Дорога из Чанг Мая в Пай оказалась неожиданно тяжелой. Не буду описывать подробности, скажу только, что все окна нашей маршрутки были заняты, а водителю придётся заехать на мойку. Путь до Пая хоть и не длинный, но проложен через горы по жёсткому серпантину. На первой остановке мы с Никой купили таблетки от укачивания, и это нас спасло, а все остальные заблювали там буквально всё. Водитель при этом категорически не хотел останавливаться, видимо это стандартная ситуация. Ну а в остальном всё было чудесно, кое-как часа за три мы доехали до Пая.

Прибыв на место, мы, как и все наши попутчики, первым делом арендовали байк. Байки в Пае можно арендовать только в одном месте, в нескольких мерах от конечной остановки находятся несколько сервисов проката. Так что если вы планируете арендовать байк, то лучше это сделать сразу, стоит это удовольствие от 100 бат за один день.

Вообще, Пай - очень туристический город, найти там гест или хороший резорт проблемы не составит. В пункте проката байков мы взяли карту города, на которой отмечены все основные резорты с указанными ценами. После изнуряюще жарких ночей в Чанг Мае , мы решили, что нужно брать домик с кондиционером. Так и сделали. Сняли дом в хорошем резорте за 600 бат. Но после первой же ночи поняли, что в кондиционере нет никакого смысла. Днём в Пае стоит жара 35 градусов, а ночью холодно. Так что на следующий день мы переселились в другой резорт за 250 бат.

Поиск отелей в городе Пай:

Общие впечатления от города

От Пая мы остались в полном восторге. Это такой городок, куда хочется приезжать на некоторое время, чтобы отдохнуть от городской суеты и зарядиться творческой энергией. Все туристы тут, в основном европейские хиппи-бэкпекеры и азиаты, все очень весёлые позитивные ребята без комплексов. Вообще Пай оставляет о себе сильное впечатление хиппи города. Всем, кто не заморочен на роскоши, здесь очень понравится.

Ну а самое яркое впечатление, конечно же, производят горные пейзажи в окрестностях города, особенно по пути в пещеру Lod, о ней мы сняли отдельное видео. Сейчас правда в Таиланде стоит засушливый сезон, и все горы затянуты дымкой (из-за многочисленных лесных пожаров), но всё равно очень красиво, особенно вечером.

Пожар в лесу:

А ещё в Пае есть очень много разных магазинов, в которых продаются всякие ненужные штуки ручной работы, Нику из них было очень сложно вытаскивать.

Единственное что нас разочаровало в Пае это то, что здесь днём с огнём не сыщешь свежих фруктов. Мы объездили весь город, но так и не нашли ни одного фруктового рынка.

Первое впечатление о городе и наше жильё в Пае:

Достопримечательности Пая

Как я уже говорил, в пункте проката байков мы взяли карту города, на которой отмечены два туристический маршрута по Паю. По малому маршруту мы проехались в первый же день, ничего особо интересного там не было. Зато на следующий день мы посетили три основные достопримечательности Пая, о которых сняли видео и сделали несколько фотографий. Ниже я вкратце расскажу о каждой из них.

Это обязательный к посещению пункт у всех туристов, приезжающих в Пай. Каньон не производит особо сильного впечатления, но всё равно там довольно красиво, и это место однозначно стоит потраченного на него времени.

Источник открыт для посещения с 7 утра до 18 вечера. Вход платный, 200 бат для иностранных туристов и 40 бат для тайцев или для обладателей тайского водительского удостоверения. На территории источника сейчас ведётся активное строительство, но, несмотря на это, там можно прекрасно провести время. Температура воды в купелях 35 градусов. После купания в горячей воде, на воздухе чувствуешь себя очень комфортно, даже в жару.

По пути на горячий источник находится ещё одна достопримечательность Пая - мемориальный мост:

Видео достопримечательностей большого туристического маршрута в Пае:

Пещера Лод (Lod Cave)

Ну и последняя достопримечательность, которая по нашему мнению является главной достопримечательностью Пая - это пещера Lod Cave. Находится она в противоположной стороне от малого и большого туристических маршрутов, обозначенных на карте Пая. Ехать до неё, примерно, 45 км. По дороге есть указатели на пещеру, но лучше периодически спрашивать направление у местных жителей. Дорога в пещеру проложена по горному серпантину и по пути открываются шикарные виды на горы и рисовые поля.

За вход в пещеру Lod Cave мы заплатили 550 бат (150 бат за гида с лампой и 400 бат за плот). Это цена для группы, состоящей из 1-3 человек.

Вся экскурсия длится около полутора часов. Вы загружаетесь на бамбуковые плоты и плывёте по огромной пещере, несколько раз останавливаясь и гуляя по её залам. Наверное, это одна из самых запоминающихся экскурсий, которые мы с Никой когда-либо посещали. Реально там очень круто. На видео, к сожалению, не видно, но пещера действительно огромная и производит колоссальное впечатление.

