Отечественной разработки. Он по праву считается гордостью российской авиационной промышленности. Разрабатывался он на базе конструкторского бюро «Гражданские самолеты Сухого» (закрытое акционерное общество «ГСС») совместно с зарубежными предприятиями.

История разработки

Разработка самолета Sukhoi Superjet началась еще в 2003 году, когда ЗАО «ГСС» получило грант на разработку проекта Russian Regional Jet, размер которого составлял около 3 млрд. долларов США. Сборка первой модели завершилась в январе 2007-го в Комсомольске-на-Амуре. 28 января того же года он прибыл для испытаний в город Жуковский. Презентация нового воздушного судна состоялась 26 сентября в Комсомольске-на-Амуре.

Летные испытания проводились на протяжении всего 2008 года. Первый полет был выполнен 24 декабря летчиками-испытателями Пушенко и Чикуновым. Самолет находился в небе около 3 часов, а максимальная высота полета составляла до 6 километров. В 2008 начался процесс получения сертификата МАК, который завершился в феврале 2011 г. «Сухой Суперджет 100-95» в 2009 был представлен в Ле-Бурже на авиасалоне. В этом же году был совершен первый полет этого авиалайнера, оборудованного пассажирским салоном.

Первый серийный самолет начал эксплуатироваться авиаперевозчиком «Армавиа» в 2011-м. В 2013 году была разработана новая модификация с увеличенной дальностью перелета - 100LR. К 2018 г. запланировано создание SSJ-100SV с увеличенной длиной фюзеляжа.

Несмотря на то что ЗАО «ГГС» пережило два мировых экономических кризиса в 2008 и 2015 гг., компания продолжает заключать многомиллиардные контракты.

Особенности конструкции

Sukhoi Superjet сконструирован по классической аэродинамической схеме и представляет собой двухдвигательный турбовентиляторный низкоплан. Крылья имеют стреловидную форму и оснащены однощелевыми закрылками. В конструкции носового обтекателя, механизации и корневой части крыльев использованы композитные материалы. В кабине пилотов функцию штурвала выполняет боковая ручка управления, так называемый сайдстик. Конструкторы в данный момент занимаются разработкой законцовок для крыльев как для новых моделей, так и для существующих. Механические амортизаторы отсутствуют в конструкции, поскольку здесь предусмотрена система защиты от касания хвостовой с ВПП во время взлета.

Какими авиакомпаниями эксплуатируется «Суперджет»?

«Сухой Суперджет 100-95» эксплуатируется не только российскими перевозчиками, но и зарубежными. Среди отечественных авиакомпаний-эксплуатантов — «Аэрофлот» (26 единиц), «Газпромавиа» (10), «Московия» (3), «Якутия» (2). Также один самолет принадлежит Рособоронэкспорту, а два - МЧС России. Авиалайнер данного типа присутствует в авиапарках следующих иностранных перевозчиков:

  • «Армавиа» (Армения) - 1 единица;
  • «Лао Централ Эйрлайнз» (Лаос) - 1;
  • «Интерджет» (Мексика) - 20;
  • «Скай Авиэйшн» (Индонезия) - 3;
  • «Комлюкс» (Швейцария) - 1.

Перспективы

Сейчас основным конкурентом самолета «Сухой Суперджет 100-95» на рынке воздушных перевозок является самый востребованный американский авиалайнер «Боинг 737». Согласно статистическим данным, во всем мире в периодичностью в пять секунд садится один «Боинг 737». Несмотря на это, отечественный «Суперджет» может с ним конкурировать, поскольку его стоимость существенно ниже.

Сейчас самолеты эксплуатируются в основном российскими и несколькими иностранными авиакомпаниями. К 2025 г. аналитики спрогнозировали рост спроса на самолеты SSJ во всем мире, таким образом, они будут эксплуатироваться в 26 государствах. Даже несмотря на антироссийские санкции, некоторые европейские перевозчики, такие как «Блю Панорама Эйрлайнз» (Италия) и «СитиДжет» (Ирландия), уже заключили контракты на поставку. Однако приоритетным рынком для нашей страны является азиатский, а не американский. Производитель непрерывно ведет переговоры с авиакомпаниями азиатского региона, в частности специализирующимися на низкобюджетных перевозках.

