BlackSeaNews

Теплоход «Армения» принадлежал к серии почтово-товаро-пассажирских судов типа «Абхазия», которые были самыми комфортабельными и быстроходными грузопассажирскими судами советской постройки 30-х годов.

Эти суда одними из первых были спроектированы Центральным бюро по морскому судостроению в Ленинграде. Теплоходы предназначались для Крымско-Кавказской линии и проектировались под руководством инженера-кораблестроителя Я. А. Копержинского при участии капитанов и механиков, работавших на этом маршруте. По названию маршрута суда прозвали «крымчаками».

Строительство «Армении»

Фото из архива Игоря Алексеева, журнал «Нептун»

Проект предусматривал двухпалубную архитектуру с протяженной средней надстройкой в 81,7 м. Клепаный корпус подразделялся на девять главных отсеков. Для размещения груза имелось шесть трюмов и два твиндека.

Судно могло принять 60 пассажиров первого класса, 190 - второго, 266 - третьего, и 426 человек размещались на палубе. Всего - 942 пассажира.

Безопасность многочисленных для такой вместительности пассажиров обеспечивалась наличием 16 спасательных шлюпок на 48 мест каждая. Двухвальная энергетическая установка включала два двигателя завода «Русский дизель».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

Справка sea.infoflot.ru:

Длина: 112 м. Ширина: 15,55 м. Высота борта: 7,84.Осадка в грузу; 5,95 м. Водоизмещение в полном грузу: 5770 т. Дедвейт: 1480. Регистровая вместимость: валовая - 4727 т, чистая - 2566 т. Пассажировместимость: каютная - 518 чел.; палубная - 462 чел.; Тип ГЭУ: дизельная. Мощность ГЭУ: 2 x 1472; Тип движителя: ВФШ. Тип успокоителей качки; бортовые кили. Скорость в грузу: 12,6 узлов. Вместимость насыпью: 2820 м3

«Армения» (как и «Абхазия», «Аджария» и «Украина») относилась к первой серии и была построена на Балтийском заводе в 1928 году. Суда второй серии («Грузия» и «Крым») строились на верфи фирмы Круппа в Киле. Между двумя сериями имелись различия. Например, дополнительная надстройка на теплоходах Балтийского завода повысила центр тяжести, и в трюм пришлось погрузить 120 т балласта.

В годы Второй Мировой «крымчаки» оказались почти единственными судами на Черном море, которые могли эффективно использоваться в качестве быстроходных военных и санитарных транспортов. Пять теплоходов из шести погибли в 1941-1942 годах , а т/х «Крым» был поврежден и выведен из строя.

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В начале войны «Армению» и ее собратьев модернизировали рабочие Одесского судоремонтного завода. Ломались перегородки кают - чтобы развернуть операционную и 4 перевязочных на 11 столов каждая. Считалось, что на борт придется брать максимум по 400 раненных. Экипаж теперь состоял из 96 человек плюс медперсонал: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

Менее чем за пять месяцев войны «Армения», капитаном которой был Владимир Плаушевский , успела совершить 15 рейсов в Одессу и обратно и перевезти за это время около 16 тысяч человек.

Предполагается, что «Армения» была маркирована красными крестами . Об этом говорит в книге «Героический Севастополь» 1979 года один из организаторов обороны Севастополя генерал-лейтенант артиллерии П. А. Моргунов , бывший в то время комендантом береговой обороны Крыма и главной базы ЧФ:

«...хотя он имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолетом...».

«В этом месте текста, - писал в своих исследованиях «Гибель «Армении»: число погибших неизвестно» севастопольский историк Евгений Веникеев , - имеется сноска: «Отдел Центрального военно-морского архива (ЦВМА), фонд 10, дело 19, лист 221».

Стоит заметить, что, как рассказывают исслдователи, делавшие запрос в Центральный военно-морской архив, это самое дело №19 было уничтожено в 1949 году ... Более того. Через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению», дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришел неожиданный: «Архив люфтваффе вывезен в СССР ».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В то же время ученый секретарь военно-научного общества ЧФ капитан II ранга в отставке Сергей Соловьев (к сожалению, уже почивший) считает, что на «Армении» не было знака Красного Креста , так как она, наряду с другими транспортами, кроме морской эвакуации, занималась доставкой из тыловых районов к местам боев вооружения, боеприпасов, живой силы. «Армения» была покрашена в военный цвет шаровой краской и даже имела пулеметы. Все это лишало транспорт права неприкосновенности.

Е. Никитин (Госпитальные суда, СПБ 1992) утверждает, что после историй с «Чеховым» и «Котовским», с конца июля 1941 года были аннулированы все отличительные знаки Красного Креста и все санитарные ТР были покрашены шаром, вооружены и переведены на положение ВТР. Так что вряд ли «Армения» была под флагом Красного Креста.

