Эта статья о том, на чем можно ездить из Мандалая в соседние города и обратно.

Поезда

Главный железнодорожный вокзал Мандалая находится в центре города, на 78-й улице. Расположение вокзала более чем удобно, по крайней мере, удобнее, чем у других транспортных узлов в городе. Поход на ж/д вокзал может впечатлить: это целый ряд кабинок и офисов по продаже билетов на первом этаже, где с Вас норовят содрать больше, чем положено. В частности, обратите внимание на МТТ, который выглядит наиболее профессионально, солидно и официально в этом ряду: но цены там в два раза выше, чем в остальных офисах. За билетами лучше подняться наверх, на второй этаж – правда, иностранцам придется пройти специальные «обряды» в виде заполнения ряда бумажек. Но зато можно сэкономить на билетах! И да, в этом случае придется приехать на вокзал пораньше, чтобы не опоздать на поезд со всеми этими процедурами.

Билеты для иностранцев в любом случае стоят дороже, чем для местных. И платить за билеты чаще просят в долларах. Например, восьмичасовой автобус из Мандалая в Янгон обойдется местным жителям примерно в $ 10, в то время как 12-часовая поездка на поезде будет стоить для иностранца аж $ 40. Более того, на многие местные поезда вход для иностранцев запрещен либо только в лучший вагонный класс, куда билеты стоят дороже. Также имейте в виду, что поезда тут ездят не особенно в соответствии с графиком. Другими словами, придется довольствоваться тем, «что дают». В большинстве случаев автобус – более шустрый способ передвижения, к тому же, более дешевый и гораздо более удобный, но с другой стороны, поезда едут по одним из самых красивых частей Мьянмы: оно того стоит!

Популярные направления поездов из Мандалая следующие:

- в Мемьо, Кяокм, Зипу и Лашо

Самый красивый и известный маршрут движения поездка во всей Мьянме – это, пожалуй, Мандалай - Лашо. На этом пути Вы сможете полюбоваться Готейком , стальным мостом, соединяющим между собой собой города Лашо и Мемьо. В длину мост около 700 метров, а до воды внизу более 100 метров. На момент строительства мост был инженерным подвигом и одним из крупнейших в мире подобных мостов (а строили его в конце 19 века). Стоимость места на поезд в этом направлении - менее $10, а стартует поезд из Мандалая в 4 утра. И да, помимо моста, поезд заедет в Кяокм, Зипу и Лашо.

- в Баган

Если хотите поехать на поезде из Мандалая в Баган, то Вам, как иностранцу, будет разрешено сесть только на экспресс, стартующий из Мандалая в 21:00 и прибывающий в Баган в 4 утра. Стоимость проезда составляет от $ 6 до $ 10, но не забывайте, что железнодорожный вокзал в Багане находится еще дальше Няонг-У, чем даже аэропорт. Придется ехать на такси, причем, часто за немалые деньги, но так же можно поехать в центр Багана на автобусе или лодке, что порой даже удобнее.

- в Тази, Нейпьидо, Таунгу, Баго и Янгон

В Янгон поезд отходит в 06:00, 15:00 и 17:00. Цена на билет начинается $ 40.

- в Кало и Швеньянг (чтобы добраться в Ньоншуэ и к озеру Инле)

Чтобы добраться до озера Инле из города Мандалай на поезде, Вам нужно сесть на маршрут, следующий на юг до Тази, а затем пересесть на поезд, двигающийся в восточном направлении поезд до Швеньянга. Последний участок пути предлагает исключительно живописные виды, правда, поезд там едет уж очень медленно. От Швеньянга Вам нужно сесть на автобус до Ньоншуэ. Если же времени у Вас на все эти перемещения нет, просто поезжайте из Мандалая к озеру на автобусе – будет в разы быстрее.