«Сухой Суперджет 100-95»: схема салона, лучшие места

Классическая схема двуклассного пассажирского салона предполагает наличие 12 кресел для пассажиров класса «бизнес», и 75 — для экономического. Отличительной особенностью компоновки является расположение кресел — в одном ряду их 5 (2 слева, 3 справа). Бортовая кухня находится в начале салона. Имеется два туалета — в хвостовой и передней части самолета.

Самые удобные места располагаются на 6 ряду. Здесь достаточно пространства для ног. К тому же нет впереди сидящих пассажиров. Кресла, находящиеся в середине салона, также являются сравнительно удобными, поскольку имеют откидывающиеся спинки. Расстояние между креслами составляет 81 сантиметр.

Самыми неудобными местами являются места крайнего ряда около туалетов, поскольку перегородки сзади не позволяют креслам полноценно откидываться.

Выше представлена стандартная схема компоновки. Каждая авиакомпания в зависимости от своих нужд может ее менять.

Результат долгих лет пути к прогрессу российского авиастроения − самолет Sukhoi Superjet 100. Это достижение авиационной индустрии, которым по праву может гордиться каждый. Любители путешествий теперь имеют возможность преодолевать расстояния на отечественном ближнемагистральном лайнере. Он курсирует только по относительно близким маршрутам, но разработчиками предусмотрен полет более чем на 4000 километров. Узнайте подробнее в этой статье о том, как зародилась идея создания пассажирского самолета компанией "Сухой", сколько этапов производства пришлось преодолеть машине, насколько комфортны условия полета, и многие другие аспекты эксплуатации.

На что способен авиалайнер

Современный продукт самолетостроения ознаменовал новую эру производства в России. Произошел огромный толчок в развитии этой сферы благодаря новинке. Sukhoi Superjet 100 на мировом рынке занял сегмент региональных самолетов. Его можно охарактеризовать как экономичный, безопасный для окружающей среды, комфортный для пассажиров и удобный для экипажа 100-местный самолет.

Максимальная скорость самолета может достигать 860 км/ч. Он преодолевает заданную дистанцию на высоте около 12 000 метров. Дальность полета, с которой справится этот лайнер, − от 3000 до 4500 км. Также в него встроены два мощных турбовентиляторных двигателя SaM 146. Эта модель изготовлена с целью перевозки небольшого количества пассажиров, ее стандартная компоновка − 98 мест. Перспективы дальнейшего распространения по авиакомпаниям всего мира наших самолетов довольно оптимистичны, поскольку они конкурентоспособны и востребованы.

История разработки проекта

Предпосылка для создания собственного ближнемагистрального лайнера в России возникла еще в конце прошлого века. Наиболее крупные компании по строительству самолетов "Боинг" и "Аэробус" заняли сегмент рынка по созданию суден, вместимостью более 150 пассажиров. Нужно было создать такой проект, который будет современным, качественным, и обеспечит ближние рейсы транспортом. Им стал процесс создания самолета Sukhoi Superjet Su 100-95B.

В начале 2000-х в этой нише появились бразильские и канадские лайнеры, но "Сухой" по-прежнему имел преимущества, качественно отличающие его от продукции конкурентов. Аналитики пришли к выводу, что данным компаниям не под силу будет обеспечить запросы авиакомпаний самостоятельно. Спрос значительно превышал предложение.

Российское авиастроение оказалось в кризисном положении, оно лишь оттеняло былые успехи Советского Союза. Самолеты марки "Туполев" и Як-42 в свое время были шедеврами инженерной мысли, но в начале 21-го века перестали отвечать европейским стандартам. Уровень шума этих моделей вынудил российские авиакомпании в срочном порядке обновить свой авиапарк, чтобы продолжать активную деятельность, обеспечивать воздушные перевозки. Это ограничение было введено в 2002 году Евросоюзом. Помимо всего прочего, высокий расход топлива старых самолетов провоцировал более высокие затраты, на их фоне авиалайнеры Boeing и Airbus казались единственным вариантом. Начались интенсивные закупки подержанных импортных самолетов.

Как производят воздушные судна в РФ

2000 год − официальная дата основания закрытого акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого". Несмотря на то что изначально эта компания занималась созданием лишь военных самолетов, в условиях рыночной экономики целесообразным стало расширение производства. Первоначальное название разработки пассажирского самолета − Russian Regional Jet. Шагом к эволюции самолетостроения в России стало то, что ГСС решила привлечь в процесс создания своего флагмана зарубежные идеи, разработки и значимые детали. Консультацией проекта стала заниматься компания "Боинг".