Как бы то ни было, это - лишь одна из множества загадок, связанных с последни рейсом «Армении».

В музее Черноморского Флота, значится:

«Санитарный транспорт ЧФ «Армения». Дата и место гибели - 7.11.1941 г. к югу от Ялты, 44° 17′ с. ш., 34° 10′ (глубина 250 м - ред.) в. д. Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами. Потоплен вражеской авиацией. Число погибших неизвестно. Спаслись 8 человек. (ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 8)».

Точка 44° 17′ с. ш., 34° 10′

В справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», изданном в Москве в 1989 году, такая запись:

«Армения», грузопассажирский теплоход, 4727 тонн, капитан В. Я. Плаушевский (погиб). Дата и место гибели теплохода - 07.11.1941 г. к югу от Ялты. Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами, потоплен вражеской авиацией. Число погибших неизвестно, спаслось 8 человек».

Не густо. С 1989 года по немногим уцелевшим документам, мемуарам военных и воспоминаниям выживших гражданских сложилась общая картина трагедии.

Теплоход «Армения» 6 ноября 1941 года стоял на внутреннем рейде Севастополя и быстро принимал на борт раненых и эвакуированных граждан.

Свидетельствует участник обороны Севастополя полковник медслужбы А. И. Власов :

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание... госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники... Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя...».

Эвакуация из Севастополя. 1942 год. Фото с сайта pliew.narod.ru

Совсем без медперсонала Севастополь не оставляли:

ПРИКАЗ ВОЙСКАМ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО РАЙОНА №003

Для санитарного обеспечения частей Севастопольского оборонительного района в каждом секторе создать по одному медико-санитарному батальону и госпитальную базу на 2000 коек из расчёта: морской госпиталь на 900 коек и 1300 коек на базе ППГ №76 и №268.

Укомплектование произвести за счёт медперсонала Приморской и 51-й армий, а также Севастопольской моорской базы. Весь излишиствующий персонал эвакуировать. Сансклад оставить в количестве 4 человек. 39-ую отдельную автосанроту доукомплектовать за счёт личного состава и материальной части 105-й автосанроты и 51-й армии. Весь излишиствующий состав передать в отдел укомплектования и кадров.

Командующий Севастопольским оборонительным районом Генерал майор Петров
Член Военного Совета Бригадный комиссар Кузнецов
Начальник штаба полковник Крылов

Капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ выйти из Севастополя 6 ноября в 19 часов и следовать в Туапсе . Для сопровождения флотом был выделен только один небольшой морской охотник № 041 под командованием старшего лейтенанта Кулашова .

Любопытно, что даже в секретной «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» нельзя выяснить, когда именно теплоход отправился в путь, хотя там же с точностью до минуты указано время выхода и входа в порт даже самых малых судов. Точное время устанавливалось по свидетельствам очевидцев.

Но, несмотря на то, что при отсутствии охраны только ночь может обеспечить скрытность плаванья и не даст возможности противнику атаковать транспорт, капитан «Армении» получает приказ Военного совета Черноморского флота выйти из Севастополя не в вечерних сумерках, а на 2 часа раньше , то есть в 17 часов, в светлое время суток.

Однако, «Армения» отправилась не в Туапсе, а в Ялту . Свидетельствует полковник И. М. Величенко , бывший специалистом по скрытной связи при командующем Черноморским флотом:

«В тот день по неудовлетворительно работающей проводной связи из Ялты сообщили контр-адмиралу Н. М. Кулакову , что в городе собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых не на чем эвакуировать... выбор пал на «Армению», и она пошла к своей гибели...».

Фото с сайта world-archaeology-news.blogspot.com

Уже в море «Армении» приказали подойти к Балаклаве, где у берега к ней причалили катера НКВД, с которых были перегружены деревянные ящики. На борт поднялись и сопровождающие.

«Судя по найденным в архивах документам, НКВД вез какой-то очень ценный груз, - говорит глава департамента морского наследия Украины Института археологии Национальной академии наук Сергей Воронов . - Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации с Крымского полуострова всего наиболее ценного на Кавказ. Но что именно они грузили - неизвестно».

Ещё одна загадка «Армении». В ящиках могли быть и документы. А в сюжете «Гибель «Армении». Приказано забыть» из цикла пепередач «Искатели», сделали предположение, что в ящиках находились экспонаты передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи» из Русского государственного музея, которую война застала в Алупке. Хотя считается, что большинство картин были вывезены в Германию. Из 183 экспонатов, 60 произведений вернулись на постоянное хранение в фонды Государственного Русского музея. Одно произведение пополнило экспозицию Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени. Поиск продолжается.

