кемпинг «Сокольники» в Москве, кемпинг в Ярославле, уже отмеченный выше кемпинг «Суздаль» в одноименном городе. В европейские справочники занесено всего лишь 6 российских кемпингов, которые с трудом можно отнести к кемпингам «европейского» уровня. Так, к примеру, в одной только Франции, площадью всего около 550 тыс. км 2 , насчитывается более 9000 кемпингов . К тому же в России далеко несовершенная законодательная база.

Строительство учреждений автотуризма в России производится в соответствии с рядом нормативных документов:

СНиП II-Л. 19-62 «Учреждения отдыха», который наметил основные направления проектирования мотелей и кемпингов, однако не отразил в полной мере характерных особенностей данного типа учреждения ;

ГОСТ Р 55319-2012 «Общие требования к специализированным средствам размещения» от 29.11.2012 года, вступивший в силу 1 января 2014 года. В нем детально описываются требования к окружающей территории туристских комплексов, к оснащению жилых помещений и техническому оборудованию базы ;

ГОСТ Р 53423-2009 от 1.07.2011 года, который определяет типы объектов размещения, виды тарифов, разновидности номеров, возможные услуги и прочее ;

ГОСТ Р 50644-2009 от 1.07.2010 года, содержащий требования к обеспечению безопасности туристов;

ГОСТ Р 54603-2011 от 1.01.2013 года, где изложены требования к персоналу специализированных средств размещения туристов ;

ГОСТ Р 52887-2007 от 1.01.2009 года, где описаны услуги для детских туристских заведений ;

ГОСТ Р 53998-2010 от 1.07.2011 года, где описаны услуги для отдыхающих с ограниченными физическими возможностями ;

ГОСТ Р 54599-2011 от 1.07.2012 года, содержащий требования к услугам, предоставляемым санаториями, пансионатами и центрами отдыхах ;

ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.

Помимо вышеназванных стандартов имеется ряд нормативных документов ведомственной направленности, в том числе ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 4.07.2008 года, а также Постановление Правительства №860 от 29.10.2009 года, в котором идет речь об объектах дорожного сервиса. Санитарные правила и нормы к кемпингам изложены в САНПИНе 2.4.4. 3048-13, а требования к пожарной безопасности в ППБ 01-03 от 18.06.2003 года. Важным нормативным документом является и «Лесной кодекс РФ» от 1997 года.

Кроме того деятельность учреждений автотуризма регулируется рядом федеральных законов: «О туризме»; «О защите прав потребителей»; «О системе налогообложения» и некоторыми другими.

Многие положения и правовые нормы российского законодательства о туризме без изменений воспроизводятся еще с советских времен. Несмотря на то что на сегодня существуют современные технологии, например, такие как эко-инжиниринг, позволяющий без ущерба для природы создавать цивилизованные условия комфортного отдыха на природе - с комфортными туалетами и другими бытовыми удобствами .

Развитие сетей кемпингов будет эффективным в том случае, если в их организации будут совместно и слаженно работать администрация района или области, которая поможет подобрать и оформить земельный участок, обеспечить коммуникационную связь и подъездные дороги; инвестор - организует строительство и дальнейшую эксплуатацию; профильная профессиональная организация, которая будет ответственна за подбор и обучение персонала, направление турпотоков, рекламные и ПР-кампании и прочее.

Совокупность всех выделенных факторов приводит к выводу, что в России тема кемпингов требует серьезной научной проработки и создания общей теории развития кемпинг-индустрии. Это позволит разработать комплексный подход к осмыслению мирового опыта, а также развить нормативную базу в сфере рекреации и туризма.

Американский исследователь кемпинг-индустрии Э. Брукер характеризует кемпинги - как «возврат в будущее на основе современных стандартов качества туристских услуг, возврат к старым традициям путешествий с учётом новейших тенденций в развитии туристской инфраструктуры в сегменте альтернативных средств размещения на примере современных туристских парков» .

Для России это новый путь, который позволит возродить советские традиции самодеятельного туризма в современном формате комфортного отдыха на природе в благоустроенных кемпингах.

Таким образом, среди наиболее привлекательных в плане развития кемпинг-туризма регионов можно выделить Финский залив, Карелию, центральные регионы, южные регионы, Урал и Алтай. В последние годы, в связи с массовой автомобилизацией страны, кемпинги приобретает всё большее распространение. Количество автомобилей на душу населения в нашей стране растёт невероятно высокими темпами. Однако культура автотуризма в России находится в состоянии «дикости» - отсутствуют индустрия сервиса, система воспитания, соответственно и культура. Несмотря на то что количество самостоятельных путешественников год от года только растет, в России по-прежнему нет достойных кемпингов европейского образца. К тому же, Россия не особо дружественна для кемпинг-туризма и из-за несовершенства российской нормативной базы.

Итак, можно сделать вывод, что кемпинг - это учреждение сезонной эксплуатации для отдыха автотуристов, главные преимущества которого заключаются в отдыхе на открытой местности, а также в относительной дешевизне, по сравнению с другими учреждениями массового отдыха. Наибольшее распространение такие учреждения получили в странах Европы, в частности, в Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции, Франции и некоторых других. В России же данный вид туризма более качественен в Финском заливе и на юге. Развитие кемпингов для России важно, так как такой вид туризма сможет увеличить товарооборот туристской отрасли страны, позволит сориентировать отечественных путешественников на отдых в своей стране, а это в свою очередь поможет привлечь финансы в казну, деятельность кемпингов будет способствовать появлению новых рабочих мест, что является важным показателем благополучия экономики и социальной сферы. К тому же, развивая инфраструктуру кемпингов, будут популярны «туры выходного дня», которые приносят стабильность доходу от туристской отрасли. Для того чтобы кемпинги в нашей стране получили соответствующее развитие, необходимо заимствовать опыт передовых в этом направлении стран, прежде всего взять ориентир на скандинавские страны и адаптировать их под российские условия. Для успешного развития кемпингов, необходима и поддержка на государственном уровне. К тому же, строительство и развитие сетей кемпингов в плане инвестирования является одним из наиболее привлекательных направлений в туристической индустрии современной России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разделы бизнес-плана для инвестиционного проекта: резюме, анализ дел в отрасли, виды товаров (услуг), анализ рынка сбыта и конкуренции на них, план маркетинга, производственный и организационный план, правовое обеспечение, оценка риска и страхование.