В 2003 году был заключен договор с французскими компаниями Snecma и PowerJet по совместному созданию с НПО "Сатурн" двигателей для будущего самолета. Разработка заняла больше времени, чем предполагалось, и задуманные на 2005 год испытания были отложены на неопределенный срок. Но уже в том же 2005-м ОАО "Финансовая лизинговая компания" сделала предварительный заказ на самолет Sukhoi Superjet 100 в количестве 10 машин, а "Аэрофлот" - на целых 30.

Финансированием проекта активно занималось и государство. Он входил в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Эти инвестиции составили около 8 миллиардов рублей. Благодаря этим средствам началась сборка лайнера в г. Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе им. Ю. Гагарина (КнААПО).

Летно-технические особенности самолета

На борту Sukhoi Superjet 100-95 с базовой комплектацией может разместиться 98 человек. Пассажировместимость варьируется от 98 до 108 сидений. В длину самолет достигает 30 метров, а размах крыла составляет 27,8 метра. Максимально возможная дистанция, на которую он рассчитан, − от 3000 до 4500 километров (зависит от модели). Скоростная категория самолета следующая: крейсерская скорость судна составляет 830 км/ч, а предельно допустимая − 860 км/ч, что является высоким показателем. Этот самолет способен принять далеко не любой аэропорт в РФ, только около 60 % соответствуют всем требованиям к взлетно-посадочной полосе и функциональным возможностям.

Первый полет

Тестовый полет самолета Sukhoi Superjet 100-95 был осуществлен 19 мая 2008 года. Это произошло в городе, где производилась его основная сборка, − в небе над Комсомольском-на-Амуре. Испытание завершилось успешно, что позволило производить международную сертификацию и усовершенствование судна.

Сотрудничество с "Аэрофлотом"

"Аэрофлот" − самый крупный заказчик самолетов марки SSJ 100. Перспектива долгосрочных отношений была заложена в 2005 году во время подписания лизинга. Первое использование самолета Sukhoi Superjet 100-95LR компанией "Аэрофлот" произошло 16 июня 2011 года. Рейс состоялся из московского аэропорта в Санкт-Петербург.

Что касается особенностей дизайна для "Аэрофлота" самолета Sukhoi Superjet 100 − фото отражает логотип компании.

Компания получает машины по гораздо меньшей стоимости, нежели другие партнеры. Поэтому "Аэрофлот" тоже получает немалые риски при вводе в эксплуатацию отечественных самолетов. Так, на начальных стадиях их сотрудничество оказалось убыточным для "Гражданских самолетов Сухого". Первый десяток был выкуплен по стоимости ниже каталожной − по 19 миллионов долларов против 24. Их дальнейшая деятельность уже перешла на стадию окупаемости производства.

Sukhoi Superjet 100: салон

Количество мест и вариации их расположения в авиалайнере отличаются в зависимости от модели. Так, самолет Sukhoi Superjet SU 100-95 имеет две основных модификации салона − AA и AF. Но обе модели разделены на классы по комфорту − "бизнес" и "эконом".

Первые ряды кресел с 1-го по 3-е − это места бизнес-класса. Посадочные места с маркировкой A, C, D, F считаются наименее удобными из-за разграничения пассажирской зоны с туалетом. Перед ними меньше пространства впереди благодаря этой перегородке. В целом бизнес-класс оснащен лучшими сиденьями, условиями пребывания и питания.

Все остальные ряды имеют более экономичные условия. В 6-м ряду местам А, С, D, E, F можно уделить особое внимание, так как они располагаются ближе к носу самолета, где находится уборная, и имеют большое пространство впереди.

Принципиально комплектация моделей отличается в самом последнем, 20-м ряду. В версии AA задние кресла не откидываются, что создаст пассажиру дополнительный дискомфорт. Также близость к санузлу обуславливает частую ходьбу других пассажиров мимо этих мест, а возможно, даже образование небольшой очереди. А в модели AF разработчики позаботились об улучшении условий. Увеличено расстояние до уборных, есть возможность разложить сиденье, но все же это не самые лучшие места в самолете.