Тем временем, к двум часам ночи «Армения» пришвартовалась в Ялте . Свидетельствует доброволец Е. С. Никулин :

«С вечера мы о теплоходе «Армения» еще ничего не знали. Ночью, часа в два нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход.

Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины. Погода была ненастная, часто шел дождь. Полная луна проглядывала в разрывах черных, быстро несущихся облаков. Через мол перекатывались волны. В городе начал гореть склад горючего, и громадные черные клубы дыма ветром несло на город. Наступал рассвет...».

Ялта. Фото с сайта poltora-bobra.livejournal.com

Вера Чистова , которой тогда было 9 лет:

«Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».

Сколько всего оказалось человек на борту, когда «Армения» вышла из Ялты - неизвестно. СМИ сообщают о 5-7 тыс. человек . Некоторые замахиваются даже на 13 тыс .

В «Хронике морской войны 1939-1945» авторства Jürgen Rohwer и Gerhard Hümmelchen (Издатель - Библиотека современной истории. Штутгарт, 2007) есть упоминание о количестве забраных людей. Но насколько достоверны данные, и на какие источники авторы опираются, мы не знаем:

«...«Армения» забирает из осажденного Севастополя около 4000 раненых и медицинского персонала с оборудованием из 11 госпиталей и отправляется в Ялту, где набирает еще 800 человек по официальным данным, для того, чтобы эвакуироваться в Новороссийск...»

Историк Виталий Прудников в передаче «Гибель «Армении». Приказано забыть» предполагает, что на теплоходе было не более 4 500 человек - иначе, учитывая его размеры, он бы перевернулся.

Судно Страна Тоннаж Год Число жертв Причина гибели
Гойя 5 230 1945 ,
4 апреля
~ 7000 Атака ПЛ Л-3
Junyo Maru 1944 ,
18 сентября
5620 Атака ПЛ HMS Tradewind
Toyama Maru 1944 ,
29 июня
5600 Атака ПЛ USS Sturgeon
Кап Аркона 27 561 1945 , 3 мая 5594 Атака авиации
Вильгельм Густлофф 25 484 1945 ,
30 января
~ 5300 Атака ПЛ С-13
Армения СССР 5 770 1941,
7 ноября
~ 5000 Атака авиации
Ryusei Maru 1944 ,
25 февраля
4998 Атака ПЛ USS Rasher
Донья Пас 2602 1987 ~ 4375 Столкновение с танкером и пожар
Ланкастрия 16 243 1940 ~4000 Атака авиации
Генерал Штойбен 14 660 1945 3608 Атака ПЛ С-13
Тильбек 2815 1945 ,
3 мая
~ 2800 Атака авиации
Зальцбург 1759 1942 ~ 2000 Атака ПЛ М-118
Титаник 52 310 1912 1503 Столкновение с айсбергом
Худ, линейный крейсер 41 125 1941 ,
24 мая
1415 бой с немецкими кораблями
Лузитания 31 550 1915 1198 Атака ПЛ U-20

Отметим, также, что 7 ноября 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандования «Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».

Анатолий Иванович Бурмистров , сын капитана первого ранга и старшего морского начальника Феодосии, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Бурмистрова , прорвавшегося в Ялту, сохранил воспоминания отца об этих трагических событиях в его книге «Флагман»:

«Ялта тоже была обречена, - говорит А. Бурмистров. - Отец прибыл туда 3 ноября. Как он рассказывал, город был окутан дымом, раздавались взрывы, шла перестрелка. 6 ноября, практически уже ночью, в порт вошел теплоход «Армения».

Наступило утро 7 ноября. Отец находился рядом с капитаном «Армении» капитан-лейтенантом Владимиром Яковлевичем Плаушевским . Посоветовал ему продержаться день в порту и выходить по темноте: днем опасно.

«Не могу, - ответил тот, - получил радиограмму из штаба: отшвартовываться сразу после завершения погрузки. Я уже загрузился. Да к тому же вы сами прекрасно знаете, что немцы вот-вот будут в городе. Так что будем выходить. Мы же обозначены как санитарное судно».

Что мог на это сказать тот, кто хорошо знал о фашизме еще с испанских событий! Но права на приказ у него не было. Вздохнув, благословил капитана на удачу. Попрощавшись, перебрался на один из катеров, сопровождавших теплоход.

Утро выдалось ненастным. Это вселяло надежду на то, что все обойдется. Не обошлось… Через два часа, после того как «Армения» отошла от причальной стенки, ее засекли фашистские самолеты-торпедоносцы. Сброшенные с них смертоносные снаряды угодили точно в цель. «Армения» продержалась на плаву не более четырех минут.