Видео нашего посещения пещеры Lod Cave в Пае:

Конечно, это далеко не все достопримечательности Пая, но для первого раза впечатлений нам хватило. В следующий раз планируем вернуться сюда в сезон дождей, когда можно будет съездить на водопады и полюбоваться горными пейзажами без дымки. Ну а завтра утром выезжаем в Чианг Дао (но приехаи мы в ). Из Пая туда добраться можно только через Чанг Май , так что нас опять ожидает сверх напряжённый горный переезд.

Несмотря на близкое расположение, Чиангмай и Пай во многом не похожие друг на друга города на севере Таиланда. Поэтому многие из тех, кто путешествует в Чиангмай — культурную столицу страны — желают посетить и Пай – небольшой уютный городок, в который можно влюбиться с первого взгляда. Добраться из Чиангмай в Пай можно очень недорого и просто, а дорога №1095, по которой проходит большая часть пути между городами, получила широкую известность, как самая извилистая дорога в мире. В этой небольшой статье вы найдете информацию о самых простых способах добраться из Чиангмая в Пай и обратно, стоимости транспорта и особенностях поездки между названными городами.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ (быстрая навигация по ссылкам)

Особенности дороги между Чиангмай и Пай

Прямое расстояние между Пай и Чиангмай составляет около 85 километров, однако расстояние по кратчайшей дороге между центрами городов составляет около 150 км. Связано это с тем, что шоссе №1095 является одной из самых извилистых дорог в мире. Например, между городами Чиангмай и Пай вы должны преодолеть 762 поворота (на трассе даже указатель соответствующий есть). И это с учётом того, что горные серпантины составляют только половину маршрута, а в оставшейся части это обычная тайская трасса, по которой можно двигаться со скоростью до 100 км/час. Поэтому все те, кто желает быстро добраться в Пай из Чиангмай, должны понимать, что дорога в любом случае займет около трёх часов, а иногда и больше.

Большое количество поворотов по дороге из Чиангмай в Пай сопровождается частыми подъёмами и спусками. Всё это не только замедляет движение, но и делает такой переезд не очень комфортным для людей со слабым вестибулярным аппаратам. Если вас укачивает в автомобиле, в автобусе или лодке, то лучше заранее принять специальную таблетку от укачивания. Тогда дорога принесёт вам только положительные эмоции, ведь во многих местах оборудованы специальные смотровые площадки, с которых открывается незабываемый вид на зелёные горы. И даже простая поездка на автобусе позволит вам из окна любоваться яркой природой северного Таиланда и живописными горами.

Типичный пейзаж при поездке из Чиангмая в Пай по серпантину

Одной из особенностей путешествия в Пай является отсутствие прямого транспорта в этот город из популярных курортных зон страны, за исключением города Чиангмай. И даже если вы нашли экскурсию из Бангкока или Паттайи в Пай, вам предстоит совершить пересадку в Чиангмае. Маршрут, который связывает Пай и Чиангмай, часто называют Чиангмай – Мэхонгсон (город на границе Таиланда и Мьянмы). При этом город Пай находится примерно в середине маршрута, поэтому рейсовые автобусы могут быть проходящими, а купить на них билеты заранее часто невозможно. Но существуют маршруты непосредственно из Чиангмай в Пай и обратно, ведь этот небольшой городок пользуется все большей популярностью у иностранных туристов. Кстати, на странице вы можете узнать, как можно добраться в Чиангмай из столицы Таиланда и обратно.

Из Чиангмая в Пай и обратно на микроавтобусе

Самым простым способом приобрести билеты на рейсовые микроавтобусы между городами Чиангмай и Пай является использование сервиса . По ссылке откроется русскоязычная версия сервиса и маршрут Чиангмай — Пай. Чтобы увидеть расписание микроавтобусов компании Прем Прача и стоимость поездки на вашу дату, измените её в строке поиска (вверху страницы). Там же можно выбрать нужное вам количество пассажиров. Во время высокого сезона (осень-зима) ежедневно отправляется 10-12 микроавтобусов по маршруту между городами. При этом первый микроавтобус отправляется из Чиангмая на рассвете, а последний – перед закатом (большая часть пути будет проделана в темноте). Также вы можете заметить, что в расписании указано время в дороге более 4-х часов (обычно 4 часа 20 минут). В реальности микроавтобус преодолевает расстояние между городами быстрее, примерно за 3,5 часа (при этом в середине маршрута обычно имеется санитарная остановка продолжительностью 10-15 минут).