Выбираем лучшее место

На сайте производителя авиалайнера Sukhoi Superjet 100 лучшие места наглядно продемонстрированы на плане салона. Как выбрать лучшее место для перелета? Оно расположено в бизнес-классе, но такой билет стоит дороже. Поэтому, чтобы путешествия с экономией были максимально комфортными, следуйте этим принципам:

  1. Ознакомьтесь со схемой пассажирского салона.
  2. Если не уверены, на какой конфигурации самолета полетите, то выбирайте 20-й ряд только в случае полного отсутствия других мест.
  3. Стоит избегать мест в хвосте машины, так как здесь турбулентность ощущается наиболее сильно.
  4. Лучше выбирать сиденье подальше от уборной и технических помещений, так как там вас могут преследовать неприятные звуки или запахи.
  5. Важно, чтобы спинки сидений полностью раскладывались, не создавая преград для здорового сна в поездке.
  6. В случае возникновения трудностей с самостоятельным выбором, забронировать место вам смогут помочь квалифицированные сотрудники авиакомпании.

Достижения компании

Самолет Sukhoi Superjet 100 был презентован в 2007 году. Однако возникла задержка поставок, в связи с трудностями в процессе производства. Создание суден заняло больше времени, чем планировалось. Несмотря на это, темпы производства планировалось увеличить до 6 лайнеров ежемесячно. За 2010 год количество готовых изделий составило 50 единиц. В 2011 году производилось меньше ожидаемого − 2-3 самолета в месяц. Задержки поставок спровоцировали отток клиентов, но главные заказчики все же продолжили тесное сотрудничество с компанией.

Первый важный для фирмы документ был получен в 2010 году − сертификат МАК, а в 2012-м даже сертификат EASA. Это позволило уверенно выйти на рынок ближнемагистральных авиалайнеров в соответствии с европейскими стандартами качества. Итак, производство лайнера характеризуется высокой технологичностью и внедрением новейших разработок. Количество иностранных комплектующих для него снизилось с 80 % до 50 %, и это огромный успех.

Критика проекта

Как посчитали многие критики, на начальной стадии проект самолета Sukhoi Superjet 100 выиграл государственный тендер неспроста. С ним конкурировал Ту-334, который, по их мнению, был более приспособлен к плохим условиям в российских аэропортах. В "Туполеве" двигатели расположены в хвосте судна, а в SSJ они установлены очень низко − под крыльями лайнера. Еще управление самолетом марки "Туполев" привычнее для российских экипажей. Впрочем, финансирование получил проект ГСС, и это поспособствовало его удачному воплощению в жизнь.

Также некоторые утверждают, что SSJ имеет внешнее сходство с немецким самолетом марки Fairchild. Это домыслы, сами проектировщики данную связь полностью отрицали.

Sukhoi Superjet 100: отзывы пилотов и пассажиров

Пилоты и пассажиры дают лайнеру высокую оценку. По управлению судно простое и послушное, имеет высокую скорость набора высоты, как отмечают сами пилоты. А путешественникам в самолете Sukhoi Superjet 100 нравятся комфортные сиденья, широкие проходы и расстояния между креслами, вместительные полки для багажа. Для авиакомпаний самолет выгоден в плане расхода топлива.

Sukhoi Superjet 100 – это не просто российский самолет, это национальная гордость России. Пройти путь от первого испытательного полета до многомиллиардных контрактов всего за 5 лет, и это после распада СССР и развала в авиапромышленности, это настоящий подвиг каждого сотрудника, причастного к созданию Суперджета. Другие названия этого же самолета — Russian Regional Jet, или SU95 (СУ95), называйте как хотите, но я влюбился в этот самолет.

Схема салона Сухого Суперджета 100

Характеристики

Как вы видите, в самолете 18 рядов сидений, первые три из которых — бизнес класс. В самолете сразу два туалета — по одному на класс. В передней части самолета расположена бортовая кухня. Есть модификация самолета без бизнес-класса, там 20 рядов, причем в левом ряду, там, где по два кресла, на один ряд кресел меньше — отсутствует первый ряд. Вот так вот салон самолета выглядит в 3D:


Как показывает статистика, вдвоем люди летают чаще, чем втроем. Обратите внимание на левый ряд — там всего 2 места. А значит, можно лететь без соседей. Шаг между креслами в целом аналогичен самолетам Boing или Airbus, особенность именно в местах 3+2. Между креслами — 81.3 сантиметра, ногам комфортно. Салон отделан пластиком. Единственное, что мне не понравилось — скромный по своим размерам откидной столик. Однако, я не чувствовал — откидывали ли мои соседи с заднего ряда столик, или нет — а в ином Боинге, все эти махинации сильно отдаются в спину, тут Суперджету ставлю 10 из 10, салон отличный.