И. Бурмистров успел подобрать на свой катер лишь нескольких человек… В. Плаушевский также разделил судьбу корабля».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В то же время, из записок адмирала Ф. С. Октябрьского :

«Когда мне стало известно, что транспорт «Армения» собирается выходить из Ялты днем (в 8 утра - ред.), я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19:00, то есть до темноты . Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надежно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11:00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды «Армения» находилась на плаву четыре минуты».

Получал Плаушевский приказ или нет - в 8:00 «Армения» покинула Ялтинский порт . Несмотря на опасность путешествия днём, такое решение имело причины. Батарею ПВО и 17-ю противокатерную, которая заодно прикрывала порт , сняли как раз в ту же ночь. Порт был беззащитен.

Из «Не померкнет никогда» Крылова Н. И. (М.: Воениздат, 1984):

«...Отдых войск в Ливадии пришлось ограничить несколькими часами. Около полудня 7 ноября они были подняты по тревоге, чтобы продолжить марш. К этому времени два полка нашей 421-й дивизии, которые трое суток вместе с пограничниками сдерживали противника у Алушты, заняли оборону уже под самой Ялтой, а немцы были в Гурзуфе...»

7 ноября 1941 года. На Черном море штормило, в небе - низкая облачность, в охране санитарного транспорта «Армения» уже идут 2 катера сопроождения, в небе появились 2 истребителя прикрытия И-153 «Чайка», которые барражируют на высоте 500 м.

Катерник с морского охотника МО-04 М. М. Яковлев :

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик , а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты . Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать... Так оно и получилось».

Немецкий торпедоносец He-111 зашел со стороны берега неожиданно и на бреющем полете с дистанции 600 м сбросил 2 торпеды, после чего ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.

Гибель «Армении». Худжник Андрей Лубянов. Из документального кино Н. Брайко «Фотография из семейного альбома (теплоход «Армения»)»

В 11 часов 25 минут одна из сброшенных торпед попала в носовую часть корабля. После торпедирования теплоход находился на плаву всего 4 минуты. В 11 часов 29 минут он затонул. Спаслось только 8 человек.

Но есть ещё свидетельства - в «Хрониках полка Герасима Рубцова» Лезинского М. Л. Вспоминает бывший командир взвода пулеметчиков Сводного полка войск НКВД, лейтенант Н. П. Малявкин :

«Наш заградительный отряд 184 стрелковой дивизии пограничных войск НКВД, выполняя боевую задачу по прикрытию Приморской армии, отходящей с Ишуньских позиций, сам попал в окружение в районе Ялты.

С горных высот - Ялта как на ладони. Мы видели, как 6 ноября («Армения» покинула Ялту 7 ноября - ред .), днем, от пирса ялтинского порта отошел теплоход «Армения» с ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и несмотря на то, что по бортам теплохода отчетливо были видны санитарные кресты, начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю... До нас доносились не только взрывы бомб, но и голоса людей. Я и сейчас слышу эти крики, стоит только закрыть глаза и вспомнить страшные дни отступления. До сих пор чувствую свою вину, и товарищи мои чувствуют, что не могли им ничем помочь. Не могли. Но мы мстили за их смерть - фашисты наседали на нас и всю ярость мы обрушили на них».

Вид на Ялту с горных высот... Фото с сайта story.travel.mail.ru;

Из дневника Дешкина Николая Андреевича , который жил в Ялте в период оккупации. Публикуется его правнуком:

«5/XI ... В порту стоит и грузится еплоход. Люди мечутся, а уйдет ли он неизвестно. Потом ночью на 6/XI он, говорят, вышел, но очень многие говорят, что он и потоплен. Дома в 4 1/2 ч.
6/XI ... Капитан Евсеев и еще какой то майор нервно ходят взад и вперед у перил набережной против ул. Литкенса. Смотрят все время и в бинокль и так в сторону Гурзуфа. Видно, что нервничают. ... Около 10 час. или ранее... Бегал в сквер Калинина. Пылает морской вокзал, судно большое у мола, горят вещи на молу... Еще позже ходил: пламя на морвокзале и судне усиливается. Ветер не сильный с гор к морю.
7/XI Проспал нескольк часов. Опять побежал в сквер. Вокзал пылат во всех местах. Судно горит ярко, точно даже море кругом пылает...
8/XI ... Судно, горевшее в порту, наконец затонуло...»

На форуме sevastopol.ws , где правнук Дешкина под ником gavreluk публикует отрывки дневника прадеда, он даже предположил:

«Вообще, вникнув в эту тему, мне кажется, что возле берегов Ялты погибла не только «Армения» (кстати ее описываемая гибель и противоречивость свидетельств говорит о том, что люди видели разные суда, пострадавшие от бомбежки, и лишь позже сошлись во мнении, что это была «Армения» ), но и некие другие суда (1 или 2).