Но время в пути действительно может быть больше 4-х часов в период сезона дождей, когда из-за большого количества поворотов, спусков и подъёмов, скорость микроавтобуса падает, ведь быстро ехать в горах по мокрой дороге небезопасно. Хотя даже в яркие солнечные дни на дороге 1095 много участков, где транспорт двигается со скоростью 20-30 км/час и не может разогнаться быстрее. Если вы ищите расписание микроавтобусов из города Пай в Чиангмай, вы можете увидеть их по этой . Там же можно приобрести билет в режиме онлайн, что может быть актуальным во время высокого сезона. Стоимость микроавтобусов компании на начало 2018 года составляет 195 THB или 6 USD с человека. Из-за того, что на обратном пути преобладают спуски, т.е. микроавтобус больше двигается вниз, чем взбирается в горы, обратная поездка из Пая в Чиангмай обычно занимает меньше времени.

Расположение автовокзала в Чиангмай

Микроавтобусы компании Прем Прача между Чиангмай и Пай отправляются и прибывают в удобные для туристов места — в районе центральных автовокзалов (хотя в случае с городом Пай такое определение может быть не совсем уместным). Если вы приобрели билет онлайн и хотите быстро найти место посадки в нужный микроавтобус, вам нужен новый автовокзал города Чиангмай — Chiangmai Arcade Bus Station. Он расположен через дорогу от автобусного терминала №3 (Chiangmai Bus Terminal 3) по адресу Soi Kaeo Nawarat 5. Вы можете увидеть расположение автовокзала на карте города, кликнув по точке отправления на странице поиска (на рисунке внизу отмечена жёлтым маркером). Добраться сюда из любой точки Чиангмай не составит труда на местном транспорте.

Кликнув по пункту отправления (на рисунке отмечено жёлтым) можно увидеть его на карте

Автовокзал большой, поэтому чтобы сэкономить время на поиски точки посадки в микроавтобус, следуйте в дальнюю часть автобусного терминала. Вход в фирменный офис компании расположен снаружи здания, в районе между автобусными платформами №12 и №13. Как правило, рядом всегда имеются фирменные красно-белые микроавтобусы, да и сам офис обозначен крупной вывеской Prempracha Transport (красный логотип и чёрные буквы на белом фоне). Посадка на микроавтобус Чиангмай — Пай осуществляется с платформы №13. Если вы приобретали билет на микроавтобус онлайн, необходимо показать распечатку в офисе. Вам при этом могут выдать билет обычного вида, который нужно предъявить во время посадки в микроавтобус.

Офис компании и платформа для посадки на автобус в Пай из Чиангмай

Так как направление популярное, вы можете найти и другие местные автобусные компании, которые также доставляют пассажиров из Чиангмая в Пай. Цены на поездку будут похожими, и если вы не хотите приобретать билет на микроавтобус или большой автобус заранее, можете при наличии свободного времени изучить цены и выбрать понравившийся вариант. Время в пути также будет сопоставимое из-за сложного маршрута, а поездка на большом автобусе может занять ещё больше времени. Приобрести же билеты онлайн на автобус Чиангмай – Пай и обратно пока можно только описанным выше способом. В любом случае, во время поездки из Чиангмая в Пай и обратно используйте ремни безопасности в микроавтобуса и крепче держитесь на поворотах.

Расположение автостанции в Пай

Так как население города Пай составляет около 2500 человек, а количество автобусных маршрутов ограничено, в городе не может быть классического крупного автовокзала. Поэтому большинство транспортных компаний привозят пассажиров к своим фирменным офисам. Не является исключением и компания Prempracha Transport, офис которой расположен в центральной части города Пай по адресу: Rural Road Mae Hong Son 4024, Wiang Tai, Mae Hong Son 58130. По сути, это небольшая площадка, рядом с которой расположена фирменная билетная касса компании. Найти эту мини-автостанцию не сложно, т.к. он расположен на местной Walking Street. Рядом имеется большое количество баров, кафе, ночной рынок, недорогие гестхаусы и магазин 7Eleven.

Касса в г. Пай по продаже билетов на микроавтобус Пай — Чиангмай

Хорошим ориентиром являются фирменные указатели транспортной компании, выполненные в красно-белом цвете. На этих же информационных щитах, расположенных по обе стороны от площадки с автобусами, написано «Pai Bus Station», поэтому найти место не сложно. Напротив кассы имеется небольшой киоск банка Kasikorn с банкоматом. Спрятаться от солнца или дождя на этой мини автостанции практически негде, поэтому лучше провести время до посадки в микроавтобус до Чиангмая в одном из местных баров или недорогих кафе с тайской кухней.

Как добраться в Пай из Чиангмай на арендованном транспорте

Несмотря на невысокую стоимость поездки на микроавтобусе из Чиангмая в Пай, многие путешественники предпочитают использовать для поездки между городами арендованный транспорт – автомобиль или мотобайк. Связно это с их желанием получить максимальную степень свободы в путешествии и посетить все главные достопримечательности в окрестностях города Пай (водопады, горячие источники, смотровые площадки в горах, клубничные фермы и т.д.). Ведь даже во время поездки по извилистой дороге в Пай встречаются очень красивые места, где хотелось бы на некоторое время задержаться (сделать красивые фото или видео).

