Многие из нас собравшись впервые в жизни осуществить свой первый полет на самолете волнуются - не знают что делать и как себя правильно вести в аэропорту и на самолете. Попав на территорию аэровокзала в первый раз, пассажиры испытывают опеределенный стресс и дезориентацию. Существует несколько процедур, которые необходимо пройти, прежде чем попасть на борт своего авиалайнера. В салоне самолёта следует придерживаться правил безопасности.

Покупка билетов на рейс

Авиаперелёт начинается с покупки билетов. Предварительно нужно выбрать рейс и авиаперевозчика. Приобрести авиабилет можно через интернет на сайте авиакомпании, в кассе аэропорта, через турфирму. Электронный вариант купленного проездного документа хранится в базе данных выбранного авиаперевозчика. При покупке авиабилета через интернет электронный образец следует распечатать на бумаге.

Электронный билет “Аэрофлот”

Билет на самолёт содержит информацию о пассажире, название авиаперевозчика, данные о рейсе. Приобретённый в кассе аэропорта проездной документ имеет вид продолговатой бумажной книжечки, одна страница из которой является полётным купоном. Билет обязательно регистрируется перед вылетом. После регистрации каждый пассажир получает свой посадочный талон.

Если пассажир совершает свой первый в жизни полет в самолёте, ему необходимо правильно собрать в дорогу свои вещи. Сумки и чемоданы разделяют на лёгкую ручную кладь (берётся с собой в салон) и багаж (будет лететь отдельно в грузовом отсеке). В сумку для ручной клади кладут кошелёк, документы, авиабилет, гаджеты, зарядные устройства, телефоны, салфетки, таблетки от укачивания.

Подготовка к полёту также включает правильный выбор одежды. Отправляясь в авиапутешествие, желательно надеть джинсы, лёгкую футболку, прихватить тёплый свитер. Обувь должна быть удобной и на низком каблуке.

Пошаговая инструкция для пассажиров в аэропорту

Пошаговая инструкция для пассажиров, желающих совершить авиаперелёт:

  1. Прибыть в аэропорт за 2 ч до своего вылета.
  2. Пройти регистрацию и получить посадочный талон.
  3. Сдать свой чемодан в грузовой отсек.
  4. Пройти досмотр перед вылетом.
  5. Для международных перелётов - пройти обязательный паспортный контроль.
  6. Отправиться в зал ожидания и там дождаться своего рейса.

Приезд в аэропорт

В аэровокзал необходимо приехать за 2 часа до своего вылета, чтобы пройти регистрацию. Человеку, который собирается лететь на самолете в первый раз, необходимо продумать, как он будет добираться до терминала. Любой вид транспорта, учитывая пробки, довезёт до аэропорта минимум за 1 час. Значит, выйти из дома нужно за 3 часа до отлёта авиалайнера.

Вход в аэропорт

Большие аэропорты разделены на несколько терминалов. До любого из них, находясь на территории воздушного порта, можно добраться пешком или внутренним транспортом. Информация о терминале, из которого будет совершаться вылет самолёта, находится в авиабилете. Тем, кто первый раз летит на самолёте необходимо знать, что на входе некоторых российских аэровокзалов имеется предварительный контроль безопасности. Всем входящим в здание людям предложат пройти через металлодетекторную рамку и просканировать личные вещи.

Табло и зона регистрации

Перед полётом на территории аэровокзала необходимо найти табло вылетов. Обычно оно представлено в виде огромного электронного экрана и висит на стене. На нём высвечивается информация о предстоящем рейсе, а также номер стойки, к которой нужно подойти, чтобы пройти регистрацию полёта для пассажиров. На любой рейс регистрация начинается за 2 часа до вылета, а заканчивается за 45 мин до старта. Свой рейс пассажиры ищут только по номеру рейса, а не по названию пункта назначения. О начале регистрации свидетельствует надпись «check-in», стоящая напротив номера рейса.

Подготовка багажа

Регистрация багажа осуществляется на стойке. В этом месте необходимо сдать все свои чемоданы и сумки в багажное (грузовое) отделение. На каждой стойке багаж взвешивают, осматривают и забирают. Пассажиру выдают бирку для получения чемодана по прибытии в порт назначения.

Вес багажа не должен превышать 20 кг. Авиаперевозки по России допускают перевес багажа. Правда, за каждый килограмм лишнего веса придётся доплатить. Ручную кладь разрешено взять с собой в салон лайнера. Её вес - до 10 кг. В сумке не должно быть жидкостей, аэрозолей, острых предметов. В ручную кладь рекомендуется положить посадочный талон, багажную бирку, деньги, телефон и свои документы.

Процедура регистрации

При регистрации необходимо предъявить работнику аэровокзала свой билет и паспорт. После проверки каждый пассажир на стойке получает свой посадочный талон. Если человек раньше всех приехал в аэропорт, он может попросить дать ему любое место в салоне. В посадочном талоне указывается место пассажира и номер выхода на посадку. Найти свой выход можно, если следовать указателям на стенах аэровокзала.