Вергасов Илья Захарович , «Крымские тетради»:

«Дорога круто идет в горы, за спиной Ялта, «Армения» все еще на причале... Лес внезапно кончился, впереди нас оголенная Никитская яйла... Мы все одновременно увидели «Армению». Теплоход шел на восток, оставляя за собой расходящийся пенный след. Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это последний транспорт из покинутого города, на нем одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, врачи, многие семьи партизан. Там Борис Иванович и его семья... И вдруг крик Захара Амелинова: «Идут!!!»

Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах-трехстах. Мы видели лица летчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель. Со сторожевиков ударили зенитные пулеметы, но разве плетью обух перешибешь? Фашисты пикировали, как на учении.

Теплоход переломился пополам и буквально за считанные секунды исчез, оставив после себя черную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн. Сторожевики сиротливо бороздят воду, но подбирать, видимо, некого...

1966 год. Осень... На вершине гурзуфского седла, над самым поселком красуется белая беседка. «Роза ветров» - так называют ее туристы. Стою в беседке. Рядом две дочки-школьницы. Под нами море. Ищу то место, где погибла «Армения». Но как его найти! Одна лишь водяная гладь...».

Беседка «Роза Ветров» (справа). Фото с сайта multisport.kh.ua

И уже упомянутая выше «Хроника морской войны 1939-1945»:

«Когда бои подступают к Ялте, судно покидает порт без достаточного сопровождения. Перед Гурзуфом , в нескольких морских милях позади Ялты, судно - несмотря на отчетливо видный Красный Крест (Виталий Костриченко), атаковали He 111 DT KG.28 (КТБ SKL, часть, том 27, с.139). Корабль тонет в минуты, только 8 человек спасены».

Так где же затонул транспорт?
Почему, вместо того, что бы пойти на Кавказ, «Армению» отправляют в Ялту?
Почему перед длительной осадой сворачивают все госпитали Севастополя?
Что забирает «Армения» в Балааклаве?
Сколько человек на борту в момент выхода из Ялты?
Какой приказ получил Плаушевский утром 7 ноября?
Куда направилась «Армения» из Ялты?
Как «Армения» была потоплена?
Почему уничтожили дело №19, кому это было нужно?...

Много вопросов и лишь один способ найти ответы - обнаружить «Армению».

Продолжение следует...

Фильм «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна с участием «Армении», 1935 год. Часть 1

Документальное кино, посвящённое «Армении»:

Использованы материалы: sevastopol.ws/Forums, stapravda.ru, militera.lib.ru, Непомнящий Н. Н. - Военные катастрофы на море, 2001 г., telegrafua.com, tsushima4.borda.ru, sea.infoflot.ru, reibert.info, lostart.ru, svpressa.ru, nvo.ng.ru, sobytiya.com.ua, pantikapei.ru, kp.crimea.ua, ru.wikipedia.org

  • Темы:
  • Предприятия и организации:

Коментарі:

Для відправки коментаря маєте дозволити Javascript у браузері

    Владимир 20:53 29.01.2015

    Воронов знает где находитца Армения я учяствовал в этом прочесе в 2005 году.Только Ющенко на этом денег зароботал.Две половинки корабля лежат на глубине 182 метра на против головы Аю-дага в яме и эти две чясти корабля скатились по илу, ка Бисморк.Широта и долгота этого объекта я лично зафиксировал и в последствии Воронову скидывал смс на его телефон.Пишу с другова компа если есть вопросы вот моя электронка [email protected]

Прочитал сообщение уважаемого блогера Адама от 01.07.2018 “Эпроновец 17” - “По следам катастрофы” о том, что 06.05.2018 было найдено и локализовано место гибели затонувшей 30 мая 1909 года подводной лодки “Камбала”, о планируемом изучении места ее гибели с помощью подводных роботов, и презентации книги В. Бойко “Подводная лодка “Камбала”
Отрадно, что, наконец, нашли эту подводную лодку, трагически погибшую при ночной учебной атаке эскадры Черноморского флота, когда лодка оказалась на курсе атакуемых кораблей эскадры и была перерезана пополам линейным кораблем "Ростислав", - “…близ Севастополя, на створе Инкерманских маяков…”, как это написано на мраморной доске, установленной в Свято-Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга.

В своей статье “О черноморских подводниках Первой мировой войны, и как они приводили на буксире в Севастополь плененные ими турецкие суда”, размещенной в блоге 27.08.2016, я немного рассказал о судьбе этой подводной лодки, ее экипажа, приводил фотографии памятника, установленного 29 мая 1912 года на месте захоронения моряков на Карантинном кладбище в Севастополе.
Тогда над их могилой в виде памятника, на каменном цоколе установили подлинную рубку «Камбалы», в которой повесили образ с теплящейся перед ним неугасимой лампадой.
Рубка «Камбалы» была увенчана фигурой Cкорбящей матери из белого мрамора. В период Войны 1941-1945гг памятник серьезно пострадал, мраморная фигура Скорбящей была утеряна.