- в Мьичину (Шуэбо, Наба, Хопин)

Это один из самых авантюрных и красивых поездных маршрутов в стране. Поезд провезет Вас через чудесные пейзажи, которые видели мало кто из иностранных туристов, и доставит Вас в районе, где, между прочим, может быть очень холодно, что может показаться странным. Время отправления – как правило, в 12:00, 14:20, 16:20 и 15:30. Цены на билеты - от $ 36. Поездка займет от 24 до 48 часов.

Автобусы

Недавно в Бирму были вброшены новенькие автобусы из Европы. Самые лучшие из них могут похвастаться не только очень удобными сиденьями, игровыми приставками и телевизорами: некоторые автобусные компании встраивают датчики управлением скорости, так что водители автобусов не могут ехать слишком быстро (чем грешат многие водилы в этих краях). Часто в таких автобусах бывает очень холодно, ведь кондиционеры ставят на морозные 16 градусов, даже зимой. Разнообразные компании курсируют по разнообразным маршрутам, и, в отличие от поездов, тут можно расплачиваться в кьятах, а не долларах, и Вас не будут протаскивать через утомительную бумажную процедуру, как на ж\д вокзале. Автобусы, в отличие от поездов, принадлежат частным компаниям.

Автобусы из Мандалая отправляются с трех станций, разбросанных по всему городу. Автовокзал Chan Mya Shwe Pyi (Kywe Se Kan) является главным, и находится он в10 километрах к югу от города, то есть, примерно в 45-ти минутах езды на такси. С этого вокзала автобусы едут в Янгон, Баган, Таунджи, к озеру Инле, в Кало, Пияй и в более южные направления, такие как Мьявади и Мавламин. Добраться до автобусной станции можно на такси примерно за 6000 кьятов (из центра путь займет 45 минут). Убедитесь, что выезжаете с запасом времени или лучше забронируйте место в автобусе с помощью отельного работника: часто места в таких автобусах быстро раскупают.

Автовокзал Pyi Gyi Myat Shin находится к юго-востоку от центра города, на углу 60-й и 37-й улиц. На 23-й улице, к западу от 88-ой стрит и Дворца, Вы найдете автобусную станцию Thiri Mandala.

Лодки

Река Иравади располагает множеством пристаней, ну а главная (Gawein jetty ) расположена на 35-ой улице. Направления движения паромов и лодок включают древний город Мингун (на другом берегу реки), Баган на юге и расположенный далеко на севере Бамо.

Чтобы поехать в Мингун, лучше всего сесть на лодку на Mayan Chan Jetty, расположенной на 23-ей улице. При нормальных условиях, время в пути - около 1 часа 15 минут. Ежедневно в 09:00 туда отправляется лодка (билеты - от 5000 кьятов с человека). Частные лодки-такси можно нанять для компании от одного до пяти человек за 25000 кьятов или за 5000 кьятов с человека, если в лодку собирается сесть шесть и более человек. Лодочные такси можно поймать на этой пристани до 16:00, а последняя лодка на Мингун отходит в 17:00.

Чтобы отправиться в Баган , можно сесть на лодку, отплывающую в 06:30 (но билеты нужно купить до 6 утра) с пристани на Strand Road (между 26-ой и 35-ой улицами). Поездка занимает около девяти часов и стоит около $ 40 с завтраком, обедом и водой, включенной в стоимость.

Компания Malikha Irrawaddy River Cruises (http://www.malikha-rivercruises.com) организуют круизы, стартующие с причала Malikha Mandalay, что на Strand Road (между 35-ой и 26-ой улицами) в воскресенье и среду, с 05:00 до 18:00. Билет на такое путешествие стоит примерно 15 $ за место на палубе и $ 30 за каюту, но все без еды и воды (все берем с собой или покупаем там). Лучше всего приходить за билетами за час до старта.

Если хотите поехать в Бамо , то круизы вышеуказанной компании отправляются в этом направлении в понедельник, четверг и субботу в 06:00. Поездка занимает три дня и две ночи, в стоимость билета не включено питание и напитки. Билет стоит $ 12 за место на палубе и $ 60 – за каюту.