Пассажирам международных рейсов нужно пройти паспортный контроль. Во время этой процедуры человек должен предъявить свой загранпаспорт. Сотрудники аэропорта проверяют также наличие визы и другую информацию, разрешающую беспрепятственно покинуть страну.

Пассажиру могут задать вопросы о цели его путешествия за границу. Во время беседы нужно смотреть в глаза сотруднику аэропорта. Отвечать на вопросы нужно честно и без шуток. Далее пассажиру предложат пройти таможенный контроль. Если у него нет запрещённых для вывоза или облагаемых пошлиной вещей, он проходит в зелёный коридор. Если запрещённые предметы имеются - направляется в красный коридор. В этом месте пассажир заполняет таможенную декларацию.

Досмотр

Предполётный досмотр проводится перед каждым полётом. Пассажир и его вещи подвергаются осмотру службой безопасности аэропорта. Сам человек проходит через металлодетектор. Его вещи просвечиваются рентгеновскими лучами.

Во время этой процедуры работники аэропорта ищут предметы, которые нельзя проносить в салон лайнера. Можно вынуть все металлические вещи и положить их в пластиковую коробку. Что делать в момент осмотра личных вещей? Выполнять все требования службы безопасности. Если нужно, вывернуть карманы, снять обувь, показать содержимое сумок.

Зона ожидания

После прохождения регистрации и досмотра человек отправляется в зал ожиданий. Здесь пассажир ждёт, пока не объявят его рейс. Это место считается нейтральной территорией. Здесь осуществляется беспошлинная торговля. До объявления посадки пассажиры могут пройтись по магазинам и кафе или посидеть в зале ожидания и прочесть правила поведения в самолёте.

Ожидая вылет, нужно слушать объявления и не пропустить свой рейс. Услышав о начале посадки, необходимо подойти к своему выходу, указанному на посадочном талоне. На самом выходе работник аэропорта отрывает часть талона, а пассажиру оставляет корешок с указанием номера его места и ряда.

На борт самолёта можно попасть внутренним автобусом или по специальному телескопическому рукаву-трапу. В небольших аэровокзалах могут предложить пройтись пешком к трапу авиалайнера.

В аэропорту страны прибытия

Попав на борт авиалайнера, пассажир будет какое-то время лететь на самолёте. После приземления он окажется в аэропорту города (страны) прибытия. Его ожидают те же мероприятия, что и до вылета. К выходу из самолёта подадут трап. По нему пассажиры спускаются на землю и заходят в автобус, который везёт их в помещение аэропорта. Можно сразу по длинному рукаву-трапу пройти в аэровокзал. Затем необходимо пройти паспортный контроль (для международных авиарейсов) и получить свой багаж.

Получение багажа

По прибытии в порт назначения нужно получить свой багаж из грузового отделения и проверить его содержимое. Если во время перелёта вещи были повреждены, нужно написать жалобу. В случае пропажи багажа владелец получает компенсацию. Можно предварительно составить список положенных в чемодан вещей и сфотографировать их перед вылетом. Наличие фотографии поможет получить полную компенсацию за пропавшие вещи.

Первый раз в самолете

Очутившись на борту самолёта, пассажиры рассаживаются по своим местам. Пройдёт ещё несколько минут, прежде чем самолёт начнёт взлетать. Стюардесса расскажет о правилах поведения пассажиров в самолёте. Пассажиры обязаны сесть на свои места, выключить свои мобильные телефоны и туго пристегнуться ремнями безопасности.

Во время первого полёта на самолёте каждый человек испытывает гамму ощущений - от восторга до ужаса. Бояться полёта не следует. По статистике, в год в России в результате авиакатастроф погибает не больше 100 человек. Это меньше, чем погибших в результате ДТП за один месяц.

Места

Как правильно летать в авиалайнере? Какие места считаются лучшими? Каждый человек садится там, где ему нравится. Любители рассматривать пейзажи с высоты полёта могут сесть у иллюминатора. Выбрать место нужно ещё во время регистрации. Если пассажир боится высоты, ему лучше сеть подальше от иллюминатора. Для детей желательно выбирать места у прохода. Во время полёта ребёнок будет часто проситься в туалет.

При турбулентности или болтанке авиалайнер будет сильно трясти. Чем ближе места пассажиров к голове самолёта, тем меньше ощутима тряска. Больше всего лайнер трясётся в хвостовой части. Все нагрузки, которые получает самолёт во время полёта, не приносят ему никаких поломок. Лайнеры ещё на заводе проходят испытания и проверяют на устойчивость к колебаниям, вызванным вихревыми потоками ветра.

Лучшие места у аварийного выхода. Расстояние до соседнего кресла очень большое, поэтому можно вытянуть ноги и расслабиться. Правда, в случае аварийной ситуации пассажиру, находящемуся у аварийного выхода, предстоит открыть дверь и помочь пассажирам эвакуироваться.