Надо отметить, что этот памятник является сейчас единственным в России памятником подводникам Императорского Российского флота, если не считать, установленной мраморной доски в Свято-Никольском Морском соборе. Санкт-Петербурга.
Хочу пожелать удачи дальнейшей поисковикам “Камбалы”.

Сегодня мне хочется поднять тему трагической гибели теплохода “Армения”.

За всю историю мореплавания по Черному морю по разным оценкам погибло и затонуло более 50 000 различных кораблей, судов, других плавсредств, из них более 10 000 парусных судов.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Черноморский флот потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов.

Самая крупная морская трагедия на Черноморском флоте в годы войны произошла 7 ноября 1941г. , когда немецким торпедоносцем "Хейнкель-111" в 11 часов 29 минут был потоплен санитарный транспорт-теплоход «Армения», который только в восемь утра 7 ноября вышел из Ялты в охранении всего одного сторожевого катера СКА-041 (по некоторым данным двух катеров).

Теплоход "Армения"

Эта была одна из самых крупных морских катастроф не только Великой Отечественной войны, но и в морской истории вообще, но которую согласно традициям советских времен, замалчивали долгие годы.

6 ноября 1941г в Севастополе на «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, 2-й военно-морской и Николаевский базовые госпитали, медико-санитарные cклад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя.

(После гибели «Армении» Черноморский флот практически остался без медицинского обеспечения, пришлось создавать новый госпиталь, базовые лазареты и пр.
В конце декабря 1941г.- начале января 1942 г. было принято решение восстановить прежнюю организацию медицинской службы. В Севастополь были вновь переброшены два морских госпиталя, группа хирургов и восстановление медслужбы Севастопольского оборонительного района продолжалась до мая 1942г.
Зачем был эвакуирован весь медперсонал флота из Севастополя, оборона которого только началась - это отдельный вопрос к Командующему ЧФ.
Севастополь героически оборонялся еще целых восемь месяцев).

В 19.00 6 ноября теплоход «Армения» вышел из Севастополя в Туапсе. По пути поступила команда зайти в Балаклаву и забрать там раненых и медперсонал. Затем теплоход зашел в Ялту, где на борт приняли раненых, советский и партийный актив Большой Ялты, гражданское население города.

В Ялте на теплоход было погружено также несколько десятков ящиков. Существует предположение, что в некоторых из них находились ценности из Крымских музеев, в частности часть экспонатов передвижной выставки из Русского государственного музея, которую война застала в Алупке.
Я решил проверить это предположение, и в 2015 году обратился в Русский государственный музей в Санкт-Петербурге, получил официальный ответ:
“…Государственный русский музей отправил в 1941 году Алупкинскому дворцу – музею передвижную выставку “Основные этапы развития русской живописи XVIII- XIXв.” К началу Великой Отечественной войны выставка не была вывезена из Алупки….
Впоследствии было установлено, что часть произведений была расхищена, часть возвращена из Германии и возвращена в музей Русский музей.
Полностью все произведения выставки в Русский музей так и не вернулись”.
Как видим, предположение оказалось верным, выставка была и вполне часть ее могли эвакуировать на “Армении”.
Всего на борту “Армении” находилось, по разным оценкам, находилось от 4500 до 7000 человек. Спаслось всего 8 человек!

Адмирал Ф.С.Октябрьский вспоминал:
"Когда мне стало известно, что транспорт собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру, ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, не смотря на это, вышел из Ялты в 08.00.
В 11.00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты".

Почему капитан «Армении» (Плаушевский) нарушил приказ и вышел а море рано утром - еще одна тайна гибели теплохода.

Но учтем, что Ялтинский порт был к этому времени полностью беззащитен перед авиацией.
В Ялте к причалам были ошвартованы два эсминца "Бойкий" и "Безупречный" и "Армения" была вынуждена встать на якорь в ожидании погрузки. На эсминцы были загружены орудия 17-й противокатерной батареи и все зенитные орудия, прикрывавшие Ялту.

Оставаться в порту было равносильно самоубийству. На подступах к порту уже находились немецкие войска (первые немецкие части вошли в Ялту к вечеру того же дня.)

Помимо этого, существует еще ряд предположений: на капитана оказывали давление высокие чины НКВД и партийные чины, оказавшиеся на борту теплохода в Ялте и даже угрожали расправой.

Гибель «Армении» долгое время была тайной за семью печатями, а документы о гибели теплохода, находящиеся в Центральном Военно-Морском архиве, в 1949 были уничтожены.