А вот куда вы вряд ли попадете, как пассажир, это кабина пилотов. Она имеет современный дизайн, достаточно простой, но сразу понятно, что самолет управляется не одним, а двумя пилотами. А это уже не дизайн, это безопасность. Кроме того, самолет способен сесть как вслепую, ориентируясь только на приборы, так и полностью без данных приборов, ориентируясь только на визуальную картину из окон. И то и другое крайность, и может закончиться плохо. Конечно, все зависит и от профессиональности пилотов и слаженности работы наземных служб, но в плане безопасности, самолет садится и по приборам и без них. Кабина пилотов:


А вот вам и обещанные сухие цифры и факты технических характеристик, обеих версий самолета:

Модификация SSJ-95 SSJ-95LR
Размеры
Длина 29.8 м
Высота 10,3 м
Размах крыльев 27,8 м
Диаметр фюзеляжа 3,24 м
Вес
Взлетный вес До 45 880 кг До 49 450 кг
Посадочный вес До 41 000 кг
До 12 250 кг
Летные данные
Крейсерская скорость 830 км/ч
Максимальная скорость 860 км/ч / 0,81M
Высота полёта 12200 м / FL400
Длина разбега 1 530 м 1800 м
Дальность полёта 3048 км 4578 км
Запас топлива 15805 л
Салон
Пассажировместимость 98 в базовой компоновке (увеличивается до 108)
Шаг кресел эконом класса 81.3 см
Ширина салона 3.2 м
Пассажирских дверей 4
Туалетов 2

Обойдемся без сравнений с Boing, Airbus, Embraer и другими брендами. Просто скажу, что Суперджет полностью конкурентоспособен.

Краткая история создания

Самолет Sukhoi Superjet 100 появился вопреки всему. Отечественный самолет, созданный по новым технологиям, а не старая советская технология, был настолько востребован российским рынком, начиная с 2000-ых, что удивительно, что самолет совершил свой первый полет лишь в 2008-ом году. На разработку самолета было выделено около 3-ех миллиардов долларов.


История создания Sukhoi Superjet 100 выпала на 2 самых тяжелых периода для мировой экономики. Кризис 2008/2009-ого года, тогда концерн «Сухой», являющийся разработчиком данного самолета, производил первые полеты.

В России на 2018 год эксплуатируется 93 самолета.

В таблице представлены данные по производству лайнеров Сухой Суперджет 100 по годам

Итого 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Изгот. 152 2 1 2 5 12 24 35 18 19 33 1
Поставки 124 5 8 14 27 21 21 25 3
Летает 110

Из таблицы видно, что из 5 изготовленных лайнеров проданы только 4

Российская ли это разработка

Самый важный момент, а является ли Сухой Суперджет 100 российским самолетом? Нет, не является, однако уверенно к этому идет. По последним данным – 50.83 % материалов, используемых для производства самолета, поставлялись из других стран, остальное — отечественное. Самым крупным поставщиком является французская компания PowerJet, на ее долю приходится около 35% материалов.


Однако, сама разработка – российская. Концерн «Сухой» постепенно идет к тому, чтобы не просто снизить долю иностранных материалов, а полностью свести ее к нулю. Только вдумайтесь, в 2013-ом году, доля иностранных материалов составляла 74%, а в 2014-ом уже чуть больше 50 процентов. Данных за 2015-ый год, к сожалению, пока еще нет, но они наверняка покажут, что процент снизился еще. Это одна из приоритетных задач концерна в плане производства.

Цена Sukhoi Superjet 100 и сравнение с конкурентами

Цена самолета Сухой Суперджет 100 в открытых источниках не публиковалась, однако мы получили информацию о заключении контракта Ямалом на 20 самолетов, с раскрытой суммой контракта – около 45 миллиардов рублей. Стоимость одного самолета – 2,25 миллиарда рублей. Для простоты сравнения с зарубежными аналогами, переведем все в доллары по условному курсу 65 рублей за 1 доллар. Получается, стоимость одного Сухого – около 35 миллионов долларов.


А что с конкурентами? Например, Boeing 737 примерно сопоставимый с Суперджетом в его LR комплектации (полеты до 4500 км), стоит 57,5 миллионов долларов до ввоза в Россию, а если официально оформлять его на российскую компанию, уплатив пошлины и НДС, цена самолета возрастает до 81 миллиона долларов. Только сравните, 35 миллионов против 81 миллиона. Более, чем в два раза. Цена на Airbus A-319 – 63 миллиона долларов, с уплатой всех налогов, тут разница меньше, но тоже существенная.