Walking Street в Пай — тут расположена мини автостанция Prem Pracha

Так как с арендой автомобиля в Пай дела обстоят не очень радужно, лучше арендовать авто в Чиангмае, используя для поиска лучшей цены , где представлены все прокатные конторы в городе и можно арендовать авто по лучшей цене (при этом вы заключаете договор аренды на родном языке). Как правило, самое широкое предложение автомобилей для аренды представлено в аэропорту Чиангмая. Там же и самые низкие цены, иногда в 1,5 раза ниже, чем аренда похожего автомобиля в центре города. Поэтому если вы хотите арендовать авто в Чиангмае онлайн дешево, лучше сделать это в аэропорту, даже если вы приехали в Чиангмай на поезде или на автобусе. Поездка в аэропорт не будет слишком утомительной и дорогостоящей, ведь международный аэропорт Чиангмая расположен в черте города – всего в трёх километрах от центра.

Что касается аренды мотобайка в Чиангмае, то с этим также нет проблем. Как и везде в Таиланде, в городе очень много офисов по прокату мотобайков. Стоимость примерно от 150 бат (5 USD) в сутки и выше. Как я неоднократно советовал, попытайтесь найти офис, в котором у вас не потребуют оригинал паспорта. Тем более если вы хотите уехать на мотобайке из Чиангмая в Пай (без паспорта заселение в отель может быть невозможным). Существует возможность . Стоимость также начинается от 5 USD в сутки, а оригинал паспорта не требуется. Кроме того, часто можно отменить бронирование без штрафа за 48 часов до момента аренды (например, если поездка в Пай или вообще в Чиангмай по какой-то причине была отменена).

Если же для вас главное в поездке это комфорт и безопасность, можно заказать . Вариант не самый бюджетный, но если вы путешествуете не в одиночку и с большим количеством вещей, вы можете с комфортом доехать прямо из аэропорта Чиангмая до дверей вашего отеля в городе Пай или заказать аналогичный трансфер в обратную сторону и добраться из Пай до дверей аэропорта в Чиангмай. Приятных и безопасных поездок!

На улице городка. Photo credit: HIKARU Pan, Flickr

В городе масса дешевых гест-хаузов и очень симпатичных недорогих резортов, ресторанов-баров, чайных и кофе-шопов, массажных салонов, йога-классов и кулинарных курсов. Кроме того, из Паи организовываются трекинги, с посещением высокогорных деревень. Рафтинг, тюбинг по реке, катание на велосипеде, купание со слоном в реке — также вариант «чем заняться», коротая дни.

ради чего ехать

Не пропустите в Пай

  • Возьмите напрокат мотобайк, запаситесь картой интересных мест и исследуйте местные природные красоты — каньон, горячие источники, водопады, китайскую деревню и очаровательный маленький храм Wat Phra That Mae Yen на горе, с которого открываются великолепные виды.
  • Посетите слоновий кемп и искупайтесь со слоном в реке).
  • Оцените местное гостеприимство и попробуйте местных фруктов в крошечной кафешке рядом с одной из местных достопримечательностей — разломом земли (Land Split).
  • Узнайте как готовить тайские блюда на местных кулинарных курсах.
  • Окунитесь в живую приятную атмосферу вечернего Пая — с его ночным рынком (Pai Walking Street), ресторанами, барами, живой музыкой, молодыми и приятными лицами вокруг.

Вечер с музыкой. Photo credit: rodeochiangmai, Flickr

Аренда мотобайка в Пае

Аренда мотобайка в Пае — опыт обязательный, если вы, конечно, не на . Кататься по окрестностям Пая — одно удовольствие, виды просто прекрасные. Карту с местами, которые стоит посетить можно взять в любом из местных гест-хаузов, арендовать байк можно либо через гест-хауз, либо на центральных улицах городка, где сосредоточена вся туристическая инфраструктура. Опыт вождения, как и шлем — обязательны. Стоимость 80-100 THB/сутки.

На мотобайке по окрестностям. Photo credit: Cody Perhamus, Flickr

Каньон Пай и храм на горе

Это, конечно, не Большой Каньон, но, тем не менее, место прекрасное и очень атмосферное. Будьте осторожны, гуляя по узким тропам Каньона. Поездку можно совместить с посещением храма на горе Wat Phra That Mae Yen и водопада Pam Bok.

Живописный каньон. Photo credit: ocean_rain, Flickr


Храм на горе Wat Phra That Mae Yen. Photo credit: Brian Poulsen, Flickr

Водопады в окрестностях Паи

Прелесть местных водопадов в том, что здесь можно купаться. Водопад Mo Phaeng называют «слайд-водопадом» — вода течет по пологим камням, которые для местной малышни и молодых бекпекеров служит чем-то вроде природной водной горки (будьте осторожны, на этом аттракционе известны несчастные случаи).