В этом посте соберем практическую информацию о Янгоне, которая поможет вам сориентироваться в самом крупном городе Мьянмы, найти ночлег и без проблем и лишних расходов передвигаться по городу, осматривая достопримечательности. В конце поста карта с отмеченными на ней важными точками, которые могут пригодиться.

Читайте также статью — там собрали всю полезную информацию, которую знаем о стране, с ответами на все вопросы.

Янгон — отели, транспорт, рестораны, полезные точки

Кстати, вот наша статья про , вам будет, чем занять себя пару дней!

Как добраться до Янгона?

Подробно о том, как добраться в Мьянму, я напишу отдельную статью, ведь теперь можно проехать и по земле, возможно кому-то наш опыт пригодится. Прямые и относительно недорогие рейсы в Янгон выполняются из Бангкока, Куала-Лумпура и Сингапура, поэтому если вы летите из России, лучше всего запланировать пересадку в этих городах. Авиабилеты в Янгон лучше всего искать на Также есть рейсы из Индии и Китая, но они не частые и цены кусаются.

Янгон — крупнейший транспортный узел, поэтому сюда/отсюда можно приехать со всех районов страны на автобусе, поезде, прилететь на самолете.

На поезде: цены и время средние, 1$=1300 чат на январь 2016 года

Баго (3 часа, 3000 чат), (15 часов, 20000 чат), Моламьяйн (10 часов, 10000 чат), Нейпьидо (10 часов, 10000 чат), Ньяунг-У, Баган (16 часов, 30000 чат).

Поезд в Мьянме

На автобусе:

Пха-ан (8 часов, 6000 чат), (10 часов, 15000 чат), Мандалай (9 часов, 11000 чат), озеро Инле (12 часов, 14000 тысяч), (15 часов, 15000 чат), Тавой (15 часов, 13000 чат), Кало (11 часов, 13000 чат) и множество других.

На самолете:

Мандалай (1 час, 100$), Баган (1 час, 100$), Тавой (1 час, 120$), Хехо, (2 часа, 100$).

Это я написал только самые популярные направления, существует и множество других. Расстояние Янгон Баган или Янгон Мандалай можно преодолеть как на поезде, так и на автобусе. Мы рекомендуем вам выбрать автобус — билеты в спальный вагон дороже, да и по времени выходит дольше. Автобусы идут довольно быстро и вполне комфортны. Билеты можно купить прямо в отеле или заказать в туристическом агентстве. Есть еще кассы автобусных компаний у стадиона, напротив главного ж/д вокзала.

Аэропорт Янгона расположен на севере города, добраться туда можно на такси из центра за 8000 чат за машину.

Автовокзалы: главный и самый крупный автовокзал Aung Mingalar Highway Bus Station находится на севере города, недалеко от аэропорта — отсюда отправляются автобусы на север и юг страны.

Hlaing Thar Yar Bus Terminal расположен к западу от центра и аккумулирует автобусы на запад от Янгона, на Chaung Tha Beach, Ngwe Saung Beach, к морю.

Ж/д вокзал находится в центре города, можно уехать на поезде на север и юг Мьянмы.

Ориентирование в городе

Янгон сильно вытянут с севера на юг, но самые интересные места находятся в историческом центре, что на юге близко к берегу реки. В центре по сути всего несколько главных улиц: Бо-Гьок, Анората, Махабандула, Странд (набережная) и Мерчант Роуд. Они тянутся с запада на восток, а перпендикулярно им с севера на юг идут улицы просто под номерами, например 28th или 32th Street. Очень удобная система — легко можно найти нужное место просто запомнив пересечение улиц. Центром всей этой системы является пагода Суле — главный туристический и транспортный узел центра города.

Центр Янгона и пагода Суле

Пагода Шведагон находится чуть севернее центра города и до нее при желании можно дойти пешком, ну или доехать на такси.