Покупатели самолета

Главным покупателем Сухого является Аэрофлот. В 2011-ом году был подписан твердый контракт на поставку 50 самолетов Superjet 100. И к августу 2015-ого 30 самолетов уже поставлено, остальные 20 находятся в производстве. Но не Аэрофлотом единым живет Сухой, есть другие российские и зарубежные покупатели. В России Суперджеты в количестве 10 штук заказали в Газпромавиа, все самолеты уже были поставлены.

16 самолетов уже было поставлено мексиканской компании Interjet. Им самолеты настолько понравились, что было заказано еще 14 самолетов.

Будущее Superjet 100

На сегодняшний день, главный конкурент – Boeing 737. А это, между прочем, самый популярный пассажирский самолет в мире. По статистике, в мире каждые 5 секунд садится один Boeing 737. Конечно, до таких цифр нужно еще дорасти, Boeing 737 начал продаваться в 68-ом году, и с тех пор претерпел массу изменений и модификаций, ведь компания Боинг тоже не стоит на месте. Хотя учитывая цену на Суперджет, у Сухого точно получится посоревноваться за клиентов не только в России, но и по всему миру.

К 2025-ому году, эксперты прогнозируют расширение географии распространения самолета, до 26 стран, и эти страны уже известны, так как проявили интерес. Если удастся заполучить контракты у европейских компаний, что в связи с санкциями 2014-ого года, проблематично, география может значительно расшириться.

Азиатский рынок растет такими темпами, что в течение 2-ух лет перегонит американский по количеству перевезенных людей. Для России данный рынок является приоритетными, ведутся переговоры с азиатскими перевозчиками разных классов – от лоу-костеров до национальных авиакомпаний, и в ближайшие 10 лет нас ожидает мощный прорыв вперед, в основном за счет внутреннего российского и рынка Азии. А если вы интересуетесь российскими самолетами, то рекомендуем почитать о самолете — .

Российский самолет Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100), выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, пропал с экранов радаров после показательного полета в Джакарте. На борту находятся 44 человека, включая экипаж: восемь россиян и 36 граждан других стран.

Ниже приводятся сведения о летно-технических характеристиках самолета.

Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) - главный российский проект по производству авиалайнеров. Проект создания семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet-100 осуществляет ЗАО "Гражданские самолеты Сухого ", образованное в 2000 году.

Семейство российских региональных самолетов Sukhoi Superjet-100 состоит из двух самолетов пассажировместимостью 75 и 95 кресел в конфигурации с базовой - SSJ100/75B и SSJ100/95B - и увеличенной дальностью - SSJ100/75LR, SSJ100/95LR.

На всех этапах создания самолетов Sukhoi Superjet-100 применяются новейшие технологии.

Применение концепции Human Centered Design позволило оптимизировать размещение рычагов управления и приборного оборудования таким образом, что завершить полет можно силами одного пилота даже в случае внештатной ситуации. Эти решения в сочетании с концепцией "Темная и Тихая Кабина" обеспечили возможность точного удобного и надежного пилотирования самолетов Sukhoi Superjet-100.

Дополнительный выигрыш в топливной эффективности, а также высокая безопасность полета достигаются за счет оптимального пилотирования самолетов в автоматическом режиме и защищенности системы управления полетом от случайных ошибок. В основе системы дистанционного управления лежат три двухканальных вычислителя верхнего уровня (PFCU - Primary Flight Computer Unit), дополняющие двухканальные вычислители нижнего уровня (ACE - Actuator Control Electronics). PFCU обрабатывают командные сигналы, поступающие из кабины пилотов, автопилота и авионики, и оптимизируют пилотажные характеристики самолета на всех режимах полета. Уровень функциональной насыщенности, реализованный в PFCU, разработан с учетом опыта "ОКБ Сухого" по созданию СДУ с автоматическим ограничением предельных и эксплуатационных параметров полета при ручном и автоматическом управлении. Таким образом, обеспечивается высочайший уровень безопасности на всех этапах полета не только за счет высокой надежности самолетных систем, но и за счет уникального функционала защиты от ошибок, связанных с "человеческим фактором". В случае возникновения на борту ряда серьезных отказов СДУ перейдет на резервный контур управления, обеспечивающий пилотажные характеристики на уровне неавтоматизированного (обычного) самолета.