Еда

Правила перелёта нередко предполагают питание на борту. В самолёте пассажиров кормят, если авиаперелёт длится более трёх часов. Стоимость еды входит в цену билета. Чем дешевле билет, тем проще меню. Пища подаётся в герметической упаковке. В состав меню входит мясо или рыба, овощной гарнир, салат, фрукты, булочка с джемом. Стюардесса предложит на выбор сок, минеральную воду, чай, кофе или бокал вина.

Взлет и посадка

Во время взлёта и посадки все летящие на борту авиалайнера пассажиры должны придерживаться правил безопасности в самолёте. В такие моменты нельзя ходить по салону или разговаривать по телефону. Необходимо сидеть на своих местах. Спинки стульев должны находиться в строго вертикальном положении. Нужно убрать раскладные столики, спрятать гаджеты в сумку.

В момент взлёта или посадки нужно туго пристегнуться ремнями безопасности. Стюардесса обязательно попросит выключить телефоны. Ведь мобильная связь может создать помехи для работы навигационных приборов авиалайнера. Можно открыть шторки иллюминатора, посмотреть в окно и расслабиться. В салоне погасят свет. В такие моменты следует уменьшить громкость музыки в наушниках и внимательно следить за происходящим на борту лайнера, чтобы вовремя сориентироваться в случае внезапной аварии.

Правила поведения в самолете при попадании в зону турбулентности

Набирая высоту или снижаясь, авиалайнер оказывается в тропосфере. В этой зоне в плохую погоду самолёт начинает бросать в разные стороны. Лайнер, особенно его хвостовая часть, начинают сильно вибрировать. Как вести себя в самолёте, в первый раз попав в зону турбулентности?

Не нужно ничего бояться. Пассажирам следует лишь соблюдать правила поведения в самолёте. В такие моменты нужно слушать рекомендации членов экипажа. Следует занять свои места и туго пристегнуться ремнями безопасности. Голову нужно пригнуть к коленям и обхватить её обеими руками. До нормализации ситуации запрещено покидать своё место.

Что нужно знать пассажирам, которые первый раз оказались на самолёте:

  1. Тряска во время турбулентности менее ощутима в голове и центральной части авиалайнера. Именно в этих зонах следует выбрать себе место.
  2. Страдающим клаустрофобией людям, лучше сидеть у прохода.
  3. При взлёте или посадке нужно что-то жевать, например, жевательную резинку. Таким образом можно предотвратить укачивание и заложенность в ушах. Избавиться от шума в ушах можно, если глубоко зевнуть, выпить глоток воды, разжевать ментоловую конфету.
  4. Во время перелёта необходимо правильно дышать. Следует делать глубокие вдохи и медленные выдохи.
  5. На борту авиалайнера необходимо настроить себя на позитив. Ведь мысли, как известно, материальны. Ничего плохого не произойдёт, если человек уверен в удачном полёте и приземлении.

Вопросы, часто задаваемые новичками, по теме первого полёта

Впервые попав на борт самолёта, новички многое не понимают. Отсутствие информированности по поводу безопасности полёта порождает фантазии и беспричинные страхи. На самом деле нет ничего страшного в перелёте. Узнать интересующую информацию о техническом состоянии лайнера пассажиры могут у стюардессы.

Можно ли на борту авиалайнера пользоваться телефоном?

При взлёте и посадке мобильные устройства должны быть отключены. Во время полёта разрешается позвонить родным. Правда, эта услуга платная и предоставляется не каждой авиакомпанией.

Почему в самолёте тяжело дышать?

В салоне действительно не так уж и много кислорода. Он поступает через системы очистки от двигателей. За 6 часов полёта у человека падает количество кислорода в крови на 10%. Людям, страдающим сердечными заболеваниями, желательно отказаться от такого вида путешествия. Физически здоровые пассажиры обычно после перелёта чувствуют небольшую усталость.

Что делать, если страшно сидеть у иллюминатора?

Правилами поведения на борту самолёта обычно не разрешается самовольно менять своё место. Если пассажиру вдруг стало страшно сидеть у иллюминатора, он может попросить стюардессу пересадить его.

В какие дни недели меньше всего пассажиров?

Люди чаще всего летают самолётами по понедельникам и пятницам. В конце недели многие улетают на выходные. В начале, наоборот, возвращаются на работу. Лучше для путешествия выбирать среду или утро четверга.

Во время путешествия самолётом не нужно ничего бояться. Проблемы у пассажиров не возникнут, если вовремя приехать в аэропорт и не забыть билет, документы и деньги. В дорогу нужно собрать лишь разрешённые для перевозки вещи. Никаких запрещённых предметов лучше на борт самолёта не брать. Если придерживаться всех указаний и правил безопасности для полёта, авиапутешествие пройдёт комфортно.