Нужно отметить, что в период нахождения Крыма в составе Украины, предпринимались попытки найти теплоход «Армения».

В этих поисках, в 2006 году принимала участие и американская сторона во главе с Робертом Баллардом-директором Института океанографии штата Массачусетс, нашедшим «Титаник», линкор «Бисмарк» и авианосец «Йорктаун».
Американский ученый заключил договор с Национальной академией наук Украины. Пришло научно-исследовательское судно «Эндевер», оборудованное современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами.
Был обследован громадный район моря, примерно 20 на 20 миль, найдено более 400 объектов, но обнаружить затонувший теплоход не удалось.
Имеющиеся в музее Черноморского флота координаты место гибели «Армении» (44 ° 17 "сш., 34°10" вд), видимо, весьма приблизительны.

Как память об этом теплоходе остались кадры из кинофильма «Сокровище затонувшего корабля» 1935г., в котором он снят.

В свою очередь в течение 2015-2016 гг. я трижды официально обращался в Русское Географическое общество с предложением об организации в рамках проекта “Подводные исследования” поиска теплохода “Армения”.
Я получал любезные ответы, что мое предложение направлены в Центр подводных исследований РГО для рассмотрения и ответа.
Но, ни никакого ответа из этого Центра не поступило.

Понимаю, что это весьма затратная операция, требующая соответствующего организационного и финансового обеспечения. Но думаю, что она этого стоит.
Ведь катастрофа "Армении" - это самая крупная морская трагедия в годы войны, и вообще в морской истории, унесшая по разным оценкам около 7000 человеческих жизней
Почему спрашивается, Украина смогла найти средства организовать и обеспечить эти поиски в 2006 году, (к сожалению безрезультатно), а Россия этого сделать не может?!!!

Считаю, что это наш долг памяти павшим, и мы должны найти место гибели " Армении"- эту братскую могилу нескольких тысяч человек, и в целях увековечивания памяти объявить это место морским военным захоронением.
Обращаюсь в Редакцию “Эпроновца” с убедительной просьбой,поддержать это предложение.

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого находились свыше 5000 человек.

«Белое пятно» войны

Символом масштабных катастроф на море стала гибель пассажирского лайнера «Титаник», которая в апреле 1912 года унесла жизни около 1500 человек. В действительности «Титаник» не входит даже в тридцатку морских катастроф с наибольшим количеством жертв. Самые страшные трагедии подобного рода приходятся на период Второй мировой войны, когда на дно уходили транспорты с тысячами людей, не только военнослужащих, но и женщин, стариков и детей. 7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

В середине 1920-х годов, когда страна немного отошла от шока Гражданской войны, правительство задумалось о развитии гражданского судостроения. В 1927 году на Балтийском заводе в Ленинграде было завершено строительство теплохода «Аджария», головного корабля серии первых советских пассажирских лайнеров. В 1928 году на том же Балтийском заводе были закончены работы ещё над пятью кораблями данного проекта: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения».
«Армения» представляла из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров.«Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла.

Плавучий госпиталь

С началом Великой Отечественной войны «Армению» «призвали» на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе её срочно переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым.10 августа 1941 года «Армения» начала исполнять свои новые обязанности. Капитаном судна был Владимир Плаушевский, главным врачом плавучего госпиталя назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского. Главврач ещё недавно был лицом гражданским и работал в одной из больниц Одессы.Обстановка на фронте складывалась удручающая. За пять дней до того, как «Армения» официально стала санитарным судном, враг вплотную подступил к Одессе. Кораблю пришлось заниматься эвакуацией из осаждённого города не только раненых, но и гражданских беженцев. Затем «Армения» приступила к вывозу раненых из Севастополя. К началу октября судно перевезло на Большую землю около 15 тысяч человек.

К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной.
В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии.

Тысячи беженцев и секретный груз

С учётом того, что в этот момент бои за Севастополь только разворачивались, приказ выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых?Историки, изучавшие этот вопрос, полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию.Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра имени Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие.Никаких точных списков тех, кто поднялся на борт «Армении», не было. Капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД. Возможно, это было золото или ценности из музеев Крыма.

«Смелые лезли на судно по вантам»

Из Севастополя «Армения» вышла в 17:00 6 ноября, а в Ялту прибыла в 2:00 7 ноября.Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова, которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе "Армения". Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».В тот момент остающимся попавшие на борт «Армении» казались счастливчиками. На самом же деле всё обстояло в точности наоборот.
Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении»? По самым скромным оценкам, около 3000 человек. Верхней планкой является показатель в 10 000 человек. Скорее всего, истина где-то посередине, и на борту было от 5500 до 7000 человек. И это при том, что даже в своей «пассажирской» версии теплоход был рассчитан всего на 950 человек.