Транспорт в Янгоне

В городе курсируют автобусы разной степени убитости, в основном все старые японские или корейские машины, большие и маленькие. Сложность в том, что номера автобусов подписаны мьянманскими цифрами, а не латиницей, поэтому придется выучить цифры, если хотите передвигаться на автобусах по городу. Стоимость проезда всего 100-300 чат в зависимости от расстояния — очень дешево (15 центов), готовьте мелочь! Двери в автобусах всегда открыты, а народу набивается довольно много, вентиляторов нет.

В каждой машине обычно два кондуктора, которые кричат что есть сил о том, куда идет данный автобус — у них-то и надо спрашивать, по пути ли вам. Для нас проезд был не столько способом передвижения, сколько колоритным развлечением — местные были очень удивлены появлению иностранцев в таком «необычном» месте. Автобусы могут по несколько минут стоять на остановках, набирая пассажиров, а манера езды их водителей — это просто песня:-)

Такси в Янгоне тоже дешевое. Например, проезд от главного автовокзала на севере в центр города обойдется примерно в 7000-8000 чат за машину (5-6$), а расстояние приличное! Естественно, вам сходу назовут цену в 2-3 раза выше, торгуйтесь, мы даже ночью смогли уехать по нормальной цене — у них большая конкуренция. По центру города на небольшие расстояния проезд буквально 1000-2000 чат.

Еще по городу ездят пикапы, битком набитые народом, но выяснять, как они ходят и куда, не было ни желания, ни необходимости.

Кольцевая железная дорога вряд ли пригодится вам именно для перемещения, но как экскурсия по нетуристическим местам вполне подойдет. Поезда ходят по кольцу, весь путь занимает около 3 часов, поэтому лучше проехаться по какому-то участку, а обратно вернуться на такси. Началом путешествия может стать главный вокзал в центре, а стоимость проезда всего 200 чат. О ней подробней рассказал в статье про интересные места в Янгоне.

Отели Янгона

В Мьянме и особенно в Янгоне очень дорогое жилье. Причем цены они выставляют в долларах, а вы можете платить и в чатах по курсу. Например, номер на двоих с общим душем и туалетом средней чистоты обошелся нам в 18$. Совсем страшную комнату можно было снять за 12$, но там тихий ужас! Вполне нормальные варианты в центре начинаются от 25$. Если есть возможность, лучше забронируйте заранее на или напрямую от хозяев . Так хотя бы по соотношению цена-качество выиграете.

Мы рекомендуем поселиться в районе пагоды Суле, тогда до многих интересных мест можно будет дойти пешком и уехать в другие районы не проблема. Тем более, что здесь много бюджетных (по мьянманским меркам) гестхаусов. Вот эта карта отелей Янгона поможет сориентироваться и забронировать подходящий вариант

Рестораны и еда в Янгоне

Вот уж что нам понравилось в Мьянме, так это еда! Она дешевая и разнообразная. В городе намешаны разные культуры, религии и обычаи, поэтому на улицах легко можно найти рестораны индийской, японской, бирманской, тайской, европейской кухни.

Индийский ресторан

Лепешки чапати с соусами и карри

К тому же, видимо после англичан, здесь остался обычай пить чай. Вы наверняка увидите небольшие чайные, где можно отведать традиционный бирманский чай (черный с молоком и сгущенкой), всевозможные сладости и булочки, соки, мороженное. И все это по весьма привлекательной цене. После Таиланда нам это как бальзам на душу:-)

Отличная чайная находится прямо в центре, на пересечении Merchant Road и Pansodan Street — здесь можно заказать целый чайник или кружку разного чая от 500 чат, съесть всяких сладостей и булочек от 300 чат, а можно и основательно подкрепиться основными блюдами от 1500 чат.

Еще одна неплохая чайная «Golden Tea» есть на улице Bo Sun Pat недалеко от улицы Mahabandoola. Здесь можно расслабиться вечером за чашечкой, либо плотно позавтракать перед осмотром города. Цены довольно низкие.

Обязательно попробуйте бирманские сладости, которые можно найти просто на улице.

Навигация

Среди культурных и исторических центров, какими так богата Мьянма, город Янгон – один из несомненных лидеров.