Мой первый полет на самолете был очень запоминающимся. Так как это было первый раз, я запомнила его на всю жизнь.
Полет длился не долго, пару часов. Перед полетом я очень волновалась, меня охватил страх, и паника начинала усиливаться. У меня появилась дрожь в руках и слабый голос. Я ни когда не думала, что можно так бояться. Благодаря людям, которые со мной вместе летели, я успокоилась, они рассказывали мне разные смешные истории. И становилось не так страшно. Потом меня стало одолевать любопытство. Как же это, там в небе? Облака наверно совсем рядом.

Пройдя регистрацию, началась посадка на самолет. Это большой коридор, по которому все переходят в самолет. Очень светлое помещение, иду и такое ощущение восторга и страха одновременно. Мне казалось, что я одна на всем этом самолете. У всех остальных такие спокойные лица, кажется, как будто они не на самолете, а просто на автобусе поехали прокатиться. Зайдя в самолет, он показался мне еще больше. Там было столько место, очень комфортные сидения и широкие проходы между ними. Мое волнение не проходило. Я не могла дождаться, когда же он взлетит и окажется в небе. Стюардесса предупредила всех о ремнях безопасности и рассказала о правилах поведения в самолете.

Спустя несколько минут начали заводиться двигателя и появился не значительный шум в салоне самолета. В общем, не так страшно, как мне казалось. Когда самолет начал набирать высоту у меня заложило уши, и это продолжалось довольно долго. Я постаралась успокоиться и начала кушать сосательные освежающие конфеты, они очень помогают в таких ситуациях. И вот мы уже в самом небе, погода прекрасная, это просто не высказать. Как будто пешком идешь по облакам. Я сидела прямо возле окна. Маленькие крыши домов все мельче и мельче виднелись через белые облака. Вибрация в салоне самолета, все больше усиливалась при поднятии. Набрав свою высоту самолет начал спокойно лететь.

Можно было расслабиться и наслаждаться высотой и красотой синего неба. Спустя несколько минут, читая очень интересную книгу, я заснула, хотя даже не думала об этом. Наоборот хотела все увидеть и прочувствовать. Но сон оказался сильнее меня и овладел мной во время полета. Проснулась я от того, что стюардесса говорила что-то о посадке. Я в панике начала проверять ремни, попила воды и опять достала свои конфетки. Заходя на посадку, опять началась вибрация и шум усиливался. Я закрыла глаза от страха. Это продолжалось не долго. Наш самолет благополучно приземлился и все были довольны полетом.

Мне очень понравился этот перелет, так как я спала и почти ничего не ощутила. Но вот только этот страх перед полетом, я думаю, я с ним как-нибудь справлюсь.

Иванова Елена Александровна

Взлет самолета

Рано или поздно, каждый из туристов решает попробовать оказаться чуть дальше от своего дома. Для многих поезд – способ передвижения на незначительные расстояния, а вот для больших расстояний намного удобнее пользоваться самолётом. Современные авиакомпании предлагают перелёты практически в любую точку мира – всё будет зависеть от вашего желания.

Но немногие туристы знают, как вести себя во время первого полёта, что делать в аэропорту, и каков порядок прохождения на борт. Нюансов в этом, казалось бы, простом деле много, и сейчас мы расскажем об основных этапах передвижения по воздуху.

Регистрация

Любой полёт начинается в терминале аэропорта, а именно – у стойки регистрации. Всегда стойка регистрации имеет логотип той авиакомпании, в которой вы купили или забронировали билеты, поэтому найти её не составит особого труда.

Прибывать на регистрацию лучше всего за несколько часов до вылета. У каждой авиакомпании время начала регистрации разное, но, как правило, пассажирам рекомендуют прибывать в аэропорт за 3 часа до вылета .

Регистрация

Ряд компаний начинает регистрировать своих пассажиров на специальных онлайн-сервисах за 12 часов, но делать это удалённо в первый раз не рекомендуется.

Для получения посадочного талона нужно будет предъявить маршрутную квитанцию, которая служит подтверждением оплаты билетов, и паспорт . На этом этапе вы сможете выбрать место в салоне самолёта. Многие пассажиры, кто летит в первый раз, выбирают место у иллюминатора, хотя для эконом-класса намного удобнее места в проходе.

ВАЖНО : Посадочный талон необходимо сохранять до конца полёта, а лучше – вплоть до возвращения домой.

У стойки регистрации, помимо прочего, вы оформляете свой багаж, или ручную кладь . Отличаются они тем, что ручную кладь вы можете проносить с собой в салон, но эта должна быть сумка ограниченного веса (как правило, до 7-10 кг , зависит от авиакомпании), а также ограниченных габаритных размеров.

Если вы едете с багажом, но на ваш посадочный талон крепится бирка с номером багажа , по которой вы потом сможете найти свои вещи.

На посадочном талоне также указываются ворота, из которых будет осуществляться посадка на ваш самолёт, но перед этим вас будет ждать важнейший этап предполётного досмотра.