На самом деле «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но погрузка была завершена около 7 часов утра.Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его.Но у капитана Плаушевского, по сути, выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов. Поэтому в 8 часов утра 7 ноября «Армения» вышла в море. Теплоход затонул за 4 минуты

Прежде,чем говорить о том, что случилось дальше, нужно заметить, что историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью.По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход – ещё одно преступление гитлеровцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна.В качестве прикрытия «Армению» сопровождали два катера-сторожевика, а в небе находились два советских истребителя И-153.

Обстоятельства роковой атаки на теплоход тоже противоречивы. Долгое время считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких десятков бомбардировщиков. Об этом рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей - всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу - даже не помню».Однако, сегодня более достоверной кажется версия о том, что самолёт был всего один: немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению»: торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии «Крым – Кавказ».Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода.«Армения» затонула всего за четыре минуты. Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.

Найти не удалось

Загадки «Армении» на этом не закачиваются. Спустя 75 лет после трагедии точное место гибели судна так и не обнаружено.Официальный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек».Предполагаемое место гибели теплохода изучали неоднократно. В 2006 году к поискам подключился Роберт Баллард, нашедший на дне Атлантики «Титаник». На Украине сообщали, что «Армению» вот-вот найдут, но этого не произошло. Следов погибшего судна обнаружено не было.Есть предположение, что настоящее место гибели «Армении» не там, где указано в документах. Согласно этой версии, капитан Плаушевский направил судно не в Туапсе, а в Севастополь, под защиту ПВО базы флота, но по пути был атакован торпедоносцем.

Это, однако, только предположение, как и многое другое в истории гибели «Армении».
Раскрыть все тайны можно будет только тогда, когда последнее пристанище корабля всё-таки будет найдено.
Крушение, превзошедшее по числу жертв «Армению», произошло в конце войны. В ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 под командованием Владимира Коновалова торпедировала на выходе из Данцигской бухты фашистский транспорт «Гойя». Из более чем 7000 человек, находившихся на его борту, спаслось менее 200.

Андрей Сидорчик

12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю.

Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Теплоход «Армения » пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Теплоход «Армения » был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия ». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия », «Грузия », «Крым » и «Армения » для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения » успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

теплоход «Армения» фото

строительство теплохода «Армения»

теплоход «Абхазия»

теплоход «Грузия»

8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в . Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения ». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения » пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения » увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения » прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения » снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения » погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым «Армения » был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения » людей погибло больше чем на легендарных лайнерах « » и « ».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

Теплоход «Армения». ©

Теплоход «Армения» был спущен на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. Он входил в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные суда называли «рысаками». Они обслуживали линию Одесса - Батуми - Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.
Парадоксальным в этой трагедии является то, что «Армения» имела все возможности совершить этот переход в ночное время и со 100-процентной гарантией целой и невредимой прибыть в Туапсе. В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок, а германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море. Однако из-за совершенно непонятных и необъяснимых приказов командования Черноморским флотом теплоход вышел в море утром 7 ноября.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» , члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точно их число неизвестно.


Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации.
Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к «Армении» подошло несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Существует предположение, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев.


В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111» , принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28 (командир оберст Эрнст-Август Рот ). Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода.
Нельзя не отметить, что об этой катастрофе нельзя было ни вспоминать, ни говорить.
Уже позднее, по официальным данным, в советское время было признано, что погибли около 5 тыс. человек. В начале XXI века оценки увеличены до 7-10 тысяч человек, так как на борт брали большое число «неучтенных» беженцев. Спасти удалось только восемь человек.

Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.

Свыше полувека документы, касающиеся потопления «Армении», хранились под грифом «Совершенно секретно». Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. После распада Советского Союза Департамент морского наследия Украины проводил поисковые работы в районе гибели «Армении».
«Армения» затонула всего за четыре минуты.

Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.
Транспорт имел отличительные знаки санитарного судна, однако, по мнению некоторых военных историков, «Армения» нарушила этот статус, так как была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К. Кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД.


45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К

Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153. В связи с этим «Армения» являлась «законной» с точки зрения международного права военной целью.

Решение капитана было оправдано, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае «Армения» была бы просто расстреляна немецкой полевой артиллерией. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием. Однако, перегруженность транспорта беженцами и отсутствие у команды боевого опыта не позволили вовремя обнаружить противника. А поскольку главной опасностью считалась предполагаемая атака пикирующих бомбардировщиков, истребители патрулировали на высоте около трёх тысяч метров и не заметили низко идущий торпедоносец.
Сторожевые катера держались впереди транспорта и тоже "прозевали" атаку.