Неофициально признан культурной столицей страны , а до недавнего времени (точнее, до 2005 года) являлся и столицей административной.

Здесь находятся известнейшие буддийские святыни, прекрасный исторический музей, а также и рынок, где можно купить буквально все за гроши, если умеешь торговаться.

Город Янгон — почти Индия

Многие туристы отмечают схожесть Янгона с городами индии, и по архитектуре, и по пестроте населения, и даже по запахам из многочисленных ресторанчиков.

Колониальная британская архитектура и крысы, массово выбирающиеся на улицы после наступления сумерек, довершают сходство.

Эта особенность вполне обоснованна, поскольку в годы британского владычества в Янгон переехало немало народу из Индии; некоторое время они даже составляли большинство.

Сейчас большинство все же принадлежит бирманцам, но индийцев в городе все равно много.

Янгон – это город, очень терпимый во всех отношениях. К туристам в Мьянме относятся очень предупредительно и доброжелательно (что не мешает местным жителям во многих случаях требовать с приезжих оплаты услуг и товара по особому, «приезжему» тарифу).

Нет и никакой религиозной или национальной розни – по соседству мирно уживаются буддийский храм, мечеть и синагога, а среди жителей множество индийцев, бангладешцев, китайцев.

Это национальное разнообразие выручает туристов, для которых традиционная бирманская еда со множеством пряностей оказывается нежелательна. Без проблем в городе можно отыскать ресторан индийской, китайской, японской и европейской кухни, и даже интернациональную курятину и картошку фри.

Достопримечательности Янгона

В Янгон, и Мьянму в целом, обычно приезжают с двойной целью: закупиться на местном базаре и осмотреть многочисленные памятники архитектуры. Самый знаменитый из них – комплекс Шведагон и его пагода, полностью покрытая золотом.

Туристы могут и сами поучаствовать в дальнейшем золочении пагоды – для этого надо купить тоненький кусочек золотой фольги (продается тут же) и наклеить его на понравившееся место. Это – распространенный в Мьянме способ выразить почтение к Будде.

Храм Нга Тха Джи Пая

Знаменит роскошной статуей Будды, украшенной драгоценными камнями, и не менее шикарным его деревянным резным троном.

В музее собраны предметы старины – оружие, обиходные вещи, картины. Центральное место занимает Львиный трон – парадное кресло последнего короля Мьянмы.

Золотой камень горы Чайттийо

В окрестностях города тоже немало интересного. Пожалуй, самое необычное место – Золотой камень Чайттийо и пагода на нем. Камень (валун огромных размеров) примечателен тем, что находится на самом краю пропасти в состоянии весьма неустойчивого на вид равновесия.

На деле эта «неустойчивость» продолжается уже 2,5 тыс. лет. Пагода Золотого камня – одна из самых уважаемых святынь страны. Иностранцев сюда тоже пускают; местные жители еще и предлагают попробовать подтолкнуть камень (он и впрямь качается, но не падает ведь!).

Правда, опробовать Золотой камень на прочность могут только мужчины – женщинам запрещено подходить к нему ближе, чем на 10 м.

Рынки и базары в Янгоне

Описать все здешние торговые заведения невозможно – их масса, от крошечных лавчонок до больших престижных магазинов. Но обычно туристам советуют отправляться за сувенирами на местный крытый рынок.

Купить там можно абсолютно все, от небольших безделушек до драгоценных камней, золотых ювелирных изделий и ковров ручной работы.

При этом цены на рынке (как и вообще в Мьянме) весьма невысоки, и их можно дополнительно сбить, если поторговаться. Бирманцы, конечно, не жители Средней Азии, но торговаться любят и умеют.

Делать это можно на пальцах, но лучше – на смеси языка жестов и английского, который в Мьянме чуточку понимают почти все.

Мьянма – еще недостаточно «раскрученное» туристическое направление, но перспективы у него прекрасные.