Предполётный досмотр

Внутренние рейсы

Для перемещений внутри страны предполётный досмотр от службы безопасности аэропорта проходит в несколько упрощённом виде. Хотя для многих, кто летит впервые, даже такая схема может показаться изнурительной.

Перед входом в зону досмотра, вы предъявляете паспорт и посадочный талон сотруднику службы безопасности. Проверив ваши данные, он пропускает вас дальше, где вас будет ждать самый серьёзный этап.

Паспортный контроль

Как правило, на этом этапе вы увидите перед собой рамку металлоискателя и ленту конвейера с корзинами. В эти корзины вы должны сложить все металлические предметы (включая кошелёк и украшения), мобильный телефон , а также верхнюю одежду и сумку ручной клади. По конвейеру ваши вещи заедут в специальный сканер, где сотрудник аэропорта на мониторах увидит, нет ли каких-либо запрещённых предметов.

Проходя под рамку металлоискателя, нужно на несколько секунд задержаться, и проходить дальше только по сигналу сотрудника службы безопасности . На выходе из-под рамки, вы сможете забрать корзину со своими вещами.

Если к вашим вещам возникнут какие-либо вопросы, вас пригласят к столику личного досмотра. Во время него нужно будет просто раскрыть сумку и показать, что лежит в том отделе, на который укажет специалист службы безопасности. Если ничего запрещённого в сумке не обнаружится, можете смело проходить дальше.

ВАЖНО : Не забывайте, что на этапе личного досмотра следует вести себя максимально корректно и спокойно. Шутки про бомбу, наркотики и оружие в аэропорту не понимают, и за них могут снять с рейса, и даже задержать на несколько часов.

Международные рейсы

От внутренних международные рейсы будут отличаться наличием таможенных коридоров . Нужно помнить, что у каждой страны существуют свои правила ввоза тех или иных вещей, поэтому мы расскажем только об общих моментах.

Зелёный коридор – это проход для тех пассажиров, которые не имеют при себе вещей, которые обязаны включаться в таможенную декларацию. Как правило, это алкоголь, сигареты, парфюм и другие товары.

Красный коридор предназначен для тех, кто имеет при себе вещи, которые нужно включать в таможенную декларацию, или за которые нужно оплатить пошлину на ввоз в другую страну.

ВАЖНО : Прохождение таможенного досмотра для международных рейсов осуществляется ДО процедуры регистрации.

Зал ожидания

Успешно пройдя досмотр, вы спокойно можете проходить в зал ожидания . В крупных аэропортах для пассажиров здесь будут работать многочисленные кафе, магазины Duty -Free и другие заведения. Но первое, что нужно будет сделать в зале ожидания – это сверить информацию с табло.

Как правило, электронные табло здесь находятся в большом количестве. Вам же нужно будет удостовериться, что посадка на ваш рейс будет осуществляться через те же самые ворота, которые указаны в посадочном талоне. Кроме табло, эту информацию дублируют по громкой связи.

Если так получилось, что ворота изменились, следуйте указателям, чтобы найти нужный выход. В крайнем случае – можно будет обратиться к сотруднику службы информации за справкой.

Посадка в самолёт

Перед выходом из ворот вас встретит сотрудник авиакомпании, который попросит предъявить ваш посадочный талон. Оторвав от него корешок контроля, вам покажут на двери, в которые нужно будет выходить. Там вас уже будет ждать автобус, который развозит пассажиров непосредственно к самолёту.

В некоторых случаях, пассажиры выходят к самолёту через специальные телескопические мосты , но такие есть далеко не в каждом аэропорту.

Телескопические мосты

Поднявшись на борт, у трапа вы увидите дружелюбных стюардесс или стюардов, с которыми стоит поздороваться – взаимную вежливость никто не отменял. Если не сможете сразу найти своё место в салоне – можно поинтересоваться как раз у них.

Бортпроводники, после того, как все пассажиры займут свои места, могут дать небольшое покрывало и подушку. Отказываться от этого или нет – ваше право.

Перед самим взлётом стюардессы проведут инструктаж на случай аварийной посадки самолёта . Вам покажут, как пользоваться кислородными масками, где находятся аварийные выходы, в каком порядке следует покидать самолёт.

Взлёт и приземление

Самые опасные и ответственные для пилотов и пассажиров этапы – это взлёт и приземление. Если с ответственностью пилотов всё понятно, то к пассажирам также будут предъявляться обязательные требования.

На момент работы двигателей самолёта, спинки кресел нужно привести в вертикальное положение , а сам пассажир должен быть пристёгнут . Бортпроводники на данном этапе из улыбчивых девушек и юношей превращаются в строгих менторов, проверяющих каждое кресло.

Перед взлётом и посадкой все электронные устройства нужно будет отключить . Делается это для безопасности радиосигнала диспетчера – мобильные телефоны создают ощутимые помехи.