Водопад Mhor Phaeng. Photo credit: missshaiva, Flickr

Водопад Pam Bok менее посещаем и здесь также можно купаться, не только в бассейне, но и под струей воды. По дороге к водопаду — местная достопримечательность The Land Split — разрыв в земле и атмосферная кафешка рядом, где можно выпитб вкусного сока и повалятся в гамаке.

На водопаде Pam Bok. Photo credit: Scott Barber, Flickr

К третьему из водопадов Mae Yen ведет из Пая 7-километровая пешеходная тропа, сам по себе водопад уступает своим соседям — купаться можно только в бассейне, здесь более интересен сам трекинг (порядка 5 часов туда и обратно), часть дороги — через джунгли.

  • в ,

Путешествовать по Северному Таиланду удобнее всего на машине. Мы проехали в течение первого дня из Чианг Мая в Пай и остановились там на некоторое время. А затем отправились дальше по северной петле, и следующий ее участок, от Пая до Кун Юама через Мае Хонг Сон, преодолели за 1 день. В этой статье подробно расскажем о его первой части — из Пая в Мае Хонг Сон, поделимся практической информацией и рекомендациями.

Основная информация о маршруте Пай — Кун Юам:

  • Маршрут: Пай — Мэхонгсон — Кун Ям (Pai — Mae Hong Son — Khun Yuam)
  • Описание: Переезд из города Пай в столицу провинции Мае Хонг Сон по горной дороге с остановками
  • Транспорт: легковой автомобиль
  • Длина пути: 198 км
  • Затраченное время: 1 день (12 часов)
  • Начало пути: 06:43
  • Окончание пути: 18:44
  • Минимальная высота: 204 м
  • Максимальная высота: 1643 м

Схема однодневного маршрута и достопримечательности Северной петли

Как видно из схемы, мы никуда не сворачивали с пути в этот раз, все достопримечательности расположены вдоль основной автомобильной трассы. Однако во время других путешествий (тоже на машине и на мотобайке) мы заезжали во множество интересных мест, которые находились в стороне от трассы 1095. И в этой статье объединю два путешествия, чтобы показать, что можно увидеть по маршруту по Северному Таиланду от Пай до Мае Хонг Сон.

Основная информация о маршруте Пай — Мае Хонг Сон:

  • Длина пути: 110 км (всего с отклонениями от маршрута — 165 км)
  • Минимальная высота: 204 м
  • Максимальная высота: 1643 м
  • Максимальная скорость: 89 км/ч
  • Время в пути: 10 часов

Центр Мае Хонг Сон — парк вокруг озера Чонг Кхам

Именно здесь заканчивается наш маршрут из Пая в Мае Хонг Сон, однако на следующий день он поведет нас дальше по другим достопримечательностями, которые находятся вдоль западной границы Таиланда и Мьянмы.

Маршрут от Пай в Мае Хонг Сон — наши впечатления

Опыт путешествия по Таиланду на автомобиле, взятому в аренду, оказался бесценным. Именно в постоянной смене обстановки можно очень хорошо понять, как живут в Таиланде, прочувствовать их культуру и быт. Этим постом я открываю цикл публикаций об интересных местах королевства, и буду подробно рассказывать о этой прекрасной страны. Буду прикладывать к постам практическую информацию о поездке (в цифрах фактах), чтобы интереснее было воспринимать информацию о перемещениях.

На этом первая часть рассказа о путешествии из Пая в Кун Юам подошла к концу. Далее расскажу про достопримечательности Мае Хонг Сона и про посещение Национального парка Нам Ток Мэ Сурин.

  • Продолжение рассказа о путешествии по Северному Таиланду на машине

Купить дешевые авиабилеты в Таиланд

Дешевые авиабилеты в Бангкок смотрите на сайте Aviasales >>

19.454504 98.1994247

Автор - Р. Молочников

Этот район на стыке Ленинградской области и Карелии давно интересовал нас. Сначала при изучении карт внимание привлекла «неправильная» просека, больше похожая на трассу дороги, затем выяснилось, что в этом районе когда-то существовал Пайский леспромхоз, потом поступила информация, что леспромхоз располагался с другой стороны от железной дороги. И совсем недавно от друзей из Питера стало известно, что это была финская военно-полевая узкоколейка, уничтоженная в 1940 году во время советско-финской войны.

При всём сомнительном интересе посмотреть на разобранную узкоколейку одно обстоятельство отпугивало нас – относительная труднодоступность района. Ехать на поезде до ст. Пай, а далее пешком? Но, судя по карте, дорога, пересекая несколько речек, где вряд ли сохранились мосты, теряется в болотах и упирается в Ивинский разлив, образовавшийся позже. А если заходить с другой стороны, то надо ехать на машине, причём кроме «УАЗика» для тех мест никто у нас ничего лучше ещё не придумал, разве что «ГАЗ-66»!