Город Манадалай неумолимо влечет к себе каждого носителя великого и могучего одним своим названием. И хотя на древнем языке пали «Мандалай» на самом деле означает всего лишь «ровная земля», а смотреть в этой бирманской северной столице по большому счету нечего, мало кому из путешествующих по Мьянме удается проехать мимо…

В отличие от древнего , Мандалай — довольно молодой город. Построен он был фактически с нуля в 1857 году королем Миндоном, которого бирманцы очень уважают. Миндон был довольно прогрессивным для своего времени и страны товарищем, он посылал ученых в Европу и США для обмена опытом, модернизировал армию, экономику и промышленность. Однако королевские замашки давали о себе знать и немедленно после основания Мандалая Миндон объявил город ни много ни мало центром мира (вот оно что, Михалыч, «Мандалай — центр мира», это все объясняет!).

Британцы к этому времени уже захватили южную часть Бирмы, а Миндон всячески пытался сохранить независимость хотя бы оставшейся части страны. Однако в 1885 году англичане все-таки окончательно подчинили себе бирманские территории и Мандалай потерял свой столичный статус. Столицей страны англичане для удобства сделали портовый город Янгон. Со слухом у захватчиков было не очень, а читать по-бирмански они видимо еще не умели, поэтому Янгон стал Рангуном.

Мандалай был построен у подножия высокого Мандалайского холма согласно пророчеству Будды о том, что на этом месте должен вырасти большой город, центр буддизма. Город действительно вырос, большой, серый и пыльный. На центр буддизма он явно не тянет, но монастырей и пагод, как и повсюду в Мьянме, хватает. Ну а на холме в честь сбывшегося пророчества построили храмовый комплекс, который теперь является одной из немногих, в общем-то, достопримечательностей Мандалая.

Mandalay Hill

На холм ведет длииинная и извилистая лестница, идти по которой можно полдня, ведь на каждом пролете и повороте стоит какой-нибудь храм или ступа, работает кафешка или сувенирная лавка, а то и открывается интересный вид.

Вполне прогулочная лестница местами сменяется крутыми ступеньками, на которые приходится карабкаться чуть ли не на четвереньках. Все в юбках!

Верхушки ступ привычно сверкают золотом.

А их подножия — сереют штукатуркой.

В галереях храмов висят оставшиеся от какого-то праздника снопики риса.

Под ними можно отдохнуть в теньке и попытаться почитать, что же написано на сводах.

В притулившихся прямо на лестнице лавках продают в разных видах танаку — местное волшебное снадобье, которым местные красавицы мажут щеки в солнцезащитных целях.

Тут же с помощью нехитрого станка из сандалового полена вытачивают бусины для четок. Пахнет жженым сандалом.

Можно купить поленце целиком.

Пролеты лестницы населены не только монахами и торговцами, но и всякой живностью — иногда довольно жалкого вида.

Ну а с верхушки холма открываются виды на лежащий внизу Мандалай. Внизу он лежит не особо ниже, так что виды, прямо скажем, на троечку. Обратите внимание на концентрацию золотых ступ — они повсюду!

Спустившись с Мандалайского холма и отобедамши, мы, немного поплутав, попали в один из знаменитых буддистских храмов Мандалая — Кутодо Пайя.

На самом деле мы шли в известный своей уникальной резьбой тиковый монастырь Швенандо, однако туда, как оказалось, как раз в этот день внезапно привезли Священный Зуб Будды о_0. По этому случаю местный народ давился в огромных очередях на вход, тут же организовался стихийный базар, а мы с Двое, пытались осмыслить такую концентрацию Священных Зубов в нашей жизни. Неспроста это, ох, неспроста.

Кутодо Пайя

Храм Кутодо — это удивительная каменная «библиотека», созданная по инициативе все того же короля Миндона. Вскоре после основания Мандалая он созвал в городе Пятый Буддийский Собор, на который съехались тысячи монахов со всего мира.

Одной из целей таких соборов всегда было «уточнение» канонических священных текстов и приведение новых книг в соответствие с ними. Если учесть, что Четвертый Собор на Шри-Ланке проводился аж в I веке до нашей эры, то монахам явно было чем заняться.