Шторки иллюминаторов также должны быть открыты . Это ещё одно требование безопасности полётов на случай экстренной посадки.

ВАЖНО : Во время набора высоты или снижения люди, имеющие проблемы с давлением, могут испытывать неприятные ощущения. Чаще всего – это заложенность ушей, от этого могут спасти бируши или жвачка – жевательные движения снимают напряжённости. Иногда отекают ноги – от этого спасёт свободная обувь.

Полёт

Во время полёта пассажирам совершенно бесплатно могут предложить ряд приятных бонусов.

Основной бонус – это питание. В зависимости от времени вылета его назовут завтраком, обедом или ужином. Перед этим подают напитки – газированную воду, кофе или чай. Питание, как правило, плотное и качественно приготовленное.

Также местные авиалинии часто предлагают в полёте почитать газеты или журналы.

Перед первым полетом на самолете многие не только переживают о том, как пройдет рейс, но и сама процедура от регистрации до посадки также вызывает массу вопросов. Неудивительно, ведь в случае, например, с железной дорогой все просто, а аэропорт, во-первых, в разы больше даже крупного вокзала, во-вторых, до посадки необходимо обойти несколько стоек, сдать багаж, пройти таможенный контроль и еще сделать массу всего. Полет на самолете в первый раз хоть и представляется сложным делом, однако все процедуры вполне логичны. Если вы думаете примерно следующее: «Первый раз лечу на самолете, что делать в аэропорту?», просто поэтапно обойдите все пункты, которые расписаны ниже. Если волнуетесь перед полетом, чтобы снизить стресс, представьте, что не проходите оформление, а выполняете квест. Это позволит не только расслабиться, но и испытывать меньше дискомфорта от очередей возле каждого пункта.

Проверка металлоискателем — стандартное требование службы безопасности

Практически во всех аэропортах сразу же на входе в здание вас встретит металлодетектор. Он устанавливается вовсе не для того, чтобы задержать торопящегося пассажира, а чтобы вовремя выявить потенциальную угрозу для посетителей и персонала. Не стоит нервничать, конечно, если вы не припрятали за пазухой пистолет. Перед прохождением через арку сложите на специальный поддон электронные приборы (телефон, планшет, фотоаппарат), наручные часы, украшения, содержащие металл, заколки для волос, ремень, ключи, мелочь. Также если у вас при себе есть, например, шоколадка в фольге, ее тоже следует достать. Однако стоит отметить, что на пирсинг, как правило, детектор не реагирует.

Не нужно переживать, если даже вы сложили отдельно все перечисленные вещи, а металлоискатель все-таки просигналил. Перепроверьте карманы еще раз, возможно, причиной стала всего лишь монетка, попавшая под подкладку. Если нашли источник, положите его к остальным вещам и пройдете через арку еще раз.

Помните: раздевать пассажира у всех на виду, как это показано в некоторых фильмах, работники аэропорта не имеют права. Если все равно устройство сигналит, сотрудник охраны просто дополнительно проверит вас ручным сканером.

Но что делать в ситуациях, когда невозможно избавиться от металла? Речь идет, например, об эндопротезе. Ежегодно по всему миру проводятся около 2 млн операций по протезированию только коленных и тазобедренных суставов. Не сомневайтесь, что у работников аэропорта на данный случай есть четкие инструкции, и пассажира с протезом обязательно пустят на борт, но предварительно охрана должна убедиться, что других металлических предметов нет. Не забудьте забрать свои вещи и направляйтесь к стойке регистрации. Если вы приехали рано и в процессе ожидания захотите подышать свежим воздухом, при повторном заходе в здание процедуру проверки металлодетектором придется повторить.

Очередь на регистрацию

Регистрация (Check-in)

Не стоит переживать о том, как летать на самолете первый раз. Стартовым пунктом всегда будет регистрация. Она начинается за 2.5-3 часа и заканчивается приблизительно за 40 минут до вылета. Особенно если вы летите впервые, желательно приехать именно к началу, так в запасе останется больше времени, не будете переживать, что не успеете, спокойно без лишней суеты пройдете каждый пункт, даже если придется постоять в очередях. Вдобавок останется время побродить по Duty Free.

Для упрощения действуют еще 2 способа регистрации:

  1. В каждом крупном аэропорту (особенно за границей) есть специальные терминалы. Как правило, к ним нет очереди, а от пассажира требуется ввести минимум информации.
  2. Зарегистрироваться самому можно онлайн непосредственно на сайте авиакомпании.

Если это ваш первый полет, лучше все же немного постоять в очереди, но пройти стандартную процедуру. К тому же не придется отдельно сдавать багаж, так как его взвешивают и забирают прямо на стойке.