Говорят, что идеи витают в воздухе. Так получилось и в этот раз. Придя как-то в клуб любителей железных дорог, я услышал предложение Ильи Семёнова о поездке в Пай. На замечание о необходимости «УАЗика» поступил ответ, что «УАЗик» есть! Но кончилась весна, началось лето, а подходящего времени на поездку не находилось. В середине лета меня стал теребить ещё один наш путешественник – Илья Некрасов, готовый поехать куда угодно, хоть во Владивосток, но только на неделю.

С отпуском у всех всё «срослось» в начале августа, и вот в намеченный час мы грузились в стоящий «под парами» автомобиль. «УАЗ» Семёнова оказался самым обычным, тентованным, с военными сиденьями. Разницы между сиденьями «УАЗика»-люкс и военными в дальней поездке я не заметил, а вот тент на этой сравнительно новой машине в сильный дождь вздумал протекать!

Маршрут для поездки выбрали такой: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Вознесенье – северный берег р. Свирь. Так оказалось ближе, чем по Ленинградке, и спокойнее. Пока ехали по Московской области, нас сопровождал мелкий дождик, после Ярославля стало уверенно проглядывать солнце, а после Вологды мы иногда попадали в ленивые грозы. Такая гроза никак не хотела уходить вечером, когда мы стали искать место для ночлега у озера на северо-западе Вологодской области. Место нашлось быстро, на берегу озера Керженское, на мыске, выдававшемся недалеко в озеро, где деревья подступали к самой воде. В лесу было сыро, с деревьев капало, быстро темнело. Этому мы противопоставили оперативно вставшую палатку, зажжённый костёр с бурлящим котелком и традиционный русский напиток. О подобной ночёвке в лесу можно только мечтать! Утром, окунувшись в заметно остывшее озеро, почувствовали себя заново рождёнными и готовыми к поисковым подвигам.

На стыке Вологодской и Ленинградской областей закончился асфальт и начался грейдер. А что может быть лучше «УАЗика» на грейдере?

Дорога до Вознесенья заняла ещё полдня; мы опасались, что попадём к парому через р. Свирь к началу какого-нибудь перерыва. Так оно и вышло. С 14.30 до 15.30 пришлось осматривать местные достопримечательности и магазины. В магазинах всё как везде, а вот из достопримечательностей порадовал памятник Ленину в виде бюста, стоящего на книжках, причём самые нижние – «Капитал» – принадлежали руке другого писателя.

Вскоре прибыл и наш паром – большой буксир-толкач и широкая вместительная баржа. Кроме нашей было много легковых машин с мурманскими, карельскими, иностранными номерами (многие пользуются этой дорогой, поскольку она до Москвы короче), ещё влез лесовоз, загруженный старыми брёвнами, хотя на другом берегу такого добра должно быть больше. Видимо, таков местный бизнес (плата за паром 120 руб. с машины, 8 с человека, местные машины бесплатно, лесовоз например).

Съехав с парома, мы практически попали в первую намеченную нами точку путешествия. Главная дорога (грейдер, трассой назвать нельзя) пошла вдоль Онежского озера в сторону Петрозаводска, собирая все посёлки. А нам надо налево, вдоль берега Свири, до Красного бора. Там когда-то была станция крупной лесовозной УЖД, разобранной ещё в 1991 – 92 гг. Изрядно заросшую бывшую станцию заметили не сразу, лишь сориентировавшись по ровному ряду жилых домов, стоящих на отшибе. Проехав вдоль домов, мы практически проехали и вдоль станции. Обнаружили и другие характерные черты – кабины от ТУ6, кузов мотрисы АМ1, пара недобитых вагонов ПВ40, две кабины от мотовозов МД54, и ещё два кузова от автобусов ЛАЗ-966 (с воздухозаборником на крыше – интересных, но не имеющих к УЖД никакого отношения).

Немного походив по станции, заметили бывший «треугольник» – пути для разворота паровозов. На нём местами ещё лежали рельсы, заросшие травой. По бывшей насыпи главного хода шла небольшая тропинка: видно было, что здесь ходят охотники и грибники. Пройдя метров 500 по этой тропинке, мы убедились в том, что слева и справа – сплошное болото, а разборка УЖД осуществлялась по рельсам, поэтому насыпь не утрамбована тракторами, и непроезжая даже для «УАЗика». А проехать туда нам хотелось, поскольку где-то километрах в восьми эта УЖД должна была пересекать финскую дорогу, Пай-Онежскую, как называют её местные.

Вернувшись в посёлок, мы заметили насыпь ж/д ветки, уходящей в сторону. Проехав вдоль неё, обнаружили 2 кабины от ЭСУ1а. Ветка, судя по всему, шла в деревянный гараж для ЭСУ, поскольку здание депо когда-то было возле станции. В общем, накопилось у нас вопросов без ответов, и настало время поговорить с местными жителями.