После пяти месяцев работы окончательная версия Палийского Канона была высечена на 729 мраморных плитах Кутодо-Пайи.

Каждая плита стоит в своей собственной ступе, а сами они белоснежными рядами расходятся в разные стороны от главной позолоченной пагоды.

Сей архитектурный шедевр считается самой большой книгой в мире.

О мандалайских достопримечательностях продолжу в следующий раз, а пока немного технической информации для тех, кто рискнет пойти по нашим стопам.

Как добраться в Мандалай из Янгона

Мандалай — второй и единственный крупный город в Мьянме помимо Янгона. Между двумя столицами проложено опять-таки единственное в стране человеческое скоростное шоссе, поэтому в Баган или Инле во многих случаях проще будет попасть именно через Мандалай, пусть и сделав ради этого приличный крюк по карте.

Из столицы Мьянмы в Мандалай можно добраться на самолете, поезде и автобусе. Самолет стоит от $50 в один конец, поезд едет медленно и непонятно где брать билеты, поэтому мы, как и большинство бэкпэкеров, поехали на автобусе.

Билет на ночной автобус за 10-11 тысяч чат ($12-14) вам с удовольствием продадут в любой гостинице или гесте. Автовокзал в Янгоне находится у черта на рогах (дальше чем аэропорт, в зависимости от пробок до часа езды из центра), поэтому такси туда будет стоить еще 7 тыщ ($9) за машину. Автобусы все частные, качество их может разниться, но все что мы видели выглядело довольно прилично, а именно как умеренно поношенный японский, китайский или корейский дальнемагистральный автобус преклонных годов. Выезжают автобусы из Янгона в 6-7 вечера, а приезжают в Мандалай (тоже на автовокзал у черта на рогах) за каким-то хреном в 5 утра. Из этого прямо вытекает следующий пункт.

Жилье в Мандалае

В связи с таким ранним временем прибытия автобусов время чек-ина в мандалайских гестхаусах начинается рано утром, а не в 12 или 2 часа дня, как это обычно бывает. Однако же время чек-аута везде обычное — 12 часов. С учетом значительного превышения спроса на жилье над его предложением выходит несостыковочка. Из-за этой несостыковочки мы сначала в ночи бегали по центру Мандалая, мать его за ногу, в поисках хоть какого-нибудь жилья, а потом еще пару часов ждали на рюкзаках, чтобы в это жилье наконец вселиться. Мораль — жилье в Бирме стоит бронировать заранее.

Следующая цель на нашем пути - Мандалай. При упоминании о поездке из Питера в Москву сразу же на память приходят знаменитые записки Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Точно также о поездке в Мандалай нельзя и подумать без того, чтобы сразу же не вспомнить о стихах Редьярда Киплинга. Вернее, об одном его стихотворении, которое называется «По дороге в Мандалай»:
Поскорей вернись сюда,
Слышишь, хлюпает вода -
К Мандалаю из Рангуна мчат колесные суда.
Конечно, Киплинг ехал не на поезде, а на колесном пароходе вверх по реке Иравади. Но ведь и Радищев описывает поездку не на поезде или автомобиле, а на бричках. Но и тот и другой смогли если и не навечно, то очень надолго «приватизировать» себе по участку дороги.
Из Янгона в Мандалай и сейчас - чисто теоретически - можно доплыть на пароходе. Но на это уйдет не меньше недели. Даже в обратном направлении из Мандалая в Янгон вниз по течению нужно плыть не меньше пяти дней. Значительно быстрее можно доехать на междугородном автобусе - всего за 12 часов. Но трястись на автобусах нам еще предстоит - в Мьянме это главный вид междугородного транспорта. Во многих местах - и единственный. Но из Янгона в Мандалай можно доехать и на поезде. Железную дорогу в Мьянме строили англичане. Она постепенно разваливается, но поезда по ней пока еще ходят. Грех этим не воспользоваться.
Если междугородный автовокзал расположен на окраине на северной города, неподалеку от аэропорта, то железнодорожный вокзал находится практически в самом центре Янгона.