Основные требования к багажу и ручной клади

В стоимость билета уже включена цена перевозки чемодана с определенным лимитом веса. Как правило, без уплаты дополнительных сборов пассажиры эконом-класса имеют право везти багаж весом до 20 кг, бизнес-класса - до 30 кг. Однако у разных авиакомпаний требования могут отличаться. Чтобы уточнить разрешенный вес, загляните в билет. Если же ваша сумка превышает лимит, конечно, вас не заставят выбрасывать вещи. В таком случае необходимо только доплатить по тарифу или переложить что-то в ручную кладь.

Графа, в которой указан лимит веса

Небольшой совет: если хотите провезти бесплатно больше вещей, выбирайте самый легкий чемодан, так как в билете указывается суммарный вес сумки и ее содержимого.

Ручная кладь - это багаж весом до 5-10 кг, который можно взять с собой на борт. Некоторые компании, например, Wizzair, задают более конкретные рамки: чтобы сумка или рюкзак расценивались как ручная кладь, их габариты не должны превышать 55 × 40 × 20 см (суммарно 115 см). Интересно, что обычно пакет с товарами из Duty Free не учитывается: вы беспрепятственно можете пронести с собой в самолет сумку весом до 10 кг и товары, купленные в аэропорту.

Конечно, распределить вещи нужно заранее дома, а не заниматься этим возле стойки регистрации. Однако если в основном багаже у вас перевес, а в ручной клади только телефон и пара сувениров, переложите в нее хотя бы несколько вещей из чемодана. Особенно если вы путешествуете первый раз на самолете, нужно знать, что существуют жесткие ограничения касательно предметов в ручной клади.

Оставьте в чемодане следующие вещи:

  • косметические принадлежности (спреи, гели, духи, лосьоны и т. д.);
  • зубную пасту (придется потерпеть, даже если у вас очень длинный перелет, возьмите с собой жвачку);
  • колющие и режущие предметы (в салон нельзя проносить даже маникюрные ножницы, также не стоит рассчитывать, что в пути сможете, например, вышивать или вязать - иглы, спицы и крючки тоже относятся к запрещенным предметам на борту);
  • слишком тяжелые предметы, из-за которых лимит веса ручной клади может превыситься.

После сдачи багажа вы получите специальную бирку (baggage tag). Чаще всего ее не отдают в руки, а приклеивают на заднюю сторону паспорта. Не отклеивайте ее ни в коем случае до тех пор, пока не снимите свой чемодан с багажной ленты в пункте назначения! В качестве подтверждения регистрации вы получите посадочный талон (boarding pass). Его необходимо предъявить непосредственно перед посадкой в самолет.

Зеленый коридор

Таможня (customs control) и паспортный контроль (passport control)

Таможенная служба занимается проверкой пассажиров на предмет вывоза или ввоза запрещенных вещей (в разных странах списки могут отличаться). Также если вы везете с собой антикварные предметы, крупную денежную сумму, оружие (например, сувенирное), обязательно нужно заполнить декларацию и уплатить пошлину.

Внимание! С целью упрощения прохождения таможни введены понятия «зеленого» и «красного» коридоров. Если у пассажира нет в багаже вещей, которые необходимо декларировать, можно идти по «зеленому коридору». В противном случае занимайте «красную» очередь.

Пройдя по коридору, вы окажетесь рядом с кабинками или окошками паспортного контроля. Здесь сотруднику аэропорта необходимо только показать паспорт.

Контроль безопасности и посадка

Прохождение последнего пункта, который отделяет вас от посадки на самолет, является, пожалуй, наиболее неприятным и утомительным. В ходе контроля безопасности (security control) сотрудник охраны должен произвести досмотр пассажира, его личных вещей, а также ручной клади. На данном этапе как раз проводится поиск оружия или других предметов, которые могут стать угрозой безопасности пассажиров. Чаще всего здесь самая длинная очередь, которая двигается достаточно медленно. Вдобавок придется еще раз проходить через арку металлодетектора и давать просвечивать ручную кладь рентгеном.

После проверки службой безопасности вы переходите в зону ожидания. Теперь можно погулять по Duty Free, а также купить воду. На данной территории пассажир имеет право приобрести уже более крупную бутылку (а не на 100 мл), но будьте готовы к очень высоким ценам, в особенности на продукты питания. Внимательно следите за объявлениями и информацией на мониторах в зале, и когда будет объявлена посадка на ваш рейс, сразу же проследуйте к нужному выходу (gate).

В ожидании объявления посадки в большинстве аэропортов можно понаблюдать за самолетами

Как вести себя в самолете в первый раз? Точно так же, как и в любой последующий, то есть в первую очередь сдержано. Помните, что салон лайнера - это пространство, которое покинуть невозможно, поэтому проявите уважение по отношению к другим пассажирам. Не разговаривайте слишком громко, в полете не стоит шутить, например, «Ой что-то крыло сейчас отвалится». Также не фотографируйте персонал, а вид из иллюминатора можно запечатлеть только после набора высоты.