С трудом, но всё же удалось отыскать толковых мужиков, которые рассказали, что Пай-Онежская дорога разобрана и от неё ничего не осталось, кроме насыпи. Финны-де использовали её для строительства артиллерийских батарей в районе Гак-Ручья. Рассказали, что добраться до неё можно только пешком и только по насыпи лесовозной УЖД, где мы и видели тропинку. Время у нас ещё было, и мы решили проехать на «УАЗике» по главному грейдеру, поискать следы Пай-Онежской УЖД в районе деревни Щелейки, где она должна была подходить к Онеге. Ничего не найдя и полюбовавшись деревянной церковью в Щелейках, мы решили поискать ещё одну дорогу в этих краях – карьерную УЖД, построенную в 1942 г. Она предназначалась для вывоза камня диабаза на берег Онеги для перегрузки на баржи.

Немного поплутав, мы обнаружили дорогу на ровной насыпи, плавно уходящую вбок. Сомнений ни у кого не осталось – это бывшая УЖД! Решили проехать по ней. Дорога сначала шла ровно и была немного наезжена, но чем дальше, тем становилась более заросшей, и в конце концов километра через три, поблуждав в зарослях, мы окончательно потеряли трассу.

Ночевать решили на берегу Онежского озера, между Щелейками и Вознесеньем, где грейдер проходит недалеко от берега озера.
Утро на Онеге было удивительным, тишайшим. От озера поднималась дымка, небо же хоть и светлело от утреннего солнца, тоже было подёрнуто лёгкой дымкой, да так, что сливалось с озером. Поверхности воды было не видно с берега, и казалось, что за ним облако: шагнёшь и полетишь в никуда.

Но под стук топора, звон посуды и запах горячего завтрака день вступал в свои права. Налетел ветерок, сдул дымку с озера, и стали видны далёкие корабли, почти неподвижно бредущие своей дорогой.

Для начала решили вернуться в Красный Бор и ещё немного потолковать с местными. Однако там мы не услышали ничего нового, кроме того, что на этом берегу Свири полно финских укреплений. А всё вооружение оттуда снимали и вывозили в начале 50-х годов местные жители под присмотром военных.

Найти укрепления в Вознесенье оказалось делом несложным, но мы не думали, что они окажутся столь грандиозными! На ум пришло подходящее слово: форт. По существу там оказались две скалы, разделённые небольшой прогалиной, в каждой из них – фортификационные сооружения. В первой скале сверху вырублены траншеи, из которых через гермодверь можно было попасть в систему подземных сооружений. Судя по всему, там находились казарма, НП, пулемётные и даже артиллерийская точки. Часть помещений оказалась взорвана и завалена. На самой высокой точке когда-то стояла поворотная башня, от которой осталось характерное бетонное основание. Через прогалину мы подошли ко второй скале. Сразу бросился в глаза широкий вырубленный ход в пещеру, ветвящуюся в конце направо и налево. Сюда мог спокойно въехать и развернуться «УАЗик». Слева оказался тупик, а справа – бункер с двумя пулемётными гнёздами и что-то ещё, но дальше громоздился завал. Было похоже на проход в наблюдательный бункер и пулемётную точку, расположенные с другой стороны скалы, обращённой прямо к р. Свирь.
Находясь под впечатлением, провожаемые шипением потревоженных гадюк, мы всё же решили вернуться к своим задачам: ещё раз съездить в Щелейки, расспросить там о Пай-Онежской железной дороге и отыскать-таки старое депо карьерной УЖД.

На этот раз поиски увенчались успехом. Мы обнаружили довольно высокое здание, сложенное из диабаза, походившее на развалины средневекового замка. Оно давно заросло деревьями, отчего образовался непроходимый бурелом. Площадка станции почти не читалась, а ворота депо, обращённые к лесу, вообще сбивали с толку, не давая разобраться, как именно тут лежали пути. Было ясно одно: дорога мертва очень давно, и никаких артефактов тут нет.

Решили, что сегодня у нас осталось времени только на то, чтобы добраться до посёлка Пай с одноимённой ширококолейной станцией и произвести на месте разведку бывшей УЖД. Причём прямой дороги, как всегда, не было, и нам предстоял крюк километров 150. Из них километров 50 – грейдер до Шокши, от неё уже пошёл сносный асфальт. На полпути между Шокшей и Педасельгой, судя по карте, должно было существовать примыкание из Пяжиевой Сельги. Повернув в похожем месте, мы оказались на грунтовой дороге, плавно уходящей влево от трассы. Дорога была на невысокой насыпи, справа и слева читались аккуратные канавы. Никаких сомнений не осталось: это и есть бывшая УЖД. Чуда здесь тоже не произошло – очень давно тут не ходили поезда и были сняты рельсы.
Мы двинулись дальше. В Педасельге предстоял поворот на дорогу через Ладву в Пай. Проезжая Пухту, мы тщательно высматривали переезд с бывшей УЖД из Пяжиевой Сельги. А через 6 километров – ещё один переезд с узкоколейкой из Ладвы Ветки. Но здесь тоже давно не было никакой УЖД, а по её трассе в обе стороны проложили хорошую грейдерную дорогу. Грейдер оказался свежим – кое-где его по-прежнему подсыпали, а в местах пересечения с ручьями-речушками были видны сдвинутые бульдозером в сторону остатки деревянных мостов УЖД. При въезде в Ладву Ветку слева открылся большой лесозавод. Повсюду проглядывали узкоколейные артефакты: вагоны (точнее, кузова), среди которых наше внимание привлёк хорошо сохранившийся кузов редкого пассажирского вагона ПВ-38. Но некогда останавливаться, до Пая оставалось ещё 18 километров неизвестной дороги.