    реферат , добавлен 19.01.2008

    Изучение состояния дел в отрасли. Формирование плана маркетинга, производства, капитальных затрат, текущих расходов. Финансовый план предприятия: доходов, прибылей (убытков), денежных потоков, расчет безубыточности. Анализ рисков и принципы страхования.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2014

    Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана. Разделы бизнес-плана. Анализ состояния отрасли, рынка. План маркетинга. Производственный план. Организационный план. Правовое обеспечение деятельности фирмы. Оценка риска и страхование. Финансовый план.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2005

    Основные участники и организационная форма реализации бизнес-проекта. Формы услуг: характеристика, сегментация рынка и продвижение. Источники и объекты инвестиций. Прогнозирование объемов услуг, которые предоставляются. Оценка безубыточности проекта.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Описание фирмы и предоставляемых ею услуг. Комплекс мероприятий по маркетингу, способствующих продвижению услуг на рынке. Инвестиционный и финансовый план. Организационная структура управления ночного клуба, принципы оплаты труда работников. Анализ риска.

    бизнес-план , добавлен 24.04.2013

    Особенности бизнес-планирования в России. Структура бизнес-плана: информация о фирме, цели и задачи проекта, описание товара (потребительские свойства), стратегия маркетинга, организационный, производственный, финансовый планы, оценка риска, страхование.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2010

    Понятие бизнес-плана, состояние и анализ дел в отрасли, описание предприятия, продукции и услуг. Стратегии сбыта, ценовая политика и оценка конкурентов. Производственная программа, план материально-технического снабжения, план по труду, заработной плате.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2010

    Основы бизнес-планирования. Производственный план. Финансовый план. Финансирование проекта. Расчет точки безубыточности. Модель дисконтирования денежных потоков. Финансовые результаты. Окупаемость. Безопасность и экологичность проекта.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2008

Идея открытия кемпинга отлично подойдет владельцам дачных участков и частных загородных домов с довольно большой прилегающей территорией, которая не занята насаждениями.

Сейчас для городских жителей отдых за городом, на свежем воздухе, очень ценен. Ведь после напряженного темпа городской жизни так хочется вдохнуть чистый оздоравливающий воздух, посидеть у речки или у костра. Приобрести дорогую загородную недвижимость не всем по карману, тем более, чтоб добраться за город, часто без автомобиля высокой проходимости не обойтись. Покупать такую машину человеку, который живет в городе, нецелесообразно – она будет расходовать много топлива и её неудобно парковать.

Необходимые ресурсы для открытия мини-кемпинга:

    • Подготовленный участок
    • Палатки, спальные мешки, коврики, одеяла, матрацы, мангалы, складная мебель и т.д.

Люди, не знакомые с палаточным отдыхом, скорее всего выберут комфортный обустроенный кемпинг, расположенный довольно близко к городу. Также вашими клиентами могут стать те, кто хочет провести незабываемый и насыщенный уик-енд на свежем воздухе, но не имеют при это собственной дачи или дома загородом.

Если ваш кемпинг будет расположен не далеко от междугородней трассы, к числу ваших потенциальных клиентов добавляются и путешественники, которым нужен будет отдых во время пути.

Дополнительный доход вы можете извлечь от продажи свежих овощей, фруктов и ягод, выращенных на собственном огороде

Если кемперы приехали на отдых уже со своими палатками, то наверняка они захотят воспользоваться организованным местом с летним душем, удобным санузлом, мангалом, местом для разведения костра, питьевой водой и другими необходимостями для комфортного времяпрепровождения.
Дополнительный доход вы можете извлечь от продажи свежих овощей, фруктов и ягод, выращенных на собственном огороде. Если вы еще и разводите домашних животных – предлагайте поселенцам свежее мясо и яйца.

Перед тем, как открыть мини-кемпинг, необходимо тщательно провести все подготовительные работы на участке – устранить лишние деревья и кустарники, однако оставьте плодоносные деревья, которые дают тень. Земля на участке должна быть ровной, покрытой газоном – рулонным или настоящим. Полностью обустройте туалет, летний душ, умывальник, электричество и водоснабжение, также не забудьте о надежной калитке, заборе и воротах. Предусмотрите часть территории для парковки машин клиентов. Часто на такие мероприятия будут приезжать с детьми, поэтому подумайте и о местах отдыха для самых маленьких. Например, обустройте детскую песочницу или веревочные качели. Позаботьтесь об аптечке первой помощи, полотенцах, посуде и приборах, тазиках для стирки белья.

При закупке палаток, учитывайте, что они потребуются разных размеров – как двухместные, так и для целых семей с детьми.

Для рекламы своего мини-кемпинга размещайте объявления в Интернете, на форумах, где общаются любители подобного отдыха, а также расклейте объявления с вашими контактами в близлежащих от кемпинга городах. Если рассчитываете на клиентов, проезжающих по трассе, разместите вдоль нее большие щиты с указателями и привлекательными изображениями вашего кемпинга.