На железнодорожном вокзале

Вокзал, конечно строили англичане, еще в 1877 году - как, впрочем, и все 5000 км бирманских железных дорог. Однако сами же англичане его и разрушили в 1943 году, когда бежали из Янгона. Не хотели оставлять свой вокзал японцам. У японцев до восстановления вокзала руки не дошли. И уже самим бирманцам, после получения независимости, пришлось этот вокзал восстанавливать. Поэтому и получилось здание в типично бирманском стиле - с крышей, как у пагоды и башенками, как в храмах. Новый вокзал открылся в 1954 году. И с тех пор здесь если и проводили ремонт, то чисто косметический. Все сооружения и оборудование уже полувековой давности. Только в зале ожидания (туда пускают только с билетами) новшества - старые ламповые телевизоры (у же не работающие) и красные пластиковые стулья. Кассы остались старые. Никаких компьютеров там, конечно, нет. Билеты продают по-старинке, вручную. Для иностранцев - отдельная касса, инвалютная. Но никаких других ее технических отличий от соседних касс нет. Здесь также выписывают билеты вручную. Хотя все же прогресс есть. В 50-х годах билеты наверняка писали перьевыми ручками, а сейчас - шариковыми. В этом вся разница.

Билеты для иностранцев
Иностранцам в Мьянме билеты на поезд продают только за доллары. Для примера, от Янгона до Мандалая проезд стоит 15 долларов в общем вагоне и 33 доллара - в спальном. Сколько стоит проезд для бирманцев, можно и не спрашивать, чтобы не расстраиваться. Но даже по «интуристовским ценам» поездку на поезде нельзя назвать очень уж дорогой. Но поезда ходят очень уж медленно. Расстояние между двумя «столицами» (Янгон -столица Нижней Бирмы, а Мандалай - Верхней Бирмы) составляет всего 622 км, что на 100 км меньше, чем между Москвой и Питером. Но поезд - вернее, суперскоростной по местным меркам экспресс, а не обычный пассажирский - идет не меньше 15 часов.
Билеты на вокзале заранее не продают - даже иностранцам. И уж тем более, через Интернет их купить нельзя. Либо обращаться в государственное туристическое агентство. Или подойти к кассе примерно за полтора часа до отправления поезда и купить самим - за наличные доллары. Ажиотажа, впрочем никакого нет. По крайней мере, в разгар сезона дождей. Когда мы приехали на вокзал за билетами (пешком дойти было нереально - как раз начался мощный тропический дождь), оказалось, других иностранцев, претендующих на поездку в Мандалай нет.
Мы купили билеты в общий вагон - поближе к простому народу. И действительно, оказались единственными иностранцами в полном вагоне. Общий вагон бирманского поезда по внешнему виду сильно напоминает вагон нашей электричке. Только сиденья неудобные - они рассчитаны на бирманский размер. Для европейцев явно маловато будет. Но ведь хотели быть ближе к народу. Вот и оказались.

Виза. На 28 дней через турфирму на Каосан роад - 2500 бат.
Валюта. 1 доллар США = 700 чат.
Транспорт. Такси от гостиницы Motherland II до жд вокзала Янгона - 2 тыс. Поезд Янгон - Мандалай - 15 долларов в обычном классе, 33 доллара - спальный.
Ночлег. Ггостиница Моверленд II – в Янгоне - 16 долларов 2-мест. Гостиница Гарден Отель в Мандалае - 12 долларов 2-мест.
Еда. Ананас - 200 – 700 чат/шт, манго 200 чат/шт. Печенье 300 гр - 1 тыс. чат. Лапша с мясом - 1500 чат. Пиво Мьянма 1250- 2000 чат. Пиво Мандалай 0.64 - 950 чат. Рис с овощами - 1200 чат. Суп-лапша - 500 чат. Суп - 300 чат. Чай с молоком - 200 чат.
Достопримечательности. Ступа Суле в Янгоне - 2 доллара.