Вконтакте

Первый раз в жизни полетите на самолете? Волнуетесь и переживаете? Как мы вас понимаем! Тех, кто первый раз летит на самолете, видно сразу, и порой новички вызывают только раздражение или смех других пассажиров.

В аэропорт новичок приезжает, конечно же, позже, чем нужно, решив по аналогии с поездом, что полчаса до времени вылета – это еще вагон времени. Между тем время вылета в расписании – это время закрытия дверей самолета, а до этого момента нужно как минимум пройти два раза досмотр (один раз на входе в аэровокзал, второй раз перед посадкой), паспортный контроль, а также еще и сдать багаж. Новичкам нужно приезжать минимум за 2 часа до вылета – тогда успеете во всем разобраться.

При этом первым делом новичок в аэропорту отправляется в очередь на стойку регистрации, в которой стоят такие же новички, как и он. Ведь об онлайн-регистрации он не слышал, а если и слышал, то где же это видано, чтобы по напечатанной на домашнем принтере бумажке пускали в самолет? А вдруг не пустят? Не, уж лучше к стойке – где больше народу, там и надежнее. Это пусть всякие продвинутые авиапассажиры багаж на стойке drop-off без очереди сдают. Киоски самостоятельной регистрации? Нееее! Слишком сложно же ввести свою фамилию и номер брони.

Багаж, конечно же, новичок тащит исключительно на себе. О том, что багажные тележки в большинстве относительно крупных аэропортов а) присутствуют и б) предоставляются бесплатно, он не знает.

Дальше новичок бежит, наконец, на паспортный контроль, а затем посмотреть на магазин duty-free. Глаза разбегаются, хочется попробовать всего-всего-всего, да и цены вроде бы привлекательные… Девочки, как обычно, направо за духами, мальчики – налево за алкоголем. Плевать, что все, кроме определенного небольшого лимита типа 2 литров на человека отберут таможенники по прилете, а стоимость купленного в обычном магазине за границей может быть ниже – тут, видимо, важнее сам процесс.

Вот он, самолет, уже совсем близко! У выхода на посадку новичок тут же занимает очередь, радуясь, что перед ним почти никого нет. Но – вот незадача – оказывается, к самолету нужно будет ехать на автобусе (чем самолет меньше, тем вероятность больше), и вот пассажир оказывается в самой середине салона и ждет, ждет, ждет, пока не придут на посадку все остальные, включая опаздывающих – автобус ведь поедет только после этого. Впрочем, некоторым везет: когда самолет большой, то автобусов отправляется несколько, и посадка в первый несколько ускоряет попадание на борт. Правда, все равно первыми в самолете окажутся те, кто сел в автобус последним.

Разумеется, новичок к моменту подхода к трапу уже убрал посадочный талон куда-нибудь подальше, и теперь, когда его просят предъявить, начинает судорожно копаться в вещах. К счастью, сегодня чаще всего отрывной купон изымают уже на гейте, так что возле самолета процесс уже не повторяется. Но и тут новичок умудряется куда-то запрятать корешок (а то и оставить его в кармане впереди стоящего кресла), обеспечив себе и другим множество веселых минут при получении багажа по прилете: хорошо, конечно, когда багажные бирки не сверяют, но в России это, скорее, исключение, чем правило.

В салоне самолета пассажир-новичок очень расстраивается, увидев, что места на багажной полке над его рядом кресел осталось совсем мало. Конечно, теперь он пытается изо всех сил запихать свою ручную кладь туда. Хорошо, если другие вещи не вываливаются и не падают на голову соседям: новичку ведь невдомек, что ручную кладь можно положить не только над своей полкой, а где угодно. А если хочется иметь ее при себе, то она прекрасно помещается под креслом впереди.

Сев в кресло, пассажир-новичок тут же откидывает спинку и устраивается с комфортом. Если сзади сидит такой же новичок, происходит цепная реакция, после чего бортпроводникам приходится подходить к каждому и просить поднять ее обратно – ведь откидываться можно только после выключения табло «Застегните ремни».

Сразу же после касания ВПП при посадке новичок начинает неистово хлопать. Этим выдают себя абсолютно все из них: опытный пассажир знает, что пилоты все равно не слышат аплодисментов, и уж тем более не слышат их разработчики курсо-глиссадной системы, которые сами хлопают каждый раз, выходя из лифта у себя дома. Лишь автомат тормозов в этот момент немного напрягается – пассажиры уже хлопают, а вдруг, не дай бог, выкатимся за пределы ВПП? Но его работу опять никто не замечает и он тихонько грустит, пока самолет рулит на стоянку.

В этот момент, конечно же, новички уже вскакивают с кресел и начинают доставать с полок багаж. Они ведь летят первый раз и еще не знают, как больно лететь по салону в обнимку с рюкзаком аж до двери в кабину пилотов при внезапном резком торможении или, тем более, столкновении с препятствием. Им ведь снова хочется подольше посидеть в автобусе…

Хотите больше подробностей? Читайте рубрику