Въехав в Пай, мы для начала решили кинуть взгляд на то, что осталось от УЖД Пайского леспромхоза с западной стороны от станции. Как оказалось, не осталось вообще ничего: пара шпал в траве не в счёт. Пока плутали по посёлку, наткнулись на живой «ГАЗ-67» с пройденным ТО-2005! Пустячок, а приятно!
День клонился к вечеру, а мы ещё не добрались до нашей цели! Вот и искомое место с восточной стороны станции, вот что-то похожее на насыпь УЖД с грунтовой дорогой на ней плавно заворачивает в лес мимо поселкового кладбища, вот уже небольшая, но очень характерная выемка. Сомнений нет, это и была та самая финская дорога. Но радоваться было ещё рано. Не проехав и километра, мы упёрлись в перепаханную местность. Широкой полосой метров в 200 поперёк прошла трасса ЛЭП. Дорога свернула куда-то совсем не туда, и мы решили поискать трассу пешком. Но удивительное дело! Поблуждав по зарослям и вырубкам битый час, мы ничего не нашли… А солнце уже совершенно очевидно хотело коснуться горизонта! Надо было поспешать, ибо в тот день у нас было ещё одно важное дело: дорога домой. Мы надеялись проехать дальше на юг через Ревсельгу и далее через границу областей – Ленинградской и Карелии – на Токари Ленобласти, значительно сократив свой путь и сэкономив уйму времени. Но не тут-то было. Поначалу хорошая наезженная дорога вселила в нас надежду, но потом следов на ней становилось всё меньше, и в конце концов как это всегда бывает, дорога упёрлась в стену леса. Вот она, граница областей! Влево вниз уходила дорожка, по которой кто-то недавно проехал на «Кировце»…
Выезжать решили немедленно, через Петрозаводск. Проезжая мимо, кинули последний взгляд на Пай-Онежскую УЖД, в этот раз так и не открывшую нам свои тайны.

Ночевали на одном из многочисленных озёр, а утром решили проехать через городок Ладву на реке Ивенке, расположенный в стороне от станции Ладва Ветка. Когда дорога пошла вдоль Ивенки, мы пожалели, что вчера не доехали до неё. Сам городок Ладва, расположившийся вдоль речки, оказался очень приятным. Старинные деревянные домики соперничали друг с другом в солидности и ветхости. Всё меньше в России таких мест, напоминающих о древней истории края.

Неторопливо попетляв по Петрозаводску, остановились в центре, чтобы купить сувениров. После лесов и деревень, озёр и рек этот город нам показался центром цивилизации со всеми атрибутами – супермаркетами, троллейбусами, покрашенными бордюрами и автомобильными пробками. Мы не стали задерживаться в городе, лишь проверили бывшую УЖД кирпичного завода в пригороде Петрозаводска (давно уже нет ни этой дороги, ни самого завода) и выехали на трассу Петрозаводск – Ленинград.

Выбрались на дорогу к Бокситогорску. Немного поплутали в городе, пытаясь найти дорогу на Неболчи. Жаль, не удалось увидеть экзотические тепловозы ТЭ114… Избрав наконец нужное направление, пересекли бывшую трассу Бокситогорской УЖД – всё давно уже разобрано.

Ближе к границам областей опять пошла грейдерная дорога, а от Неболчи до Боровичей уже лежал асфальт. По пути мы решили заехать в Ваган. Там когда-то была лесовозная дорога, и И. Семёнов помнил её ещё действующей. Однако и здесь всё уже было разобрано и сдано в металлолом. Только почерневшее деревянное локомотивное депо без ворот ещё боролось за жизнь без посторонней помощи да площадка маленькой станции с линией главного хода ещё не успели зарасти мелколесьем. Это и было нашей последней познавательной остановкой на пути к Москве.

В 20.00 первой августовской субботы мы с И. Некрасовым выгружались из бравого «УАЗа» возле ст. м. Речной Вокзал. Завтра воскресенье и… День железнодорожника! Новый день – новые впечатления!