Отказобезопасная архитектура системы дистанционного управления позволила полностью отказаться от механического резервирования. Управление горизонтальным стабилизатором также осуществляется электродистанционно. Это помогло оптимизировать его размеры для снижения уровня аэродинамического сопротивления и балансировочных потерь. На Sukhoi Superjet-100 впервые применена алгоритмическая защита от касания хвостом ВПП на случай ошибки летчика при взлете, что позволило отказаться от использования массивных механических амортизаторов, которыми оборудованы другие самолеты.

Открытая архитектура комплекса авионики спроектирована компанией THALES на основе интегрированной модульной технологии. Это позволило сократить количество конструктивных блоков комплекса примерно на 15% и, тем самым, упростить его обслуживание. Для этого предусмотрена Бортовая система ТО, способная обнаруживать отказ - вплоть до конструктивного блока во всех основных самолетных системах. Наряду с этим базовая конфигурация авионики является более функциональной по сравнению с ближайшими конкурентами. Она включает тройную систему УКВ-связи с функцией ACARS, систему предотвращения столкновений T2CAS второго поколения, возможность захода на посадку по категории IIIA ICAO.

Каждый самолет оснащается новыми двигателями SaM146, разработанными компанией PowerJet с учетом всех требований семейства Sukhoi Superjet 100. Большой опыт и совместные усилия компаний Snecma Moteurs и НПО "Сатурн" позволили использовать современные технологии CFM56 & Tech56 при создании двигателя, обладающего высокими эксплуатационными характеристиками.

Особое внимание уделяется ремонтопригодности двигателя, например, предусмотрена возможность замены лопаток без съема двигателя с крыла. В модульной конструкции нового двигателя количество компонентов сокращено на 20%, что обеспечило сокращение стоимости и значительно упрощает процедуры ТО.

Примененная в сечении фюзеляжа концепция "double-bubble" позволила увеличить жизненное пространство на одного пассажира до объема 0,885 кубических метра, а высоту багажно-грузовых отсеков довести до 1014 миллиметров.

Аэродинамическая компоновка самолетов SSJ-100 специально оптимизирована для полета на высоких крейсерских числах М, благодаря чему оптимальный с точки зрения километрового расхода топлива режим полета соответствует скорости полета современных магистральных самолетов.

Улучшенные взлетные и посадочные характеристики наряду с возможностью всепогодной эксплуатации, широким диапазоном возможности по дальности и коммерческой загрузке позволяют авиакомпаниям открывать новые направления, оптимизируя маршрутную сеть и расписание.

Экономия достигается за счет минимизации затрат на переобучение экипажа при эксплуатации нескольких типоразмеров самолетов в составе единого парка, легкодоступных зон технического обслуживания, 20% уменьшения количества компонентов модульного двигателя (SaM146) и 10% сокращения потребления топлива.

Благодаря снижению веса самолета, экономичному потреблению топлива, а также сокращению затрат по обслуживанию самолета, Sukhoi Superjet-100 позволяет сократить эксплуатационные расходы на 10%.

Энергосберегающие технологии освещения салона на светодиодах позволяют авиакомпаниям экономить энергию и снижать затраты на его обслуживание.

Габариты грузового отсека полностью отвечают требованиям профсоюзов к работе наземного персонала.

И хотя Sukhoi Superjet-100 относится к классу региональных самолетов, его вариант с увеличенной дальностью полета можно эффективно использовать и на ряде магистральных маршрутов.

Sukhoi Superjet-100 соответствует самым жестким экологическим требованиям, значительно превосходит действующие и рассматриваемые требования ICAO по уровню шума и эмиссии.

Поставщики основных систем самолета:

Авионика - THALES

Система управления - LIEBHERR

Системы жизнеобеспечения - LIEBHERR

Шасси - MESSIER DOWTY

Топливная система - INTERTECHNIQUE (ZODIAC)

Интерьер - B/E AEROSPACE

Противопожарная система - AUTRONICS (CURTISS WRIGHT)

Кислородная система - B/E AEROSPACE

ВСУ - HONEYWELL

Кресла экипажа - IPECO

Гидравлическая система - PARKER

Система электроснабжения - HAMILTON SUNDSTRAND

Датчики вибрации двигателя - VIBRO-METER

Колеса, тормоза - GOODRICH

Летно-технические характеристики самолета Sukhoi Superjet 100/95 мест:

Пассажирская вместимость одноклассной конфигурации (шаг кресел 32") - 98

Крейсерская скорость LRC, IV - 0,78

Потребная длина ВПП (MTOW, ISA, SL), 1731 и 2052 метров

Максимальная высота полета (эшелон) - 400

Дальности полета (полная пассажирская загрузка), 3048 и 4578 км

Весовые характеристики:

Максимальный взлетный вес: 45880 и 49450 кг

Максимальный посадочный вес: 41000 кг

Габаритные размеры:

Длина: 29,940 м

Высота: 10,283 м

Размах крыла: 27,80 м

База шасси: 11,249 м

Колея шасси: 5,74 м

Размеры пассажирского салона:

Ширина: 3236 мм

Высота: 2120 мм

Ширина прохода между креслами: 510 мм

Ширина пассажирских кресел: 465 мм

Это российский современный пассажирский ближнемагистральный самолёт, который разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» при содействии некоторых иностранных компаний.

Sukhoi Superjet 100-95В является первым российским пассажирским самолетом, который в проверке на соответствие требованиям Европы по уровню шума получил хорошую отметку.

Так же, у SSJ100 есть международный сертификат EASA .Это означает, что самолет возможно использовать всеми европейскими и мировыми авиакомпаниями, в которых в качестве стандарта приняты принципы EASA.

Аэрофлот является главным эксплуататором данного авиационного лайнера. На данный момент выпущено 22 самолета (включая опытные образцы), Аэрофлот пользуется на своих рейсах десятью.

В данных 10 самолетах используется два варианта AF и АА с аналогичной схемой салона.

Чтобы было более удобно, рассмотрим один из вариантов схематически и обозначим как худшие, так и лучшие места самолета SukhoiSuperjet100-95В.

Пару общих моментов по поводу расположении кресел в SukhoiSuperjet100-95В - их недостатки и преимущества.

1. Сидения, которые расположены рядом с иллюминатором, имеют достоинство в том, что можно в него смотреть в течение полета (это, конечно же зависит от времени полета и погоды). Если вы ночью летите, это достоинство не считается. Еще сосед не будет Вас беспокоить, если ему захочется встать. У данных мест есть один минус - не весьма удобно самому его покинуть. По этому, если нет нужды ходить часто в туалет или вы намереваетесь весь полет проспать - выбирайте места у окошка.

2. У сидений, которые размещены возле прохода, свое достоинство - с него очень легко встать, если необходимо в туалет. Недостатки такие - может побеспокоить сосед, если ему необходимо будет встать. Еще могут мешать бортпроводники с тележками и пассажиры, которые проходят по салону к камбузу и туалетам. Поэтому если летите с ребенком и, скорее всего, придется часто ходить в туалет. Или у вас самих есть нужда чаще ходить в уборную, тогда выбирайте с краю места.

    В первом ряде в бизнес-класса для ног немного меньше места, нежели в других рядах. Это вследствие наличия перегородки. Поэтому данные места чуть хуже, нежели остальные места данного класса.

    Наоборот, первые места эконом (6 р.) - самые комфортные места своего класса. Это ввиду наличия довольно большого свободного пространства перед креслами. Можно с удобством ноги вытянуть, а еще, если захотите встать - не нужно будет тревожить никого. Лучшие места эконом.

    Ну и последний, 20 р.. Тут и есть то самое огромное различие меж конфигурациями лайнеров. В АА непосредственно за последним рядом находятся подсобное помещение и туалет. Кресла данного ряда не откидываются или имеют существенное ограничение в этом. Еще возле туалетов, зачастую кто-то ходит, а порой образуется очередь. Весьма неудобные места. Конфигурация AF немного получше. Туалет располагается немного удаленно от кресел и ничем они не отличаются от привычных стандартных мест. Хотя, не перестанут возле вас ходить. Если не уверены на какой именно конфигурации лайнера вам предстоит полететь, не берите мест последнего ряда.

чтобы выбрать лучшие места самолета Sukhoi Superjet 100-95В.

    Спросите совета у работника авиационной компании

    Если возможно - изучите внимательно схему авиалайнера, на котором Вы полетите

    Не берите мест, в которых сидения не откидываются или в этом ограничены

    Не берите мест около туалетов, кухни и других технических помещений в самом хвосте.

Уважаемые пользователи сайта !

Надеемся, что эта статья была полезна Вам.

Если вы когда-либо в своей жизни летали на самолете авиакомпании, поделитесь, пожалуйста, своими отзывами о полете.

Чистого Вам неба, как говорят пилоты, и мягкой посадки!